36:26). Ведь и царь Давид молился: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Псал. 50:12) Переходя к откровению высших тайн о Себе и о Царстве Своем, Господь в виде вступления замечает Никодиму, что в противоположность фарисейскому учительству, Он Сам и ученики Его возвещают новое учение, которое основывается непосредственно на знании и созерцании истины: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете» , — то есть вы, фарисеи — мнимые учителя Израилевы. Далее, в словах: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?» — под земным Господь подразумевает учение о необходимости возрождения, так как и потребность возрождения, и его последствия происходят в человеке и познаются его внутренним опытом. А говоря о небесном , Иисус имел в виду возвышенные тайны Божества, которые выше всякого человеческого наблюдения и познания: О предвечном совете Троичного Бога, о принятии на Себя Сыном Божьим искупительного подвига для спасения людей, о сочетании в этом подвиге Божественной любви с Божественным правосудием. Что совершается в человеке и с человеком, об этом, может быть, знает отчасти сам человек. Но кто из людей может взойти на небо и проникнуть в таинственную область Божественной жизни? Никто, кроме Сына Человеческого, Который и сойдя на землю, не покинул небес: «Никто не восходил на небо, как только сошедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» . Этими словами Господь открывает тайну Своего воплощении, убеждает его в том, что Он — больше, чем обыкновенный посланник Божий, подобный ветхозаветным пророкам, каким считает Его Никодим, что Его явление на земле в образе Сына Человеческого есть схождение от высшего состояния в низшее, уничиженное, потому что Его истинное, вечное бытие не на земле, а на небе. Затем Господь открывает Никодиму тайну Своего искупительного подвига: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» . Почему Сын Человеческий для спасения человечества должен быть вознесен на крест? Это и есть именно то небесное, чего нельзя постигнуть земной мыслью. Как на прообраз Своего крестного подвига Господь указывает на медного змия, вознесенного Моисеем в пустыне. Моисей воздвиг перед израильтянами медного змия, чтобы они, поражаемые змеями, получали исцеление, взирая на этого змия. Так и весь род человеческий, пораженный язвой греха, живущего во плоти, получает исцеление, с верою взирая на Христа, пришедшего в подобии плоти греха (Рим. 8:3). В основе крестного подвига Сына Божья лежит любовь Божья к людям: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» .Вечная жизнь устраивается в человеке благодатью Святого Духа, а доступ к престолу благодати (Евр. 4:16) люди получают через искупительную смерть Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/chetverg-svetloj-sedmi...

Возможно ли согласиться с таким рассуждением? . Псалмопевец, Царь и Пророк Давид, исповедуя перед Сердцеведцем Богом свой грех и прося об очищении своих беззаконий, сознавался: в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя ( Псал.50:7 ). Фарисеи, испытывавшие слепорожденного, – как и от кого он получил прозрение, обличали его: во грехах ты весь родился и ты ли нас учишь ( Иоан.9:31 ). Св. апостол Павел, преподавая свои благожелательные наставления евреям, в заключении своего послания к ним, поучает: брак да будет честен у всех и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог ( Евр.13:4 ). Во всех этих и подобных сим местах Св. Писания высказывается, та общая основная мысль, что естественные плотские отношения полов заражены греховной нечистотой. В частности, в благожелательном наставлении апостола Павла, слышится та мысль, что заключенный и христианами брак может быть чужд надлежащей чистоты, и супружеское ложе христиан может быть лишено безупречной непорочности; равным образом и живущие в брачном сопряжении христианские супруги, в своих супружеских отношениях, могут напоминать собой блудников и прелюбодеев, которых ожидает суд Божий. Такие явления, обнаруживая присущую человеческой природе греховную нечистоту, удостоверяют, что эта нечистота, заражая половые влечения, вместе с ними переходит и на супружеские отношения, сочетавшихся браком христианских супругов. Присутствие этой нечистоты и первые следы обнаружений этой греховности заметили и ощутили в себе, еще в раю, наши прародители, после того, как дерзнули нарушить, данную им Творцом, заповедь. Сказав о божественном установлении брака между прародителями, его существе и последствиях, бытописатель, об отношениях первых людей в их брачном состоянии, замечает: и были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ( Быт.2:25 ). Тихие, мирные, безмятежные, дарившие светом и радостью отношения были уделом первых людей, пока к ним не вторгся змий, искуситель с своими губительными и гибельными, тлетворными наветами.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Угрожает ли несчастье, пусть собираются все домашние или члены общества и помолятся вместе, — и придет помощь, или утешение и укрепление! 2. Обещать исправление. а) Страдания всех родов хотят исправить нас. Если мы в конце концов исправляемся , то мы в состоянии легко избежать страданий. Отец удерживает розгу, если после сделанной угрозы дети дают обещание исправиться. Что сделал блудный сын, обессилев от несчастий? б) Но мы должны потом сдержать наше обещание . К несчастью, бывает очень часто так, что когда Бог наказывает, мы вопием к Нему, а когда щадит, делаемся еще хуже прежнего. 3. Благодарить даже за страдания. Благодарность за страдания, конечно, трудна, также как и любовь, прощающая врагов; но она должна быть в нас, если мы хотим быть истинными чадами Божиими. Страдания доставляют много добра, они благодетельны; следовательно, благодарите за них. Иов взывал: « Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! » ( Иов.1:21 ). Павел пишет: « собою же не похвалюсь, разве только немощами моими » ( 2 Кор. 12:5 ). Иаков заповедует: « с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения » ( Иак. 1:2 ). Что должен делать человек со своей стороны, чтобы через покаяние изгнать грех? « Почему мы не могли изгнать его? » (ст.19). Ученики жалуются Иисусу, что не могли изгнать нечистого духа из человека, одержимого им. Мы часто жалуемся, что не можем изгнать из себя греха. В деле покаяния важнейшее и большее делает Бог . Он пробуждает и призывает к покаянию; Он поддерживает кающегося при покаянии; прощает из милосердия грехи; прилагает к нам заслуги и удовлетворение Иисуса Христа. Но что должны делать мы? Что должен делать человек со своей стороны, чтобы через покаяние изгнать грех? Он должен: 1. Принести искреннее раскаяние. Если грехи, при помощи Божией, узнаны и испытаны, то нужно прибегнуть к раскаянию , именно, к искреннему раскаянию. Оно загладить грехи, поможет их загладить, потому что: а) Оно есть печаль ; эта печаль есть наказание, которое дают сами себе, — и божественное правосудие примиряется; другое наказание — прекращается. « Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже » ( Псал. 50:19 ). «Мы несомненно веруем, что через раскаяние изглаживаются грехи, даже и тогда, если это раскаяние осуществляется при последнем издыхании.»

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

О второй вашей главе, заключающей в себе учение о том, что всякий человек повинен прародительскому греху, утверждаем и мы, что это истинно так. Ибо псалмопевец говорит: «се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» ( Псал.50:7 ); и Господь в Евангелии: «аще кто не родится водою и Духом», т. е. для очищения от сего прародительского греха, «не может внити в царствие Божие» ( Иоан.3:5 ). Впрочем, что касается до возрождения через божественное крещение, о котором в исповедании Символа сказано: «исповедую едино крещение во оставление грехов», – то мы крестим через троекратное погружение, а Латиняне не хорошо делают, крестя через одно поливание. Ибо в едином Божестве надобно проповедовать три ипостаси, а посему должны быть три и погружения и выгружения, с произнесением имени Отца, и Сына, и Святого Духа, так как это есть древнее обыкновение, преданное Церкви; а вместе тремя погружениями и выгружениями знаменуется тридневное погребение и воскресение плотью за нас Распятого и Воскресшего. Крещенного тотчас же должно помазать и миром; ибо это помазание есть печать и знамение Христа, и мы, получая от Него в миропомазании благодать, называемся христианами и делаемся помазанниками Господа; а Он не лишается Своего достоинства от того, что мы так по Нему называемся, потому что Он называет нас сынами Божиими, по усыновлению, и богами, по благодати. Помазывая же крещенного, священник говорит: «печать дара Духа Святого. Аминь». Поэтому основательно то, что за крещением следует и миропомазание, а не отлагается до времени, и преподается крещенному честное причастие. Ибо цель всякого таинства есть та, чтобы мы, избавившись от заблуждения и нечистоты греха, соделавшись чистыми и запечатлевшись божественным миром, приобщились плоти Его (Иисуса Христа) и крови, и теснейшим образом соединились с Ним, и чтобы Христос вселился в нас, и походил, и был с нами во все дни. Глава третья. О членах веры Приступая же, как следует, и к третьей вашей главе, распространяющейся о членах веры, мы говорим, что истинная и единственная божественная вера, христиан, превышающая ум и разум, как действительно истиннейшее исповедание Бога в Троице, содержится сокращенно в следующих главах, которые всякий правоверующий и желающий спастись должен исповедовать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

Правда, и в Ветхом Завете от молящихся требовалось не только плотское обрезание и принесение жертв, но и внутреннее обрезание строптивого сердца и жизнь по закону Господню. Поэтому если человек по своей жизни и настроению был далек от Бога, то внешнее поклонение его теряло цену. «К чему Мне множество жертв ваших? (говорит Господь через пророка)... Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня: новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть:беззаконие – празднование!.. И когда вы простираете руки ваши, я закрываю от вас очи Мои: и когда вы умножаете моления ваши, Я не услышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды»... ( Ис.1:11–17 ; ср. 26:1–4; Псал.50:16–19 ). «Не тот Иудей, кто таков по наружности, говорит ап. Павел ( Рим. 2:25–29 ), и не то обрезание, которое наружно, на плоти, но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу» (περιτομ καρδας ν πνεματι). И конечно, не ложно, но истинно поклонялись Богу: Авраам, Исаак и Иаков, Моисей и Арон, Давид и Соломон и все ветхозаветные праведники. Нельзя сказать, чтобы ветхозаветное богослужение отжило свой век, как такое, в котором форма взяла перевес над духом, и которое наконец уже не влияло на людей воспитывающим образом. Если многие иудеи и самаряне и полагали всю силу спасения во внешнем обрядовом богослужении, отчего именно самарянка и обратилась с вопросом к Спасителю; то и в это последнее время ветхозаветной истории были такие высокие личности, как Симеон богоприемец и Анна пророчица, Захарий и Елизавета, Иоаким и Анна, Иосиф обручник и даже такие великие люди, каких еще не было во всей ветхозаветной истории: Иоанн Предтеча и Мария Матерь Божия. А все эти великие праведники воспитались при храме. Следовательно, ветхозаветное богослужение отжило свой век не потому, что оно было чуждо «духа и истины», а по-другому. Во-первых, оно имело значение только для одного еврейского народа и было неразрывно связано с городом Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

Мимо неси от мене чашу сию ( Мр. 14, 36 )», но тогда это не было бы высочайшею любовью, оказанною нам от Бога. Итак, чтобы явить нам Свою высочайшую любовь, чтобы мы не могли сказать, что Бог имеет что-нибудь такое дорогое, чего Он нам не хотел дать, даровал Он нам Своего возлюбленного Сына и не просто даровал Его, а к уплате за наши грехи. Поэтому Бог не мог явить нам большей любви. 50 Любовь к Богочеловеку обнаруживается также в утешительном обитании Его среди нас и в нас. «О, какое великое утешение, что Бог освятил и посвятил сердце наше в обитель Свою. Если кого любишь, то любишь и быть с ним. Бог весьма любит человека, потому Он охотно пребывает с ним и имеет обитель Свою у него (Исаии, 57, 15). «Я, Господь, обитаю в высоте и во святилище и с сокрушенным сердцем, чтобы оживлять дух их». И, напротив, с кем любишь быть, того любишь. Бог любит быть с человеком, потому Он сердечно любит его, как сказано в XV, 3 Псал. 51 Бог – высочайшее благо, а потому и любовь наша к Нему не только вполне естественна и необходима, но и должна превышать всякую любовь. «Если всякое благо, какое только есть на небе, на земле и во всех тварях, находится в Одном, то этот Один – высочайшее и всякое благо. В Боге, Творце всего видимого, находится всякое благо, какое только есть во всех созданиях и тварях, на небе и на земле, потому что все из Него происходит, от Него и в Нем, чрез Него все. Поэтому Бог – высшее и всякое благо. Что во всех вещах находится по частям, particulariter, то в Боге universaliter, всецелым и всесовершенным образом. 52 Человек обязан благодарить Бога вместо и за всех тварей, как единственное разумное существо в мире. 53 Кроме того, твари получили то, что они имеют не для самих себя, но для человека. Как же не быть человеку обязанным за то Богу? 54 Наконец, любящий соединяется с любимым и составляет с ним одно, поэтому человеку всего естественнее посредством любви соединиться с Богом и таким образом превратиться в благороднейшее и высшее, как и в природе все превращается в благороднейшее и лучшее.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

   Ст. 29. Ибо согрешили мы и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем погрешали.    Три отрока, конечно, не согрешили и не в таком были возрасте во время отведения их в Вавилон, чтобы им быть наказанными за свои грехи. Поэтому как они говорят от лица народа, так следует читать и оные слова Апостола: не еже бо хощу, творю; но еже не хощу, сие содеваю (Рим. 7:19), и прочее, написанное в том же месте.    Ст. 37—38. Ибо мы умалены, Господи, паче всех народов и унижены ныне на всей земле за грехи наши, и нет [у нас] в настоящее время князя, и пророка и вождя и проч.    Эти слова следует применять в тех случаях, когда церкви за грехи народа испытывают оскудение святых мужей и учителей, наиболее сведущих в законе Божием, и когда во время гонений не совершается жертвы и приношения. Некоторые относят это место к небесному Иерусалиму в том смысле, что души, ниспадшие на землю и находящиеся в месте слез и смешения, оплакивают прежние грехи и прочее, заключающееся в словах пророка; но сего не принимает Церковь Божия.    Ст. 39—40. Но с сокрушенною душою и смиренным духом да будем приняты, как при всесожжении овнов и тельцов и проч.    На основании настоящего места и дальнейших слов: благословите, духи и души праведных. Господи (ст. 86), и [написанного] в Псалмах: жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижить (Псал. 50:19), некоторые утверждают, что дух в человеке, за исключением Духа Святого, отличен от души. Но они должны будут разрешить следующее затруднение: каким образом говорится, что в одном человеке, без плоти и благодати Духа Святого, находятся две субстанции и два внутренних человека.    Ст. 46. И не переставали слуги царя, ввергшие их, разжигать печь нефтью (naphta) и паклею.    Саллюстий пишет в Историях, что нефть у персов составляет род трута, которым в особенности пользуются для поджигания. Другие полагают, что нефтью называются косточки олив, бросаемые вместе с высушенным масляным отстоем; поэтому она и называется по-гречески πυρνη, как поддерживающая πρ, то есть огонь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Патриарх Иаков крестообразно руками благословил сынов Иосифа, Ефрема и Манасию ( Быт. 48:13–14 ). Израильтяне победили язычников только потому, что пророк Моисей молился о победе, простерши руки ( Исх. 17:1–13 ). В Новом Завете Христос благословлял руками детей и апостолов: «Вывел их вон из города до Вифании, и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лук. 24:50–51 ; Мк.10:16 ). В Ветхом Завете были и пророчества о крестном знамении. Господь чрез пр. Исаию сказал: «Приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение... ( Ис. 66:18–19 ). И прор. Иезеклию «сказал Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иезек. 9:4). В греческой и еврейской библиях сказано: начертай т а в, т. е. букву, которая по еврейски писалась как крест: + X X И псалмопевец просил Господа: «Покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся» ( Псал. 85:17 ). В подземных храмах древних христиан, катакомбах, находятся изображения Пресв. Богородицы и древних святых людей с распростертыми молящимися руками, относящиеся ко II и lll векам. Этим воздеванием рук при молитве они изображали крест (посл. ап. Варнавы 12 гл). Для гонителей христиан первых веков крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали известного человека за христианина. В одном из мученических актов язычник говорит; «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста» («Труды Киевской Дух. Академии» 1865 г., т. 3, стр. 326). Св. Иустин, философ и мученик (умерший в 165 году), пишет: «Чтобы воздавать Богу лучшее, христиане должны молиться на восток и крестное знамение изображать не левою, а правою рукою» ( " Разговор с Трифоном иудеем», гл. 89). Защищая христианство от нападения на него язычников, Тертуллиан (умер в 220 г.), между прочим, пишет: «Если нас обвиняют в поклонении кресту, мы того не стыдимся» («Апология», гл.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Апостол действие веры в христианах изображает в следующей молитве о них: Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши ( Еф.3:16–17 ). Я – Господь, Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня. 1-я заповедь десятословия. В сей первой заповеди Господь Бог сообщает человеку познание о Себе Самом, чтобы он познал Его, поскольку на тот конец и сотворил Бог разумного человека, чтобы он признавал Его Господом и Творцем своим и Его прославлял. Испов., III, отв. на вопр. 50. Веруем, что никто не может спастися без веры. Верою же называем правое понятие наше о Боге и предметах Божественных. Будучи споспешествуема любовью или, что все равно, исполнением божественных заповедей, она оправдывает нас чрез Христа и без нее невозможно угодить Богу. Посл. чл. 9. Некоторые свойства богоугодной веры: она должна быть α) правая, сообразная с учением Церкви; β) живая; γ) твердая и неизменная. α) Веруем, что Святой Дух учит Кафолическую Церковь ; ибо Он есть тот истинный Утешитель, Которого Христос посылает от Отца для того, чтобы учить истине и прогонять мрак от ума верных. Учит Дух Святой Церковь чрез св. Отцов и учителей Кафолической Церкви. Ибо как все Писание, по общему признанию, есть слово Духа Святаго – не потому, что Он непосредственно изрек его, но говорил в нем чрез Апостолов и Пророков, так и Церковь научается от живоначального Духа, но не иначе, как чрез посредство свят. отцов и учителей (которых правила признаны Святыми Вселенскими соборами, что мы не престанем повторять); потому не только убеждены, но и несомненно исповедуем, как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться и изрекать ложь вместо истины, ибо Дух Святой, всегда действующий чрез верно служащих отцов и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждения. Посл., 12 чл. Свидетельства и руководства для лиц, принявших сан священства, заключаются в начертаниях канонических постановлений, которые охотно принимая, мы, вместе с богоглаголивым Давидом, воспеваем Владыке Богу, говоря: на пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве ( Псал.118:14 ) и: откровения Твои, которыя Ты заповедал, правда и совершенная истина; Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня и буду жить (118, 138, 144).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Остальные (1, 5, 8, 18, 80, 90, 109, 138, 144) неизвестно когда написаны. Примеч. Как в Еврейском, так в Греческих и других переводах число псалмов одинаково. Но перевод LXX-mu отступает от Еврейского в разделении некоторых псалмов, от того и счет псалмов идет у них не одинаково; напр. в Еврейской библии 10 и 9 составляют/в Греческой один 9-й псалом; 11, 12 и 13 псалмы – один 12-й; 114 и 115 – 113; 116 114 и 115 и т. д. – «В Еврейской книге псалмов, говорит св. Афанасий в предуведомлении к их толкованию, все псалмы писаны без присовокупления числа и в ином виде, иные соединены в один, а иные разделены. Так первый и второй псалмы по Еврейскому тексту соединены в один псалом, и на оборот 9-й, который составляет у нас один псалом, в Еврейском тексте разделен на два псалма. Вся же книга Псалмов делится па пять частей». 4 Это предисловие не всеми издателями приписывается Златоусту, и некоторыми, напр. Монфовоном, поставлено в числе сомнительных. 5 «Когда сказано (в наднисании), говорит св. Афанасий, «Псалом Давиду», тогда значит, что другими изрекается о Давиде». 7 См. толков. бл. Феод. на сей псалом. Св. Афан. также нерешительно говорит: «говорят, что Моисей, написав сию молитву, передал ее на хранение в тайне». См. толкование на сей псалом. 10 См. толков. бл. Феод. на сей псалом. Идифуму приписывает этот псалом и св. Афанасий. См. толк. св. Афан. на 38 псал. 13 Калмет догадывается, что Греческие надписания сделаны самими 70 толковниками по дошедшим до них преданиям о происхождении и употреблении псалмов, или по замечаниям, сделанным прежде на полях Еврейских списков. 14 Надписания, внесенные в Греческую библию, коих нет в Еврейской, теперь находятся над след. псалмами: 32, 42, 70, 90, 92, 98, 103. В 104, 107, 113, 114, 135, слово: аллилуиа в Греческой библии поставлено в надписаниях, а в Еврейской отнесено к концу предыдущих псалмов. В Славянскую библию внесены или особые надписания, напр. над 1 и 2 псал., или в виде дополнения к Греческим надписаниям над псалмами: 32, 41, 90, 94 – прибавлено: не надписан у Еврей; в 136: псалом Иеремиев; в 64: песнь Иеремиева и Иезекиилева, людей преселения, егда хотяху исходити; в 71: псалом Давиду; в 137: псалом Аггея. Подобные прибавления в псал. 70, 95, 96, 14, 50, 71, 99, 102, 109; в 54: Асафу, а в Еврейск. и Греческом Давиду, и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010