Плодом такой философии были не построенные на словах города, не какие-нибудь, как сами они называют, скиндапсы 175 и трагелафы 176 – ничего не означающие сочетания букв, не категории, разложения и смеси, не симвамы и парасимвамы 177 , а рана на хромой ноге – «парасимвама»«., и вся именословная мудрость, не какие-нибудь черты, нигде не имеющие места 178 , не взаимные сочетания звезд и созвездия, выдуманные в оскорбление Божия Промысла. Ибо все это считал он предметами второстепенными и придаточными, которыми можно заняться для забавы, чтобы не стать посмешищем для людей, выдающих себя знатоками таких вещей. Первым же и важнейшим для него делом было – говорить правду перед князьями, иметь дерзновение перед царями, в подражание Божественному Давиду, который говорил перед «царями и не стыдился» ( Пс.118:46 ) останавливать безрассудство волнующейся черни, власть раздраженных господ, истощение несогласных семейств, грубость невежд, заносчивость ученых, превозношение богатого, надменность живущего в довольстве; нищету, доводящую до преступлений; гнев, стремительный и лишающий рассудка; неумеренность в наслаждениях, невоздержанность смеха, чрезмерность скорби; прекращать беспорядки юности, малодушие старости, одиночество вдовства, отчаяние сиротства. Всего этого не предпочтет ли силлогизмам, линиям и рассматриванию звезд всякий здравомыслящий человек, рассудив, что если бы все занимались умозаключениями, стали геометрами и астрономами, то от этого не произошло бы никакой пользы для нашей жизни, а скорее бы все расстроилось; напротив, если не будет в обществе ни одной из добродетелей, мной перечисленных, – по необходимости придет все в беспорядок и замешательство? И нужно ли говорить, насколько добродетели эти лучше и выше гордости Антисфена, ненасытности Диогена и общеженства Кратета? Пощадим этих философов, по крайней мере, из уважения к названию 179 , чтобы и им от этого мужа получить некоторую пользу. Но чтоб не распространяться о целомудрии, воздержанности, смирении, приветливости, общительности, человеколюбии и о прочих доблестях, которыми наш философ превосходит всех, обратимся к тому, что по порядку времени последнее, а по важности первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

      Ужасаются умы странного и ужасного Тебе, всех Создателя, погребения.       Жива будет душа Моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твои помогут Мне. Излияша на гроб мироносицы мира, зело рано пришедшыя.       Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забыв.       Мир Церкви, людем Твоим спасение даруй востанием (то есть воскресением) Твоим (Пс. 118,174-176 и соответствующие этим стихам «непорочные»).       После прославления Святой Троицы храм освещается, и провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу.       В это время священник совершает каждение.       Так в первый раз отчетливо провозглашается благая весть нашего спасения в Воскресении Христовом.       Песнопения утреннего канона продолжают славить Его, Своею смертью победившего смерть.       Тут, тоже в первый раз, говорится, что эта суббота - воистину есть самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы.       «Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув воскреснет тридневен. (Заключительная строка кондака и икоса.)       И, снова, канон завершается конечной победой Христовой:       «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя».       Во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя.       Затем, повторяя «Трисвятую песнь», народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть.       Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля о «сухих костях»:       «И узнаете, что я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших.

http://zavet.ru/ssedm06.htm

В Иерусалимских Типиконах чинопоследование П. может упоминаться или излагаться в одну из Вселенских родительских суббот (мясопустную или перед Пятидесятницей). Так, в слав. Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 125а) совершение П. указано в притворе накануне субботы мясопустной. Заупокойный канон Октоиха служится на П. в субботу мясопустную, что отражено в печатных греч. Типиконах XVI-XVII вв. (напр., в издании 1685 г.- на с. 98). В серб. Романовом Типике XIV в. (РГБ. Ф. 270. Слав. 27. Л. 119-119 об.) приводится полный чин П. в этот же день: Пс 90, «Аллилуия» с тропарем заупокойным, Пс 50, канон с седальном, кондаком и икосом после 3-й и 6-й песни, в конце Трисвятое с тем же тропарем, что и на «Аллилуия» вначале, после тропарей заупокойная ектения, тропари «Со духи праведных», кондак «Со святыми», молитва «Боже духов», после чего следует отпуст. Особенностью этого изложения является пропуск Пс 118 с последующими тропарями. Чин П. под названием Ακολουθα ες μνημσυνα νεκρν часто встречается в рукописных греч. Евхологиях с XV в. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 393, 419, 577, 625 и др.; см. указатель в конце - С. 23); в чинопоследование, как правило, входит заупокойный канон Θαντ τν θνατον το Χριστο (Смертию смерти Христове). Тот же канон встречается в южнослав. и западнорус. рукописях и изданиях Требника, в к-рых П. носила название «кутия» или «парастас» и излагалась без великой ектении, согласно греч. практике (Требник. Цетинье, 1495; Требник. Стрятин, 1606; Требник. Вильно, 1617. Л. 154 об.). В рус. редакции Иерусалимского устава нач. XV в. «Око церковное» П. описана в специальной главе (напр., РГБ. Троиц. 240. Л. 35 об.: «О еже како подобает быти, в пяток вечер, о усопших последование»), чин в целом тот же, что и в более ранних памятниках, но без великой ектении перед «Аллилуия» и с тропарями «Со духи праведных» в конце П., Пс 118 может быть пропущен. В новой рус. редакции Иерусалимского Типикона XVI в. чин П. слегка модифицируется, появляется заупокойная великая ектения, что усиливает сходство с утреней заупокойных суббот (см., напр.: ГИМ. Усп. 5. Л. 27). Это чинопоследование практически без изменений излагается в более поздних рукописных и печатных изданиях Иерусалимского Типикона, оно же есть в дониконовских рукописях и изданиях Потребника (см., напр.: Требник. М., 1633. Л. 418), в рус. певч. рукописях (полностью, включая распетый канон, или в виде отдельных песнопений - см., напр.: РГБ. Ф. 379. 22. Л. 341-350 об.; РГБ. Троиц. 415. Л. 175 об.- 176 об.).

http://pravenc.ru/text/2578809.html

Чем более размышляла об этом Ставрофила, тем более сердце её наполнялось этою святою истиною, и она уже не столько заботилась о том, чтобы выйти из леса, сколько о том, чтобы найти путь к вечной жизни. Итак, обратившись к Господу и воздыхая из глубины сердца, она возгласила: «Господи мой, Владыко жизни моей! Се раба Твоя пред Тобою! Сколько уже лет протекло жизни моей, и кто знает, с пользою ли протекли они? На этом общем поприще, где шествуют все смертные, и я уже не мало прошла, а ко спасению ли лежит путь мой, или к погибели, не знаю. Что если вместо пути спасительного я избрала путь суеты? Ибо сказано в Святом Писании: «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти» (Притч. 16:25); «Я заблудился, как овца потерянная» , шествуя не туда, куда бы следовало, а куда все мы влечемся заблуждениями нашими; «взыщи» рабу «Твою» (Псал.118:176), «Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим» (Иерем.10:23); но как говорит Премудрый: «От Господа направляются шаги человека» (Притч.20:24). Потому молю Тебя, Господи: «и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:24). «Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою» (Пс.142:8)». Так от сердца сокрушенного со слезами взывала Ставрофила. Стремясь с любовью к лучшей жизни, душа её обнажалась всего мирского, и с возгорающим сердечным желанием прилеплялась к небесному. Глава 2. Крест верный путь к небу, и всем должно идти по сему пути ( «Рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему» (Иерем.6:16)) Не мог не внять теплой и усердной молитве Ставрофилы Тот, Кто, «близ... всем призывающим Его... во истину» (Псал.144:18), и наиболее к тем, которые ищут Его с сокрушенным сердцем. Желая утешить рабу свою, Господь послал к ней Ангела Своего, который явился ей в виде малого отрока, озаренного светом. Удивленная сим внезапным ангельским явлением, Ставрофила ничего не могла проговорить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

Несмелость и боязливость овцы, её беспомощность перед опасностью очень часто в иносказательном виде употреблялась в Священном Писании . «Я заблудился, как овца потерянная» ( Пс.118:176 ). «Я видел всех сынов Израиля, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря» ( 2Пар.18:16 ). В Библии очень часто образ овцы упоминается как символ кротости, терпения и самопожертвования. «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» ( Ис.53:7 ). Заблудшая овца, упоминающаяся в Библии, символизирует собой сошедшего с праведного пути жизни человека, оставившего стадо, отступившего от веры и Бога. «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» ( Ис.53:6 ). Поэтому в разбираемых словах 15-го стиха Иисус Христос о лжепророках сказал иносказательно. Что они придут в овечьей одежде, понимая под овечьей одеждой личину (обличие) символизирующую кротость, ласковость овец, их беспомощность и беззащитность. Указание на то, что лжепророки придут в овечьей одежде говорит о том, что лжепророки пытаются перенести на свое ложное учение покров полезности и правдивости. То есть пытаются связать свое учение с такими понятиями как полезность и святость, которые были применимы у древних евреев к такому распространенному и почитаемому животному как овца. На самом же деле лжепророки по своей сути волки хищные. Волк по представлениям древнееврейского народа считался отвратительным животным за хищность, жестокость, дикий нрав и мерзкие повадки. Попав в овчий загон, волк приносил очень большой ущерб овчему стаду тем, что уничтожал овец больше, чем мог их съесть. Поэтому Спаситель и сравнивает лжепророков с волками хищными, которые губят не только свои, но и чужие души в большом количестве. Спаситель использовал в Своей речи иносказательный образ волка, так как это животное за приносимый вред было ненавидимо евреями. Волк представляет собой дикое хищное животное из семейства псовых, похожее по внешности на собаку и являющийся лютым врагом овец. Патриарх Иаков хищность колена Вениаминова сравнивает с хищностью волка. «Вениамин, хищный волк» ( Быт.49:27 ). Образ волка в Библии очень часто употребляется иносказательно. Так, например неправедные князья и судьи сравниваются с волками хищными. «Князья у неё как волки, похищающие добычу» ( Иез.22:27 ). «Судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости» ( Соф.3:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Тот, Кто по Своему естеству не подлежит страданиям, по милосердию к нам подверг Себя многим страданиям. Мы веруем, что Христос не чрез постепенное восхождение к Божественному естеству соделался Богом, но, будучи Бог, по Своему милосердию соделался Человеком. Мы не говорим: " человек сделался Богом " ; но исповедуем, что Бог воплотился и вочеловечился. Рабу Свою избрал для Себя в Матерь Тот, Кто по существу Своему не имеет матери, и Кто, являясь по Божественному смотрению на земле в образе человека, не имеет здесь отца. Как один и тот же есть и без отца, и без матери, по слову Апостола ( Евр. 7,3)? Если Он - только человек, то Он не мог быть без матери: и действительно, у Него есть Мать. Если Он - только Бог, то Он не без Отца: в самом деле, у Него есть Отец. Он не имеет матери как Творец Бог, не имеет отца как Человек. Убедись в этом самым именем Архангела, благовестившего Марии: ему имя - Гавриил. Что значит это имя? - оно значит: " Бог и человек " . Так как Тот, о Ком он благовествовал, есть Бог и Человек, то имя его предуказывало на это чудо, дабы верою принято было дело Божественного домостроительства. Спасти людей нельзя было простому человеку, потому что всякий человек сам имел нужду в Спасителе: " вси бо, - говорит святой Павел, - согрешиша, и лишени суть Славы Божия " ( Рим. 3, 23). Так как грех подверг грешника власти диавола, а диавол подверг его смерти, то состояние наше сделалось крайне бедственным: не было никакого способа избавиться от смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснее указать на немощи. Что они делали? Когда видели, что болезнь превышает искусство человеческое, они с Небес призывали Врача; один говорил: " Господи, преклони небеса, и сниди " ( Пс. 143, 5); другой взывал: " Исцели мя, Господи, и исцелею " (Иер. 17, 14); " воздвигни силу Твою, и прииди во еже спасти нас " ( Пс. 79, 3). Иной: " Яко аще истинно вселится Бог с человеки на земли " ( 3 Цар. 8, 27). " Скоро да предварят ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахом зело " ( Пс. 78, 8). Другие говорили: " О люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть " (Мих. 7, 2). " Боже, в помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися " ( Пс. 69, 1). " Аще умедлит, потерпи ему, яко Идый приидет, и не умедлит " (Авв. 2, 3). " Заблудих яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, уповающаго на Тя " ( Пс. 118, 176). " Бог яве приидет, Бог наш, и не промолчит " ( Пс. 49, 3). Потому Тот, Кто по естеству есть Царь, не презрел естества человеческого, порабощенного лютой властью диавола, благосердый Бог не попустил быть ему всегда под властью диавола, Присносущий пришел и дал в уплату Свою Кровь; для искупления рода человеческого от смерти отдал Свое Тело, которое принял от Девы, освободил мир от клятвы закона, уничтожив смерть Своею смертью. " Христос ны искупил есть от клятвы законныя " , - восклицает святой Павел ( Гал. 3, 13).

http://zavet.ru/kalendar/bm/blag-001.htm

Утреннее Богослужение состоит из полунощницы, утрени и первого часа. § 82. Цель установления полунощницы и содержание ее Полунощница получила свое название от времени, в которое совершалась древле и ныне совершается в некоторых обителях. Святой Василий Великий говорит, что «полунощное молитвословие установлено ради ночной тишины, которая дает душе лучшее удобство беседовать с Богом, воспоминать грехи и молить Бога об освобождении от оных; ибо полунощное время наиболее удалено от шума мирского, тогда ни очи, ни уши не допускают в сердце вредных видений и слышаний, но один ум пребывает с Богом» 175 . Совершением полунощного молитвословия, мы также подражаем святым Ангелам, немолчно славословящим Св. Троицу, и, наконец, воспоминаем страшное второе пришествие Христово, имеющее быть внезапно, как бы среди глубокой ночи 176 . Сообразно с сею целью, св. Отцы установили после обычных молитв читать на полунощнице тропари: воставше от сна и проч., в которых воспевается ангельская песнь: свят, свят, свят, и псалом (50) покаянный для возбуждения сердечного сокрушения о грехах. Затем в псалме 118-м: блажени непорочнии в путь ходящий..., поучаемся закону Господню, как Он благ, паче тысяч злата и сребра. Потом утверждаем сердце исповеданием веры в Символе Веры, воспоминаем второе страшное пришествие Христово в тропарях: се жених грядет в полунощи и проч. При воспоминании второго пришествия Христова для страшного суда, сами собою приходят на память отшедшие отцы и братия наши, которые, не имея в самых себе силы и возможности переменить свою загробную участь, жаждут единственно молитв Церкви. И она, в сие благоприятное время, ежедневно молится об усопших в тропарях: помяни, Господи, яко благ, рабы твоя ... и в молитве, помяни, Господи, в надежде воскресения .... К сим тропарям и молитве, приспособительно избраны псалмы 120 и 133. § 83. Различие в отправлении полунощницы На полунощнице, в субботу, вместо 17-й кафизмы, положено читать 9-ю, в которой некоторые псалмы напоминают об усопших братиях наших: дивен Бог во святых своих: Бог Израилев ( Псал. 67 ) и блажен, его же избрал ecu и приял, вселится во дворех Твоих ( Пс. 64 ). Кроме того тропари, в которых воспевается ангельская песнь, несколько изменены. Прочее также отправляется, как на полунощнице вседневной. На полунощнице воскресной вместо псалмов читается канон во славу святой живоначальной Троицы, собранный из канонов всех восьми гласов Октоиха. Потом следуют умилительные тропари троичные (10-ть): достойно есть боголепно славити Тя, Троице Святая, беспредельну и пресущественну и проч., составленные св. Григорием Синаитом и молитва св. Марка подвижника : всемогущая, животворящая, святая Троице ... § 84. Общее содержание утрени

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

42 martyrum Amoriensium (9. Jh.)//Klio. B., 1990. Bd. 72. S. 254-269; Ργια Ε. Μα υπθεση πλησης μοναστηριακς περιουσας//Βυζαντιν σμμεικτα. Αθνα, 2008. Τ. 16. Σ. 35-45; eadem. Λτρος, να γνωστο μοναστικ κντρο στη Δυτικ Μικρ Ασα: Με λεπτομερ σχολιασμ των εγγρφων του αρχεου της μονς Θεοτκου του Στλου. Θεσ., 2008. Л. В. Луховицкий Гимнография Память П. Л. фиксируется в греч. списках Иерусалимского устава и Минеях, составленных в соответствии с этим уставом, под 15 дек., вместе со сщмч. Елевферием, но нерегулярно. Самые ранние списки, к-рые включают его последование,- это Типиконы кон. XIII или XIV в. (напр.: Paris. gr. 385. Fol. 96; РГБ. Сев. греч. 35. Л. 55). Последование П. Л. состоит из тропаря 4-го гласа Ως τν σωμτων (    ) и указания на общую службу преподобным на литургии; в более поздних добавляется указание на кондак. Греч. рукописные Минеи XIV-XVI вв. (напр., Paris. Suppl. gr. 701. Fol. 149v, 1549 г.; РГБ. Сев. греч. 29. Л. 63, 1420 г., редко - более раннего времени, см.: Ταμεον. Σ. 126) могут содержать под 15 дек. последование П. Л. из 3 стихир на «Господи, воззвах», тропарь, канон, седален, кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Απ νετητος σοφ (      ) с икосом и ексапостиларий. Иногда последование П. Л. имеет более торжественный характер: к нему добавляются стихиры-самогласны для пения на «Славу», циклы стихир на стиховне и на хвалитех (напр.: Sinait. gr. 585. Fol. 118-127, 1453 г.). В греч. печатные Типиконы и Минеи последование П. Л. не вошло. В слав. переводах последование П. Л. появляется уже в самых ранних южнослав. редакциях Иерусалимского устава: Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 67а), серб. Романовом Типике (РГБ. Сев. Слав. 27. Л. 65), с указанием на тропарь и общую службу преподобному на литургии. Более поздние (в т. ч. русские) редакции описывают службу П. Л. подробнее (напр.: ГИМ. Усп. 5. Л. 135), с указанием стихир, тропаря, канона, кондака; на литургии предлагается совершать или общую службу сщмч. Елевферию, или общую службу П. Л. В Типиконах 1610 г. (Л. 455) и 1641 г. (Л. 318 об.) на литургии назначается прокимен (из Пс 115), Апостол (Гал 5.22 - 6.2) и аллилуиарий П. Л. (со стихами из Пс 111), а Евангелие - сщмч. Елевферию (эти же указания внесены в Минею 1645 г., Л. 176 об.). Начиная с печатного издания Типикона 1682 г. (Л. 184), служба на литургии 15 дек. не указывается. В рукописных слав. Минеях (РГБ. Троиц. 32. Л. 79 об., кон. XV в., и др.) последование П. Л. включает 3 стихиры, тропарь, канон, седален, кондак с икосом и светилен, в таком же виде последование входит в печатные издания Миней, вплоть до современных.

http://pravenc.ru/text/2578555.html

Пс.118:172.   Провещает язык мой словеса Твоя, яко вся заповеди Твоя правда. Вот назидательные слова! Они поучают нас, какого осуждения достойны те, которые занимаются пустословием, кто поет бесовские песни, льстит и самоугодничает людям, сплетничает и ложно доносит. Между тем, ничто другое не должно бы сходить с нашего языка, кроме «слов» Божиих. Посвящающий свой язык изучению Божиих «слов» не произносит слова праздного. Врачи по языку определяют состояние здоровья телесного, а речь обличает состояние здравия душевного. Чем у кого душа болит, тот о том и говорит: «от избытка бо сердца уста глаголют» (Мф. 12:34) (Златоуст, Афанасий, Феофан). Пс.118:173.   Да будет рука Твоя еже спасти мя, яко заповеди Твоя изволих. Спасающая «рука» — есть божественное действие. Кто избирает «заповеди» Божии, тому несомненно Бог содействует в его «спасении» (Златоуст). Пс.118:174.   Возжелах спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение мое есть. «Спасение» наше — Иисус Христос. «Яко видесте очи мои «Спасение» Твое», — сказал Симеон. Сего-то «Спасителя» и «возжелал» Пророк. Вожделевающий Христа Спасителя должен поучаться в Его «законе» (Афанасий). Пс.118:175.   Жива будет душа моя и восхвалит Тя: и судьбы Твоя помогут мне. Давид говорит о жизни в Боге: настоящая наша жизнь «сокровенна есть со Христом в Бозе» (Кол. 3:3). В будущей только жизни «душа» в собственном смысле и «восхвалит» Господа (Афанасий). Пс.118:176.   Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых. Это прилично говорить всякому человеку. И Пророк, сказав в чем преуспел, снова говорит о себе, что он — «овча заблудшее» , соблюдая этим свое смиренномудрие, и нарочно сам себя умаляя и унижая, чтобы не превозноситься согласно с повелением Господним: «егда сотворите вся, глаголите: раби неключими есмы» (Лк. 17:10). Поэтому и заключение целого псалма увенчивает уничижением самого себя (Златоуст, Афанасий). КАФИСМА ВОСЕМНАДЦАТАЯ Песнь степеней, 119 Всех «песней степеней» блаженный Давид по внушению Святаго Духа составил пятнадцать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

По древнейшим славянским спискам Иерусал. устава, например, Моск. Синод. библ. «ударяет в великое било глаголя Блажени непорочни раздельно на 12 частей или Верую во единаго Бога 12-ю, ударяя по един. (т. е. на каждую из 12 частей 118 псалма или на каждое «Верую» ударяет один раз, так что всего получится 12 очень медленных ударов) и тако звонит часто и кончает (в заключение ударяет чаще); посем знаменает в железное» [ 147 ] (промежутка между звонами не положено). В дальнейших списках устава и в нынешнем старообрядческом: «ударяет в великое древо тяжким ударением (старообр. + покосну) ретко… И паки изшед клеплет в великое било (не во всех списках) [ 148 ] и в железо» (или «железно бильце», «железное клепальце»). Благовест воскресный по древним уставам не отличается от великопраздничного (даже пасхального). Молитва благовеста Считая благовест некоторым священнодействием, устав указывает совершителю его — сопровождать его молитвенным чтением или пением. Благовест к бдению положено сопровождать пением Непорочных, т. е. псалма 118, или чтением 50 пс. 12 раз. Псалом 118-й, наиболее умилительный из псалмов, составлял по прежним уставам непременную принадлежность воскресной утрени, почему пением его и сопровождается благовест. Этим предписанием устава определяется вместе с тем и продолжительность благовеста: на пение 176 стихов 118 псалма или 21 ст. (50 пс.)х12 требуется не менее получаса. Из будничных служб указано сопровождать чтением 50 псалма (однократным) благовест к утрене (в 9 гл. Типикона). Сопровождение благовеста молитвою, конечно, имеет целью сообщить ему благодатное освящение. Действие благовеста на душу христианина и походит на действие молитвы и богослужения. Сопровождение благовеста молитвою — древнейший обычай. По уставу прп. Пахомия (IV b.), «кто ударяет в било пред обедом или пред молитвою, должен размышлять о чем-нибудь назидательном» [ 149 ]. В житии св. Кириака отшельника, духовным руководительством которого пользовался предполагаемый автор нынешнего устава (св. Савва Освященный), рассказывается, что он, ударяя в било пред началом службы, не прежде оканчивал звон, как прочтя Непорочны. (Этот обычай и возникшее из него предписание устава свидетельствует и о том, как хорошо в древности знали Псалтирь; если некоторые иноки имели обычай прочитывать ее всю ежедневно, то неудивительно знание наизусть 118 псалма). Древнейшие уставы — XIII b. — как мы видели, говорят о пении при благовесте только Непорочных. Позднейшие — XIV b. — позволяют заменять Непорочны Символом веры и 50 псалмом, очевидно вследствие того, что знание Псалтири наизусть стало более редким явлением. Значение каждения

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010