В вышедшей из скриптория Псково-Печерского мон-ря 3-й Псковской летописи упомянуты имена практически всех духовных лиц, присутствовавших на торжествах, к-рые были устроены в Ивангороде и Нарве по царскому повелению; это может лишний раз указывать на причастность к созданию летописи игумена Псково-Печерской обители прмч. Корнилия - непосредственного участника событий: «А по т образы чюдотворныя царь и великии князь велл богомольцу своемоу архиепископоу Пиминоу послати из Новагорода юрьевского архимандрита Варфоломея да протопопа з диакономъ, а изо Пскова печерского игоумена Корнилья да святыя Троица (Троицкого собора в Псковском кремле.- Авт.) протопопа Илариона да протодиякона Ивана в Роугодиво: и по его государеву наказоу около градовъ Иванягорода и Ругодива со кресты ходили, и молебны пли, и церкви свящали» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. C. 236; то же - Там же. Т. 4. С. 310). В Никоновской же и Новгородской II летописях на торжествах упомянуты только присланные свт. Пименом новгородцы - архимандрит Юрьева мон-ря и протопоп собора Св. Софии, имена обоих не приведены (Там же. Т. 13. С. 295). В свою очередь псковский хронограф далее сообщает о перенесении икон в Вел. Новгород (очевидно, тем же собранием духовных лиц: «…и за тми образы и до Новагорода послдовали»), где близ города «архиепископъ Пимин съ всм священным собором и з боляры и со гражданы стртили т образы оу скуделницы» (Там же. Т. 5. Вып. 2. C. 236; то же - Там же. Т. 4. С. 310). Повествование продолжено в Новгородской II летописи (кон. XVI - нач. XVII в.); сообщается, что 23 июля, в субботний день, иконы прибыли в Вел. Новгород. Также есть уточнение о том, что привез их архимандрит Юрьева мон-ря (без имени) и после встречи икон свт. Пименом, архиеп. Новгородским, «со всем собором со множеством народом» иконы были внесены в собор Св. Софии и положены «на налои»; в Вел. Новгороде иконы пребывали 3 дня, а затем были отправлены в Москву: «…того же месяца июль 26 вторник поехал архимандрит Юрьевскои к Москве повез иконы те, кои привезли из Ругодиво… к царю государю великому князю» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2564680.html

Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине XVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого Ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом духовным и просветительским центром, но и мощной крепостью. В 1581 году стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. Находившиеся в Печерской крепости-монастыре сторожевые войска перехватывали неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. Разгневанный король Стефан Баторий послал многочисленное войско к монастырю, защитниками которого были всего две-три сотни стрельцов, переселенных из Москвы и положивших начало Печерскому посаду. Вражеские войска обстреляли монастырь из пушек и разбили стену возле Благовещенского храма, куда тотчас устремился неприятельский отряд. Тогда иноки принесли к пролому главную монастырскую святыню — древнюю икону Успения Божией Матери. Все осажденные горячо молились Заступнице рода христианского, битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены. Летопись повествует и о других чудесных событиях, в которых была явлена особая милость Божия к обители. Секретарь походной канцелярии Батория ксендз Ян Пиотровский записал в своем дневнике: «Немцам не везет в Печорах, были два штурма и оба несчастны. Пробьют пролом в стене, пойдут на приступ, а там дальше ни с места. Это удивляет всех: одни говорят, что место заколдовано, другие — что место свято, но, во всяком случае, подвиги монахов достойны удивления». Чудотворные иконы Божией Матери «Успение» и «Умиление» были посланы к защитникам Пскова, вдохновляя их на ратные подвиги: за пять месяцев осады неприятель более тридцати раз штурмовал Псковский кремль, но города так и не взял. В память о чудесном избавлении благодарные печеряне каждый год в 7-ю неделю по Пасхе ходили крестным ходом с чудотворной иконой «Умиление» в Псков. В 1998 г. традиция крестного хода была возобновлена (теперь крестный ход следует с иконой внутри обители — из Успенского в Михайловский храм и обратно).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1249479...

Деятельность преподобного Корнилия распространялась далеко за пределы обители. Его жизнь была образцом деятельной любви к Богу и человеку. Он распространял Православие среди жителей окрестных мест — эстов и сэту, многие из которых крестились в монастыре. Преподобный Корнилий, всегда кроткий и приветливый, молча выслушивал людей, давал наставления, а потом благословлял с молитвой и любовью. При звуке его голоса открывалось сердце, стыд отбегал. После покаяния люди плакали облегчающими душу слезами. Однажды на Псковщине было моровое поветрие. Люди бежали из селений в леса, подступы к городам закрывались, чтобы уберечь жителей от моровой язвы. Многие умирали не только от заразы, но и от голода. По благословению преподобного Корнилия в то страшное время иноки монастыря выходили к голодным, чтобы раздавать им вареную рожь. По время Ливонской войны преподобный Корнилий проповедовал христианство в отвоеванных городах, строил там храмы, помогал пострадавшим, заботился о раненых. В обители погребали убитых и записывали их в синодики для поминовения. В 1560 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, преподобный Корнилий послал в благословение русским войскам, осаждавшим город Феллин, просфору и святую воду. В тот же день немцы сдали город. Преподобный Корнилий очень любил и хорошо знал книги — он создал в монастыре большую по тому времени библиотеку. В середине XVI века Псково-Печерский монастырь перенял от Спасо-Елизаровского монастыря традицию летописания. Кроме того, святой игумен Корнилий завел большой монастырский синодик для поминовения усопших братии н благотворителей обители, начал вести «Кормовую книгу». В этом труде он оставил последующим поколениям историческую характеристику своего времени, составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери». Преподобный Корнилий расширил и украсил свой монастырь, прокопал далее монастырские пещеры, перенес деревянную церковь во имя Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду, на приезжий монастырский двор, на ее месте в 1541 году поставил церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и в 1559 году построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. В 1558-1565 годах преподобный Корнилий воздвиг вокруг монастыря надежную каменную стену, а над Святыми Вратами по своему замыслу построил каменную церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая (1565). Тем самым он поручил этому истинному защитнику чистоты Православной

http://pravicon.com/info-2722

веры покровительство святой обители на границе с неправославными народами. Так обитель, возникшая на границе Русского государства, стала не только светочем Православия, но и крепостью против внешних врагов России. Другим делом преподобного Корнилия было основание в 1538 году во Пскове подворья монастыря с каменной церковью в честь иконы Божией Матери «Одигитрии». Во время своего управления монастырем преподобный .Корнилий учредил при обители иконописную мастерскую. Трудившиеся в ней монахи учились искусству иконописи в Мирожском монастыре и по возвращении в свою обитель писали иконы и помогали преподобному Корнилию украшать храмы и обучать других иноков. В монастыре были также столярная, кузнечная, керамическая и другие хозяйственные мастерские. О мученической кончине преподобного Корнилия написано в древней рукописи Троице-Сергиевой Лавры. Когда преподобный игумен Корнилий вышел с крестом на монастырские ворота навстречу царю Иоанну Грозному, разгневанный ложным наветом на святого игумена царь своей рукой отсек ему голову, но тотчас раскаялся и, подняв тело его, на руках понес в монастырь. Обагренная кровью преподобного Корнилия дорожка, по которой царь нес его тело к церкви Успения Пресвятой Богородицы, названа «кровавым путем». Раскаявшись, царь пожертвовал Псково-Печерскому монастырю множество драгоценных вкладов, вписал имя Преподобного игумена в свой синодик, но память о содеянном преследовала его всю жизнь. Тело преподобномученика Корнилия было положено в стене «Богом зданной пещеры», где невредимо пребывало 120 лет. В 1690 году митрополит Псковский и Изборский Маркелл перенес его мощи, прославившиеся исцелениями больных, из пещеры в соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и положил в новом гробе в стене. 17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия были переложены в медно-посеребренную раку, а в 1892 году — в новую раку. Полагают, что служба преподобномученику была составлена ко дню открытия мощей в 1690 году. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-2722

В 1709 году накануне Полтавской битвы Петр молился со своим войском перед Казанской иконой, и им была одержана победа. В 1812 году этот же образ осенял русских воинов, отражавших нашествие французов. И именно 22 октября русские войска нанесли противнику первое крупное поражение. Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери Казанской, Смоленской, Донской. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление Ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный образ Псково-Печерский " Умиление " , находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и Псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков и обитель нашу от различных врагов, искони желающих завладеть русской землей. Смоленская икона Божией Матери (она же " Одигитрия " или " Путеводительница " ) была привезена в XII веке в город Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, 110 лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла город Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепляли врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери " Державная " . Это произошло в год отречения от престола последнего русского Императора. Явилась икона 2 марта одной крестьянке в селе Коломенском под Москвой. На иконе в руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего. Теперь вместо Царя руководит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее Державный Покров и заботу о русском народе. Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца.

http://zavet.ru/kalendar/bm/pokr-001.htm

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю — Великую Отечественную войну) русские войс­ка неизменно брали с собой иконы Божией Ма­тери — Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступ­ницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избав­ление ее помощью нашего Отечества от вра­га. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ «Умиление», находящийся в на­шей святой обители, оградил Псков и псковс­кую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия», или «Путеводительница») была при­везена в XII веке в Смоленск. Тогда соверши­лось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью ли­товских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Ко­строму от нашествия татар. Князь Василий ве­лел нести сей образ во главе своего войска. Яр­кие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Про­славилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявших­ся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охва­ченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это про­изошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И ска­зала Она, что отныне Сама будет охранять Рос­сию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Бо-жия. И мы с вами ощущаем на себе Ее держав­ный Покров и заботу о русском народе.

http://pravoslavie.ru/put/031013145534.h...

К началу XIX века территория современной Курганской области входила в состав трех епархий: Тобольской, Оренбургской и Пермской, которые соответствовали Тобольской, Оренбургской и Пермской губерниям и Курганскому, Челябинскому и Шадринскому уездам. До середины XIX века население нашего региона было, в основном, православного вероисповедания. Но с 1863 г. после подавления восстания в Польше, в Зауралье резко возросло число ссыльных поляков, появились немцы, евреи, люди других национальностей, которые создавали свои религиозные общины. В 1885 г. Шадринский уезд Пермской епархии отошел ко вновь образованной Екатеринбургской епархии. С 1923 года территория современной Курганской области вошла в состав Екатеринбургской епархии, из которой была выделена решением Священного Синода 23 февраля 1993 года. За три с половиной века существования православия на территории Курганской области были построено свыше 140 храмов. Святыни [ править править код ] - Ковчег с частицей мощей святого благоверного великого князя Александра Невского. - Ковчег с частицами мощей св. благ. вел. кн. Александра Невского; святителя Николая Чудотворца; священномученика Харалампия, еп. Магнезийского; мученика Трифона; св. прав. Иоанна Русского, исповедника. - Икона «Спас Нерукотворный». - Икона Пресвятой Богородицы «Целительница». Икона Пресвятой Богородицы «Целительница» является особо почитаемой верующими, так как она прославилась многими исцелениями страждущих. За помощью к ней прибегают во всяких скорбях и недугах, в том числе и при онкологических заболеваниях. - Икона Божией Матери «Скоропослушница». На передней стороне иконы имеется надпись: «Сия икона написана и освящена на Св. Афонской горе в Скиту Св. Пророка Илии при Архимандрите Максиме с братиею 1902 г.». — Икона св. великомученика и целителя Пантелеимона. На передней стороне иконы имеется надпись: «Сия Св. Икона писана и освящена на Афоне в Русском Св. Пантелеимона Монастыре». — Чудотворная Югская икона Божией Матери «Одигитрия» (1615 г.). Явление чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия (Путеводительница) Югская произошло в Псково-Печерском монастыре в 1615 году схимонаху Дорофею. Святой образ прославился многочисленными чудесами и знамениями милости Божией к людям. Некогда Матерь Божия обещала преподобному Дорофею даровать спокойное, мирное и благоденственное житие. Об этих же дарованиях ныне молятся Божией Матери пред перед Ее чудотворной иконой, сохранившейся до наших дней.

http://azbyka.ru/palomnik/Курган

Со словами благодарности обратился ко всем присутствующим митрополит Кирилл, сказав о радости от совместных молитв у древних святынь: «Люди всегда стремились и стремятся к тем, кто, как преподобный Дорофей Югский, имели огромную силу духа и, не взирая ни на какие житейские обстоятельства, совершали великие дела. И нам сегодня надо вдохнуть жизнь в наш народ, научиться жить в соответствии с Божиими заповедями, творя добрые дела. Тогда появится смысл в жизни, тогда мы будем понимать, что можем не только вспоминать об утерянных святынях, но и созидать веру в своих сердцах, чтобы она помогала созидать мир вокруг нас, возрождать нашу Родину». После Литургии архиереи отправились на корабле по Рыбинскому водохранилищу к месту, где стоял монастырь. Над местом, где ранее стояла обитель, было совершено молебное пение. В рамках празднования 400-летнего юбилея в Рыбинской епархии состоялись презентации книг, посвященных чудотворной иконе и обители, организованы открытые уроки, краеведческие встречи. В Рыбинском музее-заповеднике прошла выставка, посвященная Югской Дорофеевой пустыни. Югская икона Божией Матери, подобно Толгской иконе в Ярославле, считается хранительницей града Рыбинска и Рыбинской епархии. История образа восходит к 1615 году, когда на наше Отечество напали шведы и, разоряя города, церкви и монастыри, дошли до Пскова. В Псково-Печерской обители находился схимник Дорофей, пришедший сюда с Верхней Волги, из села Нижне-Никульского близ города Мологи. Молясь пред иконой Божией Матери, он услышал от Нее голос, повелевавший ему взять образ Богоматери Одигитрии и идти с ним к себе на родину. Настоятель Печерской обители архимандрит Иоаким не сразу отпустил подвижника, а лишь после того, как и сам сподобился видения Божией Матери. Возвращаясь в родные края, Дорофей хотел поставить икону в приходской Спасской церкви родного села, но в семи верстах от него, там, где сливаются реки Белая и Черная Юги, схимонах Дорофей остановился отдохнуть и, поставив икону на дереве, задремал. Когда он проснулся и собрался продолжить путь, то не смог сдвинуть икону с места. После нескольких бесплодных попыток Дорофей услышал голос, исходящий от образа: «Напрасно ты стараешься снять Мой образ. Я хочу, чтобы здесь сооружена была обитель для иноков. В ней да пребудет Мой образ и с ним Моя благодать».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

За свой счет он сделал ризу на икону Сорока Мучеников в приходскую церковь Святой Великомученицы Варвары, устроил серебряные позолоченные венцы на монастырские иконы Сорока Мучеников, Великомученицы Варвары, Святой Параскевы Пятницы, Антония и Феодосия Печерских чудотворцев и иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Однажды о. Лазарь трое суток находился как бы мертвый. Его положили в гроб, по уставу над ним совершили положенные чтения, была приготовлена надгробная плита. К общему изумлению и радости старец ожил. После этого о. Лазарь увеличил свои подвиги. 29 мая 1822 года смиренного монаха посетил император Александр I, который был в монастыре по пути из Пскова в Ригу. Император беседовал со старцем в его убогой келье, на прощание они почтили друг друга земными поклонами. Память преподобного Лазаря совершается в день Собора Псковских святых и в день Собора Псково-Печерских святых. С 23 октября 1772 года по 24 августа 1776 года Опочка была центром Псковской губернии. Генерал-губернатор Псковской и Могилёвской губерний граф Захар Григорьевич Чернышев приложил много усилий для того, чтобы город был достоин звания губернского центра. Он представил на усмотрение императрицы Екатерины II доклад: «не угодно ли будет Ея Величеству, чтобы на построение соборной каменной церкви употребить до 10 тысяч рублей из той суммы, которая во Псковской губернии за учреждением почт и от содержания оных в прошлом, 1773 году, остались, и в наличности тамо хранятся и никуда не назначена». 12 декабря 1774 года императрица дала соизволение направить эти деньги на строительство собора. Благодарные опочане заказали для собора икону Божией Матери, на которой была изображена в рост Екатерина II, очи её молитвенно устремлены к лику Богоматери и Предвечному Младенцу. На иконе, высотою 2 аршина 7 вершков и шириною 1 аршин 2 вершка, под изображением была надпись: «Екатерине Великой и Премудрой слава, создательнице сего святого храма», ниже еще одна надпись: «Начата лета 1791 года мая 20, освящена лета 1795 года ноября 26».

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Преобр...

М. Мягков: Вы совершенно правы. Эти вклады и пожертвования делали простые люди, которые отрывали от себя, может быть, последние крохи, но из этих крох в итоге собирались огромные средства, которые шли и на колонну Дмитрия Донского, и на эскадрилью Александра Невского. Сборы начались фактически сразу после начала Великой Отечественной войны. Вы правы, приходов было очень мало. Митрополит Сергий говорил о том, что его задача в Великую Отечественную войну — остановить разрушительный процесс. С началом войны изменилась политика государства в отношении Церкви. Очевидным это стало еще до начала Великой Отечественной войны, но в военные годы этот процесс пошел еще быстрее. Стали открываться новые приходы. Мы знаем, что раннюю апрельскую Пасху 1942 года москвичам разрешили не только праздновать, но и на некоторое время отменили комендантский час. Улицы города были заполнены верующими, несмотря на то, что в Москве было введено осадное положение. Хотелось бы вспомнить и тех священнослужителей, которые не только словом, но и личным примером учили паству, как защищать Родину. Будущий Патриарх Пимен , тогда еще иеромонах, начал свой боевой путь заместителем командира роты и дослужился до звания майора. Архимандрит Алипий (Воронов) оборонял Москву, был ранен, получил государственные награды… Митрополит Иларион: Отец Алипий, который стал потом наместником Псково-Печерского монастыря. М. Мягков: Да. Он воевал четыре года, и через всю войну пронес с собой веру. И таких священников очень много. Митрополит Иларион: Митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев). Я еще застал его в живых. Он тоже был ветераном войны. На голове белый клобук, вся грудь в орденах и медалях. М. Мягков: Недавно мы организовали выставку «Помни, мир освободил советский солдат». В конце выставки был представлен один из списков иконы Казанской Божией Матери. По легенде, в 1941 году, когда немцы рвались к Москве, чудотворную икону Казанской Божией Матери обнесли крестным ходом вокруг города. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. В Ленинграде, когда был страшный голод, и не было сил, способных удержать врага, из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли крестным ходом вокруг Ленинграда, помощи которому практически не было. И город выстоял.

http://patriarchia.ru/db/text/4083615.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010