– Для только что открывшегося Псково-Печерского подворья, которое и стало предвестником возрождения Сретенского монастыря, сшили аналойник с вышитым крестиком, внутри которого помещена была всего одна-единственная жемчужинка, что казалось нам тогда крайне изысканной роскошью. А затем вознамерились заняться златошвейным искусством и всерьез… Кстати сказать, Ирину Ивановну, необычайно талантливого мастера по вышиванию ликов, поистине редкостную жемчужину и ценнейшее достояние мастерской, обрела именно Екатерина, причем, как говорится, не отходя далеко от дома. Ирина Ивановна, художница и жена художника, жила с ней в одном дворе, они были знакомы много лет и, достаточно часто встречаясь, беседовали о том о сем. Однажды, когда Ирина Ивановна вошла уже в пенсионный возраст, Екатерина рассказала ей о быстро набирающем силу сретенском золотошвейном деле, и вскоре ее собеседница с живейшей заинтересованностью осваивала новое творческое поприще, явив при этом окружающим знатокам поистине необыкновенный Божий дар. Уникальную технику шитья Ирины Ивановны во многом определили ее личные изобретения и наработки, и те люди, которые впервые видят вышитые тончайшим шелком лики святых, думают, что они написаны красками.      – А самой первой по-настоящему значимой работой сретенской мастерской стала голубая фелонь в подарок духовнику, тогда еще игумену Тихону (Шевкунову), к 600-летию Сретения Владимирской иконы Божией Матери в 1995 году, после чего на протяжении всех этих лет было сделано много работ и для Сретенской обители, и для других монастырей и храмов. Иерейские облачения, митры, литургические комплекты, пелены, плащаницы, несколько уникальных архиерейских облачений… В 2000 году было изготовлено полное архиерейское облачение для Патриарха Алексия II, на атласе, шитое шелковыми прядеными и скаными золотыми нитями и жемчугом, в которое он облачался в знаменательные дни празднования двухтысячного юбилея Рождества Христова и событий, связанных с прославлением новомучеников. Изготавливались и другие архиерейские облачения, архиерейские шапочки и митры – расшитые золотными и серебряными нитями, украшенные жемчугом, драгоценными и полудрагоценными камнями, дробницами, стразами, живописью. Реставрировали старинную, XVII века, ряску патриарха Никона на бархате и атласе, с употреблением ткачества, плетения и золотого шнура… – продолжает Екатерина, потрясая таким перечнем души новоначальных златошвеек, еще накануне очень и очень далеких от подобного рода занятий, а сегодня уже горячо желающих всем этим овладеть (что многим и удастся, и даже в весьма высокой степени).

http://pravoslavie.ru/139519.html

Иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова. 1988 г. Фотография. Сер. 90-х гг. XX в. В 1985 г. З. расписывал ц. вмц. Параскевы в с. Пятница во Владимирской обл. В том же году вернулся в Псково-Печерский монастырь, где создал иконостасы храмов прмч. Корнилия Псково-Печерского (1985), Покрова Пресв. Богородицы над Успенским собором (1990) и Псково-Печерских святых на Горке (1989-1991). В 1987 г. выполнил иконостас ц. прп. Евфросинии Полоцкой в г. Карсава (Латвия), а в 1988 г. создал иконостас придела прп. Серафима Саровского в Троицком соборе Пскова (в связи с неблагоприятным температурно-влажностным режимом иконостас находился под угрозой разрушения; в результате реставрации облик икон искажен). В 1989 г. возведен в сан архимандрита. Ко 2-й пол. 80-х гг. творчество З. приобрело международную известность. В 1992 г. он расписал братскую трапезную Нововалаамского мон-ря (Финляндия); в 1995 г. по заказу Покровского мон-ря в Бюси-ан-От (Франция) написал больших размеров икону «Ярославская Оранта»; выполнил фресковую роспись в храме Крестовоздвиженского мон-ря (Шевтонь, Бельгия) (в алтарной апсиде «Христос во славе в окружении евангелистов» (1995), на вост. стене нартекса «Небесный Иерусалим» (2000)). Опыт мастера востребован в иконописных школах, куда его неоднократно приглашали для преподавания (школа прп. Иоанна Дамаскина в Сен-Жан-ан-Руайан (Франция); школы в Венеции и в Сериате, близ Бергамо (Италия), и др.). Воспринимая свою работу как правосл. миссию на Западе, З. выполнял заказы для верующих разных христ. конфессий, желающих молиться перед правосл. образами. Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. Христос Пантократор. Роспись собора свт. Николая Чудотворца в Вене. 2006-2008 гг. В 1994 г. З. был переведен из Псково-Печерского в Спасо-Преображенский Мирожский мон-рь в Пскове. В нем он организовал Международную иконописную школу, где проводил курсы для учеников из России, Франции, Италии и др. стран. В его настоятельство была восстановлена надвратная ц. первомч. Стефана, для к-рой З. создал каменный иконостас с фресковыми иконами (1996). По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к 600-летию Сретения в Москве (26 авг. 1395) Владимирской иконы Божией Матери исполнил ее список (1995, ныне в Оптиной пуст.). В 1995 г. З. был удостоен Гос. премии РФ «За вклад в возрождение иконописной традиции в России» (денежная часть премии передана Высшей Свято-Филаретовской московской православно-христ. школе).

http://pravenc.ru/text/199877.html

В сердце своём, в своей душе я забираю всех в Печоры. Буду молиться о вас по мере своих сил. Жду в паломничество и в Псково-Печерский монастырь, и в древний Псков, и в другие обители и храмы Псковской епархии. От вас же ожидаю главного — молитвенной помощи, ваших молитв, духовной службы нам, уезжающим отсюда, из Сретенского, в Псковскую епархию. Так получилось, что именно сегодня праздник Псково-Печерской иконы Божией Матери. Этой иконой меня благословил на служение в Сретенском монастыре мой духовник архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Вот, эта икона рядом, мы её принесли из нашего Сретенского храма. Это была келейная икона отца Иоанна. Завтра, когда я со своими спутниками прибуду во Псков уже по долгу управления Псковской митрополией, — тоже знаменательный для меня день: память апостола Иоанна Богослова, небесного покровителя старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Напоследок прошу у всех прощения. Если вдруг — а это «вдруг» было наверняка часто — я кого-то огорчил, кого-то, может быть, обидел, к кому-то был невнимателен — от всего сердца прошу меня простить! Горе имеем сердца! Каждый устремимся в тот путь, которым нас ведёт Господь! Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Аминь». И.о. наместника Сретенского монастыря иеромонах Иоанн, благочинные Западного викариатства протоиерей Георгий и протоиерей Серафим обратились к митрополиту Тихону с ответными словами. 20 мая 2018 г. скрыть способы оплаты Комментарии irina 26 июня 2018, 03:05 kogda ia yznala o naznachenii o.Tihona,to rasstroilas.teper,kogda ia posmotrela i proslyshala press-konferentsiu,to poniala,chto naznachenie o.Tihona eto novaia stypenka k Gospody i o.Ioann Krestiankin riadom.Dai Gospodi o.Tihony sil i dyha vse reshit i sdelat na ego novom naznachenii.Pomogi o.Tihony Gospod i Mater Bojia.ia bydy molitsia vsegda. Хахалина Наталья Владимировна 24 июня 2018, 14:04 Молюсь за Вас, Владыка Тихон! И пока жива, буду молиться, и когда умру, тоже молиться буду!

http://pravoslavie.ru/113066.html

Жители Торжка хотели оставить икону в городе как можно дольше, возле нее непрестанно совершалась служба, ее носили по домам горожан, и даже возник спор о ее постоянном местопребывании. В 1630 г. в Москве с нее выполнили список и отправили в Выдропужск. Чудотворная икона была перенесена в Торжок, в ц. Преображения. Был установлен новый крестный ход, совершавшийся 18 июля - в день прибытия В. и. из Москвы. Приходы всех церквей Торжка собирались в Борисоглебском мон-ре и крестным ходом двигались к Преображенскому собору, где по окончании литургии служили молебен перед В. и. Судьба иконы после 1917 г. неизвестна. Список с В. и. находился в Георгиевской ц. Выдропужска до сер. XVIII в., затем был перенесен в новопостроенную ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери (1784). Храм закрыли в 1931 г. В конце Великой Отечественной войны в нем разместили нем. военнопленных. Стояли суровые морозы, и командование приказало отапливать храм иконами. Среди расквартированных в Выдропужске солдат, охранявших немцев, был юноша, Кронид Поспелов (буд. архимандрит Псково-Печерского мон-ря Нафанаил, сын замученного большевиками муромского священника), к-рому удалось спасти В. и. с помощью хозяина снимаемой им квартиры Степана Юрзова, выменявшего у командира конвоя образ Божией Матери на дрова. Ок. 50 лет икона пребывала в семье Юрзовых и после возвращения в лоно РПЦ ц. Смоленской иконы Божией Матери (1991, богослужения с 1995) была передана в храм, где ныне и находится в приделе свт. Николая Мирликийского. Иконографический тип Богоматери - Смоленская «Одигитрия» . Размер В. и., находящейся в наст. время в Выдропужске,- 66,2 ´ 90 см. Изображение выполнено на розовом фоне. По нижнему полю справа идет надпись:                  . В 2000 г. икона была реставрирована. Об особых чинопоследованиях В. и. не известно. В 2000 г. были составлены тропарь 4-го гласа, кондак 6-го гласа и акафист В. и. (в наст. время на рассмотрении Богословской комиссии). В тропаре воспроизведена версия об обретении В. и. иноками Валдайского мон-ря. Тексты кондака и тропаря были отредактированы архим. Нафанаилом.

http://pravenc.ru/text/161063.html

Отец Нафанаил с Выдропусской иконой Божией Матери во время ее пребывания в обители в 2001 г.      В 2001 году Выдропусская икона Божией Матери была привезена в обитель. Батюшка тогда лежал в лазарете, восстанавливаясь после инсульта. После богослужения ему принесли икону, и он всю ночь молился перед ней. 10 августа 2002 года отца Нафанаила отпевали. И это был день чествования Выдропусской иконы Божией Матери. А вот одно из писем отца Нафанаила, еще мирянина, матери: Мама Анна Константиновна Поспелова      «Дорогая Мама! Мне сейчас только две вещи нравятся – это два Царства Божия на земле: одно благодатное, другое царство – царство природы. И с Богом везде хорошо, а без Него везде плохо. Белые ночи прошли уже. Лето наше кончается. Начинается ненастная погода. И в моей жизни мне уже не до моря. Пора бы к тихому пристанищу; но еще не достаёт подвигов покаяния. Еще не созрел. Вообще все небо как-то заслоняется высокими зданиями. Больше читай, читай Златоуста! Для подогрева веры, надежды, любви и мудрости. 25 июля 1945 г. С приветом, Кронид». скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Тамара 14 ноября 2020, 02:47 Царствие Небесное отцу Нафанаилу. Какой жизни был монах, уму непостижимо.. Мария 5 ноября 2019, 19:51 Удивительный человек был ! Упокой ,Господи, душу его !Прочитала и на душе светло стало ! Елена 19 августа 2019, 11:13 Удивительное дело-читая этот повествование об отце Нафанаиле- словно узнаешь новое о родном для себя человеке. Спасибо о. Тихону зато, что он познакомил нас с такими замечательными людьми и открыл для нас их.А так же приоткрыл сокрытую от посторонних глаз монастырскую жизнь и помог разглядеть скрытого под монашескими одеждами каждого человека, вроде бы такого же как и мы, но посвятившего себя Господу.Радостно, что в комментаторах есть родственник отца Нафанаила, тоже внук священника. Слава Богу за все! Светлана 12 августа 2019, 11:41 На официальном сайте Псково-Печерского монастыря в разделе " Книги " есть книга ныне покойного арх.Тихона (Секретарева), посвященная о.Нафанаилу, - " Богородичной обители послушник. Жизнеописание Архимандрита Нафанаила (Поспелова) " . Ссылка

http://pravoslavie.ru/122932.html

Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) Сщмч. Макарий (Гневушев), еп. Орловский. Икона. Нач. XXI г. (собор Ахтырской иконы Божией Матери, г. Орёл) М. принял активное участие в монархическом движении в Москве, стал ближайшим сподвижником председателя Русского монархического собрания (РМС) прот. Иоанна Восторгова . Участвовал в создании братства Воскресения Христова, был членом его правления. Являлся членом РМС, где часто выступал с докладами. 12 нояб. 1909 г. был избран кандидатом в члены правления собрания, а затем стал членом правления. Много времени уделял публицистической деятельности. Принимал активное участие в организации Съезда русских людей в Москве 27 сент.- 4 окт. 1909 г. В 1910 г. участвовал в церковных торжествах, посвященных перенесению мощей прп. Евфросинии Полоцкой. Был удостоен звания почетного члена Полоцкого братства во имя свт. Николая и прп. Евфросинии. В том же году он стал председателем экономического отдела Виленского братского съезда. В дек. 1910 г. выступил с инициативой создания в Москве Об-ва для постоянной помощи западнорус. правосл. населению. В апр. 1912 г. был избран членом Устроительного совета Всероссийских съездов от РМС. Участвовал в работе V Всероссийского съезда русских людей в С.-Петербурге 16-20 мая 1912 г., на котором был избран одним из товарищей председателя съезда и членом комиссии по церковным вопросам. Выступал за повсеместное учреждение церковных братств, развитие сети церковноприходских школ, за изъятие церковных вопросов из ведения Гос. думы и против частых перемещений епископов. В 1912 г. был председателем предвыборного комитета правых партий в Москве по выборам в IV Гос. думу. 11 июля 1914 г. М. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. Хиротония состоялась 10 авг. в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Н. Новгорода. Уже в архиерейском сане принял участие в совещании монархистов 21-23 нояб. 1915 г. в Петрограде, на котором был избран в состав Совета монархических съездов. В мае-июне 1916 г. он организовал миссионерское шествие из Н. Новгорода в Саров, к мощам прп. Серафима Саровского. В мае 1917 г. был избран почетным членом Нижегородского отдела Всероссийского об-ва попечения о беженцах «за выдающиеся труды по устройству беженцев». По его инициативе заботу о содержании беженцев принял на себя Псково-Печерский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2561326.html

Дом Олонхо — это центр сохранения и развития якутской культуры. Олонхо — знаменитый якутский эпос. Объект культурного наследия ЮНЕСКО, между прочим. Хомус — язычковый народный инструмент, распространенный по всему миру под разными названиями (самое известное — варган). Интернет путает слова «хомус» и «хумус» (бобовая паста, распространенная на Ближнем Востоке). Короче говоря, вилюйчан трудно заподозрить в темноте и бескультурии. Был бы в России широко распространен внутренний туризм, были бы дешевы перелеты в Якутию — сюда бы еще и «набираться культуры» приезжали. Но. Просвещение начинается с храма В притворе стоит русский молодой человек по имени Володя и жадно вслушивается в слова службы. Володя живет в Кысыл-сыре, он потомственный казак. -Традиции какие-нибудь дома сохранились? -Дед еще что-то помнил. Я уже ничего не знаю. -В храм ходишь? -По праздникам. Иногда. Все тот же дух цинизма хочет встрять с ехидным замечанием: дескать, вот якуты — молодцы, культуру свою сохраняют, а русские, поди, только в казаков рядятся. Тут уж дух просто грубо передергивает факты. Якуты до революции были крещены в Православие. И отказываться от христианства не спешат. Просто возможность узнать веру (свою веру!) у них ограничена. — Здесь вообще немногие представляют, что такое жизнь христианская, но многие тянутся. Строительство храма для таких людей стало мощным толчком к узнаванию веры, — поясняет отец Роман.  Ходишь по городу по бытовым нуждам, встречаешь людей — так ни одного дня не проходило, чтобы не спросили: «Когда храм достроится? Мы все очень ждем!» Валентина Васильевна работает в свечной лавке новоосвященного храма. Пятеро детей, старший сын — насельник Псково-Печерского монастыря. Доброжелательно разъясняет круглолицой красавице-якуточке смысл иконы Божией Матери «Семистрельная». -Вы перед ней молитесь, чтобы не враждовать ни с кем. У нее другое название — «Умягчение злых сердец». -А люди только за иконами приходят или и книгами интересуются? — спрашиваю я. -Интересуются — не то слово! Все раскупают. И книги, и журналы. Люди ведь хотят свою веру понять лучше и вообще тянутся к знаниям. А что в городе делать? Музеи местные уже наизусть выучили.

http://pravmir.ru/trisposoba-missii-xram...

В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных. Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова. Современное состояние [ править править код ] Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений. Богом зданные пещеры [ править править код ] Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи прп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и прп. Вассы) – порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) . А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших. Подробнее... Храмы [ править править код ] Успенский пещерный и Покровский Успенский пещерный храм – главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге – Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь прпп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

http://azbyka.ru/palomnik/Псково-Печерск...

Вскоре у преподобного Саввы появились ученики. Он стал строить для них келлии. Не стерпел этого лукавый враг и решил причинить преподобному зло. Разбойники пришли к святому и с ложным смирением стали просить благословения. Преподобный прозрел их замысел и попросил их помочь поднять бревно. Сам взялся за толстый конец бревна и легко поднял, а разбойники не могли все вместе поднять противоположный конец. Тогда преподобный с Божией помощью легко поднял бревно на стену. Пораженные разбойники поспешили удалиться, чтобы не потерпеть вреда от преподобного. По устроении обители в честь Вознесения Господня, святой Савва поставил себе столп и на нем проводил всю седмицу в посте и молитве, а в субботу сходил со столпа, причащался Святых Таин, молился с братией и разделял трапезу. После душеполезного поучения он вновь восходил на столп и снова подвизался до следующей субботы. Живя на столпе, преподобный своими молитвами охранял обитель. Однажды разбойники подошли к монастырю, чтобы ограбить его. Преподобный стал стучать жезлом по стене. Услыхав стук, объятые страхом, разбойники убежали и с того времени более не подходили к монастырю. Пребывая в подвигах, преподобный Савва на восьмидесятом году заболел. Готовясь к кончине, святой призвал братию и обратился к ней с душеполезными наставлениями, призывая их твердо и неизменно пребывать в Православии и соблюдении иноческих обетов и возрастать в смирении. Перед кончиной преподобный заповедал своим ученикам: «Когда душа моя разлучится с телом, не совершайте над ним никаких торжественных погребальных обрядов, но просто, без всяких приготовлений, отнесите тело до могилы и предайте земле». Причастившись Святых Христовых Таин, он мирно отошел ко Господу 1 октября 1460 года. Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская Празднество Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой Псково-Покровская, установлено в память чудесного избавления Пскова от нашествия войск польского короля Стефана Батория в 1581 году. Во время осады в город с крестным ходом принесли чудотворную икону Успения Божией Матери из Печерского монастыря. Накануне решающего сражения благочестивому слепому старцу Дорофею-кузнецу было видение Пресвятой Богородицы на том месте, где враги готовились к штурму – в углу крепости, у монастыря в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пресвятая Дева явилась старцу Дорофею в предстоянии русских святых – равноапостольного князя Владимира и Псковских князей Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, преподобных Антония Киево-Печерского, Корнилия Псково-Печерского, Евфросина Псковского и Саввы Крыпецкого, блаженного Николая Псковского и святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, строителя Псковского Спасо-Мирожского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В добавление к сему объявлению Генерал-лейтенант Козачковский изложил следующее: “Его Сиятельство, господин главнокомандующий, генерал от Кавалерии, граф Витгенштейн приказать изволил мне к объявлению Его Сиятельством, о сооружении церкви Божией во Псково-Печерском монастыре добавить следующее: что в сей новосозидаемой церкви будет каждогодно, 6-го октября, отправляема панихида о всех убиенных на брани, при защите Отечества, в сражениях 1812 года при Друе, Якубове, Клястнице, Соколицах и Сивошне, Свольне и во всех пределах Полоцких. Ради чего, полки, артиллерийския и пионерныя роты могут послать списки в Псково-Печерский монастырь о всех убитых и от ран умерших, в вышеписанных делах. Из которых имена г.г. генералов, штаб и обер-офицеров пропишутся на черных досках, в вечную память славных воинов, во вновь сооруженном храме нарочито поставленных”. Воззвание благочестивого начальника нашло живое сочувствие в душах христолюбивых воинов. С 1-го корпуса было собрано 30000 рублей ассигнациями: шесть тысяч с небольшим употреблено на серебряную ризу для Печерской чудотворной иконы Божией Матери (эта вторая икона Успения Божией Матери, устроенная по образцу первой), остальные около 24000 употреблены на построение в Печерском монастыре храма. Устрояя св. храм в память чудесного события, граф Витгенштейн отказался от почести, при сем ему предложенной. В заключение письма своего от 28 июня 1816 года из Ахена к Псковскому губернатору, граф Витгенштейн говорит: “Нужным считаю повторить вашему сиятельству изъявление прежнего и решительного желания моего, чтобы внутри предполагаемого храма, кроме двух мраморных досок с сохранением имен павших на поле брани сынов отечества, не было никаких изображений в честь подвигов войск первого корпуса, а еще менее, и ни под каким видом, чего-либо относящегося до слабых заслуг, кои несправедливо мне приписывать могут”. Следуя примеру своего Благословенного Монарха: “Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу” (Пс. 113, 9) — этот благочестивый герой все свои заслуги с христианским смирением относил единственно к милосердию усердной Заступницы — Царицы Небесной, благоволившей подать ему невидимую помощь, ради усердной молитвы, с верою обратившихся к Ея чудотворному образу Печерскому.

http://sobory.ru/article/?object=01984

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010