В христианское богослужебное употребление Псалтирь вошла с первых веков. Псалмы пели Иисус Христос и апостолы ( Мф.26:30 ). Широкому употреблению псалмов в богослужении способствовал как сам жанр псалмов, как молитвенных песнопений, обращенных к Богу и выражающих самые разнообразные состояния молящихся, так и их мессианский характер, засвидетельствованный Христом (например, Мф.27:46 – Пс.21:2 ). Песнопения из Ветхого Завета, которые использовали ранние христиане при богослужении, происходили в основном из Псалтири. «В наших собраниях Давид первый, средний и последний», – говорил Иоанн Златоуст (Беседа 6 «О покаянии»). Псалтирь – наиболее употребляемая в современном богослужении книга. Все богослужение соткано из псалмов и из стихов псалмов. Псалмы лежат в основе всех богослужений суточного круга. Псалмы являются как неизменяемыми, так и изменяемыми элементами богослужения. Используя ветхозаветные книги во время богослужения, Православная Церковь свидетельствует о своем восприятии Ветхого Завета как части единого Священного Писания. Богослужение не знает глубокого различия между Ветхим и Новым Заветами, а знает единую Библию. Богослужение истолковывает Псалтирь. Это проявляется в подборе отрывков из Псалтири для прокимнов, антифонов и др. элементов богослужения. Существует несколько способов исполнения псалмов за богослужением: общее пение, одиночное (сольное) пение, респонсорное и антифонное пение. При респонсорном исполнении певец последовательно поет стихи псалма, а народ (хор) к каждому стиху добавляет припев. Особенно подходит к этому исполнению 135 псалом с припевом «Яко в век милость его». Респонсорное исполнение может использоваться при пении 103 псалма на всенощном бдении, полиелее. Антифонное пение, которое вошло в употребление с IV века, предполагает попеременное исполнение стихов псалма двумя ликами (хорами). Роль монашества в традиции богослужебного использования псалмов Большую роль в использовании псалтири за богослужением сыграли монашеские келейные правила псалмопения. Антоний Великий (См. «Лавсаик») попеременно пел псалтирь и молился (по 12 псалмов и молитв). «Любовь к псалмопению родила монастыри», – писал блаженный Августин (Беседа на 32 псалом). В некоторых монастырях существовала традиция прочитывать за один раз полную Псалтирь в качестве ночной или утренней молитвы. О традиции использования Псалтири в египетских монастырях рассказывает Иоанн Кассиан Римлянин («Послание о правилах общежительных монастырей»: книга 2 «О ночных молитвах и псалмопении», книга 3 «О дневных молитвах и псалмопении»). По свидетельству Кассиана, псалмы пели ровным распевом, речитативом. Он же сообщает об истории установления пения и псалмов, об обычае пения псалмов с разделением их на три отдела.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

После «Бог Господь» или «Аллилуйя» читаются две кафизмы, после каждой из которых произносится малая ектения и «седален» – краткое песнопение, по форме напоминающее тропарь. Слово «кафизма», которым в греческом обиходе обозначаются разделы Псалтири, происходит от глагола   «сидеть»; он указывает на обычай слушать псалмы сидя. Термин «кафизма» употребляется также для тех тропарей, которые следуют за псалмами и которые по-славянски называются «седальнами», что указывает на обычай сидеть также во время исполнения этих тропарей. По окончании кафизм и седальнов на воскресной и праздничной утрени поется полиелей – псалмы 134 и 135. В приходской практике из этих псалмов поется лишь четыре стиха: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа ( Пс. 134:1 ); Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме ( Пс. 134:21 ); Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его ( Пс. 135:1 ); Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его ( Пс. 135:26 ). К каждому стиху добавляется троекратное «Аллилуйя». При начале пения полиелея в храме зажигаются все светильники; отверзаются царские врата, и священнослужители выходят на середину храма с зажженными свечами. На праздничной вечерне сразу за полиелеем следует величание – краткий стих, прославляющий празднуемое событие. На воскресной утрени поются тропари «Ангельский собор удивися». Во время пения величания или воскресных тропарей священник с диаконом совершают полное каждение храма. В три воскресенья, предшествующие Великому посту, в состав полиелейных псалмов включается псалом 136 («На реках Вавилонских»), выражающий покаянное настроение. Церковный Устав предписывает исполнять полиелей по воскресеньям только в определенный период года (с 22 сентября по 20 декабря и с 14 января до Недели сырной). В остальные воскресенья положено петь «Непорочны» – псалом 118. Вслед за полиелеем и воскресными тропарями на воскресной утрени произносится малая ектения и читается ипакои (от греческого  – «внимательное слушание») – короткий припев, прославляющий воскресение Христово. Затем следуют «антифоны степенны» – стихи, авторство которых приписывается Феодору Студиту . «Степенными» они называются потому, что были написаны в качестве припевов к стихам тех псалмов, которые в греческой Библии названы «песнями степеней» (см.: Пс. 119–133 ). Вслед за степенными читается и поется прокимен – избранные стихи псалма. Далее звучит песнь «Всякое дыхание да хвалит Господа», составленная из псалма 150. Прокимен и эта песнь исполняются поочередно диаконом и хором.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

19. См. II.26. 20. Афанасий возвратился из ссылки в 346 г. 21. Феодорит смешивает еп. александрийского Григория с Георгием, которому вскоре удалось захватить на короткое время александрийскую кафедру, но он был убит народом. См. II.14. 22. Констант умер в 350 г., и единственным правителем империи стал Констанций. 23. Третья ссылка Афанасия продолжалась с 356 по 362 г. Афанасий отправился туда после Миланского собора 355 г., о котором Феодорит пишет в гл. 15. 24. Псалом 135. 25. Узурпатор Магненций был побежден Констанцием в битве при Мурсе. 26. На Миланском соборе 355 г. западные епископы были подчинены воле императора. Возразить ему осмелились лишь 7 человек, которые были осуждены и сосланы. 27. Либерий, еп. римский (352-366 г.) 28. Имеются ввиду отцы Сердикийского собора. 29. Феликс II, антипапа (355 г.) 30. На самом деле, когда папой стал Феликс, Либерии поддался на уговоры, осудил Афанасия, подписал компромиссный символ веры приближенный к арианскому варианту, и только после этого был возвращен в Рим. 31. Ариминский собор состоялся в сентябре 359 г. 32. Авторы послания заведомо лгут, так как Константина крестил Евсевий Кесарийский, не бывший сторонником никейской партии. 33. Собор в Нике фракийской состоялся в конце декабря 359 г. Приводимый ниже символ веры был принят 1 января 360 г. Эта формула должна была заменить Никейский символ. В ее основу положена так называемая 4-я формула собора в Сирмиуме. 34. Дамасий I, еп. римский (366-384 г.) Избранию этого " украшенного многочисленными видами добротели " папы сопутствовала кровавая резня, в которой погибло около 160 человек. В его понтификат в Риме было сооружено множество часовен в память о мучениках, обновлены катакомбы. С этого времени началось и паломничество в Рим к могилам святых. По поручению этого папы бл. Иероним осуществил перевод Библии на латинский язык (Вульгата). 35. Флавиан стал впоследствии епископом Антиохии. См. IV. 25. 36. Селевкийский собор проходил параллельно с Ариминским. Он открылся 26 сентября 359 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/988/...

126. Вслед за сотворением мира и человека непосредственно следует действие Божие по отношению к миру, и особенно к человеку, называемое Промыслом Божиим. 127. Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божиих, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям. 128. О Промысле Божием в Священном Писании Сам Господь Иисус Христос говорит: " Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их: не вы ли паче лучши их есте? " (Мф.6,26). В этом изречении виден как общий Промысл Божий о тварях, так и особый - о человеке. Весь псалом 90 есть изображение особого и многообразного Промысла Божия о человеке. О втором члене Символа веры 129. Имена Иисус Христос, Сын Божий следует понимать так. Сыном Божиим называется Второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Сын Божий назван Иисусом, когда Он родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда еще ожидалось Пришествие Его на землю. 130. Имя Иисус означает Спаситель, и оно наречено Архангелом Гавриилом. 131 Это имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле, потому что Он родился спасти людей. 132. Имя Христос означает Помазанник, и оно произошло от помазания Священным Миром, через которое подаются дары благодати Духа Святого. 133. Не один Иисус, Сын Божий, называется Помазанником. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков. 134. Иисус, Сын Божий, называется Помазанником потому, что Его человеческой природе безмерно сообщены все дары Духа Святого. Таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. 135. Иисус Христос называется Господом в том смысле, что Он есть Истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. 136. Священное Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия, говорит так: вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин.1,1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Беловой список правлен весь рукою монаха Евфимия и только под конец л.л. 279. 280 и 281 рукою Арсения Грека, далее опять поправки Евфимия. На листе 286 замечено: (@досмотри т в ермосахъ@). С листа 290 до конца рукописи 4 тетради травленных, из коих три относятся к разным местам скрижали, изданной при патр. Никоне, с которою в тексте они совершенно согласны. Первая тетрадь (л. 200–339) содержит по печатной Скрижали из главы 5-й трактат о количестве таинств церковных; на 3-й тетради (л. 345–352) вопросо-ответы Афанасия Александрийского о Божестве и воплощении Сына Божия, прерывающиеся на половине 10-го ответа; 4-я (л. 352 до конца) о том же вопрос 20-й без начала. Тетрадь 2-я (л. 339–345) представляет отрывок из жития св. Симеона Столпника. Скрижаль правлена одним почерком, третьим из вышепоказанных, отрывок из жития св. Симеона Столпника иным. 527. (по цреж. кат. 819). Обиход 897 и Октоих на нотах, в 4-ю д., скорописью начала XVII в., 292 л. На приклеенной бумажке к первой переплётной доске помечено: (@бихо с октаи пвча и з масте: полаты@). На первом от переплётной доски, вне счёта, белом листе скорописью замечено: лкокова@). По листам, внизу, начиная с 1-го подпись помянутого вкладчика: (@Лта зркг. мата въ ке н . си книга пвча домова црковна соборнаго каменого храм бцы и предло в е у соли вычегоцко на посад положение из володимера града ржтвеного мнтр прчтые бцы. архимарита исаи лкокова. дл помина за упокона по себ и по свои родителе@). Л. 1. всенощнаго верни@). В последовании написаны: «Благослови, душе моя, Господа» 19 стихов, потом кафизма 1-я, по кафизме слава 2-я: «Внегда воззвах, услыши мя, Боже, правды моея», на два лика, 9 стихов, затем слава 3-я: «Господи, Боже мой, на Тя уповах спаси мя», 4 стиха; затем, «Господи воззва к Тебе, услыши ны», с самогласнами на 8 гласов; затем прокимен великий и прокимны на все дни недели; «Бог Господь явися нам», на 8 гласов; 3 славы на кафизме 2-й и 3 славы на кафизме 3-й и 3 славы на 17-й; (хвалите имя Господне) 13 стихов, взяты из псалма 134 из стихов: 1-го. 4-го (2-я половина). 5 (2-я половина). 9-го (2-я половина). 13 (2-я половина). 19 (1-я половина), 21 (2 половина); псалма 135: стиха 1-го (1-я половина). 12-го (1-я половина). 15-го (1-я полов ), и стих 26-й. Далее, л. 9 об., псалом, поемый в неделю сына блудного и в недели: мясопустную и сыропустную, стихи из псалма 136, стиха 1-го (первая половина), 3-го (2-я половина). 5-го (2-я половина), 6-го (2 половина), 7-го (2-я полов.). 9-го (2-я половина).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе ( Пс.21:26 ). Не Своей искал Я славы, продолжает Он, пребывая на земле и проповедуя учение Твое человеком, но Твоей, не Свою творил Я волю, проходя многотрудный путь Моего служения, но Твою, Отче праведный, пославый Мя, а потому от Тебя Единого и ожидаю похвалы Себе, и она не раз приходила ко Мне то в вещании Ангельском при Моём рождении: се родися вам днесь Спас мира, Иже есть Христос Господь ( Лк.2:11 ), то в гласе Отеческом, на Иордан и Фавор снисшедшем от Тебе; Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Того послушайте ( Мф.17:5 , Мк.1:11 ), то в громоносном отзыве с неба на Моё к Тебе моление: и прославих, и паки прославлю ( Ин.12:28 ), то в многочисленных знамениях и чудесах, в Моё имя учениками совершаемых, то в видениях и откровениях Петру и Павлу, Божественное Мое естество и единосущие с Тобою проявляющих. Сего ради, исповемся Тебе в Церкви велицей, т. е. возвещал и буду возвещать о Тебе в Церкви велицей или вселенской, от конец до конец земли простирающейся, и все племена и народы, все времена и пространства собою объемлющей. Молитвы Моя ваздам пред боящимися Его. Здесь под словом: молитвы, по замечанию блаженного Феодорита, должно разуметь необыкновенные моления, но обеты молитвенные. Это не обеты о которых Он говорил выше, обещая воспевать Богу чрез уверовавших в Него, и о которых теперь высказывает яснее, что Он приведёт оные в исполнение, и не просто, а пред лицем боящихся Господа, т. е., открыто и торжественно; дабы, как замечает блаженный Феодорит, поучающиеся в словесах из самых событий дознали истину слов сих. Поскольку же упомянул Он здесь о Церкви, то по необходимости делает о ней предречения и предвещает призвание всех народов; ибо их именует убогими, как не имевших богатства благочестия, но порабощённых убожеству неведения. Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его: жива будут сердца их в век века ( Пс.21:27 ). О каком это ядении и насыщении говорится здесь? С первого взгляда можно подумать, что здесь речь идёт о принятии пищи обыкновенной и вещественной, и сему изъяснению нисколько не препятствует то, что ядущим, вслед за насыщением, приписывается восхваление или благодарение Господа, чему и должно быть именно так, а не иначе; ибо Господь, по словам Пророка, дает пищу всякой плоти, преимущественно же боящимся Его ( Пс.135:25, 110:5 ), что от Него, по свидетельству апостола Иакова, исходит всякое даяние благое, и всяк дар совершен ( Иак.1:17 ), и что Он один, по выражении апостола Павла, с небесе нам дожди дает, и времена плодоносна, исполняя пищею и веселием сердца наша, а потому и Господь, в данной нам молитве, научил нас у Него – Отца Небесного просить себе хлеба насущного на всякий день и по примеру ( Деян.27:35 ) и увещанию Апостола, за все благодарить ( 1Фес.5:18 ), и аще ямы, или пиемы, вся во славу Божию творити ( 1Кор.10:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Стихи эти взяты из книги пророка Исаии, глава 26. На самом деле они являются частью 5–й пророческой песнью, которую, согласно уставу, положено соединять с 5–й песню канона всякой утрени. Почему не поется «Бог Господь и явися нам», а поется «Аллилуиа»? Возглас «аллилуиа» можно перевести как хваление Господу, «слава Богу». Служба на «Бог Господь» предполагает вершиной своего совершения Божественную литургию. Великим же Постом Литургия по будням не совершается (о Литургии Преждеосвященных Даров разговор особый). А раз не совершается Божественная литургия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, поэтому пение «Бог Господь» на утрени было бы не вполне уместно. Поется иное славословие, более общего характера. Соответственно стихи аллилуария носят более покаянный, нежели радостный характер: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже…» (На полиелейной утрени бывает «Бог Господь», но там вообще изменяется весь строй службы. Божественная литургия Преждеосвященных Даров назначается там ради святого, она внеочередная. Как есть апостольское евангельское чтение рядовое, а есть праздничное. Ради праздничного чтения назначается дополнительный прокимен, так же и здесь: ради дополнительной, внеочередной Литургии Преждеосвященных Даров назначается чтение «Бог Господь». Кроме того, всякая служба целостна и было бы нелогично петь на утрени покаянные стихи Исаии, а потом полиелей. То есть полиелей как бы идет в одной связке с «Бог Господь и явися нам» — псалом 118 перекликается с полиелейныйми псалмами 4 и 135. Но это скорее исключение — таких службы бывает постом всего две, когда на «Бог Господь» полной Литургии нет: 40 мучеников и Обретение главы, и то не всегда.) 3. Вместо тропарей на «Бог Господь» поются Троичны гласа. По существу это тоже тропари, но несколько особенного характера. Указывается, что Октоих Великим Постом, вообще говоря, не отменяется, хотя расхожее мнение говорит о том, что во время Великого Поста по будним дням Октоих не поется. Это так и не так. Действительно, для совершения Богослужения книга, именуемая Октоихом, не понадобится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Д: «Премудрость». X: «Благослови». С: «Сый благословен Христос Бог наш…». X: «Аминь. Утверди, Боже, Святую Православную веру…». Ч читает 1 час. Полиелей Полиелеем называют 134 и 135 псалмы. Эти псалмы сходны по содержанию, они приглашают к прославлению Бога за Его благодеяния. Их содержание перекликается: ср. Пс.134:8-10 и Пс.135:10-16, 134:10-11 и Пс.135:17-20 (имеется буквальное сходство в выражениях). Текст псалмов отражает восторженную радость, проявляющуюся в потоке благодарности. 135 псалом выражает мысли 134 более восторженно и сильно. Пс.134:5 – «Господь наш над всеми боги»/ Пс.135:2-3 – «Богу богов», «Господеви господей». Особую торжественность 135 псалму придает звучащий после каждого стиха припев «Яко в век милость Его». Этот припев, удобный для респонсорного исполнения псалма, повторяется 26 раз. Исторически полиелеем является первая слава 19 кафизмы (134–136 псалмы). Греческое название πολυλεος «многомилостивый» проистекает от многократного припева к стихам 135 псалма «Яко в век милость (ελεος) Его». По студийскому уставу полиелей пелся на 4 глас с особым аллилуарием (в период с 1 по 4 глас) и на 6 глас (в период с 5 по 8 глас). По студийско-алексеевскому уставу пелся только в пятницу (что соответствовало расписанию чтения Псалтири). В настоящее время полный полиелей (134–136 псалмы) поется только в подготовительные недели перед Великим постом. Иерусалимский устав говорит о пении полиелея на праздники и в воскресенье в зимний период (когда на утрене читается три кафизмы). Величание. Седален Пение величания после полиелея неизвестно в Греческой Церкви. Изначально под величанием понимался стих, который при больших праздниках заменяет пение «Честнейшую Херувим». В современном славяно-русском Типиконе о величании после полиелея говорится в последнем «зри» 2 главы. Во время пения величания совершается каждение всего храма. При этом, если совершается служба полиелейному святому, то Царские врата должны быть закрыты (2 глава говорит, что иерей выходит для каждения северными вратами), а если святому бденному, то – открыты. Выход священства в центр храма Царскими вратами по Типикону положен только на всенощном бдении. В современной практике такой выход бывает и при памяти полиелейного святого.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

Псалом 134. Велик Господь, поэтому хвали Его Израиль Этот составной псалом (ср. ст.7 с Иер.10:13, 51:16 , ст.14 с Втор.32:36 , ст.15–20 с Пс.113и д.) принадлежит к после-пленному времени и может быть относим, если ст.14 понимать в смысле современного угнетения израильтян, ко времени самарянских нападений на Израиля. Он содержит обращения к израильтянам (раби Господни ст.1) к священникам и левитам (стоящие во храме ср. ст.19 и 20) и к народу (стоящие во дворех) прославлять Бога; Он благ и милосерд (ст.3), как доказал это избранием Израиля (ст.4); Он выше всех богов (ст.5), Он всемогущ, Творец мира и Повелитель природы (ст.6–7) 934 . Второе основание, почему Израиль должен прославлять Бога, заключается в великих делах, которые Он совершил в пользу народа (ст.8–12). И не только в древнее время Бог сотворил Себе имя; Он и всегда прославляет оное (ст.13); ибо Он всегда воздает правду народу Своему, во время притеснения от врагов, и прощает ему грех (ст.14) 935 . Во всем этом (в естественном и благодатном откровении) Он является превыше бессильных богов (ст.15–18); поэтому Израиль должен от Сиона воздавать Ему хвалу (ст.21). Псалом 135. Нужно хвалить всемогущего Бога, Пастыря Израилева Иудеи называют этот псалом великий галлел (аллилуйя) между тем как псалмы 112–17 просто «галлел». Псалмопевец, как и в предыдущем псалме, призывает к прославлению благого (ст.1), высочайшего (ст.2–3), всемогущего (ст.4) Бога, Творца мира (ст.5–9), милостивого Спасителя (ст.10–15), Руководителя (ст.16–20) и Владетеля (ст.21–23) Израиля, которого Он недавно в беде (плену вавилонском) милостиво выручил (ст.23–24) и подающего пищу всякой твари (ст.25). Такого Господа нужно прославлять (ст.26). – Второй, один и тот же везде, член каждого стиха без сомнения, пел весь народ, а первое полустишие – хор из священников и левитов, или же один певец. Псалом 136. Душевное состояние вавилонских пленников Этот элегический псалом написан по возвращении из плена вавилонского (прошед. вр. ст.1–2) 936 и притом вскоре после плена, там как сам писатель его был, кажется, в числе пленников; у псалмопевца, так сказать, еще слезы на глазах, и Иерусалим еще по-видимому был в развалинах 937 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Однородность псалмов доходит по местам до буквального сходства в выражениях (134, 10–11 и 135, 17–20). Оба псалма дышат самой восторженной радостью, изливающейся в неудержимом потоке благодарности; но второй псалом, развивая мысли первого, восторженнее и сильнее его («хвалите» и «исповедайтеся»; 134, 5: «Господь наш над всеми боги» и 135, 2–3: «Богу богов», «Господеви господей»; 134, 3: «яко благ Господь», 135: «яко в век милость Его»); особенную торжественность второму псалму сообщает сопровождение каждого стиха его припевом «Яко в век милость Его», который повторяется, следовательно, 26 раз и особенно сильно звучит в 17–20 ст., где он разделяет на 4 части одно грамматическое предложение («поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его»). — По Симеону Солунскому, полиелейные псалмы — «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, т. е. диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных — и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса» [ 610 ]. Чин пения полиелейных псалмов не указан в Типиконе и др. богослужебных книгах. Музыкальная традиция указывает их петь с припевом аллилуиа после каждого стиха: в одних напевах это аллилуиа поется по трижды, в других за первым псалмом по однажды, а за вторым по трижды, причем за первой половиной стиха один раз, а за второй дважды, или наоборот. Напев для полиелейных псалмов не гласовой, хотя бы и самогласный (как, например, для предначинательного псалма или Блажен муж), а совершенно самостоятельный, отличающийся особою торжественностью, ликованием, величавой медленностью (полиелейные псалмы более, чем вдвое, короче Непорочных).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010