Яко, слузи суще царства его, не судисте право, ни сохранисте закона» (Прем. 6:1—4). Царь Вавилонский, следовательно, есть все тело; но, смотря по месту, мы должны догадываться, к какой части тела относится сказанное.     «Спаде с небесе денница» может относится ко всему телу.     «На небо взыду, выше звезд Божиих поставлю престол мой» — точно также и особенно к главе: к большим, которые хотят владеть областью звезд, т. е. святых, хотя ими самими будут владеть меньшие, по написанному: «больший поработает меньшему» (Быт. 25:23). Этому Исаву, то есть злым братьям, Господь так говорит чрез пророка Авдия: «возвышаяй храмину свою (habitationem, обиталище), глаголяй в сердцы своем: кто мя свержет на землю (земли)? Аще вознесешися якоже орел, и аще положиши гнездо твое среде звезд... оттуду свергу тя, глаголет Господь» (Авд. 1:3—4), «Сяду нагоре (in monte) высоце, на горах (выше гор, над горами, super montes) высоких... к северу, взыду выше облак, буду подобен Вышнему» (Ис. 14:13—14). Высокая гора есть гордый народ. Высокие горы — отдельные личности, составляющие все вместе одну гору, то есть тело диавола. Ибо злых гор много, по слову Писания: «прелагаются (преложатся, transferentur) горы в сердца морская» (в сердце моря, in corde maris) (Псал. 45:3). И еще: «основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася... Бог» (Псал. 17:8). Ибо и тело Господне, т. е. Церковь, называется горою, и отдельные лица, находящиеся в Церкви, составляют горы, по написанному: «аз же поставлен есмь царь от него над Сионом горою святою его, возвещаяй повеление Господне» (повеления Его) (Псал. 2:6—7). Еще: «погубити (погублю) ассириян на земли моей, и на горах моих» (Ис. 14:25). Еще: «да восприимут горы мир людем, и холми правду» (Псал. 71:3). И еще: «горы взыграшася (взыграются) яко овни, и холми, яко агнцы овчии» (Псал. 113:4). Бог имеет престол на горе Сионе и на горах Израилевых и на святых своих облаках, которыя суть Церковь. Написано: «да убоится Господа вся земля: ибо Он поднимается из святых облаков» (ср.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

Псал. 145 , [ст. 2]. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь. Помни же свой долг. [Ст.3–4]. Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его (сына человеческого), и он (сын человеческий) возвращается в землю свою, из которой взят. А как это верно, что человек взят из земли. Как растение растет из земли, вбирая из нее соки и самые тончайшие элементы земли, так и младенец во чреве матернем заимствует для себя, для образования своих членов соки от матери, а мать употребляет снеди – из произведений земных. 6[-9] ст. Бог сотворил небо и землю, море, и вся, что в них. Он хранит истину в век, творит суд обидимым, дает пищу алчущим. Господь решит окованныя: Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит. Псал. 146 , ст. Бог исчитает множество звезд и всем им имена нарицает… одевает небо облаками, уготовляет земле дождь, прозябает на горах траву и злак (колосовый и другие) на пользу человеку, дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему. О Боге как Творце и Промыслителе. А вот эти слова можно обратить к конным войскам: Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его. [ст. 10–11]. Внушить, чтобы они надеялись не на коней и не на силу свою, а на Бога, на милость Его. 147 псал., [ст.1–3]. Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя. (О творении и о Промысле.) Псал. 148 . Псалмопевец призывает к хвалению Творца всю тварь – небесную и земную, духовную и вещественную. Пс.149 , [ст.2]. Да веселится Израиль о Сотворшем его… Да веселится и народ православный о Творце своем… Псал. 150 . Призывает к хвалению Господа на разных инструментах. Конец Псалтири и Богу слава. Февраля 13-го 1857 года. Книга пророка Иезекииля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2, 11); ибо слова: «днесь», нельзя разуметь о Том, Который прежде веков. Но яснее сие показывают следующие слова: «сего Иисуса, Егоже вы распнете» (Деян.2, 36). Если Сын, когда родился, тогда стал премудростью, то ложно сказанное: «Христос Божья сила и Божья премудрость «(1 Кор.1, 24); ибо премудрость Его не получила начала, но была всегда. Поэтому значит сие то же, что и сказанное об Отце Давидом: «буди ми в Бога защитителя» ( Псал.30,3); и еще: и «был еси мне во спасение» (Псал.117,21). И Павел говорит: «да будет же Бог истинен, всяк же человек ложъ» (Рим.3,2). Так и Господь «бысть нам премудрость от Бога, и освященье, и избавленье» (1 Кор.1,30). Поэтому, если Отец, соделавшийся защитником и истинным, не тварь; то и Сын, соделавшийся премудростию и освящением, не тварь. Если истинно, что Отец есть единый Бог, то, очевидно, истинно и то, что Спаситель есть единый Господь Иисус Христос. Следовательно, по их мнению, и Спаситель не Бог, и Отец не Господь. И напрасно сказано: «рече Господь Господеви моему» (Псал.100,1); ложно и следующее: «сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой «(Псал.44,8); и сие: «одожди Господь от Господа «(Быт. 19, 24); и: «сотвори Бог по образу Божию» (Быт. 1, 27.); и: «кто Бог, разве Господа? «и: «кто Бог, разве Бога нашего «(Псал.17, 32)? И Иоанн говорит: «Бог бе Слово, и Слово бе к Богу» (Иоан.1,1); и Фома о Сыне: «Господь мой и Бог мой «(Иоан.20,28). Поэтому, сии различения разуметь должно относительно к тварям, и ложно, а не собственно, именуемым богам, но не об Отце и Сыне. На слова: «да знают Тебе единаго истиннаго Бога» (Иоан.17,3) Истинным называется в отличение от ложных; несравнимым же, как превосходящий всех и всем. Иеремия, сказав о Сыне: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нем»у (Вар. 3, 36), ужели назвал Его большим и Отца? А что и Сын есть истинный Бог, о сем говорит сам Иоанн в послании: «да познаем единого истинного Бога, и да будем в истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1 Иоан.5, 20.). Поэтому, как на основании слов: «не вменится ин к Нему», не должно думать, что Сын больше Отца, так нельзя разуметь и того, что один Отец—истинный Бог.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

По мнению же всех вообще старообрядцев, Церковь , во время патриарха Никона , той Божией помощи не получила, но лишилась епископства, лишилась и благодати совершать все церковные Таинства. Посему могут ли они читать в своих собраниях и это поучение, и не в обличение ли себе читают его? Некоторые, весьма редкие, впрочем, из самих беспоповцев с прискорбием сознаются, что им без священства не осталось ни одной священной, или церковной книги, по которой они могли бы молиться, – осталась одна Псалтирь. Но и это они несправедливо говорят. Псалтирь подобает глаголати и наедине, тем паче в собрании, только чадам Православной Соборной Церкви, имущей полноту Священства и Таинств. Старообрядцы же не всему и в ней написанному веруют: посему и читать ее во время молитвы им не следует, да не обрящутся ложь глаголюще пред Богом. Вот для примера несколько таких месть в Псалтири. В псалме 92 читается: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». Но где у старообрядцев уставленная Христом святыня в дому Господин и пребывает ли в долготу дний? Беспоповцы не только не имеют той святыни и домов Господних, но и существовати им ныне не веруют. На пользу ли же будут эти слова произносящему их с неверием пророческому гласу? Также могут ли они, не имея ни домов Божиих, ни жертвенников, читать в Псалтири: «желает и скончавается душа моя во дворы Господни... олтари твоя. Господи сил» ( Псал. 83 ). " Вниду к жертвеннику Божию» ( Псал. 42 ), и прочие подобные стихи? И паки пророк Давид, провидя чин церковный, глаголет: «священницы Твои облекутся в правду» ( Псал. 131 ). Опять могут ли читать сии слова беспоповцы, не только не имеющие священства, но и самое его существование ныне отрицающие? И паки: «чащу спасения прииму и имя Господне призову» ( Псал. 115 ). Но какую беспоповец обещается приять чашу, когда у беспоповцев не приносится бескровная жертва и нет Чаши Нового Завета? И паки: «основания Его на горах святых, любит Господь врата Сионя» ( Псал. 86 ). По мнению беспоповцев и чувственный и духовный Сион в руках неверных, и обоих они бегают: а читая Псалтирь, говорят, что любит Господь врата Сионя!

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   Кто говорит, что Сын произошел по хотению, означает сим то же, что и утверждающий: «было, когда не было Сына, и Он произошел из не сущаго, и есть тварь». Но поелику ариане постыждены за такия речи, то хитрецы сии вознамерились иначе означить то же самое, ограждаясь хотением, как каракатицы черной влагой, чтобы омрачить тех людей простосердечных, а самим не забыть своей ереси. Откуда сие по хотению и изволению? Или из какого Писания приводят такия слова? Пусть ска­жут сии подозрительные в речах своих и изобретатели злочестия! Отец, с небеси открывая Слово Свое, изъявил: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Матф. III:17); и чрез Давида сказал: отрыгну сердце Мое Слово благо (Псал. XLIV:2); и Иоанну повелел сказать: в начале бе Слово; и Давид воспевая говорит: яко у Тебе источник живота, во свете Твоем ýзрим свет (Псал. XXXV. 10); Апостол же пишет: Иже сый сияние славы (Евр. I:3); и еще: Иже во образе Божии сый (Филиппис. II, 6); и: Иже есть образ Бога невидимаго (Колос. I:15). Все и везде говорят о бытии Слова, и нигде о том, что Оно от хотения, и вообще, что Оно сотворено. Где же нашли еретики хотение или изволение, предше­ствующее Божию Слову? Разве, оставив Писания, прикроются злоумием Валентина. Ибо Птолемей, ученик Валентинов, говорил, что Нерожденный имеет два рога-мысль и изволение, и сперва помыслил, потом изволил; и чтò помыслил, того не мог бы произвести, если бы не привзошли и силы воли. И научившись из сего, ариане хотят, чтобы Слову предшествовали изволение и хотение. Итак, пусть соревнують они в заблуждениях Валентину; а мы, читая Божии словеса, находим о Сыне: бе, и слышим, что Он один во Отце и есть Отчий образ; об одних же созданных, потомучто их и по естеству некогда не было, привзошли же они впоследствии, читаем, что им предшествовало хотение и изволение, как воспевает Давид во сто тринадцатом псалме: Бог наш на небеси и на земли: вся елика восхоте, сотвори (Псал. CXIII, 11); и во сто десятом: велия дела Господня, изыскана во всех волях Его (Псал. СХ, 2); и еще во сто тридцать четвертом: вся елика восхоте Господ, сотвори, на небеси и на земли, в морях и во всех безднах (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

70 . Минувшым же неколиким часам, воспрянув святый и, очи воздев на высоту (обременяем бо тяжестию вериг, не можаше востати), помолися в себе, глаголя: «Слава тебе, всещедрый Владыко, Господи душелюбче, яко сподобляеши мя участника быти страдания и креста, егоже вси доблествении мужи, на рамена 266 подъявше, доброму последоваша предводителю Христу и тесным жития путем внидоша в живот. Слава тебе, Человеколюбче, яко сими оковы удостоверявши мя недостойнаго о твоем благоволении ко мне. И кое ти благодарение принесу? Что ти воздам за толикую милость? Ныне аз свободен, яко вси мя оставиша и всего того лишихся, еже бы возмогло душу мою пленити, и незыблемым упованием всажден есмь в Бозе, той мне сокровище, той веселие, слава же и честь. Ныне аз воистинну блажен, яко сподобляюся Христовым страстем сообразоватися 267 . Ныне аз победитель и царь, Христова бо, яже во мне, сила разоряет вся коварства врагов. Ныне конец желаний моих наста, и что ми еще восхотети на земли. Даждь ми убо, Господи, совершенное терпение, да возмогу до конца преплыти сия обуревания мира». 71 . В сих и подобных размышлениях вся нощи препровождаше святый. Пища же ему весма скудная давашеся от мучителей оных, обаче святый доволен бяше ею, навыче бо воздержанию измлада, емуже паче прилежаше, путем шествуя от Владимира во Орду, на немже обретаяся, во всякую неделю 268 причащашеся пречистаго Тела и Крове Владычни; а отнележе взят бысть, вся нощи без сна препровождаше в глубоких воздыханиях и слезах, исповедался Господевн и непрестанно пояше богодухновенныя пророка Давида псалмы, имиже соуслаждашеся и увеселяшеся, яко некоею на велицем пиршестве мусикиею. Поскольку же руце его оковами вязахуся в нощи и не можаше книгу держати сам, сего ради испроси у стражей, да позволят быти единому своему отроку при нем, иже, седя, держаше книгу и прекладываше листы. Молящуся святому, множае же чтяше наизусть следующыя псалмы: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей» [ Псал.50 ], 269 «Господи, услыши молитву мою» [ Псал.71 и 142], 270 «На тя, Господи, уповах, да не постыждуся вовек» ( Псал.30 ], 271 «Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моея» [ Псал.68 ], 272 и прочая, сим подобная.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

69, 1). Аще умедлитъ, потерпи ему, яко идый и не умедлитъ (Авв. 2, 3). Заблудихъ яко овча погибшее; взыщи раба Твоего, уповающаго на Тя (Псал. 118, 156). Богъ яве Богъ нашъ, и не премолчитъ (Псал. 49. 3). Потому, Тотъ, кто по естеству есть Царь, не презрелъ естества человеческаго, порабощеннаго лютой властью благосердый Богъ не попустилъ быть ему всегда подъ пришелъ и далъ въ уплату Свою кровь; для рода человеческаго отъ смерти, отдалъ Свое тело, которое принялъ отъ Девы, свободилъ отъ клятвы закона, уничтоживъ смерть Своею Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, восклицаетъ св. Павелъ. Онъ пришелъ спасти, но долженъ былъ и пострадать. Какъ могло быть то и другое вместе? Простой человекъ не могъ спасти; а Богъ въ одномъ только своемъ естестве не могъ страдать. Какимъ же образомъ то и другое совершилось? Такъ, что Онъ, Еммануилъ пребывая Богомъ, сделался и человекомъ, и то, чемъ Онъ былъ, спасло; a то, чемъ Онъ сделался, страдало. Потому, когда Церковь увидела, что сонмище увенчало Его оплакивая буйство сонмища, говорила: дщери изыдите и видите венецъ, имъже венча Его мати Его (Песн. 3, 11). Онъ носилъ терновый венецъ, и разрушилъ на отъ Онъ одинъ и тотъ же былъ и въ лоне Отца и во чреве Девы; одинъ и тотъ же на рукахъ матери и на ветровъ (Псал. 103, 3); Онъ, которому покланялись ангелы, въ тоже время возлегалъ за столомъ съ мытарями. Ha Него серафимы не смели взирать, и въ тоже время Пилатъ делалъ Ему допросъ. Онъ одинъ и тотъ же, котораго заушалъ рабъ и предъ которымъ трепетала вся тварь. Онъ пригвождался ко кресту и возседалъ на престоле славы: полагался во гробъ и простиралъ небо какъ кожу (Псал. 103, 2); причисленъ былъ къ мертвымъ и упразднилъ адъ; здесь на земле клеветали на Него, какъ обманщика, тамъ на небе воздавали Ему славу, какъ святейшему. Какое непостижимое таинство! Вижу чудеса, и исповедую, что Онъ Богъ; вижу и не могу огрицать, что Онъ человекъ. Еммануилъ отверзъ двери природы, какъ человекъ, и сохранилъ невредимыми ключи девства, какъ Богъ; изшелъ изъ утробы также, какъ вошелъ чрезъ слухъ; одинаково и родился и зачался: безстрастно вошелъ, безъ вышелъ, какъ объ этомъ говоритъ пророкъ обрати мя на путь вратъ святыхъ внешнихъ, зрящихъ на востоки: и бяху затворена, и рече Господь ко мне: сыне человечь, врата заключенна будутъ, и не отверзутся, и никтоже пройдетъ ими, яко Господь Богъ израилевъ, Онъ единъ, внидетъ и изыдетъ, и будутъ заключенна 44, 1–2). Вотъ ясное на Святую Деву и Богородицу Да прекратится всякое и Священное да просветитъ наше дабы намъ получить и царство небесное во веки вековъ. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   Вопрос 213. Какие признаки любви к Богу? Ответ. Сам Господь научил нас сему, сказав: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Иоан.14, 15 ).    Вопрос 214. Чем различаются между собою милость ( χρηστοτης) и благость ( αγαθωσυνη)?    Ответ. Поскольку Давид в одном мест сказал: «благ ( χρηστος) Господь всяческим» ( Псал.144, 9 ); и: »благ ( χρηστος) муж щедря и дая» ( Псал.111, 5 ); а в другом: «ублажи Господи благия ( αγαθους«, ( Псал. 124, 4 ), и Иеремия говорит: »благ ( αγαθος) Господь к надеющимся на Него» ( Плч.3, 25 ): то, думаю, что милость обширнее, в том отношении, что благодетельствует кому бы то ни было, имеющему в ней нужду; благость же более ограниченна и в благодеяниях наблюдает законы правды.    Вопрос 215. Кто есть миротворец, ублажаемый Господом ( Матф.5, 9 .)? Ответ. Кто споспешник Господу, по слову Апостола, сказавшего: «мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5, 20 ); и еще: «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом» ( Рим. 5, 1 ). Ибо иного свойства мир отринут Господом, сказавшим: «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» ( Иоан.14, 27 ).    Вопрос 216. В чем должно состоять обращение и уподобление наше детям ( Матф.18, 3 )? Ответ. Сему научает нас то же место Евангелия, объясняя случай, по которому сие сказано, а именно, чтобы не искать предпочтения, но знать равночестность природы и любить сие равночестие в отношении к тем, которые, по видимому, в ином ниже. Ибо таковы в отношении друг к другу и дети, еще не навыкшие порочности обращающихся с ними.    Вопрос 217. Как примем царствие Божие, «как дитя» ( Матф.18, 4 )? Ответ. Если таковыми же будем в отношении к учению Господню, каково в обучении «дитя», которое не прекословит, не оправдывается пред учителями, но верно и благопокорно принимает уроки.    Вопрос 218. Какого разумения должны мы просить себе у Бога, и как можем стать достойными оного. Ответ. О сем разумении узнаем от самого Бога чрез Пророка, который говорит: «да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» Господа (Иерем.9, 23–24), и чрез Апостола, который сказал: «но познавайте, что есть воля Божия» ( Ефес.5, 17 ). Удостоиться же сего разумения возможем, если исполним написанное: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» ( Псал.45, 11 ), и если уверуем, что истинен всякий глагол Божий, ибо сказано: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» ( Ис.7, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Сынове человечестии в крове крылу Твоею надеятися имут. Упиются от тука дому Твоего и потоком сладости твоея напоиши я ( Псал.35, 8–10 ). Нет сомнения, что пророк разумеет здесь блага духовные, удовлетворяющие потребностям нашего духа: ибо чувственные, земные блага он мог иметь в своем доме и, как царь, мог обиловать ими. Но он чувствовал в себе духовный глад и жажду. Так говорит он: возжада душа моя к Рогу крепкому и живому, когда прииду и явлюся лицу Божию ( Псал.41, 3 ); насыщуся, внегда явитимися славе Твоей ( Псал.16, 15 ); тако во святем явихся Тебе видети силу Твою и славу Твою ( Псал.62, 3 ). Следовательно, святыня и слава дома Господня суть те блага, коими пророк побуждает нас к радости. – В самом деле, как не радоваться, входя в дом Господень, когда все в нем говорит о славе Божией, все поощряет к святости, все поучает благочестию? Как не радоваться, когда Господь храма есть хлеб животный и источник воды живой? Аз есм хлеб животный, иже сшедый с небесе, говорит Он: аще кто снесть от хлеба сего жив будет во веки ( Иоан.6, 51 ); аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Иоанн.7, 37). Бак не радоваться, когда Господь храма обещает утешить нас в печали и скорбях, укрепить в немощах ж успокоить от трудов и забот житейских? Приидите ко Мне еси труждающися, и Аз упокою вы. говорит Он ( Матф.2, 28 ). Будем убо посещать дом Господень с веселием и радостью. Наконец, мы должны предстоять в храме Божием с благоговением и вниманием к священнодействию, в нем совершаемому. Можно ли не иметь благоговейного чувства в присутствии святых Божиих, кои невидимо восхваляют с нами Господа и ходатайствуют о нас своими теплыми молитвами пред Ним; в присутствии небесных сил, кои невидимо служат с нами и, как Церковь воспевает, закрывают лица своя, предходя страшной тайне Христовой; в присутствии самого Бога, испытующаго сердца и утробы? Можно ли не хранить глубокого внимания, когда прославляется святое Божие имя во псалмех и пениих и песнех духовных, проповедуются глаголы живота вечного и воспоминается в священных действиях вся земная жизнь Спасителя нашего, Его подвиги, страдания, смерть и воскресение из гроба? Нет! и рабы не дремлют пред лицом господина своего; и подчиненные внемлют словам своих начальников; и подданные благоговеют в присутствии Царей земных. Случается, что иные из стоящих во храме бродят мыслями своими и желаниями по распутьям мира; но за то, по слову Иисуса Христа, они и видяще не видят и слышаще не разумеют ( Лук.8, 10 ). Господь не внемлет их молитве и не исполняет их прошения, зане зле просят, чтобы удовлетворить своим вожделениям ( Иак.4, 3 ). Они приближаются к нему усты своими, сердце же их далече отстоит от Него ( Исх.29, 13 ). Посему, выходя из храма, не выносят с собою никакого блага, выходят без семени духовной жизни, выходят с пустотою в сердце. Будем убо внимать всему, что совершается во храме, и благоговеть пред Тем, Кто изображается в совершаемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

А если это глас Отца, и ученики слышали, Сам же Сын говорит о Себе: «прежде... всех холмов раждает Мя» (Притч. 8:25), то не подобно ли баснословным исполинам и ариане богоборствуют ныне, по слову Псалмопевца, имея «язык — меч остр» на злочестие (Псал. 56:5)? Не убоялись они Отчего гласа, не уважили слов Спасителя, не поверили святым, хотя один из них пишет: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3), и: «Христос, Божия сила и Божия премудрость» (1 Кор. 1:24), и другой воспевает: «яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет» (Псал. 35:10), и: «вся Премудростию сотворил еси» (Псал. 103:24), и пророки говорят: « и бысть слово Господне ко мне» (Иер. 2:1), и Иоанн вещает: « в начале бе Слово»; и Лука: « якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе» (Лук. 1:2), как и Давид еще говорит: «посла Слово Свое, и исцели я» (Псал. 106:20).    Все это предает арианскую ересь повсюдному позору, дает же уразуметь вечность Слова и что Слово не чуждо Отчей сущности, но собственно ей принадлежит. Ибо кто когда видел свет без сияния? Или кто осмелится сказать, что образ ипостаси чужд ей? Не паче ли неистов помысливший только, будто бы Бог когда — либо был без Слова и без Премудрости? Писание представило нам таковые начертания и таковые образы, чтобы мы, поелику природа человеческая не в состоянии постигнуть Бога, из них хотя бы отчасти и неясно, по мере сил своих, могли уразуметь Его. И как к познанию того, что Бог есть и промышляет, достаточно твари: «от величества бо и красоты созданий сравнительно Рододелатель их познавается» (Прем. 13:5), и мы к своему научению не требуем от твари произносимых слов, но, внимая Писаниям, веруем, примечая во всем этот порядок и эту стройность, познаем, что Он есть Творец, Владыка и Бог всего, постигаем чудное Его о всем промышление и мироправление: так, при достаточном свидетельстве о Божестве Сына приведенных выше изречений, излишнее, лучше же сказать, безумное дело сомневаться и спрашивать с еретиками, как может Сын быть вечно? Или как может Он быть от Отчей сущности и не быть частью? Быть от чего — нибудь значит быть частью этого чего — нибудь; а уделенное не есть уже целое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2578...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010