150 лет Скорбященскому монастырю в Москве. Беседа свт. Филарета по освящении храма. 23 октября, 2006. Редакция " Правмира " Прославим новозаветную благодать, щедрую и снисходительную паче ветхого закона. Закон Моисеев создал одну только скинию и один храм; и беспримерна была вторая скиния Давидова. Благодать Христова созидает храмы всюду, где есть верующие; и нередко позволяет дому человеческому принять в свои объятия дом Божий. Беседа по освящении домовой церкви во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радость» , произнесенная Высокопреосвященнейшим Филаретом, митрополитом Московским, 1856 года, октября 18-го. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Провидение Божие, уготовляя в жизни Святых опытное учение и руководство для нашей жизни, сохранило нам посредством писаний древний поразительный образ благоговения и любви к храму Божию в царе и пророке Давиде. Вот некоторые собственные его выражения его мыслей и чувствований: Свят храм Твой (Псал. 64, 5). Господь во храме святем Своем (Псал, 10, 3). Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Лучше день един во дворех Твоих паче тысящ. Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих (Псал. 83, 2. 3. 11), Когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь (Псал. 41, 3. 4). Видите, что он чувствовал как бы тоску по храме Божием, когда в продолжение некоторого времени не имел утешения пользоваться оным. И сие чувство было в нем так сильно, что, когда, по обстоятельствам жизни, не имел он удобства приближаться ко храму, он имел дерзновение домогаться, чтобы приближался к нему храм. По причинам государственным царь Давид основал пребывание свое во Иерусалиме. Скиния свидения (т. е. подвижной храм Божий, устроенный Моисеем по повелению Божию) находилась тогда в Номве, или, может быть, в Гаваоне; а существенная святыня сего храма, кивот с Богоначертанными скрижалями закона, отлученный от сего храма вследствие несчастных происшествий, сохраняем был в Кариафиариме, в доме Аминадава, Давид решился иметь храм Божий близ себя в Иерусалиме: и уготова место кивоту Божию, и сотвори ему скинию (1 Пар. 15, 1), И после некоторых затруднений действительно перенес в нее кивот Божий, чтобы таким образом иметь удобство посещать храм Божий в каждый праздник для молитвы, славословия и жертвоприношения, и кроме праздника, когда чувствовал особенную нужду подкрепить свою молитву благодатию святого храма. |
1 Так именуют себя в выходных листах первые печатные Уставы, оканчивая изданными при патр. Иосифе, и нынешний старообрядческий (единоверческого издания) устав. 2 Peregrinatio ad loca sancta 34 Правосл. Сборник, 20 вып., стр. 54 3 Лк. 24:53. 4 Пс. 150. 149:1, 3. 5 Пс. 21:23. 26; 49, 14. 23. Ср. Евр. 13:15 6 Числ. 10:10. 7 Священные трубы заменяли также у евреев наши колокола: ими созывался народ к скинии, а впоследствии д.б. и в храм; для этой цели было при скинии две серебряных трубы; когда трубили в обе вместе, это было призывом для всего народа; звук одной трубы – для одних начальников; для снятия стана трубили тревогу (Числ. 10:1—7). Место об этом их книги Числ читается в нашей и р.-католической церкви при благословении колоколов. При храме число труб доходило до 100 (1 Пар. 15:24; 2 Пар. 5:12. Ср. Иосиф Флавий . Antiqu. III, 12, 6). Трубы имели только священное употребление. Они напоминали рожки, которыми ныне муэззины сзывают на молитву магометан. Олесницкий (А.) . Древнееврейская музыка и пение. Труды Киев. Духов. Акад. 1871, 11, 117. 8 1 Пар. 16:40. 41. 9 Суд. 9:13. Талмуд, Erachin, Hemarah 11 10 М. б. Места псалмов, где должно было происходить такое повышение тона и аккомпанемент труб, обозначены загадочным термином selah . Этот термин имеют 39 псалмов (напр. 7, 21, 22) и песнь Аввакума; 16 псалмов имеют его 1 раз, 15 – 2 раза, 7 пс. И песнь Авв. — 3 раза, один псал. (88) – 4 раза. LXX переводят этот термин διαψαλμα , славянская Библия опускает. Термин, как и перевод его у LXX, объяснялся различно (древнейшее объяснение: «во век»), но большинство склоняется к мнению, что он означает начало строф или изменение голоса и тона музыки, и скорее всего поднятие последнего вверх. Sommer J . Biblishe Abhandlungen, 1 B, Bonn 1844, I. Erklärung des Sela. S. 1—84. Думают также, что selah означает место песни, где должен был останавливаться один хор, и другой повторять пропетое первым, и что слово составляет первые буквы слов: sok lemahla haschar – возвратись певец к началу. Олесницкий . Др.-евр. Муз. И пение. Т.К.Д.А. 1871. 12, 371. |
«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а когда стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:11). Если апостол постепенно усовершенствовался и ежедневно, «забывая прежнее, простирался вперед» (Флп.3:13) и, держась за плуг, по заповеди Господа Спасителя, не озирался назад (Лук. 9:62); то тем более я, не достигший еще возраста мужа совершенного и меры Христовой (Еф.4:13), должен заслуживать извинения за то, что во время своей юности, увлеченный горячею любовию к Писаниям, аллегорически истолковал [книгу] пророка Авдия, исторического смысла которой я не знал. Дух [мой] пылал страстию в таинственному знанию и, прочитав все возможное для верующих, я не знал того, что бывают различные дарования; я знал светскую литературу, и поэтому думал, что могу читать книгу запечатленную. Как я был неразумен! Двадцать четыре старца, имеющие в руках чаши и гусли, и четыре животных, полные очей, встают с своего престола, сознаются в неведении и поют хвалебную песнь Агнцу и Отрасли от корня Иессеева (Апок.5); а я считал для себя возможным то, во что верил, — и, в руке которого не было слова Божия, который не мог сказать: «от заповедей Твоих разумех» (Псал. 118:104) и не памятовал о евангельском блаженстве: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Матф. 5:8). Еще не быль взят уголь с жертвенника и не очистил уст моих (Ис. 6:6—7). Еще не было обрезано огнем Духа Святого заблуждение древнего неведения, а я дерзал говорить Господу: «се Аз, посли мя» (Ис. 6:8). Я надеялся, что мое писание остается сокрытым в [моем] шкапе, и обрек этот первый, неразумный опыт моего дарованьица на сожжение, как вдруг из Италии приносится список одним молодым человеком, имеющим столько лет, сколько было и мне при написании этого сочинения, и восхваляющим мое произведеньице. Признаюсь, я был удивлен тем, что как бы плохо кто ни писал, однако находит подобного себе читателя. Тот восхвалял, а я краснел; тот до небес превозносил мое как бы проникновение в тайны, а я, опустив голову, не мог сознаться в своем стыде. Но значит ли это, что мы осуждаем то, чем забавлялись в детстве? Нисколько, потому что мы знаем, что для скинии Божией одинаково приносили и золото и козью шерсть. В Евангелии (Мк. 12:41—44) мы читаем, что две лепты бедной вдовы были более благоугодными, нежели приношения богатых. Мы и тогда принесли то, что имели, и теперь, — если, впрочем, мы оказали какие либо успехи, — приносим Господу дары Его. Ибо «благодатию Божиею есмь, еже есмь» (1 Кор. 15:10). И я не отрицаю того, что в течение этих тридцати лет я не мало трудился и работал ради дела Его. Он — благой Отец: Он скоро принимает возвращающегося сына и не ожидает, чтобы кто-либо отворил дверь; Он Сам выходит на встречу и приготовляет одежду и перстень: хотя родной брат обнаруживает зависть и называет его любодеем и расточителем, но ангелы и все силы небесные выражают в гармоническом пении радость о спасении его (Лук. 15). |
Поскольку собравшиеся епископы хотели отстранить злочестивые выражения, изобретенные арианами, каковы: «из не сущих», «именование Сына тварью и произведением», «было, когда Сын не был», «Сын изменяем по естеству», написать же употребляемые всеми выражения, взятые из Писаний, а именно: Слово есть «единородный» от Бога по естеству (Иоан. 1:14, 18), Отчая «сила», единая Отчая «премудрость» (1 Кор. 1:24), «истинный Бог», как сказал Иоанн (1 Иоан. 5:20), «сияние славы и образ ипостаси» Отчей, как написал Павел (Евр. 1:3), а Евсевиевы приверженцы, увлекаемые собственным своим зловерием, говорили друг другу: «согласимся в этом, потому что и мы от Бога», «един Бог,... из Негоже вся» (1 Кор. 8:6), «древняя мимоидоша, се быша вся нова, всяческая же от Бога " " (2 Кор. 5:17, 18), имели они также в виду и написанное в книге «Пастырь»: прежде всего веруй, что «един есть Бог, который все создал и устроил и из небытия привел в бытие», то епископы, усмотрев их коварство и злокозненность нечестия, яснее выразили бытие от Бога и написали, что Сын от Божией сущности, показывая тем, что тварям приписывается бытие от Бога, потому что существуют они не сами от себя и не без причины, но имеют начало бытия, единый же Сын собственно есть Божией сущности, в чем и состоит особенность единородного и истинного Слова в отношении к Отцу. Таков был повод написать: «от сущности». Но опять, поскольку епископы спрашивали у сих немногих: не именуют ли они Сына не тварью, но силою, единою Отчею премудростию, вечным образом, во всем подобным Отцу, истинным Богом, то Евсевиевы последователи, как заметно стало, показывали друг другу знаками, что и эти выражения простираются и на нас, потому что и мы называемся образом Божиим и славою Божьею, и о нас сказано: «присно бо мы живии» (2 Кор. 4:11), и сил много: «изыде вся сила Господня от земли Египетския» (Исх. 12:41), даже гусеницы и прузи именуются силою великою (Иоил. 2:25), и: «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль» (Псал. 45:8), имеем же свидетельство и на то, что мы свои Богу, не просто, но так, что назвал нас даже «братиями» (Евр. |
О, Жизнь, для которой все живет: Жизнь, и меня одаряющая жизнью, Жизнь, составляющая и мою жизнь; Жизнь, которою живу, и без которой умираю; Жизнь которою воскресаю, и без которой погибаю; Жизнь, которою радуюсь, и без которой скорблю; Жизнь живоносная, сладостная, достолюбезная, приснопамятная,! скажи мне: где Ты? Где мне найти Тебя, чтобы не оскудеть в силах своих, но существовать Тобою? Будь же близ меня, в душе моей, в сердце, в устах, будь готовою на помощь; потому что томлюсь любовью, потому что умираю без Тебя, а помышляя о Тебе, воскресаю. Благоухание Твое оживляет меня. Памятование о Тебе исцеляет меня; но «буду насыщаться образом Твоим» (Псал.16:15), Жизнь души моей. «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни» (Псал.83:3) при воспоминании о Тебе; «когда приду и явлюсь» Тебе, (Псал.41:3), Веселие мое? Для чего отвращаешь лице Твое, о Радость, которою только и могу радоваться? Где сокрыт Ты, прекрасный и превожделенный для меня? Ощущаю благовоние Твое, живу и радуюсь, а Тебя не вижу. Слышу глас Твой и оживотворяюсь. Но для чего скрываешь лице Твое? Скажешь, может быть: «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Ей, Господи, готовь умереть, только бы видеть Тебя; увижу и умру здесь. Не хочу жить, хочу умереть, желаю «разрешиться и быть со Христом» (Фил.1:23). Вожделеваю умереть, чтобы видеть Христа; отрекаюсь от жизни, чтобы жить со Христом. Ты, Господи Иисусе, прими дух мой Ты, Жизнь моя, восприми душу мою; Ты Радость моя, влеки к Себе сердце мое; Тебя да вкушу, сладкая Пища моя. Ты — Глава моя, управляй мною; Ты — Свет очей моих, озаряй меня; Ты — сладкогласная Песнь моя, настрой меня; Ты — Благоухание мое, оживотвори меня; Ты — Слово Божие, обнови меня; Ты — Похвала моя, возвесели душу раба Твоего. Войди в нее Ты — истинная Радость, чтобы о Тебе она радовалась; войди в нее Ты — высочайшая Сладость, чтобы ощущала она одно сладостное; воссияй над нею Ты — вечный Свет; чтобы Тебя уразумевала, познавала и любила. Если не любит она Тебя, Господи, не любит потому, что не познает Тебя, и не познает Тебя потому, что не уразумевает, и не уразумевает потому, что не объемлет света Твоего. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5). Умный свет, светозарная истина, истинная светлость, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9), грядущего в мире, но не пристрастного к миру (ибо кто любит мир, тот враг Божий), рассей тьму над бездною ума моего, чтобы ему, уразумевая, увидать Тебя, постигая, — познать, познавая, — возлюбить. Ибо кто познает Тебя, тот любит Тебя, забывает о себе, и Тебя любит больше, нежели себя; оставляет себя, и идет к Тебе, чтобы о Тебе радоваться. |
13:52). Без этого учение по букве соделается исключительно учением человеческим, послужит только к развитию падшего естества. Горестное доказательство этому видим на иудейском духовенстве, современном Христу. Учение по букве, будучи предоставлено самому себе, немедленно рождает самомнение и гордость, отчуждает посредством их человека от Бога. Представляясь по наружности познанием Бога, оно в сущности может быть совершенным незнанием, отвержением Его. Проповедуя Веру, можно утопать в неверии! Тайны, открытые для некнижных христиан, весьма часто остаются закрытыми для мужей ученейших, удовлетворившихся одним школьным изучением Богословия, как бы науки единой из наук человеческих. А такой именно характер и дан Богословию во всем инославном Западе, и папском и протестантском. По недостатку в опытном познании христианства, в наше время очень трудно услышать правильное, основательное учение о видении духов, столько нужное для каждого инока, желающего заняться душевным подвигом в области духов, к которым мы принадлежим нашею душою, с которыми мы должны разделить и вечное блаженство и вечную муку (Мф. 22:30; 25:41). Увы! Увы! Прерываю плачем Слово. «Земля Израилева низвращена от меча, бысть пуста вельми! Язык, собранный от языков многих, умалился и изнемог до крайности» (Иезек. 38:8, 12). «Как не плакать, — говорил преподобный Исаак Великий, пустынножитель египетский, — куда пойдем мы теперь? Отцы наши почили. Прежде не доставало нам рукоделия на наем лодок, в которых мы ездили (по реке Нилу) к старцам. Теперь же мы осиротели: потому-то я и плачу». «Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце» (Псал. 11:1-3). Если Исаак Великий при современном ему высоком состоянии иночества оплакивал умаление старцев наставников, то какого же труда стоит иноку нашего времени, истинно желающему спастись, найти совет, столько необходимый в его многотрудном подвиге? «Лукавые человецы и чародеи» (то есть все вообще обольстители, вступившие в явное и неявное общение сатаною) «преуспеют на горшее, прельщающе и прельщаемы» (2Тим. |
А ныне... позором покрылась наша родина и невольно припоминается слово древнего церковного витии, рисовавшего картину злого татарского ига: «Кровь и отец и братий наших, аки вода многа, землю напои; воевод наших крепость исчезе; храбрыи наши, страха напольшеся, бежаша; множайша же братия и чада наша в плен ведени быша; величество наше смирися, красота наша погибе, богатство наше инии наследоваша, земля наша иноплеменником достояние бысть. В поношение быхом живущим в скрай земли нашея, в посмех быхом врагом нашим..» (сл. Серапиона Владим., XIII в.). С какой поистине изумительной точностью повторились в наши дни ужасы древнего русского лихолетья! Поистине, и днесь, как и прежде, за неверствие наше, за необузданное своеволие сынов века сего, забывших совершенно святой, христианский долг любви к родине, — «разгневася яростию Господь на люди своя и омерзи достояние свое: и преда ет ны в руки врагов наших, да возобладают нами ненавидящие нас» (Псал. 105:40—41). Где же спасение от гибели? У кого и в чем искать избавления от бед и напастей? Исстрадавшиеся сыны родины нашей готовы даже малодушно кинуться в объятия врагов ее, дабы искать среди них и под их властию успокоения жизни общественной, прекращения ее ужасов. Горе той власти, которая довела русских людей до такого отчаяния! Но не здесь наше спасение, не от врагов надо ждать избавления; им только приятны все наши нестроения и раздоры, они только и стремились к тому, чтобы посеять в нашей жизни семена вражды и междоусобий внутренних, дабы обессилить воинство наше и тем сокрушить могущество русской земли. Нет, не туда, не во вражеский стан устремляйте взоры свои, все жаждущие мира и спокойствия для нашей отчизны. «Внегда скорбети нам, Господа призовем» (Псал. 17:7). Только «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело» (Псал. 45:2). Но будьте достойны милости Господней: «обратитеся ко Мне , — глаголет Господь, — и спасетеся» (Ис. 45:22). Первее всего — прекратите взаимные распри и междоусобную брань, «измыйте руки ваша крови исполненныя и научитеся добро творити» (Ис. 1:16—17). Оставивши злобу и вражду взаимную, возлюбите кийждо ближнего своего; богатые, кормите и одевайте нищих, бедные и убогие, не злобствуйте на имущих достаток, «не ожесточайте сердец ваших» (Евр. 3:8), не кляните жребия своего и «довольни будете оброки вашими» (Лк. 3:14). Наипаче же «мир Божий да водворится в сердцах ваших» (Кол. 3:15). |
Там Он постился 40 дней и ночей, то есть, как по всему видно, все это время совсем ничего не ел и «напоследок взалкал» (Матф. 4:2, Луки 4:2), то есть пришел в крайнюю степень голода и изнурения сил. «И приступил к Нему искуситель» (Матф. 4:3). Это был завершительный приступ искусителя, так как, по Луке, дьявол не переставал искушать Господа в течении всех сорока дней (Лука 4:2). Какой смысл в этом искушении Господа от дьявола? Придя на землю для того, чтобы разрушить дела дьявола, Господь мог бы, конечно, уничтожить их одним дыханием уст Своих, но необходимо помнить, что дела дьявола укоренились в заблуждениях свободной человеческой души, которую Господь и явился спасти, не лишая свободы, этого величайшего дара Божьего. Человек был создан не пешкой, не бездушным автоматом и не животным, руководимым инстинктом, но свободной и разумной личностью. В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Это искушение было подобно тому искушению Иеговы, которое позволили себе израильтяне в Рефидиме, ропща на недостаток воды: «Есть ли Господь среди нас или нет?» (Исх. 17:7). Так и дьявол начинает свое искушение словами: «Если Ты Сын Божий...» И как о сынах Израиля Псалмопевец говорит, что они искушали Господа в пустыне, так и дьявол искушал Сына Божия с намерением раздражить Его, прогневить, укорить и оскорбить (Псал. 77:40-41). Главным же образом искушение направлено было против человеческой природы Иисуса, на которую дьявол надеялся простереть свое влияние, совратить ее на ложный путь. Христос пришел на землю для того, чтобы основать среди людей Свое Царство — Царство Божье. Два пути вело к тому: тот, о котором мечтали тогда иудеи, путь скорого и блистательного воцарения Мессии как земного царя, и другой путь — медленный и тернистый, путь добровольного нравственного перерождения людей, сопряженный со многими страданиями не только для последователей Мессии, но и для Него Самого. |
10) И чрез Иеремию Сын говорит: «два зла сотвориша людие Мои: Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» (Иер. 2:13). И когда Серафимы славословят Бога, трекратно взывая: «свят, свят, свят Господь Саваоф» (Иса. 6:3); тогда славословят они Отца и Сына и Святого Духа. Посему и крещаемся, как во имя Отца и Сына, так и во имя Святого Духа; и соделываемся сынами Бога, а не Богов, потому что Отец, Сын и Святой Дух — Господь Саваоф; — едино Божество и един Бог в трех ипостасях. А посему, что у Исаии сказал Отец, то, по словам Иоанна, сказал Сын, а по словам Павла в Деяниях, сказал Дух Святый. Ибо Исаия говорит так: «видех Господа Саваофа седяща на престоле высоце и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И Серафимы стояху окрест Его, шесть крил единому и шесть крил другому: и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя, и двема летаху. И взываху друг ко другу и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф: исполнь небо и вся земля славы Его» (Ис. 6:1—3); и вскоре потом он же говорит: «слышах глас Господа глаголюща: кого послю, и кто пойдет к людем сим? И рекох: се аз есмь, посли мя. И рече мне: иди к людем сим, и рцы им: слухом услышите, и не уразумеете: и видяще узрите, и не увидите: одебеле бо сердце людей сих, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смежиша, да не когда узрят очима, и ушима услышат, и сердцем уразумеют, и обратятся, и исцелю я» (Иса. 6:8—10). Евангелист же Иоанн говорит: «сего ради не можаху веровати... иудеи во Иисуса, яко рече Исаия: ослепи очи их, и окаменил есть сердца их, да не... когда узрят очима, и уразумеют сердцем, и обратятся, и исцелю их. Сия же рече Исаия, егда виде славу Его» (Иоан. 12:39—41), то есть славу Сына; а посему и Сын есть Господь Саваоф. Ибо Господь Саваоф толкуется: Господь сил, а «Господь сил, Той есть царь славы,» как сказал Давид (Псал. 23:10); Господь же славы, по словам Павла, есть распятый Христос (1 Кор. 2:8). И поелику сказал Давид: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит» (Псал. 22:1); и в другом месте: «Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Иосифа: седяй на Херувимех явися» (Пс. 79:2); в Евангелиях же говорит Сын: «Аз есмь пастырь добрый» (Иоан. 10:14); то следует, что Он есть «седяй на Херувимех,.. пасый Израиля» (Пс. 79:2). А Павел в Деяниях говорит, что «Дух Святый глагола Исаием» (Деян. 28:25) то самое, о чем сказал Исаия: «яко Господь Саваоф глагола мне» (Ис. 22:25). Так Отец и Сын и Дух Святой есть Господь Саваоф. |
Гл. 2. Итак чада Христовы, сыны святой Божией Церкви, благосклонно прочитавшие это сочинение о восьмидесяти ересях и вместе со мною преплывшие таковую пучину вышеупомянутых нелепых учений, и перешедшие такую страшную и безводную пустыню, призовем Господа всяческих! Давно уже мы этого желали, и в каждом месте разсуждения об этих ересях, мы чувствовали себя как будто в Мерре (Исх. гл. 15) и в жажде, когда странствовали по этой страшной непроходимой пустыне и постоянно встречались с ложным учением еретиков. А теперь воскликнем и сами: имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе Боже (Псал. 41, 2); и еще: когда прииду и явлюся лицу Божию (Псал. 41, 3)? Поэтому и мы скорее призовем Его, но не так, как призывал невесту Жених ея и Господь, и Владыка, и Царь, и Бог, и Поборник, а призовем как рабы Его, согласно с Ним и сами говоря: гряди от Ливана невесто: потому что вся добра еси, и порока несть в тебе (Песн. 4, 8. 7). Ты рай великаго Художника, град святаго Царя, невеста несквернаго Христа, чистая Дева, обрученная в вере одному только Мужу, славная, проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце, ужас яко вчиненны (Песн. 6, 9); ублажаемая царицами, воспеваемая наложницами и восхваляемая дщерями (ср. Песн. 6, 8), восходящая от пустыни (Песн. 3, 6), убелена и утвержаема о брате своем (Песн. 8, 5), дышущая миром, восходящая от пустыни, яко стебло дыма, кадящее смрну и ливан, от благовоний мироварца, давшаго свое благовоние (Песн. 3, 6)! Провидя Его, она говорила: миро излиянное имя Твое. Сего ради отроковицы возлюбиша Тя (Песн. 1, 2). Ты стала одесную Царя, рясны златыми одеяна и преиспещрена (Псал. 44, 10. 14); ты не имеешь ничего мрачнаго, некогда была очернена, теперь же прекрасная и убеленная (Песн. 1, 4–5)!! О если бы прибегши к тебе, мы отрешились от встречавшихся нам доселе ненавистных деяний еретических, успокоились от бурнаго треволнения их и отдохнули в тебе, святая мать наша Церковь, в святом твоем учении и в святой и единственно истинной вере Божией! Но я начну поведать чудное об этом святом граде Божием; ибо преславная глаголашася о нем, как говорит пророк: преславная глаголашася о тебе граде Божий (Псал. 86, 3). Это для всех людей недостижимо, для неверных чуждо, а для людей верных и следующих истине отчасти достижимо, согласно с обетованием, что это будет даровано им от их Владыки в царствии небесном, где сама святая Дева и наследница с Женихом своим на небе получила жребий и наследие. |
| |