Слово в неделю Мясопустную Святая церковь посвящает настоящую неделю воспоминанию последнего суда Божия. Заботливая о нашем спасении, она желает пробудить в нас раскаяние в грехах наших и подкрепить слабое усердие наше к подвигам спасительным. Последуем ее голосу. Выслушаем слова Божии о суде великом, о суде страшном. Подвигнем сердце наше к сокрушению. О, как велик сей день — день греха и отмщения Божия! Пусть не обольщают себя мечтами, пусть не питают в душе греха своевольными помышлениями о несбыточности грозного будущего. На пагубу себе говорит своеволие: «где есть обетование пришествия Его?» Неверно слово человеческое, но верно слово Божие: придет день страшного явления Христова, день откровения суда Божия, день великий, день последний, после которого не будет дней (Рим. 2:5; Мф. 13:40, 49). Пусть не спешат грешить, а поспешат каяться. Жизнь — поле, где растет пшеница, растут и плевелы. Не вырывают плевелов по осторожному снисхождению. Придет время жатвы, тогда не пощадят плевелов (Мф. 13:39—40). Не медлит Господь исполнением обещания: Он только терпит и ждет, не придут ли люди в себя, не одумаются ли, не решатся ли оплакать грехов своих горькими слезами раскаяния? Будет суд. Бог сказал о том. Небо и земля пройдут мимо. Не прейдет слово Божие. Пророки Божии возвещали о суде всеобщем (Ис. 34:1—6, 66:16—21; Иоил. 3:7—17; Дан. 7:9—10; Мал. 3:14—18). Псалмы поют о суде вселенной: «Той судити имать вселенней в правду» (Псал. 9:9, 93:23). Апостолы проповедывали: «всем... явитися нам подобает пред судищем Христовым» (2 Кор. 5:10). Сам Сын Божий, столько полный любви и милости к нам, повторял много раз: «приити... имать Сын Человеческий во славе Отца своего со ангелы своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его» (Мф. 16:27). Страшен будет сей день для всех, страшен особенно для отвергших Христа или неисполнивших верности своей Ему. Кто будет судиею на том суде? Господь наш Иисус Христос — Он, Который пролил за нас кровь Свою, вытерпел столько мук за грехи наши, чтобы мы более не жили для греха, — Он, которому обязались служить мы от купели до гроба. О, как страшно будет предстать пред Него нам, столько неблагодарным к Нему! Каково бы то ни было явление Его, оно уже само по себе будет грозно обличать безчувствие христиан. «Тогда явится знамение Сына Человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная» (Матф. 24:30). «Воззрят нань, Егоже прободоша» (Иоан. 19:37; Зах. 12:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2977...

Канон на великую Субботу Песнь 1-я. Ирмос. Волною морскою покрывшаго в древности преследовавшаго мучителя чада спасенных сокрыли под землею: но мы, как отроковицы, воспоем Господу: ибо он торжественно прославился. Господи Боже мой, отходное пение и надгробную песнь воспою тебе, погребением своим отверзшему мне вход к жизни, и смертию смерть и ад умертвившему (Ос. 13:14). Небесныя и преисподния (существа), видя тебя, Спаситель мой, горе на престоле и долу во гробе, изумлялись смерти твоей: ибо непостижимо оказался ты мертвым, Живоначальный (Мк. 15:44). Дабы исполнить все славою твоею, ты нисшел в преисподния (места) земли: ибо не сокрылось от тебя Адамово существо мое, и быв погребен, ты обновляешь меня растленнаго, Человеколюбче (Псал. 138:51; Рим. 5:12). Песнь 3-я. Ирмос. Тебя, повесившаго на водах всю землю недержимо, тварь увидев висящим на лобном (месте), в великом ужасе трепетала, восклицая: нет святаго кроме тебя, Господи (Псал. 23:2, 135:6). Знамения погребения твоего ты показал во множестве (древних) видений; а ныне, Владыка, богочеловечески явил ты тайны свои и находящимся во аде, восклицающим: нет святаго кроме тебя, Господи (Ос. 12:10; Псал 50:8). Ты распростер длани и соединил прежде разделенное; а облечением (твоим) в плащанице и во гробе, Спаситель, ты разрешил связанных, восклицающих: нет святаго кроме тебя, Господи (Ефес. 2:13—18; Псал. 145:7). Во гробе и за печатями ты, Невместимый, содержим был добровольно; ибо силу свою в божественных действиях показал ты воспевающим: нет святаго кроме тебя, Господи Человеколюбче (Мф. 27:66). Песнь 4-я. Ирмос. Провидя твое божественное истощение на кресте, Аввакум в взумлении взывал: ты ниспроверг, Благий, могущество сильных, пребывая с находящимися во аде, как Всесильный (Авв. 3:14; Мф. 12:29). Ты освятиль ныне (день) седьмый, который благословил в начале успокоением от дел; ибо ты все возстановляешь и обновляешь, упокоеваясь и привлекая к себе, Спаситель мой (Быт 2:2; Иоан. 12:32). Так как ты препобедил (смерть) силою высшаго (естества), то душа твоя, отделившись от тела, расторгла обои узы — смерти и ада — могуществом твоим, Слово (Псал. 15:10; Деян. 2:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3571...

1 Так именуют себя в выходных листах первые печатные Уставы, оканчивая изданными при патр. Иосифе, и нынешний старообрядческий (единоверческого издания) устав. 2 Peregrinatio ad loca sancta 34 Правосл. Сборник, 20 вып., стр. 54 3 Лк. 24:53. 4 Пс. 150. 149:1, 3. 5 Пс. 21:23. 26; 49, 14. 23. Ср. Евр. 13:15 6 Числ. 10:10. 7 Священные трубы заменяли также у евреев наши колокола: ими созывался народ к скинии, а впоследствии д.б. и в храм; для этой цели было при скинии две серебряных трубы; когда трубили в обе вместе, это было призывом для всего народа; звук одной трубы – для одних начальников; для снятия стана трубили тревогу (Числ. 10:1—7). Место об этом их книги Числ читается в нашей и р.-католической церкви при благословении колоколов. При храме число труб доходило до 100 (1 Пар. 15:24; 2 Пар. 5:12. Ср. Иосиф Флавий . Antiqu. III, 12, 6). Трубы имели только священное употребление. Они напоминали рожки, которыми ныне муэззины сзывают на молитву магометан. Олесницкий (А.) . Древнееврейская музыка и пение. Труды Киев. Духов. Акад. 1871, 11, 117. 8 1 Пар. 16:40. 41. 9 Суд. 9:13. Талмуд, Erachin, Hemarah 11 10 М. б. Места псалмов, где должно было происходить такое повышение тона и аккомпанемент труб, обозначены загадочным термином selah . Этот термин имеют 39 псалмов (напр. 7, 21, 22) и песнь Аввакума; 16 псалмов имеют его 1 раз, 15 – 2 раза, 7 пс. И песнь Авв. — 3 раза, один псал. (88) – 4 раза. LXX переводят этот термин διαψαλμα , славянская Библия опускает. Термин, как и перевод его у LXX, объяснялся различно (древнейшее объяснение: «во век»), но большинство склоняется к мнению, что он означает начало строф или изменение голоса и тона музыки, и скорее всего поднятие последнего вверх. Sommer J . Biblishe Abhandlungen, 1 B, Bonn 1844, I. Erklärung des Sela. S. 1—84. Думают также, что selah означает место песни, где должен был останавливаться один хор, и другой повторять пропетое первым, и что слово составляет первые буквы слов: sok lemahla haschar – возвратись певец к началу. Олесницкий . Др.-евр. Муз. И пение. Т.К.Д.А. 1871. 12, 371.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Беседа 7 1Тим.2:2–4 .  Дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Три вида войны. – Увещание к милостыне. – Ничтожество денег. 1. Если (апостол) желает, чтобы прекратились общественные брани и распри и смятения, и с этою целью заповедует священнослужителю творить молитвы за царей и за правителей, то тем более частные лица должны исполнять это. Три есть самых страшных вида войны. Один вид составляет обыкно­венная война, когда на наших воинов нападают иноплемен­ники; второй, когда даже во время мира мы враждуем друг против друга; третья, когда каждый ратует с самим собою. Последний вид войны опаснее всех, потому что первый вид, то есть война с иноплеменниками, никогда не может принести нам большого вреда. В самом деле, что (она может сделать), скажи мне? Она может заколоть, убить, но душе нимало не причиняет вреда. Но и второй (вид), если мы не пожелаем того, не может повредить нам, потому что, хотя бы другие и враждовали против нас, мы можем оставаться спокойными, – послушай, что говорит пророк: «за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь» ( Псал.108:4 ); и еще: «Долго жила душа моя с ненавидящими мир» ( Пс. 119:6 ). Но третьего (вида войны) мы избегаем не без труда. Когда наше тело восстает против души, и возбуждает сильные страсти, вооружает против нее плотские удовольствия, гнев, зависть, тогда невозможно, не положив конца этой брани, получить обетованные блага, и тот, кто не утишит этого смятения, неизбежно должен пасть и по­лучить раны, которые рождают смерть в геенне. Поэтому ка­ждый день требуются с нашей стороны особенная заботливость и старание, чтобы не возгоралась в нас эта война и чтобы возгоревшаяся не продолжалась, но была усмирена и подавлена. В самом деле, какую тебе принесет пользу то, что вселенная будет наслаждаться глубоким миром, если ты будешь вести брань сам с собою? Надобно иметь этот мир. Если будем иметь его, то ничто внешнее не может нам причинить вреда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 77 Псалом разума Асафу. С Евр.: «Учение Асафа». См. Псал. 31 . «Псалом сей, – говорит св. Афан., – воспевает Асаф, увещевая народ новый внимать закону евангельскому, и народ древний Иудейский обвиняя в том, что, после многих благодеяний, ничего не сохранил в памяти, лучше же сказать, вместо благодарности воздал Благодетелю неблагодарностию». По бл. Феодориту, псалом увещевает поучаться в законе Божием и надпоминает Израильтянам и «потомкам их, что соделано Богом, какие блага, и с каким неблагодарным сердцем приняты ими». 1 . С Евр.: «Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих». 2 . Провещаю ганания исперва. Ганания 473 , т.е. вопросы, проблемы, краткие изречения или загадки, сохранявшиеся от древних времен, какие мы видим в книгах Притчей и Иисуса сына Сирахова и других. У Евреев учить притчами и загадками было дело самое обыкновенное и общее. С Евр.: «Открою уста мои в притче, и произнесу гадания из древности». 4 . С Евр.: «Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил». 5 . Воздвиже свидение во Иакове. «Свидением называет, – говорит бл. Феодорит, – сооруженную в пустыне скинию; потому что имела в себе скрижали свидения». «Отцам их (Евреев) Бог дал закон и скинию свидения, руководя их законом к познанию Спасителя» (Св. Афан.). С Евр.: «Он постановил устав в Иакове, и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их». 6 . С Евр.: «Чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям». Ст. 7. С Евр.: «Возлагать надежду свою на Бога, и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его». 8 . И не увери с Богом духа своего. «Т.е. Бог дал закон Евреям, дабы они не подражали своим отцам, – этому строптивому роду, который был неверен Богу духом своим». «Не приобрели они твердой веры в Бога» (Св. Афан. и бл. Феод.). С Евр.: «И не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Псалом 85 Молитва Давиду. Смысл надписания ясен; об этом надписании мы говорили в введении. Молясь о себе самом, Давид учит как нужно молиться, находясь в нужде. Предсказывает же здесь и о призвании язычников. Некоторые же говорят, что эта молитва написана от лица Езекии. Пс.85:1 .  Приклони, Господи, ухо Твое, и услыши мя Как Бог приклоняет уши, сказано в псалме 16-м. Яко нищ и убог есмь аз Так как не имею достаточных сил против видимых и невидимых врагов и не могу противостоять им. Пс.85:2 .  Сохрани душу мою, яко преподобен есмь Спаси меня, потому что я посвящен или принесен Тебе, как сказано и в 15м псалме. Или же называет преподобным самого себя, как благочестивого в сравнении с нечестивыми его врагами. Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя Спаси от угрожающей опасности единственно на Тебя только надеющегося. Пс.85:3 .  Помилуй мя, Господи, яко к Тебе воззову весь день Симмах перевел «всегда», вместо «весь день». Пс.85:4 .  Возвесели душу раба Твоего, яко к Тебг взях (вознес) душу мою. Избави от одержащей меня скорби. О словах: «взях душу мою», сказано в первом стихи псалма 24го. Пс.85:5 .  Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя Вместо «кроток» Акила и Симмах перевели «милостив». Призывающим же Тя не просто, но призывающим от всего сердца. Ибо и в псалме 144-м, сказавши: «близ Господь всем призывающим Его», присовокупил: «всем призывающим Его в истине» т. е. всею душею. Пс.85:6 .  Внуши, Господи, молитву мою, и вонми гласу моления моего Эти слова изъяснены в начале псалма 16-го. Пс.85:7 .  В день скорби моея воззвах к Тебе, яко услышал мя еси Днем скорби назвал предстоявший день. О словах же: «яко услышал мя еси» сказано в том же 16м псалме Пс.85:8 .  Несть подобен Тебе, в бозех, Господи, и несть по делом Твоим Ибо «вси», говорит, «бози язычников бесове, Господь же небеса сотвори» ( Псал. 95:5 ). Ты истинный Бог, а они ложны. Этот стих кажется заимствован из слов Моисея: «кто подобен Тебе в бозех, Господи, кто подобен Тебе? Прославлен во святых, дивен в славе, творяй чудеса?» ( Исх. 15:11 ). Дела же Христа, не только творение и промышление о видимой и невидимой твари, но преобразование самой твари и разрушение тирана и умерщвление смерти смертно и уловление всего мира немногими бедными рыбарями; к этому можешь присоединить еще силу чудес. Ибо если другие и производили такие чудеса, но никто не мог собственною силою делать то, что делал Христос, и они совершали призыванием божественного имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

В письме своем ты называешь и мою жизнь достойною подражания для всех: но хотя это на самом деле и не так, как сказано, впрочем желательно, чтобы было так, потому, что сказано, дабы сказавший, против обыкновения своего, не сказал неправды. При сем прилично мне повторить слова одной добродетельной жены: не зовите меня Ноемминь, т.е. прекрасная; но зовите меня Мара, ибо я исполнена горечи ( Руф. 1:20 ). Я уже не таков, каким ты прежде знал меня, муж добродетельный. Признаюсь, что успевая во внешнем, многое потерял я во внутреннем, и потому страшусь, не принадлежу ли я к числу тех людей, о коих написано: Ты низверг их, когда они возносились ( Псал. 72:18 ). Ибо кто приобретает почести и теряет добрые нравы, тот падает в своем возвышении. Следуя путем моей жизни, я судил себя быть поношением человеков и уничижением людей, и стремился получить жребий человека, о котором сказано у Псалмопевца: восхождения в сердце своем положи во юдоли плачевней ( Псал. 83:6,7 ), дабы т.е. тем вернее возвыситься мне внутренне, чем глубже ниспаду я внешно в юдоли плачевней. Но теперь весьма угнетает меня тягостная почесть, бесчисленные возбуждают заботы, и, когда дух мой устремляется к Богу, они поражают его своими понуждениями, как бы некими мечтами. Нет мира в сердце моем, поверженном долу, и подавленном тяжестью собственных помыслов. Оно или никогда, или весьма редко возлетает на высоту на крылах созерцания. Дух мой коснеет в бездействии, и среди мятежа временных забот доведенный почти до оцепенения, принужден бывает то помышлять о земном, то заниматься делами, касающимися плоти, а иногда, по требованию высокомерия, решаться даже на что-либо преступное. И зачем говорить много? Подавленный собственным бременем, он обливается кровью. Так, если бы преступление не долженствовало называться кровию, то псалмопевец не сказал бы: избави мя от кровей ( Псал. 50:16 ). Прилагая же преступление к преступлению, мы еще совершаем и то, о чем сказано у Пророка: кровь с кровьми мешают ( Ос. 4:2 ). Кровь смешивается с кровью, когда преступление присоединяется к преступлению, отчего умножается гнусность нечестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Глава 6 Иез.6:1–2 . И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, утверди лице Твое к горам Израилевым, и прорцы к ним, Горы не одарены разумом и неодушевленны, а напротив того бесчувственны; но в обличение одаренных разумом обращается речь к неодушевленному. Так и при Иеровоаме человек Божий взывал к алтарю ( 3Цар. 13, 2 ). Иез.6:3 . и речеши: горы Израилевы, слышите слово Адонаи Господа: сия глаголет Адонаи Господь горам и холмом, и каменем и дебрем: се Аз наведу на вы меч, и потребятся высоты вашя, и истребятся требища ваша и сокрушатся кумирницы ваши, и повергу язвенных ваших пред кумиры вашими: Поскольку на всех сих местах воздвигли жертвенники идолам, то по необходимости предрекает будущее нашествие врагов и повсюду совершаемые убийства, и разорение идольских капищ. Иез.6:5 . и дам трупы сынов Израилевых пред кумиры их, и расточу кости ваша окрест требищ ваших. Иез.6:6 . Во всем селении вашем От вещей неодушевленных обращает речь к одаренным разумом, и угрожает, что идольские кашица наполнит мертвецами, а жертвенники демонские – костями человеческими, наказанием сим давая знать, что никакой пользы не получили от служения демонам и в постигших бедствиях не приобрели от них никакой помощи. опустеют грады, и высокая погибнут, яко да потребятся и презрены будут требницы ваши, и сокрушатся, Слова «презрены будут», Симмах перевел «запустеют». и престанут кумиры ваши, и отвергутся кумирницы вашя, и потребятся дела ваша. Бог указал причины наказания, потому что человеколюбивый Владыка наказывает с намерением уврачевать и пресечь поток нечестия. Все это сделаю, говорит Он, и приведу в запустение, чтобы угасить безумную и неистовую приверженность к идолам. Иез.6:7 . И падут язвении ваши посреде вас, и познаете, яко Аз Господь. Посему наказание – учитель боговеденью. Поэтому и блаженный Давид сказал: «благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» ( Псал. 118, 71 ). Иез.6:8 . И оставлю еже быти от вас избегшим от меча во языцех, и в разсыпании вашем в странах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Архангельское. Церковь Михаила Архангела. Архангельская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1864 и 1866. Год постройки холодной церкви - 1882. Адрес: Россия, Кировская область, Шабалинский район, село Архангельское Координаты: 58.542175, 46.897608 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Приход открыт в 1851 г. по указу Святейшего Синода от 4 июня 1851 г. 6905 и образовался из деревень села Троицкое. Первая церковь была деревянной, построена при починке Созиновский и освящена в 1852 г. во имя Архистратига Михаила. В 1872 г. эта церковь предназначена к перенесению на кладбище, в 1875 г. перенесена и 25 октября этого же года освящена во имя Святого Димитрия Солунского. Каменный храм (теплая церковь) построен в 1864–1866 гг., а холодная церковь в нем – в 1882 г.; теплый правый престол – во славу Богоявления Господня, освящен 3 декабря 1867 г., левый теплый престол – во имя Святого Харитона Исповедника, освящен 7 ноября 1870 г., холодный престол – в честь Михаила Архангела, освящен 26 октября 1897 г. Кладбищенская деревянная церковь в 1895 г. перевезена в село Соловецкое. В советский период церковь была закрыта и использовалась как мастерская по ремонту тракторов. В настоящее время заброшена. Текст : Разрушенные храмовые постройки Кировской области. Материалы историко-архивных и библиографических исследований. Справочник. Ч 1/отв. ред. В. А Бердинских, сост. А. О. Кайсин. – Киров; Радуга, 2012. Авторский коллектив: В. А. Бердинских (отв. редактор), А. О. Кайсин (составитель), А. В. Егоров, Е. В. Жукова Архангельская церковь, каменная, построена в 1864 – 1866 г.; расстоянием от г. Вятки в 175 вер., от уездного города в 90 вер.; причта по штату положено: 2 свящ., 1 диак., 2 псал.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 6 д., сен. 42 д., пах. и лес. 90 дес., неудобн. 7 дес.; братский денежный доход: 1 свящ. 629 руб. 19 коп., псал. 209 р. 73 к., 2 свящ. 654 р. 60 к., псал. 218 р. 20 к., диак. 427 р. 93 к.; руги соб. на весь причт до 50 п. ржи и 200 – 300 п. овса; прихожан: правосл. рус. 2864 м. п., 2799 ж. п.; приход состоит из 33 селений, расст. 1 – 10 вер.

http://sobory.ru/article/?object=21548

Слово 5 Глава 13. Снятие первой печати, означающее Апостольское учение Откр.6:1 . «И видех, егда отверзе Агнец едину от седми печатей, и слышах единаго от четырех животных глаголюща якоже глас громный: гряди и виждь». И здесь усматривается благой порядок в небесном, нисходящий от первых чинов ко вторым, потому что от одного лица из четыреобразных, т.е. от льва услышал он первый глас, приказывающий Ангелу, таинственно изображавшему видение: прииди. Первое же животное – лев, мне кажется, означает царственное мудрование Апостолов против демонов; об них сказано ( Псал. 47:5 ): се царие земстии собрашася и еще ( Псал. 44:17 ): поставиша князи по всей земли. Откр.6:2 . «И видех, и се конь бел, и седяй на нем имеяше лук: и дан бысть ему венец, и изыде побеждаяй, и да победит». Снятие настоящей печати и всех остальных некоторые относили к домостроительству воплощения Бога Слова: 1-ю – к рождению, 2-ю – к крещению, 3-ю – к Божественным знамениям, бывшим после крещения,      4-ю –  к осуждению у Пилата, 5-ю –  к кресту, 6-ю –  к положению во гроб, 7-ю – к разрушению ада; а мы последуем Мефодию, который буквально сказал, что нет нужды думать тут о самом Христе родившемся, ибо задолго прежде Апокалипсиса исполнилось таинство воплощения Бога Слова. Иоанн же говорит о настоящем и будущем. Здесь излагает он, как совершено было покорение огненного дракона, потому под снятием 1-й печати мы разумеем ряд Апостолов, которые как бы некоторый лук натянув против демонов – Евангельскую проповедь , привели ко Христу уязвленных спасительными стрелами и получили венец за то, что истиной победили вождя заблуждения и в надежде второй победы даже до насильственной смерти исповедали имя Владыки. Потому и написано: изыде побеждаяй и да победит, ибо первая победа есть обращение язычников, вторая – добровольное исхождение из тела, сопряженное с мучениями. Глава 14. Снятие второй печати, означающее брань неверных против верующих Откр.6:3 . «И егда отверзе печать вторую, слышах второе животно глаголющее: гряди и виждь».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kesarij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010