37 Букв. “Природа нематериальная, более крепкая, чем камень, равная так называемому адаманту, поддалась”. 38 Букв. “будучи соплетен со свинцом”. Не указывает ли это выражение на какой-либо род насильственной смерти (от меча, от ножа)? 39 В этом гимне, написанном политическим пятнадцатисложником, преп. Симеон рассказывает об одном из своих мистических видений Божественного Света. 40 Ср. Деян. 7:55—58. 41 Букв. “по закону природы”. 42 Ср. Ин. 14:9. 43 Т.е. “согласно пророку (Давиду)”. Ср. Пс. 67:3. 44 Ср. Деян. 9:3—9. 45 Ср. Мф. 27:60. Комментируя этот стих, архиепископ Василий (Кривошеин) пишет: “Это все та же тема слабости человеческой природы, неспособной встретиться с Богом, усиленная еще платоновским представлением о теле как о могиле” (Преп. Симеон Новый Богослов, с.306). 46 Как отмечает Кодер, гимн написан в период игуменства преп. Симеона в монастыре св. Мамаса (см. SC 156, p.75). Оригинальный размер — политический пятнадцатисложник. 47 Ср. Мф. 25:26. 48 Ср. 1 Тим. 6:16. 49 Преп. Симеон вспоминает то время, когда он был послушником у преп. Симеона Студита. 50 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 51 Ср. Песн. 3:2; 5:6. 52 Преп. Симеон часто пользуется “брачными”, “любовными” образами для выражения чувств пламенной любви к Богу, особенно при описаниях мистического союза с Богом. 53 Ср. Исх. 34:29—30. 54 Гимн написан политическим пятнадцатисложником. 55 Ср. Исх. 33:20—23. 56 Это выражение (слав. “радуяся вкупе и трепеща”) встречается в молитве “От скверных устен”, входящей в Последование ко Святому Причащению. 57 В этих словах отражена полемика преп. Симеона с кем-то из его современников, неправильно судивших о священстве. 58 Ср. мф. 26:14—16. 59 “Трудно указать, на какой именно текст св. Василия ссылается Симеон: может быть, на Толкование пророка Исаии, гл.103 и 104” (SC 174, p.101). 60 Св. Иоанн Златоуст является автором 6 Слово “О священстве”. 61 “Слово, в котором Григорий оправдывает удаление свое в Понт” (Слово 3 св. Григория Богослова) посвящено теме священства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

Воздержно пий, мало яждь – здрав будеши. Твори благо, бегай злаго – спасен будеши. «Употреби труд, храни мерность – богат будеши». В завещании своем святитель Митрофан указывает нам прежде всего на труд. «Употреби труд», – говорит он. Чтобы понять, как важно правило сие для каждого человека, следует только обратить внимание на многостороннюю пользу труда и на неизбежный вред бездействия. Бог заповедал человеку труд еще до падения его: «И введе его, – говорит Писание, – в Рай сладости, делати его и хранити» ( Быт.2:15 ). «В поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возвратишися в землю» ( Быт.3:19 ), – сказал Господь потом Адаму, преступившему Его заповедь. Трудиться – это закон, возложенный Творцом на весь род человеческий, это необходимое условие временного бытия нашего, необходимое требование нашей природы. «Человек, – говорит Иов, – рождается на труд» ( Иов.5:7 ), как птица рождается, чтобы летать по воздуху. «Возсия солнце, – говорит Псалмопевец, – и ... изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера» ( Пс.103:22–23 ). Иисус, сын Сирахов, с особенной силой выражает мысль о труде, на который рождаются все потомки Адама, и в котором должны они проводить всю жизнь свою: «Непразднство велие, – говорит он, – создано бысть всякому человеку, и иго тяжко на сынех Адамлих, от дне исхода из чрева матери их до дне погребения в матерь всех... от седящаго на престоле славы и даже до смиреннаго на земли и пепеле, от носящаго багряницу и венец и даже до одевающагося льняною» ( Сир.40:1, 3–4 ). Святой апостол Павел во многих местах внушает своим фессалоникийским ученикам исполнение существенной обязанности труда. Он то приводит им на память свой собственный пример, как он среди самой проповеди Евангелия находил время для необходимого труда: «Помните бо, братие, труд наш и подвиг: нощь бо и день делающе, да не отяготим ни единаго от вас, проповедахом вам благовествование Божие» ( 1Фес.2:9 ), – и своим примером побуждает их к трудолюбию: «сами бо весте, како лепо есть (вам) подобитися нам: яко не безчинновахом у вас, ниже туне хлеб ядохом у кого, но в труде и подвизе, и нощь день делающе, да не отягчим никогоже от вас...

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

(Письмо 342. Вып. 2, с. 211; Письмо 1340. Вып. 8, с. 95) Молитва – духовный барометр Молитва – духовный барометр и термометр. Наладьте ее добре, и все пойдет добре. (Письмо 556. Вып. 4, с. 10) Трудитесь в молитве Трудитесь в молитве. Она источник утешения, мыслей просветление и доброго нрава утверждение. (Письмо 378. Вып. 3, с. 13) Ничего не предпочитайте молитве Движениям молитвы никогда не поперечьте и ничего ей не предпочитайте; напротив, всегда готовы будьте все ей принес ти в жертву. Ибо она – царица. И ее точка опоры есть дух сокрушен ( Пс. 50, 19 ). (Письмо 261. Вып. 2, с. 103) О чтении священных книг О чтении Евангелия Прочитывание Евангелия и прочего – добре и предобре. При этом – какой стишок или мысль западет в душу, останавливайтесь на сем более и днем почаще вспоминайте и мысли те расширяйте. (Письмо 947. Вып. 6, с. 23) О том же Читать Евангелие и Псалтирь – доброе дело. Не оставляйте книжки, пока не почерпнете себе какого урока или правила для жизни. (Письмо 1220. Вып. 8, с. 4) Как читать Божественные книги Требуете решения, как читать Евангелие и Апостол – по главе подряд или, как указывается в церкви, по зачалам? 1 Как вы уже привыкли читать по-церковному, то и продолжайте так. Если читать по зачалам, то, прочитав положенное утром, к вечеру ничего не останется; разве разделить: утром прочитать зачало из Евангелия, а вечером – из Апостола. Читать по главе – много. Постарайтесь размышлять и запоминать. Вместо Фомы Кемпийского 2 изберите для чтения другую книжку, нашего писателя. Какие у вас есть такого рода книги? Вместе сделаем выбор. Жития святых в Четь-Минее хорошо читать; хоть мы так не можем жить, но обязаны подражать им в возможном и даже через силу. Акафиста достаточно одного. Но лучше будет читать акафист Божией Матери. Канон на исход души можно не вводить в правило. (Письмо 487. Вып. 3, с. 154–155) О том же Акафисты и каноны хорошо читать как положено. Посмотрите в «Следованной Псалтири», в конце. Псаломщик поможет вам. Но не набирайте много. Можно их заменить поклонами с молитвой Иисусовой. И это тоже посмотрите. И это бывает лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Св. Василий Великий в книге о Святом Духе утверждает, что в “небесных Силах сущность их составляет воздушный, если можно так сказать, дух или невещественный огонь... почему они ограничены местом и бывают невидимы, являясь святым в образе собственных своих тел”. Далее он пишет: “Верим, что каждая (из небесных Сил) находится в определенном месте. Ибо Ангел, представший Корнилию, не был в то же время и у Филиппа (Деян. VIII, 26; X, 3), и Ангел, беседовавший с Захариею у жертвенника кадильного (Лк. I, 11), не занимал в то же время свойственного ему места на небе (гл. 16, 23: т. 1, стр. 608, 622). Сходным образом св. Григорий Богослов учит: “Вторичные после Троицы светы, имеющие царскую славу, суть светлые невидимые Ангелы. Они свободно обращаются вокруг Престола, потому что они – умы быстроподвижные, огонь и божественные духи, быстро перемещающиеся в воздухе” (Беседа 6. Об умных сущностях). Таким образом, будучи духами и пламенем огненным (Пс. 103, 4; Евр. I, 7), Ангелы и пребывают в том мире, где земные законы времени и пространства не действуют столь материальными (если можно так выразиться) способами. Поэтому некоторые из отцов без колебаний говорят о “воздушных телах” Ангелов. Преп. Иоанн Дамаскин, суммируя в VIII веке учение предшествовавших ему отцов, говорит: “Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. Бестелесною же она называется, а также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставимое с Богом, Который Один только не сравним ни с чем, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество поистине невещественно и бестелесно”. И далее он говорит: “Они описуемы, ибо когда они находятся на небе, их нет на земле, и посылаемые Богом на землю они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они неограниченны. Неограниченными их называют потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, – не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие” (П, 3, стр. 45—47).

http://pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad...

Св. Василий Великий в книге о Святом Духе утверждает, что в «небесных Силах сущность их составляет воздушный, если можно так сказать, дух или невещественный огонь… почему они ограничены местом и бывают невидимы, являясь святым в образе собственных своих тел». Далее он пишет: «Верим, что каждая (из небесных Сил) находится в определенном месте. Ибо Ангел, представший Корнилию, не был в то же время и у Филиппа (Деян. 8, 26; 10, 3), и Ангел, беседовавший с Захариею у жертвенника кадильного (Лк. 1, 11), не занимал в то же время свойственного ему места на небе» («Творения свт. Василия Великого», изд. Сойкина, С.-Пб., 1911 г., гл. 16, 23: т. 1, стр. 608, 622). Сходным образом св. Григорий Богослов учит: «Вторичные после Троицы светы, имеющие царскую славу, суть светлые невидимые Ангелы. Они свободно обращаются вокруг Престола, потому что они — умы быстроподвижные, огонь и божественные духи, быстро перемещающиеся в воздухе» (Беседа 6 «Об умных сущностях» в: «Творения св. Григория Богослова», изд. Сойкина, С.-Пб., т. 2, стр. 29.). Таким образом, будучи духами и пламенеющим огнем (Пс. 103, 4; Евр. 1, 7), Ангелы и пребывают в том мире, где земные законы времени и пространства не действуют столь материальными (если можно так выразиться) способами. Поэтому некоторые из Отцов без колебаний говорят о «воздушных телах» Ангелов. Преп. Иоанн Дамаскин, суммируя в VIII веке учение предшествовавших ему Отцов, говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, всегда движущаяся, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие, каковой сущности вид и определение знает один только Создатель. Бестелесною же она называется, также и невещественною, по сравнению с нами, ибо все, сопоставимое с Богом, Который Один только — несравним [ни с чем], оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество по истине — невещественно и бестелесно». И далее он говорит: «Они — описуемы; ибо когда они находятся на небе, их нет на земле; и посылаемые Богом на землю — они не остаются на небе; но они не ограничиваются стенами и дверями, и дверными запорами, и печатями, ибо они — неограниченны. Неограниченными же называю потому, что они являются людям достойным, которым Бог пожелает, чтобы они являлись, не таковыми, каковы они суть, но в измененном виде, смотря по тому, как могут видеть смотрящие» («Точное изложение Православной веры,» кн. 2, гл. 3, стр. 45-47).

http://pravmir.ru/dusha-posle-smerti-gla...

Считая существенно важным и необходимым ежеседмичное нарочитое прославление Святой Троицы древняя Русь чрезвычайно редко опускала воскресную полунощницу и Троичные каноны. Даже в Светлое Христово Воскресение Троичный канон и все прочие песнопения и молитвословия в честь Святой Троицы не опускались совсем, но переносились в келию (подобно тому как в некоторых случаях переносятся в кельи повечерие и полунощница), и прославление Святой Троицы неопустительно совершалось по крайней мере священнослужителями, готовившимися к богослужению. А в чиновнике Московского Успенского Собора отмечено, что до времени патриарха Никона в Неделю Св. Пятидесятницы “недельный поп со диаконом начнут полунощницу и поют по обычаю канон Троичен и всенощного не бывает”. Такой же порядок соблюдался и в Новгородском Софийском Соборе. Накануне Пятидесятницы я не могу не обратить ваше внимание на этот порядок старины и не призвать к тому, чтобы вы сегодня вечером совершили воскресную полунощницу. Так как прошлая Неделя была 6го гласа, а следующая будет 8го, то канон можно взять из Октоиха на 7 глас. Припевом к песням канона будет: «Пресвятая Троице Боже наш слава тебе»! И я надеюсь, что такое прославление для вас станет доброй традицией накануне всех воскресных дней! А еще я хочу напомнить, что прошло уже 2 месяца с начала моего к вам предложения заняться устроением домашней церкви и налаживанием в ней соответствующего богослужения. Все эти два месяца я был с вами каждый день. Но ввиду того, что сейчас и храмы потихоньку открывают свои двери (хотя и с некоторыми ограничениями), и большинство из вас выходит на “дело свое и на делание свое даже до вечера” ( Пс. 103, 22-23 ), нам вольно или невольно придется сбавить темпы нашего обучения. Это не означает, что я прекращаю свои эфиры (тем более, что мы многое еще не успели разобрать). Просто общаться теперь мы с вами будем реже и по мере необходимости. В этом контексте весьма символично, что Пятидесятница – это день, которым завершается «Цветная Триодь», после чего мы вступаем в «обычное время церковного года».

http://azbyka.ru/video/64-polunoshhnica-...

Тот, кто ходит пред лицем Небесного Отца, тот, кто в тайне своей души беседует со Словом Воплотившимся, как это было свойственно великим и духоносным мужам-апостолам и их преемникам, получает особенную благодать – свидетельство о Христе Воскресшем. Конечно, не по своенравию, не по своему почину, но по послушанию от священноначалия. Впрочем, каждый христианин, по удостоверению апостола Петра, должен уметь дать отчет о своем уповании (см.: 1 Пет. 3: 15). Этим постом, как мне кажется, должно особенное внимание обратить на то, чтобы все наши действия, даже малые поступки, каждый шаг, каждое словесное деяние были сообразованы с волей Божией благой, угодной, совершенной. Лучше дела без слов, чем слова без дел, не правда ли? Соответствие дела и слова, подтверждение устоев нашей веры и заповедей, которые мы призваны исполнять в отношении Создателя и ближних, – это самое красноречивое свидетельство о Воскресшем Христе. Но задумаемся: сколько примерно слов на дню мы тратим на общение друг с другом? Не ошибемся, если скажем: миллион. А может быть, и более того. Между тем Спаситель, предупреждая нас, говорит, что каждое пустое, бессодержательное, чуждое нравственного смысла слово, лишенное духа правды и любви, загрязненное лукавством, пошлостью, раздражительностью, нечистотой, гордыней, высокомерием, оборачивается к осуждению носителя слова. За каждое праздное слово люди дадут отчет в день Суда. Апостольский пост дарован как упражнение в исихии – священном молчании при внутренней обращенности к Богу Итак, Апостольский пост дарован нам как упражнение. Во-первых, священной исихии. Слыхали такое замечательное греческое наименование? Исихия – священное молчание. Пост при внутренней обращенности к Богу. Тот правильно проходит Апостольский пост, кто старается с утра пораньше, как сказано: «Изыдет человек… на делание свое до вечера» (Пс. 103: 23) – до сумерек, в глубинах души беседовать со Словом Воплощенным, обращаться к всеведущему и всемилостивому Спасителю в тайне сердца: «Господи Иисусе Христе, благослови, прости, помилуй, настави, укрепи. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

http://pravoslavie.ru/94625.html

- Что делать, чтобы молитва не была формальной, а достигала небес? - Однокоренное слово к «молитве» «мольба». А это значит, что по-настоящему может молиться лишь тот человек, который чувствует, что он погибает и умоляет (страстно просит) о помощи и пощаде. - Не потому ли в храме так много безрадостных и скорбных лиц? А как же тогда быть с заповедью святого апостола Павла: «Всегда радуйтесь» (1 Фес. 5:16)? - Христианин должен всегда быть жизнерадостным. Но нужно осознавать, что подлинная радость наступает лишь тогда, когда мы освобождаемся от греха. Этот процесс довольно непростой. Мир, плоть и диавол этому всячески препятствуют - отсюда скорбные лица. - Но что такое подлинная радость? Как ее ощутить? Когда человек веселится на вечеринке, на пикнике, в ночном клубе или просто в компании друзей, неужели там нет радости? - Возможно, радость присутствует, но в большинстве случаев она носит искусственный характер. Одной из причин этого является то, что, как правило, такие веселья почти никогда не обходятся без употребления спиртного. - Разве это плохо? Ведь в наше время практически любое праздничное застолье без выпивки не обходится. - В умеренных дозах хорошее вино, действительно, может действовать благотворно и веселить наше сердце. Об этом пишет псалмопевец Давид: «Вино... веселит сердце человека»(Пс. 103:15).Не случайно красное вино используется при совершении Таинства Евхаристии. А святой апостол Павел советует употреблять вино при болезни желудка (1Тим. 5:23). Проблема возникает тогда, когда человек теряет чувство меры при его употреблении. Лучшая мера вина при праздничных застольях - не более 150 грамм. А детям и юношам лучше совсем удержаться от него. У них и без вина предостаточно веселости и энергии. - Почему одни люди могут контролировать меру выпивки, а другие нет. - В большинстве случаев чувство меры теряется от неумения строить отношения с другими. Вместо того чтобы попытаться разобраться в ситуации, помолиться, обговорить, разрешить ее, слабые духом люди уходят от ответственности и находят самый простой для них выход - в спиртном. К сожалению, намного чаще это случается с мужчинами.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/i...

Земля производит хлеб, вино и елей человеку; на ней же появляются и сады при долинах, и роскошные кедры на Ливане; там же селятся птицы, выше всех гнездо свивает аист; на горах же живут серны, а среди камней укрываются зайцы. Таким образом – всюду жизнь и движение. Пс.103:19 .  Он сотворил луну для указания времен, солнце знает свой запад. Пс.103:20 .  Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; Пс.103:21 .  львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Пс.103:22 .  Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; Пс.103:23 .  выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Пс.103:24 .  Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Солнце и луна исполняют данное Богом назначение, служить указателями времени, и солнце знает свой срок ( «знает запад» – знает свой закат, когда перестает светить). Когда солнце прекращает светить, настает ночь, вместе с тем начинается и особенная жизнь; тогда хищные звери (львы) и все, селящиеся в дубравах (лесах и рощах) выходят искать себе соответственной их инстинктам и физическому строению пищи. С восходом же солнца они скрываются в логовищах; тогда выступает со своими дневными занятиями человек. Как величествен и премудр весь мир, так устроенный Богом и полный кипучей и разнообразной жизни в каждый момент дня и ночи! Пс.103:25 .  Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; Пс.103:26 .  там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем. Не безжизненно и море: там невозможно пересчитать всех гадов и разнообразных животных от малых до великих; там плавают корабли по поверхности воды, как громадные чудовища, свидетельствующие о великой силе творческого ума человека, а под водою играет левиафан (крокодил), (см. Иов. 40:20–27, 41:1–26 )), для которого не страшны ни другие обитатели вод, ни самая бездна морей. Пс.103:27 .  Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

их совершенно, оделись они в неправду и нечестия свои...» (Пс.72:6), а в другом месте: «смиренным дает благодать» (Притч.3:34), — что милостыня прекрасна: «расточил: ...дал нищим, правда его пребывает в... век века» (Пс.111:9), — что милосердие достойно похвалы: «муж, щедро... дающий, устроит дела свои на суде» (Пс.111:5), — что не должно злословить: «тайно клевещущего на ближнего своего — сего я изгонял» (Пс.100:5). И много — го­раздо больше сказанного — найдешь ты здесь мыслей, исполненных любомудрия. И он беседует не только о настоящем, но и о буду­щем, не только о видимой, но и о невидимой твари. Желаешь узнать о небе, пребудет ли оно вечным или потерпит изменение? В ответ на это он ясно говорит тебе, что «как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся» (Пс.101:27). Или о наружном виде (небес) пожелаешь узнать, опять услышишь от него: «простираешь небо, как кожаный покров» (Пс.103:2). Если пожелаешь узнать, что нахо­дится далее — за пределами этого неба, дает тебе ответ и на это: «покрываешь водами высоты Свои» (Пс.103:3). Не останавливается (псалмопевец) и на этом, но скажет тебе и о широте, и о глубине, доказывая их равномерность: «насколько отстоит восток от запада,... (настолько) Он удалил от нас беззакония наши» (Пс.102:12). «Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил... Господь на боящихся Его» (Пс.102:11). Если ты захочешь исследовать основания земли, то и этого от тебя не скроет, но услышишь от него, что (Господь) «на морях основал ее» (Пс.23:2). Или ты желаешь узнать о земле­трясениях — отчего они бывают? Всякое твое недоумение рассеивается его словами: «Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись» (Пс.103:32). Если спрашиваешь о том, какое назначение имеет ночь, и это можешь узнать от него: «Ты простираешь тьму, — и настает ночь,... когда ходят все звери лесные» (Пс.103:20). Объяснит тебе он и то, чем полезны горы: «высокие горы для оленей», и для чего скалы: «каменистая скала — прибежище зайцам» (Пс.103:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010