Ст. 7. Припомни – воздай, накажи; ...сынам Едомским – жителям Идумеи, страны, расположенной к юго-западу от Мертвого моря. Идумеяне постоянно враждовали с древними евреями (см.: Иез. 25:12; 35:5 ). Ст. 8. Дочь Вавилона – жители Вавилона. В 539 г. до Рождества Христова Вавилон был взят войском персидского царя Кира Старшего. Ст. 9. В этом стихе встает хорошо знакомая в древнем мире картина расправы над побежденным народом, когда жертвою оказывались дети и женщины. Псалмопевец взывает здесь к ветхозаветному закону возмездия «око за око, зуб за зуб» (см.: Исх. 21:24 ), который был упразднен в Новом Завете (см.: Мф. 5:38–48 ; Лк. 6:27–29 ). Иносказательное объяснение псалма: под сынами Едомскими св. отцы понимают бесов, воюющих против человека, под Иерусалимом – душу, под Вавилоном – нечестие и грех , подчинившие себе человека, под младенцами – страстные помыслы, под блаженными – тех, кто разбивает помыслы о камень веры.   Псалом 137 Псалом Давида, Аггея и Захарии – надписание говорит о том, что псалом Давида исполнялся в богослужении пророками Аггеем и Захарией. Псалом распадается на три части: сначала Псалмопевец от себя лично возносит хвалу и благодарение Богу (ст. 1–3), затем, охваченный восторгом, зовет присоединиться к этому славословию всех царей на земле (ст. 4–6), в последних двух стихах (ст. 7–8) он снова доверительно обращается к Богу от своего лица. Ст. 2. ...за милость Твою и истину Твою – здесь упомянуты те свойства, о которых Сам Бог говорит в Библии: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх. 34:6 ). См. также примеч. к пс. 32:5. Ст. 3. В день – в то время. Ст. 4. ...слова уст Твоих – ср.: Ис. 40:5 . Ст. 6. ...на смиренных взирает – ср.: Ис. 57:15; 66:2 . Ст. 7. ...руку Твою... десница Твоя – образы непобедимой силы.   Псалом 138 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...псалом Захарии, в рассеянии – эти слова отсутствуют в евр. тексте и указывают, вероятно, на то, что псалом был в употреблении у пророка Захарии в вавилонском плену. Псалом прославляет Бога как Всеведущего и Вездесущего, перед Кем человек обнажен во всех своих действиях и мыслях; открытость перед Богом ведет к чувству близости и заставляет восхищаться Его Премудростью, заботой о всей вселенной и о самой малой части ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– И ясно, что таким источником является слух, ибо страшное слово сердце мужа праведна смущает ( Притч. 12:25 )»/ Евагрий Понтийский . 1994, с.123–124/. Речь непосредственно, неотделимо связана со слухом/Флоренский. Т. 2. 1990, с.37/. Ни христианское богослужение, ни обыденную жизнь мирян и монахов невозможно представить без песнопений. Молитвы в православии не просто произносятся, они поются, и это является дополнительным условием, позволяющим настроиться на молитвенный лад и излить свою душу Богу. Афанасий Александрийский († 373 г.) в работе «Об истолковании псалмов» пишет об исцелении души благодаря воспеванию псалмов. При этом он не ограничивается только словесным содержанием Псалтири. В его сознании, как практически и в сознании всего христианского мира, псалмы неразрывно связаны со специфическими ритмо-мелодическими структурами. Это особый жанр гимнографии, ибо псалмы не читаются, но поются особым образом. Мелодическое исполнение псалмов своей напевностью и гармоничностью воздействует на души поющих и слушающих, приводя их в умиротворенное блаженное состояние. Музыкальность псалмов способствует отрешению души от обыденных чувств, страстей, переживаний и ориентирует ее на достижение христианского идеала – спасения для вечного блаженства/Бычков. 1991, с.7/. Известный христианский подвижник IV века Ефрем Сирин так достохвально пишет о псалмах: «Псалом – отгнание демонов. Псалом – оружие против страха ночного. Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев. Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами»/ Ефрем Сирин . Т. 3. 1994, с.45–46/. Важность зрения для человеческой жизни трудно переоценить: через него в человеческий мозг поступает около 90 % всей сенсорной информации.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

б) Псалом надписывается, по строгому преложению с Еврейского, Давиду. Некоторые дают сему выражению особливую знаменательность и полагают, что им означается не просто псалом, написанный Давидом, но Псалом Давиду, внушенный от Духа Святаго. в) Псалом песни, по изъяснению св. Златоуста, есть такой род псалма, в котором за песней, воспеваемою гласом и языком человеческим, следует псалом, совершаемый звуком орудий мусикийских . Происхождение Происхождение сего псалма некоторые думали объяснить победой Езекии над Ассирянами. (См. Толкование на Псалтирь.) Но сие происшествие не заключает в себе достаточных оснований к тому, чтобы поставить Давида песнопевцем Езекии. Другие почитали сей псалом песнею победы над Филистимлянами (Clarius inter crit. Sacros ). Но и сему мнению из всего псалма благоприятствует одно имя благовестниц (Пс.67:12). См.: 1Цар.18:6,7. Мнение, что настоящий псалом относится к исшествию сынов Израилевых из Египта, лучше других соглашается с содержанием оного (Пс.67:8,9). (Grotius inter cr. Sacr.). Сие, однако, не препятствует искать особливого случая, которым дух Божественного песнопевца обращен был на сей предмет. Таковым случаем не без основания полагают перенесение кивота Господня в Иерусалим со псалмопением (2Цар.6:5,14). (См. Толкование на Псалтирь.) Догадка сия утверждается на том, что настоящий псалом начинается тем восклицанием, которое употреблял Моисей при воздвижении кивота (Чис.10:34).   Содержание Общее содержание сего псалма есть прославление победоносного и спасительного Царства Божия, которое изображается в нем частью исторически, частью же пророчественно. В сем последнем отношении особенный предмет оного есть превознесение (Exaltatio) Иисуса Христа, как сие изъяснил Апостол Павел (Еф.4:7-10). Расположение Для удобнейшего рассматривания состав псалма разложен быть может на четыре главные части. I) Вступление, в котором открывается случай и начало настоящего пророческого восхищения - ощущение присутствия Божия с его действиями (2-4). II) Предложение. Оно есть воззвание к пению и радованию пред Богом (5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

10 . Псалом 10 с написанием «в конец» возвещает о премудрости Христовой, дабы укрепиться в надежде, благодатной помощи против видимых и невидимых врагов, устрашая их Страшным судом Божиим и лютой казнью и вечным мучением. 11 . Псалом 11 возвещает воздавать славу и честь до скончания века Христу Спасителю, когда откроется день осьмой – незаходимый, вечного блаженства. Воистину словеса Господня чиста, очищено седмерицею – семью дарами Духа и таинствами и семью Соборами. Страсти ради наших и воздыхания убогих Христос пострада, умре и воскресе. 12 . Псалом 12 изъявляет глас Адамов и души человеческой от лица праведных – да не замедлится пришествие Христа Спасителя. Лице же Бога Отца есть Христос Господь, спасающий род человеческий, и к Нему молитва: «Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои, и возрадуется сердце мое о спасении Твоем, Христе Боже наш». 13 . Псалом 13 обличает безумие нечестивых, ибо многие уклонились от правды Божией на дела беззакония, не призывают Бога, Господь же в роде праведных. От Сиона – Церкви Святой, устроит спасение и избавит людей от пленения диавольского. 14 . Псалом 14 вразумляет верующих во Христа, желающих войти в Царствие Небесное, – жить добродетельной жизнью, избегать всякого зла, любить истину и добро. 15 . Псалом 15 Столпописание – то есть выражение премудрости Божией, дабы возвещались великие благодеяния Божии и любовь Божия к человеку. Человек стал достоянием Божиим через дары Духа Святого, и непрестанной молитвой человек может духом своим всегда пребывать с Богом в веселии сердца – Яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ). 16 . Псалом 16 есть молитва Самого Праведника – Сына Человеческого Христа Господа к Богу Отцу от лица человечества. К Нему же Он и Ходатай есть и очищение о грехах наших: не о наших же точию, но и всего мира. Псалом этот и молитва есть Церкви Святой и всякого верного к Богу во избавление от всякого зла и о даровании благ небесных. Десницей Божией в Божественной силе Христа Спасителя, в крове крилу – Животворящего Креста верные находят покой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Беседа на псалом двадцать девятый (1) «Псалом песни обновления дому Давидова». Состав тела, в переносном смысле, есть псалтирь и орган, мусикийски настроенный для хвалебных песнопений Богу нашему; телесные же действия, совершаемые во славу Божию, когда под управлением благонастроенного ума не допускаем ничего нестройного в движениях своих, составляют псалом, а что соединено с выспренним созерцанием и богословием, то есть песнь. Посему псалом есть музыкальная речь, когда по законам гармонии мерно ударяют в орган, а песнь есть стройный голос, выводимый гармонически и взятый отдельно от звуков органа. Так как здесь написано: «псалом песни», то думаем, что в сих словах разумеется действие, сообразное с созерцанием. Но сей «псалом песни» по надписанию содержит в себе какую–то речь об «обновлении дома». И кажется, что в смысле вещественном псалом сей, петый под звуки псалтиря, указывает на знаменитый храм, воздвигнутый во времена Соломона, а в смысле духовном он означает воплощение Бога Слова, и надписание псалма указывает на обновление Его дома, новым и необыкновенным образом устроенного. Ибо находим, что в псалме сем многое возвещено от лица Господня. Или, может быть, под домом прилично будет разуметь созданную Христом Церковь, как и Павел в Послании к Тимофею пишет: «Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива» (1 Тим. 3, 15). Под обновлением же Церкви должно разуметь обновление ума, совершаемое Духом Святым в каждом из восполняющих Тело Церкви Христовой. И псалом сей есть божественная и мусикийская гармония; он содержит в себе слова, не слух увеселяющие, но низлагающие и укрощающие лукавых духов, которые смущают души, подверженные их нападениям. (2) «Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне». Каким же образом Обитающий в вышних может быть вознесен получившими в удел страну низкую? Ежели Бог на небеси — горе, а ты на земле — долу, то как вознесешь Бога? Итак, что же означает у Пророка такое обещание? Не то ли разумеется, что возносят Бога способные составить о Нем великие и достойные понятия, живущие во славу Божию? Посему разумно поспешающий к блаженству возносит Бога, а идущий противоположным путем (невозможно и выразить, в какой степени) унижает Бога.

http://predanie.ru/book/68862-tvoreniya/

Ст. 7. ...тысяча – вероятно, подразумеваются стрелы. Ст. 10. ...шатру – церковносл. «телеси», в греч. букв. «селению». Переводчик следует греч. варианту. Ст. 11. Ср. упоминание об Ангеле-Хранителе в Книге Бытия (см.: Быт. 24:7; 48:16 ). Ст. 12. ...понесут тебя – образ, выражающий особую заботу Бога о человеке (ср.: Исх. 19:4 ; Ис. 63:9 ). Ст. 13. Животные, перечисляемые в этом стихе, олицетворяют врагов и всяческие опасности. Аспид -ядовитая змея. Василиск – сказочное животное, полуптица-полузмея, взгляд его приносил смерть. Ст. 16. Долголетие считалось благословением Божиим за исполнение заповедей (см.: Исх. 20:12; 23:26 ).   Псалом 91 Ст. 1. Псалом, песнь – см. примеч. к пс. 29:1; ...в день субботний – надписание указывает, что псалом как гимн благодарения пелся в храме в субботу. Ст. 4. ...на десятиструнной псалтири и на гуслях –см. примеч. к пс. 80:3. Ст. 11 . Единорог – животное неукротимой силы. См. также примеч. к пс. 21:22; 28:6. Ст. 13. Ливанский кедр – символ силы и величия. Ст. 14. Праведники сравниваются с деревьями, растущими во дворе храма. Ст. 16. Ср.: Втор. 32:4 .   Псалом 92 В день перед субботой – т. е. в день, когда сотворены были все живущие на земле (см.: Быт. 1:24–31 ). Тогда и населялась земля. И в «шестой день» пострадал Господь наш Иисус Христос, основал Церковь навеки. Исторически надписание предполагает, что псалом пелся в память о возвращении евреев из вавилонского плена в 538–537 гг. до Рождества Христова. Весь псалом -гимн величию и могуществу Божию. Ст. 1. ...воцарился – восклицание, которым приветствовали в древности нового царя (см.: 2Цар. 15:10 ); ...облекся...силою и препоясался – образное выражение из военного быта – ср. слова Давида: «Ты препоясываешь меня силою для войны» ( 2Цар. 22:40 ). Прокимен «Господь воцарися» поется в православном богослужении в субботу вечером, когда воспоминается Искупление людей Воскресшим Спасителем и Его воцарение. Ст. 4. Господь царствует над стихиями.   Псалом 93 ...в четвертый день недели – надписание указывает, что в ветхозаветной Церкви псалом пелся в этот день недели – по нашему исчислению в среду, когда был предан Господь наш Иисус Христос предателем Иудой. Святые отцы видят в пс. 93 пророчества, относящиеся к этому событию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Восславим Господа песней всегдашней, Его, чье имя свято и страшно, Кто утвердил справедливость и суд. Ты, Боже, Иакова возлюбил, Ты внял Аарону и Моисею, К Тебе во смятенье взывал Самуил Молитвой своею. И вещее слово Ты обратил Ко всем, кто законы Твои хранил, Ты дал им устав, их помазал елеем. Для них Ты, о Господи, Господом был, Порою судил их, порою щадил, Жалея! Так восхвалите Его премного, Придите к Сиону, свершите обряд, Превозносите Господа Бога, Ибо Он свят. 99-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский. 99-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский Бог царит, и трепещут народы, и земли содрогается лик. Он высок, как небесные своды, над народами мира велик. Суд и правда от Бога над ними, в справедливости — их торжество. Свято Господа грозное имя, и подножие свято Его. И Моисей с Аароном, и Шмуэль — те, чей голос призывно звучал, — ко Всевышнему нити тянули мольб своих, и Господь отвечал. Божий голос они услыхали из большого столпа облаков, получили святые скрижали, сохранили на веки веков. Нам прощенье дано по Закону, по Закону и кара дана. Поклоняйтесь же, люди, Сиону, славьте Бога во все времена! ПСАЛОМ 99 Канонический русский перевод [Псалом Давида]. 1 Воскликните Господу, вся земля! 2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! 3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его. 4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его, 5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род. Н. Гребнев. ПСАЛОМ 99 Н. Гребнев ПСАЛОМ 99 Восславьте, о люди, Господень чертог, Идите с весельем к нему, с восхваленьем. Предстаньте пред ликом его с песнопеньем, Он нас сотворил, сыновьями нарек, Спешите к вратам Его со славословьем, Идите к дворам Его с чистой любовью, Ибо Господь — наш единственный Бог. Господа славь, Господний народ, Благословляй в молитве сердечной, Ибо, что будет на свете, пройдет, Только правда Господня вечна Из рода в род. 100-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА) Н. Басовский. 100-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

– На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника ( Иез. 33:11 ), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом. 9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти? – Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными. 9.30. Что такое «полиелей»?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Все несчастливцы обрадуются этому спасению, так как увидят в нем залог и своего спасения (33–34). Весь мир радуется (35), что Бог созидает Сион и города иудейские и св. земля снова населяется своим народом (36–37) 475 . По словам Спасителя ( Мф.23:38 , Ин.15:25 ) и Его Апостолов ( Ин.2:17 ; Мф.27:23 ; Ин.19:28 ; Деян.1:20 ; Рим.11:9–10; 15:3 ) – этот псалом мессианский. На пятом Вселенском Соборе св. Церковь осудила Феодора Мопсуетского, утверждавшего, что он только приспособлен к новозаветным событиям. Мы относим его к прообразовательно-мессианским псалмам. Давид в образе ветхозаветного терпеливца начертал образ Страдальца Богочеловека; так напр. Давид не случайно употребил образ желчи и уксуса (оцта) (ст.22); Св. Дух устроил так, что эти образы во Христе исполнились буквально. Кратко сказать, кроме буквального смысла мы имеем здесь и таинственный. – Уже во время Своего общественного служения Иисус Христос много терпел ради Бога, ибо Он учил и действовал по поручению Отца, по Божественному уполномочию Он выступил против осквернителей храма ( Ин.2 ) и т.д.; поэтому Он был оклеветан и преследуем ( Рим.15:3 ). Но особенно на Нем исполнился псалом во время Его страданий (ст.4,5,9,13,21,22). За все беззакония, которые иудеи в злобе своего сердца совершили над Спасителем, Он проклял их, и это проклятие исполнилось на них (в частности, на Иуде, Деян.1:20 и на всем народе. Мф.23:38 ). Что отличило их от прочих народов (трапеза их), откровение, послужило им к падению, потому что они сами злоупотребили им; поскольку они закрыли глаза свои, смотрели только плотским чувством, подпали совершенной слепоте и ожесточению (Мф.13и д. Ин.5и д. Рим.11:9–10 ; 2Пар.3:14 ). Их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена (26), и они сами 18 столетий ходят согнувшись по всему свету (хребет сляцы), что после предсказал и Амос (8:12). Псалом 69. Молитва о помощи против врагов. Псалом этот составляет настоятельную молитву о помощи Божией в борьбе с опасными врагами; он почти буквально входит в псалом тридцать девятый. Псалом 39-й, который написан также Давидом, состоит из благодарения (ст.2–12) и молитвы. Вторая часть Пс.39 -го была отделена, как можно предполагать из надписания, самим Давидом и составлена таким образом особая песнь 476 для тех из молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве. Псалом 70. Молитва богобоящегося старца о помощи против врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Псалом 9 В конец, о тайных Сына, псалом Давиду. Т.е. о таинственных делах Сына Божия Иисуса Христа псалом, имеющий исполниться по пришествии Его на землю; принадлежит Давиду, или внушен Давиду Св. Духом. Так понимают сие надписание Отцы. «В псалме сем Давид изображает сокровенные дела Спасителя», говорит св. Афанасий Ал. Таковы: рождение Его по плоти, чудеса, смерть, сошествие во ад и воскресение из мертвых. Бл. Феодорит говорит: «Симмах перевел: «Победная песнь о смерти Сына»; Акила: «Победодавцу Сына юности»; а Феодотион: «О цветущей юности Сына». Потому все, упомянув согласно о Сыне, научают нас тем, что и сей псалом содержит пророчество о победе над смертию Владыки Христа». С Еврейского переводят и понимают сие надписание различно. В Русской Псалтири: «Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида» 57 . Псалом сей в Еврейской Псалтири разделяется на два псалма: 9-й псалом с 1 по 22 ст., и 10-й псалом с 22 ст. до конца. 2 . Исповемся Тебе, Господи, всем серцем моим, повем вся чудеса Твоя. Это есть как бы содержание псалма до 22 ст. Некоторые толковники разумеют здесь под чудесами чудные Божии благодеяния Давиду в спасении его от опасностей и в побеждении врагов; но Отцы и учители Церкви разумеют чудеса Божии в искуплении и спасении человека. Вся чудеса, т.е. какие мне открыты, известны, какие полезным и благовременным нахожу возвестить не в этом только псалме, но и в других. Исповемся, по Злат., возблагодарю Тебя со всею охотою и усердием – всем сердцем. С Евр.: «Буду славить». 3 . Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему вышний, т.е. буду радоваться о Боге Спасителе мира (Св. Афан., бл. Феод. и др.). «В том, говорит пророк, моя радость, в том мое веселие, что я имею такого Владыку» (Злат.). 4 . Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего. С Евр.: «Когда враги мои обращены назад; то преткнутся и погибнут пред лицом Твоим». Симмах перевел так: «Буду петь имени Твоему Вышний, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего». «Ибо, увидев, что неприязненные мне сокрушены и обращены в бегство, а потом взяты в плен и преданы конечной погибели, буду песнословить Тебя и не престану воспевать Твои благодеяния» (Бл. Феод.). Некоторые из толковников разумеют врагов Давидовых – внутренних (Саула, Авессалома и других) и внешних. В духовном смысле, одни под врагом разумеют диавола, который возвратился вспять – во ад, отколе исшел, прогнан и побежден силою креста Христова, и сообщники его диаволы, потому что и они возвращаются назад, когда встречают мужественную душу, потеряли свою прежнюю силу, – изнемогли, как бы погибли (Бл. Феод.). Другие разумеют смерть, обратившуюся вспять, т.е. «в небытие» (св. Афанасий), или – антихриста (Бл. Иероним.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010