Слово 105. О псалмопении Псалмопение есть дело бестелесных Сил, служащих и непрестанно предстоящих пред Богом в соответствии со сказанным:Хвалите Его, вси Ангели Его: [ Col. 1752 ] хвалите Его, вся Силы Его ( Пс. 148:1–2 ). И еще: Благословите Господа, вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа, вся Силы Его, слуги Его, творящии волю Его ( Пс. 102:20–21 ). А это подходит и ко всем человекам: Всякое дыхание да хвалит Господа ( Пс. 150:6 ), и особенно к монахам, избравшим ангельское жительство, ибо блажен, иже в законе Его поучится день и нощь ( Пс. 1:2 ). И: боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаков ле, прославите Его ( Пс. 21:24 ). Поэтому пасалмопение есть жертва постоянства и хвалы, в соответствии со словами: Жертва хвалы прославит Мя ( Пс. 49:23 ), пожрох Ему жертву хваления ( Пс. 26:6 ). Посему монах обязан постоянно и непрерывно священнодействовать Богу узаконенными Им славословиями: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих ( Пс. 33:2 ). Услышим Давида, повелевающего нам: Пойте Богу нашему, пойте, пойте Цареви нашему, пойте… разумно( Пс. 46:7 ); Пойте Господеви в гуслех и гласе псаломсте ( Пс. 96:5 ). Но и: пойте Ему со восклицанием ( Пс. 32:3 ); Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил ( Пс. 70:23 ); и опять: Пойте Господеви, преподобнии Его ( Пс. 29:5 ); Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом ( Пс. 2:11 ); хваление Его в церкви преподобных… и сынове Сиони возрадуются о Царе своем ( Пс. 149:2 ); воспою и пою во славе моей ( Пс. 56:8 ); Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь( Пс. 38:4 ); и еще: Коль сладка гортани моему словеса Твоя: паче меда устом моим ( Пс. 118:103 ); Тако благословлю Тя в животе моем и о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя( Пс. 62:5–6 ), и потоком сладости Твоея напоиши я ( Пс. 35:9 ), то есть воспевающих Тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Земля (Earth; land) «Кто... вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?.. Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним» ( Ис.40:12, 22 ). «Небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь» ( Ис.66:1–2 ). В показанных Исаией образах земли как подножия Бога и взвешивания Богом праха земли выражается мысль о величии Бога, возвышающегося над творением. В отличие от богов плодородия в языческих религиях и от рукотворных идолов, Он превосходит все созданное Им. В псалмах Богу возносится хвала не только как Творцу, но и как Вседержителю. Это составляет тему Пс.103 . Он сотворил небо и «поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» ( Пс.103:5 ). Он дает воду, пищу и приют разного рода земным созданиям и чередует времена года ( Пс.103:10–23 ). Бог заботится о Своем творении и поддерживает в нем порядок: «Пошлешь дух Твой – созидаются [творения], и Ты обновляешь лицо земли» ( Пс.103:30 ). Вместе с тем, когда Он совершает суд, «призирает на землю, и она трясется» ( Пс.103:32 ; см. также Пс.147 ). Для понимания образа земли в Библии первостепенное значение имеет взаимосвязь человека с землей. «И создал Господь Бог человека [adam] из праха земного [ a dama]» ( Быт.2:7 ). Будущее человечества и земли тесно связаны. После акта неповиновения Адама и Евы в Едемском саду Бог вынес приговор: «Проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» ( Быт.3:17–19 ). Человеческие дела оскверняют и растлевают землю: «И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» ( Ис.24:5–6 ). Осия, Иеремия и Амос пользуются образом плача земли из-за злых дел человека ( Ос.4:1–3 ; Иер.12:4; 23:10 ; Ам.1:2 ). Осия сетует, что «нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания на земле» ( Ос.4:1 ). В результате «восплачет [иссохнет] земля сия, и изнемогут все, живущие на ней, со зверями полевыми и птицами небесными, даже и рыбы морские погибнут» ( Ос.4:3 ). Как мы знаем, земля испорчена и ожидает обновления. В своих пророчествах о будущем земли некоторые библейские авторы пользуются образом одежды для выражения мысли о быстротечности ( Пс.101:26–28 ; Ис.51:6 ). Автор Послания к евреям цитирует Пс.101 :

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Псалмопевец прославляет величие Божие в устроении видимого неба (ст. 2–5) и, останавливая свое внимание особенно на величественном зрелище солнца в его ежедневном течении (ст. 6–7), переносится мыслью к духовному солнцу нравственной природы человека, – к богооткровенному закону и, восхваляя его совершенства (ст. 8–12), в сознании пред ним своих нравственных немощей, усердно молит Господа – сохранять и очищать его от прегрешений (13–14), и милостиво принять воспеваемую Ему песнь (ст. 15). Писателем псалма надписание называет Давида (ст. 1) и, судя по содержанию и образу выражения, не может быть сомнения в том, что он действительно произведение этого благочестивого певца, который именно любил восхищаться величественными картинами природы, созерцая в них славу Творца (ср. ст. 2–7 с Пс.8 ) и в то же время был искренним чтителем закона Божия (ср. ст. 8–11 с Пс.1:2 ), стараясь удерживать себя от зла и сохранять чистоту и непорочность сердца (ср. ст. 14 с Пс.14 и 100), и который потому по преимуществу был и назывался рабом Господа (ст. 12, ср. 2Цар.7:5, 8, 19, 20, 21 и сл.) и Его обыкновенно любил называть своей твердынею (скалою – ) и избавителем (ср. ст. 15 с Пс.17:3 32:47). Время написания псалма положительно неизвестно, но имея в виду с одной стороны то, что употребляемые в нем наименования Господа твердынею и избавителем выработались на языке Давида во время укрывательства его в горах иудейских от преследования Саула (см. выше прим. с Пс.9:10 стр. 156 и к Пс.17:3 стр. 239), а с другой – принимая во внимание спокойно радостный тон псалма, совершенное отсутствие в нем жалоб на скорби и несчастия и наконец выражение псалмопевцем намерения поступать во всем непорочно по требованию Закона Божия, подобно как это высказывается в Пс.100 , относящемся к первым годам его царствования в Иерусалиме, – можно с вероятностью полагать, что Псалом этот воспет был после избавления от Саулова гонения в первое время спокойного царствования Давида в Иерусалиме (ср. 2Цар.7:1 ), когда он, не тревожась нападениями врагов и другими опасностями, располагал посвятить себя мирной деятельности во славу Господа в духе Его закона. Поводом к написанию его, вероятно, было величественное зрелище утреннего неба с восходящим солнцем, как Пс.8 вызван был подобным же зрелищем ночного неба с сияющими на нем луною и звездами; а так как с началом дня псалмопевец готовился выходить на делание свое до вечера ( Пс.103:22–23 ), то от восходящего дневного светила он естественно переносился мысленно к духовному солнцу – закону Божию)., во свете которого должна была совершаться его дневная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Корабль, кораблекрушение (Ship, shipwreck) Корабль – это крупное морское судно, в отличие от лодки, которая связывается, в первую очередь, с озерами и реками. Библейские образы корабля подтверждают, что евреи не были народом мореплавателей. В основном они жили на территориях, удаленных от моря, а у тех, кто жил на побережье, не было хороших гаваней. В ветхозаветных образах выражается неподдельный страх перед морем, и в большинстве случаев корабли изображаются как бы с определенного расстояния при описании судоходства в соседних странах. Когда Соломону понадобилось перевезти золото, ему, по всей видимости, пришлось нанять для этого финикийские корабли и моряков ( 3Цар.9:26–28 ). В Пс.103 после множества подробнейших зарисовок сухопутной природы описание кораблей в море выглядит на удивление невыразительной: «Это море – великое и пространное... Там плавают корабли» ( Пс.103:25–26 ). В Новом Завете в большей степени проявляется греческий и римский подход, признающий морские путешествия одним из основных средств международного общения, и половина библейских упоминаний о кораблях приходится на Новый Завет, но даже в нем самые яркие образы связаны с кораблекрушениями. В литературе в целом корабль служит образом путешествия (передвижения), безопасности и перевозки грузов (обычно связанных с богатством). Это образ идеала и благополучия, и кораблекрушения (в Библии и у Шекспира) показаны как запоминающийся образ ужаса, опасности и краха финансовых надежд. В древности корабли использовались для транспортировки разного рода грузов; на них плавали вестники ( Иез.30:9 ); они перевозили с места на место пассажиров, в том числе беженцев и пленных ( Втор.28:68 ; Ис.43:14; 60:9 ; Деян.27:1–2 ). Учитывая разнообразие и ценность перевозимых товаров, судоходство символизировало, как уже упоминалось, изобилие и богатство ( 3Цар.10:11, 22 ; Откр.18:11–13 ), а также власть и гордость, которыми они могли сопровождаться ( Ис.2:12–16 ). Инициатива и доходы, связанные с морской торговлей, находят выражение в образе добродетельной жены, добывающей обильное пропитание для своей семьи ( Притч.31:14 ). На морской торговле строилась вся экономическая жизнь Финикии, и прекращение этой торговли или разрушение гаваней вызвало национальную катастрофу ( Ис.23:1–14 ). С другой стороны, корабли могли символизировать угрозу вторжения или начала военных действий ( Чис.24:24 ; Дан.11:30, 40 ). Тот факт, что корабли не смогут подойти к будущему Иерусалиму, был для Исаии показателем его безопасности ( Ис.33:21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Душа Душа . Богооткровенное учение. По учению Св. Писания, человек состоит из двух совершенно различных начал: тела и души ( Быт.2:7 ; Иов.2:6 ; Еккл.12:7 ; Мф.10:28 ; Иак.2:26 ; 1Кор.6:20 ). Тело само по себе есть прах, инертное мертвое вещество. Оно становится одушевленным существом, благодаря душе, которая называется также дыханием жизни, духом жизни или просто духом. Душа, таким образом, есть начало жизни и сознания. Душою обладают не только человек, но и животные ( Быт.7:22 ; Пс.103:29, 30 ), причем как в человеке, так и в животных, душа не происходит из тела, но имеет свой источник в Боге. Если Бог сообщает праху дыхание жизни, из праха возникает одушевленное существо; если же отнимает у человека или животного дыхание жизни, получается прах ( Пс.103:29, 30; 145:4 ). Но между душою человека и животных существует коренное различие. В чем состоит это различие, можно видеть из рассказа бытописателя о создании видимого мира и человека. В этом рассказе останавливают на себе внимание четыре момента. 1) Мир видимый был создан в определенном порядке: сначала были сотворены неорганические тела, затем растения, далее: рыбы и птицы, потом животные и, наконец, человек. В этом порядке творения нельзя не видеть постепенного восхождения от «низших» тварей к более высшим, от менее совершенных к более совершенным. Отсюда человек, как созданный самым последним, должен был выйти из рук Творца самым совершенным. В его душе должны заключаться не только такие совершенства, которые присущи животным, но и совершенства специфические, ему одному свойственные. 2) Творению человека предшествовал совет Божий. Так как Бог есть существо вечное, то под советом Божиим, очевидно, нужно разуметь Божие предопределение о создании человека (ср. Деян.2:23 ; Еф.1:11 ). Но божественное предопределение обнимает все создания, ибо Бог всеведущ и всемогущ. Посему в предопределении Божием о создании человека нужно видеть предопределение о создании не человека только, но и всего мира. Человек, по мысли Творца, должен был явиться целью видимого мира: «сотворим человека...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Время (Time) Так как «время» и «времена» упоминаются в переводах Библии более семисот раз, понятно, что авторы Библии интересовались темой времени не меньше, чем люди современного мира. Более того, представление библейских авторов о времени весьма сложное и тонкое. Вполне можно сказать, что Библия более ориентирована на священное время, чем на священное пространство. При рассмотрении образов времени в Библии становится очевидно, что библейское время – это не просто (но и не менее чем) последовательность событий этого мира. Жизнь под солнцем: естественное время . Наиболее прямые библейские упоминания о времени не вызывают ассоциаций, они обозначают просто, что нечто произошло. Вопреки распространенному представлению о том, что в Библии нет циклического времени, во многих случаях заметно осознание того, что человеческая жизнь делится на сезоны, что в ней есть циклические повторения. Мы можем воспринимать такое время как естественное, основанное на естественном творении. Этот тип времени составляет часть изначального творения Бога. Первым актом Божьего творения было создание света и отделение его от тьмы. После этого каждый день творения завершался выражением: «И был вечер, и было утро: день один» ( Быт.1:5, 8, 13, 19, 23, 31 ). Далее Библия содержит многочисленные картины повседневной жизни, основанные на циклах «утро – вечер», «день – ночь», зависящих от двадцатичетырехчасового дня, исходя из каждодневного движения солнца. В Пс.103 говорится о том, как Бог позаботился о мире, сотворяя его, и особое проявление Его заботы – это солнце и луна, от которых зависит время мира ( Пс.103:19–23 ), упорядоченное чередование света и тьмы, с соответствующими действиями животных и людей. Почти две тысячи библейских упоминаний о «дне» и «ночи» показывают, насколько люди зависели от дневного цикла. Следующий жизненный цикл – неделя из семи дней. Она также связана с сотворением мира Богом, когда после шести дней работы последовал седьмой день отдыха ( Быт.2:1–3 ; Исх.20:8–11 ). Деление жизни человека на недели как единицу времени, такое привычное в современной жизни (о многих вещах мы думаем как о случающихся «раз в неделю»), тем не менее, имеет очень древнее происхождение, и жизнь евреев нерушимо строилась на неизбежных субботах. Помимо упоминаний о неделях, мы встречаем в Библии более 250 ссылок на месяцы или «новомесячия». Как и многие ссылки на дни и недели, упоминания месяцев часто встречаются в связи с религиозными обрядами закона Моисея, в результате чего даже самые обыкновенные единицы времени в библейскую эпоху были окружены для верующих аурой священного.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУША [греч. ψυχ], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм , Антропология ), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других - образ Божий заключен во всем человеке, т. е. в его Д. и теле) и возможность богоподобия, к-рые получает как дар Божий вместе с бытием; Д. человека бессмертна (некоторые древнецерковные писатели полагали, что Д. смертна; см. статьи: Бессмертие , Воскресение мертвых ). Ветхий Завет Синодальный перевод использует слово «Д.» для передачи древнеевр.  . Множество контекстуальных значений, в к-рых   используется в корпусе древнеевр. текстов, соответствует неск. основным: 1) горло, шея; 2) дыхание; 3) желание; 4) Д. как субъект желаний и эмоциональных состояний; 5) жизнь, жизненная сила; 6) человек, живое существо. Кроме того, слово   в нек-рых контекстах может принимать значения различных местоимений. 1. Горло, шея. Древнеевр. слово   так же как и соответствующие ему термины в др. семит. языках, может употребляться для обозначения горла или шеи (ср.: аккад.   угарит.   араб.  ), что отчасти отражено и в синодальном переводе. Так, напр., в Книге прор. Исаии говорится, что «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (   - Ис 5. 14). Тот же образ встречается и в Книге прор. Аввакума, где, по-видимому, слово   употреблено в том же значении: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою (  ), как ад» (Авв 2. 5). На основании этого значения могут быть поняты также слова о воде, достигающей «до души»: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (  ) [моей]» (Пс 68. 2 (МТ 69. 1); ср.: 123(124). 4-5), «Объяли меня воды до души (  ) моей...» (Иона 2. 6), о мече, угрожающем ей: «...о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души (  )?» (Иер 4. 10), или сопоставления Д. с разными частями тела: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» (Пс 104(105). 18; ср.: Пс 102(103). 1); «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6. 7; ср.: Притч 3. 22; 1 Цар 2. 33). Кроме того, в этом смысле Д. может «насыщаться» (Ис 58. 11; Втор 23. 24(25); Притч 6. 30 - букв.- наполняться), быть «тощей» (Ис 29. 8 - букв.- пустой), ей может «опротиветь пища» (Числ 21. 5; ср.: Пс 77(78). 18).

http://pravenc.ru/text/Душа.html

Разделы портала «Азбука веры» Владыко Господи Боже наш, древле ревнителя Илию пророка твоего мольбу послушавый, и еже на время дождь удержати изволивый: и ныне человеколюбивый Творче, и милостивый Господи, призри и на нас смиренных и недостойных рабов Твоих смиренныя мольбы, и яко щедр презри наша прегрешения, и умолен быв от самаго Твоего человеколюбия, подаждь ведро достоянию Твоему, и солнце просвети на требующыя и просящыя от Тебе милости: возвесели лице земли нищих ради людей Твоих, младенец же и скот и иных всех животных, ихже насыщаеши Твоим благоволением, и даеши пищу им во благо время. Ей, Господи Боже наш, не отрини вотще мольбу нашу, ниже посрами нас от чаяния нашего, но пощади нас по милости Твоей, и посети щедротами Твоими: исчезают бо всуе дние наши, и оскудевает в болезни живот наш: не погуби убо нас беззаконий ради наших, имиже негодование в ярость Твою на себе привлекохом: но сотвори с нами по тихости Твоей, и по множеству милости Твоея се бо душею сокрушенною, и духом смиренным пред Тобою припадаем, и яко раби непотребни, паче же большия казни достойни, в покаянии умиленно Тебе вопием: согрешихом и беззаконовахом, и прегрешихом во всем, заповеди Твоя преступающе, и сего ради вся, яже наводиши на ны, истиною и судом наводиши: но не до конца тлению, гладу же и погибели предаждь нас, ниже да потопит нас буря водная: но во гневе милости помяни, и туне щедрот Твоих ради умилостивися, и твое создание и дело рук Твоих яко благ помилуй, и от всякаго зла скоро избави.Твое бо есть, еже миловати и спасати нас Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Перевод: Владыка Господи Бог наш, в древности ревнителя Твоего Илью пророка мольбу послушал, и на время дождь изволил удержать: и ныне человеколюбивый Творец, и милостивый Господь, посмотри и на нас смиренных и недостойных рабов Твоих смиренные мольбы, и как щедрый не обращай внимания на наши прегрешения, и был умолён самим Твоим человеколюбием, подай ясную погоду по достоянию Твоему, и пусть солнце светит требующим и просящим от Тебя милости: сделай радостным лицо земли ради нищих людей Твоих, младенцев и скот и всех других животных, которые насыщаются Твоим благоволением, и Ты даёшь им пищу их в своё время ( Пс.144:15 , также Пс.103:23 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-vo-...

Краткое рассуждение первое. О провидении и промысле Отверзшу тебе руку, всяческая исполнятся благости: отвращшу же тебе лице, возмятутся: отъимеши дух их, и исчезнут и в персть свою возвратятся ( Пс.103:28–29 ). § I Провидение есть действе Бога, коим Он по предведению и намерению своему – всё премудро и праведно управляет. Провидение иные называют действием, иные определением. Однако сии не различествуют между собою как вещи противные, но суть одна другой подчинённые. Ибо, что Бог ни делает – то и определил сделать: Разумна бо от века суть Богови вся дела его ( Деян.15:18 ). § II Слово Провидения различно взимается: α) Означает сведение о будущем, которое, Бог предвидит, как говорит Пётр Апостол: Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте ( Деян.2:23 ). β) значит – самим делом иметь попечение о вещах нужных, как говорит Авраам к Исааку: Бог узрит себе овча во всесожжение, чадо ( Быт.22:8 ). Или, как Соломон пишет: мала и велика сей (Бог) сотвори, подобне же проразумевает о всех ( Прем.6:7 ). γ) Означает совокупно три части провидения, кои суть: предведение, намерение, и управление. I. Предведение, о коем говорит Павел: ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына своего ( Рим.8:29 ). Оно иногда называется просто предуведением, – иногда благоволением и любовью к избранным; как Сын Божий говорит: Аз есмь пастырь добрый: и знаю моя, и знают мя моя ( Ин.10:14 ). Или, как пишет Павел: ныне же, познавше Бога, паче же познани бывше от Бога, како возвращаетеся паки на немощныя и худыя стихии, имже паки свыше вспять служити хощете? ( Гал.4:9 ). И на другом месте: позна Господь сущыя своя ( 2Тим.2:19 ). Бог предвидит зло, равно как и добро, как напр.: предвидел порабощение Израильтян: и речено бысть ко Авраму: ведый увеси, яко преселно будет семя твое в земли не своей, и поработят я, и озлобят я, и смирят я лет четыре ста ( Быт.15:13 ). Предвидел пленение Павлово, как пишет в Деяниях Евангелист Лука: Пребывающым же нам тамо (в Кесарии) дни многи, сниде некто от Иудеи пророк, именем Агав; и пришед к нам и взем пояс Павлов, связав же свои руце и нозе, рече: тако глаголет Дух святый: мужа, егоже есть пояс сей, тако свяжут его во Иерусалиме Иудеи и предадят в руце языков ( Деян.21:10–11 ). Предвидел опасность Давидову, как пишется: и рече Давид (ко Господу): аще предадят мя иже в Кеиле, и мужи моя в руки Саули? И рече Господь: предадят ( 1Цар.23:12 ). Но притом потребно ведать, что предвиденная вещь не есть необходима. Ибо как из примера видно, хотя и предвидел Бог , что Давида в руки врага предадут; однахож сие не сбылось, поскольку Давид из Кеилы убежал. Христос знал, что может умолить Отца своего, чтоб представил ему вящше неже дванадесяте легеона Ангел ( Мф.26:53 ); однако сего не сделалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Беседа XI О том, что нужно прилагать великое старание о добродетели и подражать святым, которые, будучи одного с нами естества, с усердием творили ее, и что, если станем нерадеть, то не будем иметь никакого извинения. 1. Знаю, что в предшествовавшие дни я занимал ваш ум глубокими размышлениями; поэтому сегодня хочу предложить вам более легкое поучение. Как тело, изнуренное постом, нуждается в некотором отдыхе, чтобы могло потом с живой ревностью опять выступить на подвиги поста, так и душа требует отдохновения и успокоения. Не всегда нужно напрягать ее, не всегда и послаблять ей; но иногда делать одно, а иногда другое, и таким образом управлять и состоянием души, и вожделениями плоти. Всегдашний напряженный труд производит изнурение и изнеможение, а постоянное послабление ведет к беспечности. Это бывает, как всякому известно, и с душой, и с телом. Поэтому мера во всем – прекрасное дело. Этому-то научает нас Бог всяческих и самыми творениями, которые Он создал для нашего существования. Чтобы в этом увериться вам, возьмем в рассмотрение день и ночь, т.е. свет и мрак. Назначив человеку день для делания, а мрак ночи для успокоения и отдохновения от трудов, (Бог) обоим им положил меру и пределы, чтобы все мы могли получать от них пользу. А что свет дневной есть время делания, послушай Давида, который говорит: «Изыдет человек на дело свое, и на делание свое до вечера» ( Пс.103:23 ). И хорошо сказал: «до вечера», потому что с наступлением вечера свет удаляется, а приходит темнота и усыпляет человеческую природу, успокаивает утрудившееся тело, утишает все чувства и, как добрая кормилица, своей заботливостью всем членам дает свободу от трудов и изнурительных занятий. Когда же мера ночи исполнится, появляется свет, и, пробудив человека, делает его способным свежими чувствами воспринимать солнечные лучи, и с новым и горячим усердием приступать к обычным делам. То же можно видеть и в последовательности времен года: после зимы наступает весна, а за летом следует осень, чтобы переменой в растворении воздуха тела наши освежались, чтобы и не расстраивались чрезмерно сжимаемые холодом, и не ослабевали сильно согреваемые зноем; поэтому (Бог) заставляет нас к зиме приучаться осенью, а к лету весной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010