3 . И рече Господь: за три несчастия Дамаска, и за четыри не отвращуся его, понеже растроша пилами железными имущия во утробе сущих в Галааде. С Еврейского: „так говорит Иегова: за три преступления Дамаска и за четвертое не отменю сего, за то, что они Галаад давили железными молотилами“. „Словами: за три и за четыри, гов. бл. Феодорит. пророк означает множество“, по св. Ефрему Сирину „Амос определенное число трех и четырех нечестий употребляет здесь вместо числа неопределенного.“ Так понимают и другие толковники. 33 Мы уже видели, 34 что жители Дамаска или вообще Сириане были постоянными и злыми врагами Еврейского народа, и причинили им многие бедствия. Слово: не отвращуся значит „не буду более долготерпеливым и не отвращу лица Моего от грехов ваших, но возрю и на то, на что прежде по долготерпению не обращал, по видимому, взора;... не отвращусь от того, чтобы видеть несказанные их беззакония, особливо же те, на которые отважились они, поступив жестоко и зверски с жителями Галаада, так что пилили и имеющих во чреве женщин.“ Бл. Феодорит. О таком зверстве, в свое время, говорил и св, прор. Елисей Азаилу, со слезами помазывая его на Сирийское царство. „Я знаю, гов. св. Елисей, какое наделаешь ты сынам Израилевым зло, крепости их предашь огню, и юношей их мечем умертвишь, и грудных детей их побьешь, и беременных (женщин) у них разрубишь.“ 35 4Цар. 8:12 . У св. Ефрема несколько иначе сказано о жестокости Сириан. „Господь грозит им за то, что жители Дамаска топтали Галаад, который в колене Ефремовом, железными гвоздями на своей обуви“. 4 . И послю огнь в дом Азаиль и пояст основание сына Адерова. С Еврейского „пошлю огонь на дом Газаила и пожрет чертоги Бен-Адада (или Венадада. Слово: огонь в св. писании берется для означения великого гнева Божия, великих казней, бедствий, а здесь оно означает войну (Под. Псал. 77:68 ), которая сопровождается пожарами и истреблением. Азаил сын Адеров 36 т. е. Венадад III сын Азаила ( 4Цар. 13:3–24 ) – оба были цари Дамаска или Сирийские, воевали с Иоахазом, Иоасом ( 4Цар. 13:3–22,25 ), Иеровоамом 2 ( 4Цар. 14:28 ). Разрушителем Сирийского царства св. Ефрем Сирин считает Саргона, полководца, а после царя Ассирийского. „Т. е. на потомство Азаилово пошлю царя Ассирийского Саргона, и он разрушит царство.“ В четвертой книге царств разрушитель Сирийского царства называется Феглафелассором ( 4Цар. 16:9 ). Слова пояст основания по бл. Феод., значат: „с корнем исторгну царство Дамаское, а Еврейский текст и Вульгата 37 дают разуметь об истреблении дворцов и крепостей Венададовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Кротость стяжати подвизайся. О небесных добро- детелях, о кротости и смирении, сам Господь учит нас, глаголя: научитися бо от Мене: яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. ( Мф. 11:29 ). Не от Ангелов, не от человеков, но от Мене, глаголет, научитеся, то есть от вышния премудрости. Внешняя кротость, да является в сем; кроткое да будет тебе хождение, кроткое седание, кроткие взоры, кроткое слово. Одеяние бо мужа, смех зубов и ступание ноги возвещает о нем. Душевная же кротость есть, по внутреннему человеку, удержание гнева, укрощение ярости, и егда кто от кого опечален быв, могий же отмстить не отмщевает, и приемля досады, взаимно не досаждает. Кротость есть, аще не досадити никому же ни а словеси, ни в деле, ни в повелении, но всякому человеку нравами своими усладить сердце. Глаголет Господь: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого? ( Ис. 30:2 ). Пророческое слово глаголет: наставит Господь кроткие на суд (на благоразумие) и научит кроткие путем своим» Псал. 24:9 ). Яко благоволит Господь в людях своих и вознесет кроткие во спасение. (Пс. ХХХХХ:4). Кротцы и наследят землю, и насладятся о множестве мира ( Пс. 36:11 ). А какой получает человек покой и мир от кротости, о том пишет Златоуст, глаголя: нет ничего крепче кротости, нет ничего сильнее; она душу нашу во всегдашней хранит тишине, и аки в пристанище ввести тщится, и всякого удовольствия виною нам бывает, а ничто так душу в покое и великой тишине не поставляет, как кротость и смиренномудрие. Сие всех венцов честнейше есть тому, кто стяжал оные добродетели; сие всякого достоинства и славы полезнее есть. Душа правая есть, глаголет Лествичник, сожительница смирению, а злая есть раба злобы; души кротких наполняются знанием, но гневливый разум покрывается мраком неведения. Кроткая душа приемлет словеса премудрости: многи бо высоцы и славни, но кротким открываются тайны, пишет Сирах (Сир, 3:19). Кто же ненавидит огорчевающих, тот ненавидит кротость. Бегай огорчевающих, бегает еще о Христе покоя; слова аввы Дорофея . В кротких сердцах опочивает Бог; а душа беспокойная представляет открытую дверь дьяволу . Кроткая душа есть престол простосердечия; но гневливый ум есть раб злобы. 5

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О какое блаженное наслаждение для Священника видеть сильные и чудесные действия слова Божия на страждущих и умирающих! Одна женщина со смертью своего мужа лишившаяся всего состояния, сделалась очень болезненною, от заботы впала в задумчивость, которой нс могли рассеять никакие духовные увещания. Но ее врачевание совершилось чудесным образом. «Вижу я во сне, рассказывала она, что покойный муж мой стоит около постели и спрашивает: о чем плачешь ты? Я отвечала ему, что странно было бы не плакать мне при бедствиях, какие постигли меня и детей по смерти твоей. Не нужно плакать, отвечал он, когда в доме такое сокровище. Какое же сокровище? спросила я. Вот это, отвечал он, указывая на Библию . На утро я раскрыла Библию и глаза мои упали на стих псалма: Господь хранит пришельца, сира и вдову приимет ( Псал.145:9 ). Эти слова пролили необыкновенное утешение в мое сердце». Священник имеет случай приметить, какие места и отделения писания лучше читать для больных. Преимущественно нужно указать на псалмы; в них сокращение всего писания 4 . Опыты силы и благодатного действия на больных Слова Божия, какие видим мы не редко, должны оправдывать ревность Священника против тех, которые равнодушно или с неуважением смотрят на Библию . Подлинно мудрость целого света и головы всех мудрецов мира недостаточны к тому, чтобы влить силу, доставить утешение грешному человеку в те страшные и решительные мгновения, когда ужас и страх овладевают сердцем смертного. Потому должно бы иметь покрайней мере уважение к той книге, которая в виду смерти и гроба может дать единственно надежный свет, единственно верное упование, и таким образом наполнить человека мужеством и радостью духовною в те минуты, в которые все человеческие измышления ничего не могут сделать. Много силы имеет и до конца времен будет иметь свидетельство псалмопевца: по множеству болезней моих в сердце моем, утешения твоя возвеселиша душу мою ( Пс.93:19 ). То мя утеши во смирении моем, яко слово твое живи мя. Аще бы не закон Твой поучение мое был, тогда убо погибл бых во смирении моем ( Пс.118:50–92 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Тогда на помощь человеческому разуму явилось Божественное Откровение, заключающееся в книгах св. Писания, и оно просто и ясно провозгласило великую тайну бытия, постигнуть которую тщетно усиливались мудрецы всех времен и народов. Тайна эта открыта на первой странице книги Бытия, которою и начинается Библейская история мира и человечества. " В начале сотворил Бог небо и землю», говорит в первом стихе книги Бытия бытописатель, св. пророк Моисей. В этих немногих словах выражена та необъятная по своей глубине истина, что все существующее на небе и на земле, а, следовательно, и первобытное вещество, имеет свое начало, и все сотворено Богом, который один только вечен и существовал в довременном бытии, и притом сотворено из ничего, как означает самый глагол бара, употребленный для выражения слова «сотворил» 2 . Бог есть единый Творец вселенной, и без Него ничего не могло произойти. Утверждая эту мысль, бытописатель тем самым отверг все другие способы объяснения происхождения мира, т.е., что мир не мог произойти ни от случая, ни от самозарождения, ни от борьбы доброго и злого начал (как учили языческие мудрецы, а за ними и новейшие любомудры), а единственно от свободного решения воли всемогущего Бога, благоволившего из небытия воззвать мир к временному бытию. Решение же это вытекло единственно из любви и благости Творца, с целью дать и твари возможность насладиться этими величайшими свойствами Его существа. И вот «Он», по словам боговдохновенного псалмопевца, «сказал и сделалось, Он повелел и явилось» все ( Псал. 32:9 ). Орудием его при творении служило Слово Его («сказал и сделалось»), которое есть Слово изначальное, Сын Божий, чрез которого «все начало быть, и без Него ничто не начало быть, что произошло» ( Иоан. 1:3 ). Так как во втором стихе отдельно говорится и об участии Духа Божия в деле творения, то ясно, что Бог действовал при создании мира как превечная Троица 3 . Открыв тайну происхождения мира как целого и его двух составных частей – неба и земли, бытописатель переходит к описанию порядка образования мира в его теперешнем виде, во всем разнообразии его видимых форм, и так как летопись бытия предназначалась в поучение жителям земли, то и главное внимание его обращается именно на историю образования земли, так что во втором стихе уже не упоминается о небе 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Ум внимательного человека есть как бы поставленный страж или неусыпный хранитель внутреннего Иерусалима. Стоя на высоте духовного созерцания, он смотрит оком чистоты на обходящие и приближающаяся к душе его противные силы, по словам псалмопевца: «и на враги моя воззре око мое» (Псал. 53:9). “Внимай себе, возлюбленный, говорит Исаак Сирин, и при непрестанном делании, имей пред глазами и приключающаяся тебе скорби, и место пустыни, в которой живешь, и тонкость ума своего, вместе с грубостью своего познания, и продолжительность безмолвия со многими врачевствами, т. е. искушениями, какие наводятся на тебя то истинным врачом по здравию внутреннего человека, то иногда и бесами и состоят иногда в болезнях и трудах телесных, иногда в ужасающих помышлениях души твоей, и в страшных напоминаниях о том, что будет при конце; тогда проливаются благодатная теплота и сладкие слезы, и духовная радость, и подобное. И теперь во всех обстоятельствах совершенно видишь, что язва твоя начала подживать и закрываться, т. е. страсти стали ослабевать. Положи примету и непременно входи сам в себя и смотри, какие страсти, по твоему замечание, изнемогли пред тобою, какие истребились и совершенно оставили тебя, какие начали умолкать вследствие воздержания души твоей, а не удаления только того, что возбуждало их и какие научился ты одолеть разумом своим, а не одним лишением себя причин страсти. И еще внимай, совершенно ли видишь, что в гниющей язве твоей начала нарастать живая плоть, т. е. мир душевный; и какие страсти преследуют тебя одна за другою последовательно и стремительно, и чрез какой промежуток времени; телесные ли, или душевные. Эти страсти или сложные, или смешанные; и приходят ли в памяти как слабые, или сильно восстают на душу,— и как восстают — властительски или яко тать; как смотрит на них царь-ум, этот властитель чувств; вступает ли с ними в брань, когда выступают вперед и объявят войну, и доводит ли до бессилия своею крепостью, или и видя не видит их и вовсе не занимается ими; и какие вновь образовались; при том возникают ли страсти в живых образах или в чувстве — без живых образов, и в памяти без страстного движения, без размышления о них и без рассуждения. И по этому можно узнавать меру душевного здравия (Исаак Сирин, ел. 45, лист. 76 на об.)”. Чтобы сохранить внимание, надобно уединяться в себя, по глаголу Господню: «никогоже на пути целуйте» (Лук. 10:4), т.е. без нужды не говорить, разве бежит кто за тобою, чтобы услышать полезное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4123...

Следующая же часть псалма, может быть, выше и самого Евангельского учения; ибо Евангелие повествует о пребывании Господа на земле и о возвращении его от нас; сей же высокий Пророк, изшед из себя самого как-бы неотягощаемый уже бременем тела и присоединившись к небесным силам, передает нам гласы их, как сии силы, торжественно сопровождая Владыку в его нисхождении, повелевают пребывающим на земле ангелам, которым вверена человеческая жизнь, подъять входы, говоря: «возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» (Псал. 23:7). И поелику Содержащий в себе все, куда ни нисходит, везде соразмеряет себя с способностию приемлющих, (ибо бывает не только человеком между людьми, но, конечно соответственно тому, и находясь среди ангелов, низводит Себя до их естества), то вратари спрашивают у вестника: «кто есть сей Царь славы?» (Псал. 23:8). В ответ на сие объявляют им, что он есть «крепкий и сильный» (Псал. 23:8), имеющий сразиться с пленившим человеческое естество и сокрушить «имущаго державу смерти» (Евр. 2:14), чтобы по уничтожении последнего врага возвратить к свободе и миру род человеческий. Опять повторяет теже гласы (Псал. 23:9—10); ибо таинство смерти уже совершилось, победа над врагами одержана и против них воздвигается победный знак — крест. И снова «возшел... на высоту пленивший плен» , давший людям сии благие «даяния» (Псал. 67:19) — жизнь и царство. Снова должны отвориться находящиеся горе врата; в свою очередь торжественно сопровождают его наши стражи и повелевают отверзть Ему горние врата, чтобы в них опять восприять прославление. Но там не узнают Его, облеченного нечистою одеждою (Зах. 3:4) нашей жизни, багряность одеяния Которого (происходит) от точила (Ис. 63:2) человеческих зол. Посему встречают сопровождающих таким вопросительным гласом: «Кто есть сей Царь славы?» За тем (следует) не прежний уже ответ: «крепок и силен... в брани» , но: «Господь сил» , приявший власть над всем, возглавивший в себе все, первенствующий во всем, восстановивший все в прежнее состояние творения, Сей «есть Царь славы» .  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3124...

   He будем думать, что по смерти обратимся в ничто, и что после земной жизни не будет никакого суда. Нет, по смерти будет воскресение мертвых, и мы будем судимы Богом, который воздаст каждому по делам его. Итак не будем обманывать самих себя, не будем жить на подобие безсловесных животных. Если нет воскресения, нет и смерти. Если же будет воскресение, будет и суд. Ибо кто определил человеку смерть, тот обещал сделать и суд. Если Бог справедлив в первом случае: то не может обмануть и в последнем. Что для человека удобнее сделать? Старый ли дом разрушить и из вещества его вновь построить тот же дом, или приготовить новое вещество и построить новый дом? Итак если Бог произвел из ничего землю, из которой создан человек: то не с большею ли удобностию может возсоздать в первый образ того же человека, умершаго и обратившагося в землю? Бог в делах своих не чувствует никаких затруднений. Его дело есть Его слово; слово же Его есть мысль Его. «Рече, и быша», говорит Писание о Боге (Псал. 32:9). «Он нарицает не сущая, яко сущая» (Рим. 4:17). Как сила и могущество Божие непостижимы, так и дела Его. И как премудрость Его неизмерима, так и «пути Его неизследовани» (Рим. 11:33). И так оставим неверие. Будем опасаться, чтобы не подвергнуться осуждению более за неверие, нежели за худыя дела. Худыя дела проистекают иногда от нашей слабости: напротив источник неверия всегда есть безразсудность и дерзость. Но безразсудный и дерзкий едва ли способен к какому нибудь доброму делу. И так пока имеем время, позаботимся о себе самих, и постараемся умилостивить Бога о грехах наших, чтобы Он не повелел связать нам руки и ноги и ввергнуть во тьму кромешнюю, где «плачь и скрежет зубов» (Матф. 13:42). Плачь что иное означает, если не жестокость страшных мучений? Скрежет зубов что иное показывает, если не позднее раскаяние о соделанных грехах? Ибо тогда только мы начнем негодовать на самих себя и с скрежетом зубов укорять себя, когда уже не будет времени для раскаяния, и надежды на освобождение. Итак, если Мы в краткое время сей жизни можем служить Богу и предохранить себя от геенны и вечных мучений, то для чего нерадим и презираем заповеди Божии, для чего следуем злым своим похотям, и делаемся достойными вечнаго наказания? Бог наш великий, человеколюбивый, «богатый в милости» (Ефес. 2:4), и сильный в делах своих, Сам укрепит нашу слабость, Сам «сокрушит сатану под ноги наша вскоре» (Рим. 16:20), и даст нам силу и духовный разум, чтобы мы в остающееся для нас время служили Ему истинно и верно, и обрели милость Его в страшный день суда Его. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2731...

4 Обол ( οβολος — четырехгранный стержень); название восходит к тем временам, когда средством денежнаго обращения были железные прутики ( οβολοι ), шесть штук которых, зажатых в горсть, составляли драхму. Весовая единица, серебряная, а впоследствии медная, монета в Древней Греции (1 6 драхмы). Вес серебрянаго аттическаго обола составлял около 0,73 г. 5 25 июня ­ 1 Epeiph. 6 В свете этого становится более понятной глубина некоторых выражений из службы Петру: «Новый Петр некий нам явился еси, истинно апостольскими сияя даровании священнодетель же и свидетель страстей Владыки Твоего, всебогате». (Минея. Месяц Ноемврий. М., 1895, л. 228). «Первостоятель лика ангельскаго Петр явися, Божественный верховник, столп же мучеников был еси, всемудре богоносе, и священнодействитель Божественных таинств» (Там же, л. 230 об.). «Рукою Божиею помазався во иерея, верховнаго соименне и делы сопричастниче...» (Там же, л. 232 об.). Об этом же говорит Г. Милле, описывая миниатюру, изображающую Петра (табл. IV): «Святой изображен в рост, в фас, в руках держит Евангелие, — т. е. в таком виде, как изображали епископов в синаксарях или в Церквах по стенам алтаря. Он черточка в черточку напоминает апостола Петра, отличаясь от него лишь тонзурой. Подобное же изображение мы встречаем также на фреске Спаса-Нередицы (Табл. V) (La vision de Pierre d’Alexandrie, p. 105). Вспомним также выражения из жития Петра Александрийскаго: «Петр — начало Апостолом, Петр же — конец мучеником». Великия Четии-Минеи, с. 3352. 7 το κερας (досл. — рог) — сила, крепость, преимущество, упование, надежда (Втор. 33:17; 1Цар. 2:1—10; 2Цар. 22:3, Псал. 74:11, 88:18—25, 91:11, 111:9, 131:17, 148:14, Иер. 46:48, 25; Плач. 2:17; Иез. 29:21; Лук. 1:62). 8 Несомненно, что святой Петр и в святительском звании продолжал изучать Священное Писание, почему Евсевий Памфил и говорит, что он славно предстоятельствовал над александрийскими церквами и был красою епископов «как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании» (Сочинения Евсевия Памфила, т. 1. СПб., 1858, с. 473).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2608...

Памятуя учение Христа о значении смирения для христианской жизни, зная, что добродетельная жизнь святых была проникнута смирением и им отличалась, как самым существенным своим свойством, потщимся и мы, возлюбленные, иметь смирение, без которого никогда мы не сделаемся истинными христианами. Конечно, приобретение смирения есть самый трудный из всех подвигов. Нередко даже Сам Господь, посылая нам великие испытания и скорби, не может заставить нас смириться, что мы знаем с вами, возлюбленные о Христе чада, по опыту своей жизни. Однако без смирения мы никогда не достигнем спасения. Поэтому потщимся его приобрести хотя бы сначала в самом простом и первоначальном его виде, т. е. будем сознавать свою греховность и ничтожество перед Богом. Конечно, невелика заслуга сознавать перед Богом свои грехи, когда последние так очевидны и для нас и для других. Но если мы приобретем это первоначальное смирение, то приблизимся и к высшему его виду, который состоит в том, чтобы считать себя хуже других. Это смирение весьма ценно в очах Божиих. Вот почему Господь сказал: «Смиряяй себе вознесется» (Лук. 18, 14). Только достигнув такой степени смирения, мы сможем приобрести самый высший и совершенный его вид, который заключается в том, чтобы мы все свои добрые дела приписывали не своим силам, а Богу и вместе с божественным Псалмопевцем от всего сердца говорили: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Псал. 113, 9). Тогда-то мы и будем способны в совершенстве исполнять все божественные заповеди. Будем помнить слова Ап. Павла: вся могу об укрепляющем мя Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Эти слова говорят нам о том, что при помощи Божией мы можем совершить и самый трудный подвиг, т. е. приобрести истинное, совершенное смирение. Поэтому будем просить Господа, чтобы Он, молитвами святых и ныне празднуемаго Церковыо святителя Николая, помог нам достигнуть сей великой, основной добродетели. Когда мы приобретем смирение, то на собственном опыте узнаем, почему Господь на первом месте в Своихь заповедях о блаженствах поставил заповедь о нищете духовной. Тогда мы станем истинными последователями Христа, носителями всех христианских добродетелей, и в нашей жизни исполнятся слова Христовы: «Тако да просветится, свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Матф. 5, 16). Аминь.

http://pravoslavie.ru/50472.html

Итак, они восхваляют Его подобающим им образом: восхвалим же Его и мы с глубочайшим смирением по дарованной нам благости. Они – служебные силы Его ( Евр. 1:14 ; Псал. 102:21 ); и мы – творение рук Его и люди пажити Его ( Псал. 18:2; 94:7 ). Он преисполнил трапезу их на небе, благоволил и к нам на землю снизойти и невместимый заключил Себя в ясли наши. Он – исполнение трапезы их потому, что в начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово; а исполнение наших яслей потому, что Слово плоть бысть, и вселися в ны (Иоанн. 1:1, 14), ибо, чтобы человек мог вкушать хлеб Ангельский, для сего Творец Ангелов соделался человеком. Они восхваляют Его самою жизнью, а мы – верою; они – полнотою блаженства, а мы – упованием; они – достижением цели, а мы – стремлением только; они – как вошедшие уже в царство славы и торжествующие, а мы – как толкущие в дверь оного и еще воинствующие. И кто из людей познает все сокровища премудрости и разума, сокровенные во Христе ( Кол. 2:3 ) и заключенные в нищете плоти Его? – нас бо ради обнища, богат сый, да мы нищетою Его обогатимся ( 2Кор. 8:9 ). Ибо когда Он благоволил приобшитися плоти и крови, подлежавшей смерти, и за всех вкусити смерть, да смертью Своею упразднит самую державу смерти ( Евр. 2:9, 14 ); то явил Себя в нищете; но Он же обещал не только возвратить утраченные, а даровать неизглаголанные блага и в грядущем веке ( 1Кор. 2:9 ; 2Кор. 12:2–4 ). Коль многое множество благости Его, юже скрыл есть боящимся Его, соделал же уповающим на Него ( Псал. 30:20 )! Отчасти бо разумеем..., доколе не приидет совершенное ( 1Кор. 13:9, 10 ). А чтобы сделать для нас доступными эти блага и нас самих способными к восприятию оных, Он, будучи равен Отцу в образе Бога, принимает зрак раба в подобие нам и преобразовывает нас в подобие Богу, и таким образом Единородный Сын Божий, соделавшись Сыном Человеческим, творит сынов человеческих сынами Божиими и из рабов свободными, т. е. способными и доступными к созерцанию образа Божия. Чада бо Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть ( 1Ин. 3:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010