Стараясь самим делом оправдать своё мнение о том, что новозаветные священные писатели очень часто, хотя и не буквально, воспроизводят целые ряды мыслей из неканонических книг, Штир большей частью ставит в параллель, как сходные такие места, которые имеют общего или одну какую-либо неопределённую и слишком обыкновенную мысль, или даже одно слово, одно выражение. Рассмотрим теперь несколько наиболее важных случаев такого рода. В образной речи апостола Иакова о скоропреходящности человеческой жизни ( Иак.4:14 ) Штир видит воспроизведение Прем.2:2–4 , где та же общая мысль содержится. Но спрашивается: что же апостол заимствовал из книги Премудрости? Эту общую мысль? Но, она встречается в канонических книгах Ветхого Завета ( Иов.7:6:9 ; Пс.80:5–6 ; Пс.109:23 ; Пс.143:4 ). Или же заимствовал образ для сравнения? И этого не видим, потому что апостол сравнивает жизнь с паром, а автор книги Премудрости Соломоновой, – с облаками, туманом. Это изречение апостола имеет такое же и даже большее, сходство с указанными каноническими местами (особенно с Пс.143:4 ), чем с изречением книги Премудрости. Мысль о том, что «праведные будут судить Племена» ( Прем.3:8 ) не единственная в Ветхом Завете, чтобы в словах апостола: «разве не знаете, что святые будут судить мир?» ( 1Кор.6:2 ) видеть воспроизведение её. Та же мысль и притом в более близкой к изречению апостола форме, встречается у пророка Даниила: «суд дан был святым Всевышнего» ( Дан.7:22 ). Приводимые Штиром места из книги Иисуса сына Сирахова ( Сир.1:28 ) и послания апостола Иакова ( Иак.1:8 ) имеют общего лишь одно слово: у апостола, – δψυχος, у Сираха, – ν καρδ δσσ, да и то не тождественное. Если бы апостол в данном случае воспроизводил изречение Сираха, то он употребил бы тождественное слово. Без сомнения, апостол, говоря выше о сомнении, употребил это слово самостоятельно или же заимствовал его из обыденной речи, как полагает Кэрль 26 . Апостол Иаков в V гл. 7 ст. ( Иак.5:7 ) заимствовал, по мнению Штира, основную мысль и образ сравнения из книги Премудрости Иисуса сына Сирахова: Сир.6:18–20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Speran...

Пс.2:1–5 ), о чем и свидетельствует история Церкви, повествуя о том, какой каре небесной нередко подвергались гонители и другие враги христианства. Поражая главные антимессианские силы (нечестивых царей), Господь сил будет побеждать и целые народы, которые окажутся враждебными Царству Сына Его, праведно осуждая их, еще в настоящей жизни, на истребление, подобно тому, как это совершилось уже с целыми царствами, оказавшимися враждебными духу Царства Божия в Ветхом Завете ( Дан.2:6–45 ), и как будет совершаться до времени Страшного суда Христова ( Дан.7:9–27 ) с теми, которые окажутся также враждебными Сыну Божию. Сокрушит Он и главу диавола, главнейшего виновника восстания царей и народов против Него и Сына Его. Начало победы над ним уже положено твердое. Апостолы с радостию заявили своему Учителю: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем». И Спаситель, находясь еще на земле, сказал: «Видех сатану, яко молнию с небесе спадша» ( Лк.10:17–18 ), т.е. потерявшего власть. Окончательная победа над ним не дремлет: «Бог мира», по слову апостола, «сокрушит сатану вскоре» ( Рим.16:20 ). Она совершится над ним и над его клевретами тогда, когда истребится и последний враг – смерть ( 1Кор.15:26 ), в тот, следовательно, день, в который закончится существование Церкви воинствующей и начнется существование Церкви торжествующей – Царства славы. К этому моменту все враги Мессии и Господа сил, и оставшиеся в живых, и восставшие из мертвых для «смерти второй» ( Апок.20:14 ), сознают себя побежденными; земля обширная наполнена будет их трупами (исполнит падения). Сыну Человеческому, Мессии-Иисусу, Который явится тогда «с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ), «в славе Отца Своего» ( Мк.8:38 ), останется воздать возмездие благочестивым и нечестивым ( Мф.25:34,41 ). Пс.109:7 От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу. По-видимому, о маловажном случае в жизни Мессии-Иисуса здесь упоминается, именно, о том, как Он, идя на страдания в Гефсиманский сад, чрез поток Кедрон, от потока на пути пиет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Прозябший Ааронов жезл (Чис 17:8), камень без рук отторгнувшийся от горы, виденный Навуходоносором во сне, истолкованном пророком Даниилом (Дан 2:31—45), затворенные врата, виденные пророком Иезекиилем (Иез 44:1—4), и многое другое в Ветхом Завете прообразовало рождение Девою. Подобно тому, как Адам был сотворён Словом Божиим из необделанной и девственной земли, так и Себе Слово Божие создало плоть от девственной утробы, когда Сын Божий сделался новым Адамом, чтобы исправить грехопадение первого Адама (Св. Ириней Лионский, кн. III). Отвергать бессеменное рождение Христа могут и могли лишь отвергающие Евангелие, а Христова Церковь искони исповедует Христа «воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы». Но рождение Бога от Приснодевы явилось камнем преткновения для тех людей, которые желали называться христианами, но не желали смириться умом и ревновать о чистоте жизни. Чистая жизнь Марии явилась укором для тех, которые нечисты и в своих помыслах. Чтобы показаться христианами, они не смели отрицать, что Христос родился от Девы, но стали утверждать, что Мария оставалась Девою лишь «дондеже роди сына Своего первенца... Иисуса» (Мф. 1:25). «После рождения Иисуса», — говорил в IV веке лжеучитель Гелвидий, а также многие до и после него, — «Мария вступила в супружескую жизнь с Иосифом и имела от него детей, именуемых в Евангелии братьями и сестрами Христа». Но слово «дондеже» не означает, что Мария оставалась Девою лишь до известного времени. Слово «дондеже» и ему подобные часто означают вечность. В Священном Писании говорится о Христе: «Возсияет во днех Его правда и множество мира, дондеже отымется луна» (Пс. 71:7), но это не означает, что когда не станет луны при кончине света, не станет правды Божией; тогда-то именно она восторжествует. Или что значит сказанное: «подобает Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима» ? (1 Кор. 15:25; Пс 109:1). Неужели Господь имеет царствовати лишь столько времени, пока враги Его не будут под ногами Его! И Давид в четвёртом псалме степеней говорит: «яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны» (Пс. 122:2). Итак, пророк будет иметь очи ко Господу до тех пор, пока не испросит милости, а испросивши милость, обратит на землю? (Блаж. Иероним. О Приснодевстве Блаженной Марии). Спаситель в Евангелии говорит апостолам: «Се аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20). Итак, по скончании века Господь отступит от учеников Своих, и тогда, когда они на двенадцати престолах будут судить двенадцать колен израильских, они не будут иметь обещанного общения с Господом? (Блаж. Иероним. Там же).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3271...

Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам. Вся, елика имать Отец, Моя суть: сего ради рех, яко от Моего приимет, и возвестит вам» ( Ин.16:12–15 ). 33. Из этих таинственных слов научаемся, что, после того как Иисус многому научил учеников Своих, Он сказал им: «Еще много имам глаголати вам», ибо слово это «еще много имам глаголати вам» обращается не к новым каким-либо ученикам, еще вовсе не имевшим благодати Божией, а к тем, которые, быв слушателями слов Его, не постигли еще всего. Ибо, передав им все, что они могли вместить, Он отложил на будущее время то, чего они не могли познать без научения Духа Святого, поскольку прежде наступления страданий Господних не был дан людям Дух Святой, по слову евангелиста: «Не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен» ( Ин.7:39 ). Говоря о прославлении, евангелист разумеет смерть, которую Иисус Христос вкусил за всех. Поэтому, по Воскресении явившись ученикам Своим и дунув в лице их, Он сказал: «Приимите Дух Свят» ( Ин.20:22 ), и еще: «Приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы» ( Деян.1:8 ). Когда Он приходит в сердца верующих, то они исполняются слов премудрости и ведения и, сделавшись таким образом духовными, принимают учение Духа Святого, которое могло бы их наставить на всякую истину. И так как не наступил еще час, когда им подобало исполниться Духа Святого, то, сказав: «Еще много имам глаголати вам», присоединил затем: «но не можете носити ныне» ( Ин.16:12 ). Ибо, еще служа прообразу закона и тени и образам, они не могли видеть истину (тень которой представлял закон) и воспринимать духовное. " Егда же, – говорит, – приидет Он, т.е. Утешитель, Дух истины, наставит вы на всяку истину», Своим учением и наставлением перенося вас от смерти буквы к духу животворящему, в котором одном положена вся истина Писания. Итак, Сам Дух истины, вошедши в чистый и простой ум, запечатлеет в вас ведение истины и, всегда присоединяя новое к древнему, наставит вас на всякую истину. 36. Поэтому, когда читаем в Писании: «Рече Господь Господеви моему» ( Пс.109:1 ) – и в другом месте: «Рече Бог: да будет свет» ( Быт.1:3 ) – и другие подобные этим выражения, мы должны понимать их достойно Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

2:6-45), и как будет совершаться до времени Страшного суда Христова (Дан. 7:9-27) с теми, которые окажутся также враждебными Сыну Божию. Сокрушит Он и главу диавола, главнейшего виновника восстания царей и народов против Него и Сына Его. Начало победы над ним уже положено твердое. Апостолы с радостию заявили своему Учителю: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем». И Спаситель, находясь еще на земле, сказал: «Видех сатану, яко молнию с небесе спадша» (Лк. 10:17-18), т.е. потерявшего власть. Окончательная победа над ним не дремлет: «Бог мира», по слову апостола, «сокрушит сатану вскоре» (Рим. 16.20). Она совершится над ним и над его клевретами тогда, когда истребится и последний враг – смерть (1 Кор. 15:26), в тот, следовательно, день, в который закончится существование Церкви воинствующей и начнется существование Церкви торжествующей – Царства славы. К этому моменту все враги Мессии и Господа сил, и оставшиеся в живых, и восставшие из мертвых для «смерти второй» (Апок. 20:14), сознают себя побежденными; земля обширная наполнена будет их трупами (исполнит падения). Сыну Человеческому, Мессии-Иисусу, Который явится тогда «с силою и славою великою» (Мф. 24:30), «в славе Отца Своего» (Мк. 8:38), останется воздать возмездие благочестивым и нечестивым (Мф. 25:34,41). Пс.109:7 От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу.    По-видимому, о маловажном случае в жизни Мессии-Иисуса здесь упоминается, именно, о том, как Он, идя на страдания в Гефсиманский сад, чрез поток Кедрон, от потока на пути пиет. Хотя редко, но и в Евангелиях упоминаются подобные случаи, особенно тогда, когда они подают повод Иисусу Христу предложить народу высокое учение о духовной жизни. Таков случай, подавший Господу Иисусу Христу повод к беседе с самарянской женщиной о воде живой (Ин. 4:7-30). Таков же и этот псаломский случай, в котором, говорит св. Иоанн Златоуст, «пророк указывает на скромный образ жизни Христа, на то, что Он совершал дела Свои без всякой пышности, проводя жизнь самую простую, столь простую, что даже пил из потока» с 295—296].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

6) Феодорит ч. 3, стр. 259; в толк. Пс.109:4 : «Клятся Господь и не раскается: Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседекову. Вполне истолковал сие божественный апостол в послании к евреям, и доказал нескончаемость сего первосвященства тем, что священство левитское не с клятвою прияло обетования, а сие подтверждено клятвою. И посему присовокуплено: и не раскается; потому что Бог всяческих неоднократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил и отменил; так царство иудейское возставил и разрушил, так попускал быть царствам ассирийскому, вавилонскому и македонскому, и повелевал сокрушаться. Благоволив же, чтобы священство сие было вечным, как сказано, поклялся, что не раскается». 7) Его же, ч. 6. стр. 246–247: «И от жерцев и от левитов не погибнет муж от лица Моего, приносяй всесожжения и дар, и творя жертвы по вся дни. И мы видим исполнение сего пророчества. Как скоро, по Божию обетованию, дан был новый завет, дало также и священство по чину Мелхиседекову, и сподобившиеся сего священства непрестанно приносят Богу жертву словесную. Потом сказует Бог, что, как невозможно дню сделаться ночью, и ночи сделаться днем, так невозможно разориться царству Давидову. И сего пророчества исполнение явно; потому что от Давида сущий по плоти Христос не долу имеет престол, но всем правит, совосседая со Отцом. То же самое сказует и о священниках и левитах, а именно, что род их уподобится силе небесной и песку морскому. И сказанное подтверждают сами дела, потому что вся земля и море полны архиереев и диаконов, исполняющих левитское служение». 8) Епифаний Кипрский , ч. 1, стр. 204–207: «Престол Давыдов и царское седалище есть священство во святой церкви; сие то царское и первосвященническое достоинство, соединив во едино, Господь даровал святой Своей церкви, перенеся в нее престол Давидов, не престающий пребывать во век... Водружается же престол в святой Божией церкви во веки, имея достоинство по двоякому праву. И царскому и первосвященническому... Ибо пребывает престол Его, царствию Его не будет конца, воссядет на престоле Давида, преставив царство Давидово, и вместе с первосвященством даровав его слугам Своим, то есть архиереям вселенской церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Пророк говорит так, выражая, что Бог восстает и не во гневе; например, когда он говорит: «Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой!» ( Пс.3:8 ). Когда ты слышишь: «восстань», то не разумей ничего телесного. Как сидение в отношении к Богу не означает ничего телес­ного, так и это. «Господь..., говорит Псалмопевец, будет восседать... царем вовек» ( Пс.28:10 ). Что же именно означается здесь сидением? Твердость, неподвижность, неизменность естества, постоянство, как выразил он и самим противоположением, потому что, сказав: «Ты, Господи, высок во веки, он присовокупил: чтобы исчезнуть на веки» ( Пс.91:8–9 ). Как сидение у Бога не есть телесное, так и восстание: первым означается постоянство, а послед­ним сила, наказующая и сокрушающая. Впрочем, оно иногда означает еще судебную власть; например, когда он говорит: «Ты воссел на престоле, Судия праведный» ( Пс.9:5 ), и Даниил: «поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями» ( Дан.7:9 ). Означает еще цар­скую власть; например, когда он говорит: «престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего» ( Пс.44:7 ). Поэтому и выражение: «седи одесную Меня» ( Пс.109:1 ) означает равенство чести. Что значит: «во гневе Твоем»? И это также должно разуметь богоприлично. Гнев Божий не есть страсть, но означает наказание и мучение. «Подвигнись против неистовства врагов моих» ( Пс.7:7 ). Другой переводчик (Феодотион) говорит: во гневе на ( ν θυμο π) врагов твоих; третий (Симмах): в ярости огорчающих меня ( ν νολψ τν θλιβντων με); четвертый (Акила): в негодовании связующих ( ν νυπερεσαις γδεσγτωγ); в еврейском: в концах (вевароф). Смотри, как и здесь пророк не мстит за себя самого, а говорит о славе Божией. Не сказал просто: накажи врагов моих, или врагов твоих, но: «восстань». Но как может вознестись Высокий? Тот, который всегда есть Высочайший? Высота естества Его не умень­шается и не увеличивается; Он совершен и вседоволен и всегда пребывает одним и тем же. Как же и каким образом Он возносится? Он возносится в душах многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

( III Всел. 1 , 4 ; Карф. 109 , 110 , 112 – 116 ).   В Пидалионе они находятся под 120–127; в Книге правил 123–130 прав., в Кормчей последнего правила нет, а семь остальных правил находятся под числами 110–116. Правило 114 (128) Такожде определено относительно изречения святого Иоанна апостола: аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас ( 1Ин. 1:8 ). Кто должным возмнит разумети сие тако, яко речет: смиренномудрия ради не подобает глаголати, яко греха не имамы, а не ради того, яко истинно тако есть: тот да будет анафема. Ибо апостол продолжает и прилагает следующее: аще же исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша, и очистит нас от всякия неправды ( 1Иоан. 1:9 ). Здесь весьма ясно показано, что сие говорится не по смиренномудрию токмо, но по истине. Ибо апостол мог бы рещи: аще речем, не имамы греха, себе возносим, и смирения несть в нас, но когда рек: себе прельщаем, и истины несть в нас: тогда ясно показал, что глаголящий о себе, яко не имеет греха, не истинствует, но лжет.   ( III Всел. 1 , 4 ; Карф. 109113 , 115 , 116 ).   Правило 115 (129) Определено и сие: аще кто речет, яко святые, в молитве Господней, остави нам долги наша ( Мф. 6:12 ), не о себе глаголют, поскольку им уже не нужно сие прошение, но о других грешных, находящихся в народе их, и яко не глаголет каждый из святых особо, остави мне долги моя, но остави нам долги наша, так чтобы сие прошение праведника разумелось о других паче, нежели о нем самом: таковый да будет анафема. Свят и праведен был Иаков апостол, когда рек: много бо согрешаем вси ( Иак. 8:2 ). Ибо для чего приложено сие слово: вси, аще не ради того, чтобы мысль сия согласна была со псалмом, в котором читается: не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый ( Пс. 142:2 ). И в молитве премудрого Соломона: несть человек, иже не согреши ( 3Цар. 8:46 ): и в книге святого Иова: в руце всякого человека знаменает, да познает всяк человек немощь свою ( Иов. 37:7 ). Посему такожде и святый и праведный Даниил пророк, в молитве, множественно глаголал: согрешихом, беззаконновахом ( Дан. 9:5 ), и прочее, что он там смиренномудренно и истинно исповедует. Дабы не подумали, как некоторые разумеют, яко он глаголет не о своих, но паче о грехах людей своих: то он по сем рек, яко молихся и исповедах грехи моя, и грехи людей моих Господу Богу моему ( Дан. 9:2 ). Не хотел рещи, грехи наша, но рек: грехи людей своих, и грехи свои: поскольку пророк как бы провидел, что явятся таковые люди, худо разумеющие сие.  

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

• Лукиан Самосатский (160 г.) пишет, что «они (христиане) обожают своего распятого мудреца и живут по Его закону» 21 и что Он «был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ (христианство) (О смерти Перегрина)» 22 . В свете этих фактов очевидно, что вера в то, что Иисус есть воплотившийся Бог и Сын Божий, принявший на Себя распятие и смерть ради спасения человечества, есть исконная вера христиан, идущая от самих Апостолов и очевидцев Христа. И утверждения мусульман о том, что это появилось в III–IV веках, несостоятельны и противоречат исторической истине. Второй, ещё более важной причиной являются ветхозаветные пророчества о Божестве, страданиях и смерти Мессии (Христа, по-гречески). Всё, что здесь будет перечислено, написано задолго до Рождества Христова это бесспорно и исключает возможность «пророчества задним числом» Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня ( Пс.109:1 ). Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него ( Пс.2:7,12 ). Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал 23 Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости ( Пс.44:7–8 ). Сей есть Бог наш, и никто Другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и Даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми ( Вар.3:36–38 ). Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ). Само событие: предан смерти будет Христос ( Дан.9:26 ) и цель его (искупление): Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились ( Ис.53:4–5 ). Ничто другое не предречено в Ветхом Завете так документально и точно, как эта Жертва.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Иисус и не пытался опровергать эти нелепые и путаные обвинения. Молчание Христа раздражало Каиафу, и он решил вынудить у Господа такое признание, которое дало бы повод осудить Его на смерть, как богохульника. По судебным обычаям того времени, он обратился к Господу с формально поставленным вопросом: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос – Сын Божий»? ( Мф.26:63 ) Это судебная формула заклинания требовала, чтобы обвиняемый непременно ответил сущую правду, призывая Бога во свидетели. На такой прямо поставленный, да еще под заклятием вопрос, Господь не мог не ответить. Не скрывая более Своего Мессианского и Божественного достоинства, Христос ответил: «Ты сказал»! ( Мф.26:64 ) то есть: «Да, ты верно сказал, что Я – обещанный Мессия, и прибавил: «Отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных». Здесь ссылка на 109-ый псалом и на видение пророка Даниила. В указанном псалме Мессия изображается сидящим одесную Бога. Пророк же Даниил видел Мессию в образе Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных. (В псалме 109-ом написано: «Сказал Господь [Бог Отец] Господу моему [Мессии]: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих... из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:1, 3 ). Описание пророка Даниила: «Видел я в ночных видениях: Вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится» ( Дан. 7:13–14 ). Этими ссылками на Священное Писание Господь подтвердил, что Он обещанный пророками Мессия и Сын Божий. Тогда первосвященник разодрал свои одежды и воскликнул: «Он богохульствует». Раздирание одежды у иудеев выражало сильную скорбь или негодование. Первосвященнику запрещалось раздирать свою одежду. Этим драматическим жестом Каиафа хотел подчеркнуть, что он настолько возмущен заявлением Христа, что даже забыл про существующее запрещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010