В начале XVII в. монастырь пережил множество нападений шведских, литовских и польских завоевателей, которые пользовались внутренними трудностями Русского государства и бесчинствовали на западных его рубежах. В 1701 г. Петр I повелел обнести монастырь земляным валом и глубоким, наполненным водой рвом (остатки земляных укреплений Петровской эпохи сохранились до наших дней). На важнейших пунктах соорудили пять бастионов, у ворот поставили батарею. Печерская крепость получила значение общегосударственной: в знак этого на главной крепостной Никольской башне был установлен государственный герб. В 1703 г., благодаря новым укреплениям, маленькому отряду под командованием воеводы Ивана Назимова удалось отбить нападение двухтысячного войска шведов. Это было последнее сражение у стен монастыря. Ништадтский мир (1721 г.) отодвинул границу страны на запад и положил конец оборонному значению Псково-Печерского монастыря. В 1812 г. Русской земле вновь угрожал завоеватель. Наполеоновские войска заняли Полоцк, угроза оккупации нависла и над Псковом. Тогда, по просьбе псковичей в город принесли из монастыря иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление», хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного. 7 октября был совершен крестный ход с чудотворными святынями. В тот же день русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе героя войны генерал-фельдмаршала П.Х. Витгенштейна в Печерской обители был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Божия Михаила (1815-1827 гг.). В ХХ в. монастырю пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. По договору Псково-Печерская обитель была отнесена к Эстонии и оставалась в границах эстонского государства до 1940 г., что и спасло монастырь от разорения и осквернения. В первый год войны братия обители выбрала наместником игумена Павла (Горшкова). Благодаря избранной им линии поведения с оккупационным режимом удалось в основном сохранить святыни и братию обители. Отец Павел организовывал продуктовую помощь пленным красноармейцам, больным и престарелым Псковского дома инвалидов и богадельне на Завеличье. Есть свидетельства и о том, что в войну в монастырских пещерах укрывались советские разведчики. Однако после освобождения Печор отец Павел был арестован, осужден на 15 лет и скончался в тюремной больнице в возрасте 80 лет. Многие годы туристам, посещавшим монастырь, рассказывали о его мнимом сотрудничестве с гитлеровцами. Лишь спустя 52 года игумен Павел был реабилитирован.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1249479...

Противостояние польско-литовскому войску Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси. Летом 1581 года стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. 29 октября разгневанный польский король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. 5 ноября вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенсного храма. Сюда тотчас устремился неприятельский отряд. Теперь уже одна только военная сила не могла спасти обитель, и тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню - древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, и Матерь Божия услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены. Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: “Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех, одни говорят, что место заколдовано, другие - что место свято, но во всяком случае подвиги монахов достойны удивления”. Чудотворные иконы Божией Матери “Успение” и “Умиление” были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за 5 месяцев осады неприятель более 30 раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память этого чудесного избавления благодарные печеряне каждый год в 7 неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой “Умиление” во Псков. В 1998 году традиция крестного хода была возобновлена (только икону теперь переносят внутри обители - из Успенского в Михайловский храм и обратно).

http://sobory.ru/article/?object=00282

Среди особо почитаемых старцев обители – недавно канонизированный прп. Симеон (1869-1960), подвизавшийся в обители 67 лет, из них 33 – в схиме. Старец был известен даром прозорливости и исцелений. Сохранилось много письменных свидетельств людей, получивших исцеление по его молитвам. Последний урок смирения явил старец даже в своей кончине. По откровению от Господа он ждал ее 15 января 1960 года, в день памяти преподобного Серафима. Но наместник монастыря архиепископ Алипий забеспокоился, что смерть старца, подготовка к похоронам и сами похороны совпадут с подготовкой к празднику. Поэтому он просил старца помолиться об отсрочке кончины. «Ты наместник, я послушник, будь по-твоему», – ответил о. Симеон. Почил старец в крещенский сочельник, а хоронили его уже после Крещения. Причисление иеросхимонаха Симеона к лику святых Псково-Печерских состоялось 1 апреля 2003 году, и нетленные мощи старца были перенесены из пещер в Сретенский храм. Попасть в келью прп. Симеона можно ежедневно после 14 часов, взяв благословение благочинного. В среду в Сретенском храме в 6 утра служится братский молебен у мощей преподобного Симеона. В 1967 году насельником монастыря стал один из самых почитаемых православными людьми старцев – исповедник архимандрит (тогда иеромонах) Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006). Последние годы жизни он тяжело болел и мало кого принимал, но в 1970-1990-х годах люди со всей страны (а иногда и из заграницы) приезжали к нему за советом и утешением. Сегодня келья отца Иоанна открыта для паломников по субботам и воскресеньям с 10 до 13 часов. Все здесь сохранилось как при жизни батюшки. Стены завешаны иконами, портретами, фотографиями. Келья совсем не «аскетическая», очень уютная, с многочисленными подарками от чад: например, ночником в виде часовни, рядом с ним – желтый цыпленок-сувенир, который дарят на Пасху. На столике у окна – вазы с цветами. Дежурный священник мажет вас маслицем. Чудотворные иконы Открытая крепость Главные святыни монастыря – икона Успения Божией Матери и образ «Умиление».

http://pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

Икона Божией Матери «Умиление ». [Именно с этой иконой «Умиление» 15 апреля, накануне праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, в разгар пандемии коронавируса Патриарх Кирилл совершил крестный объезд города Москвы. По его призыву все верующие в это время вместе со своим Предстоятелем читали Акафист Пресвятой Богородице с прибавлением молитвы об избавлении от вредоносного поветрия]. Инфографика (содержание материала): Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская — образ Пресвятой Богородицы, который находился в келье преподобного Серафима Саровского; Где находится : Москва, Патриаршая резиденция в Чистом переулке, Владимирская церковь; Умиление, или Елеуса (греч. - милостивая, милующая от греч. слова — сострадание, сочувствие) — один из типов изображения Богородицы в иконописи. Также «Умиление» - название отдельных икон Богородицы. Например, Старорусская икона «Умиление» или «Умиление» Псково-Печерская; История : По преданию святой Серафим обрел икону в саровских лесах и повесил у себя в келье. Об «Умилении» появились записи в 1815 году, когда преподобный Серафим вышел из затвора и стал принимать у себя посетителей — их святой помазывал маслом от лампады, которая висела перед иконой. Святой называл ее «Всех радостей Радость». Стоя на коленях перед иконой «Умиление», святой Серафим скончался 15 января 1833 года. А в 1903 году Русская Церковь причислила Серафима Саровского к лику святых. После смерти святого Серафима икону передали в Дивеевский женский монастырь — это была его  главная святыня. В 1927 году монастырь закрыла советская власть, а икону тайно хранили у себя благочестивые люди. В 1991 году икону передали Святейшему Патриарху Алексию II. Раз в год — в Великий  пост на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы — ее привозят в Богоявленский Елоховский собор на богослужение, которое возглавляет Патриарх; Пояснения к особенностям Серафимо-Дивеевской иконы Божией матери «Умиление» : эта икона - « нехарактерное изображение Богородицы. ..»; Корона на голове Богородицы — символ Царицы Небесной...; На нимбе Божией Матери написаны слова из акафиста Пресвятой Богородице: « Радуйся Невеста Неневестная »...; Звезды на голове и плечах — символ приснодевства Богородицы; Сложенные крестообразно руки, наклон головы и опущенный взгляд изображают покорность воле Бога; Оклад иконы из драгоценных материалов подарил император Николай II. Он же был одним из активных инициаторов канонизации преподобного Серафима. Ил.: Патриарх Кирилл. Фото пресс-службы Патриарха московского и всея Руси; Здание Патриаршей резиденции в Москве. Фото; Русская икона «Умиление», XVI век; Серафим Саровский в своей келье, стоя на коленях, молится перед иконой «Умиление». Живописное изображение; Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери «Умиление» в окладе. Фото diveevo-monastyr.ru; Император Николай II. Фото. Материал подготовил Кирилл Баглай //Фома. - — июнь 2020. - С.20-21. - (раздел « Вера », рубрика « Суть вещей »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-206-...

  Еще одна удивительная святыня собора – Крест с вмонтированными частицами: Подлинного Креста Господня; горы Голгофа, на которой совершилась искупительная смерть Христа; Кустодии (печати, которой в Великую Субботу запечатывается Гроб Господень, и эта печать снимается только для того, чтобы туда вошел Иерусалимский патриарх за получением Благодатного огня).     Прекрасная и очень редкая икона Воскресения Христова.   Чтимая икона – Нерукотворенный Лик Господень.   Икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей из келии Псково-Печерского подвижника архимандрита Иоанна (Крестьянкина). После смерти старца икона была передана в наш собор. Прослушайте проповедь: Святитель Николай Чудотворец Проповедь 1.   Икона св. муч. Иоанна Воина из иконостаса придела Иоанна Воина. Прослушайте проповедь: Святой мученик Иоанн Воин.   Икона Божией Матери «Поможение в родах» (Помощница в родах). На иконе видны украшения, пожертвованные женщинами, у которых с беременностью и рождением детей были проблемы. По молитвам к Божией Матери перед этой иконой многие женщины, которые знакомы автору этих слов лично, обрели помощь.   Казанская икона Божией Матери. Прослушайте проповедь: Празднование Казанской иконы Божией Матери.   Образ Пресвятой Богородицы Милующей.   Икона св. блаженной Ксении Петербургской. Прослушайте проповедь: Блаженная Ксения Петербургская. Подвиг юродства.   Икона Божией Матери «Всецарица». С этой иконой связан ряд удивительных исцелений от онкологических болезней.   Страстная седмица. Вечер Великого Четверга. На середину храма переносится Голгофа…   Чин чтения Двенадцати Страстных Евангелий.   Фотография с балюстрады собора.   Богослужение идет несколько часов.   Солнце, идущее на покой, освещает своими лучами храм через окна Западного входа. Мы вспоминаем о страшных событиях Страстей Христовых.   Весенний ледоход. Он начался с этом году накануне Пасхи.   Пасхальное настроение… В руках у маленьких прихожанок искусные писанки – традиционно раскрашенные яйца.   Пасха Христова в соборе! О пасхальном богослужении можно посмотреть фотоальбом: Пасхальное богослужение .

http://azbyka.ru/parkhomenko/sobor-v-200...

статей 44-60, 72). Собрание содержит большое количество списков житий русских святых, к ним примыкают сказания об иконах Божией Матери: о знамении от иконы Божией Матери в Вел. Новгороде, о явлении Казанской и Тихвинской икон Божией Матери и др. Среди памятников древнерус. лит-ры - «Сказание о князьях Владимирских», XVII в. 47), «Повесть о построении Благовещенского монастыря в Вел. Новгороде» и «Повесть о Псково-Печерском монастыре», кон. XVI - нач. XVII в. 49), «Плач о пленении Московского государства…», XVII в. 53), и др. Украшением собрания Д. является лицевое «Лекарство душевное» 54, 3-я четв. XVII в.), включающее 292 великолепные красочные миниатюры, заставка-рамка исполнена в художественной манере мастеров Посольского приказа. Лит. произведения более позднего времени представлены Словом свт. Димитрия Ростовского в день празднования Донской иконе Божией Матери 130, 1701 г.), трудами архиеп. Феофана (Прокоповича) в списках XVIII в. 80, 81), рус. переводом XVIII в. «Истории о Зелиме и Дамазине». Из числа рукописей историко-документального характера можно выделить документы гр. П. А. Румянцева-Задунайского за 1780-1786 гг., относящиеся к путешествию австр. имп. Иосифа II в Киев и Могилёв, к путешествию вел. кнг. Марии Феодоровны и к путешествию имп. Екатерины II в Малороссию, в списках сер. XIX в. 32) и др. Значительное место в данной группе занимают хозяйственные документы церквей и мон-рей Вологодской епархии 40-60-х гг. XVII в. 22-26) и XVIII в. 29). В сборнике 2-й пол. XVII в. содержатся грамоты царя Алексея Михайловича Троице-Сергиеву монастырю на его земельные владения 47). В собрании Д. хранится небольшое количество богослужебных рукописей XVI-XIX вв., представляет интерес помянник пустыни близ с. Киструс Рязанской губ., данный вкладом 7 июня 1701 г. И. Сазоновым 37). Арх.: РГБ ОР. Ф. 484 [архив Д.]; Архив РГБ. Оп. 126. Ед. хр. 223 [личное дело Д.]; Тиганова Л. В. Опись собрания рукописных книг С. О. Долгова (Ф. 92). М., 1964. Ркп. [Маш.]. Соч.: Памяти Д. П.

http://pravenc.ru/text/178771.html

Потом началось разграбление остатков колокольни и храма. Растаскивали кирпичи, сдирали позолоту, но потом прекратили: было замечено, что на семьи взрывавших храм людей обрушивались несчастья. Многие свидетельствовали: один из подростков бросил камень в переносицу лика св. Иоанна Богослова, и из этого места долго текла кровь. Дальнейшая судьба храма обычна для тех лет. В уцелевшей его части хранили рожь, потом в нём стояла дизельная установка, освещавшая посёлок, был пункт приёма стеклотары, макулатуры... Храм медленно разрушался, в трещинах вырастали берёзы. К концу 90-х годов прошлого века от него почти ничего не осталось. Даже архивные документы были уничтожены, лишь единственная фотография его сохранилась в семье старожила. Но пришло время, и стали храмы возрождаться. Владыка Симон рукоположил в настоятели его о. Димитрия. Всю тяжесть подвига священник принял на свои плечи. Он обратился за советом к архимандриту Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Иоанну (Крестьянкину). Старец сказал: - А знаете, храм строить тяжело. Ведь придётся побыть и в холоде, и в голоде. Закажите Казанской икону Божией Матери и молитесь, а мы здесь будем молиться. И он благословил о. Димитрия и его матушку Валентину на тяжкий путь. Строили храм всем миром. На работы без принуждения ходили и стар и млад. Многие помнят бабу Дуню, которая с клюкой в руке и с двуручной корзиной через плечо целыми днями носила песок. 20 ноября 1990 года храм освятил владыка Симон. На освящение собралось множество народа из окрестных сёл и из Рязани. Затем искали средства на строительство. Искали всюду: в Рязани, и в Москве. Потом нашлись меценаты, и храм стал возрождаться. В сентябре 1999 года заложили фундамент колокольни. Этот день выдался солнечным, а в небе над храмом появилась радуга, сначала одна, потом другая, а затем и третья - Бог благословил всех трудников. Колокольню строили несколько лет. 17 августа 2004 года на неё подняли колокола. И храм в честь Казанской иконы Божией Матери возродился. Стоит теперь этот удивительной красоты храм, радует глаз и сердце, и на ум приходят пророческие слова архиепископа Никона, написанные ещё в 1911 году: «А нам разве не видится... не грезится светлое будущее России? Ужели Господь создал такой многочисленный народ и вместе такое необъятное тело Церкви только для того, чтобы отдать его на съедение червям? Разве Россия развила свои силы и таланты, заложенные в её организм, и изжила их? Нет, по всем признакам она молодое историческое тело, возрастающее на смену стареющих организмов. Думать иначе было бы хулою на Промысл Божий».

http://sobory.ru/article/?object=09606

Проект и смету составил архитектор А.П.Кизельбаш. Он сам наблюдал за стройкой, которая завершилась в следующем году. В 1905 году священника С.Околовича перевели в Пернавский храм. Богослужения стали совершаться нерегулярно. В этом же году была закрыта " братская " школа в связи с открытием на Взморье хорошо оборудованных и оснащенных министерских школ. В Эдинбурге к этому времени уже была построена еще одна церковь на Рижском взморье. В этой связи Высокопреосвященнейший Агафангел, архиепископ Рижский и Митавский, направляет в Дуббельнскую церковь священника Куймецкой церкви, отца Н.Шалфеева. Он прибыл в 1906 году для обслуживания не только церквей Дуббельне и Кеммерне, но и Эдинбургской церкви во имя Казанской Божией Матери. Петро-Павловское братство ассигновало средства для найма зимней квартиры для священника и вознаграждения для псаломщика. Дуббельнской церкви были выданы метрические книги для записи крещений и венчаний, церковная печать. Богослужения, начиная с 1906 года, совершались ежедневно круглый год на церковно-славянском, латышском и немецком языке. В 1907 году в начале лета в Дуббельнскую церковь прибыла Якобштадтская икона Божией Матери. Появление этой святыни, как и ежегодное пребывание здесь (начиная с 1902 года) Псково-Печерской Владимирской иконы Божией Матери " Умиление " , были особо значимыми событиями. Люди заказывали молебны, подолгу молились перед этими чудотворными образами. По многочисленным отзывам, эти святыни давали духовное утешение очень многим людям, и особенно тем, кто приезжал на Рижское взморье для лечения, улучшения своего здоровья. Этот год стал знаменательным еще и тем, что Петро-Павловское братство вновь ходатайствует об открытии при Дуббельнской церкви прихода. Как известно, переговоры по этому вопросу были начаты еще в 1897 году. Тогда Рижская консистория сама обратилась в Совет братства с предложением о передаче церкви в епархиальное ведомство с последующим открытием прихода. Однако условия, на которых братство готово было передать храм, приняты не были.

http://sobory.ru/article/?object=09837

Формой единения верующих людей являются крестные ходы. Их можно воспринимать и как способ консолидации общества вокруг христианских общенациональных ценностей и идеалов. В этом году у нас прошло семь крестных ходов, в том числе общегородской по Невскому проспекту 12 сентября. Он собрал 100 тысяч человек. Это самое большое количество участников в сравнении с прошлыми годами. Хочу сердечно поблагодарить вас, дорогие отцы, братья и сестры, а также всех, кто принял активное участие в организации и проведении молитвенного шествия. Крестный ход являет силу духа, благочестие и сплоченность верующих, духовенства, архиереев митрополии. Мы показываем, во имя чего мы должны быть вместе. Важное место в жизни епархии занимают принесения из отечественных и зарубежных епархий почитаемых святынь, которых в этом году было семь. Церковная жизнь от этого становится богаче, оживляется молитвой, благочестием горожан и паломников. Были принесены: • 5 мая - ковчег с десницей преподобномученицы великой княгини Елисаветы и частицей мощей инокини Варвары из Знаменского собора Нью- Йорка, • с 22 по 29 мая - Державная икона Божией Матери из села Коломенского Московской епархии, • с 1 по 30 июня - список чудотворной иконы Божией Матери " Призри на смирение " из Введенского монастыря Киева, • с 30 июля по 1 августа - мощи праведного воина Феодора, адмирала Ушакова из Санаксарского монастыря, • с 12 по 18 сентября - икона Божией Матери " Панагия Сумела " из Греции, • с 10 по 27 ноября - десница мученицы Татьяны из Псково-Печерского монастыря. Выдающимся историческим событием для Санкт-Петербурга стало принесение из города Бари честных мощей святителя Николая Чудотворца. Такой подарок для верующих петербуржцев и гостей города стал возможен благодаря известным усилиям, предпринятым Святейшим Патриархом Кириллом. Святитель Николай почитается на Руси, как никакой другой святой. За время пребывания с 13 по 28 июля к святыне приложилось 540 тысяч 100 человек. За весь период в Москве и Санкт-Петербурге с 21 мая по 28 июля - 2 миллиона 392 300 верующих.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Указом митр. Сергия (Воскресенского) от 21 дек. 1942 г. еп. Павел был возведен в сан архиепископа. В ходе военных действий в 1944 г. был разрушен нарвский Преображенский собор (руины разобраны в 50-х гг. XX в.). Перед освобождением советскими войсками Таллина (22 сент. 1944) Эстонию покинул митр. Александр (Паулус). В Прибалтике остался единственный правосл. архиерей - Нарвский архиеп. Павел. Он принял на себя временное управление Таллинской и Эстонской епархией и переехал в Таллин. Патриарший местоблюститель Ленинградский митр. Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I ) утвердил его в должности временно управляющего епархией. 8 марта 1945 г. в связи с болезнью архиеп. Павла временное управление всеми правосл. приходами Эстонии было поручено временному епархиальному совету под председательством прот. И. Я. Богоявленского (см. ст. Исидор (Богоявленский) , еп.). 16 апр. того же года архиеп. Павел был назначен на Таллинскую кафедру, после этого Нарвская кафедра долго не замещалась. 27 мая 2009 г. было образовано Нарвское вик-ство ЭПЦ, его возглавил еп. Лазарь (Гуркин; архиерейская хиротония состоялась 21 июля того же года). После возобновления в 2011 г. Н. и П. е. вик-ство прекратило существование. На землях Н. и П. е. служили либо приняли мученическую кончину протоиереи священномученики Иоанн Кочуров и Димитрий Чистосердов , свящ. сщмч. Александр Волков. В нарвском Воскресенском соборе хранятся особо почитаемые иконы: список Нарвской иконы Божией Матери , икона Божией Матери «Знамение», образ свт. Николая Чудотворца. Там же находится деревянное Нарвское распятие XVII в. работы Э. Тилле, до 1944 г. хранившееся в Преображенском соборе. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2009. 7. С. 13; 2011. 7. С. 6. Лит.: Цыпин. История РЦ. 1997. С. 218-219, 291; Алексий (Ридигер), патр. Православие в Эстонии. М., 1999; У «пещер, Богом зданных»: Псково-Печерские подвижники благочестия ХХ в./Сост.: Ю. Г. Малков, П. Ю. Малков. М., 1999. С. 297-300, 496-497, 505-506; Архиеп. Павел (Дмитровский)//Мир Православия: Газ. Таллин, 2002. 1(46); Синякова Г. А. «Хороших людей забывать нельзя»: Архиеп. Павел (Дмитровский) Таллинский и Эстонский//Там же. 2005. 1(94); она же. Архиеп. Евсевий (1866-1929)//Там же. 2006. 5(98); Зотова-Печерская Т. П. Когда увозят в Вечность: Жизнеописание еп. Печерского Иоанна (Булина). М., 2006. С. 101, 105-118, 121, 129-155; Мальцев Ю. П. Краткое жизнеописание архиеп. Нарвского и Изборского Евсевия (Гроздова) и его потомков//Мир Православия. 2006. 5(98); Шор Т. Крестный путь еп. Иоанна Печерского (Булина, 1893-1941)//Seminarium Hortus Humanitatis: Альманах. 15: Русский мир и Латвия: Гуманистические аспекты проблемы будущего. Рига, 2008. С. 59-61; Наречение и хиротония архим. Лазаря (Гуркина) во еп. Нарвского, вик. Таллинской епархии//ЖМП. 2009. 9. С. 58-62; Православие в Эстонии: Исслед. и док-ты: В 2 т./Ред.: прот. Н. Балашов, С. Л. Кравец. М., 2010. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564678.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010