Беседа на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского 112 Радуйся зело, дщи Сионя! проповедуй радость, дщи Иерусалимля ( Захар. 9:9 )! Ликуй, народ града Божия ( Пс. 47:2 )! Взыграйте, врата и стены Сиона и вся земля! Возопийте, горы ( Ис. 44:23 ) и взыграйте в восторгах, холмы ( Пс. 113:6 )! Реки, восплещите руками ( Псал. 97:8 ), и, людие, обымите Сион ( Псал. 47:13 ), – видя присущего в нем Бога. Да совокупят ныне свой глас небесные жители с земными, да прославит песнями горний Иерусалим вместе с дольним: ибо здесь – Христос небесный и земной. Окрест Небесного да возликуют умные Силы; окрест земного да воспоют земнородные с Ангелами. Ныне явися Бог богов в Сионе ( Псал. 83:8 ). Ныне преселавная глаголашася о тебе, граде Божий ( Псал. 86:3 ). Иерусалим, град Царя великаго ( Псал. 47:3 ). Отверзи врата " Гому, Кто всем отверз врата небесные и отворил всем райские двери, – Тому, Кто отверз всем врата гробов ( Матф. 27:52 ), Кто сокрушил вечные врата ада ( Псал. 23:7; 106:16 ), Кто чудесно заключил врата девства. Тот, Кто древле на горе Синайской, как Бог, беседовал с Моисеем ( Исх. 20:1 ), – ныне, как раб, исполняет закон, подчинившись закону ( Галат. 4:4 ). Ныне Бог от Фемана пришел в Сион ( Авв. 3:3 ). Ныне Небесный Жених с Богоматерью, брачным Своим чертогом, приходит во храм. Дщери Иерусалимские! изыдите во сретение Ему! Возжем светло светильники истинным светом! Приготовим хитоны душ для Жениха Христа ( Матф. 25:6 )! Народы из языков, вместе с Сионом! сретим Его со светильниками! Соберемся во храм вместе с Храмом, Богом и Христом! Воскликнем Ему песнь Ангельскую с Ангелами: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф; исполнь вся земля славы Его ( Ис. 6:3 ); полны пределы мира благости Его, исполнена вся тварь хвалы Его; исполнено все человечество снисхождения Его; полны небесная, земная и преисподняя милосердия Его, – полны Его милости, Его щедрот, Его даров, Его благодеяний. Итак, все народы восплещите руками ( Пс. 46:2 ); все пределы земли, приидите и видите дела Божии ( Пс. 45:9 ); всякое дыхание да хвалит Господа ( Пс. 150:6 ); вся земля да поклонится ( Пс. 65:4 ); всякий язык да поет, да славит, да прославляет Бога, Младенца четыредесятидневного и предвечного, Младенца малого и ветхого деньми ( Дан. 7:9 ), Младенца млеко ссущего и веки сотворившего ( Евр. 1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Печатается по Богослужебные каноны на греческомъ, славянскомъ и русскомъ языкахъ. Книга mpemiя: Каноны Постной Tpioдu . — СПб.: Въ Синодальной Tunorpaфiu, 1856. — С. 105–108.   Канонъ на beлukiй Четвертокъ Πеснь 1–я. Ирмοсъ. разделяется Чермное море и волнообильная бездна изсушается, соделавшись удобопроходимою для безоружныхъ и въ то же время гробомъ для вооруженныхъ; посему воспевается богоугодная песнь: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился. Сотворившая и сохраняющая все живущее, безпредельная Премудрость создала себе жилище отъ чистой безмужной Матери; ибо облекшись въ храмь телесный, Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 1; 2, 21). Преподавая таинство возлюбленнымъ Своимъ, истинная Премудрость уготовляетъ душепитательную трапезу и предлагаетъ чашу безсмертнаго вернымъ; приступимъ же благочестиво и будемъ взывать: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 2; Матф 26, 26). Внемлемъ все верные призывающей возвышеннымъ гласомъ несозданной и самосущей Премудрости ибо она взываетъ: вкусите, и познавъ, что я Христосъ, восклицайте: Христосъ Богъ нашъ торжественно прославился (Прит. 9, 3; Псал. 33, 9). Песнь 3–я. Ирмосъ. Будучи Господомъ и Создателемъ всего, безстрастный Богъ уничиживъ себя возсоединилъ съ собою и самъ себя предложилъ въ Пасху темъ, за которыхъ готовился умереть, взывая: ядите тело Мое и утверждайтесь въ вере (1 Кор. 5, 7; Матф. 26, 26). Искупительною для всего рода человеческаго собственною чашею напоилъ ты, учениковъ своихъ, наполнивъ ее ибо ты приносишь самъ себя въ жертву, взывая: кровь Мою и утверждайтесь въ вере (Прит. 9, 5; Матф. 26, 27). Безумный человекъ, между вами предатель, предсказалъ ты, Незлобивый, ученикамъ своимъ, не познаетъ сего и какъ неразумный не уразумеетъ; но вы пребывайте во Мне и утверждайтесь въ вере (Псал. 91, 7; 15, 4). Песнь 4–я. Ирмосъ. Пророкъ, прозревъ неизреченное таинство твое, Христе, провозгласилъ: крепкую и сильную любовь явилъ ты, Отецъ милосердый; ибо ты, послалъ единороднаго Сына для (Авв. 3, 4; Рим. 8, 32).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Воспоем, о, люди, новую песнь правде Царя Господа и принесем Ему исповедание, а лучше сказать – воспоем Ему гимны, прославим, восхвалим, поклонимся и возвеличим пришествие Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, с торжеством поклонимся и похвалами возвеличим честное и преблаженное древо Владыки. Придите, возлюбленные, с хвалебными ликами и благоговейной верой, воскликнем вместе с пророком Давидом словами псалма «Яви нам свет лица Твоего, Господи» ( Псал.4:7 ). Какой это свет, если не Крест Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, которым был мир спасен и мы, уверовавшие, освобождены были от плена Велиарова, и рукописание грехов наших уничтожено? Лицо Отца, конечно, Христос: «Видевший Меня видел Отца», – сказал Он сам ( Ин.14:9 ). Свет лица, т. е. Господа, есть Крест, потому что на нем, как светильник на свещнице, Он просветил вселенную и землю всколебавшуюся утвердил и скалы расторг и мертвых воскресил и солнце помрачил, покрыв небо тьмой, чтобы показать неблагодарным, нечестивым и богоненавистным иудеям, что распинаемый на Кресте был Владыка и Творец. Ради этого, возлюбленные, я стремлюсь и горячо желаю привлечь вас к Кресту и по достоинству его восхвалить, но страшусь сделать это, чувствуя свое недостоинство: тело мое трепещет, язык немеет, уста смыкаются и рассудок внушает молчать. В самом деле, как я, ничтожный, смог бы по достоинству изобразить силу Честного и Животворящего Креста? Единственно по благодати Божьей я скажу то, что мне посильно: ведь даже и ангелы не в состоянии восхвалить силу Креста подобающим образом. Ангелы преклоняются перед этим видимым знамением Креста – не ради его внешнего вида, как дерева, но ради волей на нем плоть Свою пригвоздившего Христа. Адам за вкушение от дерева потерпел осуждение, а новый Адам – Христос Бог наш древом крестным нас укрепил. Исполнилось, таким образом, пророческое слово: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( Псал.59:6 ). Знамением является крест на лице и руке верного, лук – заблуждение, стрелок – дьявол , стрелы – постыдные помыслы, раны – грехи. Поспешите же, верные, воздадим поклонение Честному и Пречистому Кресту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

    «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а когда стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:11). Если апостол постепенно усовершенствовался и ежедневно, «забывая прежнее, простирался вперед» (Флп.3:13) и, держась за плуг, по заповеди Господа Спасителя, не озирался назад (Лук. 9:62); то тем более я, не достигший еще возраста мужа совершенного и меры Христовой (Еф.4:13), должен заслуживать извинения за то, что во время своей юности, увлеченный горячею любовию к Писаниям, аллегорически истолковал [книгу] пророка Авдия, исторического смысла которой я не знал. Дух [мой] пылал страстию в таинственному знанию и, прочитав все возможное для верующих, я не знал того, что бывают различные дарования; я знал светскую литературу, и поэтому думал, что могу читать книгу запечатленную. Как я был неразумен! Двадцать четыре старца, имеющие в руках чаши и гусли, и четыре животных, полные очей, встают с своего престола, сознаются в неведении и поют хвалебную песнь Агнцу и Отрасли от корня Иессеева (Апок.5); а я считал для себя возможным то, во что верил, — и, в руке которого не было слова Божия, который не мог сказать: «от заповедей Твоих разумех» (Псал. 118:104) и не памятовал о евангельском блаженстве: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Матф. 5:8). Еще не быль взят уголь с жертвенника и не очистил уст моих (Ис. 6:6—7). Еще не было обрезано огнем Духа Святого заблуждение древнего неведения, а я дерзал говорить Господу: «се Аз, посли мя» (Ис. 6:8). Я надеялся, что мое писание остается сокрытым в [моем] шкапе, и обрек этот первый, неразумный опыт моего дарованьица на сожжение, как вдруг из Италии приносится список одним молодым человеком, имеющим столько лет, сколько было и мне при написании этого сочинения, и восхваляющим мое произведеньице. Признаюсь, я был удивлен тем, что как бы плохо кто ни писал, однако находит подобного себе читателя. Тот восхвалял, а я краснел; тот до небес превозносил мое как бы проникновение в тайны, а я, опустив голову, не мог сознаться в своем стыде. Но значит ли это, что мы осуждаем то, чем забавлялись в детстве? Нисколько, потому что мы знаем, что для скинии Божией одинаково приносили и золото и козью шерсть. В Евангелии (Мк. 12:41—44) мы читаем, что две лепты бедной вдовы были более благоугодными, нежели приношения богатых. Мы и тогда принесли то, что имели, и теперь, — если, впрочем, мы оказали какие либо успехи, — приносим Господу дары Его. Ибо «благодатию Божиею есмь, еже есмь» (1 Кор. 15:10). И я не отрицаю того, что в течение этих тридцати лет я не мало трудился и работал ради дела Его. Он — благой Отец: Он скоро принимает возвращающегося сына и не ожидает, чтобы кто-либо отворил дверь; Он Сам выходит на встречу и приготовляет одежду и перстень: хотя родной брат обнаруживает зависть и называет его любодеем и расточителем, но ангелы и все силы небесные выражают в гармоническом пении радость о спасении его (Лук. 15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Господу закона и пророков надлежало совершить все по собственному Своему закону, и быть не нарушителем, а исполнителем закона, вместе же с тем, с окончанием закона соединить начало благодати Своей. Посему и высшая закона, Матерь подчиняется закону, и Пречистая соблюдает, определенный для нечистых, сороковой день; свободная от закона повинуется закону, и приношения делаются за Того, Кто освятил нас, – пара чистых птиц, в знак невинности приходящих. Таким образом, воздвигшись со стогнов Вифлеемских, кивот Божий (который воздавал долг закону о сороковом дне не по долгу, а по благодати) остановился на горах Сионских; и восприявшая в чистейшие недра, как на высокий престол, превосходящего человеческое естество, Царя всех, сопрестольного Богу-Отцу и неотлучного от Него Сына, представила там (Его) с чистейшею, воспринятою от Нее, плотью. Входит во храм священная Матерь, чтобы явить чуждое закону чудо, вожделенного Сына, отверзшего ложесна девства и не повредившего ключей девства, стоящего выше закона и исполняющего закон, бывшего прежде рождения и явившегося по рождении, воплотившегося от Ней превыше закона природы. Входит во храм превысшая храма, облеченная двойною славою, т. е. славою пречистого девства и неизреченного деторождения, благословением закона и святостью благодати. Посему и говорит тайнозритель: и исполнился дом славы Его, и Серафимы стояли вокруг Его, и взывали друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его ( Ис. 6:3 ). Тоже самое прекрасно воспел и блаженный пророк Аввакум, говоря: посреде двою животну познан будеши: внегда приближитися летом познаешися: внегда приити времени явитися ( Аввак. 3:2 ). Смотри, с какою ясною точностью говорит Дух! Слова: посреди двух животных ты будешь узнан – обозначают осенение Божественною славою Его, бывшее при законе в недоступном (Святом святых) над очистилищем кивота, между изображениями Херувимов, как говорит Бог к Моисею: там Я буду открываться тебе ( Исх. 25:22 ). А слова: когда приближатся лета, ты будешь познан, – обозначают преславное познание невидимого Спасителя нашего Бога, как в одном месте говорит священнотаинник Павел: когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего. Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Галат. 4:4–5 ). Нужно ли объяснять следующие затем слова: когда придет время, ты будешь показан? Ты будешь показан, говорится, в храме, как на царском седалище, родившею Тебя пречистою Матерью, в благолепии воплощения Твоего. Выражая то с большею ясностью, Пророк взывал так: Господь во храме святом Своем: да подвижится от лица Его вся земля ( Псал. 10:3; 95:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

издательство П.П. Сойкина Абиссиния Абиссиния или Эфиопия – страна, занимающая восточную часть Африки, так называемое абиссинское плоскогорье, прилегающее к Красному или Чермному морю и тянущееся параллельно Аравии. Страна эта в настоящее время составляет абиссинское государство, образовавшееся из нескольких мелких областей в середине XIX ст. Наименование Абиссиния древне- аравийского происхождения и по-арабски значит «сброд». Тем же именем называют страну и европейцы. Наименование Эфиопия – греческое (Αθιοπα) и означает страну людей с пылающими или обожженными лицами (от αθω – сжигать). В качестве национального и государственная имени Абиссинии это наименование усвоено было самими абиссинцами со времени принятия ими христианства в (в IV в.). В древности же термин «Эфиопия» не имел строго определенного географического значения. Под ним разумелись вообще все страны в юго-западной Азии и в Африке, где жили смуглые народы – эфиопляне, при чем африканской Эфиопией назывались то внутренняя Африка вообще, то страны по юго-западному берегу Африки при Атлантическом океане, то страны на юг от Египта – современные Нубия и Абиссиния. Равным образом, и Библия указывает Эфиопию, или по-еврейски землю «Куш», азиатскую – в Аравии или в сопредельности с нею ( Исх. 3, 1 ; Числ. 12, 1; 2 Парал. 21,16) – и африканскую (2 Парал. 12, 3; Псал. 67, 20 ; Исаии 20, 3 – 5; Иерем. 46, 9 и др.). Из Библии и заимствовали ново-просвещенные абиссинцы это наименование, возможно, с целью указать себя в Св. Писании. Впрочем, предполагают причину этой замены наименования и в неприятном, пренебрежительном значении слова Абиссиния. Население Абиссинии в древности составляли потомки Хама – кушиты, переселившиеся сюда из Азии, но когда и каким путем – неизвестно. В древности же постепенно стали переселяться сюда из Аравии семиты, которые, смешиваясь с туземцами, оказали громадное влияние и давление на культуру и язык первоначальных обитателей страны. Следы кушитского наречия сохранились теперь только у некоторых абиссинских народностей (у «агавов» и «фалаша»), а три главных языка страны – так назыв. эфиопский или «геез», тиграйский и амхарский – семитического корня, хотя последние два носят следы сильного хамитского влияния. «Геез» – мертвый теперь язык, язык богослужебный и отчасти литературный, и владеют им лишь духовенство и образованные лица. Государственным же языком и литературным является амкарское наречье. – Количество населения Абиссинии исчисляется до 4 ½ милл., хотя некоторые насчитывают до 15 милл. Господствующая религия – христианская, в форме монофизитства; католичество, имевшее было успех в XVII в., затем подверглось гонению и доселе стеснено в свободе пропаганды; протестантская миссия (с 1830 г.) успехом не пользуется; хамитское племя «фалаша», считающее себя потомками левитов, исповедуют иудейство; в пограничных местностях имеет успех ислам ; есть и языческие племена.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Николаевка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церква Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1774. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Роменский район, с. Николаевка Координаты: 50.802448, 33.432313 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты с. Николаевка. Рождество-Богородичная цр., дерев., в одной связи с колокольней, холод., ремонт. 1858 г.; кварт. свящ. 4 комн. 14½ куб. саж., псал. 1 комн. 3 куб. саж.; жалов. свящ. 300 р., псал. 100 р.; ружн. земли 33 дес.; прихож. привил. сост. 16, мещ. 79, каз. 1308, крест. 382; дерев. 6 от 1 до 9 вер.; ст. Ромны Либ.-Ром. ж. д. 8 вер.; почт. конт. Ромны 9 вер.; расст. от Консист. 197 вер., от благоч. 12 вер. Свящ. Антонин Феодоров Харченко, псал. Иоанн Стефанов Язловский; церк. стар. каз. Прокопий Никитин Бесараб. Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год В церковном архиве сохранилась «Летопись», составленная в 1868 г. В ней записано: «когда построена неизвестно, но в 1763 г. существовала... В 1832 г. её ремонтировали. Одновременно построили колокольню и соединили её притвором с бабинцем; колокольню покрыли железом, а стены снаружи и внутри покрасили белой масляной краской». В том же архиве нашлась «Книга записная... на расходы... 1767 года заведенная». За 1767-1770 г.г. в ней записаны незначительные расходы. Между ними в 1769 г. записано расходы на отделку колоколов: «куплено посторонок на колокола, железа пол двенадцати фунта. За оковку колоколов дано цыганам...» В феврале 1770 г. записано: «стратил в мастера левченского». Можно думать, что здесь идет речь о приглашении церковного мастера-строителя, потому что за годы 1772-1773 г.г. записано расходы на покупку мастерам разных продуктов. А в конце 1775 г. записано: «расходы 774, 775 лет хоть и были, но были оние для постройки церкви из собственных прихожанских денег и затем на особом реестре писались». К сожалению, этот реестр не сохранился. Но ясно, что церковь в Николаевке построена в 1774-1775 г.г., а не «неизвестно когда». И строил её, видимо, мастер из Левченко. Можно думать, что церковь в Артюховке 1778 г. строена этим же мастером, потому что просветы между срубами центра и Бабинца в Николаевке и Артюховке одной руки, они почти тождественны по форме.

http://sobory.ru/article/?object=58834

О покаянии, воздержании и девстве 1. Если блаженный Апостол Павел, учитель языков и Церкви, забывавший заднее и простиравшийся вперед, имевший тленное тело, но состязавшийся с бестелесными силами, кончивший поприще и сохранивший веру, прославившийся в постах, превознесшийся в бедствиях, в гладе и жажде благоугодивший, послуживший Христу от Иерусалима вокруг до Иллирика, имевший в себе глаголющим Христа, земный Ангел небесный человек, призванный Апостол и жилище Святого Духа, возносившийся до третьего неба, и слышавший оные неизреченные глаголы, обитавший в раю еще с тленным телом, безпримерный ревностью, богатый любовью, попечитель Божиих Церквей, вития благочестия, руководитель немощных, невестоводитель верующих, обличесние Иудеев, мрежа всех нас, учитель по умерщвлении, и по смерти проповедник, показавший нам образ восхождения на небеса; если сей, столь отличный муж, сей, говоривший о себе: Я ничего за собой не знаю (1Кор. 4,4), страшился и говорил: Да како иным проповедуя, сам неключим буду (9,27): то что должны делать мы, которые не сделали совершенно никакого успеха в добродетели? - И так должно непрестанно бдеть, молиться и просить у Бога не золота, не серебра, ни вообще богатства земного, но токмо царства небесного, и радоваться о Господе. Пусть иные радуются о богатстве, другие о здравии, иные о образовании и славе: дева должна радоваться о Господе, дабы могла получить и похвалу от Него, взывая к Богу: От Тебе похвала моя (Псал. 21,26). Нет ничего гнуснее и безобразнее души, рабствующей страстям: посему должно пещись о красоте душевной и говорить: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу (Псал. 29,8), дабы и Жених, узрев внутреннее благообразие твое, сказал: Вся добра еси ближняя Моя, и порока несть в тебе (Песн. 4,7). Впрочем, смотри, хотя и преуспеешь в добродетели, не превозносись добротою своею, чтобы за тщеславие твое не отвратился от тебя Бог, и чтобы не была обличена твоя гордость. Что ты можешь понести достойного того, что понес для тебя Христос? Он уничижил Себя как человек, искупил тебя честною своею кровью; дающий пищу всякой плоти, для тебя постился; сотворивший сладость меда, для тебя вкусил желчь; увенчавший небо звездами, увенчался для тебя тернием, и послушлив был даже до смерти.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

О покаянии, воздержании и девстве 1. Если блаженный Апостол Павел, учитель языков и Церкви, забывавший заднее и простиравшийся вперед, имевший тленное тело, но состязавшийся с бестелесными силами, кончивший поприще и сохранивший веру, прославившийся в постах, превознесшийся в бедствиях, в гладе и жажде благоугодивший, послуживший Христу от Иерусалима вокруг до Иллирика, имевший в себе глаголющим Христа, земный Ангел небесный человек, призванный Апостол и жилище Святого Духа, возносившийся до третьего неба, и слышавший оные неизреченные глаголы, обитавший в раю еще с тленным телом, безпримерный ревностью, богатый любовью, попечитель Божиих Церквей, вития благочестия, руководитель немощных, невестоводитель верующих, обличение Иудеев, мрежа всех нас, учитель по умерщвлении, и по смерти проповедник, показавший нам образ восхождения на небеса; если сей, столь отличный муж, сей, говоривший о себе: Я ничего за собой не знаю ( 1Кор. 4,4 ), страшился и говорил: Да како иным проповедуя, сам неключим буду ( 1Кор.9,27 ): то что должны делать мы, которые не сделали совершенно никакого успеха в добродетели? – И так должно непрестанно бдеть, молиться и просить у Бога не золота, не серебра, ни вообще богатства земного, но токмо царства небесного, и радоваться о Господе. Пусть иные радуются о богатстве, другие о здравии, иные о образовании и славе: дева должна радоваться о Господе, дабы могла получить и похвалу от Него, взывая к Богу: От Тебе похвала моя ( Псал. 21,26 ). Нет ничего гнуснее и безобразнее души, рабствующей страстям: посему должно пещись о красоте душевной и говорить: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу ( Псал. 29,8 ), дабы и Жених, узрев внутреннее благообразие твое, сказал: Вся добра еси ближняя Моя, и порока несть в тебе ( Песн. 4,7 ). 2. Впрочем, смотри, хотя и преуспеешь в добродетели, не превозносись добротою своею, чтобы за тщеславие твое не отвратился от тебя Бог , и чтобы не была обличена твоя гордость. Что ты можешь понести достойного того, что понес для тебя Христос? Он уничижил Себя как человек, искупил тебя честною своею кровью; дающий пищу всякой плоти, для тебя постился; сотворивший сладость меда, для тебя вкусил желчь; увенчавший небо звездами, увенчался для тебя тернием, и послушлив был даже до смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Postnik/...

преподобный Макарий Великий 6. СОСТОЯНИЕ ПРИЯВШИХ ДЕЙСТВЕННОСТЬ ДУХА а) Кто добросовестно, без саможаления ведет труды подвижничества, у того наконец открывается сила и действенность благодати. Обнаруживается она особою духовною теплотою в сердце, умирением помыслов, отъятием вкуса к всему тварному и умалением цены всему, что считается на земле ценным. Это и есть семя собственно духовной жизни. Отсюда начинается одуховление души, очищение ее от страстей, заживление ран, страстями причиненных. 1. Марии подражай, не имея в виду ничего иного, а взирая только на Того, Кто сказал: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» ( Лук. 12, 49 )? Ибо возгорение духа оживляет сердца. Невещественный и Божественный огнь освящает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок опаляет, как терния и солому, потому что «Бог наш огнь поядаяй есть» ( Евр. 12, 29 ). Действенности сего огня взыскуя, блаженный Давид сказал, «искуси мя, Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое» ( Псал. 25, 2 ). (25, 9). 2. Сей огнь согревал сердце Клеопы и спутника его, когда говорил с ними Спаситель по воскресении. И Ангелы и служебные духи причащаются светлости сего огня, по сказанному: «творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ» ( Евр. 1, 7 ). Сей огнь, сжигая соринку во внутреннем оке, делает чистым ум, чтобы возвратив себе естественную прозорливость, непрестанно видел он чудеса Божии, подобно тому, кто говорит, «открый очи мои и уразумею чудеса от закона Твоего» ( Псал. 118, 18 ). Поэтому, огонь сей прогоняет бесов и истребляет грех (25, 10). 3. Как железо, или свинец, или золото, или серебро, вложенные в огонь, теряют свойство жесткости, переменяясь в вещества мягкие, и пока бывают в огне, по силе огненной теплоты, расплавляются и изменяют естественную жесткость, таким же образом и душа, отрекшись от мира и возлюбив Единого Господа, с великим сердечным исканием, в труде, в подвиге, непрестанно ожидает Его с упованием и верою, и прияв в себя оный небесный огонь Божества и любви Духа, действительно уже отрешается тогда от всякой мирской любви, освобождается от всякого вреда страстей, все отметает от себя, переменяет естественное свое качество и греховную свою жесткость, все почитает излишним в едином небесном Женихе, которого приняла к себе, упокоеваясь горячею и несказанною любовью к Нему (4, 14).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010