Е.А. Авдеенко Кафизма XVII Псалом 118 (119) отличается от прочих количеством стихов и тем, что «всякий из 176 стихов говорит что-нибудь о законе Божьем, называя его разными именами» (ПсСвОт). Псалом составлен по 22 буквам еврейского алфавита, каждая из которых содержит 8 стихов. Пс.118:78             Да постыдятся (зло-)намеренные, ибо ложью оклеветали меня,                         я размышлял о повелениях Твоих. «Злонамеренные» зед – также: наглые; те, кто грешат не по неведению и не по ошибке ( Пс.19 /18:14). «Оклеветали» – по значению корня: искривили, извратили, накрутили, наковеркали. На праведника восстают те, кто сознательно и искусно пользуются ложью. «Размышлял» – действиям клеветников противопоставлено действие «размышления», «сетования», «беседы» (значения глагола сиах) со своим сердцем ( Пс.77 /76:4,7,13). Спорить с теми, кто лжет на праведника, – абсолютно бессмысленно 551 . О действиях «злонамеренных» говорит следующий стих: Пс.118:85             Выкопали мне (зло-)намеренные ямы,                         что не по Учению Твоему. Судилище над Иисусом происходило вопреки Закону (Учению-Торе), и не по неведению или ошибке, –        Христа засудили противозаконно и злонамеренно. Пс.118:86             Все заповеди Твои – истина;                         ложью – преследовали меня; помоги мне. Противопоставлены Божья «истина» (эмуна) и " ложь» (шекер) человеков 552 . Пс.118:95             Дожидали меня нечестивые, чтобы погубить меня,                         [но] я свидетельствами 553 Твоими проникался 554 . Сила «ждать» (кава) есть праведность как один из трех видов надежды (см. комм. к Пс.25 /24:20). Но и враг с такой же неотступностью «ждет» момента, чтобы праведника убить. Сила «ждать» Божьей правды будет крепче, если знать, как «ждет» нечестивый враг твоей смерти. Пс.118:119             [Как] изгарь Ты упразднил всех нечестивых земли,                         посему я возлюбил все свидетельства Твои. Испытание человека сравнивается в Писании с переплавкой; так происходит отделение чистого от примесей (см. Пс.11 /10:5; Пс.17 /16:3). «Изгарь» (окалина, шлак) – побочный продукт переплавки, от которого нужно тщательно выплавленный металл отчистить ( Притч.25:4 ). Пророк Исаия говорит Израилю:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «НЕПОРОЧНЫ» [Церковнослав.  ; греч. Αμωμοι], в правосл. богослужении 17-я кафизма Псалтири, состоящая из одного псалма - Пс 118 (в масоретской нумерации - Пс 119). Название происходит от 1-го стиха:         («Блаженны непорочные в пути»; Μακριοι ο μωμοι ν δ). Форма и композиция Пс 118 Этот псалом выделяется среди др. текстов Псалтири большим объемом - в нем 176 стихов. Евр. текст представляет собой алфавитный акростих: в нем 22 строфы (по числу букв евр. алфавита), в каждой строфе по 8 строк-стихов, начинающихся с одной и той же буквы. Стих обычно складывается из 2 полустиший - параллельных по содержанию высказываний, взаимно раскрывающих смысл друг друга (характерный для библейской поэзии прием параллелизма). Основной стихотворный метр - 3+2. Строки и строфы в псалме связаны друг с другом лексически и тематически - через цепочки ключевых слов и мотивов (техника concatenatio). Строфы попарно размещены вместе по принципу тематической связи либо контраста (прием iuxtapositio; как правило, 2 последовательные строфы составляют связанную пару) (подробнее: Nodder. 2005. P. 326-329). Основная тема и содержание Пс 118 Фактически псалом посвящен одной теме - закону (евр.  ). Этот термин в евр. тексте Пс 118 встречается 25 раз (во всей Псалтири употребляется 36 раз). Многозначное понятие «закон» раскрывается в псалме через 8 синонимов:   (слово),   (установление, закон),   (изречение, суждение),   (заповедь),   (постановление, суд),  /  (откровение, предостережение),   (распоряжение, предписание). Несмотря на то что происхождение большинства из этих терминов коренится в правовой традиции, в псалме отсутствуют прямые ссылки на этические или правовые нормы. При этом перечисленные слова грамматически всегда связаны с тетраграммой имени Божия (YHWH). Из этого следует, что в Пс 118 «закон Господа» - нечто существенно большее, чем просто свод правил и законоположений. Лейтмотив всех изречений псалма - хвала Богу за благодатное откровение Его воли.

http://pravenc.ru/text/2565050.html

Псалом 118 В еврейской Библии этот псалом не имеет надписания, в греческой же и Вульгате он, как и все псалмы, начиная с 110, надписывается – " аллилуия». Псалом – алфавитный, причем каждой буквой еврейской азбуки начинается не один стих, как в тех псалмах, которые уже встречались у нас, а строфа в 8 стихов, а потому всех стихов в псалме 176, строф же 22, по числу знаков еврейской азбуки. Псалом можно считать написанным во время Ездры и Неемии, так как указания псалма на нестроения жизни, вроде враждебных отношений к иудеям правительства ( Пс.118:23, 46 ), появление среди самих иудеев отступников ( Пс.118:21, 53, 150 ), равно также многочисленные указания, что праведник боролся и находил защиту и подкрепление только в вере в Господа и следовании Его закону (ст. Пс.118:1–8, 14, 20, 24 и др.) совпадают с положением евреев в эпоху деятельности Ездры и Неемии, когда персидские цари мешали евреям по проискам самарян устроению их гражданской, политической и религиозной жизни, когда евреи за свою верность закону подвергались прямым даже преследованиям, напр., при Артаксерксе 3, его военачальник Вагоз обложил жертвоприношения податью; известный Артаксеркс Лонгиман издал даже повеление по проискам царедворца об истреблении иудеев ( Есф. 3:8–14 ). В это время у евреев было много отступников от веры отцов. Содержание псалма посвящено уяснению высоты содержания закона Божия и выяснению его благодетельного значения для человека. Несмотря на обширность псалма и кажущуюся повторяемость многих мыслей, он, однако, по выражению преосв. Феофана (см. толкование на этот псалом, введение к нему), полон разнообразия или в уяснении свойств закона, или разных его оттенков, так что для углубляющегося в его чтение представляет неистощимый материал для назидания. Указанный труд преосв. автора ознакомит желающего с деталями, оттенками содержания псалма, в его правовоспитательном понимании, мы же здесь остановимся лишь на тех местах, которые за некоторой темнотою нуждаются в выяснении прямого, буквального смысла.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf СПРАВЕДЛИВОСТЬ «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс. 118, 137) Справедливость есть настроенность души воздавать за все по достоинству, а достичь этого трудно, потому что одни, по недостатку разумения, не могут понять, как воздать каждому должное, а другие, обладаемые человеческими страстями, нарушают справедливость ( 7, 176 ). Законы у язычников различны и тем приводят в затруднение умы людей, не составивших себе точного понятия о правде. Некоторые языческие .народы признают справедливым отцеубийство, а другие – отвращаются от всякого убийства как злодеяния. Одни выше всего ставят целомудрие, а другие предаются похоти... И вообще многие, находясь под властью застарелых обычаев, не распознают гнусности дел своих ( 7, 177 ). Есть правда, находящаяся в нас самих, требующая отдать каждому должное, и, хотя мы не достигаем этого в точности, однако, поступая с правдивым расположением, не уклоняемся далеко от цели. И есть правда, постигающая нас с Небес от праведного Судии, – правда то исправляющая, то вознаграждающая, в которой многое для нас непостижимо по высоте заключающихся в ней определений ( 7, 177 ). Кто предварительно не изучил справедливого, тот не может правильно разбирать сомнительные дела. И сам Соломон, если бы не имел точных понятий о справедливом, не мог бы так правильно и удачно произнести этого всем известного определения, которым решил спор двух бесчестных женщин о младенце ( 3Цар. 3, 16–28 ). Поскольку не было свидетелей тому, что говорили женщины, Соломон обратился к природе и при ее помощи нашел неизвестное: чужая женщина без сожаления соглашалась на убийство младенца, а мать по естественной любви не могла даже и слышать о его страдании. Поэтому тот, кто узнал истинную правду и через нее научился отдавать каждому должное, может совершать суд. Как стрелок направляет стрелу точно в цель и стрела падает ни дальше ни ближе, ни по ту ни по другую сторону цели, так судья отгадывает справедливое невзирая на лица (потому что «иметь лицеприятие на суде – нехорошо» ( Притч. 24, 23 ) и ничего не делая по пристрастию, но произнося определения правые и непревратные ( 7, 178–179 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Сортировать по Исключить новости Напрасно говорят о христианстве, что оно религия слез, что оно заставляет человека только плакать о своих грехах. Христианство не знает безнадежных слез. Оно жизнерадостно, оно — религия света и духовных радостей. Христианин не отрекается ни от каких земных чистых радостей, но всё освящает благословением Божиим. Заблудих, яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забых. Пс. 118. 176. С такими чувствами, какие исповедовал в одном из своих псалмов пророк Божий Да-вид, мы вступаем на священное поприще семинедельного Великого поста и сегодня стоим у его порога. Вот уже в течение нескольких недель вы слышите за субботними всенощными, будете слышать еще несколько раз в течение поста священную песнь, призывающую нас к покаянию: «Покаяния отверзи ми двери». Эти слова поет не только хор он ведь поет от лица нас всех, — но и сердце каждого из нас. «Господи, открой мне дверь покаяния». Почему мы просим открыть нам эту дверь? Разве мы сами не можем покаяться в своих грехах? Легко представить себе путника, застигнутого ночью зимней вьюгой на пути к тому дому, где он ждет найти для себя приют. Снежная метель слепит ему глаза, его ноги тонут в глубоком снегу. С трудом находит он тот дом, куда стремится. Подходит, по своими замерзшими руками не может открыть двери. Если этот дом ему мало знаком, он не знает и способа открыть эту дверь. Он стучит и кричит: «Откройте, я замерзаю». Ему открывают, он входит, и здесь его ждут тепло и отдых. И каждый из грешников, погрязший в своих тяжких грехах, подобен путнику, заблудившемуся в снежную ночь. Грехи ослепляют наше духовное зрение; грехи связывают в духовном смысле наши руки и ноги. Изъеденные страстями, опутанные грехами, мы нередко теряем самый путь к покаянию: не умеем ни осознать своего греха, ни понять его губительную силу, ни найти в себе решимость и дерзновение идти к Богу с покаянием. Часто нет у нас сил вдохновиться верой и надеждой на милосердие Божие. Как разнообразен грех, отравляющий нашу душу! Мы грешим и словами, и делами, и

http://pravmir.ru/xristianstvo-eto-ne-re...

Сортировать по Исключить новости Суббота — воистину есть самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь…», тропаря «Благообразный Иосиф…» и следующих тропарей: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе». «Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична (то есть миро, благовоние, подобает мёртвым), Христос же истления явися чуждь». Потом поется 118-й псалом с припевами или стихами новозаветных песнопений, называемыми «непорочные». Этот псалом является словесной иконой Иисуса Христа как Праведника, Чья жизнь находится в руках Божиих и Кто поэтому не может остаться мертвым. А «непорочные» прославляют Христа Бога, как «Воскресение и Жизнь» и дивятся Его смиренному нисхождению в смерть . В Нем сливаются воедино совершенная любовь человека к Богу и совершенная любовь Бога к человеку. И именно эту божественно-человеческую любовь мы созерцаем и славим у гроба Спасителя. Постепенно «непорочные» делаются все короче, все более сосредоточиваясь на конечной победе Господа, и так подходят к полному своему завершению: «Возжелал спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение Мое есть. Ужасаются умы странного и ужасного Тебе, всех Создателя, погребения. Жива будет душа Моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твои помогут Мне. Излияша на гроб мироносицы мира, зело рано пришедшыя. Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забыв. Мир Церкви, людем Твоим спасение даруй востанием (то есть воскресением) Твоим (Пс. 118,174-176 и соответствующие этим стихам «непорочные»).

http://pravmir.ru/article_994.html

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 52. О Голгофской жертве. За акафистом Страстям Христовым Вем, воистинну вем со пророком, почто червлены ризы Твоя: аз, Господи, аз грехи моими уязвих Тя… Кондак 5й Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Ужас и скорбь охватывают душу при мысли о крестной жертве, которую принес за нас Сын Божий на горе Голгофе. «Будем плакать!» – вот все, что смог вымолвить преподобный Макарий Великий, вспоминая о Страстях нашего Спасителя. Страшно таинство искупления! Какою ценою спасены мы? Завещанное нам бессмертие утверждено на Пречистой Крови Христовой, зовущая нас к себе радость основана на лютейшей боли Сына Человеческого. Восплачем же и мы, восклицая со святителем Димитрием Ростовским: «О, что се вижу я, видение страшное и ужасное! Что се вижу? Вижу то, чего от века не видели очи праотцев. Ибо кто когда видел Бога обнаженного, биенного, уксусом и желчью напоенного, гвоздями и копием насквозь прободенного и умершего? Ужаснися о сем, бойся, небо, и да подвижутся основания земли!» Вся чудовищная гнусность нашего греха, весь смрад нашей нечистоты проявляются перед лицом страданий и смерти Божественного Искупителя. И мы еще смеем говорить о каких-то «маленьких грешках» и «незначительных страстишках» своих! Из-за этой якобы «незаметной» грязи нашей льется кровь Пречистого, в испарениях наших «мелких» пороков задыхается Всесовершенный, из-за нашей низости умирает Высочайший! И, упорствуя в преступных «грешках» своих, мы вольно или невольно оказываемся в рядах христопродавцев и богоубийц. Человеку нечем гордиться. Соблазнив первых людей, коварный диавол растлил человеческую природу, и теперь каждому из нас присуща адская порча. Необычайна хитрость злобы сатанинской. Древний змий загнал человечество в порочный круг, казавшийся безвыходным. Пречистый Господь отторгает от Себя все нечистое. Правосудие Божие не может потворствовать неправде, а люди, зараженные грехопадением, сделались неспособны к самоочищению и самооправданию. Так диавол-человекоубийца завладел этим миром и стал справлять в нем мрачное торжество мерзости, злобы, страданий и смерти. Даже лучшие из людей ветхозаветных времен, взыскующие Небесного Отца, могли только скорбеть о страшных язвах человечества и в бессилии своем взывать к Всевышнему: Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего ( Пс.118:176 ). Земной праведности не могло хватить для искупления рода человеческого.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Псалом 120 Господь хранить народ Израильский, как добрый пастырь свое стадо. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–2. Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Находясь вдали от Иерусалима и от храма, даже как бы и от Самого Бога, но чувствуя свою беспомощность, псалмопевец обращает взоры свои в ту сторону, где находился Иерусалим, к тем горам, на которых и среди которых он был расположен ( Пс.124:1–2 ). Обращая сюда взор, псалмопевец обращает сюда и сердце свое, с надеждой получить отсюда себе помощь, ибо здесь храм и в нем Господь принимает молитвы народа своего, а «кто надеется на Господа, тот не подвигнется»... ( Пс.124:1 ). – «Помощь моя, говорить псалмопевец», от Господа, сотворившая небо и землю», следовательно – не только всемогущего Творца, но и премудрого и всеблагого Промыслителя, и не только о человеке, но и о всем мире, – Он все везде видит, сохраняет бытие и силы всех своих созданий и спасает жизнь каждого человека... ( Пс.118:73,90–94,109,176 ). 3–4. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя: се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Не даждь во смятение ноги твоея, не допускай, чтобы нога твои поколебалась и поскользнулась, т. е. ни мало и ни в чем не отступай от Закона: ниже воздремлет Хранят тя, – и Господь, сохраняющий тебя на пути твоем, не воздремлет, Он зорко будет смотреть за тобой и ночью, т. е. во время твоих несчастных обстоятельству и всегда знаешь, и всегда можешь подать тебе помощь. – Хранящий Израиля, именно, Господь Иегова не дремлет и не спит: Он не таков, как мнимые и ограниченные боги язычников, которые не слышать молитв, даже продолжительных воплей своих почитателей. Так, некогда, Ваал не слыхал воплей своих жрецов. «Когда эти жрецы взяли тельца, который дан был им, и приготовили и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! то не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который, сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричит громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, – так он проснется! И стали они кричать громким голосом и кололи себя по своему обыкновенно ножами и копьями, так, что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха»... Тогда, в свою очередь, и пророк Илия стал приносить жертву Господу Иегове и воззвал: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ни спал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая была во рву, около жертвенника. Увидел кто весь народ, пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» ( 3Цар.18:20–39 , ср. 8:52).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Утерянное и найденное (Lost and found) Тема обретения в Библии подразделяется на две категории – на основной мотив обретения чего-то (предположительно нового) в процессе исканий и на менее многочисленную категорию обретения или восстановления чего-то утраченного. В литературе в целом образ утерянного и найденного – излюбленный сюжет народного творчества (с популярной темой возвращения потерявшегося члена семьи в комедийной литературе). Хотя конкретная терминология на эту тему встречается относительно редко, сам по себе сюжет утерянного и найденного как бы покрывает сводом всю Библию. В лице Адама род человеческий потерял Едемский сад, совершенство, незапятнанное общение с Богом, невинность и вечное блаженство. В лице Христа, второго Адама, он может обрести или вернуть все это. Помимо множества упоминаний в обоих заветах о материальных предметах, библейский рассказ буквально пронизан несколькими важными образами утерянного и найденного. Самый очевидный из них – пастырский образ овцы. В Ветхом Завете псалмопевец говорит, что он «заблудился, как овца потерянная» ( Пс.118:176 ), а Иеремия пишет, что израильтяне потерялись, так как «пастыри» (духовные лидеры) совратили их с пути ( Иер.50:6 ). Тема потерявшихся овец и их поиска начинается в Ветхом Завете, но лишь в Новом Завете их действительно находят. В Евангелии от Матфея Иисус провозглашает, что Он пришел, чтобы найти «погибших овец дома Израилева», и повелевает ученикам проводить служение среди «погибших овец» Израиля ( Мф.10:6 ). В этих словах Иисуса выражается суть пастырских образов в библейской литературе. Но классическим примером данного образа являются три притчи Иисуса в Лк.15 . В этих притчах, рассказанных в ответ на ропот фарисеев, которые были недовольны тем, что Иисус «принимает грешников и ест с ними», речь идет о заблудшей и спасенной овце, о нашедшей потерянную драхму женщине и о возвращении блудного сына. В притче о блудном сыне (важнейшей среди них) по возвращении сына из беспутных странствий отец сказал: «Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» ( Лк.15:24 ). Проведя аналогию между смертью и пропажей, между новой жизнью и возвращением, Иисус довел метафорический смысл утерянного и найденного до кульминационного момента, приравняв эти понятия к духовной смерти и жизни. «Потеряться» значит духовно отделиться от Бога, «найтись» значит обрести надлежащую связь с Богом во Христе. Этот образ определяет наше понимание утерянного и найденного в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В Иерусалимских Типиконах чинопоследование П. может упоминаться или излагаться в одну из Вселенских родительских суббот (мясопустную или перед Пятидесятницей). Так, в слав. Типиконе архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. С. 125а) совершение П. указано в притворе накануне субботы мясопустной. Заупокойный канон Октоиха служится на П. в субботу мясопустную, что отражено в печатных греч. Типиконах XVI-XVII вв. (напр., в издании 1685 г.- на с. 98). В серб. Романовом Типике XIV в. (РГБ. Ф. 270. Слав. 27. Л. 119-119 об.) приводится полный чин П. в этот же день: Пс 90, «Аллилуия» с тропарем заупокойным, Пс 50, канон с седальном, кондаком и икосом после 3-й и 6-й песни, в конце Трисвятое с тем же тропарем, что и на «Аллилуия» вначале, после тропарей заупокойная ектения, тропари «Со духи праведных», кондак «Со святыми», молитва «Боже духов», после чего следует отпуст. Особенностью этого изложения является пропуск Пс 118 с последующими тропарями. Чин П. под названием Ακολουθα ες μνημσυνα νεκρν часто встречается в рукописных греч. Евхологиях с XV в. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 393, 419, 577, 625 и др.; см. указатель в конце - С. 23); в чинопоследование, как правило, входит заупокойный канон Θαντ τν θνατον το Χριστο (Смертию смерти Христове). Тот же канон встречается в южнослав. и западнорус. рукописях и изданиях Требника, в к-рых П. носила название «кутия» или «парастас» и излагалась без великой ектении, согласно греч. практике (Требник. Цетинье, 1495; Требник. Стрятин, 1606; Требник. Вильно, 1617. Л. 154 об.). В рус. редакции Иерусалимского устава нач. XV в. «Око церковное» П. описана в специальной главе (напр., РГБ. Троиц. 240. Л. 35 об.: «О еже како подобает быти, в пяток вечер, о усопших последование»), чин в целом тот же, что и в более ранних памятниках, но без великой ектении перед «Аллилуия» и с тропарями «Со духи праведных» в конце П., Пс 118 может быть пропущен. В новой рус. редакции Иерусалимского Типикона XVI в. чин П. слегка модифицируется, появляется заупокойная великая ектения, что усиливает сходство с утреней заупокойных суббот (см., напр.: ГИМ. Усп. 5. Л. 27). Это чинопоследование практически без изменений излагается в более поздних рукописных и печатных изданиях Иерусалимского Типикона, оно же есть в дониконовских рукописях и изданиях Потребника (см., напр.: Требник. М., 1633. Л. 418), в рус. певч. рукописях (полностью, включая распетый канон, или в виде отдельных песнопений - см., напр.: РГБ. Ф. 379. 22. Л. 341-350 об.; РГБ. Троиц. 415. Л. 175 об.- 176 об.).

http://pravenc.ru/text/2578809.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010