Разделы портала «Азбука веры» Псалтирь или Псалтырь (от греч. ψαλτριον (псалтирион) – струнный музыкальный инструмент) – книга, состоящая из 150 псалмов, входящая в состав Библии (связь между названием книги, как сборником псалмов (песней), и названием музыкального инструмента объясняется тем, что во времена Ветхого Завета пение псалмов сопровождалось игрой на музыкальных инструментах). Наименование Псалтири взято от музыкального струнного инструмента, с игрою на котором соединялось пение псалмов при ветхозаветном богослужении. Писателями псалмов, судя по надписаниям, были Моисей, Давид, Соломон, и многие другие; но так как 73 псалма надписываются именем Давида и многие из ненадписанных псалмов, вероятно, написаны им же, то и вся книга называется Псалтирью царя Давида. Содержание псалмов весьма разнообразно при одинаковой молитвенной (в смысле обращения человека к Богу) форме большинства из них: есть псалмы покаянные (например: Пс.6 , Пс.24 , Пс.37 , Пс.50 , Пс.129 , Пс.136 ), благодарственные (Псалом 17, Пс.29 ), хвалебные ( Пс.103 , Пс.145 ), просительные; есть кроме того псалмы и в собственном смысле учительные, например Пс.90 . Наряду с этим учительно-молитвенным содержанием псалмов во многих из них находятся и пророчества о будущих событиях, особенно об Иисусе Христе и Его Церкви, – таких псалмов насчитывается более двадцати ( Пс.2 , Пс.8 , Пс.15 , Пс.18 , Пс.21 , Пс.23 , Пс.39 , Пс.40 , Пс.44 , Пс.50 , Пс.67 , Пс.68 , Пс.71 , Пс.88 , Пс.96 , Пс.101 , Пс.109 , Пс.117 , Пс.118 , Пс.129 , Пс.131 , Пс.142 ). В Православной Церкви, по примеру ветхозаветной, Псалтирь более всех других священных книг употребляется при богослужении , причем для каждого богослужения применены особые псалмы, которые поются или читаются либо в целом виде (например, на шестопсалмии и часах ), либо по частям в так называемых прокимнах. Кроме того, за богослужением православной Церкви постоянно совершается рядовое чтение Псалтири. По Уставу церковному вся Псалтирь должна быть прочитана по порядку в течение седмицы, а во время Великого Поста – дважды за седмицу.

http://azbyka.ru/psaltir

Тыловай. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (старая). Успенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:между приблизительно 1884 и 1887. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Удмуртия, Дебёсский район, Тыловай Координаты: 57.492377, 53.786734 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Приход с. Тыловай открыт по указу Св. Синода от 23 июня 1883 г. 2306. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Большая Пурга, Дебессы, Шаркан. В 1917 г. в приходе числились селения: с. Тыловай, д. Старый Тыловай, д. Нижний Тыловай, д. Ягвуково, д. Верхний Шудзялуд, д. Касаткино, д. Шудзялуд, д. Ярославская, д. Князевская, д. Новый Кеч, д. Аняшур, д. Яговыр, д. Азман, д. Матвеевская, поч. Ореховский, д. Верх-Тыловай, д. Зяногурт, д. Новый Зяногурт, д. Чемошур-Теры, д. Богданово, д. Урдомошур, д. Русские Альчи, д. Ключи, д. Вотские Альчи. Деревянная церковь построена на средства прихожан с одним престолом и освящена 10 марта 1887 г. во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1914 г. был заложен каменный храм. Сведений о завершении его строительства по документам ЦГА УР не обнаружено.  Успенская церковь была закрыта на основании постановления Президиума Верховного Совета УАССР от 19 октября 1938 г. Здание передано под клуб и кинотеатр.  В 2016 г. состоялось Великое освящение нового храма в честь Владычицы нашей Богородицы, построенного на месте первого разрушенного храма. http://tylovay.cerkov.ru/ Село Тыловай – Успенская церковь, деревянная, построена в 1887 г.; расстоянием от г. Вятки в 330 в., от уездного города в 133 в., от благоч. в 45 в.; причта по штату положено: 2 св., 2 пс.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 2 д., 6 с., пах. 49 д. 201 с., сен. 2 д.; братский денежный доход по общей кружке: св. 168 р. 48 к., пс. 56 р. 16 к., по частной кружке: св. 311 р. 31 к., пс. 103 р. 77 к.; приговором прихожан назначена руга мерная, но она не выполняется, а получается одна треть; прихожан: правосл. рус. 717 м. п., 719 ж. п., крещ. вотяк. 2038 м. п., 1999 ж. п.; приход состоит из 23 селений, расст. 1 – 11 в.

http://sobory.ru/article/?object=50622

Вопрос: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29). В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным. Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати. Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23). 5 февраля 2008 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7040.html

У пророка Осии мы встречаем вот какое определение Бога: “Я Бог, а не человек” (Ос. 11. 9). Если Бог, имеющий разум и волю, о чем ясно свидетельствует Библия (3 Цар. 3. 28. Иов. 12. 13, 16. Притч. 3. 19–20. Сир. 1. 1, 5; 15. 18; 42. 21. Ис. 11. 2; 28. 29. Лк. 11. 49. Рим. 11. 33; 14. 26. 1 Кор. 1. 21, 24; 2. 7. Воля Божия: Пс. 106. 11. Прем. 6. 4. Мк. 3. 35. Лк. 7. 30. Деян. 20. 27. 1 Пет. 2. 15; 3. 17; 4. 2, 19. 1 Ин. 2. 17. Рим. 1. 10; 8. 27; 12. 2. 1 Кор. 1. 1. 2 Кор. 8. 5. Еф. 5. 17; 6. 6. 1 Фес. 4. 3; 5. 18. Евр. 10. 36. Откр. 17. 17), не является человеком, то, значит, Он — существо иного порядка, находящееся по Своей природе вне нашего мира. Он, как говорят философы и богословы, трансцендентен по отношению к миру. Эта трансцендентность, то есть природная отличность Бога от физического мира, описывается в Библии словом “Дух”. “Бог есть дух” (Ин. 4. 24. Ср.: Быт. 1. 2; 6. 3; 41. 38. Исх. 15. 10; 31. 3. Числ. 11. 29; 23. 6; 24. 2. Суд. 3. 10; 6. 34; 11. 29; 13. 25; 14. 6, 19; 15. 14; 1 Цар. 10. 6, 10; 11. 6; 16. 13; 19. 20, 23; 2 Цар. 23. 2; 3 Цар. 18. 12. 1 Пар. 15. 1. 2 Пар. 15. 1; 20. 14; 24. 20. Неем. 9. 20. Иф. 16. 14. Иов. 4. 9; 26. 13; 33. 4. Пс. 32. 6; 50. 13; 103. 30; 138. 7; 142. 10. Прем. 1. 7; 9. 17; 12. 1. Ис. 11. 2; 32. 15; 34. 16; 42. 1; 44. 3; 48. 16; 61. 1; 63. 10–14. Иез. 11. 1, 5. Агг. 2. 5. Зах. 4. 6; 7. 12; 3 Езд. 6. 37. Мф. 1. 20; 3. 16; 4. 1; 10. 20; 12. 31–32; 28. 19. Мк. 1. 10, 12; 3. 29; 13. 11. Лк. 1. 35, 67; 2. 26; 3. 22; 4. 1, 18; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 32–33; 3. 5–6, 8, 34; 6. 63; 7. 39; 14. 17, 26; 15. 26; 16. 13; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 17–18, 33, 38; 5. 3, 9; 7. 51; 8. 29; 9. 31; 10. 19; 11. 12, 28; 13. 2, 4; 15. 28; 16. 6–7; 19. 6; 20. 22–23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 2, 11–12, 22; 5.5; 8. 9, 11, 14–16, 23, 26–27; 11. 8; 14. 17; 15. 13, 16, 19, 30; 1 Кор. 2. 10–14; 3. 16; 6. 11, 19; 12. 3–4, 8–11, 13; 15. 45. 2 Кор. 1. 22; 3. 3, 17–18; 5.5. Гал. 3. 5, 14; 4. 6; Еф. 1. 13, 17; 2. 18. 22; 3. 5, 16; 4. 30; 5. 9. Флп. 1. 19. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Фес. 2. 8, 13. 1 Тим. 3. 16; 4. 1. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. 29. Откр. 2. 7, 11, 17, 29; 3. 6, 13, 22; 14. 13; 22. 17).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

Посмотришь на предбудущую жизнь – смерть пред тобою, – земля для могилы готова, дерево для гроба давно выросло, – а за дверями гроба – темно, темно! Что несёшь ты с собою на тот свет, моя бедная душа? В чем явишься ты на суд Божий – моя грешная душа? Не слышишь ли голос Св. Церкви: «се жених грядёт в полунощи и блажен раб, его же Господь обрящет бдящим»! и проч. Неслышишь ли голос твоей совести: «душе моя, душе моя – восстани, что спиши, конец приближается, имаши смутитися, – воспряни»! «Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися». – Ежедневно искушения, ежедневно скорби, ежеминутно мысли омрачают ум, сердце – грешные желания, а совесть бывает темнее ночи. Ах! Мне кажется легче было бы на совести, если бы человек открывал пред целым миром свою душу! Но к несчастию, мы имеем грешную привычку скрывать грехи свои пред Богом и человеками тогда, когда апостол Павел говорит: «не только пред духовником, но исповедуйте и друг пред другом прегрешения ваши». То старуха вбежит в двери с младенцем, и холод столпом несётся в хижину, целый день отопляемую в эти жестокие морозы, которые сквозь щели, со всех сторон, врываются в хату; то грубой человек нахально толкает в двери и кричит; «иди до больного; ступай приобщить человека». То солдат требует в больницу; то бранят тебя целыми партиями, чтоб ты нёс покойника на кладбище; то то, то другое, – и все с бранью, с нахальством, и почти ежедневно; а часто не успеешь подкрепить себя пищею, требуют тебя «на дело и на делание до вечера» ( Пс.103:23 ), – и если бы у меня не было мысли, что я Христу служу, а не человекам; то ей! не бросался бы во все стороны, не служил бы никогда с таким усердием. А мы тоже во плоти, а мы – тоже человеки – да ещё семейные. Я не говорю уже о том, что мы постоянно ходим под – раскалёнными стрелами бесов искусителей! «да что ты им молчишь; да ты – священник, говорит же надо, отдохни, да выпей по трудам». Царю Ты Небесный! Бежал бы за горы, за моря, чтоб скрыть где-нибудь подальше многоболезненную мою голову. А тут тяготят мысли, что за каждого нераскаянного грешника строго прийдется тебе отвечать на страшном суде Божием, так как и по словам, святого Иоанна Златоустог о: «мало Иереев спасающихся, а множайше погибающих», – одна эта мысль днём и ночью огнём палит сердце, мучит тебя; ибо, ты поучение говоришь, а грехи между тем умножаются в тебе и около тебя, с каждым днём вырастают, как эти землянки по горам и долам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Псалом 138 По беспредельному ведению своего разума Господь знает все, всегда и везде знает существо природы и глубину сердца человека праведного и грешного, и должен вести их – одного к погибели, другого к вечному спасению. В конец Давиду, псалом Захариин, в разсеянии. – Псалом принадлежит Давиду, как писателю, но был в особом употреблении пророка Захарии, – в рассеянии: когда народ Иудейский, по выходе из плена Вавилонского, еще не собрался весь в Палестину, а находился в рассеянии по разным странам; то святой пророк Захария, молясь о возвращении и спасении так рассеянных, уповал на милость Божию и, в этом псалме, как бы устами Давида, исповедовал беспредельное всеведение Божие, при котором Господь всех всюду знает, не забывает и спасает. Так, разумеется, знает он народ свой и в рассеянии и спасет его. 1–5. Господи, искусил мя ecu и познал мя ecu: Ты познал ecu седание мое и востание мое. Ты разумел ecu помышления моя издалеча: стезю мою и уже мое Ты ecu изследовал и вся пути моя провидел ecu. Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал ecu вся последняя и древняя: Ты создал ecu мя и положил ecu на мне руку Твою. Господи, Ты испытал меня и знаешь; Ты знаешь, когда я сажусь, и когда встаю, т. е. когда я пребываю дома, отдаюсь покою, и когда иду из дома на дела свои, или – в течение дня и ночи ( Пс.103:23 ). – Ты разумеешь не только дела, но и помышления моя издалеча – наперед и задолго до приведения их в исполнение – Стезю мою и уже мое Ты ecu исследовал–путь, по которому я хожу, и уже мое – владение, отмеренное мне в наследие ужем – веревкой, мое поле или всю область моего труда Ты исследовал, как бдительный хозяин, тщательно досматривающий за своим рабом: и вот, так Ты все пути мои провидел – осмотрел наперед и – знаешь, куда я мог пойти и как идти. – Так, Господи, Ты уразумел, что нет лести – лжи на языке моем: вот Ты, Господи, знаешь вся последняя – позднейшее, недавнее, как и древняя – бывшее давно в прошедшем, – собственно – от начала бытия человека на земле. – Ты создал меня и положил на мне руку Свою – содержишь меня в полной своей власти, как властелин своего раба, за которым днем и ночью Ты всюду наблюдаешь, хранишь его и защищаешь (ст. 1. 7–10 и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Все личное в жизни человека должно быть перестроено на общественное; греховное – на чистое, святое, земное – на небесное, старое на новое (5, с.103). Как облегчить тяжелую участь человека на земле? Ответ на этот вопрос не скрыт от нас. Тайну эту мы можем разгадать, если только будем внимательно присматриваться к жизни, а еще более – обращаться за ее разъяснениями к учению Христа, Который не только за человека испил всю чашу земных страданий, но и превознесся паче всех сынов человеческих ( Флп.2,9 ). Вот почему первая тайна земной жизни – любовь к Богу и всецелое упование на Него. «Возверзи на Господа печаль твою, – говорит Псалмопевец, – и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику» ( Пс.54,23 ). «Бог любы есть» ( 1Ин.4,16 ). Вспомним из Священного Писания, почему святой Иоанн Богослов был возлюбленным учеником Господа? Да потому, что сам он пре­бывал в Боге и Бог был в нем Всецелую любовь к Богу пронес он через всю свою жизнь, эта любовь помогла ему победить всякий страх и непоколебимо стоять на Голгофе при Кресте Спасителя. О пребывании в любви Божией свидетельствует и св.апостол Павел: «уже не я живу, но живет во мне Хри­стос» ( Гал.2,20 ). Отступаем мы от любви к Богу порой по своему произволению, забвению, нерадению, но Его Отеческая любовь посылает нам бедствия, болезни, желая отвести нас от пути неправды. Следовательно, мы не должны сетовать, роптать при тяжелых жизненных испытаниях, а благодарить за них Господа. Счаст­лив тот, кто в находящих бедствиях усматривает наказующую и вместе с тем любящую десницу Господа. Такое отношение к скорбям позволяет человеку идти по пути нравственного совершенствования. Поднимем же очи свои от земли к небу за Божией помощью, и она незримо снизойдет на нас. Тогда-то мы получим духовную силу мужественно нести свой крест, данный Богом в нашей земной жизни. Вторая тайна земной жизни и Божией помощи связана с вопросом служе­ния ближним. Облегчить свою жизнь мы сможем, если будем жить не только для себя, но и для других, то есть во имя Бога и ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

… о Той бо быша новая: безначальный начинается, Слово одебелевает, Бог человек бывает — ибо благодаря Ей совершилось небывалое: Безначальный получает начало, Слово оплотняется, Бог становится человеком ( Служба воскресная 6 гласа. Богородичен ) ну жда насилие, принуждение, бедствие нужный (нужная смерть) насильственный, бурный, напряженный ны рище развалины разрушенного дома область власть … Иисусе, живый во Свете Неприступнем, от области темныя ятый — Иисусе, живущий во Свете Недосягаемом, от власти тьмы взятый ( Акафист Божественным страстям Христовым. 2 икос ) озлобленный оскорблённый, униженный, угнетенный, стесненный …и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней — и о всякой душе христианской, скорбящей и стесненной ( Последование вечерни ) озлобляти притеснять, причинять зло окормляти направлять, управлять … и окорми ныне ко пристанищу благотишному — и направь теперь к благой и тихой пристани ( Канон молебный ко Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии. 7 песнь, 2 стих ) осенение … у Него же несть пременение или преложения осенение — в Ком нет перемены или тени изменения ( Молитвы утренние. Молитва 5я, святого святителя Василия Великого ) отрыгнути произнести, высказать подобострастный человек, подобный нам; человек, с теми же страстями позор, позорище зрелище, театр … И вси пришедшии народи на позор сей, видяще бывающая, биюще перси своя возвращахуся — И все люди, сошедшиеся на это зрелище, видя происходившее, уходили, бия себя в грудь ( Лк.23:48 ) польский полевой (а не принадлежащий к Польше), растущий в полях, дикий … Насытятся древа польская, кедри Ливанстии — Насытятся дикие деревья, ливанские кедры ( Пс.103:16 ) правило мера, мерило, образец, эталон, пример прелесть прельщение, обман … и возмездие, еже подобаше прелести их, в себе восприемлюще — и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение ( Рим.1:27 ) проповедь весть, известие … светлую воскресения проповедь от Ангела уведевша Господни ученицы — ученицы Господа, узнав от Ангела славную весть о Воскресении ( Тропарь воскресный. 4 глас )

http://azbyka.ru/shemy/tserkovnoslavjano...

Пение псалма при ежедневном жертвоприношении начиналось с излияния вина на жертву, ибо вино веселит сердце человека (Пс.103,15). Псалом при пении разделялся на три части с продолжительными паузами, на них замолкали пение и музыка, и раздавался звук трубы. Заканчивая третью часть псалма, левиты поднимали тон. Полагался особый псалом на каждый день при ежедневном жертвоприношении. Суббота — 91-й ( Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний ). Воскресенье — 23-й ( Господня земля и что наполняет ее ). Понедельник — 47-й ( Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего ). Вторник — 81-й ( Бог стал в сонме богов ). Среда — 93-й ( Боже отмщений, Господи Боже отмщений. Яви Себя! ). Четверг — 80-й ( Радостно пойте Богу ). Пятница — 92-й ( Господь воцарися ). Выбор их не случаен, за этим стоит богословие дней недели. Особенно торжественные псалмы предлагаются для дня священного покоя — субботы, первого дня недели (наше воскресенье) и пятницы. Характерен 92-й псалом, в надписании которого говорится: поется о том, что в шестой день, когда населена была земля, Господь воцарися, в лепоту облещеся . В торжественных случаях особые псалмы пелись не одними левитами — весь народ подпевал концы стихов, например 135-й, припевом которого являются слова яко ввек милость Его . Из 38 000 левитов было выделено 4000 певцов и музыкантов, при этом последних называли «огорчителями левитскими», ибо они звуками музыкальных инструментов заглушали стройное пение священнослужителей. Из музыкальных инструментов нам известны духовые — флейта (tof) и трубы (shofar), орган (naab), из струнных — псалтирь (nebel) и гусли (kinnor). Некоторые инструменты трудно отождествить, например «гефское орудие», или шушан эдуф. Вот что вкратце следует сказать о внешней стороне Псалтири и ее исполнении в храмовую эпоху. Журнал " Православие и современность " (41) Рейтинг: 8.4 Голосов: 37 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Millia 10 ноября 2013, 08:45 Spasi vas GOSPODI !

http://pravoslavie.ru/63010.html

для оценки языковых особенностей библейского текста. Считая разделение Пятикнижия на источники методологически неоправданным, К. вместе с тем признавал существование длительной устной традиции, предшествовавшей священному тексту и явившейся его основой. К. стремился создать компромиссный вариант теории происхождения Пятикнижия. Ученый исходил из тезиса о том, что авторы библейских книг сознательно использовали космогонические модели окружавших Израиль народов и перерабатывали их в соответствии с монотеистическим мировоззрением. Это обращение было вызвано не стремлением построить собственную космогонию на основании уже существовавших систем - сознательная рецепция языческой мифологии была невозможна для строгого монотеизма пророков,- а использованием поэтических моделей описания мира, образов и лит. клише, уже существовавших в евр. народной поэзии как проявление общего культурного континуума народов Сирии и Палестины. К. привел примеры космогонических текстов в Свящ. Писании, к-рые в определенной степени могут считаться «альтернативой» рассказу о творении мира, изложенному в Быт 1. В Иов 38. 4-7 речь идет об «основаниях земли», об «измерительной черте», о «линии», о «краеугольном камне». В Ис 40. 12, 21-22 говорится об измерении небес и вод («исчерпал воды горстью… измерил пядью небеса…»); небеса уподобляются тонкой ткани, которую распростер Бог. По мнению К., эти поэтические образы не были придуманы авторами Книг Иова и Исаии. Ученый не только возводит эти образы к некой космогонической традиции, общей для народов Сиро-Палестинского региона, но и высказывает предположение об общности поэтических источников 2 названных фрагментов. В Иов 38. 4 и Ис 40. 22 используется один и тот же глагол   - «распростирать». Выражение «простирать основания земли» не является типичным для Свящ. Писания - в значении «основывать (землю)» традиционно используется глагол   (Пс 23. 2; 77. 69; 88. 12; 101. 26; 103. 5). К. считал, что фразы «положить (букв.- распростирать) основания земли» и «распростирать небеса» оказываются соотнесенными. Выражение       засвидетельствовано также в Пс 103. 2, причем в одном контексте с     (Пс 103. 5), поэтому, для того чтобы делать вывод об общем источнике Иов 38. 4 и Ис 40. 22, опираясь на параллелизм выражений     и     нет достаточных оснований. К. привел перечень других космогонических терминов, характерных для еврейской поэтической традиции и не употребляемых в Пятикнижии. Небо описывается как шатер, распростертый над землей, или как «горние чертоги» (  ); создание земли обозначается глаголом   соотнесенным с выражением   или   («не подвижится»); в значении «был создан, появился» употребляется слово   форма в породе Polal от корня   («изгибаться», «танцевать», «корчиться (от боли)», «испытывать родовые муки»). Все эти языковые особенности могли быть присущи древнееврейскому эпосу, существовавшему до записи Торы.

http://pravenc.ru/text/1681295.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010