Вот – те сокровища премудрости и разума во Христе, сокровенные и те неизреченные блага Божественные, которые вполне удовлетворят нас! Вот – то многое множество благости Господней, которое всесовершенно насытит нас! Итак, покажи нам Отца, Господи, и довлеет нам ( Ин. 14:8 ), как говорил некогда Тебе один из Апостолов Твоих, или, как сказал и ранее того Псалмопевец: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Псал. 16:15 ). Но Он и Отец едино суть ( Ин. 10:30 ), и видевый Его, виде и Отца, яко Он во Отце, и Отец в Нем есть ( Ин. 14:9–11 ); следственно, Господь сил, Той есть Царь славы ( Псал. 23:10 ), и Спасаяй нас просветит лице Свое на рабов Своих, – и спасемся ( Пс. 30:17; 79:4 ). Здесь заключается вся полнота нашего блаженства. Да речет же Ему сердце наше: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лицо Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от Мене ( Псал. 26:8, 9 ). И Он Сам скажет нам в ответ: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам; и аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин. 14:21, 23 ). Конечно, видели Его собственными очами те, коим Он глаголал сие, и собственными ушами слышали глас Его, и судили о Нем, как человеке, по-человечески же; но Он обещал явить Самого Себя с такими благами, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уютова любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), т. е. чего мы в жизни сей и постигнуть не можем. Итак, пока это сбудется, пока Он явит то, что долженствует всесовершенно удовлетворятъ нас, пока снемы от хлеба животнаго, да не имамы взалкатися никогдаже, и испием от воды живыя, да не имамы вжаждатися никогдаже ( Ин. 4:10, 14; 6:35, 51 ), мы, доколе алчем и жаждем вечной правды, горя неизъяснимым желанием наслаждаться бесконечным созерцанием красоты образа Божия, будем славить с глубочайшим смирением день рождения Его по крайней мере в зраке раба, доступном для нас. Еще не можем мы постигнуть предвечного рождения Его от Отца; так почтим достойно хотя временное рождение Его от Девы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Она лучше стала после того, как иноплеменная и скверная рука изъязвила все тело ее. Раны ее зажили; старинное убранство ее все на ней, как на невесте. «Увидели ее девы и ублажа ют ее царицы... и восхвал яют: кто она, проницающая как утро ? прекрасная, как луна, и превосходная, как солнце» (Песн. 6:8—9)? Это благолепие ее, это царственное убранство ее описал свыше вдохновенный Давид, когда Владыке и Царю всех пел песнь: «Предста ла Царица» с правой стороны Твоей, облеченная в одежду позлащенную и испещренную» (Псал. 44:10). «Стопы ея украшены» (Песн. 7:2). Это благолепие ее провидел и Исаия, когда вещал: «Встань Сион, как в начале дня , как новое поколение века ; ибо на голове твоей веселие и хвала : и обымет тебя радость . Это Я , это Я утешаю тебя , говорит Господь» (Ис. 51:9, 11, 12). Вот я «на руках моих живописал стены Тво и , и Ты предо мною всегда» (Ис. 49:16). Это же провидела и сама Она, и устами Исаии возгласила, говоря: «Да возрадуется душа моя о Господе ; ибо Он облек меня в ризу спасения и в одежд у веселия : возложил на меня, как на жениха... венец и как невесту, украсил меня красотою» (Ис. 61:10): и я буду уже, не как покинутый город, а как вожделенный, и как прекрасный «венец... в руке Господн ей и царс кая диадима в руке» Божией» (Ис. 62:12, 3). При этом торжестве и мы, в веселии и радости душевной, составив лик и празднуя обновление почитания икон, сего дня вещаем устами пророков: «Вельми радуйся дщерь Сиона . «Проповедуй дщ ерь Иерусалим а. Отъя л Господь обиды тво и. Избавил тебя от руки враг ов твоих» (Соф. 3:14—15). «Возведи окрест очи твои , и посмотри на собран ных чад... тво их. Вот вс е сын ы твои... и дочери твои пришли к тебе издалека и принесли тебе» (Ис. 60:4), не золото, не ливан, не дорогие камни, не эти произведения земли, обогащающие святилище по человеческому закону, но чистейшую паче всякого золота и драгоценнейшую паче всех камней, отеческую, неповрежденную веру. «Радуйся и веселись от всего сердца твоего. Ибо вот идет Господь , и водворится у тебя» (Соф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2999...

Поэтому, если пожелаем, то и для нас возможно тоже. Если бы Господь был разделен от нас местом, тогда ты основательно недоумевал бы; а если Он всюду присутствует, то, следовательно, близок к тому, кто проявляет усердие и употребляет крайние усилия (в деле искания Его). По этой причине и Пророк говорил: не убоюся зла, яко Ты со мною еси ( Псал. 22:4 ); и, в свою очередь, Сам Бог говорил: Бог приближаяйся Аз есмь, а не Бог издалеча ( Иер. 23:23 ). Поэтому, как грехи разлучают нас с Ним, так праведные дела соединяют Его и нас. И еще глаголющу ти, говорит, скажу: се приидох ( Пс. 58:9 ). Какой отец мог бы когда-либо в такой степени внимать своим детям? Какая мать так настроена, чтобы непрерывно стоять (в ожидании), не позовут ли ее когда-нибудь дети? Никого нет – ни отца, ни матери. А Бог стоит, непрерывно ожидая, не позовет ли когда-нибудь Его кто-либо из Его рабов, и, если мы когда-либо позвали Его, как следует, Он ни разу не оставил нашей просьбы без внимания. Поэтому и говорит: еще глаголющу ти, т. е., не жду, чтобы ты окончил свою молитву, но тотчас услышу тебя. Итак, будем звать Его, как Он хочет быть призываемым. А как Он хочет этого? Разрешай, говорит Он, всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, всякое писание неправедное раздери. Раздробляй алчущим хлеб твой, и нищия безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют: и предъидет пред тобою правда твоя, и слава Божия объимет тя. Тогда воззовеши ко Мне, и услышу тя, еще глаголющу ти, скажу: се приидох ( Пс. 58:6–9 ). „И кто может совершить все это», скажет кто-либо? Все это не только возможно, но и так легко, что многие превзошли даже и меру, не только разорвав несогласные с правдою счетные записи, но даже снявши с себя все, что у них было, – не только радушно принимая бедных в свой дом и приглашая их к своей трапезе, но даже трудясь до телесного пота, чтобы пропитать их, благодетельствуя не только родственникам, но и врагам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Как «видевый Сына, виде Отца» (Ин.14:9); так имеющий в себе Духа Святого, имеет в Себе Сына, и, имея Его, храм есть Божий, о чем пишет Павел: «не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16)? А Иоанн говорит: «о сем разумеем, яко в Боге пребываем, и Той в нас, яко от Духа Своего дал есть нам» (1 Иоан. 4:13). Если же о Сыне, Который во Отце и в Котором Отец, исповедуется, что Он — не тварь; то по всей необходимости следует, что и Дух — не тварь; потому что в Нем Сын, и Он в Сыне; почему и приемлющий Духа именуется храмом Божиим. Но это же хорошо усмотреть можно еще и из следующего. Ежели Сын есть Божие Слово, то Он един, как и Отец. Ибо «един Бог..., из Него же вся... и един Господь Иисус Христос» (1 Кор. 8:6); почему и говорится и написано, что Он единородный Сын. Тварей же много, и оне различны: Ангелы, Архангелы, Херувимы, Начала, Власти, и прочия, как было о сем сказано. Если же, поелику Сын не из числа многих, но есть един, как и Отец един, то Он — не тварь; без сомнения, (так как от Сына надлежит заимствовать познание и о Духе) и Дух — не тварь, потому что Он не из числа многих, но есть един. 4) Это знал и Апостол, когда сказал: «вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властью коемуждо якоже хощет» (1 Кор. 12:11); и несколько ниже: «единем Духом мы вси во едино тело крестихомся: ...и вси единем Духом напоихомся» (1 Кор. 12:13). И еще, — поскольку от Сына должно заимствовать ведение о Духе, то от Него же прилично будет занять и доказательства. Итак, Сын везде есть; потому что Он во Отце, и Отец в Нем. Сын всем обладает и все содержит; и написано, что «в Нем состоятся всяческая» , аще «видимая» , аще «невидимая... и Той есть прежде всех» (Кол. 1:16—17). Твари же находятся в уделенных им местах: солнце, луна и прочие светила на тверди; ангелы на небе, и люди на земле. Но если Сын, не в уделенных Ему местах, но во Отце сущий, есть везде, и вне всего пребывая, не есть тварь; то следует, что не тварь — и Дух, не в уделенных Ему местах сущий, но все наполняющий и вне всего пребывающий. Ибо так написано: «Дух Господень исполни вселенную» (Прем. 1:7); и Давид воспевает: «камо пойду от Духа Твоего» (Псал. 138:7)? потому что Дух неограничен местом, но Он вне всего, и пребывает в Сыне, как Сын во Отце. А поэтому, как доказано сие, Он — не тварь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2563...

   2) Посмотрим же, что говорит защитник ереси, софист Астерий, ибо он, соревнуя в этом иудеям, написал следующее: «Явно, что и Себя наименовал в Отце и также Отца в Себе, означая тем, что и слово Им преподаваемое есть не Его, но Отчее и дела суть не Его собственные, но у Отца, давшего Ему силу». Но если бы сказал это просто отрок, то было бы ему извинительно по возрасту. Поелику же написавший это есть так называемый софист, возвещающий о себе, что знает все, то какого достоин он осуждения? И не показывает ли себя чуждым апостол, превозносясь «препретельными... словесами премудрости» (1 Кор. 2:4), и думая, что может обольстить ими, когда сам не понимает, что говорит и о чем спорит? Что Сын наименовал свойственным и приличным одному Сыну как Слову и Премудрости и образу Отчей сущности, то Астерий относит ко всем тварям и делает общим и Сыну, и тварям. Этот беззаконник говорит о силе Отца, будто бы она приемлет в себя силу, чтобы по своему злочестию можно было с последовательностью сказать ему, что Сын усыновлен в сыне и Слово прияло власть слова. И он не хочет еще согласиться, что это сказано Сыном как Сыном, но и Его, как научившегося сему, ставит в один ряд со всеми созданиями.    Если Спаситель сказал: «Аз во Отце, и Отец во Мне», не потому что произнесенные Им слова суть слова Сына, но потому что это суть слова и дела Отца, то и Давид говорит: «услышу, что речет о мне Господь Бог» (Псал. 84:9), и Соломон: «моя словеса рекошася от Бога» (Притч. 31:1). И Моисей был служителем словес, изреченных Богом, и каждый пророк говорил не от себя, но от Бога: «сице глаголет Господь» (Зах. 1:3), и дела, какие совершали святые, называли они не своими, но приписывали Богу, подавшему силу. Так, Илия и Елиссей призывали Бога, чтобы Он воскресил мертвецов. Нееману, очистив его от проказы, говорит Елиссей: да разумеешь, что есть Бог во израили, и сам Самуил в дни жатвы молился Богу, чтобы дал дождь, и апостолы говорили, что творят знамения не своею силою, но по благодати Господа. Из сего явствует, что это изречение могло бы для всех быть общим, и каждый, подобно Спасителю, мог бы сказать: «Аз во Отце, и Отец во Мне». И потому уже не один Он есть Сын Божий, Слово и Премудрость, а только в числе многих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2577...

Чрез друзей Господь показал это, когда сказал прокаженному: хощу, очистися, и сотнику: ни во Израили толики веры обретох (Матф. VIII, 3, 10); а чрез врагов - при настоящем случае. Так как книжники говорили, что никто не может оставлять грехов, кроме одного только Бога, то Спаситель, желая показать им, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи (тогда глагола разслабленному): возстав, возми одр твой, и иди в дом твой (Матф. IX, 6). И не только здесь, но и в другом случае, когда иудеи говорили: о добре деле камение не мещем на тя, но о хуле, и яко ты, человек сый, твориши себе Бога (Иоан. X, 33), Спаситель не опроверг такого их мнения о Нем, но опять подтвердил его, сказав: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры; аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте (Иоан. X, 37, 38). 2. Впрочем, при исцелении расслабленного Иисус Христос представляет и другое немаловажное доказательство Своей божественности и равночестия с Богом Отцом. Книжники говорили, что власть отпускать грехи принадлежит одному Богу, а Он не только отпускает грехи, но еще прежде обнаруживает в Себе другое свойство, приличное единому Богу, именно - открывает тайны сердечные. Книжники не обнаружили пред всеми своих мыслей: се, говорит евангелист, нецыи от книжник реша в себе: сей хулит. И видев Иисус помышления их, рече: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих (ст. 3, 4)? А что ведение тайн сердечных принадлежит единому Богу, об этом, - послушай, - что говорит Соломон: ты веси сердца един (2 Пар. VI, 30), равно как Давид: испытаяй сердца и утробы Бог (Псал. VII, 10), и Иеремия: глубоко сердце паче всех, и человек есть, и кто познает его (Иерем. XVII, 9)? И сам Бог говорит: человек зрит на лице, Бог же на сердце (1 Цар. XVI, 7). И из других мест Писания можно видеть, что одному Богу свойственно знать тайны сердца. Итак, желая показать, что Он есть Бог, равный Богу Отцу, - то, о чем книжники помышляли в себе (а они, опасаясь народа, не смели обнаружить своих мыслей пред всеми), Он открыл и обнаружил, являя и здесь великую кротость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1527...

Он показал пути свои Моисею, сынам израилевым, дела свои. Милосерд и благ Господь, медлен на гнев и многомилостив. Не по грехам нашим поступает с нами и не по неправдам нашим воздает нам. Как отец жалеет сынов, так Господь жалеет боящихся Его». ( Псал. 103:6–10. 13 ). благим и праведным, когда изображает благоволение и любовь Бога к людям благочестивым: «Блажен муж, боящийся Господа, крепко прилепившийся к заповедям Его. Сильно будет семя его на земле, под праведников благословится. Во тьме восходит свет праведникам от Благого, Милосердного и Праведн6ого! ( Псал. 112:1–4 ). царем, когда изображает управление Божие миром: «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь; буду благословлять имя Твое из века в век. Велик Господь и достославен и величие Его непостижимо. Щедр и милосерд Господь, долготерпелив и велик милостию. Благ Господь ко всем и щедроты Его на всех делах Его. Царство Твое – царство всех веков, и владычество твое во все роды. Очи всех устремлены к Тебе, и Ты даешь им пищу их в свое время, Открываешь руку Твою и насыщает все живущее по желанию. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине. ( Псал. 145:1.3.8.9.13.15–17 ). вечным, неизменным, в противоположность скоротечности человеческой жизни и срочному существованию мира: «я сказал: Боже мой! Не похить меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. Древле Ты поставил землю, и небеса дело рук Твоих. Они погибнут, а Ты пребудет; и все они обветшают как риза, как одежду Ты переменишь их, и изменятся. Но Ты тот же, и лета Твои не истощатся». ( Псал. 102:25–28 ). В книге пророка Исаи, Бог, изрекая Иудеям, переселенным пленникам в Вавилон, обетование о возвращении их на свою родину, у Иерусалим, называет Себя именами, которые показывают в Нем верховного распорядителя судьбами народов, могущего в исполнении обетований, попечительного об уповающих на Него:»Кому вы уподобите Меня так, чтобы Я был равен ему? говорит Святый. Поднимите очи ваши к небесам, и размыслите о Том, кто сотворил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

И снова Исайя: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» ( «прострох руце Мои весь день к людем непокаряющымся и противу глаголющым, иже не ходиша путем истинным, но вслед грехов своих») ( Ис. 65:2 ). А что крест Христов и его образ досточтим и достопокланяем, также и об этом учат пророки. Давид говорит: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( «дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука») ( Псал. 59:6 ). И опять: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся» ( Псал. 85:17 ). А устами пророка Иезекииля Бог говорит: «На челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, ...сделай знак. И идите, ...и поражайте, ...и не щадите. Старика, юношу и девицу, и младенцев, питающихся материнским молоком, бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезек. 9:4–6). И Соломон говорит: " Благословите древо, чрез которое бывает правда!» ( Прем.14:7 ). А Исайя говорит о том, откуда и какие были деревья, составлявшие крест: «Кипарисом и певгом и вместе кедром прославишь место святилища Моего» ( Ис. 60:13 ). Моисей же, бросив кусок дерева в Мерру, сделал горькие воды сладкими, прообразуя этим Христов Крест, усладивший мир, который был проникнут горечью демонов. И жезл Моисеев, разделивший скалу, прообразовал этим Крест Христов, разверзший человеческие сердца и вложивший в них благодать Святого Духа. 4 . И это поистине путь жизни, и все, остающиеся на нем, живут. Оставившие же его получат смерть и бесконечное наказание. Закон и пророки возвещают Святую Троицу. И поистине, возвещенный пророками и законом, грядущий во имя Господне – Господь Иисус Христос , Он не иной кто-либо, как только рожденный в Вифлееме иудейском от Девы и Богородицы Марии при кесаре Августе. Не принимающий Его и не верующий в Него – отступник от Бога, и да будет ему анафема. Поэтому Исайя, говоря о вас, впавших в заблуждение, восклицает: «Народ мой пойдет в плен за то, что на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» ( «пленни быша людие мои, за еже не ведети им Господа») ( Ис. 5:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Простите также и в том, ежели в слове моем коснуся иногда чиихъ-либо нравов и действий. Настой, вопиет Апостол Павел, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением (2 Тим. 4, 2). И паки прошу, не только простить за слово, но и внимать слову. Свидетельствуюсь Богом живым, что басней и вымыслов человеческих говорить пред вами не стану, и прений, более вредных, нежели полезных, предлагать вам не захочу. Слышу, Бог глаголет: слово, которое услышиши от уст Моих, да проповеси людем от Мене, т. е. именем Моим (Иез. 33, 7). Разумейте убо, что Бог от уст Его повелевает слышать, и от имени Его проповедать. А потому долг мой говорить вам словеса Господня, словеса чиста, сребро разжено, искушено земли, очищено седмерицею (Псал. 11, 7). Ежели убо того не станете слушать, уже не моя вина, и не моя гибель. Слышите Бога глаголющаго: аще ты проповеси нечестивому путь его, еже обратитися от пути злаго, и он не обратится с пути своего, той в нечестии своем умрет, а ты душу твою избавил еси (Иез. 33, 9). Впрочем, в назидании дела моего Епископскаго, к Тебе, о Иисусе Христе, вечный Архиерею душ наших, очи и сердце мое возвожу, и молю Тя, даждь мне уста поучати, а людем сим уши и сердца, внимати и поучатися. Язык мой да будет трость, книжника скорописца (Псал. 44, 2), а сердца их — скрижали, перстом Твоим написанныя. Сам страж буди нам, охраняя нас яко зеницу ока. Сам возвещай нам волю Твою. Сам отвращай нас от пути неправды, направляя на путь истины Твоея. Ты положил еси, Господи, святейшую кровь Твою о душах наших: сотвори убо, да ни едина душа погибнет, да ни единой крове взыщется от рук моих! — Аминь. Говорено Ноября 12 дня, 1755 года. Источник: Собрание сочинений Георгия Конискаго, Архиепископа Белорусскаго, с портретом и жизнеописанием его. — Изд. Протоиереем Иоанном Григоровичем. — Часть первая. — СПб.: Печатано в munorpaфiu Императорской Российской Академии, 1835. — С. 1-13. Слово на Вознесение Господне. Иду уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к себе (Иоан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

О том, как следует относиться к доносам подчинённых, старец наставлял так: «Доносы должно принимать средним образом – вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет… Полезно помнить совет пророка Давида: Открый ко Господу путь твой уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне (Псал. 36). Читайте и весь псалом». На жалобы духовного чада о вовлечении по роду должности в излишние расходы, преподобный Амвросий отвечал следующим образом: «Заметно, что должность вовлекает вас в излишние расходы, то чтобы не впасть в непосильные долги, по времени, по усмотрению, можно и отказаться, а то долги хуже грехов: в грехах покается человек и Бог да простит, за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь». Преподобный Никон учил, что нельзя заниматься той работой, которая идёт против совести и веры: «В случае если работа пойдет прямо против совести и веры, то, конечно, надо уйти. Да поможет тебе Господь». Советы, которые давали старцы Оптинские о работе и карьере, основаны на Заповедях Божиих, поэтому не потеряли своей значимости и в наше время. Возможно, кому-то эти советы пригодятся, послужат ответом на невысказанный вопрос. Рейтинг: 9.3 Голосов: 134 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ярослав 19 января 2013, 21:04 Лучше бы сделали подборку без неуместных комментариев Ольги Рожнёвой. Ольга, чтобы комментировать слова святых надо быть самой святой. Никита 11 декабря 2012, 15:22 Отличные статьи о работе и труде. По больше таких. Спасибо! Татьяна 10 ноября 2012, 21:26 Дорогая Ольга! От всего сердца благодарю Вас за этот интереснейший и душеполезный материал. Храни Вас Господь! Алексей 9 ноября 2012, 20:44 Маргарита, Оптинские старцы стяжали благодать Духа Святого, поэтому их советы актуальны в любое время. «Жизнь, проходимая с чистой совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов и не доставляют счастья» - разве эти слова преподобного Макария устарели? Какие именно советы Оптинских старцев кажутся Вам устаревшими?

http://pravoslavie.ru/57261.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010