Этот псалом является словесной иконой Иисуса Христа как Праведника, Чья жизнь находится в руках Божиих и Кто поэтому не может остаться мертвым. Эти «Непорочны с похвалами» прославляют Христа Бога, как «Воскресение и Жизнь» и дивятся Его смиренному нисхождению в смерть. В Нем сливаются воедино совершенная любовь человека к Богу и совершенная любовь Бога к человеку. И именно эту божественно-человеческую любовь мы созерцаем и славим у гроба Спасителя. Постепенно «похвалы» становятся все короче, все более сосредоточиваясь на конечной победе Господа, и так подходят к полному своему завершению: «Возжелал спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение Мое есть. Ужасаются умы странного и ужасного Тебе, всех Создателя, погребения. Жива будет душа Моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твои помогут Мне. Излияша на гроб мироносицы мира, зело рано пришедшыя. Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забыв. Мир Церкви, людем Твоим спасение даруй востанием (то есть воскресением) Твоим ( Пс.118, 174–176 и соответствующие этим стихам «похвалы»). После окончания 118 псалма с «похвалами» храм освещается, и провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. В это время священник совершает каждение. Так в первый раз отчетливо провозглашается благая весть нашего спасения в Воскресении Христовом. Песнопения утреннего канона продолжают славить Его, Своею смертью победившего смерть. Тут, тоже в первый раз, говорится, что эта суббота – воистину есть самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. «Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув воскреснет тридневен. (Заключительная строка кондака и икоса.) И, снова, канон завершается конечной победой Христовой: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя».

http://azbyka.ru/kak-provesti-strastnuyu...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

162. Глава 33. Добротолюбие. Ч. 1. 163.  Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне (Ин. 5. 39). 164.  А все, что писано было прежде, написано нам в наставление (Рим. 15. 4). Предисловие к Уставу, или Преданию. 165. Преподобного Нила Сорского Предание. Не лишним будет заметить здесь, что преподобный Нил Сорский хотя имел благодать Божию, но не дерзал объяснять Писания самопроизвольно, а последовал объяснению, сделанному Отцами. Путь смиренномудрия есть единственный верный путь ко спасению. 166. Мф. 12. 36. 167.  Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый, тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»? (Пс. 11. 4, 5). 168.  …Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа (1 Пет. 4. 10, 11). 169. 1 Кор. 7. 23. 170. Здесь говорится не о наружном послушании монастырском, не о трудах и занятиях монастырских, назначаемых монастырским начальством, но о послушании нравственном, сокровенном, совершаемом в душе. 171. Мнение священномученика Петра, митрополита Дамасского, и других Отцов. Добротолюбие. Ч. 3. 172. 2 Тим. 4. 1. 173. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания о авве Макарии Городском, гл. 2. 174. Пс. 29. 6. 175.  …Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2. 11). 176.  Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды (Пс. 142. 10). 177.  Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. …Не скрывай от меня заповедей Твоих (Пс. 118. 18, 19). 178.  Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6. 38–40).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

158. Лествица. Слово 15, гл. 3. 159. Слово 3, гл. 16. 160. 2 Цар. 13. 15. 161. Неверные весы — мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему (Притч. 11. 1). 162. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3. 27). 163. Лк. 24. 49. 164. Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13. 14). 165. Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мф 16. 24). 166. Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино (Ин. 17. 21). 167. Пс. 33. 15. 168. Так как вы сделали это единому из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25. 40). 169. Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец… И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4. 20–21). 170. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти (1 Ин. 3. 14). 171. 1 Ин. 4. 16. 172. Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов (1 Цар. 15. 22). 173. Алфавитный патерик. Изречение преподобного Пимена Великого. 174. Ин. 14. 23-24. 175. А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу (Пс. 118. 127 128). 176. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15. 10). 177. Ин. 3. 6. 178. Ин. 3. 6. 179. Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12. 29). 180. Лествица. Слово 3 и Слово 15. 181. Евр. 12. 28–29. 182. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21. 34). 183. Лк. 6. 25. 184. Ср.: Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих… чаша моя преисполнена (Пс. 22. 5). 185. Слово 1, гл. 4. 186. Стучите, и отворят вам (Мф. 7. 7). 187. Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13. 2–3). 188. Преподобный Марк Подвижник. Слово 8, о пощении и смирении. 189. Преподобный Марк Подвижник. Слово 8, о пощении и смирении.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

(3). Уведите, яко Господь Той есть Бог наш. Сей Господь, кровию Своею искупивший всю землю, есть и Создатель наш. Ибо не случайно произошли мы, но Его рук мы дело. Потому мы - и людие Его и овцы Его, и те из нас люди, которые разумные, а те овцы, которые остаются еще в ряду бессловесных и не изведали Божественных словес, по сказанному: заблудих, яко овча погибшее (Пс. 118, 176). Мы же людие Его и овцы пажити Его. Одни - люди Его, это - совершеннейшие; другие - овцы пажити Его, это - стоящие на низшей степени. Впрочем, как Бог и Творец всех, Он всех зовет и приусваивает Себе; ибо человеки и скоты спасает Господь (Пс. 35, 7), - одних, как людей Его, других, как овец пажити Его. (4). Внидите во врата Его во исповедании. Вратами Господними называет Церковь земную, в которой должно приносить исповедание и поведать бывшие нам благодеяния.   100 Псалом Давиду. Содержание: В этом псалме Давид описывает нам достигшего совершенства, жительствующего по Богу, научая нас, какое житие должны препровождать возжелавшие улучить небесное царство. (1). Милость и суд воспою Тебе, Господи. Поскольку непрестанно имею в устах оказанные нам благодеяния, какие только знаю, то да будет дан суд, т. е. явлено правосудие; потому что Господь оправдал прю нашу с врагами нашими. (2). Пою и разумею в пути непорочне. Пою песнь, говорить Давид. Яснее же сказать: не перестану песнословить, путь мой соблюдая непорочным и ожидая Твоего явления, Владыко; потому что надлежит нам приуготовить себя к Господнему пришествию. А дивный сей муж приобрел такую чистоту, что с дерзновением взывал Богу: когда приидеши ко мне? Как бы так говорить он: уготовал я для Тебя благолепный царственный пир, вожделеваю Твоего пришествия, Владыко, сгораю желанием видеть явление Твое, даруй мне желаемое. Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего. Не позволял я превитать у меня ни одному неправедному помыслу, но, весь заключась в себе самом, в чистоте прехождах. (3). Творящия преступление возненавидех. Ибо должно не только воздерживаться от лукавых дел, но и отвращаться от делающих лукавое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Образ Христовых страданий представляет нам, как Он грехи наши очищал, и правде Божией за нас удовлетворял, и Бога, Небесного Своего Отца, умилостивлял, и Его с нами, и нас с Ним примирял, и от дьявола, смерти и ада нас искупал, и двери Божия царствия, нашими грехами затворенные, отверзал, и так нам спасение и блаженство вечное соделовал. Это и прочие высочайшие Божий благодеяния представляет нам образ Христовых страданий. Поминай это, христианин, и не забывай пострадавшего за тебя Иисуса Христа, Сына Божия. Также все Священное Писание, как Слово Божие, все в нем описанные чудесные Божие дела и благодеяния Его, роду человеческому показанные, все праздники Божий, святой Церковью установленные, на память нам приводят Бога, и высочайшие Его к нам благодеяния, и к благодарению и славословию имени Божия возбуждают нас, как слышим то в церковных стихах и песнях, которые поются в святые праздники. Внимай сему, христианин, и не забывай Бога, Благодетеля своего. Точно знай, что забывают Бога те христиане, которые без страха Божия живут, и заповедям Его святым не внимают, и против Него согрешают и беззаконнуют. Они все во тьме неведения Божия ходят, Бога не знают, хотя Его и исповедают, и так забывают Его. Божиими благами довольствуются, но Бога-Благодетеля забывают. К таковым говорит пророк: уразумейте это, – то есть, что Бог грехи ваши пред лицом вашим представит, – забывающие Бога, дабы Он не восхитил вас, и тогда никто не избавит (Пс. 49:22). Берегись, христианин, Бога и святые заповеди Его забывать, да не будешь Богом вовеки забыт. Жива будет душа моя и восхвалит Тебя, и суды Твои помогут мне. Я заблудился, как овца погибшая: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл (Пс. 118:175–176). Помяни меня, Господи, когда приидеши в царствие Твое! (Лк. 23:42) 149. Там нам безопасно будет   Слышим, что люди говорят слово сие: «Там нам безопасно будет». Говорят слово сие отлучившиеся из Отечества и дома своего, и желающие туда возвратиться, и так, утешая себя, говорят: «Там нам безопасно будет», – то есть в Отечестве и доме своем. Так же говорится слово сие и о другом месте, где люди надеются безопасно жить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Bergamelli F. Dal Padre al Padre. Il Padre come principio e termine del Cristo e del cristiano in Ignazio di Antiochia. – Studia Patristica 37, 2001, 168–176. de Bhaldreithe К. The Christology of Ignatius of Antioch. – Ibid., 200–206. Hill C.E. Ignatius and the Apostolate: The Witness of Ignatius to the Emergence of Christian Scripture. – Ibid., 226–248. Псевдо-Игнатий (пространная редакция посланий) CPG 1026. TLG 1443/002 Перевод Из всех русских переводов лишь в указанных выше казан. изд. 1855 и 1857 г. приводится параллельно с кратким и пространный вариант. Исследования Прокошев П.А. Didascalia apostolorum и первые шесть книг Апостольских постановлений. Историко-критическое исследование из области источников церковного права. Томск, 1913, 408–416 (богословский язык и термины Игнатия и Псевдо-Игнатия), 416–428 (вопрос об арианстве Пс.-Игнатия; вывод: не арианин, а умеренный никеец). Smith James D. The Ignatian long recension and Christian communities in fourth century Syrian Antioch. Harvard University Cambridge, МА, 1986 (microfilm). 181 p. [Summary: DA 47, 1986, 1781А]. Другие приписываемые св. Игнатию произведения CPG 1028–1035 Св. Поликарп, епископ Смирнский CPG 1040 (SPURIA: 1042). TLG 1622 Издания и комментированные переводы Bauer J.P. Die Polykarpbriefe. Göttingen, 1995 (Kommentar zu den Apostolischen Vätern 5). Другие издания указаны выше, с. 407. Переводы Неполный (без гл. 10–14) Поликарпа Гайтанникова: Послание к Филиппийцам. – ХЧ 1821, ч. 1, 115–124. Отд. издание: Переводы с греческого языка на русский Московской Духовной Академии Ректора, Первоклассного Ставропигиального Новоспасского монастыря Архимандрита Поликарпа, вновь пересмотренные и исправленные. М., 1835, 1–8; М., 18852 (каталог книг Тузова, 1911, 200). Полный П.А. Преображенского: ПМА1, 441–450. Переизд.: ПМА2; Брюсс. Антон., 150–156; ЖМП 1967, 8, 58–60; Богомыслие 3 (Одесса), 1992, 112–117 (уточнения Н.Александренко к переводу П.Преображенского на с. 118). Литургическая традиция Иаков (Цветков С.), иеромон. [Кондак и икосы св. Поликарпу Смирнскому (23 февр.). Перев. с греч. по рукоп. кондакарию XII-XIII в. Синод, б-ки). – ЧОЛДП 1888, 1, пагин. 3-я, 195–197. Исследования

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

“Вся тварь изменишася страхом, зрящи Тебя на кресте висима, Христе: солнце омрачашеся...” Паремийные чтения из Ветхого Завета, апостол и Евангелие. «Братие, слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть...» — поучает нас Апостол (1Кор.1:18). Евангелие соединенное от Матфея, Луки и Иоанна повествует о суде у Пилата и Голгофе и заканчивается тем, как Иосиф Аримафейский и Никодим просили Тела Иисусова у Пилата и погребли его в новом гробе Иосифовом. «Мария же Магдалина и другая Мария седяще прямо гроба» (Мф.27:61). В конце вечерни совершается вынос плащаницы на середину храма при пении тропаря Великого пятка: “Благообразный Иосиф...” Поется и другой тропарь подводящий нас к мысли о грядущем воскресении: “Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше...” На повечерии читается канон “Плач Пресвятые Богородицы.” Прекращается колокольный звон ради соблюдения благоговейной тишины, пока Тело Спасителя покоится во гробе. Церковь предписывает в этот день полное воздержание от пищи или в крайности — до выноса плащаницы. Утреня Великой субботы вся посвящена воспоминаниям погребения Иисуса Христа, пребывания Его Тела во гробе и сошествие Его душою во ад, изведения из ада ветхозаветных праведников и пребывания на престоле со Отцом и Духом Святым. В утрени уже слышим приближение радости воскресения Христова, начало ее уже имеет более праздничный характер, после великой ектении поется “Бог и Господь и явися нам,” тогда как в прежние дни страстной, пели “аллилуия”. А далее совершается погребальное пение 17 кафизмы (118 пс., из 176 ст.), за каждым стихом следует “похвала” погребенному Господу. И потом снова воскресный элемент: тропари “Ангельский собор удивися” и другие обычные для воскресной утрени. Канон великой субботы: “Волною морскою”одно из самых совершенных созданий церковно-христианской поэзии. “Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе...” — заканчивает надгробную песнь девятого ирмоса канона. После великого славословия происходит обнесение плащаницы вокруг храма. Потом на середине храма подле плащаницы читаются паремия, апостол и евангелие. Краткое евангелие говорит только о наложении печатей на гроб Спасителя и приставлении стражи. На паремии уже пророчествуется воскресение: в ней содержится видения пророком Иезекиилем сухих костей, оживших среди поля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал, и нашелся». Нигде, никогда, ни на каком языке человеческом не найдется таких выражений целого мира любви и благости, какие слышатся в этих немногих безсмертных словах притчи о блудном сыне! Жалкий высокомерный молодой человек, требующий выдела на целую жизнь, оставление им родного пепелища, путешествие в отдаленную сторону, непродолжительная, судорожная радость, затем страшный голод в той стороне, рановременное истощение всего, что могло облагородить жизнь и сделать ее сносною, последовавшая потом бездна унижения и невыразимой бедности, опамятование и воспоминание о том, что оставлено назади, раскаяние и глубокое смирение разбитого сердца, встреча с отцом, увидевшим его издали, мгновенное проявление в отце чувств сострадания и жалости к несчастному возвратившемуся расточителю, шумная радость всего дома ради того, кто был любим и потерян, а теперь возвратился; завистливая и мелкая жалоба старшего сына, а потом сладостное заключение притчи обращением отца к старшему сыну: «сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертви ожил, пропадал и нашелся». Все это вместе представляет в сокращенном виде дивную картину заблуждений человеческих и любви Божией. Сложите в одно место все, что писано и говорено разными мудрецами, а они писали и говорили много прекрасного, и сопоставьте им только притчу о расточительном сыне со всеми ее оттенками и значениями, неужели же чистый духом может усомниться, который из сопоставленных предметов будет иметь наибольшую вескость в применении к нуждам человечества?» 157 Аз есмь Пастырь добрый, пастырь добрый душу свою полагает за овцы, глаголет о Себе возлюбленный Господь наш Иисус Христос ( Ин.10:11 ). Овцою заблудшею был весь род человеческий пред пришествием Спасителя, так что, казалось, весь он взывал к Богу устами пророка Давида: заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоею ( Пс.118:176 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Видишь в жене, матери или в птице к птенцам горячую любовь,— от сей любви перенесись мыслью к той божественной любви, которой возлюбил Бог свое разумное создание . Видишь ветвь, отсеченную от дерева и иссохшую, которая никуда негодна, как только на сожжение. Разумей от сего, что таковое состояние всякого, кто нерадением и злым житием отсечется от Христа, иже есть лоза истинная . Видишь овцу, отлучившуюся от стада своего, которая дотоле бегает, кричит и ищет стада, доколе паки сыщет его. Так подобает и христианину делать, который нерадением отлучился от стада овец Христовых и молит Бога с Давидом: заблудих яко овча погибшее, взыщи раба твоего (Пс. 118:176) . Видишь, что дитя во всех нуждах к матери своей прибегает; так и христианин всего должен со смирением и верой от Бога отца своего просить . Видишь, что вода с высоких гор на низкие места стекает. От сего научись, что Бог с высоты своей на смиренных призирает и реки дарований своих на сердца их и изливает . Видишь, что свеча горит и далее сгорает. Знай, что и наше житие, как свеча, горит и потом угасает, и помни кончину .Чувствуешь жар или видишь огнь; от сего огня прейди умом к огню геенскому. Видишь человека в темнице заключена, окована; прейди умом к вечной темнице; адской, и кайся за грехи твои, чтобы и тебе не прийти в место мучения. Видишь чертоги царские украшенные. Тут да восхитит вера сердце твое к вечным чертогам небесным, праведным уготованным . Видишь, что люди, по общему обычаю, в праздничные дни одеваются в одежды светлые и веселятся. От сего временного и земного празднования, возведи ум твой верой к празднику избранных Божиих, которые вечно имеют праздновать и веселитися» . Так все земное святитель Тихон делает. образом небесного. Простой человек, без книг и наставлений, при руководстве свт. Тихона, может поучаться высшим истинам, и те обыденные занятия, которые сами по себе привязывают к земному, получают значение уроков о небесном. Вообще, общедоступное изложение самых высоких истин веры, приближенное к разумению самых простых христиан, редкое искусство, посредством сравнений и образов, сообщать истинам особенную ясность и занимательность для всякого христианина, при всяком удобном случае извлекать для них назидание и пролагать им путь к собственному усовершенствованию в богомыслии христианском, — все сии качества делают святителя Тихона преимущественно народным христианским учителем. Пастыри и руководители простого народа всегда в его писаниях и деятельности будут находить превосходное руководство. Внешний вид святителя Тихона

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010