Фарисеи попались в ловушку и поняли это. Дж. Дуайт Пентекост в своей замечательной работе The Words and Works of Jesus Christ поясняет: Если бы фарисеи ответили, что Давид называл Его своим Господом, поскольку Он – Бог, им нечего было бы возразить Христу, Сыну Давида по плоти, когда Он называл Себя Сыном Божьим. Согласившись с тем, что Мессия должен быть истинным человеком и истинным Богом, они были бы вынуждены снять свои возражения против претензий Христа. Фарисеи поняли, какой выбор встал перед ними, и отказались отвечать. С мудростью слов Христа никто не мог поспорить, и «с того дня никто уже не смел спрашивать Его» ( Мф.22:46 ) 348 . Очевидно, что Пс.109:1 не только не подтверждает, что Христос менее Отца, но и указывает на Его совершенную божественность. Объяснив все это Свидетелю Иеговы, Спросите: Знаете ли вы, что еврейское слово adonai, переведенное в Пс.109:1 как «Господь» и относящееся к Иисусу Христу, неоднократно используется в Писании применительно к Отцу ( Исх.23:17 ; Втор.10:17 ; Нав.3:11 )? Иисус хотел объяснить фарисеям, что Мессия должен быть одновременно и сыном Давида, и Богом Давида – разве это не очевидно из контекста 22-й главы Матфея? Ис. 9:6 – Иисус – «Бог крепкий»? Учение Сторожевой Башни. Ис.9:6 в «Переводе нового мира» звучит так: «Ибо младенец был рожден нам, сын был дан нам; и владычество будет на плечах его. И его именем будет Чудный Советник, Мощный Бог, Вечный Отец, Князь Мира» (пер. с англ., курсив автора). Свидетели Иеговы согласны называть Иисуса «Мощным Богом», но не допускают и мысли, что Он, подобно Иегове, может быть Всемогущим Богом 349 . Кроме того, утверждают Свидетели, «называть Иегову Бога „Всемогущим» не имеет большого смысла, если нет других существ, также именуемых богами, но занимающих подчиненное или менее высокое положение» 350 . Библейское учение. Обсуждая со Свидетелями Иеговы этот отрывок, отметьте, что уже в следующей главе ( Ис.10:21 ) Исаия называет «Богом сильным» (то же самое еврейское слово) Самого Иегову 351 . Данный факт полностью лишает смысла рассуждения Сторожевой Башни, что выражение «Бог сильный» или «Бог крепкий» непременно указывает на меньшую степень божественности по сравнению со «Всемогущим Богом». Наоборот, то обстоятельство, что Иисуса называют таким же титулом, как и Отца, указывает на Его равенство с Отцом.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

В Новое время, начиная с XVI века, вопрос о достоинстве еврейского текста снова был поднят в полемике между протестантами и католиками. Протестанты, оставив Вульгату, основывали свое учение и толкование исключительно на еврейском тексте, тогда как католики в противовес протестантам стали делать акцент на намеренной и ненамеренной порче еврейского текста Библии. Освобождаясь от свойственных всякой полемике односторонности и крайностей, современные ученые признают Масоретский текст авторитетным, хотя и не без погрешностей. Хронологические даты, прежде всего в Быт.5 , и вообще еврейское летоисчисление не совпадают с летоисчислением перевода LXX и Самарянского Пятикнижия. Особенно много недоумений встречается в чтении мессианских пророчеств и преимущественно таких из них, в которых говорится о страданиях Мессии. Приведем примеры. В Пс.21:17 еврейское чтение «как лев» (это слово соотносится с последующим «руки и ноги») не вписывается в контекст и не соответствует мысли о страданиях Праведника, выраженной в псалме. В то же время чтение древних переводов (LXX: ρυξαν – «пронзили») и масоретское примечание («пронзили») ясно и имеет мессианский смысл. В Пс.109:3 чтение «из зари подобно росе рождение твое» содержит неясные формы, а чтение Септуагинты и следующего ей Славянского перевода (из чрева прежде денницы родих Тя) – ясно. Подобные проблемы имеют место в Ис.53:10 ; Дан.9:25 ; Пс.15:10 и во многих других стихах, где Масоретский текст мессианских пророчеств представляет затруднения, а древние переводы ясны. Не соглашаясь с мыслью о тенденциозной порче еврейского библейского текста, некоторые исследователи предполагают, что еврейские ученые мужи, встречая разночтения в рукописях, выбирали малопонятное чтение, которое в наименьшей степени соответствовало христианскому пониманию того или иного отрывка. Глава 3. История переводов ветхозаветных книг По своему происхождению переводы Ветхого Завета разделяются на два вида: непосредственные, то есть составленные с еврейского текста, и посредственные, то есть составленные с других переводов. К непосредственным переводам принадлежат: перевод LXX толковников, греческие переводы Акилы, Феодотиона и Симмаха, перевод блаженного Иеронима , халдейские таргумы, сирийский Пешито, русский Синодальный перевод и почти все новейшие западные переводы. К посредственным относятся следующие переводы: древнелатинский, коптский, эфиопский, готский, армянский, грузинский, арабские переводы и Славянский перевод. 1. Александрийский греческий перевод LXX

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но несмотря на сравнительную бездоказательность и малокомпетентность противников и авторитет защитников еврейского текста, нельзя оставить без внимания некоторых недоумений, вызываемых нынешним еврейским текстом. Таковы неясные чтения многих мессианских пророчеств, например, еврейское чтение Быт.49:10 : слово замененное в переводе LXX, у Симмаха, в Пешито, у Онкелоса и во многих еврейских рукописях чтением – которому принадлежит. Еврейское чтение необъяснимо, а чтение переводов ясно, подтверждается у Иезек.21 и имеет мессианский смысл. Еще: Пс.21еврейское чтение – как лев – не соответствует контексту и никакому объяснению, а чтение древних переводов и масоретское keri – пронзили – ясно и имеет мессианский характер. В Пс.109 – – из зари подобно росе – заключает, по суждению критиков текста, «невозможные формы» (Graetz. Com. zu Psalm. 589 s.), а чтение древних переводов: прежде денницы – ясно. Также у Ис.53:10 , Дан.9:25 , Пс.15 и в др. местах масоретский текст представляет непобедимые для толковников трудности, а древние переводы ясны. Не соглашаясь вполне с мыслью о тенденциозной порче евреями текста, благоприятного христианскому пониманию, можно предполагать, что еврейские ученые из разночтений, встречавшихся в этих местах в разных еврейских рукописях, выбирали туманное чтение, неблагоприятное христианам. Преимущественно эти затруднения находятся в пророчествах о страдании Мессии, не понятых некогда евреями и заставляющих их ученых потомков употреблять разные средства, чтобы не признать Христа Мессией. Хронологические даты, особенно в Быт.5 гл. и вообще еврейское летосчисление, по сравнению с летосчислением перевода LXX и самарянским, не свободны от погрешностей (Morinus. Exercitationes...). И вообще, все современные ученые апологетического направления, как и в начале настоящего отдела мы говорили, не отвергают существования погрешностей в нынешнем еврейском тексте. Существование их, как мы видели, в свое время допускали и древние ученые еврейские мужи: соферимы, талмудисты, масореты, и христианские позднейшие ученые. Для нынешних же ученых это – общепризнанная аксиома. Что касается русских православных богословов, то для них остаются аксиомой слова митрополита Филарета: «подозрение в повреждении еврейского текста довольно сильно, чтобы опровергнуть исключительную привязанность к сему тексту, но оно не дает основания тому, чтобы совсем отвергнуть употребление текста еврейского» (О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого LXX толковников и славянского переводов Св. Писания. Приб. к Твор. Св. Отцов. 1858 г.). И русские ученые, профф. Якимов, Олесницкий, о. Вишняков и др. и мы в своих исследованиях, особенно о книге пророка Амоса, признавали и признаем погрешности в еврейском тексте и желательные исправления в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В греческих переводах и у Иеронима арамейское передается как, соответственно: γγελος (LXX), ιρ (Пс.-Феодотион), γργορος (Аквила и Симмах), vigil (Vulgata). «Повеление» (можно перевести и «заповедь») «стражей», которое касается Всевышнего, – это уже близко к Закону Моисееву… Но самую главную параллель к нашей цитате из Папия дает Ориген , фрагмент 109 из отрывочно сохранившегося в катенах Толкования на Плач Иеремии. Толкование относится к стиху 4, 14: Поколебашася бодрии (γργοροι) его на стогнах… Это единственное место в христианской греческой Библий (в которую не входят Аквила и Симмах), где употребляется слово γργοροι. В еврейском тексте вместо поколебашася бодрии стоит заплуташа слепии (). Это чтение переведено на греческий у Симмаха, и Ориген в своем комментарии, в частности, обсуждает это разночтение.1604 Для нас же будет важна другая часть комментария Оригена к Плач 4, 14 , а именно, следующая: «γρηγρους Писание называет ангелов, как (это) у Даниила. А это были те, через кого, может быть, и Закон, что чрез Моисея, был передан, по (написанному): аще бо глаголанный ангелы закон ( Евр.2:2 )». 1605 Ссылка на Даниила не вызывает здесь особых недоумений: имеются в виду упомянутые выше стихи Дан. 4 в переводе Аквилы и Симмаха (причем, чуть ниже в том же комментарии обсуждается Плач 4, 14 в переводе того же Симмаха). Но идея о передаче Закона посредством тех же «стражей» имеет единственную явную параллель в нашем армянском фрагменте Папия – плюс весьма глухую параллель в Дан.4, 14 МТ. У Оригена эта идея приводится без прямой ссылки на Даниила, однако, соседство со ссылкой на Даниила по близкому поводу (речь идет о тех же «стражах») не может быть случайной в свете двух только что указанных параллелей. Можно поэтому не сомневаться, что Ориген черпал из какой-то традиции, освященной именем пророка Даниила. Некоторый интерес в комментарии Оригена представляет собой искажение цитаты из ( Евр.2:2 ), не имеющее никакой опоры в дошедших до нас рукописях послания: ведь в новозаветном оригинале было сказано «глаголанное ангелы слово», – то есть у Оригена вместо исконного λγος появился νμος. Однако такая подмена понятий не должна удивлять нас у представителя александрийской школы экзегезы. Сообщение о том, что раннехристианский памятник Проповедь Петра (Κρυγμα Πτρου) называет «Господа» «номос и логос (νμος κα λγος) », дошло до нас благодаря ближайшему предшественнику Оригена Клименту Александрийскому , который дважды приводит его в своих Строматах.1606 Как бы ни обстояло дело с чтениями «логос» или «номос» в ( Евр.2:2 ), этот стих, вполне очевидно, выражает идею дарования Закона через посредство ангелов, а подмена термина в цитате у Оригена всего лишь подчеркивает этот, и так уже заложенный в тексте, смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

«Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих». Враги по преимуществу – диавол и служители его, демоны, кроме же их и противящиеся божественной проповеди Его, Иудеи и язычники. Речение же: «дондеже» не время означает, но есть особенный образ выражения, свойственный божественному писанию. Ибо так и чрез Пророка говорит Бог: Аз есмь, «Аз есмь, и Дóндеже состареешися, Аз есмь» ( Ис. 46, 4 ). Явно же, что бытие Божие не оканчивается с старостию человеческою. Ибо, если о небе и о земле говорит Пророк: «та погибнут, Ты же пребываеши» ( Псал. 101, 27 ): и еще: «Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют» ( Псал. 101, 28 ); тем паче и после того, как человек состареется и окончит жизнь, пребывает Владыка всяческих. Сие подобно оному апостольскому изречению: «подобает бо Ему царствовати, Дóндеже положит вся враги под ногама Своима» ( 1Кор. 15, 25 ). Ибо здесь речение: «дондеже» не время означает. Да и какое было бы основание, царствовать Ему, пока иные еще противятся, и лишиться царства, как скоро все покорятся? И Даниил Пророк сказал, что по убиении зверей воцарится Он во веки, и царствию Его не будет конца ( Дан. 7, 27 ). Как будут соцарствовать Святые, или с кем будут они царствовать, если обетовавший царство отложит царскую власть? Посему речение: «дондеже» не время означает, но употреблено по особенному образу выражения, какой свойствен божественному Писанию. Пс.109:2 .   Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. «Жезл силы послет Ти Господь от Сиона». Хотя из Вифлеема жезл Иессеев; ибо сказано: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий» ( Ис. 11, 1–2 ); но следующия за сим слова изображают державу Жезла – спасительный крест; потому что крестом покорил все полчище сопротивных; а крест водружен на Сионе. «И господствуй посреде врагов Твоих». Ибо не попутными ветрами водились проповедники евангелия, но, терпя нападения от Еллинов и варваров, будучи окружены потоками злочестия, возобладали неприязненными, и как некиих пленников привели к Царю и заставили возлюбить служение Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И сказал Ему опять Господь: понесешь-ли Ты наказание, дабы омыть их от грехов, как написано: наши болезни он понес ( Ис. 53:3 )? Тогда ответил Мессия: да, с радостью Я понесу наказание 197 “. Midrash Тапснита, старинный еврейский комментарий, на Ис. 52:13 замечает: здесь разумеется царь Мессия, который высок, возвышен и превознесен, более превознесен, чем Авраам, более возвеличен, чем Моисей, чем служащие ангелы 198 “. Равви Moses Haddarshan пишет: Иегова сказал: Мессия, Ты один Мой праведный, на которого тяжелым бременем будут возложены грехи людей. Мессия ответил: Господь вселенной, Я с радостью приму на Себя удары и страдания. Непосредственно после сего, движимый любовию Мессия принимает на Себя все болезни и страдания, как писано у Исаии 53“. Равви Alecliech в комментарии на 53-ю главу Исаии говорит: на основании свидетельства предания наши древние раввины единогласно допускают, что предметом беседы служит здесь царь Мессия. На том же основании вместе с ними мы утверждаем, что царь Давид, т. е. Мессия должен считаться субъектом данного пророчества“ 199 . В Midrash Tillim, аллегорическом комментарии на псалмы, читаем: дела Царя Мессии и Его тайны предсказаны в Законе, Пророках и Агиографах. В Пророках, т. е. у Исаии ( Ис. 52:13 и 42:1); в Агиографах, т. е. Пс. 110 (109) и Дан. 7:13 “. В Талмуде, в трактате Sanhedrin, рассказывается о Мессии: Однажды Он сидел в воротах города Рима между больными и прокаженными; на вопрос: как называется Мессия, Он ответил: Его имя , прокаженный“, при чем в подтверждение приводится четвертый стих 53 главы 200 . Более замечательные свидетельства находим в каббалистической книге Sohar. Когда Мессия рассказывал о страданиях Израиля в плену, читаем здесь, говорил, что они сами служат причиной того, так как не пекутся и не стремятся к познанию Господа, Он громко стал рыдать над их грехами; потому-то и сказано в Писании ( Ис. 53:5 ): Он язвлен был за грехи наши, и мучим был за беззакония наши“. – В Едемском саду было помещение, которое называлось домом больных“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Наступила и великая Седмица едина, долженствовавшая утвердить завет Новый ( Дан.9:27 ), и потребить Помазанника ( Дан.9:26 ). Для живейшего и полнейшего воспоминания каждого из последних дней жизни Иисуса Христа, Церковь определила по целому также дню; и составилась, таким образом, дополнительная в Четыредесятнице, седмица страстей Христовых. – Завет утвержден. Жертвы и возлияния прекратились. В отреченном святилище началась мерзость запустения. Старейшина грядущий ( Дан.9:27 ) умер и воскрес, умертвив смертию смерть, и даровав новою жизнью обновление жизни ( Рим.6:4 ) человеческому роду. С Четыредесятницею оканчивается для нас воспоминание ветхозаветного периода лет вечных. С нашею Пасхою минула сень гаданий, и началась действительность. Сорок дней Воскресший пребывал на земле, являясь, по временам, верующим. Ровно столько же дней и Церковь посвящает памяти сего, столь дорогого для нее промежутка времени, – сего неложного свидетельства непреложности ее глубочайших и сладчайших чаяний, связанных с лицом Господа Иисуса. В соответствие как бы того, что последнее сорокадневное пребывание Богочеловека с нами не ознаменовалось особенно памятными событиями (исключая явления Его апостолам в восьмой день по восстании), и Св. Церковь неизменно одинаково продолжает празднственно воспоминать одно Его приснорадостное воскресение, пользуясь всяким случаем учить нас, как нам вкушать от сего нового древа жизни. – Ея «новая неделя» есть первый внушительный урок наш о нашем сораспятии Христу и совосстанию со Христом, о нашем обновлении во внутреннем человеце ( Еф.3:16 ) с истлением внпшняго ( 2Кор.4:16 ), ветхаго ( Еф.4:22 ; Кол.3:9 ). Проводя сию цель, она в живых примерах учит нас то вере, то любви, то надежде, то молитве Христианской, на каждую седмицу задавая особенный урок хождения во обновлении жизни. – Наконец, совершается вознесение Сына Божия, идеже бе прежде ( Ин.6:62 ), и седение одесную Отца ( Пс.109:1 ; Мк.16:19 ; Деян.56 ), завершившее собою велию благочестия тайну (Тим.3:1).

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Восстанут свидетели неправедные, и солжет неправда себе ( Пс.26:12 ); но Той не отверзает уст своих: яко овча на заколение поведется, и яко агнец прямо стригущаго Его – безгласен, тако не отверзает уст своих ( Ис. 53 ); враги поскрежещут нань зубами своими, a Он не воспротивится и не воспротивоглаголет: плещи своя вдаст на раны, и ланите на заушания, и лица своего не отвратит от студа заплеваний ( Ис.50:5–6 ); чрез древо предадут Его смерти ( Иер.11:19 ), – ископают руце Его и нозе Его, и изочтут вся кости Его; разделят ризы Его себе, и о одежде Его метнут жребий ( Пс.21:18 ); дадут в снедь Ему желчь, и в жажду напоят Его оцтом ( Пс.68:2 ); вси видящии Его поругаются Ему и – покивая главою – возглаголют устами: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, аще хощет Его ( Пс.21 ). Так Христос Старейшина – святый святых умрет ( Дан.9 ); но кость не сокрушится от Него, хотя будут прободены ребра Его ( Зах.12:10 ), душа же Его не будет оставлена во аде, и плоти Его не дано будет видеть истления ( Пс.15 ): в третий день Он воскреснет, и явится живым пред всеми ( Ос.6:2 ). Тогда все будут повторять: где ти, смерте, жало, – где ти, аде, победа?! ( Ос.13:14 ). Так Господь на земле явится, и с человеки поживет! Потом на высоту обратится паки: взыдет Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ( Пс.46:6 ); возьмут врата князи своя, и возьмутся врата вечная, и внидет Царь Славы; и речет – наконец – Господь Господеви: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя под ножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Так ясно и подробно святые Божии провидели весь путь, которым имел пройти на земле Господь наш! (Из проповедей преосвящ. Феофана). История догмата о Лице и деле Иисуса Христа и основанное на ней полное учение о Нем Православно-Христианской Церкви Пророчество о Иисусе Христе Св. Симеона Богоприимца Се лежит сей (Младенец) на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо... яко да открываются от многих сердец помышления, – сказал св. Симеон Богоприимец ( Лк.2:34–35 ). То есть многим предстоит соблазниться о Иисусе Христе и пасть нравственно в неверие, a чрез неверие – в развращение; другим же многим предстоит восстать, чрез веру в Иисуса Христа, в новую святую, нравственную – духовную жизнь. Лежит Он на падение неверным, на восстание верующим. Лежит в знамение пререкания, – в спорное знамя, которое одна сторона будет стараться отбить, a другая – защитить, как это бывает во время войны. Одни – неверующие – будут стараться уничтожить Лицо и дело Господа; другие же верующие – будут стоять под этим знамением, ратовать за него и защищать его. И тогда-то, во время споров и борьбы за это знамение, ясно откроются тайные, сердечные мысли и чувства веры или неверия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Псалом 120 Господь хранить народ Израильский, как добрый пастырь свое стадо. Песнь степеней или восхождений (см. Пс.119 ). 1–2. Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Находясь вдали от Иерусалима и от храма, даже как бы и от Самого Бога, но чувствуя свою беспомощность, псалмопевец обращает взоры свои в ту сторону, где находился Иерусалим, к тем горам, на которых и среди которых он был расположен ( Пс.124:1–2 ). Обращая сюда взор, псалмопевец обращает сюда и сердце свое, с надеждой получить отсюда себе помощь, ибо здесь храм и в нем Господь принимает молитвы народа своего, а «кто надеется на Господа, тот не подвигнется»... ( Пс.124:1 ). – «Помощь моя, говорить псалмопевец», от Господа, сотворившая небо и землю», следовательно – не только всемогущего Творца, но и премудрого и всеблагого Промыслителя, и не только о человеке, но и о всем мире, – Он все везде видит, сохраняет бытие и силы всех своих созданий и спасает жизнь каждого человека... ( Пс.118:73,90–94,109,176 ). 3–4. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя: се, не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Не даждь во смятение ноги твоея, не допускай, чтобы нога твои поколебалась и поскользнулась, т. е. ни мало и ни в чем не отступай от Закона: ниже воздремлет Хранят тя, – и Господь, сохраняющий тебя на пути твоем, не воздремлет, Он зорко будет смотреть за тобой и ночью, т. е. во время твоих несчастных обстоятельству и всегда знаешь, и всегда можешь подать тебе помощь. – Хранящий Израиля, именно, Господь Иегова не дремлет и не спит: Он не таков, как мнимые и ограниченные боги язычников, которые не слышать молитв, даже продолжительных воплей своих почитателей. Так, некогда, Ваал не слыхал воплей своих жрецов. «Когда эти жрецы взяли тельца, который дан был им, и приготовили и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! то не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который, сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричит громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, – так он проснется! И стали они кричать громким голосом и кололи себя по своему обыкновенно ножами и копьями, так, что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха»... Тогда, в свою очередь, и пророк Илия стал приносить жертву Господу Иегове и воззвал: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ни спал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая была во рву, около жертвенника. Увидел кто весь народ, пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» ( 3Цар.18:20–39 , ср. 8:52).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Быт. 49:14 Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; Быт. 49:15 и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени и стал работать в уплату дани. Удел Иссахара лежал вдоль западного берега Иордана. Иссахар во Второзаконии в пророчестве Моисея ( Втор. 33:18–19 ) соединён с Завулоном, и ему – так же, как Завулону, – обещано обилие и веселие. Удел Иссахара, находясь в плодоносной долине Иордана, склонял народ к земледелию и к жизни, полной неги, которая заставляла его предпочитать рабство войне и независимости. Племя Иссахара в продолжение всей жизни народа израильского с незначительными исключениями ( Суд. 5:15 ; 1Пар. 12:32 ) не играло никакой роли, и при разных переменах, происходивших в его стране, долина Иорданская первая подпадала власти победителя, как, напр., при отпадении Иеровоама от царства Иуды, при нашествии Саргона и проч. Быт. 49:16 Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Быт. 49:17 Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. Дан значит «суд». Дан был сын наложницы Валлы, поэтому некоторые думают, что Иаков установил для детей наложницы право суда в своём племени наравне с другими племенами: «будет судить народ свой, как одно из колен Израиля». Онкелос думал видеть также предвидение власти судии Самсона из племени Данова ( Суд. 15:20 ). Весьма трудно объяснить, что значит выражение «Дан будет змеем и аспидом». Может быть (как думает м. Филарет), это намёк на хитрость потомков Дановых, выразившуюся в действиях Самсона в похищении идолов из дому Михи и завоевание Лаиса ( Суд. 18 ). Англ. Библия замечает, что первое идолослужение возникло в племени Дана ( Суд. 18 ) и что в VII главе Апокалипсиса племя Дана пропущено. Из этого многие отцы церкви заключали, что Антихрист восстанет из племени Дана (ссылка Англ. Библии на Иринея, V, 30–32; Амвросия De Benedict. Patriarch; Августина In Iosiam quaest. 22; Феодорита In Genes: quaest. 109 etc.). Быт. 49:18 На помощь твою надеюсь, Господи! О. Герлах думает, что это перерыв речи и общее восклицание Иакова, переводящего дух и собирающегося с силами для продолжения пророчества. Быт. 49:19 Гад, – толпа будет теснить его, но он оттеснит ее по пятам. Пророчество, которое относят к нападению аммонитян, отражённых судиёю из колена Гадова, Иеффаем ( Суд. 10:17–18; 11 ), и вообще к положению удела племени Гада, находившегося за Иорданом, на восточной стороне его, и подвергавшегося постоянным набегам кочевых из степи Аравийской. Быт. 49:20 Для Асира – слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства. Удел Асира по берегу Сидонскому от горы и мыса Кармелитского почти до гор Ливана представлял одно из лучших и плодоноснейших мест Палестины. Произведения его доставлялись не только ко двору царей Израильских, но и ко двору финикиян, которые занимали полосу, отделявшую Асира от моря, и через территорию Асира имели сообщение с Ливаном.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010