Беседа XI О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения. 1. Знаю, что в предшествовавшие дни я занимал ваш ум глубокими размышлениями; поэтому сегодня хочу предложить вам более легкое поучение. Как тело, изнуренное постом, нуждается в некотором отдыхе, чтобы могло потом с живой ревностью опять выступить на подвиги поста, так и душа требует отдохновения и успокоения. Не всегда нужно напрягать ее, не всегда и послаблять ей; но иногда делать одно, а иногда другое, и таким образом управлять и состоянием души, и вожделениями плоти. Всегдашний напряженный труд производит изнурение и изнеможение, а постоянное послабление ведет к беспечности. Это бывает, как всякому известно, и с душой, и с телом. Поэтому мера во всем – прекрасное дело. Этому-то научает нас Бог всяческих и самыми творениями, которые Он создал для нашего существования. Чтобы в этом увериться вам, возьмем в рассмотрение день и ночь, т.е. свет и мрак. Назначив человеку день для делания, а мрак ночи для успокоения и отдохновения от трудов, (Бог) обоим им положил меру и пределы, чтобы все мы могли получать от них пользу. А что свет дневной есть время делания, послушай Давида, который говорит: «Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера» ( Пс.103:23 ). И хорошо сказал: «до вечера», потому что с наступлением вечера свет удаляется, а приходит темнота и усыпляет человеческую природу, успокаивает утрудившееся тело, утишает все чувства и, как добрая кормилица, своей заботливостью всем членам дает свободу от трудов и изнурительных занятий. Когда же мера ночи исполнится, появляется свет, и, пробудив человека, делает его способным свежими чувствами воспринимать солнечные лучи, и с новым и горячим усердием приступать к обычным делам. То же можно видеть и в последовательности времен года: после зимы наступает весна, а за летом следует осень, чтобы переменой в растворении воздуха тела наши освежались, чтобы и не расстраивались чрезмерно сжимаемые холодом, и не ослабевали сильно согреваемые зноем; поэтому (Бог) заставляет нас к зиме приучаться осенью, а к лету весной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). МОЛИТВОСЛОВИЯ ЗА ТРАПЕЗОЙ Наш Церковный Устав знает только две трапезы - обед и ужин. И только для этих двух случаев дает в богослужебных книгах соответствующие чины благословения трапезы и благодарения после нее. Это и понятно, ибо наш Устав слагался по преимуществу в монастырях, где и раннее утро, и вся первая часть дня (почти до полудня) были заняты богослужением. Но и в монастырях часть братии, несущей разные послушания, отстояв полунощницу, первую часть утрени и шестопсалмие, с началом чтения кафизм отправляются на различные послушания, нередко сопряженные с нелегким физическим трудом. Тем более мирские люди, обязанные житейскими заботами, после утренней молитвы должны исходить на дело свое и на делание свое даже до вечера (Пс. 103, 22-23). Ввиду предстоящих трудов необходимо подкрепление телесных сил пищею. Так установилась третья - утренняя трапеза, поставляемая как в мирских домах, так и монастырях, но в последних только для тех, кому с утра предстоит работа. Эта третья трапеза - завтрак - в особенности у мирских людей стала традиционной, неотменной, обычаем узаконенной и потому как бы уставной. Для людей же, занятых тяжелыми физическими трудами, в частности, для русского народа-земледельца, живущего в довольно суровых климатических условиях, и сверх этих трех раз - особенно в долгие летние дни, когда земледельцы в тяжелую страдную пору трудятся от зари до зари, устанавливались дополнительные трапезы. Второй завтрак, получивший название полдника, и паужинок - легкое подкрепление пищей между обедом и ужином. Но и сверх этого хлебосольный русский народ всегда ради гостя спешил и спешит поставить хотя бы небольшое угощение, устроить хотя бы скромную братскую трапезу. А за последнее столетие не только в городе, но и в деревне, не только у мирян, но и у иноков, стало почти обязательным чаепитие, устраиваемое и ради гостей, и в дополнение или взамен завтрака и полдника.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2131...

Разделы портала «Азбука веры» Небо (небеса) — 1) область воздушного пространства, окружающего землю; 2) вообще пространство, охватывающее землю; космическое пространство; 3) особое место присутствия Божия; область, изначально населенная ангелами, а после совершения Искупления — и душами святых; 4) Представители Небесного Царства. 1) На небо, как на область воздушного пространства, Священное Писание указывает, когда сообщает о птицах небесных ( Быт.1:20 ), небесных ветрах, тучах, дожде ( 3Цар.18:45 ), молниях ( 2Цар.22:15 ), о безоблачном небе ( 2Цар.23:4 ). В тех случаях, когда говорится о городах или отдельных строениях высотой до небес ( Втор.9:1 ), подразумевается именно эта небесная сфера. 2) О небе в более широком значении, включающем понятие «звёздное пространство», или же в значении исключительно звёздного пространства, как правило упоминается в связи с повествованием о небесных светилах: солнце, луне, далеких звездах: «И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратиться во тьму и луна — в кровь…» ( Иоил.2:30-31 ). Несмотря на то, что в традиционно светском представлении атмосферная оболочка земли, а тем более межзвёздный вакуум по физическим свойствам не является твёрдым, небо, по слову Божию, называется твердью: «птицы да полетят над землею, по тверди небесной» ( Быт.1:20 ); «да будут светила на тверди небесной» ( Быт.1:14 ). Объяснение этого кажущегося несоответствия заключается в том, что твёрдым небо называется не в сравнении, скажем, с алмазом, металлом или даже текучим веществом, а в сравнении с невещественным миром, горним Небом, Небесами небес. Имея это в виду, понимаем, что слова одного ветхозаветного мыслителя о сопоставимости твёрдости неба с твёрдостью зеркала следует считать поэтической гиперболой: «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании?.. Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало» ( Иов.37:16,18 ). Тем не менее, небо всё же ассоциируется библейскими праведниками с твёрдым сооружением, например, с величественным куполом или сводом, утверждённым на могучих столпах ( Иов.26:11 ); с гигантским шатром, растянутым над поверхностью земли ( Пс.103:2 ).

http://azbyka.ru/nebo

Содержание МОЛИТВОСЛОВИЯ ЗА ТРАПЕЗОЙ Наш Церковный Устав знает только две трапезы — обед и ужин. И только для этих двух случаев дает в богослужебных книгах соответствующие чины благословения трапезы и благодарения после нее. Это и понятно, ибо наш Устав слагался по преимуществу в монастырях, где и раннее утро, и вся первая часть дня (почти до полудня) были заняты богослужением. Но и в монастырях часть братии, несущей разные послушания, отстояв полунощницу, первую часть утрени и шестопсалмие, с началом чтения кафизм отправляются на различные послушания, нередко сопряженные с нелегким физическим трудом. Тем более мирские люди, обязанные житейскими заботами, после утренней молитвы должны исходить на “дело свое и на делание свое даже до вечера” (Пс. 103, 22-23). Ввиду предстоящих трудов необходимо подкрепление телесных сил пищею. Так установилась третья — утренняя трапеза, поставляемая как в мирских домах, так и монастырях, но в последних только для тех, кому с утра предстоит работа. Эта третья трапеза — завтрак — в особенности у мирских людей стала традиционной, неотменной, обычаем узаконенной и потому как бы уставной. Для людей же, занятых тяжелыми физическими трудами, в частности, для русского народа-земледельца, живущего в довольно суровых климатических условиях, и сверх этих трех раз — особенно в долгие летние дни, когда земледельцы в тяжелую страдную пору трудятся от зари до зари, устанавливались дополнительные трапезы. Второй завтрак, получивший название “полдника”, и “паужинок” — легкое подкрепление пищей между обедом и ужином. Но и сверх этого хлебосольный русский народ всегда ради гостя спешил и спешит поставить хотя бы небольшое угощение, устроить хотя бы скромную братскую трапезу. А за последнее столетие не только в городе, но и в деревне, не только у мирян, но и у иноков, стало почти обязательным чаепитие, устраиваемое и ради гостей, и в дополнение или взамен завтрака и полдника. Верующие люди как всякое вообще дело, так, в частности, принятие пищи, хотя бы и не предусмотренное Уставом, всегда предваряют и завершают молитвой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

XXII. Иго благое и бремя легкое – Любовь Божественная и Крест Христов Идеал христианский, – по выражению В. С. Соловьева , – вечен, вне условий места и времени, вне преходящих форм бытия, предносится пред всем человечеством, не укладывается в жизнь, всегда выше ее, не мирится с нею, вечно будит и нудит человеческое общество и стремит его вперед и вперед. Нельзя сказать, однако, что при этом избирается верный путь. Люди вожаком своим избрали разум, который стал на время их благом. Люди ищут чего-то больше похотением своим и больше в картинных галереях, чем в храмах Христовых. Ищут счастья своей животной стороны жизни, а не радости благодатного единения всей личности с Богом. Оттого и не находят. Надо искать. Еще и еще искать истину. Она одна. Истина – Христос, Спаситель мира, Который зовет: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28–30 ). Какое же это иго и бремя? – Любовь Божественная! Так как любовь есть истинное благо, и благо легкое для человека, пребывающего в любви, – поскольку там, где любовь, бремя не чувствуется. Для человека, любящего Бога, «заповеди Его не тяжки» ( 1Ин.5:3 ), как не тяжки бывают для исполнения и повеления того, кого мы любим. Люди, любящие друг друга, с радостью общаются друг с другом, и от общения этого еще большей любовью взаимно воспламеняются. Человек, смиренно сознающий и свою греховность, и свое ничтожество перед величеством Всесвятого, Всемогущего и Вечнолюбящего Бога, всегда, даже когда в нем воспламеняется любовь ко Христу Богу, будет смиренно с любовью обращаться к Нему, прося Его помощи, просвещении, заступлении и спасении, и при этом будет благодарно, с радостью славословить Его – Искупителя и Спасителя своего. Верующий всегда радуется, когда с любовью молитвенно общается с вечно и неизменно его любящим Спасителем Богом. «Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил» ( Пс.70:23 ). «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое, приклонил ко мне ухо Свое; и потому буду призывать Его во все дни мои» ( Пс.114:1–2 ). «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоил.2:32 ; Рим.10:13 ). Молитва всегда радость для христианина, ибо она связывает его с источником радости, с любящим его Богом. «Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе» ( Пс.103:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 38. Молитвы неуставных трапез Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем разговор о молитвословиях за трапезой. Сегодня узнаем, какие есть молитвы для так называемых неуставных трапез. Напоминаю, что уставными являются только обед и ужин, кроме которых никаких трапез больше Устав древних монастырей не предполагал в виду богослужебных обязаностей. Впрочем, в тех же монастырях была такая часть братии, которая вынуждена была выполнять разные неотложные и физически нелегкие работы даже во время совершения богослужения. И им в виду предстоящих трудов необходимо было подкрепление телесных сил пищею. Так установилась еще одна — утренняя трапеза для тех, кому с утра предстоит работа. Эта третья трапеза — завтрак — в особенности у мирских людей, обязанных исходить на “дело свое и на делание свое даже до вечера” ( Пс. 103, 22-23 ), стала неотменной, обычаем узаконенной и потому как бы уставной. Поэтому для него тоже появился свой чин совершения. Завтрак по характеру своему весьма отличен от обеда, короче его и ближе подходит к ужину. В связи с этим можно было бы употреблять молитвословия вечерней трапезы, если бы не стихи 4 псалма, слова которых “в мире вкупе усну и почию” не соответствуют времени. Поэтому по подобию того, как пред ужином читается место из 21 псалма, пред завтраком стали употреблять известное многим мирянам молитвословие, составленное из 15–16 стихов 144 псалма: «Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволение». А так как утреннее насыщение ввиду предстоящих трудов должно быть полнее и обильнее вечернего, то после завтрака стали использовать одну из благодарственных послеобеденных молитв: “Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас…” с соответствующим обычным окончанием. Кроме завтрака существуют еще некоторые дополнительные трапезы.

http://azbyka.ru/video/38-molitvy-neusta...

103. Слово в Неделю 13-ю по Пятидесятнице 248 «Камень, егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла: от Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею» ( Пс. 117, 22–23 ; Мф. 21, 42 ). Еще раз словами ныне чтенного Евангелия напоминается нам, братие, печальная судьба народа еврейского, отвергшегося Господа, воспитавшего его, и Мессии, Спасителя своего. Еще законодатель этого народа пророк Моисей предрек страшную судьбу своему народу за его отступление от Господа. «Внимай, небо, я буду говорить; и слушай, земля, слова уст моих», – в пророческом вдохновении говорил этот вождь Израиля, как бы уже созерцая бедствия, постигшие Израиля за отступление его от Бога своего. «Часть Господа народ Его, – продолжал он говорить в своей обличительной песне, – и Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего... Он вознес его на высоту земли и кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы... И ел Иаков, и утучнел Израиль... и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего». ( Втор. 32:1, 9–10, 13, 15 ). В основание Сиона был положен «Камень многоценный, избранный, краеугольный, честный» ( Ис. 28, 16 ), но Израиль пренебрег своим краеугольным Камнем Христом, «пренебрег, – по слову пророка Исаии, – водами Силоама, текущими тихо» ( Ис. 8, 6 ), то есть царством Давида, от которого должен был произойти Христос, восхищаясь более внешним блеском царств мирских, чем Божественною славою Еммануила Христа, скрывающеюся в уничижении. И что же получил народ еврейский взамен Господа, Которого отверг, захотев устроить жизнь свою на ином основании? Увы! Теперешняя судьба его есть печальное, но точное исполнение пророчественных слов его законодателя Моисея. Доселе народ сей является «не главою, а хвостом» пред другими народами, встречает какое-то невольное презрение и отвращение со стороны их ( Втор. 28:37, 44 ); поистине «небо, которое над головою его, сделалось как бы медным, и земля под ним как бы железом» ( Втор. 28, 23 ). И во что превратилась духовная жизнь этого народа, отвергшего Христа? В погоню за приобретением серебра и золота, которое увы! как некогда золотой телец, сделанный при горе Синае, не является спасительным и не изменяет судьбы этого народа: по-прежнему ненавистные для него христиане господствуют над ним, если только сами не отступили от имени Христова, прославившего их.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

84. Поучение в неделю по Воздвижении честнаго Креста Господня. Животворящий Крест Христов еще посредине церкви, пред нашими очами, потому, что праздник в честь креста продолжается до двадцать второго числа настоящего месяца – отдание его или окончание совершается 21 сентября; но сколь прискорбно, что приходящих христиан в церковь для поклонения кресту по будням – мы почти никого не видим; а кийждо из них «ходит на дело свое мирское и на делание даже до вечера» ( Пс.103:23 ). Неужели труд большой – зайти утром и вечером и поклониться Животворящему Кресту Господню? Ах! К несчастию встречаются, напротив, безумцы, которые дерзают как и кресту, так и святым иконам – наносит бесчестие и поругание: я не говорю о тех, которые без всякого уважения в своем доме обращаются с этою святынею, которые держат в доме старые, запылённые и покрытые разными нечистотами иконы и кресты, или которые подкуривают дымом сии святости, или бесчестно ведут жизнь и грешат пред лицем тех святых, которые изображены на иконах, тогда, как честь, равно и бесчестие переходят на лицо живописуемых лиц святых, или Божией Матери, или самого Господа нашего Иисуса Христа: я напоминаю о дерзости и бесчувственности тех, которые за деньги или за пойло – и святые иконы и кресты отдают под залог или на время или навсегда евреям – врагам Христовым. В обличение таких нечестивцев, расскажу вам об одном событии, недавно случившемся, дабы вы знали: как строго наказывает Бог того, кто врагам креста – евреям, отдаёт на поругание сию святыню. Киевской губернии, Таращанскаго уезда, в деревне Лихачихе, в прошедшем месяце, случилось следующее событие: в западных губерниях есть обычай ставить большой величины кресты, преимущественно на перекрёстках въездов и выездов из селений. Один такой крест стоял около деревни Лихачихе, вблизи корчмы. Начальство повсюду предписало, чтоб такие кресты были снимаемы и переносимы на кладбища, или в какое-либо другое при церквах приличное место. Сотский деревни Лихачихе, видя, что жители той деревни, не слушают его приказания и не принимают креста при корчме, сам срубил его, и отдал жиду той корчмы на дрова, а поперечник креста, как полусгнивший и не годный на дрова, оставил на месте, где был крест. Случилось же так, что за два месяца пред этим, один молодой извозчик, был укушен бешеным волком, и во время проезда его около корчмы, с ним случился припадок бешенства, и в припадке этом он схватил тот поперечник креста – разбил корчму и разогнал всех жидов; сам по выбил окна, двери, всю посуду с водкою, разметал пух из жидовских перин, и когда сотский прибежал к корчме для спасения ее и жидов; то бешеный извозчик поперечником креста избил и изуродовал, растрощил ему всю голову – убил на смерть сотского, и потом бегал по деревне и всякого бил и все разбивал – и сказал, придя к памяти, что он видел на месте креста самое распятие Христа Спасителя; впрочем убийца и сам на третий день умер 48 . Так-то Бог наказывает и карает тех, которые наносят бесчестие кресту Христову!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

О выборе монашеского пути, препятствиях и искушениях, помощи Божией и ежедневных чудесах Истории инокини Серафимы (Цветовой) Ольга Рожнёва Сестры Казанской Трифоновой пустыни, вторая слева – инокиня Серафима С инокиней Серафимой, а тогда 23-летней послушницей Анастасией, я познакомилась на послушании в Казанской Трифоновой женской пустыни двадцать лет назад – в 2002 году. Мы вместе с Настей пололи монастырский огород и разговорились – было очень радостно беседовать с ней и даже просто молчать: чистый, светлый человек, совсем юная, но ревностная, уже вкусившая сладость молитвы, познавшая опытным путем истины, изреченные царем и пророком Давидом: «Коль сладки гортани моему словеса Твоя паче меда устом моим» (Пс. 118: 103) и «Близ Господь всем призывающим его, всем призывающим его во истине» (Пс. 144: 18). Часто люди приходят к Богу уже в зрелом возрасте, после многочисленных скорбей и испытаний, тяжелых болезней. Настя же, ловко пропалывающая морковку рядом со мной, пришла к Богу маленькой девочкой – по сугубым молитвам своих бабушек. Вот ее истории: «Кости есть – мясо нарастет!» В монастырь я пришла в 2001 году и подвизаюсь здесь уже более двадцати лет. Думаю, что молились за меня мои родные, особенно бабушка Феодосия, в семейном кругу баба Феня. Родилась я в 1979 году, очень слабенькая, семимесячная. Пальчики были как гвоздики. Папа спросил у своей мамы, бабы Фени: – Жить-то будет? На что получил ответ: – Кости есть – мясо нарастет! В детстве я жила с бабой Феней в одной комнате, и комната наша была постоянно наполнена Словом Божиим: бабуля ежедневно читала Евангелие и Псалтирь, постилась по церковному уставу. Инокиня Серафима Моя бабушка Феня Бабушка родилась в начале XX века, в 1907 году, в семье Прасковьи и Федора Копотиловых. Прабабушка и прадедушка жили в Сибири, в одной из деревень Тобольской губернии (с 1918 года – Тюменской). Все Копотиловы были глубоко верующими. Имелось у них и большое хозяйство: земля, скотина. Молились и трудились – и Господь посылал все необходимое.

http://pravoslavie.ru/143862.html

Разделы портала «Азбука веры» Сайт о здоровье и медицине протоиерей И.В. Бачинин 20.07.2021 17.04.2023 Приходская Школа трезвости: как организовать Общество трезвости и курсы по избавлению от алкогольной зависимости В Избранное ( 5  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Что такое настоящая трезвость и как её достичь Дорогие читатели! Перед вами — книга о том, как помогать людям, попавшим в зависимость от алкоголя, как организовать при храме Общество или Школу трезвости. То, что автор этой книги — священнослужитель, а Школа трезвости действует на церковном приходе, — совсем не случайность. Как у алкоголизма есть духовные причины, так и трезвость, трезвение — категории в том числе и духовной жизни. И рассуждать об отсутствии трезвости нужно более глубоко и серьёзно, чем просто как о пагубной привычке регулярно употреблять большие дозы спиртного. Трезво смотреть на мир могут только святые — люди, которые знают Бога. Трезвый взгляд открывает страшное засилье зла в мире: человек видит случающиеся в нём искушения, замечает действия дьявола. Но, с другой стороны, трезвый человек видит и всепобеждающую любовь и силу Божию, которые помогают избежать расставленных дьявольских сетей. Алкоголизм — это один из видов пьянства, нетрезвого состояния души. Можно опьянять себя мечтами, нечистыми страстями, интернетом и виртуальными играми, наркотиками — много способов опьянения есть у современных людей. Но любой вид «опьянения» в основе своей имеет духовные причины. Конечно, если говорить о самом веществе, то в рассуждениях об алкоголизме и об отношении к вину нужно избегать крайностей. Пьянство, алкоголизм — безусловно, зло. Но вино само по себе злом не является. Виноградное вино дано Богом, оно используется для Евхаристии. В Библии сказано: вино веселит сердце человека (ср.: Пс.103:15 ), и апостол Павел рекомендовал своему ученику Тимофею немного вина, ради желудка его и частых недугов (ср.: 1Тим.5:23 ). Сам Господь Иисус Христос употреблял вино на трапезах, вино было обязательной составляющей иудейских праздников. Вино в древности являлось основным напитком в Грузии, Греции, Иудее. Там не знали чая и кофе, и люди пили вино, разбавленное водой. Пили вино и в монастырях, где оно разрешалось даже в постные дни. У некоторых народов до сих пор сохраняется культура застолья, где вино — обязательный атрибут.

http://azbyka.ru/zdorovie/prihodskaja-sh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010