Христианин! Гордость – великая слепота и безумие. Она не допускает узнать и признать свое окаянство, и так остается человек и пребывает в бедности своей и окаянстве. Смирение – великое просвещение и мудрость, которое бывает от познания своей бедности и окаянства. Смиренный человек непременно получит блаженство христианское. Потому что Бог, любящий смиренные сердца, не оставит его. Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное (Мф. 5:3). Вот куда ведет смирение человека! Ибо всякий смиренный – это нищий духом. Познавай, христианин, самого себя и свою бедность – и будешь смирен. А если будешь смирен, то будешь и блажен. Познавай и признавай свою нищету перед Богом – и будешь богат. Познавай и признавай свою слепоту перед Богом – и откроются очи твои сердечные. Познавай и признавай свое безумие перед Богом – и будешь мудр. Познавай и признавай свои грехи перед Богом – и будешь оправдан Им. Познавай и признавай свою нечистоту перед Богом – и будешь, чист и свят. Познавай и признавай свою неисправность перед Богом – и исправишься. Познавай и признавай свою немощь перед Богом – и будешь становиться здоровым. Познавай и признавай свое заблуждение перед Богом – и будешь взыскан. Я заблудился, как овца погибшая: взыщи раба Твоего (Пс. 118:176). Познавай, наконец, и признавай, что ты беден и окаянен, – и будешь блажен. Все в тебе будет исправлять благодать Божия, которая будет с тобою, если будешь смирен. Вот, христианин, азбука христианского учения. Учись ей – и успешно будешь учиться христианской философии. Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14). 105. Учитель и ученики   Видим, что обучающимися искусствам и наукам учатся у учителей. Так христиане, обучающиеся христианской жизни, должны учиться у Христа. Так как и христиане не иное что, как ученики Христовы. Как видим, в Деяниях святых апостолов, в начале христиане назывались учениками, а потом уже были названы христианами (Деян. 11:26). Учители, обучая своих учеников искусствам и наукам, показывают им пример, и чему учат, то и сами делают, и таким образом приводят их к успеху в обучении. Тот добрый учитель, кто и учит, и показывает собой пример для подражания в том, чему учит. Так Христос Господь, живя на земле, учил добру и творил добро, и чему учил, то и творил, и Своим примером учил нас святой и христианской жизни. Поэтому св. евангелист Лука говорит: Написал я обо всем, что Иисус делал и чему учил от начала (Деян. 1:1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Этим случаем и рассуждением учимся мы, любезный христианин, не откладывать надежды нашей, а к престолу благодати с верой приступать и стучать в двери милосердия Божия и, хотя медлит, непременно ожидать помилования от Него. Если человек щедрит и милует, – тем более Бог, всякого милостивого человека несравненно милостивее; если человек на глас бедных преклоняется и милосердствует – тем более Бог, Отец щедрот. Читай Святое Писание – и увидишь эту истину. CXXIII. Если бы ты увидел, христианин, что некий благородный, высокопоставленный и богатый князь хочет и ищет дружество иметь с неким простым, убогим и нищим человеком, непременно удивился бы такому неслыханному делу; но еще больше бы ты удивился, если бы увидел, что тот самый простец бедный не хочет того дружества, тогда непременно назвал бы ты этого простеца несмышленым. Так в высшей степени несмышлен, безумен и слеп всякий грешник нераскаянный. Христос, Сын Божий, Царь Небесный, хочет с ним иметь дружество, любить его, и желает привлечь его к Себе, и быть им любим; хочет прийти к нему и вечерять с ним, как говорит: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Дружество не что иное, как усердная и взаимная любовь – любить и быть любимым. От этого святого и высокого дружества грешник слепой и несмышленый безумно отвращается и неистово обращается к нечистой и мерзкой любви мира сего. О, какого удивления, страха, плача и слез достойно безумие и неистовство это! Не видит этого бедный грешник, но по сути так есть. Так-то прелесть мира суетного и хитрость врага, дьявола, ослепляет бедным нам глаза! О, если бы у грешника открылись очи сердечные и увидел он, чего лишается и где находится: непрестанно бы воздыхал и неутешно плакал; непрестанно бы глас от сердца возносил к Богу и говорил: Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего (Пс. 118:176). CXXIV. Если бы еще ты увидел, что сын царский, отвергнув дорогую багряницу, в которую был одет, оделся в худое и смрадное рубище, непременно удивился бы тому непристойному делу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Яко разбойник, вопию Ти: помяни мя; яко Петр, плачу горце: ослаби ми, Спасе; зову, яко мытарь, слезю, яко блудница; приими мое рыдание, якоже иногда хананеино. [Как разбойник, взываю Тебе, помяни меня; как Петр, плачу горько, будь милостив ко мне, о Спаситель, взываю, как мытарь, проливаю слезы, как блудница, приими мое рыдание, как некогда хананеянки.]  (Лк. 7:37-38, Лк. 18:13, (Лк. 23:42, Лк. 22:61-62, Мф. 15:22) Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, Едине Врачу, пластырь мне наложи, и елей, и вино, дела покаяния, умиление со слезами. [Гниение исцели смиренной моей души, о Спаситель, Единый Врач, пластырь наложи мне, елей и вино — дела покаяния, умиление со слезами.] Хананею и аз подражая, помилуй мя, вопию, Сыне Давидов; касаюся края ризы, яко кровоточивая, плачу, яко Марфа и Мариянад Лазарем. [Хананеянке и я, подражая, вопию, помилуй меня, Сын Давидов, касаяся края ризы, как кровоточивая, плачу, как Марфа и Мария, над Лазарем.]  (Мф. 9:20, Мф. 15:22, Ин. 11:33) Слезную, Спасе, сткляницу яко миро истощавая на главу, зову Ти, якоже блудница, милости ищущая, мольбу приношу и оставление прошу прияти. [Сосуд слез, о Спаситель, как миро изливая на главу, взываю к Тебе, как блудница, милости ищущая, мольбу приношу и прощение мне прошу даровать.]  (Мф. 26:6-7, Мф. 14:3, Лк. 7:37-38) Аще и никтоже, якоже аз, согреши Тебе, но обаче приими и мене, благоутробне Спасе, страхом кающася и любовию зовуща: согреших Тебе Единому, помилуй мя, Милостиве. [Хотя никто, как я, не согрешил пред Тобою; но приими и меня, милосердный Спаситель, со страхом кающагося и с любовью взывающаго: согрешил пред Тобою единым, помилуй меня, о Милостивый.] Пощади, Спасе, Твое создание и взыщи, яко Пастырь, погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овча на пастве Твоих овец. [Пощади, о Спаситель, Твое создание и отыщи, как Пастырь, потерянное, найди заблудившегося, отними у волка и устрой меня,/как/агнца, на пастве овец Твоих.]  (Пс. 118:176) Егда, Судие, сядеши, яко благоутробен, и покажеши страшную славу Твою, Спасе, о каковый страх тогда, пещи горящей, всем боящимся нестерпимаго судища Твоего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

1286 . Гл. 1. [ Ин.20:17–21:25 .] О том, что Сын есть Бог по природе, хотя и оказывается ради нас называющим Своего Отца Богом. С. 246–304. [С. 858–901.] PG 74, 696–756. Опущения в переводе. С. 305–319. [С. 902–907.] Т. VIII. С. 657 [к 4, 40–41, в конце]; Т. IX. С. 152 [к 7, 37 в конце]; Т. X. С. 469 [на Ин. 13, 21–26 ]; Т. X. С. 531 [после «(ср. Кол. 1, 17 ) " ]. Предметный указатель к Толкованию св. Кирилла Александрийского на Евангелие от Иоанна. 334 С. 320–539. Указатель мест Священного Писания к трем томам. С. 540–576. БВ 1909. II, 7–8. С. 1–32 ( Ин.16:14–17, 1 ); III, 9. С. 33–48 ( Ин.17:1–5 ); 10. С. 49–64 ( Ин.17:5–11 ); 11. С. 65–80 ( Ин. 17:11–13 ); 12. С. 81–96 ( Ин.17:13–19 ); 1910.1,1. С. 97–112 ( Ин.17:19–23 ); 2. С. 118–128 ( Ин.17:23–18, 3 ); 3. С. 129–144 ( Ин.18:3–15 ); 4. С. 145–160 ( Ин.18:15–27 ); II, 5. С. 161–176 ( Ин.18:27–40 ); 6. С. 177–192 ( Ин.18:40–1911 ); 7–8. С. 193–208 ( Ин.19:12–24 ); III, 9. С. 209–224 ( Ин.19:24–30 ); 10. С. 225–240 ( Ин.19:30–20, 15 ); 11. С. 241–256 ( Ин.20:15–20 ); 12. С. 257–272 ( Ин.20:21–27 ); 1911. I, 1. С. 273–288 ( Ин.20, 27–21, 6 ); 2. С. 289–304 ( Ин.21:6–25 ); 3. С. 305–320 (С. 305–321 Опущения в переводе; С. 313–319 Поправки; С. 320 Предметный указатель [П/У: А]); 4. С. 321–336 (П/У: А-В); II, 5. С. 337–352 (П/У: В-Д); 6. С. 353–368 (П/У: Д); 7–8. С. 369–384 (П/У: Е-И); III, 9. С. 385–400 (П/У: И-Л); 10. С. 401–416 (П/У: Л-П); И. С. 417–432 (П/У: П-С); 12. С. 433–448 (П/У: С); 1912.1, 1. С. 449–464 (П/У: С); 2. С. 465–480 (П/У: С-Т); 3. С. 481–496 (П/У: Т); 4. С. 497–512 (П/У: Т-Х); II, 5. С. 512–528 (П/У: Х-Ц); 6. С. 529–544 (С. 529–536 П/У: Ц-Я; С. 537–539 Дополнения к П/У; С. 540–544 Указатель мест СП: Быт.-Пс.); 7–8. С. 545–560 (Указатель: Пс.-Ин.); III, 9. С. 561–576 (Указатель: Ин.-Откр.). 1915 Творения прп. Максима Исповедника часть 1 ТСО 69/ [АГИОГРАФИЧЕСКИЕ И ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ] 1287 . Жизнь 335 , дела (акты) и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима. In vitam ас certamen sancti patris nostri ас confessoris Maximi. C. 4–50. PG 90, 68–89. BHG 1234, 1233m. Ср. CPG 7707/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

31 . Какой силой вразумлен ты, разбойник? Кто научил тебя поклоняться презираемому и вместе с тобой Распятому? О свет вечный, просвещающий омраченных! Посему справедливо и услышал он: надейся не потому, что дела твои дают право тебе надеяться, но потому, что находится здесь благодатный Царь. Долговременно бы должно быть прошение; а благодать дарована весьма скоро. Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Поскольку сегодня услышал ты голос Мой и не ожесточил твоего сердца (см. Пс.94:7–8 ), я весьма скоро изрек определение против Адама, весьма скоро прощаю тебе. Ему сказано было: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт.2:17 ). Ты ныне покорился вере, ныне тебе и спасение. Он пал, вкусив от древа; и ты посредством древа вводишься в рай. Не бойся змея, не извергнет тебя; ибо пал он с неба. Не говорю Я тебе сегодня: отойдешь ты, но: ныне со Мною будешь ( Лк.23:43 )». Надейся, не будешь извержен, не бойся пламенного меча: он устыдится Владыки. Как велика и неизъяснима благодать! Верный Авраам еще не вошел туда, куда разбойник входит. Еще не вошли Моисей и пророки, а разбойник беззаконный входит. Удивлялся этому и прежде тебя Павел, говоря: А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим.5:20 ). Терпевшие зной еще не вошли, а в одиннадцатый час пришедший вошел. Никто не ропщи на Домовладыку, поскольку говорит Он: друг!., не обижаю тебя ( Мф.20:13 ). Не имею ли Я власти располагать Моим, как хочу? Разбойник хочет добро творить, но смерть предупреждает. Я не только ожидаю дел, но и веру приемлю. Пришедши пасти в вертоградах, Я пришел пасти и в кринах (см. Песн.6:1–2 ). Обрел Я овча погибшее ( Лк.15:4–5 ): беру его на рамена мои, ибо он верит так, как сам сказал: Я заблудился, как овца потерянная; помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Пс.118:176 ; см. Лк.23:42 )». 32 . «Я предвозвестил в песнях о винограде невесте Моей, и эти слова говорил ей: Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста ( Песн.5:1 ). На том месте, где Он распят, был сад ( Ин.19:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Анастасий Синаит , прп. 288 (568) Андрей Критский , прп. 284 (550) , 490 Андроник III Палеолог, имп. 205 169 Анна Савойская, имп. 173 11 , 14 Антиох, мон. 150 (70) , 490 Антоний Великий , прп. 24 72 , 25 сн. , 122 (17) , 125 39 , 409, 468, 501 Аполлинарий Лаодикийский, еп., еретик 169, 205, 304 Арий, свящ., еретик 73, 169, 188, 191, 213, 216, 218, 219, 229 (266) , 230(269), 231, 237, 243, 244, 248(359), 251377, 303; см. также ПУ (ариане; полуариане) Аристарх Самосский, астроном 282 540 , 488 Аристотель, философ 11 3 , 50, 224 246 , 254 386 , 461 19 , 463 27 , 488 Арсений Великий , прп. 121 13 , 301, 409, 501 Афанасий Александрийский (Великий), свт. (также Пс.) 25 сн. , 47, 118 3 , 177, 178 39 , 193, 201 сн. , 216 217, 219 , 230, 235 (288, 289) , 243, 245 (344, 345) , 247 (354) , 248 355, 359, 251 377 , 257 396 , 286 (558) , 288 (567) , 289 569 , 294 (596) , 468 46 , 472 63 , 473 73 , 491, 501, 513 Афанасий Кизический, митр. 166, 167, 199 (143, 144) , 207 174 Аэтий, еретик 209, 216 В арлаам, иеромон., впосл. катол. еп. Калабрийский, еретик 67 1 , 79 (9) , 82, 138, 180, 186 83 , 205, 209, 210 (184) , 211 (190, 193, 195) , 212 (196) , 213 (200, 201) , 214, 216 (216) , 217, 218, 220, 223, 224, 225 251 , 226, 227, 238, 242, 244, 253, 258 (402) , 267, 273, 274, 279 525 , 290, 294 595 , 297, 302 22 ; см. также ПУ (варлаамиты) Варсануфий Великий, прп. 99112, 311, 422 128 , 491 Василий Кесарийский (Великий), свт. (также Пс.) 43 1 , 52, 134 12 , 149 (60) , 153 (83) , 157 (110) , 176 (28) , 178 (42, 46) , 189 95 , 190 102 , 191 (107) , 192 (112) , 196 (124) , 197 127 , 204 (162) , 216, 218, 231 (275) , 232 276 , 234 (285) , 235 (289) , 237, 238 сн. , 240 314, 316 , 243 (326) , 245 (340) , 246 350 , 248 (362, 363) , 260 410 , 267 (441, 444) , 278 523 , 279 524, 526−528 , 280, 282 544 , 284, 285 (556) , 287, 288 565 , 289 (571, 573) , 290 (574) , 301 14 , 303 (24) , 327 46 , 328сн ., 50 , 383 (211, 213) , 402 (7) , 410 60 , 457 (5) , 458 9 , 459 14 , 464 31 , 492 Вергилий, поэт 47 19 , 488

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Григорий Сардский, митр. 207 174 Григорий Синаит , прп. 5 2 , 28 93 , 112, 498 Д авид Псалмопевец, пророк (библ.) 17, 33, 141, 147, 148, 150, 318, 330, 338, 349, 373, 374, 383, 387, 402, 406, 407, 411, 413−417 Даниил, пророк 20 51 , 23, 26 Даниил Столпник, прп. 122 (17) Дарий, царь (библ.) 174 Демокрит, философ 169 Диадох, еп. Фотикийский, свт. 44, 49 (27) , 50 сн. , 52 Димитрий Кидонис, еретик 309, 462 21 Дионисий Ареопагит (Пс.) 447, 134 12 , 146 45 , 151 75 , 176 (24, 29, 31) , 181 64 , 182 65, 67 , 189 (98) , 190 105 , 194 (119, 120) , 197 129 , 201 148, 149 , 209 180 , 227 (259) , 231 270 , 240 313 , 245 337 , 247 351 , 249 (367, 368) , 250 (373) , 251 375 , 252 378 , 257 (396) , 258 398 , 273 476 , 278 518 , 284 (547) , 295 (604) , 296 605 , 300 12, 13 , 314, 316 6 , 326 (41) , 331 56 , 350 93 , 355 95 , 382 (206) , 383 (210) , 384 (217, 218, 221) , 398 264 , 450 5 , 461 19 , 462 (22, 24) , 474 77 , 498, 499, 505 Дионисий монах 5, 6, 133−138, 140, 143 24 , 149 62 Дионисий, ктитор 136 Диоскор I, патр. Александрийский, еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 219, 452 Дорофей, иеромон. 82 (20) Дорофей Газский, прп. авва 20 49 , 125 40 , 500 Е ва (библ.) 269 Евагрий Понтийский , еретик (см. также Нил Анкирский) 14 10 , 18 32 , 36 136 , 45, 50 (28) , 51 36 , 53, 88 53 , 100 126 , 150 71 , 329 сн ., 500, 509 Евлогия см. Ирина Хумнена Евномий Кизический, еп., еретик 169, 188, 191, 192, 204, 216, 218, 230, 243 (325, 326) , 274 486 , 279, 280, 283 (545) , 285 556 , 287, 290, 300, 301, 464; см. также ПУ (евномианство) Евсевий Кесарийский , еп. 235 288 , 491, 500, 513 Евстафий, врач, адресат Василия Великого 289 Евтихий, архим., еретик 69 (10) , 70 12 , 73, 209, 212, 219, 452 (18) Екклесиаст (библ.) 21, 98 Епифаний Кипрский (Саламинский), свт. 24 72 , 197 132 , 328 сн. , 500 Евфимий Зигабен (Зигадин), монах 47, 302 22 , 500 Ефрем Сирин (Пс.; Ephraem Graecus) 24 71 , 118 3 , 135, 410 60 , 501 З ахария, пророк (библ.) 147 (53) Зинон, имп. 230 Зоровавель (библ.) 174 И аков, еп. Иерусалимский, сщмч., ап. 17, 19

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Если от Пришедшего тихими стопами спасти в раю первозданного скрылся первый грешник, которому нужно было взывать: Адаме! где еси! – то всякого вероятия достойно, что в день суда праведного будут грешники взывать горам: падите на нас; и холмам: покройте нас от лица Сидящего на престоле. О, какой будет страх тогда, когда грозное лице Господне на творящих злое приведет в движение и силы небесные! В тыя дни, как сказано, взыщут человецы смерти, и не обрящут ея и вожделеют умрети, и убежит от них смерть ( Откр.9:6 ). Знаю я, что последний суд будет таков же, как первый, по которому род человеческий подвергся неизбежному проклятию. Знаю, что грешники понесут там вечное наказание, определенное правдою Божиею, – что там ни свет не помрачится, ни тьма не просветится и на такое кратчайшее время, какое нужно для мгновения ока; не прекратятся там радости праведных, не умолкнут стоны и рыдания грешных. Также известно мне, что на суде том обнаружены будут и самые помышления, осужден будет и самый взгляд очей любострастных, – что за всякое праздное слово потребуется там ответ ( Мф.12:36 ). О, какое горе будет тогда мне, когда воспомянутся все мои прегрешения! И что я буду делать там в свое защищение, когда услышу от Судии: идите от Меня... во огнь вечный ( Мф.25:41 )? О, Владыко Господи! не поставь меня вместе с проклятыми ошую Тебе, не пошли с ними в огнь вечный; ибо Тебя я славословил во дни моих радостей, да не вознесутся вопли мои из пламени геенского. Тебя я призывал среди ночей в печали моей, да не будет от меня во тьме вечной безутешных рыданий. Не посрами меня, Господи, в надежде моей: скажи на суде Твоем: по вере твоей да будет тебе. Ибо Ты через пророка Своего возвестил мне: защищу его, потому что он познал имя Мое; избавлю его, и явлю ему спасение Мое ( Пс.90:14, 16 ). О, Господи! да не предстанет быть истинным сие святое слово Твое. Глас пророка Твоего, Господи, возношу Тебе: я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего ( Пс.118:176 ); вразуми меня, и дай познать Твои откровения. Издавна узнал я, что все откровения Твои – истина непреложная, и вечен всякий суд правды Твоей. Ибо Ты сам сказал, что небо и земля пройдут, – слова же Твои не пройдут; и я все откровения Твои признаю справедливыми. И вот из глаз моих текут потоки слез, потому что не творю я всех повелений Твоих. О, плачьте вы, плачьте, глаза мои, – изливайте потоки слез! Может быть милосердие Божие и пощадит меня; может быть и увижу я конец моим воздыханиям. Но если, – чего не дай Бог ! – если у меня не будет ныне слез, не будет помышлений о лютых будущих муках: то – о, люте мне? – придут на меня дни злые и я уже не увижу бедствию своему конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

О постановлениях Никейского Собора. CPGS 2120 (1). TLG 2035/3. Рус. пер.: т. 1, с. 399–444. См. также: Евсевий Кесарийский . Письмо к своей пастве. XXXIII, 8: 4 Opitz – 235 288 О Соборах Ариминском в Италии и Селевкийском в Исаврии. CPGS 2128. TLG 2035/10. Рус. пер.: т. 3, с. 92–166. XXXIII [sect. 2 Opitz; PG 26, 752 A] – 216 219 XXXIX [sect. 2–3 Opitz; PG 26, 761 B] – 216 217 Против ариан [кн. I-III]. CPGS 2093. TLG 2035/42. Русю перюЖ тю 2б сю 176–455ю Шб 28 хЗП 26б 69 ФИ – 178 39 ШШб 2 хЗП 26б 149 С – 248 355 ШШШб 62 хЗП 26б 453 И – 248 356 ПС.- Афанасий Великий Диалог с Арием на Никейском Соборе. CPGS 2250. TLG 2035/72. PG 28, 473 C – 248 359 Диалоги с македонианином. CPGS 2285. TLG 2035/99. I, 14 [PG 28, 1313 A] – 247 354 Книга об определениях. CPG 2254. TLG 2035/75. 6 [PG 28, 536 B] – 289 569 Там же – 201 сн . О Троице. CPG 2296. TLG 2035/107. PG 28, 1605 Ä 15–16 – 235 289 Против ариан [кн. IV]. CPGS 2230. TLG 2035/117. Рус. пер.: Творения, т. 2, с. 455–494. IV, 3: 10 Stegmann [PG 26, 472 A] – 235 289 Слово на Благовещение Богородицы. CPGS 2268. TLG 2035/87. 2 [PG 28, 920 B] – 294 596 3 [PG 28, 920 C] – 286 558 5 [PG 28, 924 B] – 288 567 9 [PG 28, 929 В 4–6, 8 sqq.] – 473 73 Там же – 472 63 Сочинение к некоему политику. CPG 2286. TLG 2035/100. Ср. ниже: Пс. – Ефрем Сирин . PG 28, 1397 AB – 118 3 Варсануфий и Иоан, прпп. Руководство к духовной жизни. CPGS 7350. TLG 2851/2. ИАБ IV, 1370–1406 (там же табл. соответствий номеров писем в разных изд. и пер.). В Издательстве Московской Патриархии в серии «Творения святых отцов и учителей Церкви» готовится отред. переизд. 226 [SC 450, p. 144: 45–47 Neyt- Angelis-Noah] – 422 128 Василий Кесарийский (Великий), свт. Рус. пер.: Творения. Ч. 1–7. М., 1845–1848 (ТСО 5–11). Имеются также отдел. репр. разных изд. и переизд. Беседа на «Внемли себе». CPGS 2847. TLG 2040/6. Рус. пер.: ч. 4, с. 30–46. PG 31, 197–217 – 410 60 Беседы на псалмы. CPGS 2836. TLG 2040/18. Рус. пер.: ч. 1, с. 177– 493. XXVIII, 7 [PG 29, 304 B] – 158 110 XXIX, 5 [PG 29, 317 B] – 267 441 XLIV, 5 [PG 29, 400 C] – 279 524 Там же – 278 523

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

20:14). Я не хочу Мое подобие оставить лишенным славы, не хочу Мой образ видеть обнищавшим: Я хочу, чтобы со Мною воцарились те, ради кого Я сошел с небес. «Я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе». Последним пришел он, — знаю и Я; но он принес Мне веру, оправдывавшую бывшую медлительность; последним пришел он, но обнаружил любовь, какой Я желаю; он блуждал долгое время как овца, но овца эта не забыла Пастыря (Пс. 118:176). Моим он был и тогда, когда блуждал. Последним пришел, но пришел через Мое крещение, как и ты; последним пришел, но вкусил Моей трапезы, как и ты; последним пришел, но увидел всю красоту Моего виноградника, увидел возросшее здесь древо жизни, облобызал терния, которыми Я был увенчан ради него, припал к кресту, который Я претерпел за него. Не могу же Я ему, столь возлюбившему Меня, столь уверовавшему Мне, не воздать всей чести и славы. Как ты уверовал, так и он; что ты приобрел, то и он; как поклонился ты, так и он; как ты воцарился, так и он; не потрудился он столько, сколько ты, но Я благодатью Своею восполнил этот недостаток. «Разве я не властен в своем делать, что хочу» (Мф. 20:15)? Ведь не твое же Я растратил? Я раздаю свое. Разве Я распоряжаюсь тем, что принадлежит тебе? А в своем Я волен. Разве Я поручил тебе требовать от Меня отчета? С самого начала Я взял тебя как наемника. Ведь Я не уполномочивал тебя распоряжаться Моим имуществом? Как Человеколюбец, Я только допустил тебя к участию в нем. «Если око твое лукаво», оно не может видеть благ, «что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Совершенно чистый нужен взор для созерцания таинств, чистая душа нужна, чтобы понять чистое. Вы видели, как благ Господин ваш? Видели, как пришедших в различное время, но обнаруживших одну веру и усердие и одно направление, Он удостоил одинаковых даров и почестей? Видели, как и последних Он сделал равными с первыми по Своей беспредельной щедрости? Идите же к столь великому Человеколюбцу, Он и вас теперь нанял, Он и вам говорит: «идите и вы в виноградник мой».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3958...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010