5:4), и мы вместе с ним читаем последование первого часа. «Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой» (Псал. 54:18), — и мы воспеваем Богу последование часов и вечерней песни. «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Псал. 6:7), и мы поем Господу повечерие. Вообще Псалмопевец постоянно воспевает гимны и молится, как сам говорит: «вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое в век: на всяк день благословлю Тя, и восхвалю имя Твое в век и в век века» (Псал. 144:1—2). «Прилпе душа моя по Тебе» (Псал. 62:9). Он и нас призывает хвалить Господа, когда говорит: «хвалите Господа вси языцы, похвалите его вси людие» (Пс. 116:1). Будем же и мы в установленные часы хвалить Его и радостно предстоять Ему, и всем умом своим воспоем и прославим Его: ибо Он Господь Бог наш и спасет нас. Семь хвалений церковных суть следующие: полунощница, утреня с первым часом; третий час, шестой, девятый, вечерня и повечерие. Полунощная песнь — ради воскресения Спасителя и второго Его пришествия, когда Он приидет со славою, как Жених, как сам говорит: «полунощи же вопль бысть: се жених грядет, исходите в сретение его» (Матф. 25:6). Последование утрени — в благодарение за разогнание тмы и возсияние нам света. Вместе с тем нераздельно читается хваление первого часа, приносимое Богу с славословием в начало дня. В третьем часе благодарим Бога за ниспослание Божественного Духа. Шестый — ради пригвождения ко кресту Спасителя, распятого в сей час и загладившего преступление Адама, которое было совершено в том же часе. Девятый — ради живоносной смерти Господа нашего на древе крестном, которою Он разрешил Адамово осуждение. Вечерня — в благодарение за то, что достигли окончания дня, и еще ради погребения Спасителя нашего: ибо Он погребен вечером. Наконец, повечерие — ради того, что достигли успокоения от трудов, и начало ночи посвящаем Ему, испрашивая мира во все продолжение ее, чтобы, уснув в мире, востать и увидеть опять свет; обо всем этом и размышляют созерцающие божественное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3933...

б) Откровение ясно учит нас, что, для Господа ничего нет великого в мире ( Ис. 40:15, 17 ). Но по благости своей Он обращает заботливость свою и на участь воробья и на полевую траву ( Мф. 10:29, 30; 6:10 , Лук. 12:25–29 ). Он подает пищу птенцам ворона, взывающим к Нему ( Псал. 146:8, 9 ; Иов. 38:41 ). Особенно замечателен Псал. 103 , где в зависимости от силы Божией поставляются и земля и воды (ст. 5–8), звери и птицы (11. 12. 14), растения и солнце (16, 19), и наконец сказано: отвращшу же тебе лице, возмятутся (ст. 29). в) Таково же и учение церкви и семь предмете. «Учение сообразное с учением Христовым, говорит Климент алекс., не только исповедует Бога Творцем, но распростирает промышление Его на каждую часть мира ( μεχρ των χατα μερος) 373 . Св. Ириней пишет: «если бы кто спросил нас, все ли согворенное и бывающее ведомо Богу, – и по Его ли промыслу каждое из существ испытывает все случающееся с ним: мы единогласно отвечали бы, что ничто из сотворенного, бывающего и имеющего быть не удалено от ведения Божия; напротив по Его промыслу каждое из существ приемлет свойственные себе и природу и устройство и число и качество и решительно ничто не происходит случайно». 374 Впрочем провидение Божие, не лишая своей попечительности ни одного создания, соразмеряет твое внимание к творениям с их относительною важностию, или что тоже, с их способности соответствовать высшей цели мира. И а) по суду разума, мир сохраняется и управляется волею Божиею c тем, чтобы в нем осуществились высокие намерения Божии о нем. Частные цела мира неодинаковы по своей важности и степень важности их зависят от большей, или меньшей близости их к главной цели мира; иначе – разумное создание Божие способно выражать в себе гораздо более совершенств Божиих, ежели всякое другое создание. Если же верховный Промыслитель мира с тем и промышляет о мире, чтобы выражались в мире совершенства Его сообразно намерениям Творца мира: то Он, как Премудрый, в той мере промышляет о том или другом создании, в какой сие последнее может выполнять высокую цель, Творца мира. Посему необходимо положить, что роды творений подлежат ближайшему смотрению Божию, чем неделимые разумные создания, и в частности человек более, чем создания неразумные, а еще более обращают на себя заботливую любовь Божию благочестивые исполнители воли Божией. Так б) учить и откровение о промышлении Божием над человеком ( 1Кор. 9:9 . Мф. 6:25, 26–30. 10, 29 . Псал. 138:15 ) и о промышлении над благочестивыми ( 1Тим. 4:10 , Псал. 90:14, 26:1–3, 144:18, 19 . Апок. 3:5, 13: 8 , Быт. 18:23–32, 30:27 ). §97. Каким образом Бог совершает действия промышления о мире?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Какой приятный сопутник в человеческой жизни пророк Давид! Мы встречаем его на всех путях сей жизни. Как прилично он применяется ко всем духовным возрастам, приспособляется к всякому разряду стремящихся к совершенству! С детьми по Бозе он вместе играет, с мужами вместе подвизается, юношей руководит, старости служит опорою; всем бывает все: для воинов, — оружие, для подвизающихся, — наставник, для упражняющихся в борьбе, — училище, для победителей, — венец; сотрапезник в радости, утешение в печали. Нет ничего в нашей жизни, что лишено бы было этого благодатного участия (пророка). Есть ли какая сильная молитва, которой не содействовал бы Давид? Есть ли какая радость праздника, которой бы не украсил Пророк? Это можно видеть и ныне; ибо и нынешний праздник, как ни велик сам по себе, пророк сделал еще больше, предложив и с своей стороны, приличные предмету оного, слова радости из псалмов. Ибо в одном из них (Псал. 22) повелевает тебе быть овцою, пасомою Богом, и не лишаемою никакого блага, — овцою, для которой добрый Пастырь служит всем, и злаком для питания и водою упокоения и пищею и кущею и стезею и водительством, распределяя свою благодать соответственно каждой нужде. Всем этим он научает Церковь, что должно тебе прежде всего быть овцою доброго Пастыря, благим оглашением руководимою к божественным пажитям и источникам учения, дабы спогребстись ему крещением в смерть и не страшиться этой смерти, потому что это не смерть, но тень и отображение смерти; ибо « аще пойду говорит посреде сени смертныя, не убоюся» того, что будет со мною, как « зла, яко Ты со мною еси» (Псал. 22:4). За тем утешив палицею Духа, ибо Дух есть утешитель, предлагает таинственную трапезу, уготованную « сопротив» демонской трапезе (Псал. 22:5); ибо демоны стужали человеческой жизни чрез идолослужение; « сопротив» им (предлагается) трапеза Духа. Потом помазует главу елеем Духа и, присовокупив к сему вино, веселящее сердце, производит в душе трезвенное упоение, твердо направив помыслы от временного к вечному. Ибо вкусивший сего упоения переменяет краткую жизнь на нескончаемую, в долготу дней продолжая обитание в доме Божием (Псал. 22:6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=689...

Обращенное к Нему моление состоит в том, чтобы Он исполнил свое обетование о Церкви, соблюл ю неодоленну и недвижиму. Богомудрый творец песнопения, можно сказать, каждое его слово заимствовал из святого Писания, Ветхого и Нового Завета. Слово: содетельная, взято от евангелиста Иоанна: вся тем быша, и от пророка Давида: «Той повеле и создашася» ( Псал. 148 ). – Содержащая, взято от послания к Евреям святого апостола Павла: носяй всяческая глаголом силы своея.– Непреклонну, взято от Давида: «основаяй землю на тверди своей, не преклонится в век века» ( Псал. 103 ). Сказанное о земле, тем паче приличествует Церкви, ибо Церковь , по силе о ней обетования Господня, утверждена паче небеси и земли. И недвижиму, тоже взято от Давида: «рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижется» ( Псал. 95 ). Сии слова пророка сказаны о Церкви: ибо, по слову пророка, Бог по существу своему есть Царь прежде век, и, по созданию, всем владычествует от начала создания. Посему ясно, что слова пророка: Господь воцарися, сказаны о воцарении его над верующими в Него, составляющими Церковь сию не во Иудее точию, но и во языцех, как то явствует и из слов Архангела Гаврила к Деве Марии, сказанных о Христе: «и воцарится в дому Иаковли вовеки, и царствию Его не будет конца». Слово: утверди, взято из другого подобного же изречения пророка Давида о Церкви: «Господь воцарися... ибо утверди вселенную, яже не подвижится» ( Псал. 92 ). При слове Церковь , в молении ко Христу воспоминаются пред Ним вся Им о ней совершенная Таинства: воплощение, страдание, смерть. Его о ней обетование. То есть мы молим Тебя, Господи, о той церкви, ради создания которой Ты воплотился, которую создал еси и неодоленну соблюсти обещался еси, за которую Ты кровь свою пролиял еси, крест и смерть претерпел еси, о той молим Тя. – Слова: един бо еси свят и на святых почиваяй, содержат заключительную мысль прошения сицеву: Ты, Слове Божий, свят и верен во своих обетованиях, и потому тебе свойственно исполнить наше прошение об исполнении тобой обещанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вникни точнее, что и Закон явственно вопиет о чистоте по внутреннему человеку. «Да не приимеши», говорит, «имени Господа Бога Твоего всуе: не очистит бо Господь сердца приемлющаго имя Его всуе» ( Втор. 5, 11 ). Посему и Апостол увещавает, ясно говоря: « очистим себе от всякия скверны» не только «плоти», но «и духа» ( 2Кор. 7, 1 ); и в другом месте говорит: «окроплени сердцем от совести лукавы» ( Евр. 10, 22 ); и еще: «всесовершенно ваше тело, дух и душа непорочна да сохранятся» ( 1Сол. 5, 23 ); и: да «будете чада Божия непорочна» ( Фил. 2, 15 ). Поэтому, все те, которые желают сподобиться сыноположения, должны иметь не тело только непорочное, но и непорочную душу подобно сказавшему: «буди сердце мое непорочно во оправданиих Твоих, яко да не постыжуся» ( Псал. 118, 80 ). Ибо живущие под законом, исполняя плотские только оправдания, сохраняют внешнюю чистоту, а живущие под благодатью желают и внутреннего мира во святыне, повинуясь Рекшему: «аще не избудет правда ваша паче фарисей и книжник, не внидете в царствие небесное» ( Мф. 5, 20 ); потому что фарисеи, слепотствуя умом, очищают «внешнее сткляницы» ( Мф. 23, 25 ); как и ныне подобные им новые фарисеи неискусным умом, украшая внешнего человека, сами себя оправдывают, тогда как Дух Святый не спослушествует духу их, что Божии они чада, как спослушествует Апостолу, который говорит: «самый Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия» ( Рим. 8, 16 ). Они не хотят показать в себе возрастания во святыне внутреннего человека, но уверены только в плотских заслугах; не знают, что «вся слава дщери Царевы внутрь» ( Псал. 44, 14 ). Каждый из нас как бы подобен мысленной смоковнице, на которой Господь ищет внутреннего плода, а не лиственного украшения ( Мф. 21, 19 ). Посему, кто защищает постыдные страсти, как естественные, а не случайно вошедшие в человека, тот пременил «истину Божию во лжу» свою ( Рим. 1, 25 ); потому что, как сказал я прежде, Нескверный и Чистый соделал и образ Свой подобным Себе; «завистию же диаволею смерть вниде в мир» ( Прем. 2:24 ). Итак, поскольку род человеческий, в беззакониях зачавшись и во грехах родившись ( Псал. 50, 7 ), от матерней утробы делался отчужденным, и от матернего чрева пребывал в заблуждении, после того как от Адама и до пришествия Христова стал царствовать грех; то умилосердившись пришел Агнец Божий, чтобы собственною Своею силою взять грехи мира, связав прежде крепкого и потом расхитив собранные им в добычу сосуды, по сказанному: «пленил еси плен», и еще: «приял еси» плен ( Псал. 67, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

125 Краткими словами сказать: молитва есть восхождение или возношение ума нашего к Богу, с прошением у него благих подаяний. Или, молитва есть прошение у Бога благих подаяний, с благоговением творимое. Таковое описание молитвы от части на вышереченных предложениях утверждается, а другие его части в нижеследующем утвердятся. 126 Хотя природный здравый разум как первого, так и последнего Богопочитания, некоторые понятие ово от себе имеет, Псал.138:6 . Ово от создания тварей получает по оному: небеса поведают славу Божию, и ночь ночи возвещает разум. Псал.18:3 . Но чтоб ткового Богослужения понятие цело и совершенно быть могло, и все его исполнение было без суеверия: то сверх натурального понятия надлежит от словес Божиих, от апостол и пророк оное почерпает: словеса бо их, словеса Божия суть, верна, утвержденная во век века, сотворена во истине и правоте. Псал.110:7–8 . 128 Примеры второго образа уединенной молитвы. 1) Моисей при чермном море, утешая и увещавая сыны Ивлевы, чтоб на Господа уповали, ни единые молитвы не творил устнами, а точию сердцем к Богу взывал, и услышан был. Что вопиеши ко мне, сказал ему Господь. Исход14:15. 2) Превосходный пример чтется об Анне, пророка Самуила матери, что она моляшеся, сказует писание, в сердце своем, а глас ее не слышашеся, и сама о себе ответствуя, священнику глаголет: изливаю пред Господом душу мою. 1Царств.1:13, 15. Сюда надлежит Неем.2:4 . 129 Сие исполнить можем таким образом: когда мы телом устрояем себе на молитву, должны и всею душой устроив предстать пред Господа, когда преклоняем колена, должны преклонить и самое сердце, когда руки возносим, и очи возводим горе, должны купно все мысли сердечные возвесть, по оному: воздвигнем сердца наша с руками к Богу высокому на небеси. Плач.Иерем.3:41. Когда наконец говорим устнами: помилуй мя Боже! Должны купно звать и всем сердцем: помилуй мя Боже! И таким образом будут во благоволение словеса уст наших, и поучение сердца нашего пред Господом. Псал.18:15 . 130 Из предложения сего каждый может самого себе приметить и разуметь, как он молится, духом ли и истиной, или просто едиными усты. Если кто в сердце своем благоговейного движения к Богу, то есть ни страха, ни любви не имеет: тот не молится духом, а притом если ни мало молению не внимает, то и истиной не молится. И так всяк себе должен примечать, и чувствуя в себе недостатки истинного моления, может удобно себе с помощью благодати Божия исправлять.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

И что еще? Известного первоверховного Петра не после ли бесчисленных чудес и стольких увещаний обличило тяжкое, известное падение? Итак, ежели Господь не захочет судить с милосердием и человеколюбием, но будет творить строгое исследование: то всех найдет виновными. Поэтому и Павел говорил: «ничесоже в себе свем, но ни о сем оправдаюся» ( 1Кор.5:4 ); и Пророк: «аще беззакония назриши, Господи, Господи» ( Псал.129:3 ). И это удвоение не просто, но произошло от его удивления и изумления многому множеству человеколюбия и бесконечному Его величию, и неизмеримому морю благости. Ибо он знал, знал точно, что мы во многих долгах виновны пред Богом, и что даже малые грехи великого достойны наказания. «Яко у тебе очищение есть» ( Псал.129:3 ), т. е. избегнуть наказания состоит не в наших правых делах, но в Твоей благости, и ежели мы не насладимся Твоего человеколюбия: то одного нашего не будет достаточно для того, чтобы исхитить нас от будущего гнева. А ныне Ты человеколюбие соединяешь с правосудием, и обыкновенно оказываешь более первое, нежели второе. Открывая это через Пророка, Он говорил: «Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя» (Иса.43:25), т. е. это дело Мое, Моей благости, так как твоего, хотя бы оно было и доброе, никогда не достаточно для освобождения от наказания, если не будет присоединено то, что зависит от Моего человеколюбия. И опять: «Аз содержу вы». Действительно, у Бога собственно очищение, и истинное милосердие. А посему Он и исследывает со снисходительностию. «Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи» ( Псал.129:4 ). Ради имени Твоего, Человеколюбец, ожидал я спасения, потому что, смотря на свои дела, я давно бы отчаялся, а теперь, внимая закону Твоему, и исполняя глаголы Твои, имею спасительную надежду. Ибо Ты Сам сказал: «якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея» (Иса.55:9). И псалмопевец: «по высоте небесней от земли утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его» ( Псал.102:11 ), т. е. не только праведных спас, но и грешных пощадил, и среди беззаконий твоих явил Свое попечение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/otve...

461 Св. Василий великий : «Истинный Пастырь, положив душу свою за овец и потом воскресив их с собою, предал пасти их правым т.е. святым ангелам: и обладают ими правии заутра. Ибо к каждому из верных приставлен ангел». Св. Григорий богослов : «ангельские силы содействуют, нам в добрых делах». Иларий поатьерский: «(Ангелы) суть споспешники наши в разумении заповедей и воли Его (Бога), приносящие нам блаженное успокоение... К ним возводятся очи, потому что чрез них, посредством наставлений, совершается восхождение ума к высшему и вечному». Св. Иоанн лествичник : «Когда я жаждал большого успеха (в стяжании неленостной молитвы и в нерасхищаемости мыслями сердца), то в сем случае просвещал меня являвшийся мне ангел». Св. Васил. вел. Бесед. на псал. 48: твор. ч. 1, стр. 370. Москва, 1845 г. Св. Григор. богосл. Слов. 40 твор. ч. 3, стр. 310. Москва, 1844 г. Илар. поат. Толк. на псал. 120: твор. стр. 286. Кельн, 1617 г. Св. Иоан. леств. Лествиц. степ. 27, л. 144 на обор. Москва, 1836 г. 462 Св. Василий великий : «Как городские стены, вокруг облегая город, отовсюду отражают вражеские нападения, так и ангел служит стеною спереди, охраняет сзади, и с обеих сторон ничего не оставляет неприкрытым. Посему-то падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе: к тебе же не приближится удар которого-либо из врагов, яко ангелом своим заповесть о тебе ( Пс. 90:7,11 ). Иларий поатьерский: «Мы, при своей немощи, не могли бы противостоять всем злобным нападениям стольких врагов духовных, если бы нам не были даны для защиты ангелы. Необходимо каждому, для противодействия врагам, содействие существа более могущественного... Сих-то ангелов изводит к нам Владыка, чтобы чрез них являть вспомоществование немощным человекам, чтобы сии божественные стражи бодрствовали в охранении нас против миродержителей тьмы века сего» ( Еф. 6:12 ). Св. Феодор студит : «Ты имеешь близ себя Господа, которого любишь. Имеешь и ангела-хранителя жизни твоей, которого служение состоит в том, чтобы избавлять тебя от всех зол. Посему, не смущайся духом, но ободрись, крепко подвизайся, а не ослабевай». Св. Васил. вел. Бесед на псал. 33: твор. ч. 1, стр. 290. Москва, 1845 г. Илар. поат. Толков. на псал. 136: твор. стр. 313. Кельн, 1617 г. Св. Феодор. студ. Письм. к Евфросинии: твор. стр. 1432. Париж, 1860 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Почему святой Давид и говорит: «стяжал еси утробы моя» (Псал. 138:13). Пусть же, дети, Он обладает утробою вашею, дабы она была рассадником целомудрия, возбудителем добродетелей. Посвятите себя Христу и исповедуйтесь Ему, говоря так: «часть моя еси, Господи» (Псал. 118:57). Так может говорить только незамужняя, замужняя же сказать этого не может; ведь она стремится к тому, как бы ей угодить своему мужу, и только незамужняя (старается угодить) Христу. Та составляет наследие мира, а эта — наследие Христово.    41. Левит, наследие Христово, — это тот, который не присвоивает себе ничего из земного. Кто ищет жену, тот уже не может сказать: «часть моя еси, Господи» (Псал. 118:57). Но что же говорит служитель Христов: «сребра и злата, — говорит, — несть у мене, но еже имам — сие ти даю: во имя Иисуса Христа Назорея востани и ходи» (Деян. 3:6); и это он получил потому, что не искаль золота. Действительно, он был послан без жезла, без сумы, без денег. Потому-то его и прославляли; так как он не имел того, чего не получил; он не стыдился бедности, так как искупил его уничиженный (pauper). Вот почему Он и сказал: «востани и ходи», — это потому, что он читал в Писании: «сей нищий воззва, и Господь услыша и» (Псал. 33:7). Глава седьмая    42. Итак, да будет вашим уделом Господь, — Господь, создающий и неплодную и рождающую. Создает Он ту и другую, но одна рождает в печали, а другая радуется в безплодии (своем); этой последней сказано: «возвеселися, неплоды, нераждающая, возгласи и возопий, нечревоболевшая» (Ис. 54:1). И, действительно, она имеет сыновей без мук рождения. Поэтому-то в приложении к Церкви и говорится: «Кто слыхал..., возникла ли страна в один день и родился ли народ» вместе (Ис. 66:8)? Но в один день земля не рождает, а рождает (так) благодать. Когда наступает день Пасхи, то по всему лицу земли (in toto orbe) совершаются таинства крещения, облекаются покрывалом посвящаемыя девственницы. Итак, в один день без всякой скорби Церковь обыкновенно рождает много сынов и дочерей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

881–77 на 50 руб. 20 дес. пахотной (2 пая по 10 дес.) Размер сенокосных паев определяется ежегодно при дележке Барабанщиков поселок Александро-Невская ц. (1904 г.п.) 1 свящ.1 псал. 498–69 5 четвертей Нижне-Жи- ров поселок Михайло-Архангельская ц. 1 свящ.1 псал. 649–57 Верхне-Се- бряковский поселок Вознесенская ц. 1 свящ.1 псал. 886–08 Зимовники станция Петропавловская ц. 1свящ.1 псал. 1 823–17 Приложение 4. Священно и церковнослужители Донской епархии – землевладельцы начала XX в. Ф.И.О. священный сан, церковнослужительская должность Место служения Происхождение Супруга Земельная собственность Троицкий Симеон Стефанович, протоирей Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор Сын священника, казак Ниж- не-Чирской станицы Троицкая Анна Васильевна Имущество жены: 100 десятин земли Памфилов Василий Михайлович, протоирей Михайло-Архангельская г. Новочеркасска Сын диакона казачьего происхождения 400 десятин Макаров СимеонМихайлович, протоирей Троицкая г. Новочеркасска Сын священника казачьего происхождения. Род в ст. Рас- попинской Жена имеет 200 десятины земли Троицкая г. Новочеркасска Сын диакона казачьего происхождения. Род в сл.Екате- рионовке Жена имеет 100 десятин земли Базилевский Максимилиан Яковлевич, заштатный свящ. Троицкая ц.ст. Аксайской Сын диакона духовного происхождения Дочь войскового старшины А. Кисляков У жены 215 десятин земли Короченцев Георгий Иосифович, священник Сретенская ц. ст. Александровской Сын козака Коче- товской станицы Имеет участок 200 десятин в Донецком округе Платонов Василий Михайлович, священник Успенская ц. хут. Недви- говский Сын священника из потомственных дворян Имеет 30 десятин земли с банковым долгом в 700 руб. Автономов Петр Викторович, священник Всехсвят- ская ц. хут. Синявского Сын протоиерея иногороднего происхождения Имеет 100 десятин земли Васильев Нил Васильевич, священник Преображенская ст. Мечетинской Сын священника казачьего происхождения 200 дес. земли Гавришев Владимир Митрофанович, диак. Александро-Невская хут. Апана- сова Донецкий окр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010