Поэтому, христианин, вооружись против плоти твоей сначала, пока еще молод; вооружись против плоти, которая со страстями и похотями воюет с душой твоей и хочет ее умертвить. Исторгай страсти и похоти из сердца твоего, пока они еще молоды и не возросли, – да не умертвят, вырастая, душу твою. Это первейшие твои враги и домашние, и всегда с тобою, где бы ты ни находишься, так как они внутри тебя. Они окружают душу твою, и непрестанно угнетают ее, и отнимают благородство ее, и лишают пресладкой свободы. Отвращают от Бога и святой любви Его. Не допускают волю Его творить, Ему служить и угождать, чистую и богоугодную молитву творить, о горнем помышлять, слово Божие слышать и его плод приносить, небесными, святыми и добрыми мыслями питаться и утешаться, к вечной и блаженной жизни стремиться и течь, как настоящие враги ее возбраняют. Этими врагами душа окружается, и во тьме этой, как в темнице, заключена, и лишается пресладкой свободы и благородства своего. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси ми (Пс. 141:7). «Помяни, Господи, что было с нами: призри и виждь укоризну нашу». Умерщвляй этих враждебных и беззаконных младенцев, которых страстная плоть твоя рождает. Убивай врагов, пока малы – да не убьют тебя, когда вырастут и укрепятся. Пусть они умирают – да живет душа твоя. Будь борец и запинатель, а не лежебока. Будь храбрый воин против этих врагов, а не подданный их; повелитель их, а не слушатель; господин, а не раб их. Стой против них, а не уступай им – да не одолеют тебя и не пленят тебя, и не будут обладать, как пленником. Горе душе, которой эти супостаты обладают! Повинуйся Господу, а не им – да будешь раб Господень, а не их. Невозможно и Богу работать, и страстям, и Богу угождать, и плоти страстной; и волю Божию творить, и волю плоти своей в похотях ее, так как одно другому противно. Чего Бог хочет, того страстная плоть не хочет; и чего Бог не хочет, того страстная плоть хочет. Отрекись от страстной плоти, и распинай ее со страстями и похотями, да будешь раб Божий и человек Божий. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Жива будет душа моя и восхвалит Тя, и судьбы Твоя помогут мне. Заблудих, яко овча погибшее; взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых (Пс . 118:175–176). Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Да постыдятся и посрамятся ищущие душу мою! (Пс. 69:2–3). 100. Покой

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

2) Оставь беззаконное житие, и, начав новое, христианское, прибегни к Богу с сожалением сердечным и раскаянием, что согрешил пред Ним, и исповедай пред Ним заблуждение свое, и молись с Давидом: Я заблудился, как овца погибшая: взыщи раба Твоего (Пс. 118:176). 3) Так начав, стой и утверждайся в добром начале твоем и молись Самому Богу, чтобы силою Своею укрепил тебе. Он труждающимся помогает, поможет и тебе, ибо хочет, чтобы ты спасся (см. 1 Тим. 2:4). И хотя много от сатаны, мира и плоти искушений и наветов претерпишь, но если будешь крепиться в начатом деле твоем и Бога на помощь призывать, Бог, как Милосердный и Человеколюбец, не оставит тебя. 4) Так обратившись, услышишь и ты от Бога в сердце твоем, что услышал Давид: Услышу, что скажет во мне Господь Бог, ибо изречет Он мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обращающихся сердцем к Нему (Пс. 84:9). Тогда возвратится к тебе христианское благородство, которого как себе, так и тебе от сердца желаю. Аминь. Глава 4. О повседневном христианском покаянии   Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. (1 Ин. 1:8-9)   Когда здесь говорится о повседневном покаянии, то не такие грехи разумеются, которые по произволению и умыслу делаются, как-то: блуд, хищение и прочие подобные тем (см. 1 Кор. 6:9-10; Гал 5:19-21 и в прочих местах). Таковые грешники, поскольку дар Крещения и веру потеряли, вне числа истинных христиан находятся. Посему должно им оставить страсти и злые обычаи свои и начать новое житие о Христе Иисусе, как сказано выше. (О покаянии таких грешников смотри в первой книге, в первой статье второй части). Нет там и покаяния, где грехи не оставляются, но только бесполезное умягчение совести и прелесть дьявола, который таким ложным покаянием прельщает людей, чтобы в вечную погибель их мог с собою увлечь. Но в это рассуждении имеются в виду немощи человеческие, которым и самые благочестивые и свято живущие подлежат, как из следующего увидишь. Также рассуждение это и тех грешников касается, которые благодатью Божией обратились и, начав новое житие, стараются Богу послушание оказывать и угождать. Ибо должно и им каждый день до конца жизни болезновать сердцем о том, что Бога бесстрашным житием прогневляли, должно поминать грехи свои и беззакония прежние, и так смиряться, должно пред Богом рассуждать, как в бедственном состоянии были и от него благодатью Божией избавились, и за то Бога, не хотящего смерти грешника (см. Иез. 33:11), усердно благодарить, и на милость Божию без сомнения надеяться. И поскольку и сии, хотя отстали от грехов и в числе благочестивых находятся, однако тем же немощам подлежат, как и прочие благочестивые, то и они повседневного покаяния требуют.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

31. Какою силою вразумлен ты, разбойник? Кто научил тебя покланяться презираемому и вместе с тобою Распятому? О свет вечный, просвещающий омраченных! посему справедливо и услышал он: надейся не потому, что дела твои дают право тебе надеяться, но потому, что находится здесь благодатный Царь. Долговременно бы должно быть прошение; а благодать дарована весьма скоро. Аминь глаголю тебе: днесь со Мною будеши в рай (Лк. 23, 43).Поскольку днесь услышал ты глас Мой, и не ожесточил твоего сердца. (Пс. 74, 8). Я весьма скоро изрек определение против Адама, весьма скоро прощаю тебе. Ему сказано было: в оньже аще день снесте, смертию умрете (Быт. 2, 17). Ты ныне покорился вере, ныне тебе и спасение. Он пал, вкусив от древа; и ты посредством древа вводишься в рай. Не бойся змия, не извергнет тебя; ибо пал он с неба. Не говорю я тебе днесь, отойдешь ты, но днесь со Мною будеши (Лк. 23, 43). Надейся, не будешь извержен, не бойся пламенного меча: он устыдится Владыки. Коль велика и неизъяснима благодать! Верный Авраам еше не вошел туда, куда разбойник входит. Еще не вошли Моисей и Пророки, а разбойник беззаконный входит. Удивлялся сему и прежде тебя Павел, говоря: идеже умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Терпевшие зной еще не вошли, а в одиннадцатый час пришедший вошел. Никто не ропщи на Домовладыку, поскольку говорить Он: друже, не обижу тебе (Мф. 20, 13). Не имею ли Я власти располагать моим, как хочу? Разбойник хочет добро творить, но смерть предупреждает. Я не только ожидаю дел, но и веру приемлю. Пришедши пасти в вертоградах, Я пришел пасти и в кринах (Песн. 6, 1, 2). Обрел Я овча погибшее (Лк. 15, 4, 5): беру его на рамена мои, ибо он верит так, как сам сказал: заблудих яко овча погибшее; помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. (Пс. 118, 176.Лк. 23, 42). 32. Я предвозвестил в песнях о винограде сам невесте Моей, и сии слова говорил ей: внидох в вертоград, сестро Моя, невесто (Песн. 5, 1). Бе же, идеже распяся вертоград (Ин. 19, 41). Что ты здесь находишь? Объимах смирну мою (Песн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

А есть, братие, есть между нами такие грамотеи, которые никогда в жизни Святого Евангелия не читали!.. А еще не стыдятся говорить, что духовные книги – скучны, непонятны! Конечно, если никогда не будешь их читать, то ничего в них не будешь и понимать. В том-то и горе наше, что нам все не хочется себя понудить ни к чему доброму; так душа разленилась, воля ослабела, не хочется и – конец... Завтра помолюсь, завтра почитаю душеполезную книгу, а ныне что-то на ум не идет, голова тяжела... А вот читать газеты – и время, и охота есть; а на пустые сказки-повести и целых часов не жаль... О Господи! Как лукаво сердце-то наше! На грешное дело мы всегда готовы, а на святое и доброе – нас нет и нет... Что это, как не обман один? Сами себя обманываем, а жизнь идет да идет, а дни бегут за днями, годы сменяются годами, а там и не увидишь, как подкрадется к тебе смерть, и кто знает? Может случиться, что так и умрешь ты, не успев ни разу в жизни прочитать сполна всего слова Божия и даже – Евангелия и Давидовой Псалтири... Умрешь, и только тогда добрые люди будут читать над бездыханным телом твоим эту Святую Псалтирь, которую тебе некогда было и раскрыть, пока ты жил на земле!.. Только тогда, при твоем погребении, запоют над тобой дивно-поучительные, сладостно-премудрые, но тебе – увы! – незнакомые глаголы Давидовы: «Блажени непорочныи в путь, ходящии в законе Господни. Блажени испытающии свидения (хранящие откровения) Его, всем сердцем взыщут Его! Слышишь: блажени испытающии свидения» ( Пс. 118:1–2 ) – исследующие откровения Господни, а тебе и подумать-то о них было некогда! Что будет чувствовать тогда твоя бедная душа, для которой каждое слово Псалмопевца, повторенное чтецом или певцом над гробом твоим, будет звучать строгим укором, потому что ты не читал никогда этой священной книги?.. Раскрой же, друг мой, пока не поздно, теперь, эту дивную книгу царя-пророка, раскрой и со вниманием прочти в ней хотя бы один этот псалом 118. Если какое-то слово не понимаешь по-славянски, возьми русскую Псалтирь: слава Богу, теперь все Священное Писание , вся Библия есть на русском языке. Прочти этот псалом, и ты невольно почувствуешь, что сердце твое смиряется, умягчается, что в словах Давидовых – глаголы Духа Божия, и ты невольно и не раз повторишь с сердечным вздохом последний стих этого псалма: «Заблудих, яко овча погибшее, взыщи раба Твоего!» ( Пс. 118:176 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

От возгорения духа оживотворяется сердце. «Марии подражай – подражай, не имея в виду ничего иного, а взирая только на Того, кто сказал: огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся ( Лк.12:49 )! Ибо возгорение духа оживотворяет сердца. Невещественный и божественный огонь освящает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терния и солому; потому что Бог наш огонь поядаяй есть ( Евр.12:29 ). Действенности сего огня взыскуя, блаженный Давид сказал: искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое ( Пс.25:2 )» (§ 175). «Сей огонь согревал сердце Клеопы и спутника его, когда говорил с ними Спаситель по воскресении. И ангелы и служебные духи причащаются светлости сего огня, по сказанному: творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ ( Евр.1:7 ). Сей огнь, сожигая сучец во внутреннем оке, делает чистым ум, чтобы, возвратив себе естественную прозорливость, непрестанно видел он чудеса Божии, подобно тому, кто говорит: открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего ( Пс.118:18 ). Поэтому огнь сей прогоняет бесов и истребляет грех» (§ 176). «Господь знает немощь человеческую, что человек скоро превозносится; поэтому останавливает его и попускает ему быть в непрестанном упражнении и волнении. Ибо если когда и малое приемлешь, для всех делаешься несносным и надмеваешься, то кольми паче сделаешься нестерпимым, если дадут тебе в один раз насытиться. Но Бог, зная твою немощь, по смотрению Своему посылает тебе скорби, чтобы стал ты смиренным и ревностнее взыскал Бога» (§ 194). Достигшие истинного преуспеяния, не видят своего совершенства и почитают себя ничем. «Благоискусные пред Богом сами себя признают весьма малыми и крайне неблагоискусными, и для них стало естественным и непременным делом почитать себя низкими или даже ничем. Ужели таковые не знают, что им предано, чего не имели, и приобрели нечто необычайное для естества своего? Сказываю тебе, что не признают они себя благоискусными и преуспевшими, не знают, что приобрели, чего не имели. Нисходящая же на таковых благодать сама учит их, чтобы и преуспевая не почитали души своей драгоценною, естественно же признавали себя ничего не стоящими. И будучи драгоценными пред Богом, не таковы они сами для себя; при своем преуспеянии и ведении Бога признают себя как бы ничего не знающими и, богатые пред Богом, сами для себя кажутся бедными» (§ 197).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/prizov...

Писано бо есть, — говорит, — яко ангелом Своим заповестъ о тебе, и на руках возмут тя (Пс. 90, 12). О хитромудренный на зло, для чего не договорил и последующего (я твердо помню это, хотя и умолчишь ты), что, ограждаемый Троицею, наступлю на тебя — аспида и василиска (13) и буду попирать змию и скорпию? (Лк. 10, 19)». «В один день, — рассказывает преп. Ефрем Сирин 24 про своего друга св. Аврамия, — когда блаженный, по обычаю, вкушал пищу, враг взошел в его келью в образе юноши и приближался к нему с намерением опрокинуть его чашку. Но он догадался и удержал ее, а сам продолжал вкушать пищу, не заботясь о коварстве его. Юноша, отскочив, стал перед блаженным и, поставив светильник с горящею на нем светильнею, громогласно начал петь псалом и говорить: Блажени непорочный в путь, ходящий в законе Господни… (Пс. 118, 1.) Так произнес он большую часть псалма (в нем 176 стихов. — Еп. Варнава)». VI. Но мыслей человеческих (если только они не внушены ими самими) демоны не знают. «Сатана не знает, какою страстию будет побеждена душа, — говорит древний египетский подвижник авва Матой 25 . — Он сеет, но не знает, пожнет ли. Сеет он помыслы блуда, помыслы злословия и также другие страсти. К какой страсти склонною покажет себя душа, ту и внушает он ей» 26 . «Демоны, хотя и крайне нечисты, однако же в чинах своих не сокрыты друг от друга, но не видят двух чинов, которые выше их (то есть ангельского и душевного, нашего человеческого. — Еп. Варнава)», — говорит св. Исаак Сирин 27 . Приведу еще свидетельство аввы Серена, знаменитого египетского подвижника. «Даже и те мысли, которые они внушают, приняты ли, или как приняты, они узнают не по природе самой души, то есть не по внутреннему движению, скрывающемуся, так сказать, в мозгах, но по движениям и признакам внешнего человека. Например, когда внушают чревобесие, если видят, что монах с любопытством устремляет глаза в окно или на солнце или заботливо спрашивает о часе, то познают, что у него родилось желание есть. Если, внушая блуд, примечают, что он терпеливо принял стрелу похоти, или видят, что плоть возмутилась, или, по крайней мере, он не вздохнул, как должно, против внушения нечистого сладострастия (запомни, читатель, как надо поступать, по разуму и деланию святых отцов, в подобных случаях! — Еп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

После дневных тропарей поются следующие антифоны 4 гл. : 1. Антифон : 1. Я желаю, Господи, слезами изгладить запись моих грехов и остальное время моей жизни угождать Тебе покаянием, но враг обольщает меня и борет мою душу. Господи, прежде чем не погибну до конца, спаси меня. 2. Кто из обуреваемых, прибегая к этому пристанищу, не спасается и кто из больных, обращаясь к этому врачевству, не исцеляется? О, Создатель всего мира и Врач больных, Господи, прежде чемне погибну до конца, спаси меня. 3. К Тебе, Добрый Пастырь, обращаюсь я, овца Твоего словесного стада: Боже, отыщи меня, заблудившегося, и помилуй меня. Слава и ныне : Избавь нас от всяких бедствий, Благословенная Богородица, чтобы все взывали к Тебе: Радуйся, Единственная Защитница наших душ. 2. Антифон : 1. Я, усыновленный и спасенный в таинстве крещения — источнике возрождения, но проведший жизнь в лености и грехопадениях, ныне взываю к Тебе, Милосердный: даруй мне потоки покаянных слез, Всесильный и Многомилостивый Спаситель, и омой меня от скверны моих согрешений. 2. Греховная буря овладела мною и я, не вынося более ее волнения к Тебе, Единому Кормчему, припадая, взываю, простри мне, как Петру, руку Твоего человеколюбия и спаси меня. Слава и ныне : Избавь нас от всяких бедствий, Матерь Христа Бога, родившая Творца всего мира, чтобы мы все взывали к Тебе: радуйся, Единственная Защитница наших душ. 3 Антифон : 1. Где привязанность к миру? Где мечты о скоропроходящих благах? Не есть ли все зто земля и пепел? Зачем напрасно суетимся? Почему не отвергнемся от мира и не последуем за Взывающим: желающий следовать за Мною пусть возьмет крест свой и тогда наследует вечную жизнь. Стих : «Приидите, дети, послушайте меня; страху Господню научу вас» (Пс. 33:12). 2. «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28—29). Стих : «Я заблудился, как овца потерянная» (Пс. 118:176). 3. К Тебе, Добрый Пастырь, обращаюсь я — овца Твоего словесного стада: Боже, отыщи меня, заблудившегося, и помилуй меня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3849...

Сам по Себе Он, конечно, Пастырь; а ради тебя стал Агнцем. Сегодня встретились оба этих чтения. Исаия читал о Нем евнуху: « как овца, веден был Он на заклание » (53:7; Деян. 8:32). А Спаситель: « Я есмь пастырь добрый » (Иоанн. 10:11). Поэтому покажи мне различие между Агнцем и Пастырем: в каком отношении Он — Агнец, в каком — Пастырь? Если ты не узнаешь различия наименований, то откуда поймешь достоинство Его могущества? Ясно, конечно, что Агнцем Он является по причине страданий, перенесенных Им в делах домостроительства, а Пастырем — по причине избытка человеколюбия. Будучи Богом, Он не стыдится называть Себя Пастырем. Ведь надлежало нам познавать Самого Бога и Царя. Но, вследствие того, что мы, как одаренные разумом люди, не познали Бога, Он желает, чтобы мы, хотя бы как неразумные овцы, познали своего Пастыря. Если бы, придя в мир, Спаситель нашел тебя разумным человеком, то Он необходимо явился бы тебе как Бог. Но, так как Он не нашел тебя человеком, а нашел как бы овцой блуждающей, начиная с самых древних времен, и призывающей устами пророков своего Господа: « Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего » (Пс. 118:176), то поэтому и скрывает Свое царское достоинство и предлагает пастырское попечение. По этой причине и с самого начала устраивает так, чтобы Его тело было положено в яслях, и для того приводит в стеснительные условия как Свою Мать, так и Иосифа — служителя домостроительства. Я не могу назвать его ни отцом Спасителя, ни мужем Марии, но соучастником и посредником таинства. Ведь он был жених Девы, а не муж; впрочем, по имени, конечно, муж, но в действительности — служитель домостроительства. Итак, он вместе с Мариею приводится в Вифлеем в стеснительное положение, так что вследствие тесноты в жилищах Младенец по необходимости был положен в яслях. Это стеснение было делом Божиим, чтобы Человеколюбивый необходимо был положен в то место, чтобы был положен, говорю, в силу домостроительства, обусловившего собой Его воплощение. Для чего Он устраивает это? Так как ясли — трапеза бессловесных, а человечество усвоило себе природу последних — « человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают » ( человек, в чести сый, не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им ) (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

30. Нелегко было поверить, что рождает Дева, но сначала рождали бесплодные и пре­старелые жены. 31. Если спросят: «Как Дева родила без мужа?», то спроси их: «Как родил Еву Адам без жены, как произрос жезл Аарона, как падала манна с неба, как неплодная Сарра родила Исаака»? 32. Дева Ева не знала радости, а Дева Богородица «от ныне», от того часа, когда сказано было: Радуйся, благодатная (Лк. 1:28), Дух Святый найдет на Тя (Лк. 1:35), и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус (Лк. 1:31), Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1:21), – сказала: Ублажат Мя вси роди (Лк. 1:48). Доныне уничиженную женскую природу ублажают все роды людей и Ангелов. 33. Словами дастся книга запечатленная человеку, ведущему Писания (Ис. 29:11) открывается тайна о Пречистой Деве, обрученной Иосифу. 34. Матерь Божию евангелист называет Иаковлевой. Мария Дева считалась мачехой старшему Иакову, рожденному от первой жены Иосифа, и называлась Мария Иаковлева. 35. Патриарх Иаков, обращая речь ко Христу, говорит: От леторасли, Сыне Мой, вос-шел еси (Быт. 49:9), – называя «летораслию» Деву. 36. Сын Божий по кротости избрал Себе и нам в Матерь рабу Господню, Которую, по слову Писания, будут ублажать все роды (Лк. 1:48). 37. Ангелы тайну Боговоплощения называют благоволением – слава в вышних Богу, и на земли мир: в человецех благоволение (Лк. 2:14). 38. Теперь ты поешь вместе с Серафимами: Свят, Свят, Свят – и это воззвание и наше, и серафимовское, потому что Христос примирил небесное и земное, и сотворивый обоя едино (Еф. 2:14). 39. Видим, что и солнце, и луна, и все прочие звезды идут от востока к западу, а Вифле­емская звезда текла от севера на полдень, причем не ночью, а днем, иногда скрываясь, а ино­гда опять появляясь, указывая ясли Младенца, опускалась вниз над малой хижиной. Видимо, невидимая разумная сила совершала это движение и управляла звездой. 40. Христос, призвавши волхвов, в самом начале открывает дверь веры язычникам. 41. Господь оставил 99 незаблудших овец, то есть ангельские силы, в горах, на небесах, и пришел к заблудшей, взывающей: Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего (Пс. 118:176), сошел, приклонив небеса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4165...

326 Путь ко спасению, стр. 241–242; ср. Собрание писем, вып. II, стр. 60; выпуск V, стр. 227; Сборник аскетических писаний, стр. 48, § 90. 330 Путь ко спасению, стр. 242; ср. Собран. писем, вып. V, стр. 227; Невидимая брань, стр. 139 и д. 331 Четыре слова о молитве, стр. 15–16. Примером умно-сердечной молитвы свв, отцы указывают молитвы Анны и Моисея – см. Святоотеч. настав. о молитве, стр. 80. 334 Письма о дух. жизни, стр. 48, 143, 252; ср. Собр. писем вып. IV, стр. 241; Святоотеч. настав. о молитве, стр. 84. Преосвящ. Феофан приводит следующие примеры высшей степени молитвы – молитвы созерцательной. Беседовал старец с учениками, говорит он, и остановился, стал как бы забывшись. Когда потом он пришел в себя, ученики спросили его: где он был? – «Я был» сказал он, «на Голгофе, пред распятым Господом, – там, где была у ног Его Мария Магдалина». Еще пример: старец приготовил себе трапезу в обычный час, и стал помолиться; но восхищен был в созерцательную молитву, и простоял в ней до следующего дня, когда пришел в себя. (Письма о дух. жизн. стр. 48). 336 Там же, стр. 244. Говоря о молитве Иисусовой, преосвящ. Феофан предлагает для усовершенствования себя в молитве избрать некоторые правила для молитвы и неуклонно следовать им, – правила относительно того, что, когда и как читать. Хорошо, говорит он, навыкнуть в одной какой-нибудь молитве, чтобы при чтении её – тотчас загорался дух. Твердо нужно держать в мысли предел молитвы. Та молитва хороша, которая оканчивается припадением к Богу с чувством: «ими же веси судьбами спаси мя» (Путь, стр. 241; ср. Невидимая брань, стр. 204). 339 Там же, стр. 189. Более подробно о молитве Иисусовой см. Собран. писем, вып. V, стр. 49, 164–166, 231, 167–170, 185–186, 113, 190–192, 188, 193–194, 226–230; вып. I, стр. 9–10, 17–19, 112: вып. VI, стр. 208–209; вып. стр. 171; вып. II, стр. 194–195, 196, 208–209, вып. стр. 93–94, 35; ср. Пс.118 , стр. 179–180; Добротолюбие, т. V, стр. 341, 365. 354 О покаянии, стр. 193; ср. Три слова о несении креста, стр. 17; Собрание писем, вып. стр. 186–187 (здесь же и средства борьбы с этой страстью); Что потребно покаявшемуся, стр. 43; Письма к разным лицам, стр. 262; Толков. послан. Кол.3:12 , стр. 175–176: «самость есть источник всех страстей»; Толкован. Пастыр. Послан. 2Тим.3:2 , стр. 580: «самолюбие – корень всех злых страстей».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010