Пасхальное бдение, как и в Иерусалиме, представляло собой вечерню с большим числом паремий (всего 15), во время к-рых Патриарх крестил оглашенных и после к-рых совершалась Божественная литургия. Вечерня, как и в др. дни, начиналась с антифонов в нартексе и входа в храм (известны слова входных тропарей: «Живоносное Твое восстание славим», «Спасительное Твое восстание славим» - Мансветов. С. 244-246; Bertoni è re. P. 124). После «Господи, воззвах» был вход в алтарь и начинались чтения: прокимен из Пс 65, паремии Быт 1. 1-5 и Ис 60. Во время 2-й паремии Патриарх, оставив вместо себя на горнем месте Евангелие, уходил в большой баптистерий, а чтение паремий продолжалось. Патриарх переоблачался в белый стихарь и белую обувь; Крещение начиналось сразу с каждения купелей (по одной для мужчин и для женщин) и освящения воды (все подготовительные чины были совершены заранее, в течение Великого поста и Страстной седмицы) и завершалось собственно погружением в воду, Миропомазание происходило уже в храме. По Типикону Великой ц. непременно прочитывались только первые 7 паремий (Быт 1. 1-5; Ис 60. 1-16; Исх 12. 1-11; Иона 1. 1 - 4. 11; Нав 5. 10-15; Исх 13. 20 - 15. 19; Соф 3. 8-15; с прокимном из Пс 26 после 3-й паремии и пением в составе 6-й паремии песни Моисея с припевом Исх 15. 1b и славословием в конце). Если Патриарх и новокрещеные медлили в баптистерии, читались также паремии с 8-й по 14-ю (1 Цар 17. 8-24; Ис 61. 10 - 62. 5; Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-10; 2 Цар 4. 8-37; Ис 63. 11 - 64. 4; Иер 31. 31-34; с прокимном из Пс 92 после 10-й), в противном случае эти паремии отменялись. Последняя, 15-я, паремия (Дан 3. 1-88 (LXX)) никогда не отменялась, а входившая в ее состав песнь вавилонских отроков исполнялась нараспев с припевом Дан 3. 57b и служила знаком для переоблачения священнослужителей в белые ризы. Патриарх и новокрещеные прибывали ко входу в храм (точнее, в часовню ап. Петра) и начинали петь «Елицы во Христа» (Гал 3. 27), во время чего Патриарх совершал Миропомазание. Затем Патриарх и новокрещеные входили в храм, при этом пелся Пс 31. Патриарх и сослужащие входили в алтарь, и совершалась Божественная литургия сразу с «Елицы во Христа» (вместо Трисвятого); прокимен не пелся, Апостол - Рим 6. 3-11, вместо аллилуиария - Пс 81 со стихами, Евангелие - Мф 28. 1-20, пелась обычная херувимская (т. о., в IX в. в к-польском последовании В. с. еще не было заимствования из литургии ап. Иакова -херувимской «Да молчит всякая плоть»), причастен - Пс 77. 65 ( Mateos. Typicon. Vol. 2. P. 82-91; см. также: Bertoni è re. P. 124-126; Дмитриевский. Древнейшие Патриаршие Типиконы. С. 160-164; Крещальная литургия. С. 109-126). В. с. в православном богослужении с XI в.

http://pravenc.ru/text/150073.html

Берется телец из стада или, как перевел Симмах, вол, свободный и не находившийся под гнетом никакого ярма, то есть бремени грехов, и без порока, иже греха не сотвори ниже обретеся лесть во устех его ( 1Петр. 2:22 ), молодой телец, поднимающий рога и копыта ( Пс. 68:32 ), чтобы чрез него очищалось и освящалось святилище. И пусть, говорит, возьмет священник крови от этой жертвы за грех. Он другими словами называется в Исходе и Евангелии агнцем, как говорит Иоанн Креститель: се агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). Драгоценной кровью его мы искупляемся в страдании Господа Спасителя; мы вкушаем его плоть и пьем его кровь, ею окропляются четыре угла площадки у жертвенника, вместо чего Феодотион поставил само слово еврейское azara, или храма, как перевели LXX, для освящения дома и жертвенника. Ибо все стихии мира освящаются этой кровью, чтобы тот, кто будет очищен и освящен, вошел в ворота, внутреннего двора и мог познать тайны Господа и таким образом достигнуть седьмого дня первого месяца и покоя и приносить Господу жертву, как за неведение, о котором Давид говорит: грехи юности моея и неведения моего не помяни ( Пс. 24:7 ), так за младенца, который, сделавшись мужем, оставит младенческое и с уверенностью скажет: егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах ( 1Кор. 13:11 ), или же за того, кто был увлечен заблуждением и грешил не столько умышленно, сколько вследствие ложного понятия о добре. По окончании же двух праздников первого месяца, то есть первого и седьмого дня его, он достигает четырнадцатого дня месяца, в который бывает праздник пасхи, о котором написано: ибо пасха наша пожрен бысть Христос ( 1Кор. 5:7 ). Тогда мы, при полном покое и безмятежности, едим в течение семи дней опресноки, когда, оставив закваску порока и лукавства, вкушаем опресноки чистоты и истины при приношении всего этого нашим князем за нас и прежде всего за себя самого, ибо Он принял тело человеческое и чрез грех истребил грех; Он болезнует о нас и несет наши немощи, – затем за дом свой, что написано у LXX, но чего нет в еврейском тексте, то есть за Церковь , и за весь народ земли, то есть за весь род человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Исаии 35:4–10; Ис. 40:10–11 ; Ис. 52:12 ; Иезек. 34:11–20, 22; Захар. 14и мн. др.); в других Мессии, потомку Давида ( Пс. 2 , Исаии, 52:13–15; Иезек. 24:23–24) 391 . Мессия наделяется многими сверхъестественными свойствами и ему будто бы усвояется вечное бытие ( Пс. 109:4 , по LXX и 109:3; Пс. 2:6–7 ; Ис. 7:14 ; Ис. 9:6 ; Ис. 11:1–2 ; Мих. 5и мн др.) 392 . Трудно сказать, представлялся ли Мессия как существо божественное, или просто только человеческое, но наделенное сверхъестественными свойствами. Последнее вернее, ибо везде с твердостью указывается на то, что Мессия будет именно потомком Давида. При осуществлении своего дела Мессия изображается то воинственным царем ( Пс. 2, 109 , Ис. 65:1 ), то мирным князем ( Пс. 71 ; Ис. 2:3, 4 , ср. Мих. 4:1 ... Захар. 9:9 ). – От виновника спасения авторы священных книг переходят к изображению грядущего спасения или царства, которое имеет основать Бог или Мессия Его, потомок Давида. На этом предмете они останавливаются с особою продолжительностью и описывают его с большими подробностями. Древнейший из пророков пр. Иоиль так, напр., изображает будущее царство или грядущее спасение. Указывая на бедствие народное (опустошение полей саранчою), как на следствие грехов и призывая всех к покаянно ( Иоил. 1–2 ), как необходимому условию получения спасения ( Иоил. 2:13 ), он так изображает грядущее будущее: Дух Божий изольется на всякую плоть, даже на рабов и на рабынь, и все будут пророчествовать. Пленные и рассеянные иудеи возвратятся на гору Сион, в Иерусалим. После этого будет произведен суд над всеми народами в долине Иосафата ( Иоил. 3:2–4 , Иоил. 3:11–12 ). Народы, угнетавшие Израиля, будут преданы в его руки, и Господь навеки воцарится во Иерусалиме ( Иоил. 3:17, 3:20 ). Царство Его будет изобиловать всеми благами: „И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник и будет наполнять, долину Ситтим“ ( Иоил. 3:18 ). Это изображение царства Божия у пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

2:5 . В Свитках Мертвого моря Кумранская община рисуется как живой храм, а в одном тексте говорится о компонентах строения (колонна, основания и др.) как об одушевленных предметах. «Дом» может относиться к строению, например, к храму или дому в религиозном смысле (4:17), а также к большой семье или клану, наподобие «дома Израилева»; здесь обыгрываются разные оттенки смысла, как иногда в Ветхом Завете ( 2Цар. 7:5–7, 12–16 ). Образ народа Божьего как «священства духовного» восходит к Исх. 19:5,6 (ср.: Ис. 61:6 ) и отчетливо выражен в Евр. 2 (Израиль как священство также появляется в ряде современных еврейских текстов, в основе которых – Исх. 19:6 , в том числе в качестве вставки – в Исх. 23:22 , в LXX.) Как священники (а также камни) этого нового храма, они должны приносить жертвы; кроме того, в иудаизме используется также образ духовной жертвы (см. коммент. к Рим. 12:1 ; Евр. 13:15 ). 2:6. Кумранская община применяет текст из Ис. 28к своему религиозному лидерству; ранние христиане применяли его к Иисусу ( Рим. 9:33 ). 2:7,8 . Иудейский принцип истолкования gezerah shavah, который позволяет связывать тексты с общим ключевым словом, побуждает Петра процитировать Пс. 117и Ис. 8:14 . Использование этого принци па истолкования позволяет полагать, что и Петр, и Павел, вероятно, подразумевают под краеугольным камнем Иисуса ( Мк. 12:10,11 ). Пс. 117 воспевали во время празднования Пасхи (ср.: 1Пет. 1:19 ), по крайней мере, в среде некоторых иудеев в тот период, после вознесения благодарнос ти Богу за избавление из египетского рабства, «из тьмы в чудный свет» (ср.: 2:9). 2:10 . Петр цитирует Ос. 1и 2:23, где, в противовес более раннему вердикту Бога против Израиля ( Ос. 1:6,8,9 ), звучит обещание восстановить народ Божий в конце времен. 2:11 . О «пришельцах и странниках» см. в коммент. к 1:17. Филон говорил о душах как о «странниках» в своих телах (исполь зуя это как рабочий термин), которые принадлежали скорее небесному, чем земному. Здесь речь идет о народе Божьем (2:4–10), рассеянном среди других народов. Народ Божий в Ветхом Завете часто описывается с таких позиций ( Лев. 25:23 ) – в виду его тленности ( 1Пар. 29:15 ; Пс. 38:13 ), ревностного отношения к Богу ( Пс. 68:9 ; ср.: Пс.118:19 ) или странствий ( Быт. 23:4; 47:9 ). Греческие философы часто изображали плотские страсти как «военный конфликт» против души. Петр использует тот же образ, хотя по другой, чем у философов, причине (те говорили об освобождении души от земных неурядиц), – он призывает к добродетельной жизни (2:12).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Опору для своей уверенности, что его читатели знают истину и могут отличить лжехристиан от истинных христиан, Апостол находит и указывает читателям в том, что они действительно обладают (χετε) χρσμα π το γου. Может быть, еретики, считая себя исключительно одаренными Духом Святым, отказывали в обладании дарами Св. Духа членам христианской Церкви, – тогда слова Апостола получают характер убеждения читателей в том, что они, вопреки уверениям антихристов, обладают высшими христианскими дарами. Слово χρσμα в Новом Завете употребляется только здесь и в 27 стихе этой же главы. Оно соответствует у LXX евр. ( Исх.30:25, 40:9 ; Лев.21:10 ) и употребляется для обозначения особенным образом приготовленного священного елея, а затем вообще помазания, как акта, обозначаемого глаголом (у LXX χρειν), который в Ветхом Завете указывал на помазание священным елеем избранных Богом на особенное служение мужей – первосвященников, царей и пророков. Актом «помазания они не только посвящались и освящались, но вместе с тем и наделяемы были Духом Божиим для Богом указанного священного служения, превосходящего естественные силы человека ( Исх.29:7, 30:30, 40:13–15 ; 3Цар.19:16 ; особ. 1Цар.10:1 , ср. 10; 1Цар.15:1, 16:13 : «и прия Самуил рог с елеем и помаза его (Давида) посреди братий его, и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом»; Пс.88:21 ). В отношении к лицам χρσμα означает не выделение только из среды других, как это имеет место в отношении к предметам (священ. сосуд. – Исх.40:9, 11 ; Лев.8:11 ; скинии – Исх.30:25–29 ), но прежде всего сообщение Духа Божия. Изображая грядущего Искупителя, Которому со времени Даниила исключительно было приписано имя , пророк Исаия говорит о Нем: «почиет на Нем Дух Божий» ( Ис.11:2 ) и в другом месте: «Дух Господень на мне, его же ради помаза ( ) Мя " ( Ис.61:1 ). Сам Иисус Христос при доказательстве Своего мессианского достоинства берет за исходный пункт именно эти слова пророка ( Лк.4:18 ; ср. Ин.3:34 ), признавая почивание Духа Господня основным и самым существенным элементом в понятии .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Здесь достойна примечания разница псаломских слов по переводу LXX толковников и по еврейскому подлиннику. В сем последнем вместо «уготовал мне тело» – как у LXX, сказано: «ты открыл мне», или собственно – «пронзил мне уши». Отчего бы ни произошла сия разница чтений, но в них выражается одна и та же мысль о беспрекословном послушании и преданности Мессии Христа Отцу небесному. В древности прокладывались уши тем рабам, которые получив право на свободный отход от господина, предпочитали все-таким оставаться у него навсегда в услужении, и пронзение в сем случае было символическим знаком всецелой преданности, послушания и всегдашней принадлежности господину ( Исх. 21:5, 6 ). Этими чувствами и преисполнен был к Отцу небесному Богочеловек Иисус Христос, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп. 2:8 ). Тогда рех: се иду: в главизне книжней написася о мне, еже сотворити волю твою, Боже ( Евр. 10:7 ). Темноватые слова «в главизне книжней» переведены по-русски «в начале книги». Но и этим не выясняется, на какую именно книгу указывает псалмопевец, в которой написано о посольстве Мессии в мир. Выражение псалма упрощается и уясняется еврейским подлинником, где вместо «главизны книжной» и «начала книги» поставлено слово «свиток книжный». Видно таким образом, что псалмопевец разумеет не какую-либо одну книгу Писания, а весь священный свиток книжный, а разных местах которого было написано о посольстве в мир Мессии, Сына Божия. Как псаломскими пророческими изречениями ( Пс. 29:7, 8 ) Апостол доказывает отмену ветхозаветных жертв? «Всесожжения и жертвы за грех стали не угодны Тебе», – говорит Мессия устами Давида. Здесь, по Апостолу, отмена жертв. «Тело для моей личной жертвы Ты уготовал Мне…, и вот Я иду, по слову писания, исполнить волю твою, Боже», – здесь установление нового завета. Отменяет первое, – делает с своей стороны примечание Апостол, т. е. отменяет жертвы, – чтобы постановить второе, т. е. чтобы решить определение о крестной жервте ( Евр. 10:9 ). И всяк убо священник стоит на всяк день служа, и тыяжде множицею принося жертвы, яже никогда же могут отъяти грехов. Он же едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога ( Евр. 10:11, 12 ). Какое собственно обстоятельство выдвигает здесь на вид Апостол во свидетельство превознесения Христова первосвященства над ветхозаветным? То, что священники ветхозаветные стоя на ногах продолжают совершать службы; Христос же возсел одесную Отца своего. Это значит, что они продолжают оставаться в служебном положении, Христос же восцарствовал на небе (сравн. выше Евр. 1:3 ), принесши раз навсегда одну всесильную жертву за грехи людские.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

По мнению некоторых, так как по еврейскому алфавиту это последняя буква, то дается понять, что среди множества грешников остается остаток святых. Итак, спасаются воздыхающие и скорбящие, которые не только не сочувствовали злым делам, но и оплакивали чужие грехи, подобно тому как Самуил плакал о Сауле ( 1Цар. 15; 16 ) и апостол Павел о тех, кои после греха не принесли покаяния. Поэтому и он говорил: сущии в храмине сей воздыхаем ( 2Кор. 5:4 ). И в другом месте: скорбь ми есть велия, и непрестающая болезнь сердцу моему ( Рим. 9:2 ). Повелевается же шести мужам, чтобы истребили всех, за исключением тех, кои могут сказать: знаменася на нас свет лица Твоего, Господи ( Пс. 4:7 ), и чтобы не щадили ни старца, ни юношу, ни девицу, ни младенца, ни женщину. В таинственном смысле, старцы – это те в Церкви, о коих говорится: седина есть мудрость человеком ( Прем. 4:9 ); юноши – кои наиболее готовы к борьбе за веру; девицы – кои всей душой соблюдают целомудрие, младенцы – кои пьют молоко, свойственное младенческому возрасту, и не принимают твердой пищи, женщины – кои чрез слабость пола свидетельствуют о душевной слабости. Всем им не оказывается пощады, если они думают, что они имеют какую-либо силу без знамения Христова. Следующее же затем: и начните от святилища Моего или, как перевели LXX: и начните от святых Моих, означает или тех священников, которые обращались в храме и чтили идолов, или тех, кои по причине священнического сана назывались святыми и которые, как бывшие для народов виновниками греха, первые заслужили наказания. Ибо время прекращено есть ( 1Кор. 7:29 ), чтобы начался суд от дома Божия. Ueз.IX:6–7 . Итак, они начали с тех старейшин, которые были пред домом [Божиим]. И сказал им: оскверните дом и наполните дворы убитыми. Наполнить дворы убитыми. Вместо дворов, которые по-еврейски называются aseromh, LXX поставили пути. Убиваются же те старейшины, о которых мы выше ( Иез.8:11 ) читали, что они имели кадильницы и возжигали курения идолам. И нет ничего священного (religionis) в храме, потому что по оскорблении Бога святости (religionis) все стало оскверненным, так что откуда грех, оттуда начинается и суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

147 . Оттуда же: Горе желающим дня Господня! ...И он есть тьма, а не свет, то же, как если бы человек убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, и если бы пришел домой и оперся руками о стену, и ужалила бы его змея ( Амос. 5:18–19 LXX). День Господень есть просвещение и знание Господа. 702 Всякий, кто желает 703 воспринять знание Бога без деятельной добродетели, тот, разумеется, достоин жалости. Ведь страсти, гнев и вожделение, достают его – пытаясь избежать пасти льва, то есть гнева, он попадает к медведю, то есть вожделению 704 . Затем же, теснимый этими страстями, он приходит домой, опирается руками о стену, и змея жалит его. Дом есть душа, а стена – тело, и всякий раз как он находит опору деятельных сил души 705 в телесном удовольствии, то выходит наслаждение – ведь это и есть змея – и жалит его. 706 Наслаждение жалит несчастную душу, вползая в каждое чувство тела, будто в щель. Так вот, для того, кто столь немощен очами души, солнце знания есть тьма и ослепление. 707 148 . Из Псалтири: слова Господни – слова чистые, серебро обожженное, испытанное в земле, 708 семикратно очищенное ( Пс.11:7 LXX). Они названы чистыми, ибо очищают нас от всяческой скверны греха, а обожженным серебром – по причине их яркости и сияния, подобно как у серебра, а также потому, что они божественны и испытывают наши сердца, ибо сердце в Евангелии названо землей. 709 А семикратно очищенным – поскольку мы семикратно очищаем каждую заповедь. Сказанное правильно будет пояснить на примере одной заповеди. Закон повелевает: не убивай ( Исх. 20, 13 ). Однако всякий, кто желает очистить эту заповедь семикратно, тот не только удерживает руки от убийства, но каждый раз, когда видит алчущего – кормит, когда видит жаждущего – поит, когда видит нагого – одевает, когда видит странника – принимает, когда видит немощного – не презирает, когда видит заключенного в темнице – бежит к нему. 710 И тот, кто в одном из этих [случаев] просто проявил нерадение, [тем самым] совершил убийство, ибо, насколько это от него зависело, допустил, чтобы [человек] умер, хотя и мог поддержать нуждавшегося в нем. Так вот, кто сопрягает шесть перечисленных заповедей Господа с заповедью Закона: не убивай ( Исх. 20,13 ), тот очищает слово Господне семикратно. Это же можно применить к каждой заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

357 Согласно иудаизму, относится только к Израилю: «вывел народ Израиля из Египта в месяц [нисан], который был пригоден для путешествия, – ни жары, ни холода» (Раши). 359 Согласно иудаизму, «упорствующие обитают в знойной» пустыне – это «египтяне. Они остались в своей стране, в безводном месте жажды» (Раши). 360 Апостол Павел, желая доказать, как Господь дает даяния человекам, перефразирует это место из Псалма: «каждому из нас, по одному, дана благодать по мере дара Христова. Посему говорит [Писание]: восшед на высоту, пленил плен, дал даяния человекам» ( Еф.4:7,8 ), то есть не «принял», а «дал», не «в человеке» (LXX), а «человекам». Апостол продолжает: «а «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние [места] земли?» ( Еф.4:9 ) – В иудаизме иное: «восшел на высоту» Раши относит к Моисею; «пленил плен», «захватил пленных» – «это Тора» (нужно ли это так понимать, что при помощи Торы можно захватывать пленных?). «Принял даяния в человечестве» Раши понимает как «для людей»: Моисей «принял дань у пребывающих в выси [духов?], чтобы отдать ее людям». 361 При таком прочтении (согласном с Евангелием) последние слова стиха 19 должны иметь значение звательного падежа («Господи Боже»). Однако такого падежа нет в древнееврейском языке; в иудаизме делают попытку интерпретации, которая выглядит искусственно. Инфинитивную конструкцию «чтобы обитать» (им – упорствующим) переводят «ради обители», с чем и связывают последние слова: «ради обители Господа Бога» – «Ты принял дань для людей, даже для непокорных, ради обители Господа Бога». Так переводит М.Левинов, чтобы пояснить мысль Раши: Господь «пребывал в Скинии среди народа, который был Ему непокорен». 363 Также: ты сокрушил. Но этот вариант не дает удовлетворительного смысла (чтобы ты сокрушил ногу свою в крови). Желание понимать «ты сокрушил» удовлетворяют тем, что расширяется значение глагола – «ты погрузил» (Раши, но его ссылка на Суд.5:26 неосновательна), аналогично в ТМс и РБО. LXX: «чтобы погрузилась нога твоя в кровь». Также пытаются заменить глагол махац (сокрушать) на глагол рахац (омывать) по аналогии с Пс.58 /57:11: «стопы свои омоет в крови нечестивого». – Все эти усилия излишни: вариант перевода «сокрушила нога твоя» содержит развитие мысли ст.22 этого Псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

1.2–3. День Суда пророк описывает как всемирный потоп (ср. Быт 6.7.). Это означает, что весь мир теряет смысл и как бы возвращается к первозданному хаосу, когда человек, царь природы, оказывается недостойным своего призвания. 1.5. Воинство небесное — светила; их культ был официальной религией Ассирии. Клянутся царем… — буквально «именем Молоха» (евр. молех) (так в переводе LXX), финикийского бога плодородия. Эта фраза означает, что в Иудее воцарился религиозный синкретизм: Ягве чтили наряду с Молохом (Манассия в честь Молоха провел своего сына через огонь; см. 4 Цар 21.6). 1.8 Иноземные обычаи и моды приходили в Иудею вместе с идолопоклонством. 1.9. Перепрыгивают через порог — намек на суеверный обычай, широко распространенный на Востоке. Порог считался обиталищем духов домашнего очага. 1.12. Пророк говорит о людях, которые отрицали Божественное воздаяние. Ни добра, ни зла — идиома, означающая «ничего». Иными словами, эти люди не верили в действенность Провидения Ягве. 1.14–18. Образы космической катастрофы сливаются здесь с картиной вторжения неприятеля. Эти слова пророка легли в основу гимна Фомы Челанского «Dies irae» (День гнева), который поется во время заупокойной литургии в Западной Церкви (Реквием). 2.1. В преддверии Дня Господня человек должен проверить свою совесть, чтобы не быть испепеленным огнем гнева. 2.3. Смиренные (евр. анав) — буквально «бедняки», или «нищие». Это одно из первых упоминаний в Ветхом Завете данной категории людей. В них нельзя видеть просто обездоленных и неимущих, их «нищета» есть смирение и кротость, «нищета духовная». «Бедными» (евр. эвйонИм, ИЛИ анавим) называли себя в Израиле люди, которые строго хранили Закон Божий и чаяли пришествия Господня. К ним в первую очередь обратился Христос, возвещая Царство Божие (Мф 5.3,5; Лк 6.20). В Ветхом Завете тема «духовной нищеты» особенно часто встречается в псалмах (Пс 9.35; и.6; 34. — го; 39.18; 21.27). 2.и. Пророк выражает уверенность в том, что к истинному Богу обратятся люди всех народов. 2.13–15. Во времена пророка Софонии Ниневия казалась неодолимой. Господь устами пророка предрекает, что тираническая держава будет сокрушена. Некоторые толкователи считают, что Софония усмотрел призрак близкого суда над Ассирией в нашествии скифов (ок. 630 г.), о котором говорит Геродот (10З–106; 4.1). 3.8. Огонь ревности означает несовместимость чистоты и святости Бога с нечистотой греховного мира (см. Втор 32.22; 33.2; Пс 77.21; Иер 4.4; 11.16; Плач 2.4; Наум 1.6). 3.9–10. Пророк говорит о всемирном Богопочитании, которое наступит в конце дней. 3.11–13. Учение об «Остатке» было впервые сформулировано Исайей (Ис 1.9; 11.16). «Остаток» тождествен «бедным Израиля», т. е. людям из среды избранного народа, хранящим верность Богу. 4. Царь Иосия возвращается к вере отцов (632—628 гг.) (2 Пар 34.1–7; Пс 137; 135)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010