Рейтинг изображения: 4 (148) , (3) . Описание: Псково-Покровская. Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. Москва: Манухин, 1866. С.48: 1 д. [Октябрь] Псково-Покровская. Сия икона написана по случаю бывшего в 1581 г. старцу Дорофею явления Божией Матери и изображает те попечения Богоматери, какие она, по видению, предпринимала для избавления города Пскова (в том 1581 г.) при осаде польского короля Стефана Батория. Празднество чудотворному образу Пресвятой Богородицы Псково-Покр[...] Файл 31609.jpg:   Размер: 587x749, 0.44 MPix, 180 Kb. Дата: 2018-04-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (130) , (1) . Описание: Старинная икона возле лавки Жиглевича, в железном ряду. (Псково-Покровская.) Окулич-Казарин, Николай Фомич. Спутник по древнему Пскову/Сост. Н.Ф. Окулич-Казарин. - 2-е изд., испр. и доп. Псков: Псков. археол. о-во, 1913. С.120-121: Икона в Гостином дворе (Рис. 11). В Гостином дворе, возле лавки И.И.Жиглевича, находится копия с иконы Печерского монастыря, писанная красками. Размер ее 1 х 1 арш. На ней изображен вид древнего Пскова, конца XVI века. По словам очевидцев, на задней стороне иконы им[...] Файл 31610.jpg:   Размер: 569x861, 0.49 MPix, 184 Kb. Дата: 2018-04-11, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (113) , (2) . Описание: Псково-Покровская икона Божией Матери. Снята посредством фотографии с копии, находящейся в Московском Успенском соборе (Толстой, Михаил Владимирович (1812-1896). Русския святыни и древности [Текст]/соч. гр. Михаила Толстаго. - Москва : Унив. тип., 1861-1866. - 26 см. Ч. 2: Святыни и древности Пскова. - 1861. - II, 124, 44 с., л.) Файл 34722.jpg:   Размер: 655x1084, 0.71 MPix, 322 Kb. Дата: 2020-04-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (61) , (1) . Описание: Видение старца Дорофея. 3-я четверть XVIII в. Псково-Изборский объединённый музей-заповедник. museumpskov.ru : «Икона «Видение старца Дорофея» была написана, очевидно, по заказу купеческой гильдии для ратуши, вплоть до революции находилась в торговых рядах, возле лавки купца Жиглевича, отчего приобрела обиходное название «икона Жиглевича». Она является повторением центральной части Печорской иконы конца XVII века, но изображение города на ней несколько скорректировано с учетом современной масте[...]

http://pravicon.com/icon-277

Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Псков, 2009. С. 262; СИСПРЦ. С. 190; Барсуков. Источники агиографии; Голубинский. Канонизация святых. С. 151; Выписки из Клировых ведомостей церквей и погостов Псковского у.: Церковь Рождества Христова погоста Малы//Святыни и древности Псковского у.: По дорев. источникам. Псков, 2006. С. 452-454; Скоропостижный Е. Погост Малы Псковского у.//Там же. С. 257-261 (Псковские ЕВ. 1909. 2. Ч. неофиц. С. 30-34 Шведов М. Из истории Мальского погоста//Там же. С. 251-256 (Псковские ЕВ. 1901. 19. Ч. неофиц. С. 416-420 Постников А. Б. Древлехранилище Псковского музея: Обозрение рус. рукоп. док-тов XVI-XVIII вв. М., 2013. В. И. Охотникова Иконография Изображения О., вероятно, существовали в кон. XIX - нач. XX в. на территории Псковской епархии. Его писали седобородым старцем в схиме, на голове куколь, правая рука на груди, в левой - четки (напр., 2 иконы - одна в иконостасе, другая выносная - в ц. Рождества Христова, дер. Малы Псковской обл.). Изображения О. известны в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие», разработанной мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова): на иконах 1934 г., 50-х гг. XX в. (ТСЛ, СДМ) и на подготовительных эскизах с изображением Псковских чудотворцев (альбом кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в., частное собрание). На иконе «Собор Псковских святых» кон. XX в. (Троицкий собор в Пскове) О. изображен в левой части композиции, облаченным в схиму, с куколем на голове. Его образ (в куколе) также включен в иконографию «Собор святых земли Эстонской», напр. на иконе, созданной в иконописной мастерской МДА Н. В. Масюковой (2005, ц. Нарвской иконы Божией Матери в Нарве, Эстония). Лит.: Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Иконописец мон. Иулиания: Посвящается 30-летию со дня кончины/Авт.-сост.: Н. Е. Алдошина, А. Е. Алдошина. М., 2012. С. 85, 93, 100, 102. Рубрики: Ключевые слова: ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2578447.html

ЕВФРОСИН († после 1460), Тверской, Оршинский, Савватиевский, мон. Савватиева мон-ря в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Савватиева пуст., ныне дер. Савватьево Калининского р-на Тверской обл.), прп. (пам. в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ЕВФРОСИН (сер. XV в.- между сент. 1511 и нояб. 1514), иером. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, книжник ЕВФРОСИНИЯ (Феодулия, XIII в.), прп. (пам. 25 сент., 20 сент.- в Соборе Брянских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), Суздальская. ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский ЕЛИСЕЙ († после 1478), прп., Сумский, Соловецкий (пам. 14 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕФРЕМ (Евстафий; † 1486), прп. (пам. 26 сент., 16 мая, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий ИОАКИМ Опочский, (XV - нач. XVI в.?), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Новгородских святых), игумен ИОНА († 1474-1480), прп. Псково-Печерский (пам. 29 марта, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской) ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/136479_2.html

Во все трудные для России времена, во всех походах и войнах (не исключая и последнюю – Великую Отечественную войну) русские войска неизменно брали с собой иконы Божией Матери – Казанскую, Смоленскую, Донскую. И всегда страна наша ощущала помощь Заступницы Усердной рода христианского. Три раза в году совершается празднование Владимирской иконе в благодарность за избавление ее помощью нашего Отечества от врага. Церковь вспоминает эти события 21 мая, 23 июня и 26 августа. А псковская земля особенно отмечает еще и день 7 октября, когда чудотворный Псково-Печерский образ “Умиление”, находящийся в нашей святой обители, оградил Псков и псковскую землю от посягательства иноверцев. Икона эта неоднократно спасала и Псков, и обитель нашу от различных врагов, желающих завладеть искони Русской землей. Смоленская икона Божией Матери (“Одигитрия”, или Путеводительница) была привезена в XII веке в Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью литовских князей. В XIII веке Феодоровская икона спасла Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска. Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе. Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери – Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охваченные поветрием страшных болезней. И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери “Державная”. Это произошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее державный Покров и заботу о русском народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Близкая духовная связь сложилась у Рижской обители с Псково-Печерским монастырем, из которого ежегодно в обитель прибывала чудотворная икона Божией Матери «Умиление» (список с иконы до настоящего времени находится в церкви преподобного Сергия Радонежского). Монастырь содержал детский приют и школу при нём, богадельню, кухню-столовую для бедных, раздававшую до 200 бесплатных обедов в день. Средства зарабатывались монахинями самостоятельно выпечкой просфор, рукоделием, иконописанием, шитьем священнических облачений и изготовлением свечей для приходов. В 1915 году в период первой мировой войны монастырь был эвакуирован под Новгород, в Савво-Вишерский монастырь. Вместе с насельницами Преображенской пустыни число сестер достигло 200 человек. 21 мая 1918 года митрополиту Новгородскому Арсению (Стадницкому) было разрешено «принять на службу в Новгородскую епархию весь состав сестёр Рижского Троице-Сергиева монастыря». После окончания Первой мировой войны часть монахинь вернулась в Ригу. В то же время в обители поселились сёстры Илукстского монастыря, разрушенного в годы войны, принеся с собой чудотворную Толгскую икону Божией Матери. В 1936 году в монастыре было отведено помещение под резиденцию митрополита Рижского и всея Латвии Августина (Петерсона). В 1941—1944 годах там жил Экзарх Прибалтики митрополит Сергий (Воскресенский). Вторая мировая война и немецкая оккупация Латвии принесли монастырю новые испытания, но и в это время монастырь не закрывался. При отступлении гитлеровцев из Риги монахинь побуждали к эвакуации в Германию, угрожая насильственным вывозом, но они категорически отказались. При советской власти у монастыря были изъяты часть земли и строений, а в 1960 году власти приняли решение о перемещении всех монахинь из Риги в Преображенскую пустынь. В 1962—1964 годах монастырь находился фактически на «осадном положении». В настоящее время в монастыре проживает 140 сестер. С 1998 года накануне праздника Преображения Господня из монастыря в Пустынь совершается крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть». Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троице-С...

Митрополит Иоанникий уделял особое внимание подготовке образованных, ревностных и преданных своему делу священнослужителей, призванных стать образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12). На руководящие посты, на должности благочинных архипастырь ставил опытных, имеющих стаж священников. «Общение с владыкой Иоанникием всегда было очень интересным. Поражала его глубокая эрудиция. В церковных вопросах митрополит Иоанникий вообще был “живой энциклопедией”. При этом он был великолепным рассказчиком», — вспоминает священник Андрей Нестеров. При митрополите Иоанникии в епархии были открыты Луганский Богословский университет в честь Архистратига Михаила, три духовных училища и православная классическая гимназия. Гордостью и украшением Луганска, местом духовного единения людей стал Свято-Владимирский кафедральный собор. Этот красивый величественный храм, построенный на возвышенности, видно издалека. Владыка Иоанникий проявлял о нем особое попечение. Владыка сугубо почитал Пресвятую Богородицу. Приняв Луганскую кафедру, митрополит Иоанникий благословил, чтобы в каждом храме была чтимая икона Божией Матери, память которой совершалась бы наравне с престольным праздником. При владыке в 1992 году в Псково-Печерском монастыре была написана икона Луганской Божией Матери. Святой образ исполнен в византийской иконописной традиции. Сегодня он украшает Петропавловский кафедральный собор Луганска. В сентябре 2011 года владыка Иоанникий с духовенством епархии встречал Святейшего Патриарха Кирилла, прибывшего с первосвятительским визитом на Луганскую землю для освящения закладного камня в основание строящегося тогда в центре Луганска храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Умиление». Митрополит Иоанникий управлял Луганской епархией более 20 лет. За это время он снискал любовь и глубокое уважение как у духовенства, так и у мирян. Владыка был очень ответственным — на богослужение в кафедральный храм приезжал всегда заранее. За час до начала Литургии он входил в алтарь, садился на стул и молился по четкам. Во время Литургии архипастырь был особенно сосредоточенным и погруженным в себя.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

Посещение музея-заповедника «Кижи» (Карельская епархия) Прогулка на катере во время визита на Валаам Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий У Ильинского скита Валаамского монастыря Патриарший визит на Валаам Валаам Храм Христа Спасителя Божественная литургия в Свято-Иоанновском женском монастыре на Карповке Патриаршее служение в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в день памяти прп. Сергия Радонежского Вручение подарка ребенку с ограниченными возможностями во время визита на Украину Посадка дерева в одесском Успенском Патриаршем мужском монастыре Встреча с общественностью Одессы Посещение производственных помещений предприятия «ЮЖМАШ» в Днепропетровске Молебен у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке в Киеве Первосвятительский визит в Нижегородскую епархию Божественная литургия в Серафимо-Дивеевском монастыре. Хиротония архимандрита Илии (Быкова) во епископа Якутского и Ленского У Покровского храма в городе Лукоянов Нижегородской области В Псково-Печерском монастыре Соловки Вид Соловецкого монастыря с высоты птичьего полета На пути к острову Анзер Посещение острова Анзер Посещение острова Муксалма Соловецкий монастырь Божественная литургия в Задонском Рождество-Богородицком монастыре Освящение отреставрированной надвратной иконы Спасителя на Спасской башне Московского Кремля. Посещение Спасо-Преображенского собора города Углича Первосвятительский визит в Ярославскую епархию. Прибытие в Мышкин Посещение Воскресенского собора города Тутаева В Свято-Введенском Толгском монастыре Первосвятительский визит на Дальний Восток. Прибытие на Командорские острова Посещение военной базы 16-й эскадры подводных лодок Тихоокеанского флота ВМФ России Сахалин Первосвятительский визит на Дальний Восток Первосвятительский визит на Дальний Восток Встреча в аэропорту Якутска Посещение монастыря в честь Державной иконы Божией Матери в поселке Изобильное Полесского района Калининградской области С Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром

http://patriarchia.ru/db/text/1372321.ht...

В 1971 году возведен в сан игумена. Исполнял послушание в Московской Патриархии до 1972 года, затем вернулся в Троице-Сергиеву лавру, где в течение десяти лет нес послушание смотрителя Троицкого собора. За усердное исполнение послушаний удостоен медали преподобного Сергия Радонежского I степени (1980 г.), ордена преподобного Сергия Радонежского III и II степеней (1981 г. и 1987 г.). В 1989 году в СИЗО г. Сергиева Посада был устроен храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — администрация СИЗО передала для устройства церкви одну камеру (историческое помещение указанного храма), и по благословению Священноначалия лавры игумен Никодим с несколькими монастырскими насельниками начал духовно окормлять заключенных. До 2004 года это было его основным послушанием. В 1990 году возведен в сан архимандрита. В 1999 году Святейшим Патриархом Алексием II награжден орденом благоверного князя Даниила III степени. В 2014 году во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 700-летием преподобного Сергия указом Святейшего Патриарха Кирилла награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского». Был лично знаком с глинским старцем преподобным Серафимом (Романцовым), преподобным Симеоном Псково-Печерским, валаамским старцем иеросхимонахом Михаилом (Петкевичем; 1877-1962), схиигуменией Марией (1879-1961), жившей в затворе в Сергиевом Посаде. К своему 80-летию в знак благодарности за прожитые годы в лавре составил наставления лаврским монахам — «Заветы преподобного Сергия». В основу наставлений легли беседы отца Никодима с послушниками обители, которые он часто проводил в беседке монастырского сада. Брошюра была издана в 2016 году. Основным послушанием отца Никодима было чтение синодиков и записок на выемке святых просфор. Это послушание он исполнял до того времени, пока онкологическая болезнь не стала прогрессировать; с лета 2018 года уже не мог выходить из кельи. 18 апреля 2020 года, в Великую субботу, наместником Лавры епископом Сергиево-Посадским Парамоном пострижен в великую схиму с именем Никон в честь преподобного Никона Радонежского.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В восточной стене четверика три арочных проема: два малых и в центре - большой. К этой стене примыкает иконостас, в северной стене/во втором ярусе/оконный проем полукруглой формы, над ним, смещенный вправо, распалубный свод, свидетельствующий о том, что существовал более древний оконный проем. В южной стене во втором ярусе оконный проем с глубокими откосами и над ним малый распалубный свод. Рядом с дверным проемом, ведущим в южный придел - растесанный с лучковой аркой/видимо, для раки/. В западной стене - один оконный проем с малой распалубкой над ним и с глубокими откосами, под ним большой арочный проем. Притвор перекрыт коробовым сводом с распалубками над дверными проемами, ведущими в южный придел, четверик, крыльцо. В северной стене - оконный проем с плоской перемычкой и металлической решёткой. Южный придел перекрыт коробовым сводом, опирающимся на южные стены придела и четверика. Западная часть его отделена аркой лучковой формы. Над прямоугольным алтарем - коробовый свод понижен по отношению к основному на- 0,5 м. Крыльцо, примыкающее к притвору, перекрыто полуциркульным сводом/с южной на северную стену/. Два столба на постаментах поддерживают арку, обрамленную валиком. Между крыльцом и калиткой церковной ограды - крыша, образующая навес. Материал - известняковая плита. Памятник оштукатурен и побелен. Более подробную информацию можно получить на сайте http://www.opskove.ru/det/18_det.html С этой церковью связывают историю о двух колоколах Ивана Грозного, которые он повелел отлить специально для Рождественского девичьего монастыря в Изборске во время возвращения в Москву из Псково-Печерского монастыря. Долгие годы один из этих медных колоколов с выбитой датой " 1575 год " находился на хранении в самом храме. Церковь действующая, работает воскресная школа. Комментарии и обсуждение Интересный факт: в 2012 году в России к 1150-летию города Изборска был выпущен почтовый блок . На марке изображены часовня Корсунской иконы Божией Матери и Талавская башня. На полях блока изображены исторические памятники XIV-XVIII вв., которые входят в зону Изборского музея-заповедника: Церковь Николы на Городище , Труворов крест, Троицкая часовня , Городищенское озеро, Никольский собор , Сергиевская церковь , Рождественская церковь и др.

http://sobory.ru/article/?object=00799

До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы. В 1991 г. сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм. В 1993 г. открыто подворье Псково-Печерского монастыря, в 1995 г. преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 9-10 мая 1999 г. в монастыре состоялось прославление сщмч. Илариона, епископа Верейского (†1929 г.). Возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария . Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек. Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни. У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал Православие.ru.  Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». В 2003 г.  кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России». Храмы

http://patriarchia.ru/db/text/250117.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010