Пс.135:23 . Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость его. Пс.135:24 . И избавил ны есть от врагов наших: яко в век милость его: Сии слова отнести можно не токмо ко избавлению Иудеев от работы Фараона и Навуходоносора, но и ко избавлению Христианския церкви от гонителей и еретиков. Ибо Пророк вообще научает, что Бог, помогая людям Своим в бедствиях, больше показывает милости, нежели сохраняя их в благополучном состоянии. Бедствия и скорби скорее открывают нам очи и пробуждают чувства, нежели благоденствие и счастливыя обстоятельства. Винословная частица: яко – относится здесь не к предыдущим стихам, но к оным, в каждом стихе повторяемым, словам: исповедайтеся Господеви. Откуду выходит разум следующий: хвалите и прославляйте Бога, яко во смирении, то есть, в страдании и уничижении нашем, помянул ны есть. Пс.135:25 . даяй пищу всякой плоти: яко в век милость его. Пс.135:26 . Исповедайтеся Богу небесному: яко в век милость его. Сей стих присовокупил Пророк в наставление тех, кои не страждут бед и гонений, дабы не возмнили, что они не обязаны прославлять Бога, аки бы сказал: исповедайтеся Господеви все без изъятия, то есть, и счастием наслаждающиеся, и несчастием угнетаемые, яко Той питает и хранит всякую живущую тварь; сие же творит того ради, яко в век милость Его. Таким образом Пророк распространяет отеческий Божий промысл не токмо на весь человеческий род, но и на всех животных, дабы всяк почудился, колико Отец небесный благопромыслителен и милостив ко избранным Своим, когда и о волах, и ослах, и о птенцах врановых печется и промышляет, как говорится во многих Священнаго Писания местах. А поскольку люди несравненно превосходят безсловесных животных и во всем от них различаются, не по своему достоинству, но по усыновлению Бога, сего ради умословствует, от меньшаго к большему заключая, что невозможно по достоянию превознести несравненную Божию к сынам человеческим милость. Читать далее Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Многие из псалмов содержат указания музыкального или богослужебного характера; в тексте некоторых указывается совершаемый одновременно ритуал (Пс 19/20; 25/26; 26/27; 65/66; 80/81; 106/107; 115/116; 133/134; 134/135). Эти псалмы, а также Пс 47/48; 64/65; 94/95; 95/96; 117/118 явно читались в храме. “Песни восхождения” (Пс 119/129–133/134), а также Пс 83/84 были песнопениями паломников к святилищу. Этих примеров — мы привели лишь наиболее однозначные — достаточно для того, чтобы показать, что многие псалмы, в том числе и “личные”, были сложены для храмового богослужения. Другие же если и не были предназначены для этого изначально, то по меньшей мере приспосабливались для этой цели, например, путем присоединения к ним хвалы Богу (Пс 124/125; 127/128; 128/129). Тем самым в общем и целом связь псалмов с богослужением и богослужебный характер Псалтири неоспоримы. Однако у нас нет сведений, на основе которых можно было бы определить сам ритуал или праздник, во время которых звучали бы псалмы. Еврейское надписание Пс 91/92 предназначает его на день субботний, а греческие надписания Пс 23/24; 47/48; 92/93; 93/94 распределяют эти псалмы по другим дням недели. Пс 29/30 (согласно еврейской надписи) применялся при празднестве освящения храма, а Пс 28/29 (согласно надписи греческой) пелся на празднике кущей. Эти данные, возможно, не изначальны, но они, как и точные указания, сделанные евреями, свидетельствуют о том, что Псалтирь была книгой храмовых и синагогальных песнопений, прежде чем стала книгой песнопений христианской Церкви. Авторство и время написания Вступительные надписи приписывают 73 псалма Давиду, 12 — Асафу, 11 — сынам Кореевым и отдельные псалмы — Ефану, Езрахиту, Моисею и Соломону. 35 псалмов таких указаний не содержат. Надписания греческого перевода не всегда совпадают с еврейскими и приписывают Давиду 82 псалма. Другие дополнительные расхождения выказывает сирийский перевод. Надписания псалмов первоначально не имели целью назвать автора. Еврейские формулировки всего лишь обозначают, что псалом имеет некоторое отношение к названному лицу либо потому, что содержание соотнесено с ним, либо потому, что он включен в сборник, составленный под его именем.

http://pravmir.ru/vvedenie-v-vetxij-zave...

Владыка Бог узаконил израильтянам приносить первородных волов и овец, напоминая тем о спасении их первородных. Ибо не Сам Он имел нужду в жертвах, но промышлял об их пользе. Сие дает видеть и сам закон: аще вопросит тя сын твой: «что сие? и речеши ему: яко рукою крепкою изведе нас Господь из земли Египетския, из дому работы, егда бо ожесточися фараон отпустити нас, изби Господь всякого первенца в земли Египетстей, от первенца человеча до первенца скотия; сего ради аз в жертву приношу всякое разверзающее ложесна, мужеск пол Господу, и всякого первенца сынов моих искуплю; и будет в знамение на руце твоей, и непоколебимо очесы твоими; рукою бо крепкою изведе тя Господь из Египта» ( Исх.13:14–16 ). Итак, все сие установлено было не как нужное Богу, но как полезное народу. Вопрос 25. Иные говорят, что море разделено было двенадцатью сечениями и каждое колено переходило особо, полагают же, что выразил сие и блаженный Давид, сказав: «раздельшему Чермное море в разделения» (Пс.135:13). Раздельшему Чермное море в разделения: яко в век милость Его ( Пс.135:13 ).   А я думаю, что море рассечено было на две части. Сему научает и Божественное Писание: «вода же им стена быстъ одесную и стена ошуюю» ( Исх.14:22 ). И путь был широкий, соразмерный множеству проходящих. Ибо сказано: «настави я в бездне яко в пустыни» ( Пс.105:9 ), – а сим показывается широта пути. Впрочем, и первое представление не вредит учению благочестия. И то, и другое есть дело чудодейственной Божией силы. Но надобно следовать истине Божественного Писания. В воде же правдивейший Судия предал погибели фараона со всем войском, потому что в воде истреблял он детей еврейских. Вопрос 26. Какое было дерево, усладившее воду в Мерре (Исх.15:25)? Возопи же Моисей ко Господу, и показа ему Господь древо, и вложи е в воду, и усладися вода: тамо положи ему оправдания и судбы, и тамо его искуси ( Исх.15:25 ).   Излишнее и бесполезное дело доискиваться того, о чем умолчано. Для нас достаточно знать, что древом горькая вода преложена в сладкую. Ибо сим предызображается наше спасение. Спасительное древо Креста усладило горькое море язычества. Вопрос 27. Как должно разуметь сказанное апостолом: «вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори; и вси тожде брашно духовное ядоша; и вси тожде пиво духовное пиша, пияху бо от духовного последующего камене; камень же бе Христос» (1Кор.10:2–4)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

– Но Я награждаю большим твою страсть к любостяжанию; иду дальше твоих ненасытимых желаний; богатством Моим покрываю твои безмерные стремления. Ты ищешь в сто раз меньшего, а Я даю тебе в сто раз большее. – Итак, Ты заимствуешь, Господи, Ты берешь здесь от меня взаймы милостыню, подаваемую нищему, чтобы некогда мне воздать ее? Тогда я ищу договора и желаю утвердить взаимные условия; объяви мне время уплаты, назначь определенный срок, когда я получу обратно долг. Совершенно излишни такие условия. «Верен Господь во всех словесех Своих» ( Пс.144:13 ). Но так как честный должник обыкновенно определяет срок и назначает день (уплаты), то послушай, когда и где воздаст тебе долг Тот, Кто взял у тебя взаймы через нищего. Когда «сядет... Сын Человеческий... на престол славы Своея, ...и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю. И ...речет сущим одесную Его» (здесь обрати внимание, как честно поступает Должник по отношению к заимодавцу, с какой великой благодарностью воздает Взявший взаймы): «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». За что? За то, что «взалкахся... и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; наг» был, «и одеясте Мя; в темнице... и приидосте ко Мне; болен» был, «и посетисте Мене; странен бех, и введосте Мене» ( Мф.25:31, 33–36 ). Тогда хорошо послужившие в этой жизни, взирая на собственную немощь и на достоинство Взявшего взаймы, говорят: «Господи, когда Тя видехом алчуща, и напитахом? Или жаждуща, и напоихом?» ( Мф.25:37 ), – Тебя, на Которого «очи всех... уповают, и Ты даеши им пищу» в изобилии ( Пс.144:15 )? О, великая благость! Он скрывает Свое величие ради милосердия. «Взалкахся бо, и дасте Ми ясти». О, великая благость! О, безмерная милость! «Даяй пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ), отверзающий руки Свои и исполняющий «всякое животно благоволения» ( Пс.144:16 ), алкал, говорит, и «дасте Ми ясти», не по унижению Своего достоинства, а по человеколюбию Своему, ставшему порукой за бедных. «Возжадахся, и напоисте Мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко не испытан и судове Его, и не исследованы пути Его. Кто бо разуме ум Господень, или кто советник Ему бысть» ( Рим.11:33 ). Христианин! Размышляя с благоговением о премудрости Божией, следы которой открываются для тебя во всех великих и малых творениях Божиих, старайся и жизнь свою, и все свои действия согласовать с теми премудрыми планами, которые видишь ты в мире. Видя во всём мире порядок, согласие, старайся и в делах своих соблюдать порядок, приучай себя уважать и соблюдать законы Божии и царские, живи со всеми в мире и согласии. Видя, что одно создание в мире помогает другому, старайся и ты помочь ближнему твоему, чем можешь, удели что-либо от своего достатка неимущему,защити обиженного, подай другому добрый совет в его деле трудном, ободри печального словом ласковым. Все свои дела старайся направлять к одной доброй цели и с мудростью удаляй от себя грех и зло. «Се благочестие есть премудрость, а еже удалятися от зла есть ведение». Аминь. Поучение 5-е (на первый член Символа веры). О благости Божией «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив; благ Господь всяческим и щедроты Его на всех делах Его ( Пс.144:8–9 .)». Из всех высочайших свойств Божиих Свящ. Писание более всего прославляет благость Божию, – как она проявляется по отношению к тварям, – и в особенности по отношению к людям. 1) Господь по благости Своей, – даровавши жизнь тварям, даёт им и всё необходимое для жизни. «Он прозябает траву скотом ( Пс.103:14 ), одевает сено сельное ( Мф.8:30 ), питает птицы небесные (–26), даёт пищу всякой плоти ( Пс.135:25 ), исполняет всякое животно благоволения ( Пс.144:16 ). Вся к Нему чают дати пищу им во благо время. Давшу Ему им соберут: отверзшу Ему руку, всяческая исполнятся благости ( Пс.103:27–28 .)». Иисус Христос говорит: «никтоже благ, токмо един Бог ( Мк.10:18 ), – то есть: совершенная благость свойственна одному Богу; Он есть Источник всех тех благ, которыми пользуются твари. 2) Но с особенной силой благость Божия проявилась по отношению к нам – людям. Кто даровал нам жизнь, дал нам возможность узреть свет Божий, красоту творений Божиих, – одарил нас разумной и бессмертной душой? Кто поддерживает жизнь нашу, даёт нам силы к трудам, охраняет нас от зол и несчастий? Кто как не всеблагий Творец мира? «Им мы живём и движемся и существуем ( Деян.17:28 )». «Он солнце Своё сияет на злые и благие, и дождит на праведных и на неправедных ( Мф.5:45 )». «Он нам всё даёт обильно в наслаждение ( 1Тим.6:17 ), ниспосылает также всякое даяние благо и всяк дар совершен душам нашим ( Иак.1:17 ) и есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении ( Фил.2:13 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

у Власт. Св. лет. к Чис.23 , пр. 6). В других местах Священного Писания ресм – единорог – изображается сильным и неукротимым, которого нельзя приручить для исполнения домашних работ, для перевозки тяжестей, бороньбы полей и проч., «потому что у него сила велика» ( Иов.39:9–12 ), его рога так же опасны, как пасть льва ( Пс.22:22 ), они величественно и гордо выдаются ( Пс.102:11 ), см. Eürst. Handw. Тожественное с ассирийское rîmu bvttn по клинообразным надписям теже свойства и признаки. «У Ассириян риму – крепкое и могучее животное, по образным описаниям (дикий) бык с сильно изогнутым носом, точно Визан (Wisent. S. К. GF (1878) 135 fig. 530 F Hommel Namen. der Saugetthier. Leipzig. 1879 S. 227 у Schrad.). О силе этого животного подходящие сравнения мы встречаем не раз в надписях ср. напр. Salman. Monol. II, 52: «я попирал его страну, как дикий буйвол, (см. у Schrader’a Die Keilinschfen. S. 456. 21). В качестве символа непобедимого, сокрушающего могущества, сильный бык служит и у Египтян. В одной надписи египетский фараон Сети I прославляется за победы над могущественными в то время Хетами в таких словах: «Это шакал, который, высматривая, пробегает быстро страну; это ярый лев, проходящий по сокровеннейшим тропам всех земель; это сильный бык с парою заостренных рогов... он поразил азиатов, на землю поверг Хита, умертвил князей их» (Бругш Египет 442). Таким образом крепкие грозные рога единорога или (дикого) буйвола, составлявшие его головное украшение (оборонительное оружие) и осязательное выражение физической силы, у народов древности служили символом сокрушающего политического могущества (ср. Пс.112:9; 132:17 ; Иер.48:25). В Пс.17:3 Господь называется твердыней, щитом, рогом спасения. 256 Различие между греко-славянским и русским переводом этого стиха обусловливается неточностью русского перевода. Опущенное евр. кроме неуместного здесь обычного и коренного значения своего, –ибо потому что, употребляется иногда в смысле союза умозаключительного так что, потому. Это значение имеет в 1Цар.2:25 и в этом смысле употребляется здесь (Knobel).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Наследник ли ты? А о язычниках, какую им благодарность он описывает? „Язык, егоже не ведех, работаша ми, в слух уха послуша мя» ( Пс.17:44–45 ). О вас говорит: „вас ради присно имя Мое хулится во языцех» (Ис.:52:5), а о язычниках: „зане от восток солнца до запад имя Мое прославися во языцех» ( Мал.1:11 ). О народе же и о синагоге говорит: „изъясни рабу и сына ее, не имать бо наследовати сын рабынин с сыном свободныя» ( Гал.4:30 ). „Оставих дом Мой, оставих достояние мое» ( Иер.12:7 ). Почему же ты оставил наследие свое? Потому, что „бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве» ( Иер.12:8 ). Что же оно сделало? „Даде противу мене глас свой» ( Иер.12:8 ). Что оно говорило? „Возьми, возьми, распни Его!» ( Ин.19:15 ). А о язычниках: „дал еси достояние боящимся имене Твоего» ( Пс.60:6 ). Поэтому, взяв книгу Исаии, Он (Христос) читал ее, как завещание. Ибо Сам Он взял книгу и, прочитав, подписал: „днесь сбыстся писание сие ( Лук.4:21 ). Скажи же, иудей, вместо „в начале о наследствущей» не нужно ли „в конце?» Посмотрим, унаследовал ли ты „в конце?» Не изгнан ли ты из города? не потерял ли ты храм? не рассеян ли ты повсюду? не порабощен ли ты римлянам? не тем ли, к наследству кого ты простер руку, лишен ты наследства? В начале ты получил в наследство чужбину: „поразившему цари велия, и давшему землю их достояние, достояние израилю рабу своему» ( Пс.135:17,21,22 ). Народы „в конце» наследовали царство небесное. „Приидите благословеннии Отца Moero, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» ( Мф.25:4 ). Ты дочь Вавилона услышала: „дщи Вавилоня, окаянная» ( Пс.138:8 ). А вместо тебя язычница сделалась дочерью Бога: „слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое ( Пс.44:11 ). „Глаголы моя внуши, Господи», – „Глаголы моя» – чистые и нескверные, нелицемерные, истинные и святые, чуждые хулы и свободные от болтливости, достойные Твоего человеколюбия. Глаголы моя, превосходящие всякое человеческое разумение, которые выше всякого ангельского языка, сильнее всякого старшинства святых, ценнее всякого ходатайства праведных, яснее солнца, приятнее фимиама и слаще меда для верных.

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Пример обозначения промыслов, «Как орел покроет гнездо свое» (ср. Втор.32:11 ) и – то, что рядом; «дарований» же, – потому что сказано, «Отверзаешь руку Свою» (ср. Пс.103:28 ) и «Дающий пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ). Очевидно, и это свидетельствует о промысле. «Проявлений» же – потому что в образе человека Он являлся в Ветхом Завете святым, а в образе голубя – Дух Святой. К промыслу же относится и наказание нечестивых, ибо сказано пророком: «Как медведица удрученная, или как леопард» (ср. Ос.13:7–8 ). Силы же называются очами и другими частями тела. «Свойств» же – потому что у Амоса Он назван отвесом ( Ам.7:7–8 ), ибо божественной природе свойственны бесстрастность и непреклонность, как и состояниям испорченности истребляемость, почему и говорится: «Бог наш – огонь поядающий» (ср. Евр.12:29 ). И остальное из сказанного ясно трудолюбивым; и возводительное и иносказательное (апагогическое и символическое) рассмотрение у них не противоречат друг другу. «Жребии» и «обители» можно понять как образы неизменности и незыблемости божественной природы, что обнаруживается и в образе кладущихся в основание камней. «Исхождения» же и «разделения» – сообщение присущих Ему по природе благ, как в случае лилии, например; благоухания, отчего и говорится «цвет полевой» ( Пс.102:15 ), «лилия долин» ( Песн.2:1 ). Так же следует понимать и «соединения» с Ним – обращающихся и связывающихся с Ним творений, как показывает образ краеугольного камня. Женские же украшения, о которых говорится у Исаии (ср. Ис.61:3 ), обозначают многообразие божественного промысла. Подобно этому под плавкой и плавильней следует разуметь или созидательный промысел, или разделяющую и очищающую силу. Становится здесь ясным и смысл образа военного снаряжения: он обозначает способность низлагать и уничтожать противников. «Оружие же варварского производства» заставляет вспомнить: «В одежде, шитой золотом» ( Пс.44:14 ) и «Препояшь оружие Твое по бедру Твоему, Сильный» ( Пс.44:4 ). Ведь оружие (букв.: «фракийский меч») – варварское оружие, как сообщает Филарх. Подобным образом ремесленником является всякий мастер, работающий с огнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Благодать есть всех кормительница ( Прем.16:25 ). Господь есть «даяй пищу всякой плоти» ( Пс.135:25 ), питающий и возращающий всякое животное. «Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении: отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения» ( Пс.144:15, 16 ). «Воззрите на птицы небесныя, – говорит Сам Спаситель, – яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их» ( Мф.6:26 ). На вопль младенца спешит мать его питающая; так кормительница всех благость Божия с материнскою любовью внимает крикам птенцов ворона и готовит им пищу: «кто врану уготова пишу, – говорит Бог у Иова, – птичищы бо его ко Господу воззваша, облетая брашна ищуще» ( Иов.38:41 ). «Пойте Богу, – говорит Псалмопевец, – дающему скотом пищу их и птенцем врановым, призывающим Его» ( Пс.146:7, 9 ). Вообще, как бы ни была мала и ничтожна тварь, благость Божия не только не гнушается ею, но с любовью заботится о ее жизни и нуждах. «Не две ли птицы (воробьи) ценятся единым ассарием, – говорит Господь, – и ни едина от них падет на земли без Отца вашего» ( Мф.10:29 ). «Любиши сущая вся, – говорит Премудрый Богу, – и ничесого же не гнушаешися, яже сотворил еси: ниже бо ненавидя что устроил еси. Како же пребыло бы что, аще бы Ты не изволил еси? Или, еже не наречено от Тебе, сохранилося бы? Щадиши же вся, яко Твоя суть, Владыко Душелюбче» ( Прем.11:25–27 ). Следя за столь возвышенными воззрениями св. писателей на мудрое и благое устройство мира, вы легко можете найти на вопрос: настоящий мир есть ли мир наилучший и совершеннейший, и мог ли Творец создать мир лучше и совершеннее? Отвечать на этот вопрос – не мудрено. Творческая сила не измеряется никакою мерою. Всемогущество не знает никаких пределов. Василий Великий , объясняя слова Моисея: «в начале сотвори Бог», говорит: «Сперва упомянул о начале, чтобы иные не почли мир безначальным; а потом присовокупил – «сотвори», в показание, что сотворенное есть самая малая часть Зиждителева могущества. Как горшечник, с одинаковым искусством сделавши тысячи сосудов, не истощил тем ни искусства, ни силы; так и Создатель этой вселенной, имея Творческую силу, не для одного только мира достаточную, но в бесконечное число крат превосходнейшую, всё величие видимого привел в бытие одним мановением воли» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Если и с тобою Евин советник вступит в беседу о том, что прекрасно для взора и приятно для вкуса, и ты при хлебе станешь искать снедей, приготовленных с приправами, а вследствие того прострешь пожелание далее пределов необходимого, то непременно опутаешься и сетями любостяжания. Ибо от пищи необходимой перейдя к лакомым снедям, перейдёшь и к тому, что приятно для глаз, будешь домогаться светлых домов, мягких постелей, златотканных одежд, множества слуг, светильников, курильниц и прочего: для сего всего надо много иметь, то есть болеть любостяжанием. Сверх того, когда наполнится чрево, чем было желательно, тогда вслед за сим, по пресыщении, человек более и более вовлекается в неистовство непотребства – и это есть крайнее из зол человеческих. Посему, чтоб не происходило ничего этого, ограничивай молитву испрошением сего пособия – хлеба, ища снеди, приправленной тебе самою природою. Достаточно для тебя сею только потребностью занимать мысль свою. Скажи Тому, Кто изводит хлеб от земли ( Пс.103:14 ), Кто питает вранов ( Пс.146:9 ), Кто дает пищу всякой плоти ( Пс.135:25 ), отверзает руку и исполняет всякое животно благоволения ( Пс.144:16 ): от Тебя моя жизнь, от Тебя да будет и средство к жизни. Ты даждь хлеб, то есть даруй иметь пищу, от праведных трудов. Прекрасно и присовокупление слова «днесь». Ибо сказано: хлеб насущный даждь нам днесь. В этом слове заключается другое любомудрие; произнося это, должен ты признать, что жизнь человеческая однодневна. Собственность каждого – одно только настоящее, а надежда на будущее остается в неизвестности; ибо не знаем, что родит находяй день ( Притч.27:1 ). Для чего мучить себя неизвестным, томить заботами о будущем? Сказано довлеет дневи злоба его ( Мф.6:34 ). Для чего прилагаешь попечение об утрии? Господь тем, что повелевает говорить днесь, запрещает тебе заботу об утрии, внушая тебе сим словом: Кто дал тебе день, Тот даст и потребное на день. Что было пользы от большого заготовления тому богачу, который, обольщая себя несбыточными надеждами, разорял, строил, собирал? Не одна ли ночь обличила всю мечтательность его надежд? Жизнь телесная ограничивается одним настоящим; а жизнь, предоставляемая надежде, есть собственность души. Но человеческое неразумие погрешает в употреблении той и другой, думая телесную жизнь продлить надеждами, а жизнь душевную тратя в наслаждениях настоящим. Душа же, занимаясь видимым, по необходимости делается чуждою надежды существенной и действительной, по надежде опираясь на непрочное, и сим не овладевает и чего надеялась, того не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010