ad Thessalon, V, 23; см.: Киприан (Керн), 1996, с. 239–240). Не трихотомические же идеи по поводу толкования апостольской мысли еще раньше Иоанна Дамаскина, высказывали и другие авторитетные св. отцы: Ириней Лионский , Макарий Египетский , Иоанн Златоуст , Феодорит Кирский . Ириней Лионский: “Апостол, поясняя себя самого, объяснил человека спасенного, как совершенного и духовного, так, говоря в первом послании к Фессалоникийцам: “Бог же мира да освятит вас совершенных и весь ваш дух и душа и тело да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа”. Какую же причину имел он молить для сих трех, т. е. для души, тела и духа целого и совершенного сохранения в пришествие Господа, если не знал о восстановлении и соединении сих трех и об одном и том же спасении? Посему и называет совершенными тех, которые представляют Господу эти три без порока. Итак совершенны те, которые имеют и Духа Божия в себе пребывающего и души и тела свои сохраняют беспорочными…” ( Ириней Лионский . 1996, с. 456–457 (кн. 5, гл. 6)). И в другом месте: “существо наше, т. е. соединение души и плоти, принимая Духа Божия, составляет духовного человека” (там же, с. 460 (кн. 5, гл. 8)), т. е. собственно сам человек есть только двуединство души и тела. Макарий Египетский при ссылке на разбираемое нами апостольское высказывание пишет: “Апостол увещавает, ясно говоря: очистим себя от всякия скверны не только плоти, но и духа ( 2Кор. 7:1 ); и в другом месте говорит: окроплени сердцем от совести лукавы ( Евр. 10:22 ); и еще: всесовершенно ваше тело, дух и душа непорочна да сохранятся ( 1Сол. 5:23 ); и: да будете чада Божия непорочна ( Филип. 2:15 ). Поэтому, все те, которые желают сподобиться сыноположения, должны иметь не тело только непорочное, но и непорочную душу подобно сказавшему: буди сердце мое непорочно во оправданиях Твоих, яко да не постыжуся ( Псал. 118:80 )” (Макарий Египетский. 1998, с. 323). Поскольку дух в данном высказывании не рядополагается с телом и душой, сам архим. Киприан считает, что Макарий Египетский в этом месте не отступает от дихотомического понимания человека (с.

http://azbyka.ru/sv-otcy-o-sostave-chelo...

О том, как следует относиться к доносам подчинённых, старец наставлял так: «Доносы должно принимать средним образом – вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет… Полезно помнить совет пророка Давида: Открый ко Господу путь твой уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне (Псал. 36). Читайте и весь псалом». На жалобы духовного чада о вовлечении по роду должности в излишние расходы, преподобный Амвросий отвечал следующим образом: «Заметно, что должность вовлекает вас в излишние расходы, то чтобы не впасть в непосильные долги, по времени, по усмотрению, можно и отказаться, а то долги хуже грехов: в грехах покается человек и Бог да простит, за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь». Преподобный Никон учил, что нельзя заниматься той работой, которая идёт против совести и веры: «В случае если работа пойдет прямо против совести и веры, то, конечно, надо уйти. Да поможет тебе Господь». Советы, которые давали старцы Оптинские о работе и карьере, основаны на Заповедях Божиих, поэтому не потеряли своей значимости и в наше время. Возможно, кому-то эти советы пригодятся, послужат ответом на невысказанный вопрос. Рейтинг: 9.3 Голосов: 134 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ярослав 19 января 2013, 21:04 Лучше бы сделали подборку без неуместных комментариев Ольги Рожнёвой. Ольга, чтобы комментировать слова святых надо быть самой святой. Никита 11 декабря 2012, 15:22 Отличные статьи о работе и труде. По больше таких. Спасибо! Татьяна 10 ноября 2012, 21:26 Дорогая Ольга! От всего сердца благодарю Вас за этот интереснейший и душеполезный материал. Храни Вас Господь! Алексей 9 ноября 2012, 20:44 Маргарита, Оптинские старцы стяжали благодать Духа Святого, поэтому их советы актуальны в любое время. «Жизнь, проходимая с чистой совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов и не доставляют счастья» - разве эти слова преподобного Макария устарели? Какие именно советы Оптинских старцев кажутся Вам устаревшими?

http://pravoslavie.ru/57261.html

Пс.45:6 .  Бог посреде его, и не подвижится В церкви, говорит, находится Бог; вот, говорит, Я с вами во вся дни ( Матф.28:20 ); также: где два и три собраны во имя мое, там и Я среди их ( Матф.18:20 ). Итак церковь будет непоколебима при всех насилиях от видимых и невидимых врагов, усиливающихся разрушить ее, как сказал жених ее – Христос: врата ада не преодолеют ее ( Матф.16:18 ). Поможет ему Бог утро заутра Весьма, говорит, скоро Христос поможет церкви своей в опасностях и бедствиях ее. Ибо повторение – утро, утро – выражает чрезмерную скорость и сравнение одного утра с другим. Пс.45:7 .  Смятошася языци, уклонишася царствия: даде глас свой Вышний, подвижеся земля Когда Апостолами произносима была евангельская проповедь и снялось в мире богопознание, все народы двигнулись, и одни из них прибегали к вере во Христа, а другие смущали ее. И царства мира, враждовавшие против Церкви, наконец побеждены ею, так что или ослабели, или покорились ей, приняв веру во Христа; ибо и то и другое случилось в различных городах. Словами: дал голос свой Всевышний – Давид показывает великое могущество Божие, что Богу стоит только сказать, и тотчас земля трепещет, как и в другом месте сказал: Призирающий на землю и приводящей ее в трепет ( Псал.103:32 ) (1). Слова сии сказаны о Боге в переносном значении от подобия тех людей, которые повелевают наказать каких-либо злодеев, или по подобию тех, которые смотрят на кого-либо с гневом. Или можно понимать и иначе, что Бог дал миру голос свой в Евангелии, и вдруг все люди, как только услышали его, подвигнулись, как мы сказали прежде. Ибо, по изъяснению Златоуста, под землею мы должны разуметь жителей земли, согласно с сими словами: и вся земля – говорила одними устами ( Быт. 11:1 ) (2) (1) Слова Златоуста: Как бы кто сказал: при первом воззвании приобрел города. Хотя и это слово грубо и слишком по человечески сказано, ибо не голосом и не зовом Бог побеждает, а одним мановением и хотением: но, возводя его от более грубых, он употребил речение такое, которое еще выше других.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

2) Случаи цитации и толкования по ошибочному чтению LXX Между многими случаями, причисляемыми к этой группе 18 , мы рассмотрим лишь важнейшие, действительно могущие положить тень сомнения на основный характер истинности новозаветного толкования. Это суть, по нашему мнению: Евр. 1, 6 ; ст. 7; – 2, 7 и особенно 10, 5 и дал. 19 а) Евр. 1, 6 : да поклонятся Ему все Ангелы Божии . Прежде всего, цитату эту мы считаем относящеюся к псал. 96, 7, а не к Втор. 32, 43 , как обыкновенно думают немецкие толкователи (Еккерман, Майер, Люнеман и мн, др.), тем более, что этих слов даже и нет в еврейском подлиннике последнего места, между тем как замена одной формы ( προσκυνσατε) другою ( προσκυνηστωσαν) нередко встречается в Н. 3. при цитациях из Ветхого 20 . Важнее здесь то, что Апостол, оставляя чтение подлинника, вместо elohim – боги, по LXX читает ο γγελοι θεου 21 . Но на столько ли далеко уклонение чтения LXX и новозаветной цитаты от смысла подлинного текста, чтобы упрек в перетолковании его был серьезен и основателен? – В псалме Иегова представляется могущественным Судьею вселенной (ст. 1–6), далеко превосходящим всех языческих богов по Своему величию (ст. 9) в суде, составляющем радость для Сиона (ст. 8, 11–12), ибо Он хранить души святых Своих (ст. 10), и приносящем стыд язычникам (ст. 7а). Такое величие Иеговы, который Один только в безусловном смысле может быть назван Elohim (как единое Лице) 22 , должно заставить преклониться пред Ним всех, которые с большим или меньшим правом, но никак не в безусловном смысле носят имя elohim (множ. число): поклонитесь пред Ним все боги (elohim, ст. 7 б). Под этими последними разумеются не только люди-земные судьи, цари и пророки ( Втор. 1, 17; 19, 17 ; Исх 21, 6; 22, 8. 22, 18, 19–27; 4, 16; 7, 1 ; Зах. 12, 8 ; Псал. 81, 6 ), не только даже языческие боги, которые ближе всего и разумеются в рассматриваемом месте псалма и которые суть идолы ( Псал. 95, 5 ), но и высшие существа – Ангелы, называемые также Сынами Божьими – benci elohim ( Иов. 1, 6; 2, 1; 37, 7 ; Псал. 28, 1; 88, 7 ) 23 и вместе с другими существами призываемые к поклонению Иегове (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

2. Нашего собственного креста. « Чашу, которую Я пью, будете пить », предсказывает Господь Своим ученикам в дневном евангелии. а) Крест наш — вина греха (Осии 9:9). Но почему он так тяжел? (Иоан. 15:8). Он есть наказание Божье (Исаии 28:7; Иер. 2:13 ). б) Крест — любовь и благодеяние Божье. Многие видят благодетеля только в том, если он снимет с них крест. Для таких слова апостола, сказанные в Послании к Евреям (12:6), кажутся сокровенной истиной (Осии 13:14). Однако Бог посылает нам благодеяния, если возлагает на нас крест (Лук. 15:16–17 ; Исаии 28:19; Гал. 6:14; Рим. 6:6 ). Благо тому, кто знает тайну креста. Мы должны знать более других (Мат. 13:11 ). Многие мудрецы не имеют об этом никакого понятия (Мат. 11:25 ). Крестоносцы, замечайте, как Бог любит вас, и чего вы не понимаете сегодня, то узнаете завтра (Псал. 118:71 ). Узкий и скорбный путь к небу « Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (ст.39). По поводу просьбы учеников — дать им первые места в царстве небесном, Иисус Христос указывает им на страдания и крест, как единый истинный путь к славе: « чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься » (Матф. 20:23). Широкий путь ведет к погибели (Мат. 7:13). Бог не хочет ничьей погибели, однако же Он представил нам свободный выбор (Иер. 21:8). Обычный человек охотно идет по широкому пути (Псал. 94:10). Тут встречают большое общество. Но исход — худой (Притч. 16:25). Напротив, узкий путь ведет к жизни (Деян. 14:22). 1. Он по истине узок. а) Потому что наш разум его не замечает. Мы замечаем пути звезд небесных, но о нашем собственном пути к небу мы ничего не знаем (1Кор. 2:14; Мат. 16:17 ). Иисус Христос указывает нам на писание (Иоан. 5:39). б) Потому что должны веровать многому, чего не понимают. Много тайн! Тут соблазняется иудей и еллин (1Кор. 1:23). К тому же, многие ложные учители хотят соблазнить, если возможно, и избранных (Мат. 24:24). в) Потому что мы должны делать многое, что нам не нравится. Отвергнуться себя (Мар. 8:34); распять плоть (Гал. 5:24); не сообразоваться с миром (Рим. 12:2); любить врагов (Мат. 5:44). Кто тут не вздохнет и не скажет, как те ученики, о которых говорится у святого апостола Матфея (12:25)?

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Что же из этого? — скажет кто-нибудь, Бог не остановился на этом, но еще наложил на человека подвиги и труды; потому что ничто так не малоспособно пользоваться покоем, как человеческая природа. Если уже и теперь, когда лежат на нас такие труды, мы грешим непрестанно, то на что не дерзнули бы, если бы Бог оставил нас при удовольствиях еще и в бездействии? «Всяцей бо злобе», говорит Писание, «научила праздность» (Сирах. XXXIII:28). Это изречение подтверждают как ежедневныя события, так и случившееся с нашими предками. «И седоша людие», говорит Писание, «ясти и пити, и восташа играти» (Исх. XXXII:6). И еще: «уты, утолсте, разшире, и отвержеся возлюбленный» (Втор. XXXII:15). Согласно с этим говорит и блаженный Давид: «егда убиваше я, тогда взыскаху его, и обращахуся, и утреневаху к Богу» (Псал. LXXVII:34). И к Иерусалиму Бог говорит чрез Иеремию: «всегда накажешися, Иерусалиме, да не отступит душа моя от тебе» (Иер. VI:7-8). А что не только злым, но и добрым людям спасительно подвергаться уничижению и страданию, об этом пророк еще говорит так: «благо мне, Господи, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием Твоим» (Псал. CXVIII:71). После него и Иеремия говорит то же самое, хотя не теми же словами: «благо есть мужу, егда возмет ярем тяжкий от юности своея, сядет на едине и умолкнет» (Плач. III:27-28); и о себе самом молит Бога так: «не буди щадяй мя во отчуждение в день лют» (Иер. XVII:17). И блаженный Павел, который столько просиял благодатию и превзошел человеческую природу, имел однакоже нужду в этом благотворном средстве; посему и говорил: «дадеся ми пакостник плоти, ангел сатанин, да ми пакости деет, да не превозношуся. О сем трикраты Господа молих, и рече ми: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. XII:7-9). Хотя евангельская проповедь могла быть совершена и без гонений, без скорбей, без трудов и подвигов, однако Христос не восхотел этого, промышляя о проповедниках. Поэтому и сказал им: «в мире скорбни будете» (Иоан. XVI:33). И желающим войти в царство небесное Он повелел идти тесным путем, так как иначе невозможно достигнуть его (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3385...

1:28. 42). Радуйся, потому что из Тебя воссияло нам солнце правды, которое осветило небесный мир и земной, разогнало мрак греха и облистало вселенную сиянием благодати. Радуйся, благодатная, потому что Ты, невозделанно возрастивши нам душепитательное древо, истребила семена отрасли душевредной. Радуйся, потому что Ты даровала нам живоносный хлеб в спасительную снедь, истребив, как квас (Исх. 12:15), пагубу снеди смертоносной. Радуйся, потому что Ты возрастила нам плодоносное древо жизни (Апок. 22:14), иссушившее побеги древа снеди (Быт. 3:6) и даровавшее сладость познания. Радуйся, благодатная, потому что Ты сохранила «многоценен бисер» (Матф. 13:46) и распространила богатство спасения «в концы вселенныя» (Псал. 18:5). «Благословенна Ты в женах», потому что воззвала последствие падения жены, изменив поношение греха в похвалу рода, — потому что некогда Создавший из девственной земли Адама ныне в Тебе, Дево, воссоздает человека, потому что Ты, соткавши из плоти одеяние Слова, покрыла наготу первозданного (Прем. 7:1). Но зачем мне перечислять в отдельности? «Радуйся, благодатная», потому что с Тобою совершилось дело вышечеловеческое и ради Тебя на нас обильно излились щедроты всяческих благ. И ныне ты, Дево и Матерь, яви нам новое и чудесное деяние — подаждь нам Свое заступление и предстательство, пошли свою помощь и защиту. Твоего верного раба и нашего благочестивого царя добродетелью и благочестием утверди, богомудро руководя в управлении кормилом настоящего царства и соделывая наследником будущего царства Христа истинного Бога нашего, Твоего Сына и Господа (1 Иоан. 5:20; Иуд. 1:4; Иак. 2:5); того же царства да будет даровано достигнуть и всем нам благодатию и человеколюбием Христа истинного Бога нашего, бессеменно зачатого, несказанно во чреве возросшего и неизъяснимо рожденного. Яко «Той сотвори нас, а не мы: мы же людие Его и овцы пажити Его» (Псал. 99:3), и Ему прославление и поклонение воссылаем с собезначальным и единосущным Отцем, с живоначальным, единосущным и совечным Духом, ныне и присно и во веки веков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

XXI:9). Это пророк задолго предсказал в словах: «из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, еже разрушити врага и местника» (Пс. VIII:8). Видишь ли, как дети невинныя и не имеющия членораздельнаго голоса, вопреки своей природе, прославляют Создателя и возглашают апостольское благовестие? 4. Часто, беседуя с иудеями, по причине жестокосердия их Господь о многом говорил прикровенно, в загадочных выражениях и притчах, о чем также задолго было предсказано: «отверзу в притчах уста Моя, провещаю ганания исперва» (Пс. LXX:2). И премудрость бесед Его задолго предвозвестил пророк в словах: «излияся благодать во устнах Твоих» (Пс. XLIV:3). О том же предсказал и другой пророк так: «се уразумеет Отрок Мой, и вознесется и прославится зело» (Ис. LII:13). Тот же пророк, кратко повествуя о благодеяниях пришествия Его, соединенных с знамениями, говорил так: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение» (Иса. LX:1). И то было предсказано, что после столь многих благодеяний Его люди будут отвращаться от Него тщетно и напрасно, не имея повода ни в чем обвинять Его, ни в малом, ни в великом. Послушай, как Давид предвозвестил об этом: «с ненавидящими мира» , говорит он, «бех мирен: егда глаголах им, боряху Мя туне» (Псал. CXIX:6—7). Что Господь, возседая на жребяти, войдет в город, и это задолго предсказал Захария в таких словах: «радуйяся зело, дщи Сионя; проповедуй, дщи Иерусалимля: се Царь твой грядет тебе кроток, и всед на подъяремника и жребца юна» (Зах. IX:9). — Он изгнал из храма торговавших голубями и менявших деньги (Матф. XXI:12; Иоан. II:15). Это сделал Он, ревнуя о доме Божием и вместе желая показать, что Он не противится Богу, но согласен с Отцем; посему и наказывал за дом Его, в котором производилась торговля. И это не оставлено без указания, но предсказал об этом пророк Давид, предвозвестив и намерение, с каким Христос совершал это наказание: «ревность дому Твоего» , говорит он, «снеде Мя» (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3376...

Содержание послания таково: после приветствия, одобрив веру Коринфян, их добродетели и духовные дарования, которыми они были богаты (§ 1, 2), Пастырь указывает им на источник, из которого возникли между ними беспорядки, – на гордость: яде, пи, разшире, утолсте и отвержеся возлюбленный, говорит он им словами Моисея ( Втор. 32, 15 ) и продолжает: «отселе бесчестные люди восстали против честных, низкие против знатных, глупые против умных, младшие против старших». § 3. Показав пагубные действия надменной зависти в примерах и между прочим в Дафане и Авироне (§ 4, 5), убеждает к покаянию и смирению (6–15), и особенно указывает на Господа, выражая вместе Апостольскую веру в Сына Божьего и Духа Святого: «жезл величия Божьего, Господь наш Иисус Христос , не пришел в блеске великолепия и славы, хотя и мог; но смиренном виде, как предрек о Нем Дух Святой. 64 За тем (§ 16) приводить пророчество Исаии о смиренном рабе Иеговы ( Ис. 53 ) и песнь Давида ( Псал. 21:7–8 ). Указав еще на несколько примеров смирения (§ 17, 18), обращает внимание их на беспредельную благость Творца и Промыслителя, устроившего во всем определенный порядок (§ 19–22) и говорит: «будем почитать начальников своих (προηγμενς), уважать пресвитеров». – Действиями того же Творца природы и верностью Его в обещаниях обличив сомневающихся в воскресении мертвых (23–28), убеждает жить достойно избранных Божьих (29–36), при чем высокими чертами описывает Искупителя Иисуса. «Он, говорит, Первосвященник наших приношений – заступник и помощник в немощи нашей. Посредством Его возводим на высоту небес взоры наши, – Чрез Него отверзлись очи сердца нашего». Потом повторяет о Нем слова Псалмопевца, приведенные Апостолом ( Псал. 103:4, 2, 8, 109:1 ; Евр. 1 ). Продолжая убеждать к сохранению церковной подчиненности, приводить в пример порядок воинский и устройство частей тела нашего (§ 37–39), потом описывает чин, учрежденный Господом и Апостолами, указывая вместе и на чин ветхозаветный (40–44). «Все, что повелел нам Господь, должны мы совершать в порядке в учрежденные времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Следующие два вхождения слова в библейский текст ( Псал. 68:26 MT=68:25 KJV=67:26 LXX и Син. пер.; Песн. 1:3 =1:2 Син. пер), говоря о хоре иерусалимских девушек (во мн. числе – niais), подразумевают лишь их молодой возраст. В пятый раз niais упоминаются в книге Песнь Песней 6:8 наряду с «царицами» и «наложницами», причем «аламот» выделены из числа как первых, так и вторых, чем подчеркивается, что они непорочны. Кто же эти niais? В следующем стихе (6:9) используется параллелизм, и вновь упоминаются «царицы» и «наложницы», а niais названы иначе – tins, т.е. «дочери» царя Соломона; значит, по возрасту они младше цариц и наложниц, и Синодальный перевод правильно дает в обоих случаях чтение «девицы». Шестой раз nais встречается в рассматриваемом тексте у пророка Исаии (7:14). Седьмое вхождение слова в библейский текст находится притчах Соломона 30:18–19, где премудрый царь Израилев рассуждает о загадочных вещах: «Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути nsa к nais». При интерпретации последнего образного выражения в контексте трех предыдущих, которые предполагают некоторое протяженное движение в пространстве для достижения цели (непонятно, как летит орел в небе, как изгибает препятствия змей на скале, как находят мореплаватели маршрут в море), можно сделать вывод, что здесь имеется в виду загадка добрачных любовных стремлений жениха к невесте, когда преодолевая препятствия, возлюбленные находят друг друга. В таком случае nais также не исключает понятия девственности, и вполне корректным предстает текст Синодального перевода: «путь мужчины к девице». Увы, некоторые толкователи видят здесь эвфемизм, призванный указать на брачные отношения мужчины и молодой, но, по их мнению, еще незамужней женщины; тогда понятие девственности исключается. 7 На первый взгляд, такое понимание находит определенное подтверждение в греческом переводе Семидесяти, читающем в данном случае ν€0της – указание на молодой возраст. Но эта интерпретация не вполне согласуется с предыдущими образами, приводимыми Соломоном – там нет эвфемизмов, а есть явно выраженный поиск пути (орел – еще в небе, корабль – еще в море), без констатации достижения цели, что скорее свидетельствует о добрачных, возвышенных отношениях между юношей и девушкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010