Отцами Церкви, называются церковные писатели, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, которые не являются святыми называются учителями Церкви. Все они в своих творениях сохранили апостольское предание и объяснили веру и благочестие. Священное Писание и вообще все христианское учение растолковывается именно так как они его объясняли. В трудные времена, они (апологеты) защищали христианство от еретиков и лжеучителей. Вот несколько самых известных из них имен: св. Афанасий Великий (297-373 гг.), св. Василий Великий (329-379 гг.), св. Григорий Богослов (326-389 гг.) и св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.). Духовные книги растолковывающие суть и глубину человеческой души, которые можно назвать «Психологией нравственности» («Христианской Психологией» 8) или «Психологией Свв. Отцов») представляют огромный и величайший клад Православной-Христианской веры, который еще ждет своих исследователей. 3.8 Богословские науки. Богословские истины и науки разрабатывались учеными мужами Церкви изучая и исследуя учение Иисуса Христа из Евангелия, Апостола и вообще все Священное Писание, постановления Вселенских Соборов, творчества святых отцов и учителей Церкви и согласовывая их со здравым разумом, а также с природой и ее явлениями. Этот последний факт очень важно отметить. Все это нужно было обязательно сделать, так как разум и природа тоже являются творчеством Господа Бога и как всякое другое творчество, содержат данные о своем Создателе. Пример как исследуя Священное Писание христиане установили свойства Божии может послужить отдел о «Свойствах Божиих» из учебника Слободского 2). Там перечисляются все свойства и из какого стиха в Священном Писании они взяты. Итак: Бог вечный (Псал. 89:3; Ис. 40:28), Бог неизменяемый (Иак. 1:17; Мал. 3:6), Бог всемогущий (Быт. 17:1; Лук. 1:37), Бог вездесущий (Псал. 138:7-12), Бог всеведущий (1 Иоан. 3:20; Евр. 4:13), Бог всеблагий (Матф. 19:17), Бог всеправедный (Псал. 7:12; 10:7), Бог вседовольный (Деян. 17:25), Бог всеблаженный (1 Тим. 6:15).

http://zavet.ru/a/rss_1284458957.html

50:19). А чтобы знать, что во всем сказанном выражается благость, а не строгость Божия, для этого вникните в то, что далее следует. Наум.1:7. Благ Господь, Он подкрепляет в день скорби и знает надеющихся на Него.     LXX: Сладостен Господ для ожидающих Его в день скорби, и Он знает боящихся Его.    Когда Он начнет гневаться и разрушать царства, бывшие прежде могущественными, то будет знать Своих, и не поглотит всех плавающих одна и та же буря. Под днем же скорби мы в таинственном смысле (ναγωγν) должны понимать день суда, о котором Исаия написал: «се... день Господень грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную... пусту и грешники погубити от нея» (Ис. 13:9). Будем надеяться на Господа и ожидать Его пришествия сообразно с Его терпением, чтобы нам, по пришествии Его, испытать Его благость, а не правосудие, и чтобы Он позвал нас или как надеющихся на Него, или же как боящихся Его. Ибо «позна Господ сущыя Своя» (2 Тим. 2:19). Наум.1:8.  И по миновании наводнения положит конец (consummamionem faciem) месту его, и врагов Его постигнет тьма.     LXX: И по миновании наводнения положит конец, восстающих и врагов Его постигнет тьма. «Господь долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже в век враждует» (Псал. 102:8—9); но когда умножится зло на земле и всякая плоть извратит путь свой, тогда Он наведет наводнение, которое пройдет, а не будет продолжаться вечно. Истребит же или положит конец месту его, то есть наводнения, для того, чтобы, подобно тому, как о нечестивом говорится: «и мимоидох,... и не обретеся место его» (Псал. 36:36), и «путь нечестивых погибнет» (Псал. 1:6), так погиб путь наводнения после гнева Господня, при проявлении одной благости. Можно это понимать и в историческом смысле, потому что когда Он опустошит Израиля и как бы потопом наводнит землю обетованную, то положит конец плену и возвратить его в прежние места жительства. С другой стороны, врагов Его, ассириян, которые увели народ в плен, постигнет тьма. Сказанное нами об Израиле и ассириянах можно понимать также в отношении к концу мира, к святым и гонителям или противным силам, в том смысле, что святых Бог помилует после гнева, а гонителей их и врагов, избравших тьму, а не свет, постигнет та тьма, которую они избрали, потому что они будут брошены «во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

Пусть же никого не смущает это возвышение христианства; оно благотворно для самого государства, сообщая ему высший смысл и значение: «чем выше солнце над землею, тем более оно согревает и освещает землю!» Аминь. Примечания: Слово в день священнаго коронования Их Императорских Величеств 14 мая 1903 г. Название Бога Отцом встречается в Ветхом Завете очень редко; замечательно, что в этом месте (Псал. 88, 27) оно обращено к Богу от лица царя, а в другом месте - от лица сирых и несчастных (Псал. 67, 6). Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. Re: Смысл Царского коронования Священномученик Иоанн Восторгов. После падения монархии, без благословения Московского митрополита Макария (Невского), собрал 7 марта (20 марта) 1917 года под своим председательством Московский Столичный Совет Благочинных, для принятия постановления: «1) Единогласно и вседушевно, во имя пастырского и патриотического долга, подчиниться Временному Правительству и последовавшим в этом направлении распоряжениям Высшей Церковной власти. 2) Приветствовать со всею радостью заявление Обер-прокурора Св. Синода В. Н. Львова о новом направлении церковной жизни, в смысле полного невмешательства Церкви и её служителей, как таковых, в их церковно-пастырской деятельности, в политический строй страны. 8) Настоящее постановление, ввиду временного отсутствия в Москве Митрополита, привести во исполнение без утверждения Митрополита и сообщить всем Преосвященным Викариям, Духовной Консистории, всему духовенству Москвы » «Православный благовестник», М., 1917, май — декабрь, стр. 2—4 Посчитал необходимым от себя лично выступить в печати с разъяснением своей политической позиции, написав, в частности, следующее: «Отчего в старом строе в епархиальной жизни всё было придавлено? Оттого, что и епископы, и Синод были в рабстве.» Протоиерей Восторгов. «Церковные дела»//«Православный благовестник», М., 1917, май — декабрь, стр. 6.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/27/...

И снова Исайя: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» ( «прострох руце Мои весь день к людем непокаряющымся и противу глаголющым, иже не ходиша путем истинным, но вслед грехов своих») ( Ис. 65:2 ). А что крест Христов и его образ досточтим и достопокланяем, также и об этом учат пророки. Давид говорит: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( «дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука») ( Псал. 59:6 ). И опять: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся» ( Псал. 85:17 ). А устами пророка Иезекииля Бог говорит: «На челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, ...сделай знак. И идите, ...и поражайте, ...и не щадите. Старика, юношу и девицу, и младенцев, питающихся материнским молоком, бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезек. 9:4–6). И Соломон говорит: " Благословите древо, чрез которое бывает правда!» ( Прем.14:7 ). А Исайя говорит о том, откуда и какие были деревья, составлявшие крест: «Кипарисом и певгом и вместе кедром прославишь место святилища Моего» ( Ис. 60:13 ). Моисей же, бросив кусок дерева в Мерру, сделал горькие воды сладкими, прообразуя этим Христов Крест, усладивший мир, который был проникнут горечью демонов. И жезл Моисеев, разделивший скалу, прообразовал этим Крест Христов, разверзший человеческие сердца и вложивший в них благодать Святого Духа. 4 . И это поистине путь жизни, и все, остающиеся на нем, живут. Оставившие же его получат смерть и бесконечное наказание. Закон и пророки возвещают Святую Троицу. И поистине, возвещенный пророками и законом, грядущий во имя Господне – Господь Иисус Христос , Он не иной кто-либо, как только рожденный в Вифлееме иудейском от Девы и Богородицы Марии при кесаре Августе. Не принимающий Его и не верующий в Него – отступник от Бога, и да будет ему анафема. Поэтому Исайя, говоря о вас, впавших в заблуждение, восклицает: «Народ мой пойдет в плен за то, что на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» ( «пленни быша людие мои, за еже не ведети им Господа») ( Ис. 5:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Да не соблазнится кто-либо, слыша, что Бог называет (тварей) богами, как написано: Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси ( Псал. 81:6 ). Писание, именуя (людей) богами, не сравнивает истинного Бога с теми, которые (сами по себе) суть ничто, но называет (людей) сынами Божиими и богами потолику, поколику (люди), как говорит Павел, водятся Духом Божиим ( Римл. 8:14 ). – Итак, Христос, Господь наш, превосходит всех не только как Бог, но и как человек, – почему и написано: несть подобен Тебе в бозех, Господи ( Псал. 85:8 ). Ибо как можно сравнивать рожденное от брака с рожденным от Девы? И как простой человек, хотя бы даже он за свою добродетель и был назван богом, как Моисей ( Исх. 7:2 ), может равняться с истинным Богом, по человеколюбию неизменно воплотившимся? – что самое Он и внушает нам, когда говорит чрез Пророка: якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших ( Ис. 55:9 ). Кроме же сего, главным подтверждением сказанного служит свидетельство самого Крестителя о Спасителе, говорившего: несмъ достоин преклонся разрешити ремень сапог Его ( Марк. 1:7 ); ибо от исполнения Его мы вси прияхом ( Ин. 1:16 ). Итак, когда и Пророк Давид и сам Иоанн засвидетельствовали о несравнимом Божественном величии Христа: то кто будет столько бессмыслен, что пойдет против очевидности, и Того, Который, как самовластный Царь, дает нам жить в Его царстве будет равнять, и почитать за одно, с теми, которые такую милость от Него получают? Впрочем, напоминаю вам, христиане, разуметь сие о том (во Христе), что превыше всего и невыразимо. Ибо не просла- вися прославленное в части сей, за превосходящую славу, говорит Писание ( 2Кор. 3:10 ); и Сам Он сказал: аще Аз славлюся Сам, слава Моя ничесоже есть ( Ин. 8:54 ). Но для убеждения здравомыслящих довольно сказанного, потому что мера во всем есть дело прекрасное. Возвратимся к предложенному предмету, чтобы прославить духовное благочестие и богословие праведных Симеона и .Анны, и лучше исследовать то, как старец распростер объятия свои для принятия Того, Которому престол – небо, а подножие – земля, и как старица изъяснила пророчество о Нем чающим избавление.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Но толкование новозаветное и прямо приводит одно ветхозаветное изречение о безвременном рождении Мессии от Бога Отца по Божеству, чем очевидно утверждает и Божество Его. Разумеем изречение прямо пророчественного (как и сейчас рассмотренный) псалма 2-го, ст. 7: Ты Сын Мой Я ныне родил Тебя, приводимое в Деян. 13:33 ; Евр. 1:5; 5:5 620 . Этот вечный Бог и Сын Божий начал Свое явление в мир уже творением его, как вечное Слово и вечная Премудрость Божия, Евр. 1:10–12 (срав. также Ин. 1:3  с Псал. 32:6  и 1Кор. 1:24,30 и др. с Прит. 8 ) из Псал. 101:26–28 : «что сказано у пророка», замечает на это св. Златоуст, «об Отце, как Создателе, то Павел говорит о Сыне, изображая Его не иначе, как Творца» 621 . И этот-то Бог и Сын Божий, Творец мира является во плоти, как человек, как Сын Человеческий ( Дан. 7:13 , срав. Ин. 1:51  и Лехлера по поводу последнего места): по истине великая тайна (μυζριον) благочестия ( 1Тим. 3:16 )! Но и она предоткрыта была в Ветхом Завете, как ни тяжелы были очи Израиля, чтобы взирать на нее, как ни грубы сердца, чтобы воспринимать ее. Оплотянившаяся в представлении иудеев около времени Христа именно вследствие этой огрубелости сердца их, слишком далекой от плотяности является эта тайна на картине, начертанной рукой Божественного Художника. На мрачном фоне области греха и смерти, произведенных падением первозданного Адама, уже прямо является образ не победителя земных царств, чтобы повергнуть их под ноги иудеев, а Семени жены – победителя царства греха и смерти и имущего державу смерти, сиречь, диавола (сн. Быт. 3:15  с Гал. 4:4 ; Евр. 2:14 ; Ин. 12:31  и пар.). Этот образ Семени жены, как такой именно, теперь и является господствующим на картине среди переливов от света к тем, от семени спасения к семени погибели. Он является в народе Божием – семени веры, как его Глава, еще прежде, нежели явился в истории народ Божий – Израиль и является именно, как обетованное Семя. Аврааму даны были обетования и семени его. Не говорит (Бог): потомкам (σπρματι), как бы о многих, но как бы об одном: и семени (σπρματι) Твоему ( Быт. 13:15 ), которое есть Христос ( Гал. 3:16 ) 622 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

b. По учению Евангелия, это — люди одной с нами плоти и крови (Деян. 17:26 ), наши братья по природе и особенно по благодати (Гал. 3:28; Мф. 23:8; Фил. 1:14 ), которые молятся одному с нами Отцу (Мф. 6:9 ), состоят под властью одного с нами Господа и Судьи (Ефес. 6:9 ), и которых внешнее ничтожество не делает ничтожными перед Богом (Рим. 2:10–11 ). б) По отношению к нам ? а. Слуги — видимые виновники нашего внешнего довольства; их беспокойства доставляют нам покой; их труды — изобилие; их усердие — порядок и чистоту в доме; их пот — прохладу, и проч. b. Нередко невидимые виновники благословений, посылаемых свыше на наш дом и семейство. Примеры: Иосиф в Египте, Иаков в доме Лавана. 2. Как господа должны обращаться со слугами? а) Как с людьми, созданными по образу Божьему и имеющими право на свободу, на известную честь и уважение, на награду за труды (Сир. 7:22–23; 1Кор. 9:9; Мф. 10:10; Лев. 19:13 ). б) Как с меньшими братьями о Христе и детьми , о которых они должны заботиться с отеческой попечительностью и любовью (Фил. 3:17 ), в болезнях телесных оказывать им деятельную помощь, по примеру Капернаумского сотника; в болезнях духовных вести их к небесному Врачу, научая их и словом и примером искать царства Божьего и правды его. “Как кадильница благоуханием наполняет воздух и услаждает чувство обоняния всех предстоящих, так благочестивый господин или госпожа служит в наставление и спасение всем тем, которые около них обитают.” Смирение составляет необходимую добродетель для всех христиан “ Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой! ” (ст.8). Какое искреннее и глубокое смирение выражается в этих словах капернаумского сотника! Смирением отличались все великие праведники: Моисей (Числ. 12:3 ), Давид (Псал. 21:7 ), Петр (Лук. 5:8 ), Павел (1Кор. 15:8–10 ); смирение составляет черту святых ангелов (Апок. 22:8–9 ); смирением должны украшаться и мы. 1. Без смирения невозможно спастись. Эта добродетель, по замечанию святого Амвросия Медиоланского , есть то же для христианской жизни, что основание для здания. Как архитектор глубоко роет землю, где нужно положить первый камень: так христианин, который хочет созидать дело своего спасения на прочном основании, должен непременно основывать его на смирении. Оно также важно для благочестия, как корень для растения, которое тотчас теряет свою красоту, свежесть и жизнь, коль скоро его корень мертв.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В книге Неемии, кроме того, что не раз упоминается о законе Моисея (8, 1. 2. 14 и др.), говорится, что в этой книзе Моисеове обретеся написано: да не имут внити Амманитяне и Моавитяне в церковь Божью даже до века: понеже не сретоша сынов Израилевых с хлебом и водою, и наяша на них Валаама на проклятие их ( Неем. 13, 1–2 ). Это, действительно, и написано в 3 ст. 23 гл. Второз. и 23 гл. Числ. В книге Товита повествуется, что сын Товии, вследствие отеческого наставления, поял себе жену от семени отец своих (4, 12), по закону Моисеову (7, 12). Этот закон начертан в 7 ст. 26 гл. Чисел. В Псалмах встречаются выражения из Пятикнижия, повторяется вся история Моисея, воспоминаются его чудеса и знамения ( Псал. 104–106; 113–114 ). Что же касается до книг пророческих: то в них весьма часто упоминаются события, описанные в Пятикнижии (срав. Исх. 14, 21 и Иса. 51, 10; Ис. 52. 4 с Быт. 46,6 ; Мих. 6, 4–5 с Числ. гл. 22–24 и др.), приводятся законы и другие мысли, очевидно, заимствованные из Пятикнижия (срав. Иерем. 34, 14 с Исх. 21, 2 ; Иез. 4, 6 с Числ. 14, 34 ; Иез. 20, 11 с Лев. 18, 5 ; Авд. ст. 10 с Быт. 27, 42 ) а нередко и прямо говорится о законе Моисея. Так Варух-пророк пишет: устави Господь слово свое, еже глагола на нас... навести на ны зло велие, еже не сотворися под всем небесем, якоже сотворися во Иерусалиме, по писанным в законе Моисеове и далее (2, 2–4). Точно также рассуждал в своё время и пророк Даниил: и прииде на ны клятва и заклятие, вписанное в законе Моисеа..., якоже есть писано в законе Моисеове, вся злая сия приидоша на ны ( Дан. 9, 11 и 13). Эти бедствия, точно, и предсказаны в 27–29 гл. Второзакония. Наконец, пророк Малахия заключает своё и все ветхозаветные пророчества следующими словами: Помяните закон Моисеа раба моего, якоже повелех ему в Хориве ко всему Израилю повеления и оправдания (4, 4) 340 . То же самое встречаем и в книгах Нового Завета. Например, Евангелисты приводят слова Иисуса Христа прокажённому: шед покажися иереови и принеси дар, егоже повеле в законе Моисей во свидетельство им ( Матф. 8, 4 ): этот закон находится в 14 гл. книги Левит; – слова Спасителя саддукеям: несте ли чли в книгах Моисеовых, при купине, якоже рече ему Бог: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль ( Марк. 12, 26 ): это место содержится в книге Исход гл. 3, 6; – слова фарисеев и саддукеев Спасителю, указывающие на два закона Моисеева – в Пятикнижии (сн. Марк. 12, 19 со Второз. 25, 5; Иоан. 8, 5 с Лев. 20, 10 ). Апостол Иаков упоминает о том, что Моисей по всем градом проповедающия его имать, в сонмищах по вся субботы чтомый ( Деян. 15, 21 ). Ап. Павел говорит ( 2Кор. 3, 13–16 ) о покрывале, какое полагал Моисей на лице своём ( Исх. 34, 30 ), и о чтении Израильтянами закона Моисеева 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В переводе встречаются некоторые чтения, которых нет ни в славянском переводе, ни в известных греческих списках. Например, 16:14 – немногими благами земли (слав. от малых от земли); 17:5 – смяли (слав. смятоша – ξετρασσον); 17:30 – морских татей (слав. искушени – πειρατηρου); 21:3 – нет покоя (слав. не в безумие – ες νοιαν); 29:6 – во власти (слав. в ярости – ν θυμ); 41:5 – сонма (слав. шума – χου); 48:13 – кончался (слав. не разуме – ο συνκε); 54:22 – соблазнились (слав. приближишася – γγισαν); 57:10 – горн (слав. рамн – μνος); 58:14 – когда их не будет более (слав. во гневе кончины и не будут – ν ργ συντελεας κα οκ σονται); 59:2 – полчище алонское (слав. в дебри соляной – ν φραγγι λνος); 88:51 – еже удержах (ο πσχον), у Порфирия: ты дал обещание; 88:45 – блеск (очищения – καθαρισμο); 96:3 – попалят вокруг (слав. облак и мрак – νεφλη κα γνφος); 74:9 – πλρες κερσματος– для угощения; 146:7 – поочередно (во исповедании – ν ξομολογσει). Пропущены некоторые слова по сравнению с греческим и славянским текстом: 46:5 – нам; 46:10 – Богу; 90:16 – с ним я в скорби; в 118 псал. всего 144 стиха нет; 124:2 – его, 3 – грешных; 142:1 – услышь меня по правде Твоей. Встречаются вставки, не имеющие параллелей в греческом и славянском тексте: 88:51 – которому Ты дал обещание. Маккавейские книги так же переведены с издания Септуагины, напечатанного в Москве в 1821 году. Нужно отметить то, что епископ Порфирий перевел Четвертую книгу Маккавеев, которая есть в изданиях Септуагинты, но которой нет ни в Елизаветинской редакции славянского перевода, ни в Синодальном тексте. В XVI в. прп. Максим Грек перевёл с греческого языка на славянский эту книгу. 4 книга Маккавеев посвящена подвигу Елеазара, Соломонии и семи отроков и представляет собой, по сути, философский трактат, доказывающий господство разума над физическими страданиями. Прп. Максим Грек последовательно сокращал философские фрагменты, его, прежде всего, интересует житие мучеников. В переводе эта книга приписывается Иосифу Флавию и озаглавлена «Иосипа Иудеанина слово о том, яко благочестивый помысл самодержец есть страстем. И сие являет от вышеестественаго терпениа, еже к горчайшим мукам Маккавеов, мученых бывших Антиохом». 16

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

5 . Сынам Корея приписываются десять псалмов: 41, 43 – 48, 83, 84, 86. Корей, сын Иссаара, известен возмущением при Моисее, за которое и погиб вместе с Дафаном и Авироном; но сыны Кореевы не умерли, как замечает книга Чucл XXVI, 11 . Впоследствии потомки Корея – Кореяне (иначе: Корахиты), по делу служения своего, были стражами у порогов скинии ( 1Nap. IX, 19 ), были еще и певцами при храме ( 2Пар. 20:19 ). «Сыны Кореевы были свящ. певцы», говорит св. Афан., но ни он, ни другие Отцы (Злат., Василий Великий , бл. Феодорит) не считают этих Кореян писателями псалмов. По их мнению, псалмы эти написаны Давидом, и только переданы сынам или потомкам Корея для пения. Некоторые из псалмов, носящих имя сынов Кореевых, относятся к плену Вавилонскому или ко временам после сего плена ( Псал. 43:11–15, 84:2, 4 ), а может быть, и написаны в сем плену, как и думают некоторые толковники. Бл. Феод., Никиф., Калм. 6 . Еману – 87 псалом. Еман, сын Иоиля, известен, как начальник музыкального хора при Давиде. «Еман, Асаф и Ефам, говорит св. писатель первой книги Паралипоменон, громко играли на медных кимвалах» (XV, 19). Еман славился мудростию, называется прозорливцем царя ( 1Пар. 25, 5 ). Еман между своими предками имел некоего Азарию или Газарию, а потому и называется Езраитом или Езрахитом 8 , а не Израильтянином, как пишется в Славянской библии. Достоверно неизвестно, сам ли Еман писал 87 псалом или только пел его. «Сказуется, говорит св. Афанасий Ал., что псалом есть Еманов, сложенные в Египте для Моисея, а Еман сей – потомок Израиля, как происшедший от Зары, сына Иудова». Но такое мнение другими не разделяется. 7 . Ефаму – 88 псалом. «Ефам принадлежал, говорит бл. Феод., к числу тех, которым вверен был лик поющих во храме и песнословящих Бога». Ефам славился мудростию, как и Еман ( 3Цар. 4, 31 ), был начальником хора во храме при Давиде. Можно думать, что Ефам с Еманом происходили от одного предка Зары, потому что оба называются Езраитами или Езрахитами. Неизвестно, сам ли Ефам писал 88 псалом, или только пел его с другими в хоре. Толкователи относят псалом сей к плену Вавилонскому (ст. 20 – 27, 50 – 52), а потому, вероятно, здесь разумеется другой Ефам, а не тот, который жил при Давиде. Калмет утверждает, что писатель 88 псалма жил в самом плену 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010