Глава VII. Ст. 1. В первый год Валтасара, царя вавилонского, Даниил видел сон. Видение же головы его (было) на ложе его. И записывая сон, он вкратце изложил его, и передавая в общих чертах, сказал.    Этот отдел, который мы теперь предпринимаем изъяснить, и последующий, о котором будем [впоследствии] говорить, предшествовали в историческом отношении двум предыдущим. Ибо об этом и о последующем говорится, как о случившемся в первый и третий год царя Валтасара. А о том, что было прочитано пред предыдущим отделом, пишется, как о случившемся в последний год или в последний день царствования Валтасара. И это мы читаем не только у Даниила, но также у Иеремии и Иезекииля, как будем иметь возможность указать в самых этих местах, если продолжится жизнь наша. Но в предыдущих [отделах] в историческом порядке повествуется о том, какие чудесные знамения были при Навуходоносоре, Валтасаре и Дарии или Кире. А в этих повествуется о том, когда какие были видения, о которых знает один только пророк и которые у варварских народов не считаются за великое знамение или откровение. Поэтому они описываются лишь настолько, чтобы у потомков их сохранилась память о том, что было видимо.    Ст. 2—3. Видел я в видении моем ночью, и вот четыре ветра небесных боролись на великом море, и четыре больших зверя выходили из моря, отличные один от другого.    Под четырьмя небесными ветрами я разумею ангельские силы, которым поручены главные царства согласно с тем, что мы читаем в Второзаконии: егда разделяше Вышний языки, яко рассея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу ангел Божиих. Часть же Господня людие Его: Иаков уже наследия Его (Второз. 32:8—9). Море же означает мир и век сей, изобилующий горькими и солеными волнами, как изъясняет Господь в притче о неводе, закинутом в море. Поэтому и дракон называется царем всего, находящегося в водах (Иов. 41:26), и головы его, по Давиду, сокрушаются в море (Псал. 73:13). И у Амоса читаем: аще погрузится во глубинах морских, то повелю змиеви, и угрызет его (Амос. 9:3). О четырех же зверях, которые выходили из моря и были непохожи один на другого, мы можем узнать из слов ангела: эти четыре больших зверя, говорит он, [означают, что] четыре царства восстанут от земли (ниже ст. 17). Четыре ветра, боровшихся на великом море, называются небесными ветрами потому, что каждый ангел действует в пользу того царства, которое ему вверено. И то нужно заметить, что именем зверей указывается лютость и жестокость царств.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Писания нисколько не опровергают учения Православной Церкви о почитании св. икон. В указанных текстах осуждается почитание идолов, ложных богов. Языческие истуканы, кумиры, идолы – это изображения тварей, разных зверей, сил природы, людей, которых признают за богов. О таких то богах и говорит Св. Писание, и все эти обоготворяемые предметы не имеют в себе ничего божественного и священного. «Идол в мире ничто», – говорит св. апостол Павел ( 1Кор. 8:4 ), т. е. они не отвечают действительности, а суть только произведения человеческой фантазии, которая в куске дерева, в камне или металле хочет видеть каких-то необыкновенных существ и почитает их как богов. Наша же Православная Церковь осуждает все это. Между иконами и идолами она признает коренную, существенную разницу. Идолы суть истуканы, которые признаются язычниками за самих богов, или обоготворённые различные твари ( Деян. 7:41 ), или же силы природы, различные предметы и явления – солнце, луна, звезды, моря, гром, ветер (Прем. Солом. 13:1–3), или же прямо человек ( Рим. 1:23 ). Иконы (от греческого слова ikon, что по русски означает: изображение, подобие) это изображения Господа Бога в том виде, в каком Он являл Себя людям, св. ангелов, небесных вестников, которых Господь посылает «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр. 1:14 ), св. угодников Божиих, ходатайствующих за нас пред Господом Богом своими молитвами ( Апок. 5:8 ). Идолы, или кумиры, или истуканы, признаются язычниками за истинных богов ( Псал. 95:5 ; Прем. Солом. 13:10, 14:8, 15, 25:15: Исаии 44:17; Дан. 24:3–6 ); мы же признаем св. иконы только изображениями или портретами св. лиц ( Исх. 37:7 ; 3Цар. 6:29 ). Почитание и поклонение мы относим не к самой иконе, как вещи, но чрез рисунок, или изображение мы почитаем то лицо, которое изображено на иконе ( Исх. 30:6–8 ; Лев. 26:2 ; Догмат IV Вселенского собора). Таким образом, ясно и понятно, что почитание св. икон по своему существу отличается от идолослужения. Сознавая всю слабость своих возражений против почитания св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Апостол говорит о времени своем, как и Давид говорит: которое (древо) приносит плод свой в свое время (Псал. 1, 3); словом во время намекается на возвышение в будущем веке, каковое возвышение, и оно только одно, неизменно и прочно. Ибо здешнее возвышение не безопасно и не твердо, но скорее унижается, нежели возвышается. А что смирение возвышает, об этом сам Господь говорит: «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лук. 14, 11), и: «кто из вас хочет быть первым, будь из всех последним» (Мар. 9, 35). Словом во время апостол указал на то, что возвышение от смирения обещается в будущем веке. Ибо время неизменчивых (благ) — в будущем веке. Потом, чтобы удалить страх, бывающий при смирении, говорит: не бойся, но всю заботу свою возложи на Господа, ибо Он печется, т. е. заботится обо всем этом. 8 Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити. 9 Емуже противитеся тверди верою. На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенными суетою) и чрез то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, т. е. ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни, Потому что он, говорит, непрестанно обходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Святый Иустин мученик причину такого неослабного и заботливого коварства и наветов со стороны диавола полагает в том, что диавол до пришествия Господня ясно не знал, сколь сильно его наказание, так как божественные пророки выражались об этом загадочно (так Исаия всю печальную историю и судьбу диавола прикровенно изобразил в лице ассириянина: Иса. 18, 4-27), а когда с пришествием Господа диавол ясно узнал, что ему и ангелам его предлежит и уготован вечный огонь (Матф. 25, 41), с тех пор он непрестанно строит верующим ковы, желая многих сделать общниками своего отступления, чтобы не одному терпеть бесславие осуждения, и в этом находить холодное и злобное утешение  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Да и не один раз в течение длительной болезни надобно исповедаться и приобщиться; до последних минут жизни не следует откладывать это; потому что в это время от жестокости болезни и страха смерти, и Суда Божия вся душа бывает возмущена, расслаблена, даже и сознание часто помрачается, и человек становится вовсе неспособным принести покаяние, исповедать свое грехи, и с благоговейными чувствами приобщиться. Оттого многие в бессознательном состоянии и помирали, без напутствия св. Таинствами. 2) Заранее надобно устроить свои домашние дела, составить духовное завещание касательно имущества; со всеми примириться, простить даже врагов лично, или, если неудобно, то простить заочно, от сердца отпустив им вину их. И потом уже ни о чем земном не заботиться, а думать только о том, как встретить смерть и предстать на суд Божий. 3) Пред смертию диавол с особенною злобою нападает с искушениями, наводит уныние, колеблет веру, надежду и любовь к Богу, смущает душу напоминанием прежних грехов, сомнением в милосердии Божием, страхом осуждения на вечное мучение, старается довести до отчаяния - этой смерти души. В это время больной с особенным усердием должен молить Бога, чтобы Он укрепил его веру, надежду, любовь к Нему, не попустил врагу отягощать его искушениями, подавлять унынием, смущать сомнением, страхом. Для утешения и укрепления души полезно почасту заниматься беседою с благочестивыми людьми, чтением или слушанием утешительных мест св. Писания, каких много в Псалмах (Напр. Псал. 6. 17. 21. 24. 26. 30. 31. 37. 40. 41. 42. 49. 50. 61. 62. 68. 72. 76. 83. 93. 101. 114. 117. 118. 142 и другие). Особенно утешительна для умирающего прощальная беседа Спасителя с учениками: Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В дому Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду, и приготовлю вам место; приду опять, и возму вас к Себе, чтобы и вы были там, где Я... и проч. (Иоан. 14-17 гл.). Полезно чаще прочитывать канон на исход души (в требнике) и канон молебный к Пресвятой Богородице на исповедание грешника, Параклисис Богородице, службу по вся дни и другие умилительные каноны. Когда враг наводит смущение напоминанием сделанных грехов, страхом Суда Божия и наказания за них, представлением строгости Божией хочет довести до отчаяния, то надобно ободрять себя размышлением о беспредельном милосердии Божием к людям, по которому Он хочет всех спасти, даже с клятвою уверяет, что Он не хочет смерти, погибели грешников, но чтобы они обратились от пути нечестия и были живы, наследовали спасение (Иез.33,11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/144/...

За щедрую и обильную благотворительность она удостоилась благодати воскресения. Эту истину подтверждает нам апостол Петр. Воскресив Тавифу, он, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою , дабы показать, что Бог воскресил ее ради святых и вдовиц, для которых умершая была благотворительницей. Отсюда мы видим — 1. Сила милостыни. Она восходит к небесам и низводит на нас Божье благоволение. “ Милостыни твои пришли на память пред Богом ” (Деян. 10:4). Она выше всякой жертвы: “ милости хочу, a не жертвы ” (Мат. 9:13). Она делает Бога нашим должником: “ благотворящий бедному дает взаймы Господу ” (Прит. 19:17; Мат. 25:40 ). 2. Награда милостыни. а)  Земная. “ Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет ” (Псал. 36:26). Примеры; Авраам, Иов и друг. Слезы вдовиц воскресили Тавифу из мертвых. б)  Духовная. Отпущение грехов. “ Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто ” (Лук. 11:41). “ Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ” (Мат. 5:7). в)  Небесная и вечная. “Приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие” (Мат. 25:34). Свойства истинной благотворительности “ Исполнена добрых дел и творила много милостынь ” (ст. 36). Тавифа представляет нам прекрасный образец благотворительности. Для оказания дел милосердия не нужно обладать большими богатствами; достаточно иметь хотя бы некоторый излишек сверх того, что необходимо для удовлетворения нужд наших и нашей семьи. 1. Она должна происходить от доброго и искреннего сердца, которое оказывает благодеяния с живейшей участливостью и охотой (2 Корин. 9:7 ). 2. Она должна быть оказываема с мудрой рассчетливостью. “Нужно одинаково любить всех людей, но так как вы не в состоянии благотворить всем, то оказывайте ваши благодеяния по преимуществу тем людям, которые по обстоятельствам места, времени, отношений, находятся ближе всех к вам.” 3. Она должна делать добро без огорчения, с веселым лицом, “ при всяком даре имей лице веселое ” (Сир. 35:8; 1 Пет. 4:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

И все неверующие «тогда восплачутся», увидя, как они прежде заблуждались, живя во тьме неверия. «И узрят Сына Человеческаго, грядущаго на облацех, небесных с силою и славою многою». По гласу таинственной трубы последует воскресение мертвых, и Ангелы соберут со всех концев земли всех людей. Еще Моисей созывал иудеев на собрания, приказывая трубить в серебряные трубы: этот способ созыва обратился в обычай и употреблялся иудеями во все последующее время (Лев. 25:9; Числа 10:2; Суд. 3:27), почему Спаситель и употребляет этот знакомый всем евреям образ, для обозначения некоего действия Божия, по мановению которого Ангелы соберут «избранных Его от четырех ветров», т.е. со всех концов земли. Ангелы соберут, как «избранных» для вечной славы, так и «всех творящих беззаконие» (ср. 13: 41) для вечного мучения. «От смоковницы же научитеся притчи…» как о наступлении лета судили по ветвям смоковниц, в изобилии росших на горе Елеонской, вместе с маслинами, так и о приближении кончины мира надо судить по тем знамениям времен, которые перед тем перечислил Господь. «Не мимо идет род сей, дондеже вся сия будут» — «сие» противополагается здесь «тому», о чем говорится даль- те в ст. 36. Разрушение Иерусалима действительно произошло еще при поколении современников Господа. Но это выражение можно относить и к кончине мира: тогда под «родом сим», как толкует св. Златоуст, можно понимать «Род ищущих Господа» (Псал. 23:6), род уверовавших во Христа, который, несмотря на все ужасы, сохранится до скончания века. «Небо и земля прейдут, словеса же мои не мимо идут» — это утверждение непреложности изреченного пророчества. Видя, как в точности исполнилось предречение Господа о разрушении Иерусалима, никто не может сомневаться и в том, что также точно исполнится и пророчество о Втором Пришествии Его. «О дни же том и часе никтоже весть», по св. Марку даже «Сын», конечно, как человек, а не как Бог. По св. Луке, люди будут жить беспечно, как во времена Ноевы перед потопом, и день Второго Пришествия Христова найдет внезапно, как свет на всех живущих по всему лицу земли (Луки 17:26-27 и Лук.

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

Писание, говоря об Исааке, Бога называет Страх Исаака, потому может быть, что это имя чаще других говорил Исаак для выражения своего благоговения к Богу. Со времени Давида до последних дней царства иудейского, у священных писателей часто употреблялось имя Святый в замену некоторых других имен Бога ( Псал. 71:22. 78:41. 89:19 . Иса. 1:4.5:19:10:17.). Спустя 400 лет после Авраама ( Быт. 15:13 . Исх. 12:40. 41 .), когда его потомство, находясь в Египте, возросло в народ многочисленный, Бог захотел устроить из него особый народ, среди всех народов, известных тогда на земле, народ Ему принадлежащий, народ святой ( Исх. 19:3–6 ), восхотел, как говорим на языке Новозаветного Писания, созиждить Церковь , общество поклоняющихся Ему, истинному Богу, дав своему народу Богослужение, законы, заветы, обетование спасения ( Римл. 9:4 .). Совершая все это чрез пророка Моисея, Бог указал еврейскому народу называть Себя именем, которое и определеннее выражало Его божественное существо и яснее указывало верующим на его божественные действия в устроении Церкви, указал имя, которое по преимуществу разумеем под титлом великого. Прочитаем слова Закона, где указано богом это имя, на языке самого Закона, или в переводе на наш язык: Моисей сказал Богу: вот я приду к сынам Израилевым и сказу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они мне скажут: Как Ему имя? Что мне сказать им? Бог сказал Моисею: Эгье ашер эгье, и сказал: так скажи сынам Израилевым: Эгье послал меня к вам. Еще сказал Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Бог отцов ваших, Бог Авраамов, Бог Исааков, Бог Иаковлев послал меня к вам. Вот имя Мое на веки: и вот именование Мое из рода в род ( Исх. 3:13–15 .). Передав подлинные слова Закона, в которых Бог указал свое великое имя, в русском переводе из мы оставили в двух местах еврейские слова без переложения на наш язык; в первом Эгье ашер Эгье, во втором Эгье; а в третьем месте поставлены еврейские буквы без указания произношения их. Естественно, ты, мусульманин, спросишь: которое из этих слов великое имя Божие? Ни первые три слова: эгье ашер эгье, ни второе эгье не составляют великого имени, которое узнать хотим мы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Соделав это не для наказания, а для исправления, Он обличает их за упорство в преступлении: «но и тогда вы не обратились ко Мне, говорит Господь.» Господь удерживает или удаляет также от еретиков дожди духовные и всю росу божественной мудрости, и повелевает Своим облакам не проливать на них дождя за три месяца до жатвы или сбора винограда, чтобы они не могли достигать плодов таинства Троицы. Подобно тому, как видимое нами солнце совершает годичный путь, пока не возвратится к прежнему поворотному пункту, в двенадцать месяцев, из которых каждый состоит из тридцати дней, и как луна, называющаяся по-еврейски «jare», по-гречески дала от своего имени, в каждом из этих языков, название месяцам и освещается лучами солнца с ближайшей к нему стороны, получая то более, то менее света, смотря по различию времен [года]; так и церковь, украшенная сиянием истинного солнца, заключает в себе полное число двенадцати апостолов. Отсюда происходит и название двенадцати колен у Израиля, и то, что с ложа Иордана были взяты в знак вечной памяти двенадцать камней и положены на месте второго обрезания (Иис. гл. 4). Господь проливает дождь на один город [город] истинного исповедания, церковь, я не проливает на другой, состоящий из еретических сборищ. Между тем как первый постоянно получает дождь, второй гибнет от постоянной засухи, так что жаждущие, вынуждаемые недостатком [воды], пойдут в город Господень, из которого выходит обильный источник, напояющий поток терний (Иоил. 3:18). Это тот источник, который говорит чрез Иеремию: «Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушенные, иже не возмогут воды содержати» (Иерем. 2:13). Этот источник, выходящий из единого источника, течет в тройственном единении, и об этих источниках Отца, Сына и Святого Духа воздыхает, подобно жаждущему оленю, псалмопевец, говоря: «имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже» (Псал. 41:2). Но когда два или три города придут в один город, изобилующий водою надежды, веры и любви, то они не утолят жажды, как пришедшие искать божественной благодати не по доброй воле, а по необходимости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) Платовская станица Кирилло-Мефодиевская ц. 1 свящ.1 псал. 1 512–60 400 от Областного Правления Войска Донского 50 пудов Каменная балка поселение Николаевская ц. 2 свящ.2 псал. 3 030–40 300 пудов Мокрый Гашун поселение Казанская ц. 1 свящ.1 псал. 2 476–68 100 пудов Манычско- Грузовское поселение Преображенская ц. 1 свящ.1 псал. 1 253–41 15 пудов (доход натурой на 294 руб 09 к.) 33 де. церковной земли + каждый член причта пользуется паевым крестьянским наделом в количестве по 15 дес., из которой 16 дес. пахотной и 14 дес. под толокой и сенокосом. Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется) Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) Манычско- Николаевское поселение Георгиевская ц. 1 свящ.1 псал. 280–94 600 (свящ. 400, псал. 200) 400 (свящ.300, псал. 100) 33 дес.церковной земли Атаманская станица Троицкая ц. 2 свящ.2 псал. 1 839–24 120 дес. (4 пая по 30 дес.) Атаманская станица Покровская ц. 1 свящ.1 псал. 127–86 100 (священнику) 400 (свящ. 300, псал. 100) 10 пудов 60 дес. (2 пая по 30 дес.) не годна под распашку.Аренда – 40 руб. в год Гуреев хутор Николаевская ц. 1 свящ.1 псал. 350–03 525 (свящ.400, псал. 125) 15 пудов 30 дес. (2 пая по 15 дес.) Аренда – 40 руб. в год Плетнев хутор Успенская ц. 1 свящ.1 диак.1 псал. 1 469–13 24 дес. пахотной (3 пая по 8 дес.), Сенокосной: свящ.2 пая, диак 1 1/2 пая, псал. 1пай. Количество священно- и церковнослужителей Сумма причтового денежного дохода с % от причтового капитала (если имеется) Пособие причту от прихожан или учреждений Жалованье из казны Собрано причтом зернового хлеба Количество земли в пользовании причта (десятины) Ильинка слобода Ильинская ц. 1 свящ.1 диак.1 псал. 1 376–47 Моисеев хутор Успенская ц. 1 свящ.1 псал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имите нам лисы малыя, губящия винограды: и виногради наши созревают (Песн. 2, 15) . Можно ли следовать за высотою сих мыслей по их достоинству? Какое чудо Божественнаго величия заключаеть в себе это слово! Какой преизбыток Божия могущества выражается значением сказаннаго! Тот, о ком говорится так многое, этот человекоубийа (Иоан. 8, 44), во злобе сильный (Псал. 51, 1) , у кого язык изощрен , яко бритва (Псал. 51, 2) со угльми пустынными (Псал. 119, 4) , кто ловит, яко лев во ограде своей (Псал. 9, 30) , этот змий великий (Иез. 29, 3) , отступник (Иов. 26, 13) , ад, разширяющий уста свои (Авв. 2, 5) , миродержитель темной власти (Ефес. 6, 12) , имущий державу смерти (Евр. 2, 14) , и как от лица его сказует пророчество тот , кто отемлет пределы языков, которые поставил; как очевидно, Вышний по числу Ангел Своих (Втор. 32, 8), кто обемлеть вселенную, яко гнездо, и берет яко оставленая яица (Псал. 10, 13) , кто говорит , что выше облак поставит престол свой и будет подобен Вышнему (Ис. 14, 14), и о ком столько страшнаго и ужаснаго сообщает Слово в книге Иова, что ребра его медяны, хребет его железо слияно (Иов. 40, 13), и внутренности якоже смирит–камен (Iob. 41, 6), и все подобное, чем только Писание изображает страшное это естество, — сей–то столько могущественный вождь столь многих демонских полчищ, какое имя получает от истиннаго и единственнаго Могущества? И его малою лисою, а с ним и всех окружающих его, все подвластное ему воинство , с равным уничижением именует лисами же Посылающий на уловление их ловцев, которыми могут быть ангельския силы, торжественно предшествующия Владыке при явлении Его на земле, вводящия в мир Царя славы и указующия незнающим, кто есть сей Царь славы, крепкий и сильный в брани (Псал. 23, 8); а также можеть иный сказать, что это служебнии дуси, в служение nocылaeмiu за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14); и еще иный в праве утверждать, что ловцы сии суть посланные для изловления сих зверей Апостолы, которым сказал Господь: сотворю вы ловцы человеком (Матф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010