Отроча рожденное и данное нам, нисшедши в пещеру аспидов, душит, умерщвляет и губит высокомернаго горделивца. Ныне ад делается небом, преисподняя наполняется светом, прогоняется мрак, дотоле обитавший там, и слепым дается прозрение. Ибо седящим во стране и сени смертней восток возсиял свыше. Все это ясно предизобразили и предвозвестили Пророки, Патриархи и Праведники. Праведник связывается, как непотребный, зане умыслиша совет лукавый на себе самих пожинающие народ Господень и возмущающие стези ног его: горе души их; лукавая приключатся им по делом их, говорит Исаия (3, 9-12). Но для нас дело сие стало истинным спасением от скорбей и врачевством против болезни. " Плещи моя вдах на раны, сказал Вещавший в Исаии, и ланите мои на заушения, лица же моего не отвратих от студа заплеваний (Ис. 50, 6). За то не посрамится и не постыдится создание рук Моих. Я не считал хищением равенство с Богом, и, будучи Богом, единосущным Отцу, Я уничижил себя до истощания (Флп. 2, 6), смиряю себя за нечестивых до смерти, потому-что так благоволил Отец (а чего хочет Он, того и Я хочу, будучи по природе соучастником Его воли и сообщником Божества), и, возносясь, как высочайший, возвожу с собою на верх славы и человечество. Так-то осуществляю Я любовь отеческую, дабы сохраненныя для Меня овцы, оправданныя Моею кровию и получивши в смерти Моей примирение с Отцем Моим, могли отныне жить жизнию и покоиться под Моими крылами! " Авраам, сей великий патриарх, ведя на всесожжение Исаака, который дан был по обетованию, и к которому относились все обетования, ясно предвозвестил умерщвление Господа. Ибо Исаак живой даруется Богом родителю; а жертвою послужил агнец, запутавшийся рогами в кустарнике Савек. Сие двойственное таинство агнца и Исаака, есть истинный образ Христа, Бога нашего. Ибо и Христос двойствен и сложен, будучи вместе и Богом и человеком; и Он, как Сын Божий и Бог по естеству, пребыл безстрастен, а, как соделавшийся ради человека человеком, принес самого себя за спасение мира в непорочную жертву Отцу в растении Савек, или на дереве отпущения, так-как Савек значит отпущение, — Чтó значать три меры муки, из которых составлен был испеченный в золе хлеб (Быт. 18, 6)? Не ясно ли указывает это на тридневное погребение Хлеба жизни? Чтó значит, в жизни Иосифа, сначала ров, а потом стража? Не очевидно ли указывает и это на гроб, и на стражу при нем? Ибо сказано: положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней (Псал. 87, 7).

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

И все пути ее полны мерзости, и для всех помышлений, содействующих греховным возбуждениям, она открывает сердце свое, и раскладывает голени своя и блудодействует с египтянами, соседями своими, примерам которых она следует, т. е. с язычниками, которые хвалятся своими мерзостями, и столь нечестива, что даже их превосходит мерзостями. И все это она делает для того, чтобы прогневлять Бога. Называются же египтяне имеющими большую плоть или вследствие великих мерзостей, или по причине гнусных грехов. Поэтому о святом говорится, что он имеет малую плоть, которая в нем ежедневно уменьшается и утончается чрез добродетели, так что он называется не плотью, а духом, и говорит в псалме: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя или (как стоит в некоторых списках) „как изнемогла плоть моя“ в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе (Псал. 62:2-3). Посему и коринфянин-любодей предается на изнемождение плоти, чтобы дух был спасен (1 Кор. гл. 5). Об этой плоти написано: всяка плоть сено и всяка слава яко цвет травний. Изсше трава, и цвет отпаде: глагол же Господа пребывает во веки (Исаии 40, 6—8). О ней и апостол говорил: кровь и плоть царствия Божия наследити не могут (1 Кор. 15:50) И в Бытии говорит Бог: не имать дух Мой пребивати в человецех сих во век, зане суть плоть (Быт. 6:3). И к верующим говорится: сущии во плоти Богу угодити не могут; вы же несте во плоти, но в дусе (Рим. 8:8-9). Но иная плоть святых, о которой написано: узрит всяка плоть спасение Божие (Исаии 40, 5).    Ст. 27. Вот Я простер (вульг. простру) руку Мою на тебя и отвергну оправдание твое (вульг. право твое) и отдам тебя душам ненавидящих тебя, дочерей палестинских, которые стыдятся твоего преступного пути. LXX: Но если Я простру руку Мою на тебя, и отвергну законоположения (legitima) твои и отдам тебя душам ненавидящих тебя, дочерей иноплеменных, которые совратили тебя с пути твоего.    Следующее далее: σβησας, То есть поступала нечестиво, но LXX соединяется с последующим отделом, а по прочим служит концом предшествующего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

48) Во всем, что мы делаем, как многократпо говорено, Бог взирает на цель, для Него ли, или для чего другаго мы то делаем. Почему, когда хотим сделать что доброе, будем иметь целию не человекоугодие, но Богуугождение, чтоб на Него всегда взирая, все делать для Него, инако мы и труд понесем и мзду погубим. 49) И простыя мысли о вещах человеческих и созерцания всего сотвореннаго отревай от ума во время молитвы: чтоб мечтая о меньшем не отпасть от Того, Кто несравнено лучше всего сущаго. 50) Если истинно возлюбим Бога, то сею самою любовию отженем страсти. Любить же Его есть предпочитать Его миру, а душу плоти, — с презрением всех мирских вешей, с всегдашним посвящением себя Ему—воздержанием, любовию, молитвою и псалмопением, и проч. 51) Если долгое время Богу внимая, — будем тщательно пещися о страстной части души; то уже не бываем уклоняемы с праваго пути приражениями помыслов, но точнее понимая причины оных и отсекая их, делаемся предусмотрительными, так, что сбывается с нами пророческое слово: возвре око мое на враги моя и возстающыя на меня лукавнующыя услышит ухо мое (Псал. 91, 12). 52) Когда видишь, что ум твой благочестно и праведно вращается в помышлетях мирских: то ведай, что й тело твое пребывает чисто и безгрешно. Когда же видишь ум мысленно занимающимся грехами, и не пресекаешь сего: тознай, что и тело твое не замедлит впасть в них же. 53) Как для тела миром служат вещи, так для ума миром служат помышления; и как тело любодействует с телом женщины, так—и ум любодействует с помышлениями о женах воображением своего тела: ибо он зрит мысленно образ своего тела совокупляющимся с образом женщины. Равно в мыслях отмщает он образом своего тела образу обидевшаго. Тоже бывает и с другими грехами: ибо что тело в мире вещей делом производит, то производит и ум мысленно в мире мыслей. 54) Не должно ли ужаснуться, вострепетать и придти в изступление умом, что, когда Бог Отец, не судя никому, Сам, весь суд даде Сынови (Иоан. 5, 22); — Сын же вопиет: не судите, да не судими будете (Матф. 7, 1), не осуждайте, да не осуждени будете (Лук. 6, 37); подобно и Апостол: прежде времени ничтоже судите, дондеже приидет Господь (1 Кор. 6, 5): и еще: имже судом судиши друга, себе осуждаеши (Рим. 2, 1); когда, говорю, это так есть; люди, оставя плакаться о своих грехах, взяли суд из рук Сына, и сами, как бы безгрешные, судят и осуждают друг друга? Небо ужасается сему и земля трепещет; а они не стыдятся безчувственные!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Содержание Слово преподобного Ефрема Сирина Как дар Христу Господу принеси, кающийся, слезы и ударяй себя в перси, как оный мытарь, который, воздыхая, молился и говорил: милостив буди, Господи, мне, грешнику, прогневавшему Тя!      Есть у меня надежда, потому что покаяние сводит большие струпы, и благость покрывает всякую гнусную и отвратительную скверну.      Слышал я, что не презираешь Ты сердца, которое сокрушается о грехах своих и ежечасно подвизается в тяжкой борьбе покаяния (Псал. 50,19).      Не отвергаешь Ты сокрушенного сердца, которое раскаевается во грехах своих и мысленно томит себя подвигом покаяния. И вот, Господи, всякая моя мысль есть сокрушение о грехах моих.      Господь весьма любит кающихся, у Него готово прощение грешнику, только бы оставил он лукавство свое, и получит оставление грехов.      И блудница толкнула в дверь покаяния и получила от милосердого Господа оставление грехов своих.      Итак, приступите, и приимите оставление грехов своих. Дверь отверста умоляющим. Иисус никому не отказывает в прошении его. Соотношение и соответствие между творением мира и возрождением человека (Свт. Филарет, Митрополит Московский)   I      Каждый человек имеет свое небо и землю, дух и плоть, внутреннее и внешнее, остаток первобытного совершенства и хаос греховного растления, из которого действием благодати постепенно устрояется новая тварь (2 Кор. 5, 17; Гал. 6, 15). Возникая из нравственного ничтожества, он находит себя землею неустроенною и пустою, и тьма закрывает глубину его сердца от него самого. Но на слезные воды покаяния нисходит Дух Божий, и Слово Божие производит в нем вышний Свет, который, чем выше сияет, тем более отделяется, и становится ощутительнее собственная тьма человека. II      За днем покаяния следует день очищения и отрады, в которой Бог устрояет твердь в духе и сердце, отделяя вышние воды от нижних, – кроткие и чистые слезы благодати от чувственных слез горести и сокрушения. III      По заключении вод сокрушения в некоторых пределах, человек открывает в самопознании новую страну сухую, неукрашенную, бесплодную, обнаженную перед светом правосудия Божия, не орошенную никакими утешениями благодати. Но после этого испытательного томления, силою воссозидающего слова, из мертвой сухости начинают произрастать благие чувствования и добродетели, сперва слабые и кратковременные, потом – твердые и возвышенные, долженствующие принести плоды правды. И то, и другое состояние есть добро в путях Божиих, хотя ведомая ими душа в начале и не понимает их.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вот как совершается вечерня: По возгласе, Приидите поклонимся: псалом 103. Ектения и кафизма. Господи воззвах: псалмы 140, 141, 129, 116. Одна стихира из октоиха, одна из минеи, если служба общая. Если служба святому особая, то октоих оставляется и две из минеи. Если служба святому «на 6», то все шесть и читаются. Затем догматик, Свете тихий, прокимен дня. Чтение из ветхого завета. Сподоби Господи. Исполним вечернюю. Псалом 122. Ныне отпущаеши. По Отче наш . Богородице Дево, пс. 33. Благословение Господне и шестопсалмие утрени, или отпуст, и по отпусте сейчас же, приидите поклонимся, псал. 69, Слава в вышних и символ веры . Канон октоиха, Достойно, трисвятое, по Отче наш тропари дня, Иже на всякое время, Честнейшую и молитвы: Нескверная, неблазная, И даждь нам Владыко… Преславная Приснодева, Упование мое Отец. И отпуст повечерия, и тотчас же Приидите, поклонимся и полунощницу Непорочны. В понедельник: до Постави. Во вторник: от Постави до Руце. В среду: Руце. В четверг: Твой есмь Аз. В пяток: Призри. На субботу: Да воскреснет. Затем трисвятое, тропари, Честнейшую, молитва, псалмы: Возведох и Се ныне, трисвятое, за усопших тропари и молитва . Псалмы 19 и 20, трисвятое, тропари к ряду, ектения и Слава Святей. Утреня: шестопсалмие, малая ектения, Бог Господь, тропарь, две кафизмы, (о них будет сказано особо). 50 псалом, канон октоиха (по 1 тропарю) и минеи (по 1 из каждого канона), Величит. Светилен. Хвалитны. По одной стихире из октоиха и из минеи. Славословие, сугубая ектения и отпуст. Если утреня совершается утром, то «Исполним утреннюю». Если служба полиелейная, то вместо кафизм поется полиелей и читается Евангелие, октоих оставляется и служат по одной минеи. Если на вечерни полагается вход, то и на вечерни кафизма заменяется пением: Блажен муж. Стихословие Псалтыря Псалтырь, по уставу стихословится только в монастырях. В приходских же церквах стихословие совершается следующим образом: Одна «кафизма» читается на вечерни, две на утрени. Но это не целые кафизмы, а по три псалма из них, между которыми Слава и ныне, так, чтобы в известный срок была прочитана вся Псалтырь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Полагаю, что и вы также хотите, чтобы я сказал вам что к вашему назиданию и утешению. Охотно готов удовлетворить вашему желанию. – Вы и я двукратно обязались распинать плоть свою со страстями и похотями, сперва при купели крещения, потом при принятии на себя Ангельского образа. Посему в назидание наше размыслим о сей обязанности. Иже Христовы суть, плоть распята со страстями и похотями, говорит св. Апостол Павел ( Гал.5,24 ). Что такое плоть? Плоть, которую нужно распять, есть ничто иное, как растленное грехом первого человека и растлеваемое вновь собственными грехами и беззакониями наше естество. В первом значении каждый человек называется плотью. Рожденное от плоти плоть есть, говорит Иисус Христос. Ибо каждый зачинается в беззаконии и рождается во грехе ( Псал.50, 7 ). В последнем называется плотью тот, кто действует подобно язычникам и живет подобно бессловесным. Так жители первого мира, когда исполнились зла, самим Богом названы плотью. Не имать Дух Мой пребывати в человецех сих во век, зане суть плоть ( Быт.6, 3 ). О чем помышляет плоть? Помышляет о таких предметах, кои услаждают ее чувства, обогащают ее и возвышают. Сущий по плоти плотская мудрствуют, говорит Апостол ( Римл.8, 5 ). Чего желает и домогается? Тех же предметов, о коих и помышляет. Что делает? Явлена суть, ответствует Апостол, дела плотская, яже суть блуд, прелюбодеяние, нечистота, студодеяние, вражды, рвения, завиды, ярость, ражжения, распри, соблазны, пьянства ( Гал.5 , 19) и проч. Что последует за делами плоти? Расстройство в силах душевных и телесных, болезни более или менее тяжкие, смерть скорая и безвременная. Вот плоть, которую обязались мы распинать. Что ж? Распинаем ли ее, удаляясь из мира в пустыню? Нет ли в нас нечистых мыслей и нечистых желаний? Ах! Если св. Апостол говорит о самом себе, что ему дан был пакостник плоти, дабы не превозносился ( 2Кор.12, 7 ); то мы ли можем похвалиться совершенною святостью и чистотой? Мы ли, которые о том только и думаем, что ямы, или что тем, или во что одеждемся?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Практика относительно времени «прострения» антиминса, в рассматриваемое нами время также была двоякая: простирали антиминс или после возгласа сугубой ектеньи: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» 676 или же при возгласе: «Да и тии с нами славят». 677 Две последние ектении пред возгласом: «Яко да под державою», в рассматриваемый нами век были большею частью малые, что вполне согласно с древними греческими списками литургии Златоуста; 678 но продолжала отчасти существовать также практика предшествовавшего времени, по которой эти две ектении были разделены так, что первая из них содержала первые три прошения великой ектении, а вторая – три в конце, находящиеся после прошения о царях. 679 Великий вход, а также действия, предшествующие ему, в XV веке имели значительное число вариантов, обусловливаемых греческими списками той же службы, служившими в этом случае оригиналами для наших служебников, а частью наконец, и произволом русских писцов. В некоторых церквах осталась еще древняя практика во время херувимской песни читать священнику только одну молитву: «Никто же достоин», умывать руки с чтением молитвы: «Умыю в неповинных руце мои», за тем переносить дары со чтением 50 псалма и, наконец, по поставлении св. даров на престол и каждении их, возглашать: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф»... 680 Но нужно сказать, что все эти особенности великого входа, как все вообще особенности последования литургии по её древней редакции, в рассматриваемое нами время представляли исключение из общей установившейся практики. Преобладающею же практикою, в рассматриваемое нами время было, чтобы кроме молитвы: «Никто же достоин» читать еще после неё трижды херувимскую песнь. 681 Существовала также практика читать эту песнь прежде молитвы: «Никто же достоин». 682 Умовение рук, при служении архиерейском, происходило с чтением, вместо молитвы, стихов 6–12 псал. 25. 683 Пред перенесением св. даров было обыкновение, чтобы или сначала диакон, а потом священник произносил слова: «Возмите руки ваша во святая», 684 или чтобы эти слова произносил один только диакон. 685

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

118, 131). Посему, так как уста, привлекающия питие из источника, надлежит приложить к воде, а источник есть Господь, изрекший: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Иоан. 7, 37); то посему душе жаждущей желательно уста свои приблизить к устам, источающим жизнь, и невеста говорит: да лобжет мя от лобзаний уст Своих. И Тому, Кто всем источаеть жизнь, и всем хощеть спастися, не угодно кого–либо из спасаемых лишить сего лобзания, потому что лобзание это есть очистительное средство от всякой скверны. Посему–то, кажется мне, Господь с укоризною произносить прокаженному Симону такия слова: лобзания Ми не дал еси (Лук. 7, 44). Чистым стал бы он от недуга, привлекши чистоту устами. Но Симон справедливо не был возлюблен, оплотянев по болезни, по собственному вожделению оставаясь неистощимым в недуге. А душа, достигшая чистоты, так как не омрачает ея никакая плотская проказа, видит сокровище благ; имя же этому сокровищу — сердце. И Пророк молится, чтобы создано было в нем сердце чисто (Псал. 50, 12), из котораго подается сосцам Божественное млеко, служащее питанием душе, привлекающей благодать по мере веры (Рим. 12, 6). Почему говорит она: блага сосца Твоя паче вина (Песн. 1, 1), — сосцами по местному положению означая сердце. Конечно же не погрешит, кто под сердцем будет разуметь сокровенную и неизреченную силу Божества; да и под сосцами справедливо может иный подразумевать благия за нас действования Божественной силы, какими Бог поддерживает жизнь каждаго, снабжая приличною каждому из приемлющих пищею. Но из любомудрия сей книги дознаем мимоходом и другое некоторое учение, а именно, что есть в нас двоякое некое чувство, одно телесное, другое Божественное, как где–то в притчах говорит Слово: найдешь Божественное чувство, — потому что есть некая соразмерность душевных движений и действий с чувствилищами тела, и сие дознаем из настоящих словес Духа. Вино и молоко различаются вкусом, но когда они духовны, тогда духовна, без сомнения, и восприемлющая их душевная сила. А лобзание совершается чувством осязания; потому что при лобзании уста между собою прикасаются.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

« Зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас » (ст.14). Апостол Павел так уверен в своем воскресении и будущей славе, что не называет даже этого верой, а просто знанием, как бы желаемое и ожидаемое было для него уже настоящим: зная, говорит он… (ср. 2 Кор.5:1 ). 1. Надежда истинных христиан на блаженную вечность есть надежда несомненная, покоящаяся на добром основании. а) Потому, что они не сами навязали ее себе , не праздная это мысль у них, но оживляется в их сердце силой и действием Божьим, следовательно, эта надежда — живая (1 Петр. 1:3 ), ясная и сознаваемая, сильная и укрепляющая. Соответственно с этими свойствами она и называется совершенной надеждой (1 Петр. 1:13 ). б) Потому, что она опирается на заслуги Иисуса Христа , Который есть основание их надежды (1 Тим. 1:1; Кол. 1:27 ). в) Потому, что Слово Божье, в которое они верят и которому следуют, дает им право на такую надежду. Неразумно было бы надеяться на то, к чему Слово Божие не дает никакого повода (Иов. 8:13; Притч. 11:7; 25:13 ). Но Божье Слово и Божьи обетования дают истинным христианам полное право на такую надежду (Исаии 50:10; Осии 12:6 ). г) Потому, что они, живя на земле, имеют продолжение своей жизни на небесах, куда они непрестанно стремятся (Фил. 3:20; Лук. 12:34; Евр. 12:22; Ефес. 2:6 ). Посему всякий « имеющий сию надежду на Него, очищает себя » и т. д. (1 Иоан. 3:3–4 ). 2. Поскольку надежда истинных христиан на блаженную вечность так несомненна, то она и не посрамит их (Псал. 39:5; Рим. 8:24 ). Бог поругаем не бывает: Он исполнит Свои обетования (Евр. 4:1 ). Слава истинных христиан « Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах » (ст.7). «В сих словах святой апостол Павел под сокровищем понимает неизреченную славу верующих, а под глиняным сосудом — слабость нашего естества и немощь нашей плоти.» Каждый возрожденный Божьей благодатью христианин носит в сердце своем славу Царства Небесного, эта внутренняя слава совершенно скрыта, пока человек находится здесь на земле, но некогда откроется во всем свете.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

«Кроме ежедневного Богослужения в законе Моисеевом предписаны были для общества особенные торжества, называемые праздниками. Праздники эти образуют собой органическое целое, цикл, имеющий в основе своей седмичный срок праздничных дней и времен, посвящавшихся Иегове; по каковому сроку, в восполнение миротворения, расположено было у древних евреев и само разделение времени на недели, месяцы, годы и на великие периоды годов. Как Бог, создавший мир в 6 дней, в 7-й день почил от всех дел Своих: так и избранный народ Иеговы, должен был освящать и благословлять седьмой день, освобождая себя от всякой работы. На том же основании, должно было освящать каждый седьмой месяц, седьмой год и наконец каждый год, следовавший после семи семилетий т. е. каждый 50 год, называемый юбилеем 513 . Этим объясняется различение Апостолом дней, месяцев, времен и годов. Но чего же именно тенью все это было в Новом Завете? Символическое значение обрядовой стороны Закона, как мы раньше высказывали, по существу отношения между символом и типом, не уничтожается типикой. А между тем это символическое значение возводит мысль к миротворению и покою седьмого дня творения. Вспомним, что этот момент вводит св. Апостол и в свое глубокое толкование покоя, обетованного в Псал. 94:11 , см. Евр. 4:3,4,10 . Итак, общее типическое значение всего ветхозаветного седмеричного цикла есть σαββατισμς, Евр. 4:9 514 . Отсюда естественно выводятся и все частные типические черты ветхозаветных праздников, имея и свои особенности сообразно частной цели учреждения каждого из них. Очевидно, что нашему рассмотрению должны подлежать только те священные времена ветхозаветного Богослужения, которые имеют своим частным предметом само новозаветное толкование. А они суть: а) суббота еженедельная, б) Пасха и в) день очищения. а) Суббота. Мы уже имели случай видеть, как рассматривал и как давал разуметь покой субботнего дня Господь Спаситель ( Мф. 12:1  и дал. Мар. 2:23  и дал. Луки 6:1  и дал.). Он указывал, что истинное субботствование состоит на земле не в соблюдении мелочных формальностей, предписываемых раввинской галахой 515 , а в познании того, что значит: милости хочу, а не жертвы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010