Для изображения Его лица пророки берут черты со своих прославленных царей и священников, но возвышают их до выше человеческих свойств, и описывают Его время в противоположности с тем, что видели они вокруг себя, т. е. с теми несовершенствами, какими полна обычная человеческая жизнь. Это – сын Давидов или новый Давид и новый Соломон. Но Он царствует, как никто никогда не царствовал – не внешней, а внутренней силой – в умах и сердцах людей: Он владычествует над народами не для целей земных, а для истины и правды, которой Он преисполнен Сам и которая есть источник благословения для всех народов, и не на время, а на веке ( Пс.44,71 ) 236 . Царство ваше Его в противоположность всему, что было дотоле в истории народов, будет владычеством мира, потому что Сам Он есть мир или воплощение мира ( Мих.5:5 ). Это – священник или первосвященник ( Пс.109:4 ; Зах.3:8,9 ), но не затем явившийся, чтобы приносить обычные жертвы и возлияния, а чтобы уничтожить их ( Дан.9:27 ), и не для того, чтобы от народа принимать дары за свою службу, но чтобы всем сообщить право священства. Это – пророк, который на всех излиет дары пророчества и боговедения ( Иоил. 2:28 ). Это – особая отрасль на земле ( Зах.3:8 ), чудный Сын человеческий ( Дан.7:13,14 ) 237 , желаемый всеми народами ( Агг. 2:7 ), которому дана навеки власть над человеческим миром, особый Ангел завета (нового), который очистит и претворит сердца людей, как огонь расправляет и очищает металлы ( Мал.3:1–3 ), тот Ангел лица Иеговы ( Ис.63:9 ), который называется Господом от Господа с неба ( Быт.19:24 ), чудное Лице с божественными чертами 238 . Это – ближний Иеговы ( Зах.13:7 ; Иер.30:21 ), Сын Его и наместник, представитель силы и царства Его на земле ( Пс.2,88,109 ). Все высокие черты нравственного служения царей и священников в Нем одном сливаются и принимают характер не только идеальный, но и выше естественный. Еще более необычайным и таинственным представляется лицо Мессии, когда Он, как это мы видим в некоторых пророчествах, изображается страждущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Ст. 19–20. Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии – матери своей (иной прием имела она у мужа своего Давида ( 3Цар.1:16 )); сидение по правую руку царя – знак равенства ( Пс.109:1 ); (И. Флав. Иудейские Древн. VI, 11, 9). Важное значение царицы – матери царствующего государя, называвшейся: гебира, владычица ( 3Цар.15:13 ), в древнееврейском царстве видно уже из постоянных библейских указаний имени матери каждого царя ( 3Цар.14:21,15:2 ); подобное значение принадлежит теперь султанше – матери правящего султана – в Турецкой империи. Ходатайство свое за Адонию Вирсавия называет «небольшою просьбою», видимо, не представляя себе политической важности нового замысла Адонии. Ст. 22. Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический заговор с участием Авиафара и Иоава ( 3Цар.1:7 ). Конец ст. 22 с евр. т. дает такую мысль: «проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и Иоаву». Напротив LXX: κα ατ Αβιαθαρ κα ατ Ιωαβ ταρος; Vulg.: et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав.: «и ему Авиафар... и Иоав... друг» (так и русск. синод.). Евр. текст имеет видимое преимущество пред переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова ( ταρος, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева. Ст. 23. Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь ( 3Цар.1:52 ), Соломон клянется (формула клятвы – обычная в Ветхом Завете, ( Руф.1:17 ; 1Цар.3:17,14:44,20:13 ) и др.), что Адония должен погибнуть. Ст. 24. «Устроивший (Иегова) мне дом»: династия Давида прочно утвердилась на престоле в лице Соломона и с него ( 2Цар.7:12–29 ). Ст. 25. Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (ст. 46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев ( 3Цар.1:38 ), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте ( Быт.37:36 ) и Вавилонии ( 4Цар.25:8 ; Дан.2:14 ). О самом убийстве Соломоном брата блаженный Феодорит говорит: «различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Предуказываются в псалмах и последовавшие за крестной смертью события, а именно: сошествие Его во ад (15, 10; 29, 4; 67, 5; 87, 6, 16; 106, 16), воскресение (15, 8–10; 11, 6), вознесение на небо и седение одесную Бога, дабы покорить под ноги Себе врагов Своих (Пс 23, 7; 109, 1).   в) После времен Давида среди народа израильского сияло, подобно светильнику, слово пророческое (2 Пет 1, 19). Предсказания пророков ο Мессии, ο Христовых страстях и ο славах, яже по сих (1 Пет 1, 10–11), многочисленны и разнообразны. О лице Мессии пророки, подобно псалмопевцам, возвещали, что Он будет Бог и человек. Так, пр. Исаия усвояет Мессии наименование Еммануил (7, 14), что, по объяснению Евангелиста, значит с нами Бог (Мф 1, 23). Он же говорит ο Мессии: нарицается ими Его велика совета Ангел, ден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века (Ис 9, 6), Бог и Господь (40, 8, 10). Пр. Иеремия свидетельствует: сие имя Ему (Мессии), имже нарекут Его: Господь (Jehovah) праведен наш (Господь — оправдание наше; 23, 6; 33, 16; сн. Мал 3, 1; Вар 3, 36–38). Что Мессия будет и человеком, это предполагается предсказаниями пророков ο месте и способе рождения Мессии от Девы и ο различных обстоятельствах Его жизни. Особенно знаменательно наименование Его у пр. Даниила Сыном человеческим, какое так часто прилагал к Себе явившийся Мессия (Дан 7, 13–14). Служение Мессии пророки, согласно более ранним обетованиям и пророчествам, изображают трояким: пророческим, первосвященническим и царским, но в более подробных чертах. Явление Мессии, как пророка и пророка всемирного, яснее других предсказали великие пророки Исаия и Иеремия. Пр. Исаия свидетельствует от лица Мессии, что Его пришествие будет иметь целью благовестие: Дух Господень на Мне, Егоже ради (ο νεκεν — можно передать и так: ради чего, почему) помаза (т. е. Господь) Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно, и день воздаяния (в рус. Библии — день мщения Бога нашего), утешити вся плачущия (61, 1–2; сн. Лк 4, 13–22). Всемирное значение пророческого служения Мессии особенно выразительно раскрывается в пророчестве Исаии ο явлении и возвышении горы Господней (2, 2–4; сн. Мих 4, 1. 5). По предсказанию пр. Иеремии, Мессия-пророк возвестит людям именно новый закон, отличный от данного чрез Моисея, а не возобновит только древний, Моисеев: се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю (заключу) дому Израилеву и дому Иудину завет нов, — не по завету, егоже завещах отцем их, в день, воньже емшу Ми за руку их, извести я от земли египетския; яко тии не пребыша в завете Моем и Аз небрегох их, глаголет Господь (31, 31–35; сн. 32, 37–40; Евр 8, 6–13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Показав из Писания величие Иисуса Христа, как истинного Бога, Творца и преобразователя мира, Апостол еще приводит место из псалма, в котором изображается прославление человечества Его по воскресении из мертвых и вознесении на небо. Кому же от Ангел рече когда: седи одесную Мене, Дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Евр.1:13 ; Пс.109:1 )? Это седение одесную Бога есть слава Божественная, не принадлежащая никому из Ангелов. Иисус Христос, как Богочеловек, пребывая в сей славе, ходатайствует о людях, как учит Апостол: един есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех ( 1Тим.2:5–6 ). Христос Иисус умерый, паче же и воскресши, иже и ест одесную Бога, иже и ходатайствует о нас ( Рим.8:34 ). И за тем Апостол показывает отношение Ангелов к Иисусу Христу, и Господа Иисуса к Ангелам, в Его благодатном царстве, говоря: Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение ( Евр.1:14 )? Апостол говорит, что все Ангелы суть «служебные духи», и не только на небесах служат Господу Саваофу ( Ис.6:2–3 ; Дан.7:10 ), но и Господу Иисусу Христу, в Его благодатном царстве, на земле: «они посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Итак, раскрытое чтение из Апостола преподает нам следующее учение об Иисусе Христе: Он есть истинный Сын Бога Отца, предвечно от Него рожденный (ст. 2, 5), Сияние славы и образ Ипостаси Его (ст. 3), то-есть имеющий все Божеские совершенства Его. Он сотворил небо и землю (ст. 10), и всесильною Своею волею все содержит в бытии и всем управляет (ст. 3). Он, восприняв естество человеческое, как человек, самого Себя принес в жертву за наши грехи, или совершил Собою очищение грехов наших (ст. 3). За претерпение смерти, Он увенчан славою и честию (гл. 2, ст. 9), и воссел одесную престола Божеского величия (ст. 3, 9, 13). Ему, как Богочеловеку, дана власть на небеси и на земли, и царство Его есть царство вечное, царство правды (ст. 8); потому что Он любит правду и ненавидит беззаконие, как всеправедный и всесвятый (ст. 9). Все, как сотворенное, небо и земля обветшают, и Он, как всесильный и премудрый Бог, всему даст новый вид, – все изменится; а Сам Он вечно есть и пребудет Тот же (ст. 11, 12). Ему, Богочеловеку и Спасителю мира, покланяются все Ангелы Божии со дня явления Его в мире (ст. 6); Ему служат они, как духи и пламенеющий огнь (ст. 7); Ему служат они и посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (ст. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Сын Человеческий (евр. бен-адам , арам. бар-енаш ) – словосочетание, часто употребляемое в Ветхом Завете как синоним человека ( Пс.79:18 ). Оно обозначает члена человеческого рода («сын Адама») и подчеркивает преходящесть человека, его слабость, незначительность перед Богом ( Ис.51:12 ; Иов.25:6 ; Пс.10:4 ; Иез.2:1,3 и др.), но одновременно – величие как следствие Божией благости, поставившей его венцом всего творения ( Пс.106:8 ; Притч.8:31 ; Пс.8:5 ). В Книге пророка Даниила (ок. 164 до н.э.) значение имени Сын Человеческий существенно изменяется и оно впервые становится синонимом Мессии, приход Которого полагает конец последовательной смене владычества на земле четырех всемирно-исторических царств (вавилонского, персидского, мидийского и греческого, – возможны и иные отождествления), символизируемых четырьмя фантастическими гербовыми зверями ( Дан.7:1–8 ). «Видел я… вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями, и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан.7:13-14 ). Посланничество этого таинственного Сына Человеческого – не продолжение деятельности земных царей, и Его человеческий облик указывает на отличие Мессианского Царства от «звериных» политических империй. Он возглавит эсхатологическое царство, духовное и трансцендентное. В памятниках позднейшей иудейской апокалиптики (Книга Еноха) образ Сына Человеческого дополняется новыми чертами, однако нет речи о его земном происхождении и страданиях. В Евангелиях «Сын Человеческий» – регулярное самоназвание Иисуса Христа. Во время суда, на вопрос первосвященника: «Ты ли Мессия (Христос), Сын Благословенного?» – Иисус отвечает утвердительно, отождествляя Себя с Сыном Человеческим, сидящим одесную (по правую сторону) Бога ( Пс.109:1 ) и шествующим с облаками небесными ( Мк.14:61–62 ; см. Дан.7:13 ). Устраняя идею о земном Мессии-воителе, Христос говорит о Себе как о Сыне Божием. За это утверждение Он был осужден как богохульник. Более того, Христос придает названию Сын Человеческий и содержание, не предусмотренное апокалиптической традицией. Он пришел осуществить в Своей земной жизни призвание Раба-Отрока Яхве, отвергнутого и убитого, чтобы в конце быть прославленным и спасти многих ( Ис.52:13–53:12 ; Мк.8:31 ; Мф.17:9, 20:18, 26:2,24 и др.). Таким образом, для общего определения Своего служения Иисус предпочел имя Сын Человеческий имени Мессия (Христос) (см. Мк.8:29–30 ), которое было чрезмерно связано с земными, национально-политическими надеждами иудеев. В остальных писаниях Нового Завета выражение Сын Человеческий встречается редко (около десяти раз), а из письменности и культа христианских общин исчезает рано и навсегда, что связано, вероятно, с его табуированностью в качестве самоназвания Иисуса Христа (аналогично имени Яхве , – см.).

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskiy-ruba...

Пророки, изобразив всю земную жизнь Иисуса Христа, не преминули сказать и о Его вознесении на небо. Так, говорит пророк Давид: Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя ( Пс.56:6 )! Возмите врата князя ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы ( Пс.23:7 ). Замечательно, что евреи и до днесь с особой торжественностью воспевают в Синагоге чудесное вознесение Мессии, говоря: «ингоре мале» – Он вознесется на небо, – «весиато дишмае – и будет достигать высочайших небес», и, как-бы видя самое восхождение Мессии на небо, восклицают: «писхи-ли шаре цедек» – отверзетися врата небесная; да внидет Царь славы. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ( Пс.46:6 ), – Сн. Дан.7:13 и 14. Зах.13 и 14). О сем и сам И. Христос предсказал: узрите Сына человеческаго восходяща, идеже бе прежде ( Ин.6:62 ), и, согласно предсказании, Он, в сороковой день по воскресении Своем, вознесся на небо, и сел, по словам пророка Давида, одесную Отца: Седи одесную Меня, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Или, как о сем говорится в Новом Завете: Господь же, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ). И Апостол Павел говорит о Христе: Он едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога ( Евр.10:12 ). После вознесения Христова св. Апостолы, исполненные Духа Божия, нисшедшего на них в Пятидесятницу в виде огненных языков, продолжали проповедывать Божественность своего учителя, что Он есть истинный Мессия, обещанный человеческому роду. Бесчисленные чудеса сопровождали проповедь их, подтверждая то, что Апостолы возвещали. Так, хромой от рождения, имевший более 40 лет, исцелен во имя Иисуса Христа в виду всего народа. Одна тень Апостола Петра возвращала здоровье многим больным, которых полагали при пути, где ему должно было проходить. В две проповеди этого Апостола, восемь тысяч иудеев, как в Иерусалиме живших, так и пришедших туда из всех стран света, обратились ко Христу, и, оплакивая страшный свой грех – Христоубийство, возродились в спасительных водах крещения, веруя во имя Того, Которого они распяли пред этим за два месяца. На одном этом не остановилось дело Христово. Число исповедников Христа умножалось с каждым днем. Сам Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви ( Деян.2:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

(20:41–44) Принудив Своих противников к воздержанию от дальнейших вопросов, Иисус предлагает им самим ответить на вопрос о Мессии в связи с толкованием трудного места Писания (Пс 109:1). Вопрос Как говорят, что Христос есть Сын Давидов? может быть понят различно: 1) как риторический вопрос, то есть отрицание того, что Христос — Сын (то есть потомок) Давида; 2) как призыв к слушающим понять, каким образом или в каком смысле Христос одновременно является и Сыном Давида, и его Господом; 3) как утверждение, что Сын Давидов есть не обязательно тот, кто происходит от Давида по плоти, но Царь Израилев, во всем угодный Богу — эсхатологический идеал, прообразом которого выступает Давид; 4) если выражение Сын Давидов неточно характеризует Мессию, не направлен ли вопрос на то, чтобы обнаружить истинный мессианский титул — Сын Божий (или Сын Человеческий, как в Дан 7:13)? У нас нет никаких фактов, которые свидетельствовали бы о том, что происхождение Иисуса от Давида подвергалось сомнению Его противниками или что ранняя Церковь о нем не знала. Более того, идея происхождения Мессии от Давида настолько глубоко укоренена в ВЗ (2 Цар 7; Пс 88:20–38; Ис 9:2–7; 11:1–9; Иер 23:5–6; 33:14–18; Иез 34:23–24; 37:24) и в иудейской традиции, что невозможно представить себе, чтобы Сам Иисус или Церковь в период составления Евангелий отрицали это. При этом утрачивали бы смысл и родословия Иисуса, приведенные в Мф 1:1–17 и Лк 3:23–38. Таким образом, вопрос не означает отрицания происхождения Христа от Давида в буквальном смысле 131 . Даубе 132 обратил внимание на то, что вопрос о противоречии между двумя утверждениями Писания, который разрешается объяснением того, каким образом каждое утверждение справедливо в своем контексте, весьма типичен для раввинистических дискуссий. Такой ответ, разрешающий недоумение, мы обнаруживаем в заключительном отрывке второй речи апостола Петра в Деян 2:30–36: Бог с клятвою обещал ему [Давиду] от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти…Давид не восшел на небеса, но сам говорит (далее Апостол цитирует обсуждаемый отрывок Пс 109:1). Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Христология этого отрывка соединяет учение о человечестве Христа, Который происходит от Давида, так как Бог верен Своему обещанию, и о Его прославлении через воскресение из мертвых, вследствие чего Его Бог соделал Господом всех, в том числе и Его предка Давида.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

В знаменательном совпадении смерти и воскресения Господа Иисуса Христа с праздником ветхозаветной Пасхи следует видеть Божие указание на глубокую внутреннюю связь между этими двумя событиями, о чем обстоятельно пишет св. ап. Павел в своем послании к Евреям. Сопоставим здесь параллельно события обеих Пасх. Ветхозаветная Пасха Новозаветная Пасха Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью ( Исх. 12 ).         Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства ( Исх. 14:22 ).         Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение союза (завета) с Богом ( Исх. 19 ).         Вкушение чудесно посылаемой Богом манны ( Исх. 16:14 ). 40-летнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога.         Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей ( Чис. 21:9 ).         Вступление евреев в обещанную их отцам землю ( Нав. 4 ). Из этого сопоставления пасхальных событий мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: «Пасха наша, Христос, закланный за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Пророчества о Воскресении Христовом О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди них надо упомянуть те, которые предсказывали, что Мессия будет не только человек, но и Бог , и следовательно, будет бессмертным по Своему божескому естеству. Смотри, например: Псалмы 2-й, 44-й и 109-й, Ис. 9:6 , Иер. 23:5 , Мих. 5:2 , Мал. 3:1 . О воскресении Мессии также косвенно свидетельствуют пророчества, говорящие о Его вечном Царстве , например: Быт. 49:10 , 2Цар. 7:13 , Пс. 2 , Пс. 131:11 , Иез., Дан. 7:13 , – потому что, вечное духовное Царство предполагает бессмертного Царя. Среди прямых предсказаний о воскресении Христа самым ясным является пророчество Исаии , занимающее всю 53-ю главу его книги. Пророк Исаия, который жил более 700 лет до Р. Хр., описав страдания Христа с такими подробностями, будто он стоял у самого подножия креста, заканчивает свое повествование следующими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Наконец ветхозаветные пророки Самуил, Давид, Соломон, Даниил, Иоиль и Сам Христос Спаситель и апостолы предсказали, что воплотившийся Сын Божий, на Котором со всей ясностью и неукоснительной точностью исполнились ветхозаветные пророчества о Его первом пришествии на землю и открытом и униженном служении дела спасения человеческого рода, о Его смерти, воскресении, вознесении на небеса и последующем духовном царствовании над миром, снова во второй раз придёт на землю в Своём прославленном теле с силой и славой многой для окончательного страшного суда над миром, потребовать у людей отчёта в том, как они воспользовались евангельскою проповедью и плодами искупительных заслуг Христа Спасителя, то есть благодатными дарами, необходимыми для нашего спасения ( 1Пар.16:33 ; Пс.9:7–8,49:1–6,95:13,97:9,109:5–6 ; Еккл.13:17 ; Ис.1:27–28,2:10–21 ; Дан.7:10 ; Иоил.2:30,3:13–17 ; Мф.11:21–24,16:27,24:30–31,25:31–46 ; Лк.10:12–14 ; Ин.5:25–29 ; Деян,17:31; Рим.14:10 ; 2Кор.5:10 ; 2Фес.4:16–17 ; Евр.9:27 ). Второе пришествие Христа Спасителя на землю по обстоятельствам, при которых оно произойдёт, будет совершенно отлично от первого Его пришествия. Первое пришествие Сына Божия на землю не предварялось никакими особыми чрезвычайными явлениями в видимой природе, кроме звезды на востоке, которую заметили волхвы. В первое Своё пришествие на землю Христос родился по плоти от Пресвятой Девы Марии, по наитию Св. Духа, младенцем; возрастал, как человек, по законам человеческой природы, ел, пил, чувствовал усталость, спал, скорбел и даже плакал; словом, в первое Своё по плоти пришествие на землю Христос Спаситель явился в самоуниженном смиренном человеческом образе раба и жил на земле тридцать три года с половиной. Второе пришествие Сына Божия на землю будет предварено особыми чрезвычайными явлениями, как в человеческом роде, так и в видимой природе. Люди будут переживать такую невыносимо тяжёлую скорбь, какой не было от начала мира... и не будет. После скорби дней тех солнце померкнет и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В армянском обряде Б. п. считаются 8-м отделом Псалтири. Согласно реконструкции Г. Винклер ( Winkler. P. 500-505), они являлись одним из основных элементов воскресного всенощного бдения кафедрального типа: после «входного псалма» и славословия исполнялась песнь вавилонских отроков (Дан [LXX] 3. 26-45 и 3. 52-88) с припевами, а перед литанией и чтением Евангелия - песни Пресв. Богородицы и прор. Захарии. В западно-сирийском (или сиро-антиохийском) обряде песнь из кн. Второзаконие разделена на 2, в списке Б. п. присутствуют блаженны (к-рые поются на утрене в связи с чтением Евангелия - Mateos. Les matins. P. 64), а также песнь, составленная из стихов Книги пророка Исаии (42. 10-13 и 45. 8) (см. ркп. Brit. Mus. Lib. 14 436, VIII-IX вв., и Add. 17 109, 837-874 гг.- Schneider. P. 49, 272). В богослужении маронитов, к-рое подверглось значительной латинизации, Б. п. рассредоточены по службам суточного круга: 11 поются на полунощнице, 7 - на утрене, по 3 (или по 2) - на малых часах дня (3, 6, 9-м), 4 - на вечерне, 2 - на повечерии. Песнь вавилонских отроков поется на утрене перед хвалитными псалмами; великое славословие на утрене отсутствует ( Mateos. Les matins. P. 55-57). В современном богослужении Коптской Церкви на ночной службе кроме псалмов стихословятся песнь из Исх и песнь вавилонских отроков, причем к песням и псалмам припеваются стихотворные комментарии (psali) ( Taft. P. 255). В Эфиопской Церкви вплоть до наст. времени используется набор из 14 Б. п., зафиксированный уже в Александрийском кодексе Библии (песни из Втор и вавилонских отроков разделены каждая на 2). 1-я часть песни вавилонских отроков (ст. 52-56) поется со специальным припевом на праздничной и великопостной вечерне (wa  zema). Обе части песни вавилонских отроков исполняются 2 хорами перед хвалитными псалмами на праздничной утренней службе (sebhatä nägh), при этом песнь Симеона Богоприимца заменяет будничный Пс 50. То же бывает и на воскресной утренней (предрассветной) службе (mäwäddes). На 3 малых часах дня ежедневно, кроме суббот и воскресений, должны стихословиться по 5 Б.

http://pravenc.ru/text/149135.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010