После революции 1917 г. была произведена национализация монастырского хозяйства. Впоследствии в храме были размещены беспризорные дети, а монахини - отправлены в качестве рабочих в коммуны и совхозы. В 20-х годах в стенах обители организовали Дом отдыха ВЦСПС Уже тогда с Вознесенского собора были сняты мешавшие хозяевам, кресты и купола. Постановлением собрания от 27 апреля 1924 г. было решено закрыть храм. В то время службы совершались только в Крестовоздвиженской церкви, куда и была перенесена главная святыня. В условиях ВОВ в монастыре обустраивают госпиталь. В этот период верующие чудом вывозят икону Божией Матери в храм с. Мячково, где она пробудет порядка 50 лет. В монастыре находилась местночтимая Иерусалимская икона Божией Матери. Монастырь был разрушен в 1919 г. Все иконы, библиотека и церковная утварь были вывезены или сожжены. Монахини были выгнаны и сосланы в разные места. Храмы были перестроены в общежития, со всех куполов сняты и сброшены кресты. На территории была открыта табачная фабрика, в годы войны оборудован госпиталь. В 1970 г. на территории монастыря открывается Детский реабилитационный центр для детей-инвалидов. В марте 1992 г. монастырь отдан Русской Православной Церкви для дел милосердия и благотворительности. В нем началось возрождение - прежде всего чтение Неусыпной Псалтири и восстановление самого монастыря из руин. Современное состояние [ править править код ] Постепенно возрождается монашеская жизнь. Возрождаются дела милосердия и благотворительности. На престольные праздники в обители совершаются крестные ходы, а сестры накрывают праздничную трапезу для всех паломников под открытым небом. В монастыре есть подсобное хозяйство, плоды которого раздаются всем нуждающимся, а также многодетным семьям. В монастырь возвращена чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, каждое воскресение перед ней читается молебен и сестры поют акафист нараспев. Новый период восстановления монашеской жизни и реставрации монастыря начался в 2001 году с приходом на настоятельство монахини Екатерины (Чайниковой), прошедшей духовную школу старцев Псково-Печерской обители, приобретшей монашеский опыт в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре и на послушании в Московской Патриархии. Под её руководством, при непосредственном отеческом попечении о монастыре Святейшего Патриарха Алексия Второго, обитель начала благоустраиваться, вести активную социальную работу.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Митрополит Ювеналий вручил Патриаршие и епархиальные награды усердным труженикам и благотворителям храма. Протоиерей Николай Булгаков был удостоен ордена прп. Серафима Саровского III степени. Медалями прп. Серафима Саровского были награждены председатель правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского православного патриотического общества Галина Ананьина и глава строительно-реставрационной фирмы «Эфа+» Павел Слуцкий; медалью прп. Андрея Иконописца — руководитель иконописной мастерской при кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Александр Жилин; Патриаршим знаком храмостроителя — главный архитектор храмового комплекса Людмила Павлова; медалями «Патриаршая благодарность» — Сергей Ветлужских и Александр Благов; Патриаршими грамотами — Павел Липунов, Татьяна Егорова, Александр Соколов; медалью Московской епархии «За просветительские труды» II степени — Андрей Печерский; медалью «За жертвенные труды» II степени — Тамара Белова и Николай Беляков; медалью «За жертвенные труды» III степени — Алексей Емельянов, Наталия Макарчук, Вячеслав Коноплин, Александр Уразов, Игорь Саратовский, Елена Сапожникова. Приход храма иконы Божией Матери «Державная» был зарегистрирован в 1998 году. С января 1999 года богослужения начали совершаться в старинном кирпичном здании начала ХХ века, расположенном на территории прихода. По версии старожилов, до революции на этом месте предполагалось строительство храма для железнодорожников Московско-Рязанской железной дороги. В 1998 г. участок был передан под строительство храма. По благословению митрополита Ювеналия храм был заложен 21 сентября 1999 года. Храм однокупольный, шестипрестольный, построен по проекту архитектора Л.Л. Павловой в псково-новгородском стиле. Верхний храм в честь Державной иконы Божией Матери имеет боковые приделы — страстотерпца царя Николая и Всех святых, в земле Русской просиявших. Центральный престол посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. В 2000 году приходу было передано деревянное здание XIX века, находящееся в двух километрах от храма. Сейчас это приходской дом. В нем расположены воскресная школа, библиотека и актовый зал.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5533402...

Но чудеса исцеления на этом не закончились. В больницу меня положили в середине октября 1994 года, однако операцию по разным объективным причинам всё время откладывали. Наконец назначили день операции. Среда 26 октября, праздник Иверской иконы Божией Матери! С самого утра меня причастили, и я приготовилась к операции. В Псково-Печерском монастыре отец Иоанн молился перед Иверской иконой Божией Матери. Для него это особый праздник: в этот день много лет назад он отслужил свою первую Литургию после рукоположения. Началась операция. Операция сложная, длительная, обычно идет около десяти часов. Заранее приготовили пять литров крови, которую планировалось полностью использовать для переливания. Все в ожидании. Золотые руки хирурга творят чудеса. И чудо произошло. Всего через 4 часа (вместо 10) врач вышел из операционной, удивленно развел руками и сказал: «Такого в практике я еще не встречал. Практически никакой потери крови, и операция почти закончена. Что ж, если так помогает молитва, — молитесь дальше, молитесь!» И еще одно чудо. Когда взяли на пробу поврежденную ткань опухоли, она оказалась доброкачественной, хотя все анализы до операции показывали недоброкачественные образования. В реанимации я находилась недолго, быстро пошла на поправку. Потом меня заново учили говорить, сидеть, ходить. Всё заново, всё с нуля, спустя треть жизни. Милостью Божией, по молитве и благословению отца Иоанна я обрела второе рождение. Рак 3-й степени Юрий Александрович Нестеров, г. Нижний Тагил Свердловской области: — В 2015 году мне диагностировали рак правой почки. В декабре сделали операцию по её удалению, т.к. лечить ее было уже нельзя: опухоль переросла размеры самой почки, это 3-я стадия заболевания. Мне было 60 лет. Примерно через полгода контрольное КТ выявило рецидивы заболевания: метастазы в мочевом пузыре и в брюшной полости. Дали 2-ю группу инвалидности. Я был крещен в младенчестве, но был далек от веры, в церкви бывал очень редко. Во время болезни, видимо, от кажущейся безысходности мировоззрение стало меняться. Господь послал мне чудесную книгу «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова). Меня потрясла и сама книга, и жизнь старцев, описанная в ней. Так я познакомился с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), дорогим Батюшкой.

http://pravoslavie.ru/144386.html

7 марта 2004 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II cobepшuл чин великого освящения домового храма мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. Престол верхнего храма — мц. Татианы, нижнего — свт. Филарета, митрополита Московского. Приставной престол — Трех Святителей. Святыни: Частица десницы св. мц. Татианы, частица мощей свт. Филарета, митрополита Московского, икона Божией Матери Всецарица, ковчег с мощами различных святых, почитаемая икона новомучеников, выпускников Московского Университета. st-tatiana.ru Татианы, мученицы, при Московском университете церковь (улица Большая Никитская, дом 1). Датой основания Московского университета считается день памяти мученицы Татианы – 12 января 1755 г., когда императрица Елизавета Петровна утвердила доклад графа И.И. Шувалова о создании этого учебного заведения. Университетскую церковь святой Татианы выстроили к апрелю 1791 г. на месте разобранного храма священномученика Дионисия Ареопагита в восточном крыле здание Московского университета. Эта церковь сгорела в 1812 г., и новую выстроили к 1833–1836 гг. по проекту крупного мастера отечественного классицизма Е.Д. Тюрина. Интерьер украсили лепниной и мраморными скульптурами работы скульптора И.П. Витали, а росписи выполнил Клауди. В 1837 г. храм был освящен митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). В этом храме отпевали многих замечательных людей, и среди них писателя Н.В. Гоголя (он являлся почетным членом Университета), поэта и общественного деятеля И.С. Аксакова, историков Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева. Церковь закрыли 18 июля 1919 г. и превратили в клуб. Затем в ней устроили студенческий театр Московского университета. Скульптуры работы Витали сохранились, их передали Музею архитектуры имени А.В. Щусева и разместили в храме Михаила Архангела в Донском монастыре. Храм был передан верующим в 1995 г., в том же году возобновились богослужения. Чтимые святыни храма – частицы мощей мученицы Татианы (из Псково-Печерского монастыря), частица мощей преподобного Максима Грека, частица мощей святителя Филарета митрополита Московского, иконы Божией Матери «Прибавление ума» и «Неупиваемая чаша». Храм является крупным общественным центром, при нем издается православная газета «Татьянин день», проводятся «Татьянинские вечера», имеются школы пения, мастерские, кружки по изучению греческого и славянского языков.

http://sobory.ru/article/?object=02389

Воскресенско-Покровская община и ее «временные правила» были утверждены синодским постановлением 9 ноября 1910 г. «с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства». Перед февральским переворотом их было 42 человека. 26 ноября того же года Арсеньевой было поручено исполнять должность начальницы, но только 21 августа 1913 г. Синод утвердил ее в должности «в виде изъятия из установившегося порядка». 5 сентября того же года она была пострижена в рясофор. 4 августа 1917 г. игумения Мария стала мантийной монахиней с именем Евфросиния. Открытие новой монашеской общины приурочили к празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Так как «испытывалась особая необходимость в заступничестве Пресвятой Владычицы», то 19 ноября 1910 г. из Псково-Печерского монастыря в обитель была принесена чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Икона прибыла в сопровождении настоятеля архимандрита Никодима и нескольких монахов. На станции Плюсса ее встретило множество народа. Хотя стояла зима, толпа богомольцев от станции до Покровского в крестном ходе сопутствовала иконе 25 верст. Из обители вышел встречный крестный ход. Оба хода объединились и двинулись с пением молитв даль­ше, остановившись для краткого молебствия в лесу, перед святыми вратами. Сразу после прибытия иконы, архимандрит Никодим отслужил в домовой церкви все­нощную, а па следующее утро - обедню. В проповеди после литургии он подчеркнул значение торжества открытия общины, на которое в тот же день, 20 ноября, прибыл викарный епископ Гдовский Вениамин (Казанский), будущий митрополит Петроградский, расстрелянный в 1922 г. большевиками после судебного фарса. К архиерейскому богослужению собрались 17 священников и диаконов из местных приходов. Богомольцев было столько, что им пришлось стоять на улице. «За всенощной Преосвященный Вениамин сказал проповедь о Покрове Божией Матери и том, какая радость для открывающейся обители, что к этому торжеству прибыла чудотворная икона Царицы Небесной, чтобы освятить эти столь важные для обители дни вступления в новую жизнь». 21 ноября со станции Плюсса неожиданно прибыла и другая икона - прп. Сергия Радонежского, которая была заказана в Троице-Сергиевой лавре и три недели не могла попасть к сестрам, ибо затерялась на железной дороге. Это маленькое событие сильно поразило сестер - они увидели в нем особую милость и благословение угодника Божия.

http://sobory.ru/article/?object=40555

4 декабря 1925 года в монастыре Сергей Извеков (впоследствии Патриарх Пимен ) был пострижен в рясофор с именем Платон. В 1926 году обитель была закрыта. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским; из остатков братии был организован совет общины. Священник собора Иван Хлыстов в 1929 году был арестован и помещён на три года в концлагерь, за предсказание скорого конца советской власти. В 1927—1930 годах большинство зданий монастыря было разрушено — как говорилось в газетах и официальных документах, «для расширения уличного движения». В числе прочих сооружений был снесен храм прп. Марии Египетской — один из древнейших в Москве. Иконы и утварь, по каким-либо причинам не изъятые из монастыря ранее, теперь «расформировали» по разным музеям и культурным учреждениям. Так, знаменитая икона начала XVIII века «Воздвижение креста» оказалась в Антирелигиозном музее искусств в «бывшем Донском монастыре». Спустя несколько лет икона поступила в собрание Третьяковской галереи, где и находится по сей день. В уцелевших монастырских постройках разместилось общежитие офицеров НКВД. На территории, ранее принадлежавшей монастырю, проводились расстрелы. В безымянных могилах хоронили тела жертв. В память о них в 1995 году при входе в монастырь установили поклонный крест, освящённый Святейшим Патриархом Алексием. До революции на территории монастыря также находилось и кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. В советское время на месте монастырского погоста было построено здание средней школы. Вплоть до начала 1990-х в Сретенском соборе находился Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Современное состояние [ править править код ] В январе 1991 года сохранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано в пользование Русской Православ­ной Церкви; здесь был создан один из приходов братства «Сретение» во главе со священником Георгием Кочетковым. В 1993 году братство «Сретение» было переведено в соседний храм Успения в Печатниках (на Сретенских воротах); в Сретенском же монастыре было открыто подворье Псково-Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_муж...

В 1917 году началось выселение монахов из монастыря и захват монашеских келий. В 1922 году под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья в монастыре изъяли все иконы, серебряные напрестольные кресты, Евангелия в драгоценных окладах, шитые жемчугами митры, богослужебные предметы и сосуды. В 1926 году монастырь был обращен в приход. Одним из последних настоятелей монастыря был священномученик Иларион (Троицкий) . С 1928 года началось разрушение монастырских построек. Вначале разобрали древнюю церковь Сретения Господня, затем – храм святителя Николая. Потом снесли колокольню, кельи и церковь святой Марии Египетской. До настоящего времени в монастыре сохранились лишь Владимирский собор, палаты и бывшие служебные помещения. После закрытия собора в нем организовали общежитие для офицеров НКВД. На территории монастыря хоронили сотни людей, по ложным обвинениям замученных и расстрелянных в застенках Лубянки. В 1958–1962 годах собор был отреставрирован, в 1990 году сюда въехал Науч но-реставрационный центр им. Грабаря. С 1991 по 1994 год в храме располагался приход. В 1994 году при приходе разместилось подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Начала вновь налаживаться монастырская жизнь. Ныне Сретенский монастырь получил статус ставропигиального. При Сретенском монастыре существует центр по изучению Туринской плащаницы. Издательство Сретенского монастыря – одно из крупнейших современных православных издательств. С января 2000 года начал свою работу интернет-сайт «Православие-2000», созданный московским Сретенским монастырем. При монастыре создано высшее богословское учебное заведение – Сретенское высшее православное монастырское училище. Действуют воскресная школа и центр «Преодоление», занимающийся реабилитацией наркозависимых. Началась жизнь в Свято-Серафимовском скиту монастыря (находится в Рязанской епархии в 250 км от Москвы). Также к Сретенскому монастырю относится небольшая женская обитель в честь святого Илии Пророка. Святыни монастыря: мощи священномученика Илариона (Троицкого) , икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского , точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Опыт Церкви со всей очевидностью показывает, как греховно и губительно пренебрегать волей Божией. Твердо верю в то, что ничего в нашей жизни не происходит без таинственного действия Промысла Божия, цель Которого для меня откроется в будущем. Несомненно одно: Господь наш Иисус Христос призывает меня следовать за Собой по пути жертвенного служения. Сущность архиерейства понимаю как несение креста, подражание деяниям Подвигоположника и Основателя Церкви, Который «не для того пришел в мир, чтобы Ему послужили, но дабы Самому послужить ради спасения многих» (см.: Мф. 20, 28). Одним из самых важных качеств епископа считаю самоотвержение, ибо, по слову Спасителя, «кто хочет идти за Ним, пусть отвергнется себя, и возьмет крест свой» (см.: Мк. 8, 34). Епископ — слуга Божий, покоряющий все разумные силы своей души церковному разуму. Каждое свое действие, каждое слово он обязан соизмерять с той степенью ответственности, которая лежит на нем как на блюстителе чистоты веры и священной апостольской традиции, попечителе о церковном мире и благе своей паствы. Сегодня, глубоко прочувствовав и осознав всю высоту архиерейского служения, всё то, что мне предстоит воспринять, я мысленным взором обращаюсь в прошлое, удивляясь милости и попечению обо мне всеблагого Бога. Родился и вырос я в семье сельских тружеников в то время, когда в стране нашей Церковь Христова была уничижаема и гонима. Для многих и многих наших соотечественников не от кого было узнать даже и о имени Божием. А в тех местах, где я провел детство и юность, о православных храмах остались лишь воспоминания. Святое крещение, первые исповедь и причастие восприняты мною в Свято-Никольском кафедральном соборе города Владивостока. В то время в Приморье началось возрождение Свято-Троицкого мужского монастыря, после паломничества в который в мое сердце запала мысль об избрании монашеской стези как труда ради Господа и спасения. Еще более утвердилось это желание во мне тогда, когда я впервые посетил древнюю Псково-Печерскую обитель и молился у чудотворной иконы Успения Божией Матери.

http://e-vestnik.ru/church/444_sostoyalo...

13 апреля 1893 года состоялось торжественное освящение большого надкупольного креста. После молебна он был поднят и установлен, завершая этим возведение самого здания будущей церкви. При этом присутствовала устроительница общины Ея Сиятельство Е.Б.Мансурова. Святой праведный Иоанн Кронштадтский на свои средства заказал резной дубовый иконостас рижскому архитектору И.Д.Фельско (1813-1902 гг.) Этот талантливый зодчий имел в конце XIX века достаточно широкую известность. Он учился в Художественной академии Копенгагена. В Петербургской Императорской академии художеств получил степень свободного художника. С 1843 по 1879 год он являлся главным архитектором Риги, был одним из авторов парковой зоны центральной части города. Иконостас, который был выполнен И.Д.Фельско для храма во имя Преподобного Сергия Радонежского, сохранился без изменений до наших дней, являя собой благословение и напутствие святого праведника Иоанна Кронштадского Рижской Свято-Троицкой общине. Среди бесценных даров, пожалованных общине, особое место занимали древние реликвии святого града Иерусалима. Они были присланны Его Блаженством, бывшим патриархом Иерусалимским Никодимом, который в то время находился на покое. Свой дар блаженнейший Никодим сопроводил дарственной грамотой, в которой писал: «Посылаем... через посредство любезного сына нашего во Христе г. Павла Борисовича Мансурова часть святаго камня от Пресвятаго Гроба Спаса нашего Иисуса Христа и другую часть святаго камня от горы Голгофской, где был распят Господь наш спасения нашего ради, и часть Честного Древа от святаго и Животворящего Креста Господа Бога нашего, и часть святых мощей святаго и славного апостола Андрея Первозванного в серебрянном ковчежце с изображением на нем лика Святого, и каждая из этих частей имеет на себе надпись и запечатана нашей печатью для верности». Для церкви была пожертвована точная копия Псково-Печерской святыни – икона Божией матери Владимирской «Умиление». Иконы для иконостаса были написаны художником А.П.Бабушкиным на средства Е.А.Камкина.

http://sobory.ru/article/?object=09010

24 окт. 1796 г. И. был возведен в сан архиепископа, 18 янв. 1797 г. высочайшим указом вызван на коронацию Павла I, назначенную на Пасху, служил литургию в Успенском соборе Московского Кремля с митр. Гавриилом, митр. Московским Платоном (Левшиным) и архиеп. Казанским Амвросием (Подобедовым) . Пользовался особой благосклонностью имп. Павла I. 13 марта 1797 г. при посещении последним Твери И. был награжден орденом св. Александра Невского, а 25 июля - «командорством» из 5 деревень в Серпуховском у. Московской губ. (ок. 300 душ). 2 июля 1798 г. имп. Павел выразил благодарность И. за то, что он прислал ковчег с мощами и крест царя Алексея Михайловича. 13 окт. 1798 г. И. был перемещен на Псковскую кафедру. 7 нояб. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В 1799 г. титулован архиепископом Псковским, Лифляндским и Курляндским (с этого года курляндские церкви в Митаве и Якобштадте, как ранее лифляндские, были переданы в управление Псковских архиепископов). До 1800 г. И. проживал преимущественно в С.-Петербурге. В мае 1800 г. сопровождал тело А. В. Суворова от Аничкова дворца до Александро-Невской лавры, где состоялись похороны полководца. Вероятно, именно И. подготовил подробное описание истории Псково-Печерского мон-ря , чудес от Печерской иконы Божией Матери с добавлением Житий св. князей Довмонта и Всеволода (Гавриила), Жития и чудес прп. Саввы Крыпецкого и кратких сведений о блж. Николае Саллосе . 30 авг. 1814 г. И. был уволен на покой в Александро-Невскую лавру с «полным по последнему месту окладом пенсии». Скончался в лавре после длительной болезни, причастившись и соборовавшись. Погребен в храме св. Феодора Новгородского, в приделе свт. Иоанна Златоуста (с 1842 св. Феодора Новгородского), близ могилы архиеп. Евгения (Булгариса) . Могила утрачена. По предложению Н. Я. Озерецковского 24 сент. 1793 г. И. был избран членом Российской академии «по известному его отличному знанию и люблению российского слова» ( Сухомлинов. С. 240), участвовал в составлении 5-го и 6-го томов «Словаря Академии Российской», регулярно посещал собрания академии, особенно в 1793-1794 гг., выступал с комментариями. В обширной научно-лит. деятельности И. особое место занимали переводы св. отцов с греч. языка, а также экзегетика «малых» ветхозаветных пророков, Посланий ап. Павла и Псалтири. Помимо сочинений святых Григория Богослова, Иоанна Златоуста, мч. Иустина Философа, Петра Хрисолога, архиеп. Василия Селевкийского И. перевел с лат. языка 2 сочинения католич. кардинала св. Роберта Беллармина : «О воздыхании голубицы…» и «О семи изречениях, от Христа на кресте провещанных».

http://pravenc.ru/text/674015.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010