Слово в неделю Ваий Ныне, други, ближайшее нам спасение. Настоящее время делает нас ревностнейшими, готовейшими и усерднейшими ко встрече Небесного Царя. Это изрек и Павел, благовествуя: «Господь близь: ни о чемже пецытеся» (Флп. 4:5—6). Господь обретается близко — в скором подаянии даров. «Нощь прейде, а день приближися: отложим убо дела темная, и облечемся во оружие света. Яко во дни, благообразно да ходим» (Рим. 13:12—13). Возжем светильники веры; запасемся елеем нищелюбия, подобно пяти мудрым девам; встретим Христа бодрственно; возвысим пальму правды; облобызаем сосуд мира Мариина; внемлем гласу ликования; вознесем Богоприличные хвалы; с народом воскликнем песнь, воспетую народом: «Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев» (Иоан. 12:13; Мф.21:9)! Грядущий — благ: ибо Он всегда грядет к нам, и никогда не оставляет нас. «Близ Господь всем... призывающим Его во истине» (Псал. 144:18). «Благословен грядый... Царь Израилев!» Все, совершаемое в нынешний день, служит знаком, указанием, возвещением Царского шествия. В мирских городах, когда ожидают прибытия земного Царя, уравнивают дороги, увешивают венками входы, обновляют здания, украшают повсюду для Царя дворцы, составляют повсеместно хвалебные хоры, — все сие предзнаменует прибытие земного Царя в какой-либо город. Подобное тому совершаем ныне и мы, или даже нечто блистательнейшее и славнейшее. Ибо сколько владычество вечного Царя превосходнее временного; во столько раз и служение Ему превышает почести, оказываемые Царю смертному. Кроткий и тихий Царь стоит при дверях. Носимый на небеси херувимами, возседит здесь долу на жребяти ослем. Приготовим душевные наши домы; снимем паутину всякого братоненавидения; обметем пыль злословия; прольем обильную воду любви для омовения нечистоты; уравняем всякую негладкость вражды; преддверия уст наших украсим цветами благочестия; воспоем с народом песнь народа: «Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!» И кто не воззовет? Кто не восхвалит сии лики предходящих и вследствующих людей — врагов иудеям, друзей христианам? Они величали Господа Царем, не видя телесными очами ничего, свойственного Царскому достоинству. Не видали они ни колесниц позлащенных, ни лошаков красивых, ни другой какой пышности, какою обыкновенно окружают себя земные Цари в шествиях своих: не видали ни оружий, ни щитов, ни копий, ни порфир, ни грозных и могучих телохранителей, ни богатоубранных слонов, ни старейшин предшествующих, — ничего такого они не видали; а видели все противуположное: осля слабое, невинное, младое, нагое, чуждое, к ярму готовимое; и сопровождающими видели только одиннадцать учеников (Иуда занят уже был делом предательства). Взирая на такую бедность, народ, как бы на небо восхищенный, и горнее помышляющий, с ангелами ликующий и устам серафимским подражающий, возносил глас, подобный гласам воев (воинств) небесных, взывая: «Благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев!»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2686...

Шиловка. Церковь Рождества Христова. церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Год постройки:не позже 1877. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Полтавская область, Зеньковский район, село Шиловка. Координаты: 50.134858, 34.392202 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты с. Шиловка. Христо-Рождественская цер., дерев., с такой же отдельной колокольней, холод., постр. 1877 г.; однокл. церк.-прих. школа; кварт. свящ. 6 комн. 17½ куб. саж., псал. 3 комн. 11¾ куб. саж.; жалов. свящ. 160 р., псал. 36 р.; ружн. земли 28 дес. 970 кв. саж.; прихож. привил. сост. 14, мещ. 66, каз. 1294, крест. 575; хут. 9 от 1 до 4 вер.; ст. Гадяч Южн. ж. дор. 43 вер.; почт. конт. Зеньков 8 вер.; расст. от Консист. 68 вер., от благоч. 8 вер. Свящ. Григорий Иоаннов Роговенко, псал. Иоанн Василиев Лубяный; церк. стар. каз. Никита Иоаннов Сивоконь. Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год Церковь построена из дубовых пластин в 1772 г. в Зенькове, а в 1877 г. перенесена в Шиловку. План её (шестигранник – восьмигранник – шестигранник) и срубы стен при переносе не претерпели изменений. Верхи же не избежали переделок. Нами зафотографирован и замерен схематически план её в 1928 г. В алтаре в интерьере шестигранный сруб стен над окнами переходит в восьмигранник высотой в 6 брусьев. Вверху восьмигранник стянут сплошным кольцом ригелей. Восьмигранная часть сруба стен переходит в залом (4 венца); над залом возвышается восьмерик, состоящий всего из 2 венцов; восьмерик переходит в высокий, энергично преломленный второй залом. Грани второго залома на середине высоты будто прогибаются внутрь, выше же резко выпрямляются, и завершается он световым фонарем, прорезанным 4 окнами. Структуру коротких и низких срубов первого залома и восьмерика верха алтаря отражает внешняя форма верха (крыша с перехватом).

http://sobory.ru/article/?object=58843

Николаевка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церква /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1774. Год утраты:Не установлен. Адрес: Украина, Сумская область, Роменский район, с. Николаевка Координаты: 50.802448, 33.432313 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью с. Николаевка. Рождество-Богородичная цр., дерев., в одной связи с колокольней, холод., ремонт. 1858 г.; кварт. свящ. 4 комн. 14½ куб. саж., псал. 1 комн. 3 куб. саж.; жалов. свящ. 300 р., псал. 100 р.; ружн. земли 33 дес.; прихож. привил. сост. 16, мещ. 79, каз. 1308, крест. 382; дерев. 6 от 1 до 9 вер.; ст. Ромны Либ.-Ром. ж. д. 8 вер.; почт. конт. Ромны 9 вер.; расст. от Консист. 197 вер., от благоч. 12 вер. Свящ. Антонин Феодоров Харченко, псал. Иоанн Стефанов Язловский; церк. стар. каз. Прокопий Никитин Бесараб. Источник: Справочная клировая книга по Полтавской епархии на 1912 год В церковном архиве сохранилась «Летопись», составленная в 1868 г. В ней записано: «когда построена неизвестно, но в 1763 г. существовала... В 1832 г. её ремонтировали. Одновременно построили колокольню и соединили её притвором с бабинцем; колокольню покрыли железом, а стены снаружи и внутри покрасили белой масляной краской». В том же архиве нашлась «Книга записная... на расходы... 1767 года заведенная». За 1767-1770 г.г. в ней записаны незначительные расходы. Между ними в 1769 г. записано расходы на отделку колоколов: «куплено посторонок на колокола, железа пол двенадцати фунта. За оковку колоколов дано цыганам...» В феврале 1770 г. записано: «стратил в мастера левченского». Можно думать, что здесь идет речь о приглашении церковного мастера-строителя, потому что за годы 1772-1773 г.г. записано расходы на покупку мастерам разных продуктов. А в конце 1775 г. записано: «расходы 774, 775 лет хоть и были, но были оние для постройки церкви из собственных прихожанских денег и затем на особом реестре писались». К сожалению, этот реестр не сохранился. Но ясно, что церковь в Николаевке построена в 1774-1775 г.г., а не «неизвестно когда». И строил её, видимо, мастер из Левченко. Можно думать, что церковь в Артюховке 1778 г. строена этим же мастером, потому что просветы между срубами центра и Бабинца в Николаевке и Артюховке одной руки, они почти тождественны по форме.

http://sobory.ru/article/?object=58834

Новоселицкое. Церковь Александра Невского. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Александра Невского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:не позже 1881. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ставропольский край, Новоселицкий район, с. Новоселицкое, на месте церкви установлен памятный крест Координаты: 44.75121, 43.435302 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты С. Новоселицы, Александровского у., 1 земского уч. Основано в 1786 г. переселенцами преимущественно из Воронежской губ. на казенной земле. В 1840 и 1850 г.г. на село были нападения горцев, сопровождавшиеся грабежом имущества и уводом в плен части жителей. Расположено по берегам р. Томузлова в ровной местности. Древесной растительностью село не богато. Огородов также очень мало. Питьевой водой жители пользуются из артезианских колодцев (4). Общественной земли 36203 дес., в том числе неудобной 1184 дес. и леса (скорее кустарника) свыше 100 дес. Почва частью черноземная, частью глинистая. Благодаря занавоженной речке в селе часты заболевания лихорадкой. В селе имеется фельдшер и врач (участковый). В селе находится камера земского начальника 1 участка. Расстояние: до г. Ставрополя 120 в., до жел. дор. (ст. Незлобная) 82½ в., до с.с.: Чернолесского 21 в., Китаевского 9 в., Журавского 13 в., Саблинского 35 в., Благодарного 35 в. Почтово-тел. отделение - на месте. Всего населения (ц. д.): 8629. Всего населения (ст. ком.): 10258. В селе 2 церкви и 2 прихода. 1. Александро-Невская церковь. Построена в 1881 году; каменная, стоимостью 78200 р. Состав причта: 1 свящ., 1 диакон и 1 псал. Казенного жалованья положено: свящ. 126 р., псал. 45 р. Причтовой земли 99 дес. (в 20 верст.). Священник живет в церковном доме, диакон в здании церковно­приходской школы, псаломщик в церк. доме. Церковно-приходская школа 1. Помещается.в собственном здании, построенном на церковные средства. Министерских училищ одноклассных 2, жалованье законоуч. — 160 р. В приходе жителей (ц. д.): 4969, в том числе раскольников 9. Рождений 361, браков 68, смертей 179.

http://sobory.ru/article/?object=52527

Двадцать первый день. Поучение 4-е. День восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича. (Величие престолов царских гораздо нужнее для блага народов, нежели для тех, кои восходят на них). I. Размыслим, братие, для чего восходят благочестивейшие Государи на престол? II. а) Первее всего для того, дабы с высоты престола быть видимее для всех требующих помощи. Кто не знает, что в обществах человеческих, как бы ни были они устроены, всегда есть много людей, требующих самодержавной защиты, то от насилия, злобы и лукавства, то от превратностей жизни. И лучшим преимуществом престолов царских всегда было и будет то, что они служат естественным прибежищем для всех скорбящих и обремененных. Но что за всеобщее прибежище, если оно по высоте своей невидимо всеми и каждым, и если его надобно с трудом отыскивать среди равных, или подобных ему по высоте зданий? Что за всенародная сень, если она не возносится над всеми высотами земли, и не простирается во все концы царства? Таким образом, самое благо бедствующего человечества требует, чтобы престол царский был как можно возвышеннее, дабы никто из поверженных насилием не мог укрыться от благотворного призрения сидящего на престоле. В этом отношении о царе земном должно сказать то же, что псалмопевец говорит о Царе небесном: «высок над всеми языки Господь»; сего ради – «на смиренные призирает, воздвигает от земли нища, вселяет неплодов в дом», и творит «матерь о чадех веселящуюся» ( Псал. 112, 4–9 ). После сего умальте в мыслях высоту престола, и вместе с нею вы необходимо умалите покров бедствующего человечества. б) Благочестивейшие Государи на престол восходят, далее, для того, чтобы с высоты престола удобнее видеть ход всемирных событий, и провидеть опасности отечества. Но для такового всемирного наблюдения потребна высота необыкновенная, которая владычествовала бы над всеми прочими высотами, и не была затемняема ничем равным и близким к ней, т. е., высота престола. В сем отношении опять должно сказать о царе земном то же, что псалмопевец говорит о Царе небесном: «высок над всеми языки Господь»; сего ради «высокая издалеча весть» ( Псал. 137, 6 ). Умальте в мыслях высоту престола, и вместе с сим тотчас умалится это благотворное «ведение», сократится державный надзор над иноплеменными народами, глава отечества приблизится не только ко взорам, но и к стрелам вражиим, – произойдет то, чего наиболее желают враги отечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шалегово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Ранее в селе Шалегово имелась церковь, разрешение на постройку которой было получено от патриарха Иова шалеговскими ходоками в 1602 году. Эта деревянная церковь была разобрана после 1764 года. В 1764 году была построена новая деревянная церковь — разобрана к 8 декабря 1817 года. 23 сентября 1809 года дано разрешение на строительство каменной церкви. В 1811 году утвержден план и фасад церкви. В 1814 году позволено церковь строить по плану Котельничской Предтеченской церкви. Строительство каменной церкви окончено 18 января 1817 года. В 1869 - 1870 годах теплая церковь перестроена и расширена. В 40-е годы двадцатого века разрушена. 214. Покровская в селе Шалегове. Построена в 1811 г., каменная. Престолов два: в честь Покрова Божией Матери и Святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. При церкви состоят священник, диакон и два дьячка. Священник и диакон имеют казенные квартиры, а дьячки проживают в собственных домах. Земли церковной в их владении 30 дес. пахатной и 3 дес. сенокосной; в дополнение к ней в 1844 г. отмежевано 16½ дес. пахатной и сенокосной земли, но последняя во владение причта не поступила. В приходе 60 селений, на пространстве 10 в. от церкви; прихожан 1794 м. п. и 2088 ж. Село Шалегово от г. Вятки в 55 в. Ближайшия села: Пустоши в 7 в., Талицкое в 11 в. и Истобенское в 13 в. 11) Село Шалегово – Покровская церковь, каменная, построена в 1811 г.; расстоянием от г. Вятки в 55 вер., от уездного города и от благочин. в 27 вер.; часовня Флоровская деревянная; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 1 псал.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 2 д. 1200 с., пах. 29 д., сен. 1 д. 1200 с.; братский денежный доход: св. 471 р. 21 к., диак. 314 р. 14 к., псал. 157 р. 7 к.; прихожан: правосл. рус. 2426 м. п., 2575 ж. п.; приход состоит из 57 селений, расст. ½ – 9 вер. Село расположено на низменной местности и только церковь и дома диакона и псаломщика стоят на невысоких холмах; по средине села проходит из имеющагося небольщого пруда вязучий проток, а с севернои стороны прилегает к самому селу болото; реки нет. Вблизи хотя и есть перелески, но местность в общем безлесная. В селе женская одноклассная ц.-п. школа, земское мужское училище и в приходе: в починке Матфея Ишутинова земское начальное училище в 4 вер. от села и таковое же училище в починке Козмы Черемухина (Савичи) в 5 вер. Главным занятием прихожан, вследствие малоземелья и худого качества почвы, является отхожий промысел – бурлачество по рекам Сибири. Врачебный пункт в гор. Орлове, а фельдшерский – в селе Пищалье в 17 в.; волостное правление при селе; парох. прист. Истобенская в 12 вер.; ж.-д. ст. Оричи в 13 вер. и Быстряги в 10 вер. Село стоит на проселочной дороге в Истобенск, в село Пищалье, в село Пустоши и в село Спасоталицкое.

http://sobory.ru/article/?object=33910

Речь при наречении во епископа Люблинского Ваше Святейшество, Богомудрые Архипастыри и Милостивые Отцы! Ныне услышал я, «что рече о мне Господь Бог» (Псал. 84:9), призывающий меня чрез Ваше Святейшество к епископскому служению, и ныне изрек на сие: «благодарю, приемлю и ничтоже вопреки глаголю». А между тем в Священном Писании, которое всех нас умудряет во спасение и полезно для нашего научения и наставления (2 Тим. 3:15—16), есть примеры того, как иные избранники Божии, сознавая трудность служения и свою немощь, уклонялись от бремени, на них возлагаемого. Вот Моисей, которому Господь повелевает вывести народ Божий из работы Египетской; он говорит: «кто я, чтобы идти к Фараону? ...что сказать мне сынам Израиля? не поверят мне и не послушают голоса моего! и человек я не речистый! Господи, пошли другого!» (Исх. 3:11, 13, 4:1, 10, 13). А вот Иеремия; Господь от чрева матери избрал его, освятил и после поставляет пророком, а он отвечает: «о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер. 1:6). И из истории Церкви Христовой известно, что многие избранники Божии были при своем избрании «в... страсе и трепете мнозе» (1 Кор.2:3), и что великие и сильные духом Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и другие ужасались высоты, трудности и ответственности святительского служения и уклонялись от избрания на оное. А я, немощный, «ничтоже вопреки глаголю» на сие! Да не подумает кто-либо при этом, что мне совсем неведома трудность епископского служения. Конечно, неведома она мне на опыте, на деле, но научен и знаю, что епископство воистину есть бремя. Когда-то, в дни ранней юности, епископское служение представлялось мне, — да и мне ли одному! — состоящим из почета, поклонения, силы, власти. «Егда бех младенец, ...яко младенец мудрствовах и яко младенец смышлях; егда же бых муж, отвергох младенческая» (1 Кор. 13:11). Ныне разумею, что епископство есть прежде и более всего не сила, почесть и власть, а «дело, труд, подвиг». И в самом деле, легко ли быть «всем... вся» (1 Кор. 9:22)? Легко ли изнемогать за всех, кто изнемогает, и воспламеняться за всех, кто соблазняется (2 Кор. 11:29)? Легко ли быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12)? Легко ли суметь, когда следует, одного «обличить» , другому «запретить» , третьего «умолить со всяким долготерпением» (2 Тим. 4:2)? Легко ли нести ответственность и за себя, и за паству и пастырей? Легко ли все сие? Святый апостол Павел свидетельствовал о себе: «по вся дни умираю» (1 Кор. 15:31). И истинная жизнь епископа есть постоянное умирание от забот, трудов и печалей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4013...

Апшеронск. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский храм Карта и ближайшие объекты Апшеронская станица (Майкопский отдел) основана в 1863 г. при общем заселении Закубанского края. Населена была жителями старолинейских станиц, которые перешли сюда по жребию, а некоторые охотой. В. восьмидесятых годах в станицу много приписалось крестьян.из губерний: Харьковской, Полтавской, Чер­ниговской и Донской области. Станица расположена при слиянии речек Пшехи и Тухо в гористой местности, сплошь почти покрытой лесом и кустарником. Окрестности станицы изобилуют грибами и всевозможных пород ягодами. Главное занятие жителей — вывоз лесных материалов. Зе­мельный душевой надел — 22 десятины, из коих распашной земли — 1 дес. и под сенокос — 2 дес. Почва глинистая. Сеется кукуруза.и подсолнеч­ник; имеются также табачные плантации. С открытия нефти в Майкопском районе жизнь в станице изменилась до неузнаваемости. Сейчас здесь со­средоточены конторы главнейших нефтяных компаний, склады материалов для бурения, функционирует нефтеперегонный завод Андрейса. Станицу наводнили рабочие, предприниматели, главн. обр. иностранцы, появились роскошные магазины, гостиницы, автомобили, электрическое освещение, телефон). Цены на квартиры, рабочия руки, жизненные продукты —-выше городских (наем хаты в 3 — 4 ком. — 600 р., прислуга 20 — 25 р. в мес). Промышленная нефть в юрте стан, пока не найдена. Это обстоятель­ство и то, что Арм.-Т. железной дороги пройдет в стороне от станции, может в буду­щем изменить здесь все к худшему. Климат влажный, здоровый. На месте войсковая больница. Расстояние: до г. Екатеринодара 120 в., до г. Майкопа 41 в., до ст. Кубанской 15 в., Ширванской 10 в., Прусской 17 в., Кабардин­ской 23 в., Нефтяной 13 в., Хадыжинской 21 в. (будущ. станц. Арм.-Т, железной дороги), Белореченской (станц. Арм.-Т. желеной дороги) — 37 в. Корреспонденция через местное почтово-телеграфное отделение. Покровская церковь построена в 1867 г. при пособии от войска в 10050 р.; дубовая. Стоимость здания — 18000 р., иконостаса — 800 р. Церковной земли 127 дес. Состав причта: 1 свящ. и 1 псал. Войсковое жа­лованье: священнику 200 р. 70 коп., псаломщику 51 р. 42 коп. Причтовой земли 103 дес; качеством плохая, арендовалась в последние.годы за 550 р. Министерское училище 2-классное. 1. Церковно-приходская школа 1, женская. Поме­щается в собственном «весьма удобном», здании, стоимостью 2100 р. Население 2045 душ (раскольников 9). Население 3237 д., 426 дворов. Рождений 195, браков 33, смертей 98.

http://sobory.ru/article/?object=13708

Содержание     Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12     Предисловие   Если бы всякому удобно было объяснять провещания божественных Пророков, и, простираясь далее буквального смысла, погружаться в глубину и уловлять сокровенный там бисер разумения; то, может быть, и справедливо было бы признать излишним писать толкование на пророчества, потому что всякому не трудно при самом чтении постигать пророческую мысль. Но поелику, хотя у всех нас одна природа, однако же не всем дано равное ведение; ибо сказано: «комуждо дается явление Духа на пользу: овому бо Духом дается слово премудрости , иному же слово разума» , о «томже Дусе: другому же вера, темже Духом» (1 Кор. 12:7-9) , а равно и все прочее сообщается раздольно; то думаю, что не худо поступлю, если незнающим божественных пророческих писаний письменно сообщу их учение, из детства будучи вскормлен ими, и собрав хотя малое некое сведение у многих благочестивых писателей.    Ибо и закон Божий повелевает, чему научились у отцов, обучать тому потомков. Сказано: научи этому «сыны твоя и сыны сынов твоих» (Втор. 4:9). Поэтому и великий учитель Давид говорит: «внемлите людие мои закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих: отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперви» (Псал. 77:1, 2). Потом показывая, откуда дознал это, продолжает: «елика слышахом и познахом я, и отцы наша поведаша нам: не утаишася от чад их в, род инь» (3, 4.). И объясняя причину сего знания, говорит еще: «закон положи во Израили: елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим: яко да познает род ин, сынове родящиися, и возстанут и поведят я сыновом своим» (5, 6.). И показывая пользу сего обучения, присовокупляет: «да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божиих, и заповеда Его взыщут» (7.). Поэтому, прияв учение сие от отцов, обязаны мы воздать справедливый долг младшим себя и тем, которые будут после нас; и притом справедливость требует воздать долг сей благопризнательно. И не закон только Божий побуждает нас к этому; многие, люди значительные, ко мне близкие, усердными и настоятельными просьбами понуждали меня отважиться на сей подвиг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поршур. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Приход с.Поршур (Поршур-Какси) открыт по определению Вятской Духовной Консистории от 20 марта 1862 г. В состав Прихода вошли селения, ранее входившие в Приходы сел Биляр, Можга и Бемышевского завода: с.Поршур-Какси, починок по речке Слече, поч. по р.Вале, поч. Красноперовский, поч. по р.Ошмесь, поч. Альнецкий. В 1862 г. на средства прихожан перевезена из с.Можга и построена деревянная церковь с одним престолом, освящена 17 марта 1863 г. во имя св. Николая Чудотворца. Эта церковь в 1891 г. перевезена в с. Асаново. Новая деревянная церковь, в русском стиле, построена на средства прихожан в 1884 – 1889 гг. Престол освящен 2 июля 1889 г. во имя св. Николая Чудотворца. При церкви 9 марта 1906 г. открыто церковно-приходское попечительство. С 1936 г. церковь недействующая, но юридически не закрыта. В 1947 г. Богослужения в храме вновь возобновлены. С 1964 г. до 21.04.2011 в храме служил митрофорный протоиерей Виктор Максютин Источник:  Село Поршур-Какси – Николаевская церковь, деревянная, построена в 1884-1889 г.; расстоянием от г. Вятки в 360 вер., от уездного города в 75 вер.; причта по штату положено: 2 св., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 3 д., пахот. 27 д., сенок. 4 д. 400 с., неудобн. 3 д. 1500 с.; братский денежный доход: содержание от казны 931 р. на весь причт, круж. раздел: св. 300 р., диак. 200 р., пс. 100 р.; руги собирается на весь причт до 100 п. ржи, 50 п. овса и с удельных 15 руб.; прихожан: правосл. рус. 1683 м. п., 1695 ж. п., крещ. вотяк. 586 м. п., 643 ж. п., старообр. 48 м. п., 46 ж. п.; приход состоит из 11 селений, расст. 2 – 7 вер. Село расположено на низменной местности, при реке Ныше; местность лесистая. В селе земская одноклассная школа; кроме неё, в деревнях школы: в дер. Красноперовке школа грамоты, в дер. по речке Ошмесь земская, в дер. Новом Киняусе земская, в дер. Новой Ощмеси земская, в дер. Альнецкой земская. Занятие прихожан земледелие. Побочные промыслы очень рязвиты и очень разнообразны. Земская больница в с. Можге в 17 вер., парох. прист. на реке Каме Тихогорская, а на реке Вятке Вятско-Полянская и Лубянская; ст. ж.-д. Чепца в 250 вер., волост. правл. при селе. Село стоит на проселочной дороге.

http://sobory.ru/article/?object=20076

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010