41. И по преступлении осталось ведение. (Осязательно это видно в действиях совести). Когда разбойника берут в суд и начинают судить, князь спрашивает его: когда делал ты зло, ужели не знал, что будешь пойман и предан смерти? И разбойник не осмелится сказать, что не знал: потому что было ему сие известно. И блудник не знает разве, что делает худо? И тать не знает разве, что грешит? — Так люди и без Писания, по естественному смыслу, не знают разве, что есть Бог? Невозможно будет им в оный день сказать: не знали мы, что есть Бог. Ибо в громах и молниях с неба вещается им: не знаете разве, что есть Бог, управляющий тварию? (12, 8. 9). 42. Несправедливо иные, введенные в обман лжеучением, утверждают, что человек решительно умер, и вовсе не может делать ничего добраго (46, 3). 43. Осталась в человеке свобода, какую Бог дал ему в начале. Как совершенный не привязан к добру какою–либо необходимостью, так не привязан и ко злу погрязший в грех и делающий себя сосудом диавола (15, 38). 44. Ты свободен; и если хочешь погибнуть, то природа твоя удобоизменяема. Кто хочет, тот и покорствует Богу, и идет путем правды, и владеет пожеланиями, потому что ум сей есть противоборник, и твердым помыслом может препобедить порочныя стремления и гнусныя пожелания (15, 21). 45. Напрасно, однакож, надмеваясь, думают собственною своею свободою устранить от себя поводы ко греху. Свобода, возможная для человека, простирается на то, чтобы противиться диаволу, а не на то, чтобы при сей возможности непременно иметь и власть над страстями. Ибо сказано: аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий и трудится зиждущий (Псал. 126, 1). (25, 1). 46. В нас действует зло со всею силою и ощутительностию, внушая все нечистыя пожелания, однакож срастворено с нами не так, как иные говорят сие о смешении вина с водою, но как на одном поле растут и пшеница сама по себе, и плевелы сами по себе, или как в одном доме находятся особо разбойник и особо владетель дома (16, 1). 47. Когда светит солнце и дует ветер, то у солнца — свое тело и своя природа, и у ветра — своя же природа и свое тело. Так и грех примешался в душе; но и у греха и у души своя особая природа (2, 2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

б) По причине вечного наказания, ожидающего грешника. « Идите от Меня, проклятые » и проч. Это несомненно последует. И грешник не убежит от карающего правосудия Божьего. Он ввержен будет в « озеро огненное » (Апок. 19:20), во тьму кромешную, и на долго ли? Навсегда (Исаии 66:24; Апок. 14:11 ). 2. Для кого оно отрадно. а) Для праведников. Впрочем не все ли мы грешники? (Псал. 142:2). Какие шипы у самой прекрасной розы! — Есть обратившиеся, раскаявшиеся и примирившиеся с Богом грешники (Иоан. 5:24), которых сердце более не осуждает нас (1 Иоан. 3:21), которые праведно и благочестно жили в этом мире и всегда хранили свою совесть (Иов. 27:6). Такие с радостью явятся пред судилищем Христовым (Сир. 34:16). б) По причине несомненной и вечной награды, ожидающей их. На их главе венец (2 Тим. 4:8). Невыразимое блаженство (2 Кор. 4:17). Радость после печали. Жатва после посева, награда после труда. Добрые дела их последуют за ними (Апок. 14:13). Судья воздаст им (Евр. 11:6; Мат. 5:12 ) за каждую чашу воды (Мат. 10:41 ), за каждое дело их милосердия к меньшим братьям. Заключение. Многие слушают об этом с холодным сердцем. О, слепой, беспечный человек (Исаии 28:15), вспомни известного богача (Лук. 16:24). Со смертью Судья уже при дверях. — Лицемер, Бог знает твое лукавое сердце (Мат. 7:22–23). Бедный Лазарь, не унывай духом! Нынешнее евангелие открывает нам зрелище вечности « Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свой сторону, а козлов — по левую .» 1. Все мы явимся перед судищем Христовым (2 Кор. 5:10). Кто Судья? « Сын Человеческий во славе своей ». Он явится как Царь всех царей (1 Фесс. 4:16), сидящий на троне (Мат. 26:64). Перед Ним соберутся все народы. Никакого предпочтения к национальностям, к званию, состоянию, происхождению, возрастам и лицам. Те, которые доживут до страшного суда, также восхищены будут (1 Фесс. 4:17).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Делич, принимая гипотезу происхождения притчей глл. 30–31 в исмаильском царстве, все равно считает, лежало ли оно в Аравии или в Хаурапе, излишними заботы Гитцига и Мюлау о привлечении в него израильского населения и израильских авторов притчей. По его мнению притчи глл. 30–31 могли явиться и без участья израильтян, среди потомков Исмаила, исповедовавших так называемую религию Авраама (Din Ibrahim) и чрез ее посредство возвысившихся до понимания религии Израиля. Агур и Лемуил были израильские прозелиты из исмаильтян. Другие исследователи (Датий, Дедерлейн) авторами Притчей 30–31 считают даже не прозелитов, а настоящих язычников 39 . – Неверность этой мысли доказывается близким отношением притчей Агура и Лемуила к другим ветхозаветным книгам. Не смотря на незначительный объем этого отдела, он имеет множество точек соприкосновения с пятокнижием Моисея, книгою пророка Исаии и некоторыми псалмами. Сравн. Притч. 30:2 с Псал. 73:22 , Притч. 30:4 с Быт. 28:12 , Ис. 40:12 , Притч. 30:6 с Втор. 4:2 , Втор. 13:1 , Притч. 30 с Втор. 8:12 , Втор. 32:15 , Ис. 8:12 , Притч. 30:11 , Притч. 30:17 с Исх. 21:15 , Исх. 21:17 , Лев. 20:9 , Притч. 31:2–9 с Втор. 4:5 , Втор.4:14 , Втор.6:24 , Втор.12:1 , Пс. 50:18 . Но особенно близкую связь притчи Агура и Лемуила имеют с книгою Иова. Можно указать много слов, встречающихся почти исключительно только в притчах Агура и в книге Иова: Притч. 30:5 , форма имени Божия 41 раз встречающаяся в книге Иова, а в других книгах редко употребляемая; форма Niphal глагола , встречающаяся только Притч. 30и Иов. 41:1 ; корень Притч. 30:27 , Иов. 21:21 , ( Суд. 5:11 ); слово Притч. 30:30 , Иов. 4 ( Ис. 30:6 )·, Притч. 30:14 , Иов. 29 ( Иоил. 1:6 ); отрицательная частица Притч. 31:4 , Иов. 22:30 ; выражение Притч. 31:2 , Иов. 19:17 ; Притч. 30:8 , Иов. 23:14 . Из многочисленных страдательных форм, встречающихся только в книге Иова, в нашем отделе есть страдательная форма ( Притч.31:5 ). Арамейское окончание множественного числа – наиболее часто встречающееся в книге Иова, есть и в нашем отделе ( Притч. 31:3 ). На основании такого сходства можно даже предположить, что авторские имена Агура или Лемуила, стоящие в надписании 30-й и 31-й глав притчей, должны распространяться и на всю книгу Иова, которая в некоторых древних изданиях (как и в нынешней масоретской библии) непосредственно следовала за книгою Притчей, и по неимению своего собственного надписания с именем автора как бы примыкала к произведениям кого-либо из авторов, указанных в книге Притчей 40 , тем более что вся книга Иова в древнем предании также называлась притчею (В. Batra, 15, а). Во всяком случае несомненно то, что автор или авторы Притч.30–31 были близко знакомы с существовавшею тогда священною израильскою литературою и, следовательно, принадлежали к обществу народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Душа, погрязнув в дурных наклонностях, не замечает их злокачественности, но скорее находит в них негу и наслаждение, любя зло, как благо. И если она, когда-нибудь потом, спохватившись, придет в себя, то только с большим усилием и трудом освобождается она от тех дурных наклонностей, которым поработила себя. Всеми силами остерегайся дурных мыслей или желаний и всяких страстных наклонностей. Но старайся приучить свою душу к добру, чтобы все твои действия истекали, так сказать, из привычки к добродетели. И если ты хоть немного преуспеешь в этом, то потом с Божией помощью неутомимо будешь подвизаться на этом пути. Привычка к добродетели, сроднившись с душою и приобретши помощником Бога, становится надежною, несокрушимою. Мужество, разум, благоразумие и справедливость только тогда тверды, когда они воистину свойства души, если проникли в глубину ея. Ибо, если качества, не будучи врожденными нам, но приходящия извне, войдя в привычку, становятся несокрушимыми, то тем паче добродетель, для которой мы призваны к жизни Создателем и поддерживаемая Им в человеке, войдя при нашем усердии в привычку, прочно укореняется в душе нашей. Один подвижник сказал мне, что эта привычка с течением времени сделается так сильна, что потом действие, согласное с добродетелью, становится потребностью, человек уже не в силах сойти с этого пути, лицезрение Божие становится главною целью жизни такого человека, что я испытал потом и на себе. Пророк говорит: Как олень желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому (Псал. 41, 2— 3). И из всего этого можно заключить, что обладание добродетелью зависит от нас, и что мы как бы господа ея, потому что в нашей воле или ее избрать предметом своих действий или предпочесть ей грех. Порабощенные злом неразрывно связаны с ним, как я сказал раньше. Ты же, по милосердию Божию, освобожденный на будущее время от его власти, удостоенный быть носителем имени Христа по милости Святаго Духа, обратись всецело к Господу и не открывай более дверей страстям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

И емше его, убиша, и извергоша его вон из винограда. Что убо сотворит Господь винограда? Приидет и погубит тяжатели, и даст виноград инем. Виноград означает иудейский народ, который насадил Господь: соверши, сказано, виноград сей, егоже насади десница Твоя (Псал. 79, 16): и Моисей говорит: введ насади я в гору святую Твою (Исх. 15, 17). Под оплотом (оградою) разумеется закон, не допускавший иудеев смешиваться с другими народами. Столп (башня) есть храм, который был великолепен. Точилом означается жертвенник, на котором проливалась (жертвенная) кровь. Бог отдал народ свой делателям, то есть, учителям и правителям иудейским, всем в свое время. Он послал сперва одного раба, то есть, как можно думать, пророков, бывших около времени Илии, напр. Михея, которого бил лжепророк Седекия (3 Цар. 22, 24); послал другого, которому камнями пробили голову, и таким образом нанесли полное поругание, - можно относить это ко временам Осии и Исаии; послал и третьего раба, что можно разуметь о пророках времен плена иудейского, наприм. о Данииле и Иезекииле. Наконец Бог послал Сына Своего (который назван человеком ради человеколюбия), говоря: усрамятся Сына моего. Сказал же это, не зная, что они сделают с Сыном Его, но выражая то, чему (по намерению Его) надлежало быть и что было возможно. Но злые делатели, зная, что это Наследник виноградника, вывели Его вон из виноградника, то есть, из Иерусалима, и умертвили. Христос действительно распят был вне города. За то Господин виноградника, Отец убиенного Сына, или, лучше, Сам убиенный Сын погубит делателей, предав их римлянам, а виноградник Свой отдаст другим делателям, то есть, апостолам. Хочешь ли знать, как апостолы возделали этот виноградник? Прочитай книгу Деяний Апостольских, и ты увидишь, как три тысячи (Деян. 2, 41) и пять тысяч душ вдруг (Деян. 4, 4) уверовали и стали приносить Богу плод. И послаша к Нему некия от фарисей и иродиан, да Его обольстят словом. Они же пришедше, глаголаша Ему: учителю, вемы, яко истинен еси, и нерадиши ни о комже: не зриши бо на лице человеков, но воистинну пути Божию учиши.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1065...

«И спасет Господь их в тот день, как овец, народ Свой, ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле Его» (9:16). «В тот день откроется источник Дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты» (13:1; 1Петр. 3:21 ). «И Господь будет Царем над всей землей; в тот день будет Господь един и имя Его едино» (14:9). Воскресный день это – день проявления торжества и силы Христа над Его врагами и над диаволом: «жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» ( Пс. 109:2–3 ). А так как «Христос воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ), то пророк Давид приглашает нас в день воскресный радоваться и веселиться: «Славлю Тебя, что Ты услышал меня и сделался моим спасением! Камень, который отвергли строители, сделался главой угла (см. Лук. 20:17–19 и 1Петр. 2:7 ). Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный» ( Псал. 117:21–24 ). В этот день и Христос велел Апостолам радоваться: «радуйтесь», сказал Он (Мф. 28:9), и они, действительно, в этот день радовались (Мф. 28:8; Иоан. 16:20–26, 20:20 ; Лук. 24:41 ). Таким же днем радости должен быть день воскресный и для всех истинно верующих в воскресшего Христа. Адвентисты напрасно празднуют субботу, ибо, по ветхозаветной букве, они все равно должны погибнуть. Ведь еще не прошло четыре рода, как появилось их учение: их деды и прадеды, а многих и отцы, праздновали день воскресный, некоторые из сектантов и сами недавно перестали его праздновать, почему они должны, по их же учению, все погибнуть за вину отцов своих, праздновавших воскресение, ибо в той же главе Исхода, где помещена заповедь о субботе, сказано о нарушителях заповедей Божьих, что не только они, а и потомки их будут наказаны, потому что Бог есть «Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода» ( Исх. 20:5 ; Числ. 14:18 ). Итак, ясно, что ветхозаветная суббота была «до времени исправления» ( Евр. 9:10 ), то есть до времени Христа, Который не только словом, а и делом отменил ее, ибо наступила, по предсказанию пророков, новая суббота, то есть день воскресный, день «знаменитый», который «сотворил Господь», день славы Христа и нашей радости и веселья об избавлении нас и всего мира от рабства диаволу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Итак, не станем ли мы чтить и прибегать к этому божественному знамению обще-человеческой свободы, один вид которого прогоняет, побеждает и подвергает позору виновника зла – змия, возвещая о поражении и сокрушении его, и прославляет и возвеличивает Христа, свидетельствуя миру о Его победе? Конечно, будем. Ибо если бы не признавать креста достойным почитания (как делают еретики) потому, что на нем принял смерть Христос, то и смерть Его не спасительна и не достойна почитания. Но как же, по Апостолу, мы в смерть Христову крестились ( Римл. 6:3 )? Как мы были бы искуплены и воскресением Его, если бы не были соединены с Ним подобием смерти Его ( Римл. 6:5 )? Кроме того, если кто покланяется изображению Креста, на котором не написано имя Господне, тот по справедливости заслуживает упрека за то, что поступает вопреки должному: о имени Иисуса Христа всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Флп. 2:10 ); а крест имеет на себе это достопоклоняемое имя: значит, не преклонять колена пред Крестом Христовым есть совершенное безумие. Но мы, преклоняя и сердца вместе с коленами, станем с псалмопевцем и пророком Давидом поклоняться тому месту, идеже стоясте нозе Его ( Псал. 131:7 ), где были распростерты всеобъемлющие руки Его, и пригвождено ради нас живоначальное Его тело. С верою покланяясь ему и лобызая, станем почерпать обильное освящение из сего источника и будем хранить его, чтобы во время будущего препрославленного пришествия Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, увидев Его грядущим во славе, мы могли вечно радоваться и торжествовать, достигнув стояния одесную, услышав обетованный блаженный голос и благословение, во славу за нас по плоти распятого Сына Божия, Которому подобает слава со безначальным Его Отцем, со всесвятым и благим и животворящим Духом, всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь 21 . 21 В сокращении. См. Curs. Compl. Patrolog. Migne, series graeca, tom. CLI col. 123–146; ср. Рукоп. Московск. Синод. библиот. 69–LXX. л.л. 41 – 46: „Св. отца нашего Григория Паламы , архиеп. Фессалоникийского, десять бесед в русск. переводе“. Москва. 1785 г., стр. 35–67; Церк. Ведом. 1899 г., 11, стр. 441–448.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей. Бежав от Саула, Давид пришел в пустыню, так называемую безвлажную, где и жил. Итак, в сей то пустыни находясь, он сочинил настоящей псалом, в котором открывает чрезвычайную любовь свою к Богу. Он также и пророчествует в нем об истреблению, которому имели подвергнуться гонители его. Сей псалом приличен и нам—христианам. Ибо когда и мы находимся в пустыни сладостных предметов мира и имеем пламенную любовь к Богу; то без сомнения будут истреблены и наши видимые и невидимые враги, и вовсе не в состоянии будут вредить нам. Некоторые списки содержат: в пустыни идумейской. Почему должно думать, что та пустыня, в которой находился прежде Давид, составляла часть идумейской земли (или земли Исава), а потом сделалась частью Иудеи. О сем смотри в 22 и 23 главе первой Царств, что Давид, убегая Саула, жил в земле Иудейской, а не идумейской Слова Афанасия : Этот псалом относится и к душе, бывшей прежде в пустыни (вне) всякого добра, а потом благодатью Христовою возвратившейся к добру. Ст. 2. Боже, Боже мой! к Тебе утренюю. В молитвах, говорит, моих к Тебе я провожу утреннее время, потому что как только пробужусь, мысленно бегу к Тебе и до начатия всякого другого дела беседую с Тобою и приношу молитву мою и таковою молитвою моею я посвящаю Тебе начало дня. Возжада Тебе душа моя. Именем жажды Давид изображает чрезмерность любви своей к Богу; так он выразился подобным образом и в другом месте: возжадала душа моя к Богу крепкому, живому (Псал.41,3) Слова Златоуста : Поелику Давид не мог любви своей к Богу представить словом, то посему в разных вещах ищет примеров, чтобы по крайней мере так выразить для нас влечение свое и сделать нас участниками своего вожделения... Ибо желая показать чрезмерность расположенности и изобразить силу любви, говорит: возжадала душа моя, то есть, возжелала. Коль множицею Тебе плоть моя. Коликократно,—так перевел и Феодотион. Он говорит: коликократно Тебе в любви плоть моя, иначе я? Ибо сказав выше о душе, здесь присовокупляет и о теле, чтобы выразить, что он так пространнее именует себя вполне, означая сими словами то, что я многократно и чрезмерно жажду и люблю Тебя, Господи!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Так, мы все хорошо знаем, что настоящая жизнь наша при самом правильном течении постоянно приближается к концу, а при случайных несчастных обстоятельствах нередко прерывается вдруг, неожиданно. Знаем также, что грешников ожидает горькая участь в геенне огненной. Несмотря на то, мы всем существом своим прилепляемся к благам земным и до самой гробовой доски ищем только временных, чувственных утешений, не думая о деятельном и самоотверженном служении добродетели. Окруженные страшными опасностями греховного падения, мы не помышляем о своем спасении и избавлении от этих опасностей, но безпечно веселимся на краю гибели. Ублажая тело, мы вовсе забыли о душе своей, не приготовили ей в добрых делах того благолепного одеяния, с которым бы она непостыдно могла явиться в небесный чертог, но оставили ее обнаженную студными деяниями, от того и недостойную блаженного участия в царствии Божием. Вот до чего доводит христианина безпечность о своем душевном спасении и пристрастие к суетным благам земным! Гибнет душа христианская, тогда как она составляет сокровище многоценнейшее всего мира. «Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст... за душу свою?» ( Мк. 8:36, 37 ) (извлеч. в сокращ. из Воскр. бесед, изд. при Общ. люб. дух. проев., 7). 8. Польза от размышлений о будущей жизни «Если мы, – говорит св. Златоуст, – непрестанно будем помышлять о Царстве Небесном, о безсмертии и нескончаемой жизни, о ликах Ангелов, о пребывании со Христом, о славе непреходящей, о жизни безпечальной; если вообразим, что и слезы, и поношения, и уничижения, и смерть, и печали, и труды, и болезнь, и уныние, и и наказание, и всякое другое зло, и бедствия из небесной жизни изгнаны; что, напротив, там обитают мир, кротость, благость, милосердие, любовь, радость, слава, честь и прочие блага, каких словом описать невозможно; если будем, говорю, непрестанно размышлять о сем: то ни одно из настоящих благ не прельстит нас, и мы будем восклицать с Давидом: «когда прииду и явлюся лицу Божию?» ( Пс. 41:3 ) (Бес. на 41 псал.). 9. Повесть об Исихии, иноке горы Хорива, показывающая благотворность памяти о смерти

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четвертая поэма: «Покайтесь!» переведена по изданию и переводу Питры в Sanctus Romanus р. 31–41, 52–55 и по исправленному тексту и примечаниям Крумбахера в Sitzungsberichte, 1899. Bd. II. Η. 1. S. 99–111, 131–140. И здесь, весьма внимательный к Крумбахеру и потому более исправный, переводчик, однако же, в главном и постоянно повторяющемся стихе припева оставляет совершенно произвольную прибавку Питры: μν (нам) к νοιξον (отверзи). Если автора смущал размер, то легко было выдержать его, заменив «нам» воззвательным: «о!», т. е. так: «о, отверзи» или под. или даже совсем опустив «нам». В последнем случае вопль: «отверзи», как более кратко выраженный, был бы сильнее и соответственнее подлиннику. Не хорошо звучит о душе 3-я стр. «лежишь ты и храпишь», хотя и с буквальной точностью передает подлинник: κεσαι κα ργχεις. Стр. 5-я: «сгибнут светы» с примечанием: «солнце, луна и звезды» при буквальном переводе было бы понятно и без примечания: «не будет светил» – или: «исчезнут светила» (φωστρες, русск. «светы» не употребительно и не хорошо). Здесь же неверен: «где произойдет падение (?), соберутся и орлы» со ссылкой в примечании на Мф.24:28 и др. Справка с указанным местом евангелия Матфея убедила бы переводчика в том, что священный поэт буквально заимствовал текст, только для ритма заменив однозначащим γνηται и переставив ετο с συναχϑσονται, – почему и πτμα должно было перевести русско-славянским «труп», собственно «падал», а все выражение так: «где будет труп, соберутся (там) орлы». Притом и Питра переводит латинским: cadaver. Стр. 15-я: «Ты создал (?) утробу мне», вопиет Тебе Давид», с указанием в примеч. на Пс.138:13 . Под влиянием справки в Славянской Псалтири («созда») или даже и русской («устроил»), наш переводчик впал в туже ошибку, как и древнеславянский переводчик псалтири или же писец рукописи, с коей он был сделан, смешав κτσω с κτσω (как один только 106 код. у Holmes-Parsons’a и, напротив, только в поздн. слав. псал. 16 в. у Амфилохия «стяжа», как и в новейших печатных изданиях на брезе), в Византийском произношении и современном греческом не раз-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010