Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отнимутся мир и тишина у сердца ( 108, 263 ). Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силой помыслы, насеваемые общим врагом человечества? Отгоняй их, когда ты один в келлии, гласной, внимательной молитвой, произнося слова неспешно, с умилением ( 109, 185–186 ). Поучение вообще, в особенности Иисусова молитва, служит превосходным оружием против греховных помыслов ( 109, 194 ). Разнообразные воспаления крови от действия различных демонских помыслов и мечтаний и есть тот огненный меч, который дан при нашем падении падшему херувиму, – вращая его в нас, он не позволяет нам войти в таинственный Божий рай духовных помышлений и ощущений ( 109, 214–215 ). Пока молитва расхищается чуждыми помыслами, до тех пор подвиг ее совершается с трудом, со скорбью, с понуждением и усилием, до тех пор молящийся не допускается перед Лицо Божие ( 109,323 ). Оружие врага – помысел и мечтание греха ( 110, 160 ). Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущений, называемого... бранью, для новоначального нет лучшего оружия, чем исповедь ( 112, 149 ). Обильное нашествие помыслов и мечтательность всегда приводят кровь в усиленное неестественное движение ( 112, 269 ). Греховные помыслы, будучи приняты и усвоены уму, входят в образ мыслей или разум и лишают его правильности, а греховные чувства, закоснев в сердце, делаются как бы его природным свойством ( 112, 298 ). Преподобный Нил Сорский ... предлагает следующий способ борьбы с греховными помыслами, разумеется когда брань не сильно действует и уступает этому способу. Этот способ заключается в том, чтобы лукавые помыслы превратить в благие, и добродетелями подменивать, так сказать, страсти ( 112, 344 ). Когда явятся тебе помыслы и мечтания греховные, нисколько не обращай на них внимания. Лишь заметишь их, крепче затвори ум в слова молитвы... ( 112, 355 ). Необходимо во время молитвы заключать ум в слова молитвы, отвергая без разбора всякий помысел: и явно греховный, и по наружности праведный ( 112, 356 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Во всех религиях прошла основная мысль о возмездии, которого, конечно, не могло бы быть, если бы не совершилось преступления. Подобно библейскому сказанию, титан Прометей (злой дух) за похищение небесного огня подвергнут был жестокой казни; греческие титаны, браминский Магазура, персидский Ариман и падшие ангелы низвергнуты, а род людской подвергнут бедствиям, страданиям на земле и в аду. Вера в спасение от возмездия собственными силами человека, сколь ни поучал об этом Будда, была нетверда в людях, доказательством чего служит повсеместное почти суеверие в очищение от грехов посредством душе-переселений. Явилось упование на спасение людей Мессиею, вера в пришествие Которого была у всех народов. У браминов мессиею является Вишну, второе лицо тримурти; у иранцев Сосиоша; у евреев Христос (Прор. Дан. гл. 9:26). Римский поэт Гораций сказал: ни один смертный, даже самый праведный, не в состоянии примирить нас с небом. Один Бог может совершить это великое дело. Да низойдет он с высоты небес, видя наши бедствия (Христ. Чт. 1853 г. ч. 2, стр. 261). Все народы веровали, что Мессия родится от Девы. Китайскому Лао-цзы приписывали многократное воплощение от духа полярной звезды (ангела), спустившегося к девственной матери; Будда родился от девственной Майи, как светлый луч пяти цветов; в Бхагаваде – гимне Вишну говорится: когда наступит надменность беззакония, я сотворю сам себя и явлюсь от века для спасения добрых, прекращения несчастий и восстановления правды. – Верование это, надо думать, имело своим первоисточником глагол Самого Бога, давшего обетование еще первому человеку при изгнании его из рая: «семя жены (не сказано семя мужа и жены, а только одной жены) сотрет главу змия.» Обетование это точнее разъяснено в пророчестве Исаии: «Се Дева во чреве приимет и родит сына Еммануила», что значит с нами Бог. И царь Давид говорит: из чрева прежде денницы, подобно росе, рождение Твое (109:3). Семя Его пребудет вечно и Престол Его как солнце предо мною (88:37; 109:3). Итак, Мессия, Искупитель, был «чаянием языков». Какой же мировой смысл Его миссии? Сообщение ли только нравственных правил жизни? Нет, Христос подтвердил в данном отношении учение древних словом и примером: возлюби Бога всем сердцем и душою и ближнего как самого себя. По Его словам, на этих двух заповедях «древних» ( Мф.22:37–40 ) весь закон и пророки держатся. Не думайте, что я пришел разорить закон и пророков, не разорить пришел, но исполнить, – сказал Он ( Мф.5:17 ). И действительно, Он явил кротость, смирение покорность воле Божией в отпор гордыне и противлению человеческому; Он не отвратился с омерзением от падшего человека, погрязшего в пороках, отнесся к нему с состраданием, всепрощением, врачеванием, благотворил без конца, не возмущаясь неблагодарностью облагодетельствованных, разъяснил, что значит «милости хочу, а не жертвы» и «призывал к Себе труждающихся и обремененных для успокоения»; – но, очевидно, не в этом лежала главная задача пришествия Его.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Рисуется глубокий ров и в нем пророк Иеремия. У рва стоят евреи, ввергшие его туда. 108. Иеремия извлекается из рва Авимелехом Рисуется ров. На его краю стоят люди и веревкою тащат Иеремию из глубины. А Авимелех берет его за руку. 109. Второе взятие Иерусалима Рисуется разрушенная и горящая крепость. Вне ее многие воины держат связанных иудеев и царя их Седекию. А Иеремия и Варух стоят подле крепости, смотрят на них и плачут. 110. Даниил и три отрока, питавшиеся одними овощами, стали благообразнее сверстников своих, вкушавших роскошную пищу За столом юноши едят мясо и пьют вино. А вдали Даниил и три отрока вкушают коливо и разные овощи. – В другом отделении этой картины в чертоге царь Навуходоносор сидит на высоком престоле, окруженный копьеносцами. Пред ним стоят три отрока, Даниил и другие юноши. А один начальник указывает ему на них (Даниил, гл. 1). 111. Даниил избавляет Сусанну Пред юным Даниилом стоит Сусанна. Руки ее связаны сзади. Два старика, в широкой одежде и в головном уборе из платка, указывают на нее Даниилу. Вблизи стоит муж ее Иоаким и множество народа. А вдали этих же стариков народ побивает камнями (Дан., гл. 13). 112. Даниил, изъясняет Навуходоносору первое сновидение его В чертоге царь спит на золотой кровати. А вне чертога у подошвы горы стоит истукан. Голова у него золотая, грудь и руки серебряные, чрево и бедра медные, голени железные, ступни полужелезные и полуглиняные. С горы падает камень на голову этого истукана. – В другом отделении картины тот же царь сидит на престоле. Пред ним стоит Даниил и указывает ему на истукан ( Дан. 2 ). 113. Три отрока, не поклонившиеся истукану, ввержены в огненную печь, но там орошает их ангел Среди печи стоят три отрока в одеждах своих. Очи и руки их воздеты к небу. Среди них архангел Михаил. А у печи видны воины, умерщвленные пламенем, исторгшимся из нее, и вблизи золотое изображение царя (гл. 3). 114. Даниил изъясняет Навуходоносору второе сновидение его Рисуется высокое и многоветвистое дерево. На ветвях его сидят различные птицы, а у корня бегают разные звери. Ангел подрубает его секирою. В ближнем чертоге царь спит на золотой кровати. А в другом отделении чертога тот же царь сидит на престоле. Пред ним стоит Даниил и указывает ему на то дерево. 115. Даниил изъясняет письмена, начертанные невидимою рукою на стене чертога царя Валтасара

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

После Селевка взойдет на престол „презренный», взойдет незаконным образом: придет в тишине и лестью овладеет царством. Он будет действовать коварно и злобно и притом с небывалым успехом. Этот „презренный» и есть Антиох Епифан, который с бесстыдным коварством вторгается сначала в мирный с ним Египет и завоевывает его в 171 г. ( Дан.11:21–24 ), затем восстанет он снова против Южного Царя, который, хотя встретит его с большим войском, но не устоит, и Антиох опять остается победителем вследствие многочисленности своего войска и измены Египетскому царю, т. е. Птолемею Филопатору, которого погубят участники стола его, и Царь Северный с большой добычей возвратится в свое отечество ( Дан.11:25–28 ). Возгордившись своим счастьем, Антиох дерзнет притеснять святой народ завета Господня и сначала только понемногу ( Дан.11:28 , ср. 1Мак. 1:20–29 и 2Мак. 5:1 ). Этот поход был в 170 году. Вскоре после этого 2-го похода Антиох снова пойдет против Южного Царя, но этот поход будет неудачен, потому что придут корабли Киттимские 109 , и он падет духом. После этого неудачного похода Антиох, в порывах свирепости, весь гнев свой изольет на иудеев: осквернит иудейское святилище и богослужение и прекратит ежедневную жертву и на самом жертвеннике поставит мерзость запустения или идола ( Дан.11:29–31 ). Некоторые из нечестивых иудеев будут обольщены и станут приносить жертвы Зевсу, но благомыслящие восстанут против этого и, несмотря на гоненья, будут предостерегать народ от идолопоклонства, получат во время страдания своего некоторую помощь (разумеются Маккавеи) ( Дан.11:32–34 ), и пострадают некоторые из просветителей, людей благочестивых, чтобы очиститься к последнему времени ( Дан.11:35 , ср. 1Макк. 1:53–60;2). Но верхом нечестья, которое совершит Антиох, будет то, что он, из презрения к Богу богов, равно и к своим собственным богам, сам себя объявит богом, или как говорится в 38 ст., богом Маозимом, богом собственной силы, которую он видит в своих крепостях (маозим значит крепость) или, как указывается в 39 ст., Юпитером Капитолийским, в котором он видит свой собственный образ ( Дан.11:36–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно – он выправит все твои неправды ( 107, 68–69 ). Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» ( 2Пет. 2, 4 ). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать – погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного. Святитель Феофан Затворник ( 107, 28–29 ). Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу. Филарет, митрополит Московский ( 113, 109 ). Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа ( 108, 293 ). Желающий приступить к Богу для служения Ему должен предаться руководству страха Божия ( 109, 60 ). Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, перестает произносить слова, плодить мысли: благоговейным молчанием...

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

А. З. Р. 4. 69 Карамз. И. Г. Р. 10. Прим. 476 А. З. Р. 4. 70 Antirrisis, abo Apologia. S. 61 А. З. Р. 4. 71 Зубрицк. Летоп. львов. братства под 1595 г. Архив Юго-Запад. России. Ч. 1. Т. 1. 109 В описи имущества Кирилла Терлецкого за 1596 г., между прочим, значатся «мемраны духовные на унию и зъедночение с Костелом Римским, запечатанные и подписанные, три», и именно за печатями и подписями епископов: Луцкого, Пинского, Львовского и Холмского (А. Ю. и З. Р. 1. 218. С. 263 А так как этими епископами, по свидетельству Гедеона, дано было четыре таких мемрана Кириллу Терлецкому (Архив Юго-Зап. Р. Ч. 1. Т. 1. 109 то на одном из них, вероятно, и была написана известная грамота, или заявление, их об унии. Грамота эта, как мы уже заметили (прим. 501), была написана в 1591 г., но самые мембраны, если только она на одном из них написана, могли быть даны Кириллу еще в 1590 г., а он не находил только случая в течение года воспользоваться этими мембранами. Обычай давать мембраны, действительно, существовал тогда между западнорусскими владыками. В архиве бывших униатских митрополитов при Св. Синоде находятся четыре таких мембрана, или бланка по Описи 1007. Один бланк за печатьми и подписями пяти владык: Мелетия Владимирского, Кирилла Луцкого, Арсения Перемышльского, Гедеона Львовского и Дионисия Холмского. Время на бланке не обозначено, но он дан, без сомнения, не на Брестском Соборе 1591 г., когда Арсения Перемышльского не было уже в живых, и не на Соборе 1590 г., на котором Арсений не присутствовал. Другой бланк за печатьми и подписями четырех владык: Кирилла Луцкого, Михаила Перемышльского, Дионисия Холмского и Гедеона Львовского. На бланке неизвестною рукою помечено, что он дан в Сокале 1594 г., июня 7. На двух остальных бланках приложены только четыре епископских печати, но подписей нет. В той же описи имущества Кирилла Терлецкого за 1596 г. значатся еще три мембрана за печатями и подписями епископов: Луцкого, Перемышльского, Львовского и Холмского, т. е. именно тех, которые находились на съезде в Сокале (А. Ю. и З. Р. 1. С. 263. Снес. прим. 551

http://sedmitza.ru/lib/text/436077/

< >< назад > Евангелие от Иоанна 1 В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. 2 Оно было в начале с Богом. 3 Все чрез Него возникло, и без Него ничто не возникло, что возникло. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет людям. 5 И свет во тьме светит, и тьма его не объяла. 6 Явился человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн. 7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, чтобы все уверовали чрез него. 8 Не был он Свет, но пришел, чтобы свидетельствовать о Свете. 9 Был Свет истинный, Который просвещает каждого человека, приходящего в мир 109 . 10 В мире Он был, и мир чрез Него возник, и мир Его не познал. 11 К своим пришел, и свои Его не приняли. 12 Всем же, кто принял Его, — дал им власть стать детьми Божиими, верующим во имя Его, 13 которые не от крови, и не от хотения плоти, и не от хотения мужа, но от Бога были рождены. 14 И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. 15 Иоанн свидетельствует о Нем и провозглашает: это был Тот, о Ком я сказал: Идущий за мною впереди меня стал, потому что прежде меня был. 16 Ибо из полноты Его мы все приняли: и благодать на благодать; 17 потому что Закон дан был чрез Моисея, благодать и истина явились чрез Иисуса Христа. 18 Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл. 19 И вот свидетельство Иоанна, когда послшш к нему иудеи из Иерусалима священников и левитов спросить его: ты кто? 20 И он исповедал и не отрекся, и исповедал: я не Христос. 21 И спросили его: что же? Ты Илия? И говорит: я не Илия. Ты пророк? И ответил: нет. 22 Сказали тогда ему: кто ты, чтобы дать нам ответ пославшим нас? Что говоришь ты о самом себе? 23 Он сказал: я голос вопиющего в пустыне: выпрямите дорогу Господу, как сказал Исайя пророк. 24 А посланные были из фарисеев. 25 И спросили его и сказали ему: что же ты крестишь, если ты не Христос, и не Илия, и не пророк? 26 Ответил им Иоанн, говоря: я крещу водою; посреди вас стоит Тот, Кого вы не знаете: 27 Идущий за мною, Который впереди меня стал, Кому я недостоин развязать ремень обуви Его.

http://zavet.ru/b/casbez/016.htm

Давид изображает страдания Мессии как бы нераздельно с собственными; но это не значит, что он говорит только о своих страданиях. События собственной жизни Давида лишь несколько облегчали восприятие неизвестной доселе тайны страданий Мессии: будучи славным царем Израиля Давид испытал весьма много страданий и сделался некоторым прообразом Христа. «Будучи пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа по плоти и посадить на престоле его ( 2Цар.7:12 ), он прежде сказал о Христе», так как многое в псалмах Давида неприложимо к самому Давиду (наприм. в Пс.15:10 : «не дашь святому Твоему увидеть тления», или в Пс.109:1 : «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня», см. Деян.2:30–36 , ср. Мф.22:41–45 : или в псалме 21:17, ср. Зах.12:10 , Ин.19:37 : «пронзили руки и ноги мои»; или в Пс.21:19 , ср. Ин.19, 24 : «делят ризы мои между собою и об одежде моей метают жребий»; в Пс.68:22 , ср. Ин.19:28 : «и дали мне в пищу желчь и в жажду мою напоили меня уксусом»...). Но если черты царственного достоинства, по-видимому, первоначально относящиеся к Давиду, дальнейшее свое значение получают относительно Мессии, Которого Давид назвал «Сыном Божиим» и своим «Господом» ( Пс.2 -ой и 109-ой; ер. Евр.1:5, 13 . Замечательно при этом, что в псалме 109-м, где Мессия называется «Господом», к Нему – Мессии – прилагаются те же самые черты, как и в псалме 2-м, содержащем изъяснение данного Давиду обетования – 2Цар.7:12–16 ; следовательно, обетование это Давид относил не только к себе и своим потомкам вообще, но в особенности к Мессии; именно ср. Пс.109:1 : «седи одесную Меня, пока положу врагов Твоих в подножие ног Твоих... в день гнева... поразил царей» и Пс.2:2–3, 5, 9, 10 ; Пс.109:2 : «жезл силы» и Пс.2:2 «жезлом железным»; стих 3-ий 109-го (110) псалма в еврейском тексте неясен, а в греческом тексте он читается: «из чрева прежде денницы Я родил Тебя» и след. пар. Пс.2:7 ); – то и Божественный Страдалец есть никто иной, как Мессия, Которого Давид был только прообразом. – Затем Мессия в 109-м псалме называется «священником во век по чину Мелхиседекову»; этими словами едва-ли может означаться что-либо иное, кроме того, что Мессия должен принести иную высшую жертву, чем «всесожжения и жертвы» из животных – Пс.39:7 , ср. Евр.10:5–13 – жертву единую «на веки», т. е., как открывается из общего смысла псалма 39-го и особенно сходного с ним 21-го, принести в жертву Самого Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010