«Иго Христа благо и бремя Его легко есть» (Матф. 11:30). Ибо что легче сдерживанья языка? Что лучше молчаливых уст? Что легче того, чтобы не клеветать на братьев? Не тяжелые труды тебе нужно вынести, не бдения тебе, измученному, нужно совершать в течение целого дня и ночи, не ров вырыть, не насыпь воздвигнуть, не брением и плинфоделанием (Исх. 1:14), как иудеи в Египте, тебе нужно послужить, никакого иного труда тебе не предстоит исполнить. Следует только держать язык за зубами, храня его, как прекрасную невесту, в его естественном жилище, где Творец окружил его двойною оградою, сделав его и скользким, и легко уловимым, а тебя разумом творения поучая не тотчас пользоваться им, особенно в делах, к тебе совсем не относящихся; напротив, тебе, исполняющему Божественные постановления и не желающему нарушить границы естества, следует хранить его, как прекрасную деву, в его естественной опочивальне, и наблюдать, дабы он не воспевал никакой блудной и лживой песни, совершенно не предавался непристойным порицаниям ближнего и не олюбодействовал себя клеветою. Ибо по истине это есть прелюбодеяние, когда он (язык), имея возможность сохранить свою девственную чистоту, предается низкому неистовству клеветы и не стыдится насмехаться над собственною красотою. Но ты, подчиняясь сказанному, не допускай крайностей. Пользуйся им (языком) для воспевания хвалебных песнопений во славу Творца, для тщательного исследования догматов, если тебе это угодно и доступно, для потребностей, вызываемых жизнию, для торжественных речей о своем ближнем, но при этом пользуйся не свыше меры, дабы тебе не впасть в позор лести: это — самая лучшая мера и она именно вызвала на размышления некоторых, стоящих вдали от наших священнодействий. Под влиянием гордости по отношению к ближнему, не прибегай к злословию, но «отими от себе строптива уста и обидливы устне далече от тебе отрини» (Прит. 4:24), ибо «домы досадителей разоряет Господь» (Прит. 15:25) и «муж язычен не исправится на земли» (Псал. 139:12); и «сеть... крепка мужу свои устне и пленяется словесами своих уст» (Прит. 6:2), когда он пользуется ими не согласно с природою и Божественным повелением. Итак, ты не уподобляйся им и не иди по их следам; ибо один из богоносных мужей, именующийся братом Господа, так говорит о сем: «Язык мал уд есть,... но водворяется во удех наших, скверня все тело, и паля коло рождения нашего и опаляяся от геенны» (Иак. 3:5—6); он же говорит, что зло от языка бывает опаснее зверей и гад (Иак. 3:7—8), после того как ум перестанет сдерживать его необузданную стремительность, и он (язык) не захочет подчиняться его внушениям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3001...

Ст. 5. Воззри на небо, и виждь: смотри же на облака, коль высоки суть от тебе. Высокий свод небесный, преукрашенный облаками, далеко отстоит от поверхности земной: человек только взором и мыслию возвышается до отдаленных его пределов. Созерцая величие неба, человек невольно признает, что там, на небесных высотах, в области света – престол Божий, оттоле получают направление в своей деятельности все силы природы; ему невольно верится, что там Господь определяет судьбу человека, оттоле и поражает его ударами своего гнева. Но как возвышен престол Божий. как он недоступен для человека, как он независим от всего человеческого! Ст. 6. Аще согрешил еси, что сотвориши (Богу); аще же и мною беззаконновал еси, что можеши сотвориши. Если человек «согрешит» – нарушит волю Божию своеволием, то грех его нисколько не может повлиять на изменение закона Божия Если человек совершает даже многочисленные и разнообразные преступления неудержимо в течении долгого времени, то и такой беззаконный образ его поведения нисколько не может ограничить воли Господа, не умаляет вседовольства и не угрожает поколебать Его престол. Своеволие и беззаконие людей могут смущать и страшить разве только земного царя и злодеи могут колебать его престол; а Царь небесный посмеевается своим врагам и гневом своим приводит, их в смятение (ср. псал. 2, ст. 1 – 5). Ст. 7. Понеже убо праведен еси, что даси ему, или что из руки твоея возмет. Если человек живет по правде Божией, как это утверждал о себе Иов; то и добродетели, выражающие праведность человека, не могут увеличивать блаженства Божия; и жертвенные дары человека не привносят полноты в довольство жизни Божией: нет, Господь вседоволен и всеблажен, не имеет нужды в дарах человека. А потому никакими дарами невозможно обольстить Его, ввести в искушение – преклонить волю Его на совершение неправды: нет, такое искушение возможно только для смертного. Ст. 8. Мужеви подобному тебе нечестие твое, и сыну человеческому правда твоя. Ни беззаконие, ни добродетели человека не могут влиять на всесовершенную волю Божию так, чтобы Господь был пристрастен в своем суде: нет, так думать можно только о людях, которые, судя иногда ошибочно и пристрастно, считают себя праведными, хотя исполнены нечестия, а других – действительно благочестивых – угнетают беззаконно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Тогда возсияет во тьме свет твой, и тьма твоя будет яко полудне, и будет Бог твой с тобою присно: и насытишися, якоже желает душа твоя» (Ис. 58:6—11). Видишь ли, что когда разрешим сердца наши от всякаго союза неправды и от сплетения воспринятых памятию обид, дабы благодетельствовать ближнему от всея души, тогда просветимся светом божественнаго ведения, избавимся мерзких возмущений, исполнимся всякой добродетели, будем блистать славою Божиею и освободимся от всякаго неразумия; в молитве скоро будем услышаны, будем иметь непрестанно с собою Бога, и всякое желание наше будет Им услышано. Возлюбим друг друга, и возлюблены будем Богом; окажем свое долготерпение ближним, и Бог окажет свое о грехах наших. Не будем воздавать злом за зло, и не восприимем воздаяния по грехам нашим: ибо прощение грехов наших мы обретаем в прощении братий, и милость Божия к нам скрывается в милосердии нашем к ближним. Потому Господь сказал: «отпущайте и отпустится вам» (Лук. 6:37), «и аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный» (Матф. 6:14). И опять: «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут; в нюже меру мерите, возмерится вам» (Матф. 5:7, 7:2). — Так даровал нам Господь образ совершения спасения, и дал нам область чадом Божиим быти, так что после этого уже в самой нашей воле положено наше спасение. И так предадим себя Господу всецело, дабы взаимно восприять Его Самого всецелым. И будем обожены чрез Него; ибо Он соделался человеком, будучи по естеству Богом и Господом. Мы услышим Его слово, и Он легко победит врагов наших. «Аще быша людие мои» , сказал Он, «послушали мене, Израиль аще бы в пути моя ходил: ни о чесом же убо враги его смирил бых, и на оскорбляющия их возложил бых руку мою» (Псал. 80:14—15). «Все упование наше возложим на Него единаго, и всю печаль нашу на Того возверзем, и Он избавит нас от всякия скорби и в продолжение всей нашей жизни будет питат нас» . Всех людей возлюбим от души, и ни на одного из людей не будем надеяться: ибо доколе Господь хранит нас, и друзья все нас любят и враги все теряют силу вредить нам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3624...

4 Обол ( οβολος — четырехгранный стержень); название восходит к тем временам, когда средством денежнаго обращения были железные прутики ( οβολοι ), шесть штук которых, зажатых в горсть, составляли драхму. Весовая единица, серебряная, а впоследствии медная, монета в Древней Греции (1 6 драхмы). Вес серебрянаго аттическаго обола составлял около 0,73 г. 5 25 июня ­ 1 Epeiph. 6 В свете этого становится более понятной глубина некоторых выражений из службы Петру: «Новый Петр некий нам явился еси, истинно апостольскими сияя даровании священнодетель же и свидетель страстей Владыки Твоего, всебогате». (Минея. Месяц Ноемврий. М., 1895, л. 228). «Первостоятель лика ангельскаго Петр явися, Божественный верховник, столп же мучеников был еси, всемудре богоносе, и священнодействитель Божественных таинств» (Там же, л. 230 об.). «Рукою Божиею помазався во иерея, верховнаго соименне и делы сопричастниче...» (Там же, л. 232 об.). Об этом же говорит Г. Милле, описывая миниатюру, изображающую Петра (табл. IV): «Святой изображен в рост, в фас, в руках держит Евангелие, — т. е. в таком виде, как изображали епископов в синаксарях или в Церквах по стенам алтаря. Он черточка в черточку напоминает апостола Петра, отличаясь от него лишь тонзурой. Подобное же изображение мы встречаем также на фреске Спаса-Нередицы (Табл. V) (La vision de Pierre d’Alexandrie, p. 105). Вспомним также выражения из жития Петра Александрийскаго: «Петр — начало Апостолом, Петр же — конец мучеником». Великия Четии-Минеи, с. 3352. 7 το κερας (досл. — рог) — сила, крепость, преимущество, упование, надежда (Втор. 33:17; 1Цар. 2:1—10; 2Цар. 22:3, Псал. 74:11, 88:18—25, 91:11, 111:9, 131:17, 148:14, Иер. 46:48, 25; Плач. 2:17; Иез. 29:21; Лук. 1:62). 8 Несомненно, что святой Петр и в святительском звании продолжал изучать Священное Писание, почему Евсевий Памфил и говорит, что он славно предстоятельствовал над александрийскими церквами и был красою епископов «как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании» (Сочинения Евсевия Памфила, т. 1. СПб., 1858, с. 473).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2608...

Обо всем этом молился Христос по домостроительству, как человек, будучи истинный Бог. Но говорил это и страдал, как я прежде сказал, яко приявший «зрак раба» (Флп. 2:7). Посему присовокупил, говоря: «поношение чаяше душа моя и страсть» , то есть, я пострадал добровольно, а не по какому-либо насилию; «ждах соскорбящаго, и не бе» , ибо все ученики мои оставили меня и убежали, «и утешающаго, и не обретох» (Псал. 68:21). Послушай, Иудей, со вниманием, что еще (далее) говорит Христос: «даша в снедь мою желчь, и в жажду мою напоиша мя оцта» (Псал. 68:22), Вот, что претерпел Он от вас! Послушай, что говорит Дух Святый и о том, что Он воздал вам за оную малость оцта. Ибо пророк как бы от лица Божия говорит: «да будет трапеза их... в сеть и в воздаяние» (Псал. 68:23). О каком он говорит воздаянии? Очевидно, о том злополучии, которое обдержит тебя ныне. Далее выслушай и следующее: «да помрачатся очи их, еже не видети» (Псал. 68:24): и — у вас помрачены очи души темным и всегдашним мраком, ибо и по воссиянии истинного света вы блуждаете, как в ночи, сбиваясь с пути, и падая, как оставившие Путь, который говорит: «Аз есмь Путь» (Иоан. 14:6). Потом выслушай наиважнейшее: «и хребет их выну сляцы» (Псал. 68:24), то есть, чтобы они были в рабстве у язычников не четыреста тридцать лет, как в Египте, и не семьдесят, как в Вавилоне, но «выну , — говорит, — сляцы» на рабство. Почто же ты питаешь тщетные надежды на освобождение от обдержащего тебя бедствия? Ибо оно несбыточно. И не несправедливо Он молился об ослеплении очей твоих, но за то, что ты закрывал Христу очи, когда бичевал Его, и потому «хребет твой выну сляцы» на рабство. И поелику ты с неистовством пролил кровь Его, то послушай и о возмездии: «пролей на ня гнев Твой, и ярость гнева Твоего да постигнет их» (Псал. 68:25). «И да будет двор их пуст» (Псал. 68:26), то есть, оный пресловутый храм. За что, пророче, за что опустошен храм? Не за слияние ли древле тельца? не за идолослужение ли народа? не за кровь ли пророков? не за прелюбодеяние ли и любодеяние Израиля? Нет, говорит, не за это, — во всем этом они всегда удостоивались человеколюбивого прощения, — но за то, что умертвили Сына Благодетеля, со-присносущнаго Отцу. Посему товорит: «да будет» , Отче, храм «их пуст. Зане егоже» для спасения мира «Ты» по доброй его воле «поразил еси, тии погнаша» , то есть, преследовали Меня насильственною и несправедливою смертию, «и к болезни язв моих приложиша» (Псал. 68:27). Прежде я болезновал, как человеколюбивый, о заблуждении язычников; но к этой болезни они приложили мне другую, — ту, что заблудились и сами. Посему «приложи беззаконие к беззаконию их» и скорбь к скорби, «и да не внидут в правду Твою» (Псал. 68:28), то есть, в царство Твое, но «да потребятся от книги живых, и с праведными да не напишутся» (Псал. 68:29), то есть, со святыми отцами и патриархами своими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3424...

Солом. 5:1). Видящии смятутся страхом тяжким, и ужаснутся о преславном спасении его. И рекут в себе кающеся, и в тесноте духа воздыхающе: сей бе, егоже имехом некогда в посмех, и в притчу поношения. Безумнии житие его вмени- хом неистово, и кончину его безчестну. Како вменися в сынех Божиих, и в святых жребий его есть? Убо заблудихом от пути истиннаго, и правды свет не облиста нам, и солнце не возсия нам, – говорит таже Премудрость (Прем. Соломой. 5:2–6). Хотя бы и подлинно тот, кого ты осуждаешь, был грешен: ты кто еси судяй чуждему рабу? своему Господеви стоит, или падает: станет же, силен бо есть Бог поставити его, – так обличает тебя Апостол ( Римл. 14:4 ). А твоя правда – откуда? В беззакониях зачат еси, и во гресех роди тя мати твоя ( Псал. 50:7 ). Если же имеешь что доброе, то – Божие, а не твое: ибо человек не только сделать, но и помыслить от себя ничего доброго не может. Наконец, сии судьи неправедные судом своим восхищают сан Христа Сына Божия, Который един будет судить всему миру, и воздаст комуждо по делом его: всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, говорит Апостол ( 2Кор. 5:10 ); и сих неправедных судей обличает слово Божие, говоря: не судите, да не судими будете ( Матф. 7:1 ). – У многих вошло в злой обычай при всяком слове примешивать великое и страшное имя Божие: „Бог-де знает», „Бог весть»! Иные по тому же злому обычаю, говоря что-нибудь, клянутся тем же страшным именем, хотя бы самое дело и не требовало того, как-то: „ей Богу“, „Бог – свидетель“, „Бог видит“ и прочее, и в том своего порока не чувствуют; а как откроют свои внутренние очи, то увидят, что они тем являют великое непочтение имени Божию. Но таковых Писание обличает, говоря: не приемли имене Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе ( Исх. 20:7 ). – У многих в порок не вменяется празднословить и бесчинно смеяться; но Христос говорит: глаголю вам: яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем ответ в день судный ( Матф. 12:36 ); горе вам смеющимся ныне: яко возрыдаете и восплачете ( Лук. 6:25 )! – У многих ум занят тем, как бы сыскать похвалу у людей, и в том не признают своего порока; но Христос говорит к ним: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищите ( Ин. 5:44 ), поставляя их между неверными? Некоторые ни во что вменяют насыщаться, объедаться; но Христос говорит: горе вам насыщеннии ныне: яко взалчете ( Лук. 6:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Чрез друзей Господь показал это, когда сказал прокаженному: хощу, очистися, и сотнику: ни во Израили толики веры обретох (Матф. VIII, 3, 10); а чрез врагов - при настоящем случае. Так как книжники говорили, что никто не может оставлять грехов, кроме одного только Бога, то Спаситель, желая показать им, яко власть имать Сын человеческий на земли отпущати грехи (тогда глагола разслабленному): возстав, возми одр твой, и иди в дом твой (Матф. IX, 6). И не только здесь, но и в другом случае, когда иудеи говорили: о добре деле камение не мещем на тя, но о хуле, и яко ты, человек сый, твориши себе Бога (Иоан. X, 33), Спаситель не опроверг такого их мнения о Нем, но опять подтвердил его, сказав: аще не творю дела Отца Моего, не имите Ми веры; аще ли творю, аще и Мне не веруете, делом Моим веруйте (Иоан. X, 37, 38). 2. Впрочем, при исцелении расслабленного Иисус Христос представляет и другое немаловажное доказательство Своей божественности и равночестия с Богом Отцом. Книжники говорили, что власть отпускать грехи принадлежит одному Богу, а Он не только отпускает грехи, но еще прежде обнаруживает в Себе другое свойство, приличное единому Богу, именно - открывает тайны сердечные. Книжники не обнаружили пред всеми своих мыслей: се, говорит евангелист, нецыи от книжник реша в себе: сей хулит. И видев Иисус помышления их, рече: вскую вы мыслите лукавая в сердцах своих (ст. 3, 4)? А что ведение тайн сердечных принадлежит единому Богу, об этом, - послушай, - что говорит Соломон: ты веси сердца един (2 Пар. VI, 30), равно как Давид: испытаяй сердца и утробы Бог (Псал. VII, 10), и Иеремия: глубоко сердце паче всех, и человек есть, и кто познает его (Иерем. XVII, 9)? И сам Бог говорит: человек зрит на лице, Бог же на сердце (1 Цар. XVI, 7). И из других мест Писания можно видеть, что одному Богу свойственно знать тайны сердца. Итак, желая показать, что Он есть Бог, равный Богу Отцу, - то, о чем книжники помышляли в себе (а они, опасаясь народа, не смели обнаружить своих мыслей пред всеми), Он открыл и обнаружил, являя и здесь великую кротость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1527...

Н а Фаворе риза Христова побелела, как снег: но сия риза убеленная, по уверовании язычников во Христа покрыла и всех христиан; мы в крещении нашем облеклись в сию ризу, и если не осквернили ея греховными нечистотами своими: то и доныне душа наша блистает сею ризою оправдания, яко снег, о чем образовательно и кающийся Давид просил Бога в молитве своей: окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся ( Псал. 50:9 ). На Фаворе предстали Христу во славе Моисей и Илия: Ныне все сословие пророческое окружает нас, беседуя с нами и свидетельствуя не только о Христовых страстех, но и о славах, яже по сих, и яко оставление грехов не иначе прияти подобает, как токмо именем Христовым, всякому верующему в Онь ( 1Петр. 1:11 ; Деян. 10:43 ). На Фаворе глас, пришедший с неба от велелепные славы, возгремел над одним Спасителем: ныне гремит он над всеми уверовавшими во Христа: ныне чада Божия есмы ( 1Иоан. 3:2 ), взывает сын громов; вси вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе ( Гал. 3:26 ), подтверждает восхищенный до третьего небеси апостол Павел. Итак несравненно большая, нежели на Фаворе, озарившая собою весь мир, и не мгновенная, но вечно пребывающая слава Христова явилась по страстех и воскресении Его, и до ныне во всем мире блистает. Но, к несчастию, многие из нас, христиане, не видят сей славы Христовой. Почему же не видят ея? Потому что спят, – спят сном нечувствия и нерадения о спасении своем и о всем потребном ко спасению, то-есть, о вере и благих делах, или, что то же, о вере, любовию поспешествуемой ( Гал. 5:6 ). От сего-то сна возбуждая нас, апостол Павел взывает: востани спяй и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос ( Еф. 5:14 ), и еще: темже убо да не спим, якоже и прочии, но да бодрствуем и трезвимся; спящии бо, в нощи спят; и упивающиися, в нощи упиваются ( 1Сол. 5:7 ). Ибо как под светом и днем разумеется откровение Евангельского учения, а под сынами света и дне все те, которые просвещены сим учением, дела же их благия называются плодами духовными, как сие видно из следующих слов Апостола: яко чада света ходите: плод бо духовный есть во всякой благостыни, правде и истине ( Еф. 5:9 ): так напротив сон означает нечуветвие и небрежение о спасении, а тьма и нощь самопроизвольное невежество и время способное для злодеяния, о чем ясно говорит сам небесный Учитель: всяк делаяй злая ненавидит света, и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть ( Иоан. 3:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Она лучше стала после того, как иноплеменная и скверная рука изъязвила все тело ее. Раны ее зажили; старинное убранство ее все на ней, как на невесте. «Увидели ее девы и ублажа ют ее царицы... и восхвал яют: кто она, проницающая как утро ? прекрасная, как луна, и превосходная, как солнце» (Песн. 6:8—9)? Это благолепие ее, это царственное убранство ее описал свыше вдохновенный Давид, когда Владыке и Царю всех пел песнь: «Предста ла Царица» с правой стороны Твоей, облеченная в одежду позлащенную и испещренную» (Псал. 44:10). «Стопы ея украшены» (Песн. 7:2). Это благолепие ее провидел и Исаия, когда вещал: «Встань Сион, как в начале дня , как новое поколение века ; ибо на голове твоей веселие и хвала : и обымет тебя радость . Это Я , это Я утешаю тебя , говорит Господь» (Ис. 51:9, 11, 12). Вот я «на руках моих живописал стены Тво и , и Ты предо мною всегда» (Ис. 49:16). Это же провидела и сама Она, и устами Исаии возгласила, говоря: «Да возрадуется душа моя о Господе ; ибо Он облек меня в ризу спасения и в одежд у веселия : возложил на меня, как на жениха... венец и как невесту, украсил меня красотою» (Ис. 61:10): и я буду уже, не как покинутый город, а как вожделенный, и как прекрасный «венец... в руке Господн ей и царс кая диадима в руке» Божией» (Ис. 62:12, 3). При этом торжестве и мы, в веселии и радости душевной, составив лик и празднуя обновление почитания икон, сего дня вещаем устами пророков: «Вельми радуйся дщерь Сиона . «Проповедуй дщ ерь Иерусалим а. Отъя л Господь обиды тво и. Избавил тебя от руки враг ов твоих» (Соф. 3:14—15). «Возведи окрест очи твои , и посмотри на собран ных чад... тво их. Вот вс е сын ы твои... и дочери твои пришли к тебе издалека и принесли тебе» (Ис. 60:4), не золото, не ливан, не дорогие камни, не эти произведения земли, обогащающие святилище по человеческому закону, но чистейшую паче всякого золота и драгоценнейшую паче всех камней, отеческую, неповрежденную веру. «Радуйся и веселись от всего сердца твоего. Ибо вот идет Господь , и водворится у тебя» (Соф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2999...

бб) Зах. 13, 7 в Мф. 26, 31 и Мар. 14, 27 , где изречение Иеговы о Пастыре , т. е. Мессии: мечь, порази пастыря, и пр. приводится (опять в речи Самого Господа) прямо в форме пророчественного в устах Иеговы выражения о Пастыре: поражу Пастыря и проч. Что «Пастырь " и в самом месте Захарии, как выражается почтенный Кейль, после основательной критики противных взглядов, есть никто иной, как Мессия, Который и в 12, 10 отождествляет с Иеговою, или – Тот Пастырь добрый, Который о Себе говорит: Я и Отец – одно (Komment. zu Sach. 13, 7, s. 658. Leipz. 1873), об этом срав. св. Иустина «Разгов. с Триф., гл. 53, стр. 149 цит. изд. в Гаге; св. Златоуста , блаж. Феофилакта и др. на Мф. 26, 31 и пар. Из новых о. А. Михаила на Мф. 26, 31 ; сравн. также прекрасные замечания Ольсгаузена на тоже место, – Мейера и др. И. Смирнова цит. брошюрку, 2, стр. 65 и др. Следуя стопам Господа и Учителя своего, Апостолы таким же образом относились к подобным ветхозаветным местам, как это очевидно из снесения Иоан. 19, 37 с Зах. 12, 10 5 , – Еф. 4, 8 6 с Псал. 67 ( Евр. 68 ), 19, – Евр. 1, 10–12 с Псал. 101 ( Евр. 102 ), 26–28; также Евр. 1, 6 , с Псал. 96 (- Евр. 97 ), 7. К тому же (второму) разряду принадлежать и б) такие случаи, как – аа) Рим. 10, 18 , где, без всякой формулы цитации, приводятся слова псалма 18 ( Евр. 19 ), 5 (– во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их –), которые в самом псалме выражают мысль о том, как и природа не остается равнодушною к славе Божией, повсюду проповедуя ее. Апостол же, как очевидно из контекста цитации, приводить эти слова о широком распространении евангельской проповеди чрез апостолов, «посредством голоса которых вся земля наполнилась славою и благодатию Бога и Христа Его» 7 . Место ветхозаветное – пророчественное. Природа, сотворенная Господом Иисусом Христом, для Него же Самого ( Кол. 1, 16 ), должна была предвозвещать то, что после известного периода времени возвестили апостолы, т. е. Христа и Его великое дело искупления, прославлением Его, как Творца и Владыки своего – Бога, являющегося в творении, промышлении и искуплении, подобно тому, как она совоздыхает чающих избавления и усыновления, невольно покорившись суете грехопадения. Рим. 8, 19–23 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010