Возражение 1. Кажется, что Старый Закон не был сообщен через посредство ангелов, а был дан непосредственно Богом. В самом деле, «ангел» означает «посланник» и потому указывает не на господство, а на служение, согласно сказанному [в Писании]: «Благословите Господа, все ангелы Его... служители Его» ( Пс. 102, 20, 21 ). Но о Старом Законе говорится как о данном Господом; так, [в Писании] сказано: «Изрек Бог... слова сии», и далее: «Я – Господь, Бог твой» ( Исх. 20, 1, 2 ). Притом подобного рода выражения часто повторяются и в книге «Исход», и в более поздних книгах Закона. Следовательно, Закон был дан непосредственно Богом. Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «Закон дан чрез Моисея» ( Ин. 1,17 ). Но Моисей получил его непосредственно от Бога, о чем читаем: «Говорил Господь с Моисеем Лицом к лицу (как бы говорил кто с другом своим)» ( Исх. 33, 11 ). Следовательно, Закон был дан непосредственно Богом. Возражение 3 . Далее, как уже было сказано (90, 3), установление закона есть прерогатива правителя. Но в том, что касается спасения души, единым Правителем является Бог, в то время как ангелы, как сказано [в Писании], – это «служебные духи» ( Евр. 1, 14 ). Следовательно, коль скоро Закон определен к спасению души, то не пристало ему быть преподанным через посредство ангелов. Этому противоречит сказанное апостолом о том, что Закон был «преподан через ангелов, рукою Посредника» ( Гал. 3, 19 ). И Стефан сказал: «Вы, которые приняли Закон при служении ангелов» ( Деян. 7, 53 ). Отвечаю: Закон был дан Богом через посредство ангелов. И помимо главной причины, приведенной Дионисием, а именно, что «чрез ангелов даются людям дары Божий» 109 , существует и особая причина, почему именно через их посредство надлежало сообщить нам Старый Закон. В самом деле, уже было сказано (1)о том, что хотя Старый Закон был несовершенен, тем не менее он располагал человека к тому совершенному спасению человечества, которое должно был прийти через Христа. Далее, должно иметь в виду что там, где имеет место упорядоченность в способностях или искусствах, непосредственное руководство совершенными действиями осуществляет тот, кто занимает наивысшее положение, в то время как то, что [только] располагает к окончательному совершенству, производится им через посредство тех, кто ему подчинен. Так, корабел сколачивает доски сам, но готовит он их через посредство подмастерьев, которые помогают ему под его руководством. Поэтому совершенному закону Нового Завета надлежало быть данным нам непосредственно воплощенным Богом, тогда как Старый Закон надлежало дать людям через посредство служителей Бога, то есть ангелов. И именно этим апостол в начале своего послания евреям доказывает превосходство Нового Закона над Старым, а именно тем, что в Новом Завете «Бог... говорил нам в Сыне» ( Евр. 1, 2 ), в то время как в Ветхом Завете слово возвещалось «через ангелов» ( Евр. 2, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

они приходят в необыкновенное смущение, когда проявится каким-либо образом живущий в них грех ( 109, 371 ). В состоянии бесстрастия человек достигает чистой любви и мысль его начинает постоянно пребывать при Боге и в Боге. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 110, 167 ). Слово 2-е о совершенстве преподобного Макария Египетского По благодати и Божественному дару Духа каждый из нас получает спасение; верой же и любовью, при усилиях свободного произволения, может достичь совершенной меры добродетели, чтобы, насколько по благодати, настолько же и по справедливости, наследовать Жизнь Вечную, сподобляясь полного преуспеяния не одной Божественной силой и благодатью без собственных трудов, равно как и достигая совершенной свободы и чистоты не одними своими усилиями без содействия свыше руки Божией; потому что если Господь не созиждет дома и не сохранит города, напрасно бодрствует страж и всуе трудятся строители ( Пс. 126, 1 ). – Что такое воля Божия, восходить к познанию которой апостол призывает и убеждает каждого из нас ( Рим. 12, 2 )? – Совершенное очищение от греха, освобождение от постыдных страстей и приобретение самой высокой добродетели, то есть очищение и освящение сердца, с несомненностью совершаемое причастием совершенного Божия Духа. Ибо сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5, 8 ), и: «...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5, 48 ). И еще сказано: «Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился» ( Пс. 118, 80 ), и еще: «Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои» ( Пс. 118 , б). И на вопрос: «Кто взойдет на гору Господню?» – дан ответ: «Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто» ( Пс. 23, 3–4 ), и этим обозначается совершенное истребление греха и делом, и мыслью. Дух Святой, зная, как трудно избавиться от страстей неявных и тайных и что они как бы укоренены в душе, показывает через Давида, как должно совершаться очищение от них. Ибо сказано: «От тайных моих очисти меня» ( Пс. 18, 13 ), то есть с помощью многих молений, веры и совершенного устремления к Богу, при содействии Духа, это может быть совершено нами, если притом напрягаем к этому силы и всяким хранением блюдем сердце свое.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

   Что касается проклятия, положенного в законе на людей распятых, то оно не безусловно и не «положено на Христа Божия, через Которого Бог спасет всех, сделавших достойное проклятия (гл. 94). Если Отцу всего угодно было, чтобы Его Христос принял на Себя проклятие всех, за весь человеческий род, зная, что Он воскресит Его распятого и умершего, то для чего вы говорите, как о проклятом, о Том, Который по воле Отца захотел претерпеть это? С другой стороны, сказанное в Законе «проклят всякий висящий на дереве» укрепляет надежду нашу, зависящую от распятого Христа, не потому что Бог проклинает этого Распятого, но потому что Бог предсказал, что вы и вам подобные имели сделать, не зная того, что Он есть Сущий прежде всего, вечный священник Бога, Царь и Христос. Это, как вы можете видеть, и исполняется. Ибо вы в своих синагогах проклинаете тех, которые сделались через Него христианами, также и прочие народы приводят в действие самое проклятие, убивая тех, которые только объявят себя христианами» (гл. 95—96).    Распятый Христос пробыл на кресте до вечера, прообразом чего был Моисей, державший свои руки распростертыми до вечера. «К вечеру погребли Его, а потом Он воскрес в третий день. Об этом Давид возвестил так: «Я возвал голосом Моим к Господу и Он услышал меня с горы святой Своей. Я уснул и спал; и опять встал, потому что Господь поддержал меня» (Пс. 3:5—6). О том, что Он воскреснет, Исайя сказал так: «Гроб Его был взят из среды»; и: «дам богатых за смерть Его» (Ис. 57:2; 57, 2; 53, 9; гл. 97). Касательно Его воскресения в третий день после распятия написано в памятных записях, что люди из вашего рода, состязаясь с Ним, сказали Ему: «Покажи нам знамение»; и Он отвечал им: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф. 12:38—41. сн. 16, 1—4). Эти слова Его тогда были прикровенны, так что слушатели не могли из них понять, что Он после распятия в третий день воскреснет» (гл. 107).    Воскресший из мертвых, по вознесении на небо, будет безмерно возвеличен Богом, сядет по правую сторону Отца и поставится царем и судией всех народов, как об этом говорят Даниил (Дан. 8:9—28) и Давид (Пс. 109:71, 1—19; 23; 46; 98; 44; гл. 31—38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Библия говорит о действиях Пресвятой Троицы в течение всей истории жизни мира ( Быт. 1, 1–25 ). Мы читаем «сказал, создал, назвал» – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, и то же самое второго, третьего, четвертого дня. Мы видим одно действие, но исполняемое тремя Личностями. Когда мы говорим о творении человека, то можно упомянуть слова Книги Бытия: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт. 1, 26 ). В оригинальном тексте глагол стоит во множественном числе. Так же он переведен и на русский язык. Это говорит о действии всех Лиц Пресвятой Троицы. Свойства Бога Отца. Согласно ранним Отцам Церкви, при упоминании Бога не в смысле природы, а в смысле Личности без какого-то предиката имеется в виду Бог Отец. Его ипостасное свойство – нерожденность. «Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального» ( 1Ин. 2, 14 ). Упоминание о Боге Сыне (Христе) в Ветхом Завете. Его главное имя, отличающее Его от других Личностей, – Сын. О рождении Сына говорится еще в Ветхом Завете, например, в греческом варианте 109-м псалма. В русском переводе не совсем точно передан смысл: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс. 109, 3 ). Греческий подлинник звучит так: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя». Прежде Денницы, т. е. прежде сотворения «Утренней звезды» – Люцифера. Из чрева значит из сущности Отца. Во 2-ом псалме очень много говорится о Сыне Божием: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя… Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» ( Пс. 2, 7–12 ). В Ветхом Завете, у пророка Исаии, прямо говорится о Сыне: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис. 9, 6 ). Здесь слово «мир» употреблено в смысле примирения, потому что князем мира сего в смысле владычества называют дьявола. В Книге Притчей также говорится о Сыне Божием: «Кто восходил на небо и нисходил? кто собрал ветер в пригоршни свои? кто завязал воду в одежду? кто поставил все пределы земли? какое имя ему? и какое имя сыну его? знаешь ли?» ( Прит. 30, 4 ). В Книге Иисуса сына Сирахова тоже есть упоминание о Сыне Божием: «Воззвал я к Господу, Отцу Господа моего, чтобы Он не оставил меня во дни скорби» ( Сирах 51, 14 ). Бог Отец Бога. О Слове Божием (Сыне) в Ветхом Завете упоминается около 2500 раз. Упоминание о Боге Сыне (Христе) в Новом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В главе «О Церкви Христовой» мы говорили о том, что Христос есть Глава Церкви, которая есть Тело Его. Христос всегда присутствует в Своей Церкви: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Путь, по которому благодать Христова распространяется по всему Его Телу, т.е. Церкви, есть иерархическое преемство. Сущность иерархии состоит в том, что все пастыри Христовой Церкви получают власть и дар священства от Христа и поставленных Им апостолов через преемников – епископов. Они, стало быть, являются лицами, избранными Богом на дело служения. Еще в ветхозаветный период были законные руководители в деле Богопознания, поставленные на это Самим Богом. После того, как был дан Синайский закон, Бог избрал особое сословие людей, которым вверил духовное руководство и совершенствование общества: «возьми к себе, – сказал он Моисею, – Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне» ( Исх.28:1–2 ). Согласно этому повелению, Аарон был поставлен первосвященником, сыновья его – священниками, а остальные из колена Левия – левитами, т.е. служителями при скинии. С пришествием на землю Сына Божия было установлено новое священство. Начало ему положил Господь Иисус Христос , первый и вечный Первосвященник не по чину Аарона, а по чину Мелхиседека ( Пс.109:4 ; Евр.6:20; 7:11–22 ). Он не Сам от Себя пришел, но был послан Богом Отцом ( Ин.9:33 ) и, подобно Ему, и всякий священник поставленный из человеков, должен получить право на служение от Самого Бога. «Никто сам собою не приемлет этой чести, – говорит апостол Павел, – но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть Первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» ( Евр.5:4–5 ). Так и апостолы – первые иерархи Церкви Христовой, были поставлены на служение волею Самого Господа: не они пришли к Нему, а Он избрал: «позвал к Себе, кого Сам хотел: и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь ...» ( Мк.3:13–14 ). Апостол Павел, говоря о различных служениях в Церкви, подчеркивает, что установил их и назначил Сам Господь: «иных Бог поставил в Церкви во-первых апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих учителями» ( 1Кор.12:28 ); также и в другом месте: «Он поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» ( Еф.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Выражение: " и восхищено было дитя ее к Богу и к престолу Его " - означает, что небесный царь, а не земной, есть Тот, Которого она вечно рождает, как об этом и Давид возвещает в словах: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (Пс.109:1). " И увидел - сказано - дракон, и начал преследовать женщину, которая родила (младенца) мужеского пола. И даны были женщине два крыла огромного орла, чтобы летела она в пустыню, где и питается она в продолжении времени, времен и полвремени от лица змея " . Это и суть те самые тысяча двести шестьдесят дней, - половина седмицы, - в продолжение которых тиран будет иметь силу и преследовать Церковь, бегущую из города в город, скрывающуюся в пустыне и в горах, не имеющую с собой ничего иного, кроме двух крыльев огромного орла, т.е. веры в Иисуса Христа, Который, распростерши на древе святые руки, развернул два крыла - правое и левое, призывая таким образом всех верующих в Него и покрывая их, как курица - своих птенцов. В этом смысле и у Малахии говорится: И возсияет вам, боящимся имене моего, солнце правды, и исцеление в крилех его (Мал.4:2). 52. Говорит также и Господь: Егда узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе - иже чтет, да разумеет -: тогда сущии во Иудеи да бежат на горы; и иже на крове, да не сходит взяти, яже в дому его; и иже на селе, да не возвратится вспять взяти риз своих. Горе же непраздным и доящым в тыя дни. Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира, ниже имать быти, и аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть (Мф.24:15-22). А Даниил говорит: И дадут мерзость запустения на дни тысяща двести девятьдесят. Блажен терпяй и достигнувый до дней тысящи трех сот тридесяти пяти (Дан.12:11-12). 53. Блаженный апостол Павел в послании к Фессалоникийцам говорит: молим же вы, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании о нем, не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися, ниже духом, ниже словом, ни посланием, аки от нас (посланным), яко уже настоит день Господень.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/678/...

И в Псалмах говорится: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( " Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих " ) (Пс. 109:1). И Павел говорит: подобает Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима ( " Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои " ) (1 Кор. 15:25). Но ни там, ни здесь дондеже не указывает границы времени. Иначе, как могло бы стоять следующее пророческое слово: власть Его власть вечна, и царство Его ( " Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство " ) - царство, которое не погибнет, и царству Его не будет конца (Дан. 4:31) - если бы он имел царствовать до такого-то времени? Так и здесь: он сказал дондеже, утверждая то, что было прежде рождения; то же, что было после, он оставил тебе для размышления. Что тебе необходимо узнать от него, он сказал это, говоря, что Дева до рождения осталась неприкосновенной; то же, что является вытекающим из сказанного и согласным с ним, это тебе предоставлено для размышления, - например, что он, будучи таким праведником, и впоследствии не хотел познать ее, которая так стала матерью и удостоена такого нового и дивного способа рождения. " Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему " (Мф. 2:1-2). Враги истины, привязываясь здесь к слову, говорят: вот и когда Христос родился, явилась звезда: это показывает, что астрология - верное занятие. Что же нам на это сказать? С самой звезды мы положим начало решению. Эта звезда не была одна из многих звезд; даже более, - она не была вовсе звездой; это была невидимая сила, облекшаяся в такой вид. Это видно, во-первых, из того, что солнце, луна и звезды, мы видим, с востока склоняются к западу; эта же звезда шла с севера на юг, - ведь так Палестина лежит по отношении к Персии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мф.22:41 .  Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: У Мк.12:35 этот стих имеет очевидное отношение к Мк.12:34 . Значит, вопрос законника был дан в то время, когда (по Матфею) фарисеи собрались для совещаний. У Матфея эта связь выражена довольно ясно, но не так ясно у Луки. Собственно, этот вопрос и служит у Матфея началом дальнейших обличений ( Мф.23 ). Мф.22:42 .  что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. (Ср. Мк.12:35 ; Лк.20:41 .) Христос спрашивает не о том, за кого считают Его люди и считают ли Его за Сына Давидова, а предлагает общий вопрос о происхождении Мессии. «Сын Давидов» было обычным названием Мессии (Schürer, Geschichte, II, 615). Мф.22:43 .  Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: Мф.22:44 .  сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? (Ср. Мк.12:36 ; Лк.20:42 ). Ссылка на Пс.109:1 . В иудейских писаниях весь этот псалом прилагался к Мессии и считался мессианским. Христос не опровергает правильного (в стихе 42) ответа фарисеев, которые назвали Христа Сыном Давидовым, и не считает ответа недостаточным, а напротив, подтверждает его, задавая Свой вопрос в видах его истолкования. Толкование псалма в том смысле, что он во время Христа будто бы был сравнительно недавним произведением, было совершенно неизвестно ни саддукеям, ни фарисеям (Эдершейм). В еврейской Библии псалом надписывается «ледавид мизмор» (псалом Давида), в греческом переводе Семидесяти так же ( ψαλμς τ Δαβδ). Мф.22:45 .  Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? (Ср. Мк.12:37 ; Лк.20:44 ). Некоторые думали, что Христос опровергает здесь мнение фарисеев, утверждавших, что Мессия есть Сын Давидов. Но весь контекст против такого толкования. Вероятнее предполагать, что вопрос Христа был вызван распространяемыми со стороны Его врагов слухами о том, что Он не Сын Давидов и, следовательно, не Мессия, каким признавали Его ученики и народ. Если так, то вопрос Христа становится понятен. Если Он не Сын Давидов и не Мессия, то о ком же говорит Давид, называя сына своего Господом? «Истинный ответ не приходил им на ум. Он мог бы состоять в следующем. Мессия есть Сын Давидов по своему человеческому происхождению, но как Сын Божий, происходящий предвечно от Отца, Он возвышен и над Давидом, и над всем человечеством, и потому Давид называл Его своим Господом правильно. Но такое двоякое отношение Мессии к великому еврейскому царю и вместе с тем истинная оценка достоинства и служения Мессии не были известны в богословии раввинов».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но едва ли кроткий Давид мог поддерживать в себе это желание и ждать от Бога ответа на него, зная его несогласие с законом, в занятии которым, между тем, он находил блаженство день и ночь. При том же, если это занятие его законом Божиим и составление песней прибавить ко всему тому, в чём проявлялась религиозная энергия Давида, по словам Куртца; то эта энергия могла иметь очень достаточное удовлетворение. Главным же образом с Куртцем нельзя согласиться потому, что из истории ниоткуда не видно, чтобы в Давиде было указанное им желание. Наконец, если бы даже и было, то оно могло послужить поводом к изречению только 4-го ст. 109 псалма, не обнимая прочих стихов. Наш исследователь «О происх. Псалт.» О Вишняков относит происхождение 109 пс. в особенности к войне Давида с Сириянами и Аммонитянами, но как к одному из многих событий жизни Давида, которые, но его мнению, сказываются в 109 пс. очень ясно. (См. стр. 254–256 и в особ. 257). Так напр. даже по сознанию Де-Ветте, не имеет никакого достаточного основания то предложение, по которому 44 псалом явился, как напутственное пророческое слово к какому-нибудь царю, отправлявшемуся на войну против врагов, так как только по недоразумению 4 ст. представляется говорящим о воинском походе. Потом, женщины псалма вовсе не представляются пленными, и вообще всё предполагает мирное, спокойное состояние (См. De-Wette, Comm. Ps.. XLV. S. 324) Де-Ветте, в подтверждение своего мнения, ссылается на то, что невеста называется словом (10 ст.), которым, будто бы, постоянно в Св. Писании Ветхого Завета обозначаются специально царицы персидские, только в позднее время (см. Дан. 5:2, 3 . Неемии 2:6); и на то, что в 17 ст. указывается обычное отношение персидских царей к сатрапам (Ibid. S. 325) Но всё это, как говорит Куртц, такой же положительный абсурд, какой находится и у Ольсгаузена (Zur Theolog. Ps. S. 47). Мнение Гитцига также не имеет для себя прочных научных оснований, потому что, во-первых, невеста царя псалма вовсе не была дочерью сидонского царя, как Иезавель жена Ахава ( 3Цар. 16:31 ), хотя и возможно видеть в дочери Тира (9 ст.) Сидонянку; во 2-х: только глубоко предубеждённый может считать отдел Ветхого Завета, называемый Кетубитм, сборником всякого рода национальных, литературных произведений Евреев, как это делает Гитцит, защищая возможность внесения в священный канон совершенно неприличной для него светской песни, какою должен быть 44 псалом, как прославляющий Ахава с Иезавелью, и наконец: только полный фанатизм веры в справедливость своих догадок может так относиться к ясным историческим показаниям, как относится Гитциг, считающий порочность Иезавели недоказанною (См.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Например, Быт.49 – τα ποκεμενα ατω – отложенная ему. Этот не вполне ясный сам по себе перевод мог быть ясен для переводчиков и читателей их перевода в том случае, если они соединяли с этим изречением мессианский смысл и видели пророчество о Мессии, имеющем произойти от Иуды (согласно Иезек.21:27). Еще: Числ.24:17 , перевод слова – жезл, словом: νθροπως – человек, также указывает на мессианское понимание пророчества Валаама. Быт.3 – той – αυτς – сотрет главу змия, вопреки согласованию с σπρμα, – ясно указывает на мессианское понимание переводчиками этого пророчества. Перевод в Пс.2 – χρισος – ясно также указывает на мессианское понимание пророчества, как и апостолы поняли его ( Деян.4:26 ), а Акила заменил словом λειμμνος. Православный богослов, видящий в этих пророчествах мессианский смысл и указывая исполнение их на Иисусе Христе, может смело утверждать, что и древние евреи были такого же мнения и что христиане не post eventum прилагают и находят благоприятные себе пророчества, а объясняют их согласно дохристианскому пониманию. 4) Кроме того, перевод LXX толковников в мессианских пророчествах имеет часто и критико-текстуальное преимущество перед нынешним масоретским текстом. В Пс.21перевод: ορυξαν – пронзили – более правилен, чем масоретское чтение: , как лев. В Пс.15:10 : σον σου – преподобному твоему, более правилен, чем масор. – преподобным твоим (ср. Деян.2:27 ); также: Пс.109:3 ; Ис.53:10–11 ; Дан.9 и мн. др. И не в мессианских местах в некоторых случаях всеми исследователями придается чтению перевода LXX преимущество перед нынешним еврейским текстом. Например, в еврейском тексте опущен в Пс. 14413 стих, существующий в переводе LXX. Псалом написан акростихом, причем стихи начинаются последовательно всеми буквами еврейского алфавита, без буквы нун, между тем в переводе LXX существует (13-й) стих, который начинался с этой буквы: верен () Господь во всех словесех Своих; во 2Пар.22по переводу LXX Охозия вступил на престол 22 лет, а по евр. 42 лет. Если согласиться с еврейским чтением, то Охозия окажется двумя годами старше своего отца, между тем как по переводу LXX двадцатью годами моложе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010