234 Пс. 118 принадлежит к псалмопению субботнему в монастырской Утрене и к псалмопению воскресному в соборном «орфросе». Часто считались с двумя традициями; в теперешней практике Пс. 118 составляет третью кафизму Утрени воскресных дней в Посту, заменяемый в остальное время года Псалмами 134 и 135. Серия тропарей «еулогитария», припевом к которым служит стих 12 того же Пс. 118 , не опускается никогда по воскресеньям. Антифоны, следующие за Пс. 118 в нашем кодексе, вероятно, являются степеннами: 25 «антифонов» из трех тропарей каждый (подсказанные псалмами степеней), которые всегда предшествуют воскресному Евангелию, в количестве трех на воскресенье (четырех в воскресенье VIII – го гласа). 235 Мы уже видели в грузинских рукописях, что два раза в году, каждая песнь канона сопровождалась молитвой; ср. прим. 37, 236 Первый возглас является возгласом трисвятого Литургии как в номере 70, Афины 570; второй является смесью двух возгласов: возгласа Литургии и возгласа Утрени, Яко ты еси просвещение и освящение и спас душ наших... Этот возглас отнесен ко 2-й кафизме, но по описанию Дмитриевского нигде не появляется эта кафизма; данный возглас не принадлежит ни одной известной нам молитве Утрени. 237 Может быть в этом заключается причина того внимания, которое эта рукопись вызывает у литургистов. Н. Борджиа, ук. соч. с. 211–212, вдохновлялся этим кодексом для схемы Утрени, которую он предлагал, ввиду возможной реформы Часослова. Н. Успенский также (Богословские Труды, 1 (1960): Православная Вечерня, с. 5–52) отдает предпочтение Патмосу 105, в толковании истории Византийской Вечерни (с. 36). В собрании представленных рукописей мы не считаем, что следовало бы придавать этой рукописи слишком большую важность: она представляет собой лишь одну традицию среди других. Речь идет о компромиссном решении, довольно разумном, между Евхологием и монастырской службой, но не считающимся с прежней традицией молитв и упраздняющей все-таки три из них. 238 Литургический труд архиепископа известен нам частично, в издании Миня (Г.П.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

" В поте и труде будешь есть хлеб» ( Быт.3:19 ). Видишь ли, какая первая приправа пищи, по Писанию? Достаточно для тебя этой только потребностью занимать мысль свою – лучше же сказать, до этого только связывать душу попечениями о хлебе. Но скажи Тому, Кто изводит «хлеб от земли» ( Пс.103:14 ), скажи Тому, Кто питает воронов ( Пс.146:9 ), «даёт пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ), отверзает руку и насыщает «всё живущее по благоволению» ( Пс.144:16 ): «От Тебя моя жизнь, от Тебя да будет и средство к жизни. Ты «дай» хлеб, то есть даруй иметь пищу от праведных трудов». Прекрасно же и присовокупление слова «день». Ибо сказано: «Хлеб насущный дай нам на сей день». В этом слове заключается другое любомудрие; произнося это, должен ты познать, что жизнь человеческая однодневна. Собственность каждого – одно только настоящее, а надежда на будущее остается в неизвестности; " не знаем , что родит тот день?» ( Прит.27:1 ). Для чего мучим себя неизвестным, томим заботами о будущем? Сказано: «Довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф.6:34 ), где заботой называется злострадание. Для чего прилагаем попечение «о завтрашнем»? Поэтому Господь тем, что повелевает говорить «день», запрещает тебе заботу «о завтрашнем», как бы следующее внушая тебе этим словом: «Кто дал тебе день, Тот даст и потребное на день. Кто «повелевает солнцу... восходить» ( Мф.5:45 ); Кто уничтожает ночную тьму; Кто показывает тебе луч света; Кто вращает небо, чтобы над землей стало светило; Кто дает тебе это и многое другое, Тот неужели имеет нужду в твоем содействии, чтобы удовлетворить твоей плоти, снабдив ее потребным? Какую тщательность о собственной жизни привносит от себя естество бессловесных? Какие пашни у воронов, какие житницы у орлов? Не одна ли у всех снабдительница жизни – Божия воля, которой все содержится? Вол, или осел, или другое какое бессловесное, не учась, от природы имеют любомудрие и хорошо располагают настоящим, о том же, что будет после, нет у них никакой заботы». Неужели мы имеем нужду в советниках, чтобы уразуметь эту кратковременность и однодневность плотской жизни? Не вразумляемся тем, что бывает с другими? Как не уцеломудриваемся собственной своей жизнью? Что было пользы от большого заготовления тому богачу, который обольщал себя неосуществимыми надеждами, разорял, строил, собирал, роскошествовал; чего достало бы на многие годы, то в суете надежд запирал в житницы? Не одна ли ночь обличала всю эту мечтательность надежды, как суетное некое сновидение о чем-то не стоящим внимания? Жизнь телесная ограничивается одним настоящим, а жизнь, предоставляемая надежде, есть собственность души.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

15–18 (См.: Пс. 113:12–16 ). Обращает на себя внимание, как процитированный материал обреает новое, очень важное звучание в ином контексте. Как уже отмечалось выше, в псалме Господь, Чья деятельность проявляется повсюду (5–7), противопоставляется идолам – изделиям человеческих рук, чья единственная «заслуга» – превращать в тлен поклоняющихся им (18). 19–21 Значение глагола «благословлять» здесь соответствует использованному в ст. 1–3 хвалите (см.: коммент. к Пс. 133:2–3 ). О народе Господнем см. также в Пс. 113:17–19, 117:2–4 . Здесь подчеркивается причина благословения: оно исходит от Господа, обитающего в Иерусалиме (21). Господь выбрал народ израильский, потому что такова была Его воля, Он избрал его для Себя (4) и пришел обитать среди Своих избранных (ср.: Еф. 2:18–22 ; 2Кор. 6:16 ). Псалом 135. Выбор Израиля: его корни в Господе Высшая реальность не в особом статусе Господа (1–3), не в Его творческих свершениях (4–9) и вмешательстве в историю (10–22), и даже не в Его благорасположении к Израилю (23–25), но в том, Кто Он есть, в Его вечной любви, ибо вовек милость Его. Именно эта фраза рефреном звучит во всем псалме. Его статус сам по себе вызывает благоговейный ужас; Его деяния Творца, чудодейственная сила Его свершений, Его могущество запечатлены в истории, Он контролирует весь ее ход; Его благость вызывает славословие и восторг. Но когда мы видим, что все это исходит из Его нескончаемой любви, которая являет себя во всемогуществе милосердия и в провидении, тогда это особенно побуждает нас воздать честь и поклонение Ему, вознести Ему свою хвалу и благодарность. Что значило бы для нас, что Он благ, велик и могуч как Творец и Господин истории, что Он наделял благами людей в давние времена, если бы эти Его деяния не определялись Его вечной любовью, которая и нас тоже приносит в теплые и крепкие объятия Такого Бога? Это позволяет нам, вместе со своими братьями и сестрами, совершавшими паломничество в ветхозаветные времена, проделать этот пройденный когда–то ими путь от Египта до земли обетованной и вместе с ними восславить каждую ступень Его великой любви, ибо вовек милость Его. Нет силы, способной противостоять Его всемогуществу (1–3; Рим. 8:31–39 ; 1Кор. 8:5,6 ; Еф. 1:19–22 ); мы в безопасности, потому что мир, в котором мы живем, – Его мир (4–9); мы тоже получаем искупление (10–15; Ин. 1:29 ; 1Кор.5:7 ; 1Пет. 1:18–21 ), пользуемся Его благодатью в разных обстоятельствах (16; Флп. 4:12–13,19 ), входим в наследство через Его победу (17–22; Кол. 1:12–14 ), дивимся Его не заслуженному нами выбору (23–24, 1Кор. 1:26–31 ) и едим свой насущный хлеб, взирая с благодарностью на руку, питающую нас (25), ибо вовек милость Его. Псалом 136. Странная песнь

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

§5о. Тяжесть греха сего явствует из того, что праотцы наши сим 1) восстали против Бога; 2) Ему не поверили и позавидовали; 3) Его похулили, поверив диаволу лучше, нежели Ему; 4) и что как себя, так и потомство свое все повредили и умертвили. Единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть и тако смерть во вся человеки вниде, в нем же (то есть во Адаме) вси согрешиша ( Рим. 5:12 ). Вси согрешиша и лишени суть славы Божия ( Рим. 3:23 ). Рассуждение 4. О всеобщем промысле Божием §1. Преблагой Господь не токмо сперва произведением из небытия в бытие тварям своим доброты, совместные естеству оных сообщил, но и после не перестал благодетельствовать, что называется промыслом Божиим. Глава 1. О сущности и бытии промысла Божия. §2. Промысл Божий есть по создании оказуемая к миру благость Божия, или действие Божие, упражняющееся в содержании и управлении мира. Промысл иначе именуют смотрением, о мире попечением, устроением, хранением, правлением, домодержавством и провидением. §3. О бытии промысла Божия свидетельствуют премногие Св. Писания места. Отец Мой доселе делает, и Аз делаю ( Ин. 5:17 ); Сам дая всем живот и дыхание и вся ( Деян. 17:25 ); В нем же живем, движемся и есмы ( Деян. 17:28 ); Нося всяческая глаголом силы Своея ( Евр. 1:3 ); Учинением Твоим пребывает день ( Пс. 118:91 ); Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих ( Пс. 134:7 ); Не несвидетельствована Себе остави, благотворя, с небесе нам дожди дая и времена плодоносна, исполняя пищею и весельем сердца наша ( Деян. 14:17 ); и Пс. 1о3:14, 135:25, 146:9. §4. Отсюда явствует, что весьма заблуждают те, кои думают, что Бог не печется о нуждах Своих тварей. Ибо хотя они и говорят, что Бог живет в превеликом и глубочайшем спокойствии, весь в пресладком и нечувственном Божестве почивая, но не разумеют, что Бог не со скукою и трудом управляет вселенною, но единым только действием воли Его от Него все совершается и что Он и при промысле Своем может быть спокойнейшим; а потому и нисколько не может убавиться блаженства и увеселения Божеского из того, что Он упражняется во управлении мира. Истинное блаженство не в том состоит, чтоб ничего не делать и быть в праздности, но более в том, чтоб добро делать.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Бежим отсюда! Ты можешь бежать душою, даже если телом пребываешь здесь. Ты можешь и здесь быть и предстоять Господу, если душа твоя стремится к Нему, если мысленно идёшь вслед за Ним, если верою, а не напоказ следуешь по путям Его, если прибегаешь к Нему Самому 134 . Ведь Он – прибежище и сила ( Пс.45:2 ), к Нему обращается Давид: К Тебе прибегнул я... и не был посрамлён ( Пс.142:9, 76:3 ). Итак, если Бог прибежище, а Бог на небе и превыше небес, то непременно надо бежать отсюда туда, где мир, где покой от трудов, где мы будем праздновать великую субботу, как сказал Моисей: И будет это в продолжение субботы земли вам в пищу ( Лев.25:6 ). Пиршествовать в полной радости и покое – это значит успокоиться в Боге и созерцать Его радование. Неужели мы, прибегнув к Богу, вернёмся в мир? Умерев для греха, будем снова грешить? Отказавшись от дел века сего, опять окунёмся в его грязь? 46. Fugiamus hinc, quia tempus breue est. Audi quomodo fugias: Et qui habent uxores ita sint ac si non habeant et qui flent tamquam non flentes et qui gaudent tamquam non gaudentes et qui emunt tamquam non possidentes et qui hoc mundo utuntur, tamquam non utantur; praeterit enim figura huius mundi. Non ergo cum praetereunte figura mundi opera nostra praetereant, ne etiam ipsi praetereamus, sed maneamus in ueritate. Si manemus in Christo, manemus in ueritate et cum eo manebimus et non praeteribimus, sed dicemus: Benedictio domini super uos, benedicimus uos in nomine domini. Qui enim praetereunt non possunt dicere, quia non dixerunt praetereuntes uiam: Benedictio domini super uos, quemadmodum dixit propheta. Itaque si uolumus non praeterire opera nostra, non praetereamus mandatum dei, non praetereamus requirendi Iesu domini diligentiam, emerendi eius gratiam. Non praeteriuit eum ilia mulier, quae usque in Pharisaei domum ingressa, in qua Christus recumbebat, in pedes eius superfudit unguentum. Бежим отсюда, ибо время кратко. Послушай, как именно можно бежать: Имеющие жён должны быть как неимеющие; и плачущие как неплачущие; и радующиеся как нерадующиеся; и покупающие как невладеющие; живущие в этом мире как неживущие; ибо проходит образ мира сего ( 1Кор.7:29–31 ). Это не значит, что должны исчезнуть наши дела, когда проходит образ мира. Нет, сами мы не должны исчезнуть, но должны пребывать в истине. Если пребываем во Христе, то пребываем в истине и с Ним пребудем и не исчезнем, но скажем: Благословение Господне на вас, благословляем вас во имя Господне ( Пс.128:8 ) 135 . А те, кто исчезают, говорить не могут, потому что они, проходя путь, не сказали прежде: Благословение Господне на вас, как сказал пророк. Итак, если не хотим, чтобы дела наши миновали, не пройдём мимо Божьей заповеди, не пренебрежём исканием любви Господа Иисуса, чтобы заслужить Его милость. Не прошла мимо Него женщина, но, войдя в дом фарисея, где возлежал Христос, возлила на ноги Его миро 136 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Еврейские частицы, образующие первое положение, означают подтверждение, согласие с предшествовавшей речью или, точнее, подход к ней речи новой: и подлинно (как Быт.3:1 . 1Цар.21:6 ) 132 , не: «тем более, что» 133 , так как надмение (о котором пред сим говорится) не становится более греховным или более заслуживающим наказания от того, если надменный человек предается вину, не становится и менее греховным от того, если он трезв. Второе положение поясняется местом из Притчей: не смотри на вино, как оно краснеется, как оно кидает от себя блеск на чашу, как оно ухаживается вровень: под конец оно укусит, как змей, и ужалит, как аспид ( Притч.23:30,31 ); или из Осии: блуд и вино и напитки отняли ум ( Ос.4:11 ) 134 . Глупость, впрочем, и прямо, без метафоры, приписывается заносчивости ( Притч.30:32 ). Третье положение поставлено абсолютно (не в зависимости от предыдущего глагола) 135 , и союз соединительный служит к возвышению субъекта, – оборот весьма нередкий в Библии (напр. руки – они не осязают, ноги – они не ходят – Пс.115:7 евр.; число лет Его – оно не исследимо – Иов.36:26 ; также Иов.23:12 ; Иов.25:5 ); название, которым сей субъект обозначен в подлинном тексте (iahir, LXX λαζν, величавый) значит больше, чем наше название хвастливый (способное иногда казаться почти не осуждающим), ибо в усиленной речи ставится оно после гордого (как Притч.21:24 ; «гордый, хвастливый – богохульник имя ему»); и так это человек (или народ), положивший уста свои на небесах, говорящий: языком мы сильны, и на Вседержителя восстающий ( Пс.11:5 ; Иов.15:25 ). «Не устоит» – как передано в Таргуме и у раввина Раши, не пребудет в своем благосостоянии; собственно: не водворится , – но последнее было бы не довольно определительно, так как можно было бы подумать и о невольном лишении прочности, благосостояния, и о добровольных перекочевках народа с места на место, о беспокойном устремлении его туда и сюда 136 , ради войны. В дальнейших положениях – сравнение жадной души (как и у Ис.5:14 ) с преисподней, которая олицетворяется, и со смертию взято с того, что все люди смертны и что каждый из смертных нисходит на веки в дольнейшия страны земли (преисподняя не скажет: довольно – Притч.30:15,16 ; Притч.27:20 ); а выражение о народах, поясняющее метафору, отсылает читателя к главе предыдущей (ст. 6. 9. 15. 17)...

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Кто помышляет о дне суда и не приходит в трепет? Возьмем во внимание, возлюбленные, что обыкновенно у нас говорится. Когда наступят жатва и жары, у нас говорят: " пройдут еще два месяца, и жары минуются " . Что же станем делать, возлюбленные, если осуждены будем в вечный огнь? И когда опять наступит зима, у нас говорят: " пройдут еще два или три месяца, и страшная стужа минуется " . Что станем делать, братия, если по смерти осуждены будем в преисподняя земли? Если же в болезнь кто впадет, и сна у него не будет ночью, то часто смотрит он в окна дома, желая увидеть свет. Что станем делать, братия, если осуждены будем во тму кромешнюю, где плач и скрежет зубом (Мф.22:13), где нет надежды увидеть свет в бесконечные веки? Подобно и изгнанник считает дни, ночи и годы, ожидая окончания срока; а в будущем веке осужденному должно считать не дни, не ночи, не месяцы, не годы; потому что это - беспредельные и бесконечные веки, в которые плачущие и проливающие ныне слезы утешатся. Питающаяся же пространно, жива умерла, как говорит Апостол (Тим.5:6). И еще Спаситель говорит: горе смеющимся ныне: яко восплачут (Лк.6:25). Итак отрезвимся, возлюбленные, от жизни сей, и будем плакать ныне, чтобы там быть утешенными. Будем со смиреномудрием безмолвствовать в келлиях своих, чтобы Господь видел смирение наше и труд и отпустил нам все грехи наши. Ибо написано: яко во смирении нашем помяну ны Господь (Пс.135:23). И еще: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его (Пс.102:13). Да дарует же нам Господь окончить жизнь неосужденно! Ему слава во веки! Аминь. Поучение 46. О любви Если, возлюбленный, сподобишься дара ведения и различения, или исцелений, то смотри, чтобы тебе, понадеявшись на дарование, не кончить жизни бесплодно, и когда царь отлучит праведных от грешных, не сказать: " помилуй " , и не услышать вместе с стоящими ошуюю: не вем вас (Мф.25:12). Ибо написано: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в царствие небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех. Мнози рекут Мне в он день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им: яко николиже знах вас.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/835/...

Кто помышляет о дне Суда и не приходит в трепет? – Возьмем во внимание, возлюбленные, что обыкновенно у нас говорится. Когда наступят жатва и жары, у нас говорят: «Пройдет еще два месяца, и жары минуются». Что же станем делать, возлюбленные, если осуждены будем в вечный огонь? И когда опять наступит зима, у нас говорят: «Пройдет еще два или три месяца, и страшная стужа минуется». Что станем делать, братья, если по смерти осуждены будем в преисподний земли? Если же в болезнь кто впадет, и она у него не будет ночью, то часто смотрит он в окна дома, желая увидеть свет. Что станем делать, братья, если осуждены будем «во тму кромешенюю», где «плачь и скрежет зубом» ( Мф.22:13 ), где нет надежды увидеть свет в бесконечные века? Подобно и изгнанник считает дни, ночи и годы, ожидая окончания срока, а в будущем веке осужденному должно считать не дни, не ночи, не месяцы, не годы, потому что там – беспредельные и бесконечные века, в которые плачущие и проливающие ныне слезы утешатся. «Питающаяся же пространно, жива умерла», – как говорит апостол ( 1Тим.5:6 ). И еще Спаситель говорит: «Горе вам смеющымся ныне: яко возрыдаете и восплачете» ( Лк.6:25 ). Итак, отрезвимся, возлюбленные, от жизни этой, и будем плакать ныне, чтобы там быть утешенными. Будем со смиренномудрием безмолвствовать в кельях своих, чтобы Господь видел смирение наше и труд и отпустил нам все грехи наши. Ибо написано: «Яко во смирении нашем помяну ны Господь» ( Пс.135:23 ). И еще: «Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его» ( Пс.102:13 ). Да дарует же нам Господь окончить жизнь неосужденно! Ему слава во веки! Аминь. Поучение 46. О любви Если, возлюбленный, сподобишься дара ведения и различения, или исцелений, то смотри, чтобы тебе, понадеявшись на дарование, не кончить жизни бесплодно, а когда Царь отлучит праведных от грешных, не сказать: «Помилуй», – и не услышать вместе со стоящими ошуюю: «не вем вас» ( Мф.25:12 ). Ибо написано: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/po...

13:14—16). Итак, все сие установлено было не как нужное Богу, но как полезное народу. Вопрос 25. Иные говорят, что море разделено было двенадцатью сечениями и каждое колено переходило особо, полагают же, что выразил сие и блаженный Давид, сказав: раздельшему Чермное море в разделения (Пс. 135:13 ).    А я думаю, что море рассечено было на две части. Сему научает и Божественное Писание: вода же им стена быстъ одесную и стена ошуюю (Исх. 14:22). И путь был широкий, соразмерный множеству проходящих. Ибо сказано: настави я в бездне яко в пустыни (Пс. 105:9), — а сим показывается широта пути. Впрочем, и первое представление не вредит учению благочестия. И то, и другое есть дело чудодейственной Божией силы. Но надобно следовать истине Божественного Писания. В воде же правдивейший Судия предал погибели фараона со всем войском, потому что в воде истреблял он детей еврейских. Вопрос 26. Какое было дерево, усладившее воду в Мерре (Исх. 15:25 )?    Излишнее и бесполезное дело доискиваться того, о чем умолчано. Для нас достаточно знать, что древом горькая вода преложена в сладкую. Ибо сим предызображается наше спасение. Спасительное древо Креста усладило горькое море язычества. Вопрос 27. Как должно разуметь сказанное апостолом: вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори; и вси тожде брашно духовное ядоша; и вси тожде пиво духовное пиша, пияху бо от духовного последующего камене; камень же бе Христос (1 Кор. 10:2 —4)?    Ветхозаветное было образом новозаветного; закон Моисеев — тень, а благодать — тело. Итак, поелику египтяне преследовали евреев, перешедши же чрез Чермное море, евреи освободились от горького владычества египтян, то море прообразует купель Крещения, а облако — Духа, Моисей же — Спасителя Христа, жезл есть образ Креста, фараон — диавола, египтяне — демонов, манна — Божественной Пищи, а вода из камня — спасительной Крови. Ибо как евреи по переходе чрез Чермное море вкусили необычайной пищи и чудного питья, так и мы по спасительном Крещении приобщаемся Божественных Таин. Вопрос 28. Почему камень назван Христом?    Как соделавшийся образом Владыки Христа. Так и море наименовано крещением, хотя никто в нем не крещен. Ибо народ израильский перешел чрез него, не омочившись в воде, но, вернее сказать, покрытый пылью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Эти же люди поступают противоположно и думают пропитаться мирскою, ни к чему не полезною мудростью. Честь же жены блудницы — то же, что и честь единого хлеба, исполненного бесчестия и великого бессилия. А ты проси себе непрестанно хлеба Небесных Сил. Ибо «хлеб небесный, хлеб ангельский яде человек» (Пс. 77, 24. 25), то есть всякий, кто «духом живет, и духом ходит» (Гал. 5, 25) и, следуя церковным уставам, причастился премудрости, сходящей свыше. Посему таковой вкушает хлеб небесный и хлеб ангельский, а не хлеб жены блудницы. Многие из еретиков писали много сочинений, но не было от них пользы, потому что колосья их были «ветром истлены», как говорит Пророк, и рукоять «не имела силы, еже сотворити муку» (Ос. 8, 7). А если дивишься пишущим стихи, то следует тебе подивиться и злочестивому нововводителю Аполлинарию, который весьма многое уложил в размер и переделал в стихи, не щадил напрасных трудов, все время проводил в сочинении неразумных речей, опух и раздулся от бесполезных усилий над стихами, отек от помыслов, и, как сказал Давид, «язык его прейде по земли» (Пс.72, 9). 2.135. Софисту Евлампию. Что выставляешь мне на вид эллинских мудрецов, которые отрастили густые бороды, одеты в плащи и сильно надмеваются, думая, что жезл и борода делают их почтенными? Уничиженный плотник Павел и Елладу, и варварские все страны обратил к Богу. А выставляемый вами и превозносимый Платон, когда в третий раз прибыл в Сицилию с высокопарными своими речами и с блистательным о себе мнением, не преодолел ни одного властителя, но так жалко окончил свое дело, что лишился и самой свободы. Но плотник не Сицилию только и Италию, а и целую вселенную прошел с проповедью благочестия. 2.145. Епископу Роману. Несмысленных возглашений безрассудного и повредившегося в уме Новата, который осмеливается изгонять спасительное покаяние и под предлогом того, что грешнику нет надежды, небоязненно скапливает грехи, а равно и тех, которые говорит о себе, что они чистые, а на деле оказываются нечистыми и последующих ученью их отчаянием доводят до погибели, мы не примем. Напротив того — укорим и осмеем, как мудрствующих вопреки Апостольским правилам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010