Псалом 103 Псалом Давиду, о мирстем бытии. Т.е. о сотворении мира. В этом виде надписание находится в Комплют. издании LXX, а в Римском только: Псалом Давиду, как читает и бл. Феодорит. В Еврейском нет вовсе надписания, а потому св. Афанасий прибавил: «Не надписан у Евреев». «В настоящем псалме, – говорит последний, – пророк излагает учение о Божием во всем промышлении»; по бл. Феод. – учит, как надлежит песнословить Творца:, изображает благодеяния Божии и показывает, что Бог всяческих есть Творец и Правитель всего в совокупности. Еврейский текст сего псалма в некоторых местах очень несходен с Греческим. Псалом отличается возвышенными, поэтическими изображениями Божия промышления. 1 . Во исповедание и в велелепоту облеклся еси, т.е. «в хвалу и славословие» (Св. Афан.). «С Евр. Симмах перевел: «Облекся в песнопение и славословие»; потому что пользующиеся Твоими благами песнословят Тебя, и приносят в дар должное славословие» (Бл. Феод.). С Евр.: «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием». 2 . Простираяй небо яко кожу 572 . Простер небо, как кожаный покров. С Евр.: «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер». «Сим пророк выразил удобство создания. Как человеку нетрудно растянуть кожу и сделать кущу: так Бог всяческих единым словом распростер великие круги небес» (Бл. Феод.). 3 . Покрываяй водами превыспренняя 573 Своя. С Евр.: «Устрояешь над водами горние чертоги Свои». Т.е. Ты покрываешь воздушное пространство облаками. «Пророк показывает, – говорит св. Афан., – что не напрасно носятся в воздухе собрания вод; потому что Бог Сам промыслом Своим устроил это, чтобы часть неба казалась покрытою стройными кучами облаков». Бл. Феодорит разумеет те воды над твердию превыше небес, о которых говорит Моисей ( Быт. 1:6–7 . Сн. Пс. 148:11 ). Полагаяй облаки на восхождение 574 Свое. С Евр.: «Делаешь облака Своею колесницею». Т.е. «облака принимающий в Свое промышление; ибо слово: восхождение, – говорит св. Афан., – употребил вместо слова: промысл. Пророк как бы яснее показывает, говорит сей отец, что Бог промышление Свое простирает на самые облака», – «что Бог властвует над ветрами и облаками, Сам распоряжается и правит ими» (Бл. Феод.). Ходяй на крилу ветреню. С Евр.: «Шествуешь на крыльях ветра». «Поскольку ветры, – говорит бл. Феод., – по природе своей быстродвижнее всех чувственных вещей: то пророк, не находя в чувственных вещах другого более точного изображения быстроты, сказал, что Бог носится на крилу ветреню, давая тем разуметь, что Он присущь повсюду».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 30 Содержание псалма отвечает положению Давида во время гонений от Саула. Давид говорит о своей невинности ( Пс.30:2, 6, 19 ), унижении и преследовании со стороны врагов ( Пс.30:5–11 ), об унижении со стороны народа ( Пс.30:12, 14 ). Давид скрывается в укрепленном городе ( Пс.30:22 ), но несмотря на пребывание в последнем, он ненавидит «почитателей суетных идолов» ( Пс.30:7 ). Последние два выражения указывают на факт спасения Давида в Секелаге филистимском (см. Пс. 15 ). Дополнение в русской Библии «во время смятения» – взято на основании Пс.30:23 ст. То же дополнение находится в Вульгате, у LXX и в слав. Библии. Так как Ты, Господи, Бог истины, то я надеюсь на Тебя одного и молю освободить меня от всех опасностей и сетей, которыми меня окружили враги (2–5). Я свою жизнь вверяю Тебе, ненавижу идолов и за оказанные мне милости буду воспевать Тебя (6–9). Настоящие мои бедствия тяжелы; мои силы истощились, меня все избегают, кругом слышу злоречие и попытки лишить меня жизни (10–14). Я жду защиты от Тебя одного: не дай врагам восторжествовать надо мною (15–19). Благословен Господь за ту милость, которою Он награждает преданных Ему и которую Он излил на меня в моем смятении. Да мужаются и укрепляются все, надеющиеся на Господа (20–25)! Пс.30:2 .  На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; «По правде Твоей избавь меня» – потому что Ты, Господи, любишь правду, избавь меня от врагов. Здесь исповедание Давидом своей полной невинности пред Богом, на чем основана его уверенность и просьба о защите. Пс.30:4 .  ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Пс.30:6 .  В Твою руку пред­аю дух мой; Ты избавлял меня, Го­с­по­ди, Боже истины. «Ради имени Твоего води меня и управляй мною». Имя Божие – Бог истины. Давид пред Ним чист. Чтобы имя Божие не подвергалось осуждению и осмеянию со стороны врагов, Давид молит «водить его», т. е. спасти от бедствий, так как гибель в последних могла быть истолкована врагами в смысле указания на бессилие Бога спасти преданных Ему (6). – «В Твою руку предаю дух мой» – Тебе вверяю свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 75 Этот псалом является прямым дополнением предыдущего. В первом налагалась угроза врагам Иерусалима, а здесь описывается исполнение этой угрозы, когда Господь сделался «ведом» всюду, имя Его стало великим ( Пс.75:2 ), когда многочисленные враги погибли ( Пс.75:6–7 ) и земля успокоилась ( Пс.75:9 ) благодаря чудесной помощи Бога ( Пс.75:10 ). Описания псалма совпадают с описанием гибели под Иерусалимом ассириян, изложенным в 4Цар. 19 . У LXX и в Вульгате в надписании сделана прибавка «ко Ассирианину». Велико имя Бога иудеев: Он сокрушил грозных врагов, которые от повеления Его погибли (2–7). Он страшен в возвышенном с небес повелении, когда восстал на защиту своего народа. Враги погибли и земля успокоилась (8–11). Да воздадут Ему поклонение все народы (12–13). Пс.75:2 .  Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. «Ведом в Иудее Бог», сделалось известным имя Того, который в Иудее управляет и покровительствует ей, т. е. имя Иеговы сделалось повсюду известным. Пс.75:3 .  И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе. «Салим» – название древнее Иерусалима, где Господь постоянно пребывает во Святом Святых храма. Пс.75:5 .  Ты славен, могущественнее гор хищнических. «Могущественнее гор хищнических». Гора – образ несокрушимости. Горы хищнические – ассирияне, нападавшие на Иерусалим в надежде богатой добычи. Среди тогдашних народов Востока они были самыми грозными врагами, но Господь показал, что Он «могущественнее их». Пс.75:6 .  Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих. «Крепкие сердцем» – мужественные и храбрые враги. – «Уснули сном своим» – непробудным, т. е. мертвым. – «Не нашли все мужи силы рук своих» – гибель их была неожиданной и непредотвратимой, у них не было средств бороться с нею, и их личная отвага и военное искусство оказались бесплодными в борьбе с повелением Господа. В эту ночь погибло 185 тыс. ассириян. Пс.75:8 .  Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего? «Устоять пред лицем... гнева Божия» – бороться с Богом никто не в силах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 45 Пс.45 , равно как и Пс.46 и Пс.47 , принадлежат одному писателю из фамилии Кореевой, на что указывает как надписание еврейской Библии, LXX и Вульгаты, так и сходство псалмов со стороны их содержания, построения речи и языка. На основании сходства этих псалмов в содержании можно полагать, что и написаны они по одному и тому же поводу. Все псалмы указывают на нападение на евреев народов и царств ( Пс. 45:7, 46:4, 9–10, 47:5–6 ) и поражение последних; евреи выходили на борьбу с врагами с Кивотом Завета ( Пс. 46:6 ); Иерусалим представляется городом цветущим и сильным, со множеством башен ( Пс. 47:13–14 ); указывается на гибель кораблей Фарсийских ( Пс. 47:8 ). Все эти черты совпадают со временем царя Иосафата, когда на Иудею напали соединенные силы царей аммонитских, моавитских и сеирян (идумейских племен). Раздоры между этими народами повели к междоусобной борьбе между ними и кровопролитию такому, что когда евреи вышли навстречу со своими войсками, то на месте их лагеря застали громадное количество трупов, а оставшиеся в живых разбежались ( 2Пар. 20:1–24 ). Гибель кораблей Фарсийских произошла тоже при Иосафате, заключившем союз с нечестивым царем израильским Охозией, за что он и был осужден пророком, и корабли, назначенные для торговых сношений с Фарсисом, погибли, не выходя из гавани, от сильной бури ( 2Пар. 20:37 ). Надписание над 45 псалмом «Аламоф» понимается как указание на способ вокального исполнения псалма – петь тонким голосом, сопрано (от слова «Альма» – девица). Бог – наше прибежище, а потому никакие опасности, даже движение гор в моря не могут нас устрашить (2–4). Бог, как река, орошает Сион и ограждает его от врагов (5–6). Вот восстали народы, но Бог сокрушил и уничтожил их (7–10). Помните все народы, что Бог Иакова есть единый и истинный Бог (11–12). Пс.45:3 .  посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Движение гор в моря должно сопровождаться затоплением земли массой вод. Воды означают бедствие. Как бы велики ни были последствия, они не устрашат чтителей Иеговы. Воды здесь обозначают движение соединенных народов, затоплявших Иудею громадным количеством войск.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 95 Означенный псалом с значительными вариантами приводится в ( 1Пар. 16:7–36 ), как петый Давидом во время перенесения Ковчега Завета. По окончании псалма народ ответил: «аллилуия». Последний термин известен стал только из кн. Паралипоменон, где он в первый раз и приводится, в богослужебное же употребление у евреев он вошел не ранее, как только перед временем плена вавилонского, если даже не во время самого плена. Последнее обстоятельство указывает, что народ на молитву Давида не мог ответить подобным выражением, т. е. кн. Паралипоменон в данном случае не отличается буквальной достоверностью свидетельства, а посему и переданная выше молитва Давида, представляющая такое большое сходство с псалмом 95, не может служить непреклонным доказательством, что он, Пс. 95 , есть непременно произведение Давида, особенно тоже ввиду его большого сходства с кн. пророка Исаии ( Пс. 95 – Ис. 42:10 ; Пс. 95 – Ис. 42:12 ; Пс. 95 – Ис. 43:15, 52:7 ; Пс. 95:11–12 – Ис. 42:10–11, 49:13, 55:12–13 ) и ввиду того, что пред ним нет слова «сие» (заменяющего выражение – «следующее»), обычно употребляемое пред подлинными словами какого-либо лица. Может быть, что писатель Паралипоменон (вероятно, Ездра) приведением содержания этого восторженно-хвалебного псалма хотел лишь указать на характер славословия Давида, как и приписыванием народу произнесения аллилуиа свидетельствовал только об энтузиастическом настроении последнего. Поэтому надписание греч. и латинской Библий, называющих Давида автором, можно понимать как указание, что составитель этого псалма подражал хвалебно-благодарственным песням Давида. Дальнейшие слова надписания «на построение дома» (в Вульгате и у LXX добавлено «по пленении») указывают лишь на особенно усиленное употребление псалма после плена при построении второго храма. Впрочем это надписание приложимо и ко временам Иосии царя, при котором тоже произошло возобновление и восстановление правильного порядка богослужения при храме, как бы новое его построение. Вся земля приглашается писателем воспевать и восхвалять Господа, как единого и истинного Бога, пред Которым ничтожны идолы язычников. К этой хвале Господу приглашаются и все племена и все народы (1–7). Несите дары Господу во святилище и возвестите народам, что Господь воцарился, а с Ним вместе – правда (8–10). Пусть, поэтому радуется вся земля, дубравы, моря и поля, так как Господь идет судить землю (11–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 104 Означенный псалом в еврейской Библии не имеет никакого надписания, у LXX же и в Вульгате надписывается богослужебным термином «аллилуия», вошедшим в употребление не ранее времени последних царей Иудейских. Этот псалом излагает историю водительства Богом еврейского народа, заканчивая ее изложением факта изведения из Египта. Следующий, 105 псалом, начиная с последнего факта, продолжает дальнейшую историю описанием странствования евреев по пустыне, завоевания Палестины, поселения в ней и дальнейшей его судьбы до того момента, когда евреи были рассеяны среди народов, от какового рассеяния писатель и молит Бога освободить свой народ. Таким образом 105 псалом является по своему содержанию продолжением 104 псалма; если же к этому прибавить, что и язык, слог обоих псалмов одинаков, то писателем должно быть признано одно лицо. О времени происхождения псалма довольно ясно свидетельствуют и места из содержания 105 псалма, где, напр., писатель молит Господа «посетить... спасением народ» еврейский ( Пс. 105:4 ) и «собрать его от народов», среди которых он был рассеян ( Пс. 105:47 ). Такое же рассеяние было одно – время вавилонского плена. Так как еврейский народ изображается здесь хотя и плененным, но ожидающим себе милость Господа ( Пс. 105:44–45 ), то и написан псалом, вероятно, тогда, когда надежда на возвращение евреев подновилась в народе: может быть, что это было при наступлении мидо-персидского владычества. Свидетельство кн. Паралипоменон ( 1Пар. 16:8–36 ), которая приводит первые 15 стихов 104 псалма некоторым их вариантом, как петые Давидом при перенесении Кивота Завета, как мы уже говорили (см. введение к псалму 95), не может быть понимаемо как точное историческое свидетельство и потому не опровергает происхождения этого псалма в указанное нами время. Кто был писателем псалма, точно указать нет данных. Славьте Господа среди народов и всегда ищите лица Его (1–4). Вспоминайте сыны Иакова, о тех знамениях и чудесах, которые Он изливал на семя Авраамово (5–7). Он хранит и блюдет завет, данный Аврааму и всему Израилю когда назначил в удел им землю Ханаанскую (8–11). Когда за своей малочисленностью они, патриархи, вели кочевой образ жизни, Господь никому не позволял обижать их (12–16). Во время наступившего голода, когда преданный в Египет Иосиф был поставлен над всем владением фараона, переселился Иаков в землю Хамову (17–23). Бог размножил народ Свой, но египтяне стали теснить его и Господь послал Моисея, который грозными чудесами устрашил притеснителей, они отпустили евреев (24–38). В дальнейшем странствовании Господь неоднократно совершал чудесные дела для них и вселил их в землю народов, чтобы они «соблюдали уставы Его и хранили законы Его» (39–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1) Итак, укрепляйся, сын мой, в благодати, что есть во Христе Иисусе, 2) и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. 3) Трудись, как добрый воин Христа Иисуса. 4) Никто, будучи воином Божиим, не связывает себя делами светскими, чтобы угодить Тому, пред Кем испытывается. 5) Ибо, если кто и подвизается в борении, не увенчивается, если не будет законно подвизаться. 6) Трудящемуся земледельцу должно первому вкусить от плодов. 7) Разумей, что я говорю, ибо даст тебе Господь разумение во всем. 8) Помни Господа Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, от семени Давидова, по благовествованию моему, 9) за которое я претерпеваю даже до уз, будто злодей; но для слова Божия нет уз. 10) Посему я все терплю ради избранных, дабы и они сподобились спасения, что во Христе Иисусе, с небесною славою. 11) Верно слово: ведь, если мы с [Ним] умерли, [то] с [Ним] и оживем; 12) если терпим, [то] и с [Ним] царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13) если мы не веруем, Он пребывает верен, Он отречься Сам от Себя не может. 14) Сие напоминай, свидетельствуя пред Господом. Не вступай в словопрения, что ни в чем не служит к пользе, кроме как к погибели слушающих. 15) Тщательно старайся представить себя Богу достойным, непоколебимым деятелем, верно трактующим слово истины. 16) Мирского же и суесловия избегай; ибо они много продвинутся в нечестии, 17) и слово их, как рак, будет распространяться. Из таковых – Именей и Филит, 18) которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже свершилось, и разорили в некоторых веру. 19) Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «познал Господь тех, что Его» (ср. Числ. 16:5 LXX); и: «да отступит от неправды всякий, именующий имя Господне» (ср. Числ. 16:26 ; Пс. 6:9 ; Ис.26:13, 52:11 ). 20) В большом же доме суть не только сосуды золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные; и одни для чести, иные же для уничижения. 21) Итак, если кто очистится от сих, будет сосудом к почтению освященным и благопотребным Владыке, на всякое дело благое готовым. 22) Юношеских же похотей убегай, настигай же праведность, веру, надежду, любовь и мир с теми, кто призывает Господа от чистого сердца. 23) От глупых же и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают раздоры. 24) Рабу же Господа не должно препираться, но быть кротким ко всем, учительным, терпеливым, 25) со скромностью изобличающим противящихся истине, не даст ли им когда-нибудь Бог покаяния к познанию истины, 26) и не опомнятся ли от сетей дьявола, которыми они удерживаются пойманными в его волю. Глава III

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Псалом 91 Псалом песни, в день субботный. С Евр.: «Псалом. Песнь на день субботний». Псалом сей, вероятно, пели в день субботный, в который повелевалось пребывать в молитвах, песнопениях и приносить Богу двойные жертвы. Кроме сей субботы бл. Феод. разумеет и будущую субботу, или вечный покой ( Евр. 4:9–11 ), «так как псалом предсказывает славу праведных и наказание неправедных». «Под субботою, – говорит св. Афан., – можно разуметь будущее наследие; потому что за здешними трудами последует успокоение, когда приимем награды свои. Посему пророк и восхваляет оный будущий покой». 2 . С Евр.: «Благо есть славить Господа, и петь имени Твоему, Всевышний». 3 . С Евр.: «Возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи». 4 . С Евр.: «На десятострунном и псалтыри, с песнью на гуслях». 5 . Яко возвеселил мя еси, Господи, в творении Твоем. «Взирая на создания Твои и тайны домостроительства, восторгаюсь и радуюсь, и в душевном наслаждении побуждаю уста к песнопению» (Св. Афан.). С Евр.: «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим; я восхищаюсь делами рук Твоих». 6 . Зело углубишася помышления Твоя. С Евр.: «Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои»! Как велики дела Твои, как непостижимы помышления или пути Твоего промысла! 7 . С Евр.: «Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того». 8 . Внегда прозябóша 539 грешницы яко трава; и проникоша 540 вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века. С Евр.: «Тогда как нечестивые возникают, как трава и делающие беззаконие цветут, чтобы изчезнуть на веки». Т.е. нечестивые являются, как трава, цветут благоденствием, и наконец погибают в аде на веки. «Подобно траве процвели и, как былие, изникли из земли делатели беззакония, но после настоящего благоденствия приобретут себе вечную гибель» (Бл. Феод.). 9 . С Евр.: «Ты, Господи, высок во веки»! 10 . С Евр.: «Ибо вот враги Твои, Господи, – вот враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие». 11 . И вознесется яко единорога рог мой. Рог единорога (или носорога) отличается необыкновенною крепостию, есть страшное оружие сего животного, делающее его независимым от других животных. Т.е. сила и слава мои будут, как сила и слава единорога. Под. Иов. 39:9–12 ; Числ. 23:22, 24:8 ; Пс. 21:22 . И старость моя в елеи мастите 541 . С Евр.: «А мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем». «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «ветхость моя, как маслина цветущая». Процвету, отложу старость, уподоблюсь цветущей маслине, и (по переводу LXX-mu) как от некоего елея утучнею от радости».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

1 Тит 3:5. 2 Ср.: Кол 1:13. 3 Рим 2:8—10. 4 Имеется в виду Карфагенский собор 416 г. против Пелагия и Целестия.. Текст послания см. среди писем Августина — письмо 175//PL Т. 33. Со1 758—762; а также в PL Т. 33. Со1. 1711—1712 (сокращенный вариант). — Прим. ред 5 Имеется в виду собор 416 г. в Милевии (Нумидия) против пелагиан. Текст послания см. среди писем Августина — письмо 176//PL Т. 33. Со1. 762—764; а также в PL Т. 33. Со1. 1712—1713 (сокращенный вариант). Прим. ред. 6 Это послание папе Иннокентию было написано пятью африканскими епископами: Аврелием, Алипием, Августином, Еводием и Поссидием после двух упомянутых соборов 416 г. Текст послания см. среди писем Августина — письмо 177//PL Т. 33. Со1. 764—772; а также в PL Т. 33. Со1. 1713—1714 (сокращенный вариант). — Прим. ред. 7 Текст посланий папы Иннокентия I см. среди писем Августина — пись­ма 181—183//PL Т. 33. Со1. 780—788; а также в PL Т. 33. Col. 1714—1715 (сокращенный вариант). Русский перевод фрагментов из первого послания см. в сборнике: Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. СПб.. 2002. С. 242. — Прим. ред. 8 Имеется в виду Карфагенский собор 417 г. против Пелагия и Целестия. О послании Отцов собора папе Зосиме см.: PL Т. 45. Со1. 1723—1724; а также: Проспер Аквитанский. Contra Collatorem, 15. — Прим. ред 9 Текст послания папы Зосимы (417—418 гг.) см.: PL Т. 45. Со1. 1725—1726. — Прим. ред. 10 Имеется в виду XVI Карфагенский собор 418 г. (так называемый concilium generale, или universale). Каноны собора см.: PL Т. 45. Со1. 1728— 1730. Русский перевод восьми канонов см. в сборнике: Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви III-XX вв. СПб., 2002. С. 170, 331 —333. — Прим. ред 11 Рим 12:3. 12 Притч 4:26—27 (по LXX). В Синод, пер.: Обдумай стезю для ноги тво­ей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни нале­во; удали ногу твою от зла, [потому что пути правые наблюдает Гос­подь, а левые — испорчены]. 13 Пс 1:6. 14 Мф 25:12; 7:23; Лк 13:27. 15 2 Кор 5:21; 1 Пет 2:22. 16 Еф 2:10. В Синод, пер.: Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять. 17 Пс 118:104. В Синод, пер.: Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи. 18 Рим 3:8. 19 Рим 6:1—2. 20 Еф 2:4. CPL 262. Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 971—974. Места с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911. Vo1. 57. Р. 387—396. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2786...

(греч. aggelos — вестник), духовные существа, сотворенные Богом и исполняющие Его волю. В Ветхом Завете и межзаветных апокрифах используется несколько слов для обозначения А. (посланники, сыны Божие, сонм богов, собрание святых, служители, воинства, бодрствующие, духи, престолы, власти, силы). В допленный период небесный мир изображался как царский двор, в котором А. составляли совет (3 Цар 22. 19–22; Иер 23. 18; Иов 15. 8; Пс 81. 1). А. также выступали в качестве небесного войска. Кроме того, каждый народ на земле находился в ведении своего А. (Втор [LXX] 32. 8). Отдельные А. являлись людям как вестники Бога (поскольку человеку было невозможно встретиться с Богом лицом к лицу и не умереть), иногда играя роль защитников или помощников в земных делах. В некоторых случаях они служили орудиями божественного гнева. Чаще всего А. изображаются лишенными индивидуальных черт, их имена не называются. В Быт 6. 1–4 говорится о связях А. с людьми, что стало одной из причин потопа. В послепленный период появляются описания иных небесных существ — херувимов и серафимов , получают развитие образы обвинителя (клеветника) сатаны и представления о личном А.-наставнике, ангельской литургии на небесах, становятся известны имена некоторых А. — Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил и др. В межзаветной литературе подробно описываются иерархия, одежда и пища А., их роль в творении мира, эсхатологической битве и суде. Эти представления сохраняются и в текстах Нового Завета. А. описываются как человекоподобные, но бесполые существа (Мф 22. 30), которые бессмертны (Лк 22. 36), говорят на своем языке (1 Кор 13. 1), радуются и заботятся о спасении людей (Лк 15. 10; Еф 3. 10; Евр 1. 14), принося молитвы святых на небесный алтарь (Откр 5. 8; 8. 3–4). Поклонение А. запрещено (Кол 2. 18; Откр 19. 10; 22. 8–9). Все ангельские чины покоряются и служат Иисусу Христу (Мф 4. 11; 26. 53; Мк 1. 13; 1 Пет 3. 22; Еф 1. 21; Кол 2. 15; Евр 1–2). Каждая церковь имеет своего ангела-покровителя (Откр 2–3). Хотя сатана может принимать вид А. света (2 Кор 11. 14), в последнем сражении он будет повержен архангелом Михаилом и его воинством (Откр 12. 7–9). Дальнейшее развитие учение об А. получает в святоотеческой традиции, на основании которой в средневековом богословии формируется целый раздел — ангелология . Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/51127.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010