Сей-то Крест Христов соделался для нас источником всех благословений. Он называется различными именами. Он именуется „жезлом правоты“, – „царствия“, „силы“, „наследия“. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Избавил еси жезлом достояния Твоего ( Псал. 44:7; 73:2 ). Жезл силы послет ти Господь от Сиона ( Псал. 109:2 ). Крест именуется „палицею“: жезл Твой и палица Твоя, ти мя утешиста ( Псал. 22:4 ), „древом жизни»: древо живота есть всем держащимся ея (премудрости), и воскланяющимся на ню, яко на Господа, тверда ( Притч. 3:18 ); „древом“: и будет яко древо насажденое ( Псал. 1:3 ). Где? – при исходящих вод. Каких вод? – Богодухновенных Писаний. Крест именуется „подножием“: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть ( Псал. 98:5 ); „местом“: внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. Аще дам сон очима моима, и веждома моима дремани: дóндеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю ( Псал. 131:7, 4, 5 ). Патриарх Иаков предзнаменовал сей Крест. Когда крестообразно возложил руки на внуков своих, Ефрема и Манассию ( Быт. 48:14 ). Тот же Патриарх предызобразил Крест, когда поклонился на верх жезла Иосифова ( Быт. 47:31 ). Жезл того же патриарха Иакова был образом Креста при переходе чрез Иордан, ибо Иаков говорит: с жезлом сим преидох Иордан ( Быт. 32:10 ). И несколько прежде явлено было Аврааму знамение Креста в образе рогов держимого в чаще овна ( Быт. 22:13 ), когда Патриарх таинственно совершал прообразовательную жертву, предзнаменовавшую Распятого. Крест предобразован и Исааком, несшим дрова всесожжения, и спешно следовавшим за отцом своим, как жертва, которую Авраам спешил принести ( Быт. 22:6 ). Силу Креста предозначал и жезл Моисея (обращенный в змия), который одержал победу над жезлами Египетскими, пожрав их, а для Египтян обратил в кровь воды речные, чтобы они не могли быть годными для питья. По мановению жезла Моисеева явились из вод жабы, налетела саранча, распростерлась осязаемая тьма, и все прочие казни постигли Египтян ( Исх. 7 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Знаю, что и вы сами, представляя это, плачете и сетуете; но время не медлит, Судия неумолим, гроза ужасна, грехов великое множество и покаяние недействительно. Часто я сеял в слух ваш слова увещания и угрозы, но, кажется, они падали в тернии; я предостерегал, укорял, часто указывал вам на пепел содомлян и бывший прежде того потоп, когда от наводнения, покрывшего всю землю, совершилась всемирная погибель человеческого рода; часто представлял израильский народ, избранный, возлюбленный, бывший царским священством, но за ропот, за противление, за неблагодарность и за подобные преступления наказываемый, смиряемый побежденными им врагами и унижаемый теми, над которыми сам торжествовал, падавший, погибавший; часто я внушал вам: берегитесь, исправьтесь, обратитесь, не попускайте изощриться мечу, лук напрягается (Псал. 7:13). не обращайте долготерпения (Божия) в повод к нерадению, не злоупотребляйте благостию (Его). Как же мне тронуть сердца ваши, уже пламенеющия? Сильнее ли укорять (вас) теперь сетующих, или без укоризн предоставить вас тамошнему наказанию, пользуясь содействием настоящего несчастия к вашему обличению, или из уважения к страданию оставить непокорных и грешных без обличения? Что же? Мы внушали, угрожали, говоря о Боге: Бог, наш «ревнитель», «долготерпелив», но когда разгневается, то «кто устоит?» (Наум. 1:2—3, 6).    2. Все это я говорил, но, кажется, бросал в огонь (εις πρ ξαιvοv); такую пословицу благовременно — о если бы не было нужно! — сказать мне теперь (νν παροιμιασασθαι καριον); ибо вы не обратились, не раскаялись, но «отяготили уши свои, чтобы не слышать», по слову Господа (Зах. 7:11). Посему излилась на нас ярость Его, и возстал Он на грехи наши, и обратил против нас лице Свое (Иез. 15:7). Горе мне, что пресельническая жизнь моя продолжилась (Псал. 119:5), и хотя она не продолжительна, но, скажу с псалмопевцем Давидом, слишком продолжилась, от того, что увещания мои не были услышаны, что я вижу, как туча варваров увлажает кровию засохший от грехов город наш.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3005...

   14) Изречение: «Аз есмь лоза» (Иоан. 15:1), и: «Отец Мой болий Мене есть» (Иоан. 14:28), и: «созда Мя» (Притч. 8:22); и: «Аз... есмь червь, а не человек» (Псал. 21:7); также всё, что в Евангелиях и у пророков изрек о Себе Сын уничижительно, — сказано о теле, которое понес Он на Себе ради нас. А удобостраждущего сего тела, которое понес Сын на Себе для спасения вселенной, не приписываем мы Отцу. Ибо все создано Отцем чрез Сына; единый же Сын рожден от Отца. Почему Бог Слово «перворожден всея твари» (Кол. 1:15), и Он непреложный от Непреложного. Поэтому тело, которое ради нас понес на Себе Сын, есть тварь.    15) Ибо во Адама, нареченного Иисусом, облекшись по всему, даже и с Адамовыми немощами, кроме греха, чтобы чрез Него привести к Отцу погибшую овцу, «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен» (Иса. 53:7). О Нем пишет Павел: «человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех» (1 Тим. 2:5, 6), и в другом месте говорит: «человеком смерть бысть, и человеком жизнь. Яко же бо о Адаме вси умирают, такожде и о Христе вси оживут» (1 Кор. 15:21, 22).    16) Все получило бытие и создано Самим Словом, но Слово не имеет начала бытия; получившим же начало бытия и созданным Писание именует человека, которого ради нас понесло на Себе Слово. Ибо Господь говорит: всякая розга, во Мне пребывая, приносит «плод» (Иоан. 15:4, 5). И в человеке, которого понес Он на Себе от Адамова рода, оживотворил Он сущих от Адамова рода.    17) Прими во внимание, что доныне никто не знал Сына Божия как Он есть, пока не явил Он нам Себя. Сына же человеческого, которого Он понес ради нас, мы знаем. О нем сказал Павел: «разумейте Посланника и Святителя исповедания нашего Иисуса... верна суща Сотворшему Его» (Евр. 3:1, 2); о Нем и Стефан говорит: «вижу... Сына человеча одесную стояща Бога» (Деян. 7:56). Не сказал же: вижу Слово или Премудрость Отчую; но: «Сына человеча» — Господне от Марии тело.    18) А что касается выражения: «Иисус преспеваше возрастом, и премудростию, и благодатию» (Лук. 2:52), то оно говорится о человеке, разумеемом в Спасителе; Он был некогда младенцем, преспевал возрастом, премудростию и благодатию; Он, «начиная, бе яко лет тридесять», как повествует евангелист Лука (Лук. 3:23). Тело же, допускающее преуспеяние и возраст, есть тварь и создание. Иисус Христос, разумеемый в Спасителе человек, приемлет преуспеяние возраста, бывает некогда младенцем, а потом мужем, «начиная яко лет тридесять», как говорит Лука. Итак, приемлющий возрастание человек Христос Иисус, Посланник и Святитель, верный Сотворшему Его, Он-то и есть допускающий преуспеяние.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Господь возвысил свой избранный народ: размножив роды в племена, а племена – в многочисленные колена, Господь населил своим народом многочисленные обширные и укрепленные города Ханаана. Народ Божий прославился победами над врагами, скоро установил разносторонний быт мирной жизни. Вожди, судьи, цари и первосвященники, руководимые непосредственным откровением воли Божественной, были превосходными воспитателями и защитниками своего народа. Усыновленный Богом, еврейский народ, между другими, как старший сын в громадной семье народов, пользовался всеми лучшими правами первенства: свободой, самостоятельностью, богатством, божественным просвещением, потому что он был избран хранить высшие заветные обетования о Мессии. Устроители высшего царства и в нем вечного блаженства, первым наследником которого, по предназначению, был первенец между народами, Израиль ( Ис.42:3,7–8,13–15,22–23 ; Псал.8:2–6,20–38 ). Но этот народ, так воспитанный Богом и возвеличенный всеми благодеяниями Его отеческой любви, восстал против воли своего небесного Отца и Господа, совершенно оставил Его святой закон ( Втор.32:5–18 и др.). 3. Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. (Позна вол стяжавшаго и, и осел ясли господина своего: Израиль же мене не позна, и людие мои не разумеша). Отступить от Бога столько же преступно, сколько и неразумно. Вол и осел отличаются упорством и глупостью, однако и они знают, кому принадлежат, кто и в каких яслях их питает; и, не смотря на грубое обращение с ними, сносят побои хозяина, возвращаются к нему с пастбища и оказывают ему надлежащие услуги. Так, не только рабы, а и рабочие животные бывают преданы своему хозяину, особенно если они родились и жили у него. А «сыны Божии» – люди, богоподобные по своей природе ( Быт.6:2 ), потомки святого патриарха, столь верного и преданного Богу Авраама, избавленные от гибельной «работы Египетской», получавшие не только обыкновенные средства к жизни, но и «хлеб небесный» – манну, водворенные и благоустроенные на плодоноснейшей земле, столь облагодетельствованные иудеи, наконец, совершенно не желают работать Господу и приносить добрых плодов в Его храм ( Ис.5:2,7 ), и, просвещенные законом Божиим, делаются неразумными настолько, что уже не могут понимать всецелой своей зависимости от воли Божией, не помнят многочисленных благодеяний Божиих, не различают добра от зла, не предвидят неминуемых бедствий...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

5 На основании обличений св. Ириней в книгах его „Против ересей“ (именно 3 кн. гл. 5 и дальн.) можно заключить, что гностики учили, будто Христос и апостолы „для успеха своей проповеди обыкновенно приспособлялись к мнениям, предрассудкам и заблуждениям своих слушателей“ и пр. см. статью: „Догматическая система св. Иринея“ и пр. в Правосл. Собесед. за 1874 г. ч. 2. стр. 222. 6 См. Цитов. выше статью: „Ueber die Akkommodationen im N. J“ S. 423. В. V. Eichhorn’s Bibliothek 7 „Что приводили апостолы“, читаем напр, у Космы Индикоплевста, „из псалмов, то приводили не как подлинно о Нем (Господе Христе) сказанное, а как ρμζοντα τ ποθεσει, как напр, разделиша ризы моя ( Псал. 21, 19 , сн. Иоан. 19, 24 ), или, даша в снедь мою желчь ( Пс. 68, 22 , сн. Иоан. 19, 28 д. Ме. 27, 34. 48) и еще: прездрех Господа предо мною выну ( Пс. 15, 8 , сн. Деян. 2, 25 ) и: возшед на высоту, пленил еси плен ( Пс. 67, 19 , ca. Еф. 4, 8 ), и что подобного этому приводили, приводили ς ρμζοντα τ тсо θσει ατν. Подобное сделал блаженный Павел и тогда, когда воспользовался для собственной цели словами Моисея ( Втор. 30, 12 и д. в Рим. 10, 6 и д.), μεταφρσα τν χρσ. ν ( Μωυσω;) ς ρμοδαν ες την ιδαν πθεσιν«, Vid. Collectio nova Patrum, par. 11. pag. 227, ed. Montfancan, Parisiis. 1706. Подобным же образом судит и Феодор Мопсуетски й. См. у Толюка в его „Das А. Т. im N. T“. s. 6. Gotha 1868. В позднейшее время напр. Гаммонд на Me. 2, 23 говорит: „отвечаю на то, что иногда говорится, что пророчества исполнились; хотя в строгом, собственном и первоначальном смысле·самого пророчества они не исполняются, но в дальнейшем смысле могут быть названы исполнившимися, когда что либо случается, к чему они могут быть приспособлены (accommodari) или что вызывает в сознании людей воспоминание их“. См. у Толюка в цит. соч. стр. 7 срав. стр. 5. А Еккерман еще откровеннее. Он говорит: „цель подобной (Me. 1, 22. 23) аргументации есть только та, чтобы показать, как подходяще приводимые из В. 3. слова к тому лицу или предмету, к которому они приспособлены“. Theol. Beytr, 1, 28. cit.Anfl.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Так как это основание было не прочно, но весьма непостоянно, то Творец сообщил устойчивость самой земле. В чем же заключалась эта устойчивость? В силе Создателя. " В руке Его все концы земли» ( Пс.94:4 ). Землей называет человека. Кого Он утверждает на осно­вании веры, тот не уклонится в век века, конечно – будущего. «Не преклонится она во век века " . Сообщив ей самой в себе устойчивость, Господь сделал землю неподвижной. В том же самом положении она пребывает, насколько ему угодно. Подобно этому, в другом месте сказано: «повесил землю ни на чем» ( Иов.26:7 ). «Бездна, как одежда, – покров Его. На горах станут воды» ( Пс.103:6 ). Он сказал «Его», а не «ее»; между тем и Акила и Феодотион перевели так: «бездной как ризой Ты одел ее». Бездной Священное Писание называет влажную стихию. Так и о начале творения блаженный Моисей сказал: «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» ( Быт.1:2 ). Так как земля со всех сторон окружена водою и пределы ее составляют великие и недоступные моря, самую же средину рассекают другие моря, доступ­ные плаванию, то справедливо сказал, что бездна как одежда обле­гает землю. А с другой стороны – в смысле непостижимости – ты найдешь, что бездна заключается в том, что – «судьбы Твои – бездна великая» ( Псал.35:7 ). Так как не исследованы суды Его, то ни­каким образом не могут быть постигнуты, почему и сравниваются не просто с бездной, но с «бездной великой». Итак, Бога, суды Которого – великая бездна, покрывает непостижимость, име­нуемая бездной. «На горах станут воды: от за прещения Твоего по бегут, звука грома Твоего убоятся. Восходят... горы и опускаются равнины на место, которое Ты назначил им» ( Пс.103:6–8 ). Все это указывает на мудрость Божию, действующую в создании. Благодаря ей, море, вздымаясь подобно вершинам гор, не затопит, однако, материка волнами, но как мы устрашаемся громом, так оно боится положен­ного ему предела. «На горах станут воды« – значит: как гора стоит (море); «восходят... горы» – значит: – как горы. Я думаю, что пророк разумеет здесь облака, лежащие на вершинах гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ибо сказано: возсмердеша и согниша раны моя (Псал. 37, 6). Но как скоро душа прибегнет к Богу, уверует и испросит себе соль жизни, благого и человеколюбивого Духа, снисшедшая небесная соль истребляет в ней страшных червей, уничтожает вредное зловоние, и очищает душу действием силы своей. А таким образом, когда истинная соль соделает ее здравою и невредимою, — снова вводится она в употребление и служение небесному Владыке. Поэтому и в Законе в означение сего Бог повелел всякую жертву осолять солию (Лев. 2, 13). 6. Итак, надобно, чтобы сперва заклал ее иерей, и она умерла, а потом, чтобы рассеченная на части была она осолена, и наконец, уже возложена на огонь. Ибо, если иерей предварительно не предаст овчати закланию и смерти, то не осоляется и не приносится оно во всеплодие Владыке. Так и наша душа, приступая к истинному Архиерею — Христу, должна быть от Него закланною и умереть для своего мудрования и для худой жизни, какою жила, то есть, для греха; и как жизнь оставляет жертву, должно оставить ее лукавство страстей. Как тело, когда из него выйдет душа, умирает и не живет уже тою жизнию, какою жило, не слышит, не ходит: так, когда небесный Архиерей Христос благодатью силы Своей предаст закланию и умертвит в душе жизнь для мира, умирает она для той лукавой жизни, какою жила, и уже не слышит, не говорить, не живет в греховной тьме; потому что лукавство страстей, как душа ее, по благодати выходит из нее. И Апостол взывает, говоря: мне мир распяся, и аз миру (Гал. 6, 14). Ибо душа, пока живет в мире и в греховной тьме, и не умерщвлена Христом, но имеет еще в себе душу порока, то есть действие тьмы греховных страстей, и сим питается, — не принадлежит телу Христову, не принадлежит телу света, но есть тело тьмы, и доныне еще находится на стороне тьмы; как и наоборот те, которые имеют в себе душу света, то есть силу Духа Святого, находятся на стороне света. 7. Но скажет кто–нибудь: почему душу называешь телом тьмы, когда она не произведение тьмы? — Обрати при сем внимание, и выразумей правильно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

бб) Зах. 13, 7 в Мф. 26, 31 и Мар. 14, 27 , где изречение Иеговы о Пастыре , т. е. Мессии: мечь, порази пастыря, и пр. приводится (опять в речи Самого Господа) прямо в форме пророчественного в устах Иеговы выражения о Пастыре: поражу Пастыря и проч. Что «Пастырь " и в самом месте Захарии, как выражается почтенный Кейль, после основательной критики противных взглядов, есть никто иной, как Мессия, Который и в 12, 10 отождествляет с Иеговою, или – Тот Пастырь добрый, Который о Себе говорит: Я и Отец – одно (Komment. zu Sach. 13, 7, s. 658. Leipz. 1873), об этом срав. св. Иустина «Разгов. с Триф., гл. 53, стр. 149 цит. изд. в Гаге; св. Златоуста , блаж. Феофилакта и др. на Мф. 26, 31 и пар. Из новых о. А. Михаила на Мф. 26, 31 ; сравн. также прекрасные замечания Ольсгаузена на тоже место, – Мейера и др. И. Смирнова цит. брошюрку, 2, стр. 65 и др. Следуя стопам Господа и Учителя своего, Апостолы таким же образом относились к подобным ветхозаветным местам, как это очевидно из снесения Иоан. 19, 37 с Зах. 12, 10 5 , – Еф. 4, 8 6 с Псал. 67 ( Евр. 68 ), 19, – Евр. 1, 10–12 с Псал. 101 ( Евр. 102 ), 26–28; также Евр. 1, 6 , с Псал. 96 (- Евр. 97 ), 7. К тому же (второму) разряду принадлежать и б) такие случаи, как – аа) Рим. 10, 18 , где, без всякой формулы цитации, приводятся слова псалма 18 ( Евр. 19 ), 5 (– во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их –), которые в самом псалме выражают мысль о том, как и природа не остается равнодушною к славе Божией, повсюду проповедуя ее. Апостол же, как очевидно из контекста цитации, приводить эти слова о широком распространении евангельской проповеди чрез апостолов, «посредством голоса которых вся земля наполнилась славою и благодатию Бога и Христа Его» 7 . Место ветхозаветное – пророчественное. Природа, сотворенная Господом Иисусом Христом, для Него же Самого ( Кол. 1, 16 ), должна была предвозвещать то, что после известного периода времени возвестили апостолы, т. е. Христа и Его великое дело искупления, прославлением Его, как Творца и Владыки своего – Бога, являющегося в творении, промышлении и искуплении, подобно тому, как она совоздыхает чающих избавления и усыновления, невольно покорившись суете грехопадения. Рим. 8, 19–23 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

28:66); Исаия: яко овча на заколение ведеся и яко агнец пред стригущим его безгласен (Ис. 53:7); также Иеремия: приидите и вложим древо в хлеб его ( Иер. 11:19 ). А что распятый Христос есть Бог, послушай Ездру, который говорит: „благословен Господь, распростерший Свои руки и спасший Иерусалим пред очами нашими“! И когда змеи умерщвляли народ, Моисей, по повелению Божию, повесив змия на древе, говорил: взирайте на него, и не умрете ( Числ. 21:8–9 ). И опять Иеремия, как бы от лица распявших Господа, говорит: приидите, и истребим его от земли живущих ( Иер. 11:19 ); и, в свою очередь, Христос устами того же Пророка говорит: аз же яко агня незлобивое, ведомое на заколение, не разумех ( Иер. 11:19 ). А также затем, как бы от лица Христа, говорят: Давид, ископаша руце мои и нозе мои, и разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий ( Псал. 21:17, 19 ); и снова (Исаия): прострох руце Мои весь день к людем не покаряющимся и противу глаголющим, иже не ходиша путем истинным, но в след грехов своих ( Ис. 65:2 ). А что крест Христов и его образ досточтим и достопокланяем, также и об этом учат пророки. Давид говорит: дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука ( Псал. 59:6 ); и опять: сотвори со мною знамение во благо: и да видят ненавидящии мя, и постыдятся ( Псал. 85:17 ). А устами пророка Иезекииля Бог говорит: даждь знамения на лица мужей стенящих и болезнующих о всех беззакониих. И идите, изсецыте, и не помилуйте. Старца, и юношу, и жены, и младенцев, питающихся матерним молоком, избийте в потребление: а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся (Иезек. 9:4–6). И Соломон говорит: благословите древо, имже бывает правда (Прем. Солом. 14:7). А Исаия говорит о том, откуда и какие были деревья, составлявшие крест: кипарисом, и певгом, и кедром, вкупе прославити место святое ( Пс. 60:13 ). Моисей же, бросив кусок дерева в Мерру, сделал горькие поды сладкими ( Исх. 15:25 ), прообразуя этим Христов крест, усладивший мир, который был проникнут горечью демонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Желая возвести прекрасного Иосифа в Египте на царский престол и увенчать его главу царскою диадимою, какую ступень Господь подставил ему к той высокой чести и славе? не крестную ли, т. е. страдальческую? – неожиданную напасть от любодейцы, темницу мрачную, тесные узы, наготу, голод. То был тяжкий крест, долговременное узничество: смириша во оковах нозе его, железо пройде душа его ( Псал. 104:18 ). Что же последовало за всем этим? не царская ли надпись? Иосиф прославился в Египте, из темницы вступил на престол царский, от рубищ в порфиру, от рабства в господство: постави его господина дому своему, и князя всему стяжанию своему ( Псал. 104:21 ). Одним словом: крест его соделался для него венцем царским, а страдания его – славою и честью ему. И если страдальческий крест, терпеливо ради любви Божией понесенный, так вознаграждается на земле: то не тем ли паче в будущем веке, на небе? Кто царствует на небе? не Тот ли, Кто пострадал на земле, – Кто претерпе крест, о срамоте нерадив ( Евр. 12:2 )? Слышится на небе некая молва, как бы глас народа многого, как бы глас громов крепких, и глас ангелов многих вокруг престола. Что же они молвят? – Они повелевают всякому созданию на небе и на земле и под землею и в море воздать рабское поклонение некоему Лицу царскому, сидящему на престоле Божием. Кто же воцарился на престоле Божием? Святой Богослов видит там Агнца, но Агнца закланного: видех, говорит он, и се посреде престола, и четырех животных, и посреде старец, агнец стоящ яко заколен (Апокал. 5:6). Не Тот ли это, Который был заклан копием на кресте? един от воин копием ребра Ему прободе ( Ин. 19:34 ). Воистину, это – Господь наш Иисус Христос, о Котором Исаия предрек: яко овча на заколение ведеся, и яко Агнец пред стригущим его безгласен ( Пс. 53:7 ). Это, воистину, Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). Ему – то всякое создание горнее и дольнее раболепно поклоняется и велегласно взывает: достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение (Апокал. 5:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010