Гл. 2. Итак чада Христовы, сыны святой Божией Церкви, благосклонно прочитавшие это сочинение о восьмидесяти ересях и вместе со мною преплывшие таковую пучину вышеупомянутых нелепых учений, и перешедшие такую страшную и безводную пустыню, призовем Господа всяческих! Давно уже мы этого желали, и в каждом месте разсуждения об этих ересях, мы чувствовали себя как будто в Мерре (Исх. гл. 15) и в жажде, когда странствовали по этой страшной непроходимой пустыне и постоянно встречались с ложным учением еретиков. А теперь воскликнем и сами: имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе Боже (Псал. 41, 2); и еще: когда прииду и явлюся лицу Божию (Псал. 41, 3)? Поэтому и мы скорее призовем Его, но не так, как призывал невесту Жених ея и Господь, и Владыка, и Царь, и Бог, и Поборник, а призовем как рабы Его, согласно с Ним и сами говоря: гряди от Ливана невесто: потому что вся добра еси, и порока несть в тебе (Песн. 4, 8. 7). Ты рай великаго Художника, град святаго Царя, невеста несквернаго Христа, чистая Дева, обрученная в вере одному только Мужу, славная, проницающая аки утро, добра яко луна, избранна яко солнце, ужас яко вчиненны (Песн. 6, 9); ублажаемая царицами, воспеваемая наложницами и восхваляемая дщерями (ср. Песн. 6, 8), восходящая от пустыни (Песн. 3, 6), убелена и утвержаема о брате своем (Песн. 8, 5), дышущая миром, восходящая от пустыни, яко стебло дыма, кадящее смрну и ливан, от благовоний мироварца, давшаго свое благовоние (Песн. 3, 6)! Провидя Его, она говорила: миро излиянное имя Твое. Сего ради отроковицы возлюбиша Тя (Песн. 1, 2). Ты стала одесную Царя, рясны златыми одеяна и преиспещрена (Псал. 44, 10. 14); ты не имеешь ничего мрачнаго, некогда была очернена, теперь же прекрасная и убеленная (Песн. 1, 4–5)!! О если бы прибегши к тебе, мы отрешились от встречавшихся нам доселе ненавистных деяний еретических, успокоились от бурнаго треволнения их и отдохнули в тебе, святая мать наша Церковь, в святом твоем учении и в святой и единственно истинной вере Божией! Но я начну поведать чудное об этом святом граде Божием; ибо преславная глаголашася о нем, как говорит пророк: преславная глаголашася о тебе граде Божий (Псал. 86, 3). Это для всех людей недостижимо, для неверных чуждо, а для людей верных и следующих истине отчасти достижимо, согласно с обетованием, что это будет даровано им от их Владыки в царствии небесном, где сама святая Дева и наследница с Женихом своим на небе получила жребий и наследие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Афанасий Великий ). Псалом – глас Церкви; он делает празднества ея светлыми. Такими словами святый отец заключает свою похвалу псалму. – Одним келейным чтением и пением псалмов не ограничивается их употребление. Главным назначением псалмов было всегда служить богослужебным целям, исполняться посреди церкви, в часы молитвенных собраний верующих, так как и Господь, и апостолы воспевали псалмы в своих молитвенных общениях. И Церковь широко пользуется примером своего божественного Учителя! Книга псалмов слышится в храме Божием чаще всех других священных книг. Чтения из неё предлагаются здесь и на вечернем богослужении, и на утреннем, и на литургии. Нет дня в году, в котором не полагалось бы какого-либо псаломского чтения. В течение каждой седмицы всего года книга псалмов прочитывается среди богослужений вся, от начала до конца, а в течение великого поста даже два раза каждую седьмицу. Многия места из псалмов и даже целые псалмы исполняются в храме Божием и песненно. Кто не знает таких псаломских песней, как: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя...» ( Псал. 140, 1 ); «Бог Господь и явися нам...» ( Псал. 117, 27 ); «Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа...» ( Псал. 134:1, 135:1 ); «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою...» ( Псал. 140, 2 ), и мн. друг. Даже те краткие молитвенныя восклицания, которыя чаще всего мы слышим в храме и сами повторяем в сердце своем, как-то: «аминь», «аллилуиа», «Господи помилуй», суть псаломские восклицания 2 . Такое обширное, и келейное и церковное, христианское употребление псалмов, по учению отцов Церкви, имеет для себя основание в том, что, по своему молитвенно-наставительному духу и характеру, они всего более приличествуют положению спасающегося человека и в этом отношении всего более, так сказать, родственны ему. «То, что написано в псалмах, – объясняет святый Афанасий Великий , – для читающого их служит как бы зеркалом, в котором он видит всего себя, во всех своих душевных состояниях. Некий старец, держа в руках книгу псалмов и указывая на нее, говорил мне, что в ней, по вдохновению от Духа Святаго, измерена и описана вся жизнь человека, все её душевные устремления, все движения его помыслов, и что, сверх изображенного в псалмах, ничего более в человеке не отыщется».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Вси бо согрешиша и лишени суть славы Божия. Оправда ми туне благодатью его избавлением, еже о Христе Иисусе ( Рим. 5:8; 3:23–24 ). Итак Иисус Христос пострадал и умер невинно, за грехи Мира. Пилат, предавший, в угодливость иудеям, Господа на распятие, говорил, что он с своей стороны не находит никакой вины в Нем. Все, совершавшееся при страдании Иисуса Христа, совершилось, как видели мы выше, по точному предсказанию Пророков. Так, например, царь и пророк Давид, задолго до пришествии Мессии предсказывал, что будут ругаться над Ним: вси видящие мя поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его; да спасет Его; яко хощет Его ( Псал. 21:8 ). Далее Давид говорит, что дадут ему в пищу желчь и в жажде напоят Его уксусом ( Псал. 68:22 ), что разделят ризы Христа и об одежде Его будут метать жребий ( Псал. 21:19 ); наконец, руки и ноги Господа пригвоздят, ко кресту: ископаша руце Мои и нози Мои ( Псал. 21:17 ). Все это в точности исполнилось над Иисусом Христом! Весьма замечательно, что при страдании и смерти Господа совершилось и много такого, что в свою очередь также показывает, что умерший на кресте был не простой человек, а Богочеловек. Вот что говорит Евангелист Матфей об этих событиях: и завеса во храме разодралась на двое сверху до низу, и земля потряслась, и камни расселись, и гробы отверзлись; и многия тела усопших святых воскресли ( Мф. 27:51–52 ). Скажем в заключение, о том, как повествует святое Евангелие о воскресении Господа: знать это для нас, братия, важно, потому что воскресение Иисуса Христа составляет основание христианского верования воскресению умерших. Апостол Павел говорит: аще Христос не воста, тщетно и верование наше ( 1Кор. 15 – 20 ). Заметим, что так говорил тот, кто почерпал эту веру не только из священного Писания, в котором он был весьма сведущ, как законник иудейский, но от самого Воскресшего Господа, призвавшего его быть избранным сосудом и истинным проповедником Евангелия. Но если в ком – ни будь из вас явилась бы нехристианская мысль и стала бы смущать, то братский совет вам – тотчас обратиться к Евангелию оно верно успокоит вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Патриарх Иаков, спасающийся прежде бегством от Исава, не устрашился предстоящей смерти, а напротив того, в это самое время каждого из патриархов благословил по их достоинству. А великий Моисей, скрывающийся сперва от Фараона и от него бежавший в Мадиам, не убоялся, когда услышал: иди во Египет; и опять, когда повелено ему было взойти на гору Аварим и скончаться там, небоязненно принял повеление и даже радостно пошел на гору. И Давид, бегающий прежде от Саула, не страшился подвергаться опасностям во бранях за народ, даже, когда выслушал предложение избрать смерть или бегство, и была ему возможность спастись бегством и сохранить жизнь, скорее избрал смерть этот премудрый. И великий Илия, с давнего времени скрывающийся от Иезавели, не убоялся, когда повелел Дух идти к Ахааву и обличить Охозию. И Петр, кроющийся страха ради иудейского, и апостол Павел, свешенный в кошнице и спасшийся бегством, услышав: «в Риме должно приять вам мученичество», не отложили путешествия, но паче радуясь отправились в путь, и один, как бы поспешая к своим, веселился закалаемый, а другой не устрашился предстоящего времени, но хвалился еще, говоря: «аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста» (2 Тим. 4:6).    20) Патриарх Иаков во время бегства сподобился многих Божественных видений, и даже, пребывая сам в покое, имел защитником своим Господа, Который то постыждает Лавана, то удерживает Исава. И после этого сделался Иаков отцом Иуды, от которого воссиял Господь по плоти, и преподал благословения патриархам. И боголюбивый Моисей, когда был в бегстве, тогда узрел великое видение; и спасшись от гонителей, послан пророком во Египет, став служителем стольких знамений и Закона; был вождем многочисленного народа в пустыне. И Давид гонимый поучал: «отрыгну сердце мое слово благо» (Псал. 44:2), и: «Бог наш яве приидет, Бог наш, и не премолчит» (Псал. 49:3), и тем паче возмогал, говоря: «на враги моя воззре око мое» (Псал. 53:9), и еще: «на Бога уповах, не убоюся: что сотворит мне» человек (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2602...

Затем, поклонясь (пред св. трапезою), кающейся произносил католическую литанию с обычным обращением к Богу, Богородице, небесным силам и всем святым. За литанией следовала ектения, где специальными прошениями были: «О спасении и отпущении прегрешений и грехопадений раба Божия (имя рек); Да дарует ему Господь Бог оставление грехов и прощение преступлений. Не хотяй смерти грешника, но обратитися и жити ему». Затем священник становился вместе с кающимся по правую сторону алтаря, произносил 50-й псалом и покаянные тропари, тотчас за которыми читался целый ряд молитв поочередно с псалмами, – это: мол. «Господи Боже наш, иже пророком твоим Нафаном покаявшуся Давиду...»; – псал. 6 и мол. «Господи Боже спасения нашего..., приклонивый небеса...»; (псалом, вероятно, по недосмотру писца, пропущен) мол. (третья) «Отче Господи, не предаждь раба твоего в руки диавола...»; псал. 102 и мол. «Господи Боже наш, Петру и блуднице...»; псал. 69 и мол. (5) «Владыко Господи Боже наш, всем хотяй спастися...»; псал 99 и мол. (6) «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, агнче и пастырю» (краткой редакции). Затем следовала самая исповедь, для руководства в которой автор предлагает вопросную статью, составленную специально в том духе, как это предписывается уставом исповеди Иоанна Постника . По исповеди кающийся поклонялся, а духовник читал молитвы: «Владыко Господи Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Тебя молим и просим…, Владыко Господи Боже наш, призываяй праведных во освящение...» и наконец, «Владыко Господи Боже вседержителю..., давый чувство и сознание... Этою молитвою и заканчивался весь чин 277 . Как необходимое дополнение, автор тотчас же присоединил к чину епитимийный номоканон краткой редакции 278 . Обращая внимание на молитвенный состав этого чинопоследования, мы не видим здесь особенно оригинальных молитв; напротив, все они известны по различным редакциям исповедного чина, анализированным выше, и особенно по исповедному уставу Иоанна Постника . Разница только в том, что в указываемых чинах эти молитвы следовали, обыкновенно, по исповеди и нередко имели значение молитв разрешительных, – здесь же они помещены обратно, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Признаемся, что добрая надежда не есть такая вещь, которую можно было бы запереть в сокровищницу, или доказать родословием, или получить как неотъемлемое достояние в числе прав по званию и преимуществам по месту в гражданстве. Она происходит от света Евангельского, заключается в сердце и есть часть живой и деятельной веры. Итак, остается для выбора одна из надежд – надежда на милость Божию. Вот основание, на котором можно устроить благополучие свое, и устроенное упрочить! Кто, возлагая надежду на Бога, оставался, когда обманутым? Кто не получал себе спасения, спасаясь надеждою в Боге? Кто не был блажен, полагая блаженство свое в Боге? Христианин! если ты избрал сию последнюю; то положил ее на основании непоколебимом и обеспечил свое благополучие; поскольку Бог всегда будет иметь довольно благости, чтобы попещись о твоем благе, довольно премудрости, чтобы изобрести для сего средства, довольно могущества, чтобы привести их в действие, и наконец довольно милосердия, дабы и в том случае, когда ты своим неблагоразумием и злоупотреблением свободы сам поколеблешь свое благополучие, по твоему раскаянию и молитве вновь прийти к тебе на помощь и восставить твою падшую скинию. Но, бедные человеки, у которых не только кратковременная буря бедствия разрушает долго на слабом основании утверждаемые надежды, но которых и легкий ветер пустой молвы колеблет страхом, как листья древесные, – что мешает вам от ненадежности тварей возвыситься к верной и не обманчивой надежде на Бога? Что вы находите прочного в благах века сего? Что хорошего в забавах и удовольствиях? Что постоянного в почестях и славе? Придет час смерти, и мы должны будем все оставить. Ничего не возьмем с собою и ничего не получим за гробом, если здесь не искали и не трудились. Что посеем, то и пожнем. До Бога высоко, говорит простонародье. Конечно, высоко для того, который низко мыслит и чувствует и порочно живет. В самом деле до Бога ни низко, ни высоко, ни близко, ни далеко, поскольку Он вездесущ, и потому ближе к тебе, нежели душа твоя к твоему телу, только умей найти Его близость верою и молитвою. Близь Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине. Но я сего недостоин, скажет кто-либо. Так свергай скорее все, что делает тебя недостойным, а между тем веруй, и молись, и уповай на Бога. Боже наш! на Тя уповаша отцы наша: уповаша и избавил еси я: к Тебе воззваша и спасошася: па Тя уповаша и непостыдишася ( Псал.21, 5, 6 ). И ныне да уповают на Тя знающий имя Твое: яко неоставил взыскающих Тя, Господи ( Псал.9, 11 ). Уповайте на Него весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца: яко Бог помощник наш ( Псал.61, 9 ). Благо есть уповати на Господа ( Псал.117, 9 ). Дар уповает на Господа: и милостию Вышняго неподвижится. Аминь. Слово в день тезоименитства Государя Императора Николая Павловича 23

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

Пс.5:2 . Царю мой и Боже мой Ведь Ты, говорит, только один и есть у меня Царь, который печешься обо мне, Ты только один и Бог у меня, Творец всего; идолов же я отвергнул (или отвергнула; если предположить говорящею здесь Церковь . – ниже). Пс.5:3–4 . Яко к Тебе помолюся, Господи Услышь, говорит, меня, Господи, потому что впредь я к Тебе только одному стану обращаться с молитвою, а не к другому богу, как это было доселе. Пс.5:3–4 . Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя То утро, говорю я, т.е. ( Церковь ), когда взойдет для человечества Солнце правды – Христос, услышь меня; ибо тогда я буду составлена из язычников и иудеев и стану призывать Тебя на помощь. Мало того: по причине близости к Тебе, вследствие добродетельного жития моего, я предстану к Тебе, и Ты таким образом заметишь меня еще приближающуюся к Тебе. Ибо, как сказано, «очи Господни на праведныя» ( Псал.33:16 ). В некоторых списках псалмов встречается – не «узриши», а «узрю», иначе говоря: сделаюсь зримою или видимою. По отношению же к самому Давиду (если бы мы стали изяснять это место исторически) «заутра» конечно нужно понимать в смысле утреннего времени. Ибо, как бы так говорит он: прежде чем возьмусь я рано утром за какое-либо дело, я стану призывать Тебя на помощь, Боже, и проч., – что делаем и мы сами, как только успеем подняться с ночного нашего ложа. Впрочем, я отнюдь не то хочу сказать этим, будто в другое время (кроме одного утра) молиться не должно. «Благословлю, – говорит пророк, – Господа на всякое время» ( Псал.33:2 ). Пс.5:3–4 . Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси Ибо беззаконие любят идолы. Под «беззаконием» здесь разумеется вообще всякий грех. Пс.5:6 . Не приселится к Тебе (не водворится у Тебя) лукавнуяй Боги языческие не только сами исполнены страстей, как мы узнаем об этом из сочинений языческих писателей, но они особенно благоприятствуют(по сказанию их книг), как своим близким, даже тем людям, которые ревнуют по их порочным страстям, и открывают для них свои нечистые святилища. Не таков Ты, говорит, Господи; Твоей близости и Твоего покровительства(так именно должно понимать в настоящем случае выражение: «не приселится», никогда уже не удостоится человек лукавый. Ибо, как сказано, «близ Господь сокрушенных сердцем» ( Псал.33:19 ); и потом: «близ боящихся Его» ( Псал.84:10 ). Под человеком «лукавым» ( «лукавнуяй») разумеется здесь грешник во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

208 В заключении части сея надлежит напомянуть священникам, что не довольно того, дабы они сами к молитвам рачительны были, и в том искусны: но по званию своему должны непременно и прихожан своих неграмотных поселян научить истинному богомолению, якоже Христос Господь, апостолы, и Иоанн Креститель ученики своя научили молитися. Лк.11:1 и проч. 209 Для некнижных прихожан довольны те только молитвы, кои при азбуках и катехизисах напечатаны: и чтоб они тем твердо изучилися, и всегда Духом и истинною, яко пред Богом стоя, читали в том должность священников есть всеприлежно стараться наставить. И не преставать, донельже научать 155 . 210 Заповедь Господня сверх домовой молитвы велит приходить на церковную: внидите, рече, во дворы Господни. И паки: поклонитеся Господеви во дворе святом его. Псал.28:2 . Почему должность пресвитера есть изъяснить, что не токмо в домах молитися, но и в храм Божий в день воскресный и тому подобные, по силе четвертой заповеди, все долженствуют приходить 156 для принесения чести и славы имени Господню. Псал.28 . Коль же есть великая важность и сила церковного собрания и молитвы, известно оттуду, что Господь обещал посреде сего собрания сам присутствовать и прошения наши слушать и принимать. Мф.18:19–20 . А посему, если кто церковное собрание презирает и нерадить о том, тот сам себе, преступая заповедь Господню, лишает дражайшего обетования Господня. 211 Да и стояще в церкви, чтоб не были лишены реченного обетования: то должен пресвитер изъяснить простолюдинам, что дом Божий, дом есть молитвы. Мф.21:13 . И в храме его всяк (стояй) глаголет славу. Псал. 28:9 . И посему стоящий в нем, должны стоять благоговейно, и внимать прилежно 157 чтению словес Божиих и всему церковному славословию. А дабы сие все внимающым могло быть созиданием, то надлежит неминуемо наблюдать, чтоб чтецы читали внятно, по оной заповеди: не скор буди усты твоими, и сердце твое да не ускоряет износити слово пред лицом Божиим. Екклес.5:1. Також и певцем сказно: пойте Богу нашему, пойте разумно. Псал.46:7–8 . Сим образом провозглашение чтение и пение слушающим имеет быть наставление и утешением. И при таком порядке приклонению уха может воспоследовать умиление духа. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: Исх. 25:1, 18, 19–22, 26:1, 31 ; 3Цар. 6:23–29,32, 8:10–11, 9:3 ; Числ. 20:6 ;. Иис. Нав 7:6 ; 2Цар. 6:14, 12:20 ; Псал. 5:8; 3 Цар, 8:12–53, 9:3; 1 Парал. 28:2; Псал. 79:2 ; Иоан. 2:13–17 ; Мк. 11:11, 15–17 ; Исаии 6:1–5; Дан. 7:9–14 ; Иоан. 14:9 ; Лук. 3:22 ; Откр. 5:6 ; Псал. 137:1–2, 16:15, 94:6 . Верующие должны отличать священное от неосвященного и нечистое от чистого: Лев. 10:10 ; Иезек. 44:23. Идол в мире ничто, поэтому и изображение его вымышленное, ложное: Деян. 17:29 ; 1Кор.8:4 ; икона же изображение истинного Бога, св. ангелов и угодников Божиих и Божией Матери. Различие между иконой и идолом существенное: 2 Коринф. 6:15–16. Идолов считали богами: Исх. 32:8 ; 3Цар. 12:28–30 ; Исаии 44:17; Иер. 2:27 . Иконы считаем только изображениями. Идолам приносили человеческие жертвы: Втор. 12:31 ; Псал. 105 ; Иер. 7:31 ; Иезек. 16:20–21; Иез. 20:31, 23:39 ; совершали пред ними блудодеяние: Иез. 23:37 . Пред иконой же мы молимся тому, кто на ней изображен. Иконы нужны: а) для возбуждения нашей веры: Втор. 6:5–10 ; Евр. 13:7; 6 ) для выражения любви к Богу, ангелам, Богоматери и святых; в) для прославления Бога даром художества: Исх. 35:30–35, 36:1–2 ; Исх. 38:22–23 ; г) для неграмотных иконы то же, что и Библия. Изображать Бога можно, ибо Его видели люди в Ветхом Завете: Быт. 18:1– 6, 32:30 ; Исх. 33:11 ; Числ. 12:6–8 ; Исаии 6:1 – 15; Дан. 7:9–14; 2 Парал. 18:18; Апос. 9:1. Видели Его и в Новом Завете: Иоан. 1:14 ; Иоан, 6:36, 1:14–18, 14:9; 1Кор. 15:8 ; Деян. 9:3–4, 7:55–56 ; Лук. 3:21–22 ; Деян. 2:1–4 ; Откров. 4:2–5; Откров. 5:6–8, 7:4–11 и др. Что касается употребления и почитания священных изображений в последующие II и III века христианства, то есть также исторические данные о существовании иконопочитания и за этот период. Правда, свидетельства эти не многочисленны, но не следует забывать, что христианство в то время было религией гонимой язычниками, которые нередко подвергали осмеянию и похулению то, что признавалось христианами за святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

И знай, что сей предстоит нам труд, пока не внидем во святилище Божие, «к Богу, веселящему юность нашу» ( Псал. 44, 4 ). Ибо Спасителю угодно, чтобы мы, находясь еще во плоти, сподобились Его бесстрастия и исполнились святыни, и тогда смело могли сказать: «во плоти ходяще, не по плоти воинствуем: оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорения твердем: помышления низлагающе, и всяко возношение, взимающееся на разум Божий» ( 2Кор. 10, 3–5 ). Посему, здесь еще должно нам пригвождать ко кресту греховные страсти, по молитве Пророка: «пригвозди страху Твоему плоти моя» ( Псал. 118, 120 ). Ибо под плотию и кровию, о которых Апостол говорит, что «царствия Божия наследити не могут» ( 1Кор. 15, 50 ), разуметь должно не это видимое тело (оно создано Богом), но мудрование плоти, возбуждаемое духами злобы, действующими «в сынех противления» ( Еф. 2, 2 ); потому что у совершенных о Христе подвижников «несть брань к крови и плоти, но к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы» ( Еф. 6, 12 ). Посему, если признаем, что действие это есть не естественное, но действие сил сопротивных, то, прияв на себя против них всеоружие Христово, возможем «стати противу кознем их» ( Еф. 6, 11 ); потому что Спаситель дарует нам силу «наступати на змию и на скорпию и на всю силу» сопротивную ( Лк. 10, 19 ), чтобы, находясь еще во плоти, смело могли мы сказать: «неправду аще узрех в сердце, да не услышит меня Господь» ( Псал. 65, 18 ); и: «без беззакония текох и исправих» ( Псал. 58, 5 ), то есть, без всякой плотской страсти удобно прохожу жительство на небесах, стремясь к намеренному, к «почести вышняго звания» ( Фил. 3, 14 ). Ибо, сделавшись чуждыми всякой страсти, смело можем сказать: не только «веру соблюдох», но и «течение скончах» ( 2Тим. 4, 7 ). Не уверовать только должно во Христа, но и пострадать с Ним, по сказанному: «яко вам даровася, не токмо еже во Христа веровати, но и еже по Нем пострадати» ( Фил. 1, 29 ). Веровать только в Бога свойственно мудрствующим земное, даже, не сказать бы, и нечистым духам, которые говорят: «вемы Тя, кто еси Сыне Божий» ( Мк. 1, 24 . Мф. 8, 29 ). Ибо те и другие суть «враги креста Христова, имже кончина погибель. Имже Бог чрево, и слава в студе их, иже земная мудрствуют» ( Фил. 3,18. 19 ). Видишь ли, что не только отступнические силы, но и мудрствующие земное, суть враги креста? Пострадать же и прославиться со Христом можно тем только, которые в мире сем распяли самих себя, и язвы Господа носят на собственных телах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010