часто встречаются религ. З. б. (1 Енох 58. 2; 81. 4; 82. 4; 99. 10; 103. 5; 2 Енох 41. 1; 42. 6-14 (9 заповедей); 44. 4; 48. 9; 52. 1-14 (7 заповедей); 61. 3; 62. 1; 66. 7; Sib. Or. 3. 371-372; Ps. Solom. 4. 26; 5. 18; 6. 1; 10. 1; 17. 50; 18. 7; 4 Макк 18. 9). Во мн. случаях З. б. связаны с эсхатологическими ожиданиями. Так, если в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, блаженными называются те, кто видели прор. Илию (Сир 48. 11), то в Псалмах Соломона восхваляются те, кто родятся во дни Мессии и увидят успех Израиля и благодеяния Господа (Ps. Solom. 17. 50; 18. 7). Среди кумран. находок встречаются фрагменты некоего произведения, содержащего серию из неск. З. б.: 4Q525 (4QBeatitudes) (изд.: Puech É. Qumrân Grotte 4. XVIII: Textes hébreux (4Q521-4Q528, 4Q576-4Q579). Oxf., 1998. (DJD; 25)). Фрагменты свитков датируются ранним иродианским временем, но произведение могло быть составлено ок. 200 г. до Р. Х. ( Puech. 1993). В З. б. доминирует тема премудрости (ближайшие параллели - Сир 14. 21-27 и Притч 3. 13; 8. 32-34, а также Пс 15 и 1QH vi). В целом сочинение, вероятно, представляло собой обращение к праведнику, к-рый противостоит грешникам. Лексический анализ показал, что оно принадлежит к кругу сектантской лит-ры. Согласно реконструкции Э. Пюша, композиция кумран. З. б.- 8 кратких строф и одна длинная - в структурном отношении близка к З. б. в Евангелии от Матфея и может свидетельствовать об эволюции данной лит. формы в межзаветный период ( Puech. 1993). В раввинистической традиции З. б. встречаются редко и в основном копируют ветхозаветные оригиналы (но имеются и особые восхваления отдельных раввинов - Вавилонский Талмуд. Берахот. 61b). В Новом Завете находится 37 примеров З. б. (Мф 5. 3-11; 11. 6; 13. 16; 16. 17; 24. 46; Лк 1. 45; 6. 20-21 (дважды), 22; 7. 23; 10. 23; 11. 27-28; 12. 37, 43; 14. 15; 23. 29; Ин 20. 29; Рим 4. 7-8; 14. 22; Иак 1. 12; Откр 1. 3; 14. 13; 16. 15; 19. 9; 20. 6; 22. 7). Часть из них представляют собой параллельные места (Мф 5. 3=Лк 6. 20b; Мф 5. 4=Лк 6. 21b; Мф 5. 6=Лк 6. 21a; Мф 5. 11=Лк 6. 22; Мф 11. 6=Лк 7. 23; Мф 13. 16=Лк 10. 23; Мф 24. 46=Лк 12. 43), другие же являются ветхозаветными цитатами (Рим 4. 7-8=Пс 32. 1-2). Т. о., в НЗ содержится 28 новых З. б. Из них 17 речений принадлежит Иисусу Христу. За исключением Нагорной проповеди, новозаветные З. б. не образуют сложных композиций (только в Откровении Иоанна Богослова они обрамляют основное повествование - Откр 1. 3; 22. 7).

http://pravenc.ru/text/182595.html

Афанасий (Дроздов), архиеп. Астраханский и Енотаевский 155 (1) Афанасий (Евтич , Ahacmacuje Jebmuч), иеромон. (ныне еп. Захолмский и Герцеговинский) 167 1 , 201 Афанасий Паросский (Парийский), иером., (прп.) 109 Афанасий Псалидас 105 6 , 106 сн. Афиногенов Д. E. 50 1 Балашеску Н. 173 Барн, сотрудник В. Прелипцеану 183 Бегунов Ю. К. 125 2 , 201 Беда Достопочтенный 52 Безобразов П. В. 65 3 Беллармино Р, кардинал 187 1 Белинский В. Г. 162 Бернард Клервоский (Bernard de Clair- vaux) 56, 57 (2) , 84, 221 2 Бибиков M. В. 49 4 , 50 6, 8 , 201 Богданович Д. (Богдановий) 116 5 , 117 1, 2, 6 , 118 1 , 120, 201, 202 Бородай Т. Ю. 86 сн. Бранкован Константин (Constantin Brincoveanu), рум. князь 146 (1) Брациотис Н. 182 Брациотис Π. ( Μπρατσιτης Π.) 175 1 , 181, 209 Бриллиантов А. И. 52 5 Брокгауз Ф. А. 50 2 Бронзов А. А. 203 Бруно, еп. Вюрцбургский (Гербиполенский) 129 (3) Брянцев Д. 63 сн. Булгаков С. Н., прот. 162 3 , 163 1 , 188 (1, 2) , 202 Бухарев А. М. (в мон. до расстрижения – Феодор) 151 Бюхнер Л. 171 (1) Валентин, гностик 23 Вал(ь)тон Бриан, еп. Честерский 134 Вамвас Н. 175 Варлаам Калабрийский, кардинал, еретик 66, 67, 68 3 , 69–71 Варнава (Пс.) 21 Варух, библ. 99, 121 4 , 127 Василий Великий , архиеп. Кесарийский (Каппадокийский) (Basile de Cesaree), свт. 36, 39 (2) , 40 (1) , 41 (1) , 42, 58, 116, 117, 121, 140 (4) , 202, 220 2 Василий Новый, архиеп. Патрский 50 Вдовиченко А. В. 218 3 Веллас В. 181 (4, 5) Велльгаузен Ю. 178 (2) , 179 Вениамин, бенедиктинец 128 Верещагин E. М. 113 2 , 202, 206 Веселинович С. М., прот. 194 Вигуру Ф. Г., катол. свящ. 160 сн., 202, 213 (2) Видакович М. 164 Вишняков Η. Π. 159 1 Виндельбанд В. (Windelband W.) 53 1 , 56 3 , 85 3 , 209 Виссарион Макрис, архим. 103 (3) Владимир (Василий) Всеволодович, Мономах, вел. князь киевский 121 1 Властов Г. 187 Власюк А. Π. 137 2 Вольтер Ф. – М. – А. 105 1, 6 , 106 (3) , 166 3 Вольф X. 165 (3) Воронцов В. В. 202 Врховац Р. 169 3 , 170 2, 3 , 202 Вук см. Караджич Вулгарис Е. см. Евгений Вулгарис Гавриил, архангел, библ. 22, 168

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

В армянском переводе иерусалимского Лекционария (памятник отражает несколько более позднюю практику V в.) нет таких подробностей, какие описаны у Эгерии, но он дает представление о том, что в целом служба совершалась по тому же чину. Сначала — собрание в Мартириуме (антифон: Пс.142:10в; чтение: Деян.2:1-21 — о сошествии Святого Духа), в девять часов утра молящиеся переходят на Сион. Во втором часу после полудня собрание на горе Елеон, а именно — на месте Вознесения. После антифона и чтений (Апостол тот же, что и в Мартириуме, Евангелие: Ин.16:5-14 ; эти чтения о Святом Духе заменили чтения о Вознесении Господнем) совершается троекратное коленопреклонение. Во время собрания на Сионе поется антифон: Пс.142:10в и читается Евангелие: Ин.14:5-24 22 . От VII в. до нас дошел древнейший чин богослужения Пятидесятницы. В иерусалимском Лекционарии по версии VII—VIII вв. (в грузинском переводе) описание богослужения праздника начинается со службы в Соборной церкви (т. е. Мартириуме), где совершается Литургия. В некоторых рукописях описывается и вечерня, где указывается тропарь 3го гласа «Видехом свет истинный» (в византийской традиции это песнопение 2го гласа) и прокимен 5го гласа «Дух Твой благий наставит мя на землю праву» (Пс.142:10в, со стихом Пс.142:1 ). На Литургии поется тропарь 6го (по некоторым рукописям, 2го) гласа «Сын Твой воистину Тебя умилостивил», прокимен 3го гласа «Послеши Духа Твоего, и созиждутся…» ( Пс.103:30-31 , со стихом Пс. 103:1 ). Чтения: Притч. 14:27-15:4 ; Прем.7:15-29 , Ис.63:14в-16а, Соф.3:7-13 , Деян. 2:1-21 , 1Кор.12:1-14 , «Аллилуия» 5го гласа и Евангелие: Ин.14:15-21 . На умовение рук поется тропарь 4го гласа «Вознесся в Царство Твое, Господи» (это изменяемое песнопение Литургии апостола Иакова). В третьем часу пополудни все поднимаются на гору Елеон с пением псалма 147: «Похвали, Иерусалиме, Господа». На месте Вознесения Господня указан прокимен 3го гласа «Не отвержи мене от лица Твоего» ( Пс.50:13 ), то же чтение Деяний, что и на Литургии, «Аллилуия» 5го гласа «Вознесу Тя, Господи Боже мой, Царю мой…» ( Пс.144:1-2 ; в этом аллилуиарии можно видеть отголосок празднования Вознесения в пятидесятый день по Пасхе) и Евангелие: Ин.16:5-15 , затем совершается троекратное коленопреклонение. С места Вознесения молитвенное собрание спускается вниз, в церковь Воскресения, с пением псалма 64: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе», в храме Воскресения прокимен «Дух Твой благий» и Евангелие: Ин.16:5-15 (по другой рукописи: сначала идут в храм Воскресения с пением псалма 135 и припевом: «Видехом свет истинный», а из храма Воскресения — на Сион, с пением псалма 64) 23 .

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

В другом месте, толкуя слова Псалмопевца: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся силы их» , св. Василий Великий это зиждительное воздействие на мир и устроительное – на силы его Св. Духа определяет так: «Дух, который от Отца исходит, сопринес от Себя (в существо мира и тварей) все силы, какие в Нем». Так что Духом утверждена всякая сила пренебесная, т.е. по действию Духа имеет она напряженность, крепость и несомненность в освящении и во всякой добродетели, приличной священным силам. Потому-то написано: «Духом уст Его вся силы их. Ибо что ни освящается, освящается только присутствием Духа» (Вас. Вел. 1.270–271). Соприсутствие сей, все собою освящающей, Божественной силы Духа Божия в Св. Писании определяется вообще, так сказать, проникновенным к тварному бытию, все собою наполняющим, созидающим и всюду действующим: «Еда небо и землю не Аз наполняю, рече Господь?» ( Иер.23:24 ). «...Дух Господень исполни вселенную, ...всевидяй, и сквозе вся проходяй духи различныя, чистыя, тончайшия» ( Прем. 1:7, 7:23 ): «Послепш Духа Твоего , – говорит пророк, – и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс.103:30 ). А потому, по свидетельству Св. Писания, нет места во вселенной и нет момента во времени, где и когда бы ни было присутствия вседержащего собою и всезиждущего Святого Духа: «Камо пойду от Духа Твоего , – говорит пророк, – и от Лица Твоего камо бежу; Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму крыле мои рано, вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» ( Пс.138:7–10 ). С другой стороны, оставление вселенной Божественною зиждительно-освящающею силою Св. Духа, по свидетельству Св. Писания, влечет за собою разрушение и уничтожение мира, как целого, закономерного, гармонически являющегося во всех своих частях космоса: «Аще бо восхощет, – говорит Св. Писание о Боге, – запретите и Дух у Себе удержати, умрет всяка плоть вкупе, всяк же человек в землю пойдет, отнюдуже и создан бысть» ( Иов.34:14–15 ). «Вся к Тебе чают дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращу же Тебе лице, возмятутся; отымеши дух их, и исчезнут, и в персть возвратятся; послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» ( Пс.103:27–30 ); «Моя рука основала землю , – говорит Господь, – и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе» ( Ис.48:13 ), т.е. все сущее во вселенной снова, по мановению воли Божией, может обратиться в первобытную хаотическую материю и предстать пред Богом, как «небо и земля» , как «бездна» и хаос, сотворенные Творческим Словом «в начале» .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Землетрясение Большой Требник содержит следующие тексты на случай землетрясения («труса»): а) канон Иосифа 6-го гласа (акростих: Ω Χριστ, τς γς τν κλνον πασον τχος. Ιωσφ - О Христе, земли колебание успокой скорее. Иосиф) с сохранившейся 2-й песнью; б) 3 стихиры 1-го гласа (подобен «Небесных чинов») и 3 самогласных стихиры 2-го гласа, тропарь 6-го гласа «на всякую литию» («        »); в) 3 молитвы: «            », «        », «                  »; г) литургийные чтения: прокимен 8-го гласа (Пс 6. 1; стих: Пс 68. 18); Апостол (Евр 12. 6-13); аллилуиарий со стихом из Пс 59. 3; Евангелие (Мф 8. 23-27); причастен (Пс 103. 32). Гимнографические тексты рассматриваемого последования Требника являются частью минейной службы под 26 окт., когда вспоминается сильное землетрясение 740 г. в К-поле при имп. Льве III Исавре. Эта служба известна уже по студийским Минеям (напр., ГИМ. Син. 160, XII в.; РГАДА. Тип. 1268, 1096 г.); соединять 26 окт. последования вмч. Димитрия Солунского и землетрясения предписывают как нек-рые студийские, напр. Мессинский 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 44-45), так и иерусалимские Типиконы, в т. ч. принятый ныне в РПЦ (Т. 1. С. 226-330; воспоминание землетрясения, присутствующее в общепринятых Типиконе и Минеях, систематически ошибочно не указывается в рус. церковных календарях). В совр. печатных Минеях, как греч., так и рус., из канона землетрясения исключена 2-я песнь, но она по-прежнему сохраняется в этом же каноне, помещенном в Требнике. Кроме того, в совр. греч. Минеях и Евхологии (и в исправленном по последнему рус. Требнике) из состава последования исключен кондак 6-го гласа «            », но он сохраняется в рус. Минее в составе службы 26 окт. Самогласные стихиры последования (в пункте б) 26 окт. указаны для пения на стиховне вечерни) написаны прп. Симеоном Дивногорцем († 596). Из Жития его матери блж. Марфы (пам. 4 июля) известно, что в пятилетнем возрасте прп. Симеон едва не погиб во время землетрясения 526 г., упоминается и его молитвенная песнь о прекращении землетрясения (ActaSS. Mai. T. 5. P. 348; ср.: Филарет. Песнопевцы. С. 183). В рукописях встречаются и др. каноны на землетрясение, не вошедшие в печатные книги (Sinait. gr. 563. Fol. 47v - 50, XI в.; Sinait. gr. 562. Fol. 127-129, XI в.; Paris. gr. 13. Fol. 118v - 119, XIII в.; Ath. Laur. Q. 86. Fol. 248v - 254: Ταμεον. Σ. 73-74). Еще в XVI в. гимнографические тексты из минейной службы 26 окт. не включались в состав рассматриваемого последования Евхология (ср.: Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 765, 804); с XVII в. они вошли в него.

http://pravenc.ru/text/77782.html

Силантий . – Толковую же Псалтирь совсем нельзя никак перетолковывать. Потому она и называется толковой, что в ней непонятное, а также и все подлежащее изъяснению, уже изъяснено и потолковано, следует лишь принимать так, как написано, а если и ее еще всякий на свой разум станет перетолковывать, то получится Бог весть что! Ты говоришь: «новоизраильтяне» верят Толковой Псалтири. Смотри сам: – о таинстве св. Причащения, установленном Господом ( Мф. 26:26,28 ; Ин. 6:51 ; 1Кор. 10:16; 11:23,25 ), для вкушения под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовой, в Толковой Псалтири изъяснено: например, слова Давида – «жертвы и приношения не восхотел еси»; – «Вместо древней жертвы вводит бескровную словесную жертву Господня Тела и Крови, ибо Сам Христос совершил для церкви Тело т. е. Господне во время тайной вечери, когда сказал: приимите и ядите» (См. Толк. Псалт. на 7-й ст. 39 псалма). Еще: – «под жертвой правды (Давид) разумеет великую жертву честного Тела и Крови Христовой, приносимую священниками на св. престолах, как предал сие Сам Христос, сказав: сие творите в Мое воспоминание» (Толк. Псалт. на 21 ст. 50-го Псалма, стр. 316). Еще: на слова Давида: – «Мати Сион», ст. 5. Псал. 86 -й читаем: «Мать есть церковь , с одной стороны, потому, что духовно рождает верующих Крещением, с другой, – что она питает рожденных христиан учением веры о Христе и причащением божественных тайн – Тела и Крови Христовой» (Толк. Пс. стр. 56). Эта же книга говорит и о таинстве Св. Крещения водой вещественной. На слова Давида: «Послеши Духа Твоего, и созиждутся», – мы читаем: – «Ты Господи пошлешь Духа Твоего, наитие Которого бывает на христиан чрез Св. Крещение; и таким образом принимающие Его, будут созданы «новой тварью» и новым народом (иначе сказать новым израилем) (См. Толк. Псалт. на 30-й ст. 103-го пс. стр. 160 – 161). Видишь ли, Митрич, кто «новая тварь», новый израиль? Тот, кто облагодатствован таинством Св. Крещения, кто вкушает под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы!.. Есть ли это у вас, если вы считаете себя новым израилем, скажи по правде? Книга эта говорит, что у христиан, иначе у нового израиля должны быть вещественные Божии храмы: см.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

23. С. 900–904; «Правды одежды обложени белою»//Там же. 26. С. 1030–1032; Пг.: Прилож. к ж. «Народное образование». Op. 73: «Да исправится молитва моя»: Трио с хором, «Слава в вышних Богу»//Народное образование. 1915. Янв.; М.: Изд-во «Живоносный Источник»: «Многая лета»: Патриаршее//Архиерейское богослужение: Избр. песнопения/Ред.: Г. Н. Лапаев. 2003; [Великая ектения]: Сокр. знам. расп. (Op. 30. 2)//Ектении: [Сб.]. М., 2004. 26; «Благослови, душе моя» (Пс 103)//Всенощное бдение: Сб. духовно муз. песнопений: Для малого смеш. хора 13, 15: Репринт изд. П. М. Киреева 1915, 1916 гг.]. 20092. 1; Многолетие//Песнопения Божественной литургии. 2009. Ч. 2. (Богослужебный репертуар 4-голосного муж. хора; вып. 3); Херувимская песнь, «Милость мира» 2//На литургии: Сб. Духовно-муз. песнопений: Для небольшого смеш. хора: 12, 14: Репринт изд. П. М. Киреева 1915, 1916 гг.]. 2011; «Ликуют ангели»: Стихира на литии на Рождество Христово (Op. 76)//Рождество Христово: Сб. 20132. 71. (Песнопения двунадесятых праздников; 4); Ектения (Op. 25. 3), «Приидите, вернии», «Днесь Владыка твари»: [Стихиры на поклонение]//Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста: Сб. 20152. 80, 83, 87. (Песнопения двунадесятых праздников; 2). Лит.: L. [Лисицын М., свящ.]. С. В. Панченко (к портрету)//Музыка и пение. 1901/1902. 6. С. 2; он же. С. В. Панченко (о сочинениях)//Там же. 5. С. 2-3; [Лисицын М., свящ.]. Церковь и музыка. СПб., 1902, 19042 (доп. подзаг.: Панченко, Кастальский и Гречанинов); он же. С. В. Панченко (к портрету)//Музыка и пение. 1902. 5. С. 2-3; он же. Библиогр. заметка//Там же. 1904. 3. С. 8; он же. Библиогр. заметка//Там же. 12. С. 6; он же. Концерт Придворной капеллы (22 мая 1905 г.)//Там же. 1905. 5. С. 6; он же. [Ор. 47 П.: Нотогр. заметка]//Там же. 1907-1908. 12; он же. Библиогр. заметка//Там же. 1908. 2. С. 7; он же. О новом направлении в рус. церковной музыке. М., 1909; он же. Фортепианная музыка С. Панченко//Музыка и пение. 1909/1910. 2. С. 3-4; 3. С. 3-4; 8. С. 4-5; 11. С. 5-6; он же.

http://pravenc.ru/text/2578903.html

А наука и религия различны потому, что ставят перед собой и решают не одну, а разные задачи. Задача веры – Богопознание; задача науки – попечение в поте лица своего о повседневных нуждах. Познание внешнего мира (что является исключительно прерогативой науки) – это эффективное средство для достижения практической пользы и благоустройства земной жизни. Можно ли отрицать значение изобретения колеса или телефона? Поэтому христианство рассматривает науку как необходимый инструмент этой жизни. Каждое научное исследование оценивается по тем практическим результатам устроения земной жизни человека, к которым оно может привести. А религия направляет каждого человека к нравственному совершенствованию, устроению себя самого, чтобы привести его в Царство Божие. Для христианской традиции характерно понимание познания внешнего мира как возможности духовного совершенствования внутреннего человека. Ибо «вера дает ученому. /1/творческое изумление (Аристотель); /2/живое чувство тайны; /3/истинную ответственность; /4/подлинную осторожность в суждениях; /5/предметную скромность; /6/волю к подлинной истине; /7/силу живого созерцания». ( Ильин И. Кризис безбожия. М., 2001. С.205). В христианстве не осуждаются и не упраздняются занятия наукой: каждый должен оставаться в том звании, в каком он призван. Через это сохраняется мир христианских ценностей – в душе, в науке, в искусстве, в государстве. Вера и наука способны существовать в непротиворечивом согласии, ибо, согласно, например, русскому философу И. Ильину , «христианин призван не бежать от мира и человека, ...но вносить свет Христова учения в земную жизнь и творчески раскрывать дары Духа Святого в ее ткани». Для православного сознания наука – это не путь, уводящий от Бога, а одна из форм существования человека в мире в поте лица своего. И на этом пути также надо следовать заповедям Божиим, как в любом СО-творчестве, СО-зидании, У-строении своей жизни с помощью Божией и по Его Промыслу. К православной традиции относится понимание природы и сущности человеческого познания как естественной работы: «Выходит человек...на работу свою до вечера». ( Пс.103:23 ). Православие утверждает веру в возможность знания о благоустроении мира в меру нравственной чистоты человека, который этим занимается: неудивительно поэтому, что понятие «закон» как принцип устроения научного знания, изначально является понятием нравственного сознания, принципом устроения человеческих взаимоотношений по закону Божьему.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Воспроизводя указанный состав, некоторые памятники XIII–XIV ст. – рукоп. Синайской библ. 965 и рукой. Афоно-Кутлумушскаго монастыря 491 представляют лишь ту особенность, что предписываютъ петь после Символа веры «κατανυκτικ и θεοτκια» и читать в заключение к освящению елея молитву над кандилом: «Безначально, вечне, святе святых». Только что изложенный порядок освящения елея встречается в некоторых памятниках XV 21 и даже XVI ст.: рукописи Синайской библ. 985, рукоп. Иерусалимской патриаршей библ. 375, рукоп. Афоно-Есфигменской библ. 208, 214, и рукой. Святогробской библ. в Константинополе 68 22 . Но для последнего столетия указанный состав является в полном, смысле анахронизмом, так как, еще в XV и даже XIV в. вторая часть елеосвящения претерпеваете новое изменение. Как было сказано выше, в данный период прекращается древний обычай соединить елеосвящение с вечернею и литургиею, а утреня утрачивает, свою обособ­ленность, её молитвы образуют первую часть последования. Это общее стремление к компактности, уничтожению дробления и обособленности частей отразилось и на составе освящения елея. Как самостоятельный отдел, оно начиналось до сих пор соответствующими начальными молитвословиями и предварялось замечание, что пред ним, бывает отпуст, а затем, собираются и облачаются в священные одежды священнослужители. Теперь же, – в XIV и особенно XV в под влиянием указанного стремления опускаются начальные молитвословия, исчезает замечание об, отпусте, и вторая часть последования – освящение елея утрачивает, прежнюю обособленность, сливается с, первою. В подобном, виде излагает её состав, рукоп. XIV в. Синайской бибп.. 994 и памятники XV ст.: рукописи Синайской библ. 968, 996, 972 и 988, рукоп. Афоно-Дионисиатской библ. 462 и рукоп, лавры преподобного Афанасия Афонского . 88, 103. Так, в рукоп. 994 после первой части последования произно­сится ектения и читается молитва: «Господи, милостями и щедротами твоими» 23 : в рукоп. 968 освящение елея начинается чтением, 60 пс., за которым следует та же самая молитва 24 ; в рукоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Встречи (второй момент истории любви) Мессии с народом Божиим, Соломона с Суламитой, это, – по кн. Песнь Песней, только радость и счастье. Посмотреть в этом аспекте на евангельскую историю, описавшую эту встречу от воплощения до разлуки, – вознесения Господня, или хотя бы до Гефсимании и Голгофы, – глубоко назидательно. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених...» ( Мф.9:15 ). Конечно, это было время счастья. Голос возлюбленного», спешившего по горам и холмам к церкви избранных, зовет ее вместе с собой стеречь виноградник. «Встань, выйди, зима прошла, время пения настало, все расцветает». Исполнилось время, приблизилось Царствие Божие. Все приготовилось, только лисицы портят виноградник. ( Песн.2:8–15 ; Мк.1:15 ; Лк.1:78 ; Ис.5:4 ; Мф.21:33–46 ). Возлюбленный, Новый Соломон, Мессия-Христос приходит к народу Своему и созерцает во внешней красоте Израиля, изображающей страну его, внутренние благодатные дары, свойства и духовные качества, превращающие его в новозаветную церковь . – «Вся ты прекрасна и пятна нет на тебе», – говорит Мессия о своей «славной Церкви, не имеющей пятна или порока». – «Сотовый мед каплет из уст твоих, мед и молоко» – это Слово Божие проповеди её. «Любезные ласки» – непрестанная хвала Богу, плод уст, прославляющих Имя Его. ( Песн.4:6–11 ; Еф.5:25–27 ; Пс.118:103 ; 1Пет.2:2 ; Евр.3:15 ). Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатленный источник». Суламита, дочь Сиона, дева Израилева, представительница ветхозаветной церкви, как лилия «между девицами» (– тернами, Песн.2:2 ), указывает на другое лицо, олицетворяющее новозаветную Церковь , на первую из её состава, на Деву Марию, – «благословенную между женами» ( Лк.1:28 ). Она и есть те «затворенные ворота», чрез которые пришел к нам Эммануил ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ). Он пришел через нее, и в ней через церковь ветхозаветную. В новом саду – Церкви – «превосходные плоды» добродетелей и семь благовонных растений (даров Святого Духа) – «кипер, нард, шафран, аир, корица, мирра и алой».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010