76. Земля Халдейская (Деян. 7, 4) есть житие в страстях, в котором созидаются и получают поклонение идолы грехов. Месопотамия же (Там–же, ст. 2) есть житие, которое приобщается обоим противным нравам. А земля обетования (Евр. 11, 9) есть состояние, исполненное всякаго блага. Итак, всякий, кто, подобно ветхому Израилю, возвращается к ветхому своему навыку, опять низвлекается к рабству страстей, лишаясь данной свободы. 77. Кто доблественно победил страсти телесныя, и довольно подвизался против лукавых духов, и изгнал их умышления из страны души своей; тот должен молиться, чтобы ему дано было чистое сердце, и дух правый обновлялся во утробе его (Псал. 50, 12), то–есть чтобы он совершенно избавился от злых помыслов, и по дару благодати исполнился Божественных мыслей, и таким образом соделался мысленным миром Божиим, светлым и великим, состоящим из нравственных, естественных и богословских созерцаний. 78. Сердце чистое (Псал. 50, 12) есть то, которое представило Богу память, совершенно безвидную (чистую от впечатлений), и не имеющую образов, и готово принять одни напечатления Божии, от которых оно обыкновенно делается светлым. 79. Кто Божественным желанием победил душевное расположение к телу, тот сделался неограниченным, хотя он и находится в теле. Ибо Бог, привлекающий вожделение желающаго, без сравнения превыше есть всего, и не попускает желающему привязать вожделение свое к чему–либо из того, что после Бога. Итак, да возжелаем Бога всею крепостию вожделения нашего, и сделаем, чтобы наше свободное избрание не было одержимо ничем телесным, и поставим себя расположением (душевным) по истине превыше всех чувственных и мысленных вещей; и (тогда) мы волею не примем никакого вреда от естественной жизни, относительно того, чтобы быть с Богом неописанным по естеству. 80. Великий Моисей, поставив скинию свою вне полка, то–есть утвердив мысль и ум вне видимаго, — начинает покланяться Богу (Исх. 34, 8), и вшедши во мрак (Исх. 20, 21), в невидимое и невещественное место ведения, там пребывает, посвященный в священнейшия тайны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Поэтические сочинения Ломоносова. Но указать правила стихосложения еще не много значило; почти те же самые правила указывал и Тредьяковский. Важно было то, что Ломоносов подтвердил и объяснил эти правила своими собственными стихотворениями, в которых он представил образцы равных форм поэзии. Он написал 11-ть од духовных, 8-мь из них составляют переложения псалмов; содержание 9-й взято из книги Иова; 10-я утреннее размышление о Божием величестве; 11-я- вечернее размышление о Божием величестве, по случаю северного сияния; 19-ть од похвальных; Ода на счастье, перевод оды Руссо; 50-т похвальных надписей, написанных по равным торжественным случаям; 13-ть мелких стихотворений, заключающих в себе экспромты, послания к импер. Елизавете и Екатерине и вельможам; две песни эпической поэмы «Петр В.»; две трагедии «Тапира и Селим» и «Демофонт» в послание к Шувалову о пользе стекла. Таким обраэом Ломоносов писал во всех родах поэзии; но всего более удалась ему ода, которая была более сродна его лирическому таланту и более сообразна с обстоятельствами того времени. Он считался представителем русской классической оды, как Херасков-представителем эпической поэмы, а Сумароков- классической трагедии. На одах Ломоносова вполне отразились ваг вообще указанные выше свойства ложноклассического направления, так и в частности черты ложно-классической оды. Образцом оды для Ломоносова были оды Пиндара и Горация и французских и немецких писателей, подражавших этим поэтам. Первым его стихотворным опытом, как выше указано, был перевод оды Фенелона «На уединение»; первая подражательная ода «На взятие написана по подражанию современному немецкому поэту, Гюнтеру. Чувство религиозное и патриотическое, любовь к природе и науке были источниками поэтического одушевления Ломоносова В тяжелых обстоятельствах своей жизни, исполненной борьбы и всякого рода лишений и страданий, физических и нравственных, Ломоносов любил обращаться за утешением к вере и искал облегчения в песнопениях Давида, в страдальческой жизни Иова; он переложил несколько псалмов в стихи и написал оду из книги Иова. Некоторые его псалмы, как то: Псал. XIV: Господи, кто обитает в светлом доме, выше звезд.. и Псал. CXLV: Хвалу Всевышнему Владыке потщися, дух мой, воссылать... приобрели особенную популярность, были переложены на ноты и долго распевались даже в нынешнем столетии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Ирмосъ. огнь, чтó внутри кита живущаго въ пучине, (былъ) некоторымъ твоего тридневнаго коего провозвестникомъ явился ибо онъ оставшись невредимымъ, какъ былъ прежде взывалъ: со гласомъ принесу жертву тебе, Господи. Царь и Богъ всего показуетъ на тебе (дела) сверхъестественныя: ибо какъ въ сохранилъ онъ (тебя) Девою, такъ и во гробе тело (твое) соблюлъ нетленнымъ и прославилъ въ божественномъ воздавъ тебе честь, какъ сынъ матери 44, 1–4). Рождество твое вселило тебя, Дева, во Святомъ святыхъ, какъ истинно светлый светильникъ съ огнемъ невещественнымъ, златую кадильницу съ углемъ божественнымъ, стамну, жезлъ, скрижаль богописанную, ковчегъ святый и трапезу Слова жизни (Евр. 9, 2–4). Песнь 7–я. Ирмосъ. Божественная любовь, сопротивляясь безстыдной ярости и огню, огнь орошала, а ярости посмеевалась, вопреки же музыкальнымъ на боговдохновенной словесной трехзвучной цевнице праведныхъ посреди пламени взывала: благословенъ Ты, отцевъ и нашъ Боже препрославленный. Моисей во гневе сокрушилъ богосозданныя скрижали, начертанныя Божественнымъ Духомъ: а Владыка его, сохранивъ матерь (свою) нетленною, вселилъ ее ныне въ небесныхъ обителяхъ; ликуя съ нею будемъ и мы взывать Христу: благословенъ Ты, отцевъ и нашъ Боже препрославленный (Исх. 32, 19). Кимвалами чистыхъ устъ, стройною свирелью сердца, благозвучною трубою возвышеннаго ума, въ благознаменитый нарочитый день чистой Девы, будемъ взывать, ударяя благодеющими руками: благословенъ Ты, отцевъ и нашъ Боже препрославленный (Псал. 150, 3–5; 50, 8). Собрались богомудрые люди: ибо вместилище славы изъ переселяется въ небесное жилище, где слышенъ чистый гласъ празднующихъ, гласъ неизреченнаго и въ радости взывающихъ Христу: благословенъ Ты, отцевъ и нашъ Боже препрославленный (Псал. 45, 5). Песнь 8–я. Ирмосъ. Пламень предъ отроками всемощный Ангелъ явилъ орошающимъ праведныхъ и опаляющимъ нечестивыхъ, Богородицу же Онъ соделалъ живоначальнымъ источникомъ, источающимъ для смерти и жизнь для поющихъ: единаго Создателя будемъ воспевать, избавленные, и превозносить во все веки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Хоружевка. Церковь Екатерины Александрийской. Катерининська церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Екатерины Александрийской Год постройки:не позже 1797. Год утраты:1925 (разобрана по ветхости) Адрес: Украина, Сумская область, Роменский район, село Хоружевка. Координаты: 50.91111, 33.820372 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Хоружевка. Екатерининская цр., дерев., с отдельной колокольней, холод., постр. 1797 г.; женская церк.-прих. школа; жалов. свящ. 140 р., псал. 1-му 36 р., 2-му 30 р.; ружн. земли 48 дес. 1200 кв. саж.; прихож. привил. сост. 13, мещ. 9, крест. 2484; ст. Ромны Либ.-Ром. ж. д. 35 вер.; почт. конт. Смелое 18 вер.; расст. от Консист. 186 вер., от благоч. Свящ. Алексий Феодотов Греченко, псал.-диак. Иоанн Феодоров Богдановский, псал. Иоанн Авксентиев Рыбка; церк. стар. крест. Спиридон Василиев Павленко; зашт. псал. Александр Александров Величко. Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год Трехсрубная, одноэтажная. Центр в плане – восьмигранник, алтарь и притвор – шестигранники. Стройные срубы стен алтаря и притвора покрыты стремительной палаточной крышей с дымничками. Сруб стен центра почти на треть выше срубов алтаря и притвора. Восьмигранная призма сруба стен центра подчеркнуто весома, а грани её напряженно стремительны. Крутой залом переводит объём центрального участка в низенький, приземистый мировой восьмерик. Банястая крыша восьмерика завершается глухим фонарём. Алтарь и притвор освещаются окнами, прорезанными в южных и северных гранях на половине высоты сруба. В центральном срубе окна расположены в южной и северной гранях в два яруса: по одному в середине высоты и по одному в верхней трети сруба.

http://sobory.ru/article/?object=58842

Хоружевка. Церковь Михаила Архангела. церква /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не позже 1804. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Роменский район, село Хоружевка Координаты: 50.909686, 33.820222 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Хоружевка. Архистратиго-Михайловская цр., дерев., с отдельной колокольней, холод., постр. 1804 г.; кварт. свящ. 3 комн. 365 куб. арш., псал. 1 комн. 73 куб. арш.; жалов. свящ. 140 р., псал. 1-му 53 р., 2-му 36 р.; ружн. земли 50 дес.; прихож. привил. сост. 19, мещ. 11, крест. 2306; хут. 1 в 5 вер.; ст. Ромны Либ.-Ром. ж. д. 35 вер.; почт. конт. Смелое 18 вер.; расст. от Консист. 186 вер., от благоч. Свящ. Александр Феодоров Михайловский, псал. Симеон Григориев Димаров, Михаил Андроников Левицкий; церк. стар. крест. Василий Иоаннов Ющенко. Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год В 1929 г. церковь была нами осмотрена, зафотографирована и замерен схематически её план. Построена она в 1804 г., из сосновых брусьев. Это - трёхверхое, но не трёх-, а пятисрубное строение. Центр - квадрат, бабинец - тоже квадрат, но меньшего размера, алтарь - шестигранник такой же ширины и длины, как и бабинец, южный и северный рукава - удлиненные по оси восток-запад четырехугольники. Над рукавами верхов нет; внутри они перекрыты «коробом» а снаружи двуспадистой крышей с фронтоном. Позже достроили к северному и южному рукавам и бабинцу притворы, переделали (разжали) окна. Однако первоначальные формы, особенно в интерьере, сохранились. В конструкциях срубов стен и заломов и верхов церковь вполне выдерживает традиционные формы XVIII в., просветы из центра к рукавам своими элементами напоминают формы просветов в Артюховке и Левченках. Центральный сруб стен выше восточного и западного.

http://sobory.ru/article/?object=58849

Для того, чтобы не одебелел ум, не был подавлен тяжестью земных дел и попечений, священники должны стараться богомыслием возгревать дар Божий, живущий в них через рукоположение архиерейское, иначе они, служители Христовы и строители таин Божиих, сделаются «облаками безводными, носимыми ветрами, осенними деревьями, дважды умершими, исторгнутыми, свирепыми морскими волнами, пенящимися срамотами своими, звездами блуждающими, которых ожидает на веки глубокая тьма» ( Иуд.1:12,13 ). Через частое богомыслие умножается познание божественных истин, одушевляется вера, утверждается надежда, воспламеняется любовь. Способ упражнения в богомыслии Надобно приготовлять себя к упражнению в богомыслии. Сие приготовление состоит в том, а) чтобы поставить себя мысленно в присутствии Бога, наполняющего Своим неизмеримым величием небо и землю, или через размышление о том, что Он присутствует не только во всем мире, но преимущественно в нас и присутствием Божества Своего оживляет нас, по апостольскому слову: «о Нём бо живем и движемся и есмы» ( Деян.17:28 ); или через размышление о Христе Господе Искупителе, как Он по Своему человечеству, с неба взирает на всех людей здесь живущих, хотя мы не видим Его, как видел Стефан умирая за Него, или, наконец, представляя, что Христос, по тому же человечеству, невидимо находится среди нас, или видимо в Таинстве Евхаристии. Надобно пользоваться сими средствами для поставления себя в присутствии Божием не всеми вдруг, но одним каким-либо, просто и непродолжительно. б) За благоговейным и внимательным размышлением о присутствии Божием должна следовать смиренная и усильная молитва о помощи Божией, «не яко довольны есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога» ( 2Кор.3:5 ). Молящийся пусть говорит с пророком: «не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от Мене» ( Псал.50:13 ); «Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» ( Псал.118:18 ); «вразуми мя, и испытаю закон Твой и сохраню и всем сердцем моим» ( Псал.118:34 ), и другие подобные изречения.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

3. Там — радость. Где мир, там и радость ( Псал. 84:9 ). Дух Святой есть дух радости ( Псал. 50:14 ), — не мирской, но о Господе. Эта радость остается и в печали. ( Иоан. 16:22 ). Где Дух Божий, там все служит радостью, все утешением, что другим, не имеющим Его, служит бременем: божественные истины, Евангелие, богослужение ( Псал. 121:1 ; 72:28 ), трапеза Господня, труд, звание, крест ( Псал. 41:12 ), смерть. С миром и радостью предает дух свой Богу христианин, в котором живет Дух Божий. Заключение. Вы уверены в своей правде, мире и радости о Духе Святом; остерегайтесь говорить: мир и нет опасности ( 1 Фес. 5:3 ). Капля удовольствия приносит бездну неприятностей. Не заключайте врат души своей для Духа ( 1 Фес. 5:19 ). Ты имеешь уже Духа Божьего и однако не чувствуешь вполне своего счастья? Знай, что Дух раздает свои дары различно ( 2 Кор. 7:11 ). Тогда я скажу тебе: ты имеешь правду и мир также, только твоя радость еще несовершенна. Терпи! она придет ( Иов. 8:20–21 ). Невыразимое горе душ, от которых удаляется Дух Божий « Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? » (ст.16)? Все мы прияли Духа Святого в таинстве крещения и запечатлены Его дарами в таинстве миропомазания. Но сохранили ли мы то, что прияли? Давид молит Бога, чтобы Он не отнял у него Духа Своего ( Псал. 50:13 ); —значит, Духа Святого можно лишиться. Пример Саула (1 Царс. 16:14 ). Да не подумает кто-либо, что Дух Святой действует в этом случае, подобно страннику, который останавливается, где и пока ему угодно, и идет, куда ему вздумается. Дух Божий пребывает в нас до тех пор, пока мы не допускаем в свою храмину духа нечистого ( Лук. 11:24–25 ). Тогда ясно замечается Его удаление, как больной замечает, что его силы потеряны. И горе тем, от которых Он удаляется ( Осии 9:12–17 ). 1. Души, от которых Он удаляется. а) Вообще — грешники, которые оказываются недостойными Его присутствия, — которые не веруют во имя Единородного Сына Божия, — выражается ли это в открытом презрении ( 1Кор. 1:23 ) или в тайной нераскаянности и злобе.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Великие Будки. Церковь Спаса Пребражения. Преображенська церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:не позже 1850. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Роменский район, село Великие Будки. Координаты: 50.807794, 33.599734 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Великие-Будки. Преображенская цр., дерев., в одной связи с колокольней, холод., постр. 1850 г.; церк.-прих. одноклас. школа; кварт. свящ. 2 комн. 195 куб. арш., псал. 2 комн. 165 куб. арш.; жалов. свящ. 300 р., псал. 100 р.; ружн. земли 32 дес.; прихож. привил. сост. 9, мещ. 5, каз. 126, крест. 792; дерев. 4 от 1 до 3 вер.; ст. Ромны Либ.-Ром. ж. д. 15 вер.; почт. кон. Ромны 12 вер.; разст. от Консист. 163 вер., от благоч. 30 вер. Свящ. Игнатий Никифоров Каневский, псал. Исидор Никифоров Каневский; церк. стар. каз. Павель Назариев Стрельченко; зашт. псал. Стефан Аристархов Гонтаровский. Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=58815

Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Святой Иоанн Златоуст: бесед. 3 против хул. мон. жизни. Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 к Ефес. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей. Сказал я в сердце моем: «дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром»; но и это — суета! Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан. Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан. Святой Дмитрий Ростовский Летоп. ч. 1, ст. 218. Тычинка — колышек, представляющий собой опору для молодого дерева (прим. ред.) Святой Иоанн Златоуст: бес. 3 прот. хулит. мон. жизни. Блаженный Иероним посл. к Лете Святой Тихон. Бор. наст. род. ст. 188. Святой Иоанн Златоуст: т. V изд. Бенед. Блаженный Иероним к Лете. Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 в Ефес. Ibid. Блаженный Иероним посл. к Лете. Блаженный Августин; Нот. 50 Sup. Ioonn. Святой Амвросий; Serm 2 in ps. 118. Святой Иоанн Златоуст; бес. 9 к Евр. Святой Василий Великий; бес. на 32 Псал. Святой Иоанн Златоуст; бес. 60 на Мат. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Но Господь сказал мне: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " . И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Святой Иоанн Златоуст: бесед. 3 против хул. мон. жизни. Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 к Ефес. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей. Сказал я в сердце моем: " дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром " ; но и это — суета! Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан. Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан. Святой Дмитрий Ростовский Летоп. ч. 1, ст. 218. Тычинка — колышек, представляющий собой опору для молодого дерева (прим. ред.) Святой Иоанн Златоуст: бес. 3 прот. хулит. мон. жизни. Блаженный Иероним посл. к Лете Святой Тихон. Бор. наст. род. ст. 188. Святой Иоанн Златоуст: т. V изд. Бенед. Блаженный Иероним к Лете. Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 в Ефес. Ibid. Блаженный Иероним посл. к Лете. Блаженный Августин; Нот. 50 Sup. Ioonn. Святой Амвросий; Serm 2 in ps. 118. Святой Иоанн Златоуст; бес. 9 к Евр. Святой Василий Великий; бес. на 32 Псал. Святой Иоанн Златоуст; бес. 60 на Мат. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Ибо ты говоришь: " я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды " ; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010