б) Откровение ясно учит нас, что, для Господа ничего нет великого в мире ( Ис. 40:15, 17 ). Но по благости своей Он обращает заботливость свою и на участь воробья и на полевую траву ( Мф. 10:29, 30; 6:10 , Лук. 12:25–29 ). Он подает пищу птенцам ворона, взывающим к Нему ( Псал. 146:8, 9 ; Иов. 38:41 ). Особенно замечателен Псал. 103 , где в зависимости от силы Божией поставляются и земля и воды (ст. 5–8), звери и птицы (11. 12. 14), растения и солнце (16, 19), и наконец сказано: отвращшу же тебе лице, возмятутся (ст. 29). в) Таково же и учение церкви и семь предмете. «Учение сообразное с учением Христовым, говорит Климент алекс., не только исповедует Бога Творцем, но распростирает промышление Его на каждую часть мира ( μεχρ των χατα μερος) 373 . Св. Ириней пишет: «если бы кто спросил нас, все ли согворенное и бывающее ведомо Богу, – и по Его ли промыслу каждое из существ испытывает все случающееся с ним: мы единогласно отвечали бы, что ничто из сотворенного, бывающего и имеющего быть не удалено от ведения Божия; напротив по Его промыслу каждое из существ приемлет свойственные себе и природу и устройство и число и качество и решительно ничто не происходит случайно». 374 Впрочем провидение Божие, не лишая своей попечительности ни одного создания, соразмеряет твое внимание к творениям с их относительною важностию, или что тоже, с их способности соответствовать высшей цели мира. И а) по суду разума, мир сохраняется и управляется волею Божиею c тем, чтобы в нем осуществились высокие намерения Божии о нем. Частные цела мира неодинаковы по своей важности и степень важности их зависят от большей, или меньшей близости их к главной цели мира; иначе – разумное создание Божие способно выражать в себе гораздо более совершенств Божиих, ежели всякое другое создание. Если же верховный Промыслитель мира с тем и промышляет о мире, чтобы выражались в мире совершенства Его сообразно намерениям Творца мира: то Он, как Премудрый, в той мере промышляет о том или другом создании, в какой сие последнее может выполнять высокую цель, Творца мира. Посему необходимо положить, что роды творений подлежат ближайшему смотрению Божию, чем неделимые разумные создания, и в частности человек более, чем создания неразумные, а еще более обращают на себя заботливую любовь Божию благочестивые исполнители воли Божией. Так б) учить и откровение о промышлении Божием над человеком ( 1Кор. 9:9 . Мф. 6:25, 26–30. 10, 29 . Псал. 138:15 ) и о промышлении над благочестивыми ( 1Тим. 4:10 , Псал. 90:14, 26:1–3, 144:18, 19 . Апок. 3:5, 13: 8 , Быт. 18:23–32, 30:27 ). §97. Каким образом Бог совершает действия промышления о мире?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Поэтому храм великая святыня и ему усвояются священные названия. Он именуется «храмом Бога»: 2Пар. 6:9 ; Откр. 11:19 ; «Престолом Божиим»: Иезек. 43:5–7; «жилищем Божиим»: Лев. 26:11; 2 Парал. 29:6; Псал. 77:58, 131:3–5, 13–14 ; Иезек. 37:26–27; «Святилищем»: Исх. 25:8 ; Пс. 73:3, 77:95 ; Псал. 6:68–69 ; Иез. 5:11–12,14, 37:26–27 ; «домом Божиим и домом Отца»: Иер. 12:7 ; Аггей 1:5, 3:1; Мк. 11:17 ; «святым и освящающим»: Пс. 5:8, 78:1 ; Мф. 23:16–17 ; «домом молитвы для всех народов»: Мк. 11:17 . Пред храмом должно молиться и поклоняться: Пс. 5:8 ; Псал. 133:2 ; 3Цар. 8:38 . Господь помогает и прощает грехи людям, молящимся в храме: Пс. 19:3 ; Лук. 18:10–14 . На храмы нужно жертвовать: Исх. 25:1–8 ; Мк. 12: 41–44 . Господь разрушил храм в наказание за великие грехи Израильского народа: Мф. 23:37–38 ; Лук. 19:41–44 . Храм Божий чтили; в нем молился Сам Господь Христос и св. апостолы: Мк. 11:17 ; Иоан. 2:14–16 ; Лук. 24: 53 ; Деян. 2:46, 22:17–18, 24–11 . Христос и апостолы учили, что храмы будут у всех христиан до конца мира: Иоан. 4:21 ; Мк. 11:17 и 2 Фесал. 2:3–4. 2. О почитании св. Икон. Во имя Отца, и Сына , и Св. Духа. Православные христиане! Вы члены тела Церкви Христовой. Вы научены и просвещены верою Господа Иисуса. Св. Православная Церковь Христова, как любящая наша мать, каждый день, каждый час, каждую минуту напоминает вам о том, чтобы вы всегда пребывали в вере Христовой, не уклонялись от заповедей Господних, но исполняли их. Одним из средств, которым Св. Церковь всегда напоминает вам о Боге, научает христианской жизни, возбуждает религиозные чувства, чтобы вы всегда прославляли Бога – являются св. иконы, которые установлены в Церкви Христовой. За жизненными путями люди часто забывают о Боге. И вот св. иконы, поставленные в храме, в доме, на дорогах, или носимые христианами на себе, напоминают нам о Боге и часто удерживают нас от худых поступков. Сколько раз люди останавливались и не совершали преступлений, благодаря тому, что их взоры в Минуту искушений встречали священные изображения, которые напоминали им о Боге, о суде и воздаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

156 К возбуждению охоты и умножению усердного желания приходить в церковь на молитву, а особливо к святой литургии, могут сильно послужити примеры: 1) от слова Божия. Лк.2:37 . Деян.3:1 . Псал.41:2,5 . Псал.83:2–3. 2 ) От жития святых Отец и от церковной истории, в которой упоминается первенствующих веков христиан толикая горячность к церковному собранию и молитве, что никакие гонения, ни самая лютейшая смерть не могли от того удержать. И хотя публичных церквей в оные времена по некотрым странам и не было. Однако они в день воскресный и другие праздники, где только можно было собирались на славословие церковное. О сем свидетельствуют святой мученик Иустин, западный учитель, и другие писатели церковных деяний. 3) Обетования Божия: 3Цар.9:3 . И учение, во многих псалмах о сем содержащееся, как самому иерею, так и его прихожанам имеет быть довольным побуждением. 157 Сохрани, рече, ногу твою, егда аще идеши в дом Божий, и близ (буди), еже слушати. Екклес.4:17. Зде должно предложить всем обще, а паче простолюдином, что приятнее Богу всего стоящи в церкви творят, когда слушают словеса Божия. Пророк сказует: еда угодны Богу всесожжения и жертвы, якоже послушание гласа Господня. Се послушание паче жертвы благи, и покорение паче тука овна (сколь же грех тяжел есть неслушание словес Божиих, а особливо в церкви, там же в следующем стихе Дух святой чрез пророка Самуила изъясняет глаголя) якоже грех есть чарование. Тако (грех есть) противление, то есть, неслушание. И якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение. 1Цар.15:22–23 . Да и церковный оный глас, часто от иерея или диакона возглашаемый: вонмем, премудрость, вонмем! Всех обще как поющих, чтущих, так и предстоящих ко прилежанию вниманию возбуждает. О стоянии и слушании церковном смотри святого Златоустого на Деян. Апостол.нрав.19, и беседа 31. 1Кор.нрав.36. 2Сол. Нрав.3. Евр.нрав.15. Читать далее Источник: О должностях пресвитеров приходских. - [Репр.]. - М. : Изд-во Сретен. монастыря, 2004 (Тип. АО Мол. гвардия). - 221, с.; 26 см.; ISBN 5-7533-0301-3 (в пер.) Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Однако Моисей не записал всего, хранившегося до него в Свящ. Предании. Нет в книгах Моисея, например, пророчества Еноха, которое на основании Ветхозаветного Священного Предания записал уже в Новом Завете ап. Иуда ( Иуд. 1:14–16 ) 4 нет указаний на прообразовательное значение ветхозаветных жертв, что находим в послании ап. Павла к Евреям; нет указания на участь ангелов, «не сохранивших своего достоинства», что находим в посланиях ап. Иуды ( Иуд. 1:6,9 ) и ап. Петра ( 2Пет. 2 и 4 ст.), сообщающих об этом на основании Ветхозаветного Священ. Предания; нет имен двух египетских чародеев, противившихся Моисею, каковых на основании Ветхозаветного Священного Предания назвал ап. Павел – это Ианний и Иамерий ( 2Тим. 3:8 ). И нигде в Священном Писании Ветхого Завета не записан спор Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея, что записал ап. Иуда ( Иуд. 1:9 ), на основании Ветхозаветного Священного Предания. Да и не все ветхозаветные священные книги сохранились. Нет, например: «Книга браней Господних» ( Числ. 21:4 ), «Книга Праведного» ( 2Цар. 1:18 ), «Книга дел Соломона» ( 3Цар. 11:41 ), «Книга Царей Израильских» (1 Парал. 9:1), «Летописи Царей Иудейских» ( 4Цар. 20:20 ), «Записи Самуила Провидца, Нафана пророка и Гада Прозорливца» (1 Парал. 29:29) с описанием царствования Давида; «Записи Нафана пророка, пророка Ахии и прозорливца Иоиля» с описанием царствования Соломона (2 Парал. 9:29). Вот почему Моисей повелел хранить передаваемое устно (Второз. 4:9–10; 32–33; 32:6–7). И праведный Иов говорит: «спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их... они научат тебя, скажут тебе, и от сердца своего произнесут слова» (8:8–10). Также и Псалмопевец пишет: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле, какое Ты совершил во дни их, во дни древние» ( Псал. 43:2 ), «что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господню и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» ( Псал. 77:3–4 ; орав, прор. Иоиля 1:3). Так, у евреев наряду со Священным Писанием сохранялось и Священное Предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/k...

40–41) и должно иметь его дальше (Розенмюимр, Гитциг и др.), или, после вступления об Израиле вообще (гл. 40–41), начало о пророческом служении в нем (гл. 42), должно и в дальнейшем продолжать о нем же (Деветте, Умбрейт в др.) и под. и все это должно делать без противоречия истории ветхозаветного Израиля. Они забывают с одной стороны то, что Писание Ветхого Завета, из которого мы сознаем эту историю, начиная от Моисея и кончая Малахией, все насквозь проникнуто пророчественным духом, свободно парящим в слове его, а с другой стороны то, в каких внутреннейших отношениях и вся жизнь ветхозаветного Израиля, движимая тем же Духом, стояла к имевшему произойти от него семени Праведному – Мессии. При этом забвении конечно закрываются глаза и на то, может ли исторический Израиль или какой-либо действительный пророк в нем или даже и целое пророческое сословие быть изображаемыми так, как изображается у Пророка Отрок Иеговы. Ибо на сколько в одном случае может быть речь о коллективуме (выражаясь словом самих ученых), настолько в других случаях является определеннейшая Личность, свойства и положение Которой не вмещается и во всю идею ветхозаветного пророческого служения и народа Израильского. 640 Что это прямо сказано к Сыну ( Евр. 1:8 ), а не к кому-либо другому, об этом срав. св. Иустина Разгов. с Триф. гл. 38 стр. 135; гл. 56, стр. 152 и др. цит. изд.; – св. Златоуста на Псал. 44 вообще и в частности на рассматриваемое место Псалма, стр. 337, 343 и дал. Ч. 1. Спб. 1860. Срав. также Высокопреосв. Арсения «введение в св. книги В. 3.» стр. 95. 642 О прямо пророчественном значении Захар. 9:9 , вопреки Мейеру, видящему здесь некоторого рода «типику» (Коттепт. zu Satth. 21, 47. S. 427–428. S-te Anfe. Göttingen, 1864), срав. св. Иустина 1 Апол. гл. 35, стр. 65; – Разгов. с Триф. гл. 53-я, стр. 148–149 цит. изд; – св. Златоуста и др. на Мф. 21:5 и Иоан. 12:15 ; из новейших толкователей срав. о. А. Михаила на Мф. 21:5; – И. Смирнова «Пророк 3ахария» стр. 41. Рязань 1872. и др. Из западных: – Ольсгаузена и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Не оскверняется и храм иерусалимский тем, что там рядом с изображениями св. ангелов – херувимов, были выделаны и статуи различных тварей ( 3Цар. 7:25–29,36 ; Иезек. 41:17–20). Когда царь Ахаз очистил храм от некоторых из этих статуй, то тем самым он сделал неугодное Богу ( 4Цар. 16:2–27 ). Что касается почитания нарисованных на иконах тварей, то, разумеется, никто из православных не почитает их, помещают же их на иконах для наглядности и ради соблюдения исторической истины на иконах. Во время входа Господня в Иерусалим, люди, встречавшие Иисуса Христа, подстилали одежды свои и устилали древесными ветвями дорогу, по которой Спаситель ехал на осляти. И никто, даже сектант, не станет говорить, что такое почитание проявлялось населением Иерусалима тому осляти, на котором ехал Христос Господь; напротив, каждый понимает, что таким способом проявлялось уважение только ко Христу Спасителю ( Мф. 21:7–9 ). Если кто из православных, из-за своей неосведомленности проявляет почитание не к святому, а к твари, то это он делает вопреки учению Православной Церкви и требованиям пастырей церковных. Такие люди «слепые», а потому и греха на себе не имеют ( Иоан. 9:41 ; смотр. 15, 22). е) Это ничуть не унижает св. икон, так же, как не унизило Христа Спасителя насмеяние Его врагов на суде и на Голгофе ( Мф. 27:41–50 ; сравн. Мф.12:23–28 ), как не унизили телесные страдания разных мучеников ( Евр. 11:36–38 ). Это наиглавнейшая мудрствования сектантов против почитания св. икон. Они, как следствие неосведомленности и непонимания, нисколько не подрывают взглядов Православной Церкви на почитание святых икон. Тексты Св. Писания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение о почитании икон: Исх. 33:20–23 ; Втор. 4:12–15 ; Иоан. 4:12 ; 1Тим. 6:16 ; Евр. 9:5 ; Исх. 20:3–5 ; Лев. 19:4, 26:1 ; Втор. 4:12–28, 5:8, 7:25–26, 27:15 ; Псал. 113:12–16, 134:15–17 ; Прем. Сол. 13:1–15, 19; Исаии 2: 18–20, 17:8, 40:19–20, 44:9–20, 46:6–7; Иерем. 2:26–28, 10:2–5; Иезек. 8:5–12; Захар. 13:2 ; Деян. 17:29, 19:26 , 1Иоан. 5:21 ; Рим. 1:21– 23 ; 1Кор. 8:4–7 ; Галат. 4: 8 ; Откр. 9:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Но мнение это несправедливо. Икона 621 есть изображение действительно существующего, истинного Бога и действительно существующих св. ангелов и св. лиц, идол же – изображение бога, выдуманного вымыслом человеческим ( Деян. 17:29 ), бога ложного, вовсе не сущесгвующего, каковы, напр., изображения обоготворенных тварей в виде камней и вообще вещей (Прем. Солом. 13:10, Исх. 44:17 Иер. 2:27 ; Авв. 2:18–19 ), разных животных ( Деян. 7:41 ; Рим. 1:23 ; Прем.Сол. 15:18–19), сил природы и светил небесных ( Деян. 7:42–43 ; Прем. Солом. 13:1 –3) и, наконец, человека ( Рим. 1:23 ; Прем. Солом. 14:15–21; Дан. 14:3– 6 ), почему ап. Павел и говорит, что «идол в Мире – ничто» ( 1Кор. 8:4 ; ср. 10:19), т. е. не представляет собой ничего божественного и священного. Огсюда икопопочитание совсем не то, что идолопоклонство. Поклоняющиеся идолам считали идолов за настоящих богов и поклонялись им, как живым существам, говоря: «спаси меня, ибо ты бог мой» ( Ис. 44:17 ), –дереву: «ты мой отец» и камню: «ты родил меня» ( Иер. 2:27 ), приносили им человеческие жертвы, сжигая или закаляя перед ними детей ( Иез. 23:29; 16:20 –21; 20:31 ; Псал. 105: 85–38 ; Иер. 7:31 ; Втор.12:31 ); совершали перед ними гнусное прелюбодеяние и распутничали ( Иез. 23:37 ). Между тем православные христиане, почитая и поклоняясь св. иконам, отнюдь не признают их за богов, а смотрят на них, как бы на изображения св. личностей. Православная Церковь даже предает проклятью тех, кто воздает иконам «такую честь, которая прилична единому в Троице Богу» (Посл. вост. патр. о прав. вере, отв. на вопр. 3). Поэтому отождествлять св. иконы с идолами и икопопочитание с идолопоклонством отнюдь нельзя. 622 Отождествляя иконы с идолами, сектанты, обыкновенно, и приводят против иконопочитания все те места Св. Писания, в которых говорится о поклонении идолам. Так, они указывают на след. место кн. Второзакония: «и говорил Господь на горе из среды огня: глас слова (Его) вы слышали, но образа не видели... твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день..., дабы вы не развратилась и не сделлали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображение какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо гада, ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли, и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служили им» (4:14–19).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

1) Из свящ. Писания мы видим, что апостолы и христиане их времени приобщались Тела и Крови Христовой: 1Кор. 10:16;11:27–29 . Как веровали в это таинство св. апостолы, также веровали и св. отцы и учители Церкви всех веков христианства. Вся церковь православная, как первых, так и последующих веков учит не так, как стали учить современные новомодные христиане-сектанты, низводя величайшее таинство св. Евхаристии на степень простого обряда преломления хлеба. 8) Сомневающимся в том, как де хлеб и вино могут претвориться в Тело и Кровь Христову напомним слова свят. Димитрия Ростовского : «Как словом Господним небеса утвердишася, так тем же словом Бог пременяет хлеб и вино в Тело и Кровь Свою». «Если ты удивляешься тому, как один целый Христос во многих частях равно верным дается; удивляйся и сему, как один мой голос и у меня в устах, и в твоих ушах вместе – один голос». 9) Разобрать места свящ. Писания, извращаемые сектантами при беседе о таинстве св. Причащения: Евр. 10:5–6;10;13:15–16 ; Псал. 118:63 ; 1Кор. 10:20–21 ; 1Кор. 11:25–27;15:50 ; Евр. 10:19–22;13:9–10 ; Лук. 4:4 ; Деян. 2:41–42 ; Евр. 7:27;9:25–26;10:12–14;18 ; Мф. 26:39–42 ; Мрк. 10:38–39;14:36 ; Откр. 17:3–5 ; Иоан. 6:63 ; Осии 9:2 . XXIX. О таинстве Покаяния 1) С тех пор, как человек сделался преслушником заповеди Божией, стал подвергаться болезням телесным и душевным. Но Господь не оставляет человека Своим попечением и в этих обстоятельствах. Для исцеления тела человеческого природа чрез искусных людей, дает из себя лекарства, а для исцеления души Господом устроена духовная Врачебница «Внемлите убо, понеже во врачебницу пришел еси, да неизцелен отыдеиши». (Требник). 2) Как для обращения язычников и Иудеев в христианство Иоанн Крестит. и Господь И. Христ. начали свое служение с призыва к покаянию, так же и Церковь , по примеру своей Главы и апостолов, всегда зовет своих чад к покаянию для очищения грехов соделанных после крещения. 3) Господом И. Христом установлено таинство покаяния, в котором пастырь церкви силою Св. Духа разрешает кающегося христианина от всех грехов, совершенных им после крещения или после последней исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2, 34. 43. 44). Василий Великий называет гнев, ργ – стремлением мстить раздражившему (in cap. 5 Esa.). В другом месте он называет ϑυμòν μανíαν λιγοχρóνιον – бешенством кратковременным (Hom. in irascent.). Такое же различие сих понятий предлагает Иероним: ярость (furor) есть начинающийся гнев (ira), а гнев по укрощении ярости жаждет мщения (in Ephes. IV. 31). Ст. 27. Μτε δíδοτε τóπον τ διαβóλω, ниже дадите места диаволу. Διβολος у классиков употреблялось и как имя прилагательное двух окончаний, и как существительное. Оно означало у них: клевещущий, обвиняющий, клеветник. Аристофан (Equit. 45) употребил это слово в превосходной степени: διαβολóτατος. Ксенофонт говорит об Агезилае: τος διαβóλους μλλον, τος κλπτας μíσει – «клеветников больше ненавидел, чем воров, думая, что вреднее лишиться друзей; нежели денег (Ages. 11, 5)». И в Новом Завете, в который перешло слово: διβολος из перевода LXX (с Евр. satan 1Пар. 21:1 . – Иов. 1:6 и дал. Псал. 108:6 ), употребляется оно в качестве прилагательного, в общем значении, напр., 1Тим. 3:11 γυνακας ςατως σεμνς, μ διαβóλους–женам такожде( подобает быти) чистым, не клеветивым; и 2Тим. 3:3 σονται ο νϑρωποι στοργοι, σπονδοι, διβολοι – будут человецы не любовни, не примирительни, клеветницы (сн. Тит. 2:3 ). Как существительное, διβολος у LXX и в Новом Завете означает сатану, начальника бесов, духов злобы, ненавистника добра, виновника зла и врага Божия. Как виновника клеветы и лжи, Спаситель изобразил его в следующих словах: диавол человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи ( Иоан. 8:44 ). Златоуст (tom. 6, Hom. 67), объясняя такое значение слова: διβολος, говорит: «диавол называется так от слова: διαβλλειν, клеветать, потому что он оклеветал (διβαλε) человека пред Богом, оклеветал и Бога пред человеком». В таком смысле διβολος употребляется во многих местах Нового Завета, напр., Мат. 4:1 и след. 25:41 Лук 4:2. 8:12 . Иоан. 13:2 . Деян. 10:38 . Евр. 2:14 etc. В тропическом смысле слово это приписывается человеку действующему по влиянию диавола, исполняющему, его волю. Иоан. 8:44 . 1Иоан. 3:8. 10 . Христос именем диавола назвал Иуду Искариота: един от вас диавол есть. Глаголаше же Иуду Искариота, сей бо хотяше предати его ( Иоан. 6:70 ). В таком же смысле последующие воле диавола называются ιο или τκνα διαβóλου, сынами или чадами диавола; напр., Апостол Павел назвал волхва Елиму: сыне диавол, враже всякия правды ( Деян. 13:10 ); чадам диавола Апостол Иоанн противополагает чад Божиих ( 1Иоан. 3:10 ). В рассматриваемом нами месте некоторые из толкователей (Erasm, Schmidt, Michaëlis, Scholz и др.) принимали слово διβολος в значении клеветника вообще, и из них одни думали, что Апостол здесь внушает христианам не давать у себя, в своих собраниях, места язычникам, клеветавшим на христиан, но Златоуст, Феодорит, Феофилакт и за ними лучшие комментаторы (напр., Мейер) разумеют здесь диавола.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

40 . «Раз последовавши за Христом, иноки, крестные делатели духовной жизни, должны жить в местах уединенных, удаленных от мирских людей. Пусть не обкрадывают ничем себя, ни всего посвященного Богу. Не должны они входить в мирские дела, ни в пиршества и угощения мясные; пусть под видом духовного праздника Господня не празднуют плотски и мирски, но празднуют с духовными духовно. В монастыре не должно быть посещению мирян, особенно же женщин. Отказавшиеся от мира и мирского пусть не дружатся с мирянами и о сродниках своих не след им хлопотать. Пусть не скрывают золота и серебра и не собирают имущества. Пусть будут иноками во всем, и по месту пребывания, отдельному от других, как говорят по толкованию 3 и 4 правила собора халкидонского. Они должны чтить старцев духовного иночества, т. е. игуменов. Для любви к Богу оставив все житейское, держась твердо при Господе, инок должен быть иноком во всякое время и во всяком месте, – и во сне, и в бодрствовании сохранять память о смерти и во плоти быть бесплотным. – Не для всех монастырь служит врачевством сластолюбию, как и молчание гневу, – смерть – жадности к деньгам, гроб – хопанию. Потому надобно беречься, как бы от не рассудительности и бесстрашия не погибнуть и не погубить подвластных, не остерегаясь мест и времен опасных, красот мирских, утешающих до плотоугодия, пристрастия к тленному и дружества с мирянами. От разговоров с мирскими слепнет ум, а по удалении их является туга. Беседы мирские – тенета, отягчают куплями житейскими ( 2Тим.2:4 ), скорбями железными, расслабляют в постном подвиге, уклоняют от духовного дела, отдаляют от высокой жизни созерцаний и заводят в блуд. – Необходимо из опасения вреда для души удаляться от бесед с ними. – Жизнь иноческая и мирская – не совместны, как не запрягают вместе верблюда и коня. Инок подклонил шею свою под ярмо Создателя и должен таскать соху в долине смирения, чтобы умножать прекрасную пшеницу под теплотою живодательного Духа и сиять каплями разума Божия. Чернец не владеет собою, «елико Духом Божиим водими, ти суть сынове Божии» ( Рим.8:14 ). «И дах им, рече, власть чадом Божиим быти» ( Иоан.1 :12). И еще: «бози будете и сынове Вышнего наречетеся вси» ( Псал.81:6 ). Будучи богами, берегитесь, как бы не истлеть подобно людям и не пасть с высоты подобно князю светоносцу, великому постнику. Аще возлюбят дщери человечества, т. е. человеческую славу, от тех рождаются щюдове ( Быт.6:4 ), – от славы человеческой раздается высокоумие. Бог сказал: не пребудет Дух мой в человецех сих, зане полни суть похотий плотских ( Быт.6:3 ) в духе своем». 41

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010