Псалом 71-й. Пророчествуется о Сыне Божием – вечном Царе, о Его пришествии на землю и о распространении мирного и блаженного царства Его во всех народах. Псалом 72-й. Описывается искушение праведных, которые иногда соблазняются, видя в счастии нечестивых, но паки ободряются, чувствуя к себе любовь Божию... Псалом 83-й. Описывается блаженство истинных членов Церкви. Далее Псаломщик прославляет силу и действия Божия слова, и просит Бога, чтобы Он сохранил его в Церкви Своей ненарушимо. Псалом 86-й. Пророчествуется о непоколебимости Церкви Христовой, и что в Ней люди от всех племен отродятся в жизнь новую, и возвестятся тайны, от веков сокровенныя. Псалом 87-й. Праведник жалуется на уныние духа, происходящее от отчаяния в милосердии Божием; причем исчисляет и другие искушения, как-то: бедность, презрение от всех, непостоянство друзей и измену домашних... Псалом 91-й. Возвещается многоразличная премудрость Божия, какую являет Он в управлении Церковию... Псалом 94-й. Псаломник говорит о Божеском величестве Иисуса Христа. Псалом 100-й. Изображается, каким должен быть и сам государь и служители правления его... Псалом 108-й. Христос жалуется на вероломство предателя Своего Иуды, и на жестокость Иудеев, распенших Его. Псалом 109-й. Пророчествуется о воплощении Сына Божия, о Его царстве и священстве... Псалом 117-й. Христос купно с Церковию приносит благодарение небесному Отцу, что победил диавола, смерть, мир и ад. Псалом 118-й. Доказывается превосходство Божия слова, и что все блаженство человека состоит в познании и исполнении онаго... Псалом 144-й. Прославляется Божие всемогущество, благость, правосудие и премудрый о всем Промысл. Псалом 146-й. Описывается промысл Божий, как общий о всех тварях, так и особенный о верующих. Псалом 147-й. Церковь прославляет Бога за то, что особенно промышляет о ней, распространяя в ней проповедь Евангелия и ниспосылая ей Духа Святого. Псалом 149-й. Псаломник возбуждает хвалить Христа Царя нашего, и радоваться о благах, Его заслугами нам приобретенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Аллилуиа, 135 И этот псалом одного содержания с предыдущим и называется многомилостивым (полиелейным) от многократно упоминаемой в нем за каждым стихом «милости» . А от этого псалма получил имя полиелейного и предыдущий псалом 134-й «Хвалите имя Господне» . И самое, среди Церкви висящее паникадило, названо также от этого (псалма) полиелеем; так как оно зажигается во время пения многомилостивого (псалма). Почему при каждом пении псалма первого необходимо должно петь неразрывно за ним и этот псалом, как собственно полиелейный (Феодорит). Пс.135:1.   Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. За каждым стихом прибавляет в виде припева: «яко в век милость Его» , т.е. не так, как случается с людьми, чтобы иногда благодетельствовал, а иногда нет. Людям и недуг препятствует, и бедность мешает это делать; а Он непрестанно милует, постоянно милостив и никогда не прекращает этого дела (Златоуст). Пс.135:2.   Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость Его. «Богами» называет святых и праведных людей, по причастию ими божественной благодати. А Спаситель наш — Иисус Христос, не по благодати, но по существу Бог (Феодорит). Пс.135:3.   Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Цари и князи, от Бога получив власть, господствуют над подчиненными. Да и некоторые ангелы именуются «господствами» . А Христос — истинный «Господь» всех «Господей» (Феодорит). Пс.135:4.   Сотворшему чудеса велия единому, яко в век милость Его. Златословесный толкователь читает не «сотворшему» , но «творящему» , выражая этим, что Бог непрестанно благодетельствует и творит чудеса, перечисляя которые, Пророк указывает, что они есть не только действие силы, но и благодати и человеколюбия (по Златоусту). Пс.135:5.   Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Пс.135:6.   Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Пс.135:7.   Сотворшему светила велия единому, яко в век милость Его. Пс.135:8.   Солнце во область дне, яко в век милость Его. Пс.135:9.   Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Псалом 17-й. Давид, избавившись от всех врагов своих, благодарит Бога, проповедует гнев Его против нечестивых и Божие к праведным благоволение. Псалом 18-й. Изъясняется, колико слово Божие просвещает душу, и когда сила Его бывает спасительна. Псалом 19-й. Образец молитвы народной за царя. Псалом 20-й. Описывается слава Христова, какую приял Он после истощания Своего, и далее говорится об отвержении Иудеев и всех неверных. Псалом 21-й. Описываются многие обстоятельства страданий Христовых. Потом просит Христос небесного Отца, чтобы укрепил Его в совершении спасения нашего. Наконец пророчествует о величии царства Своего и о призвании языков. Псалом 22-й. Церковь прославляет Господа, верховного своего Пастыря, что ее хранит, питает словом Своим, укрепляет таинствами и обогащает дарами Духа Святого. Псалом 23-й. Говорится о распространении царства Христова во всех народах; описываются свойства истинных членов Церкви и второе пришествие Христово во славе. Псалом 24-й. Испрашивается у Бога, чтобы Он хранил нас в несчастии и, оставляя нам согрешения наши, направлял бы нас на стези заповедей Своих. Псалом 25-й. Молитва , чтобы не лишиться своея непорочности, которую приобретаем верою в Бога. Псалом 30-й. Давид, или паче Христос, прообразуемый Давидом, просит Бога, чтобы Он не оставил Его в страданиях. Псалом 31-й. Здесь говорится, что блаженство человека состоит в том, когда Бог прощает ему согрешения его, и что для сего со смирением должно исповедать пред Ним грех свой. Псалом 32-й. Из созерцания тварей доказывается всемогущество творца и Божеский о всем промысл; описывается суетность советов человеческих. Псалом 34-й. Давид, или паче Христос, Давидом прообразуемый, жалуется Богу Отцу на жестокость нечестивых врагов и просит праведного суда. Псалом 36-й. Пророк научает, чтобы мы не завидовали людям беззаконным, когда они – в счастии, и показывает, какой конец ожидает праведника и грешника. Псалом 39-й. Сын Божий, предвещая собственное воплощение и страдание ради примирения человека с Богом, просит небесного Отца, чтобы Он укрепил и прославил Его в подвиге христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

98 Например, в псалме на Неделю ваий 8/3 Враг Твоих ради, еже разрушити изменен «Врагов Твоих ради разрушиши»; в Неделю антипасхи 106/14 изведе я изменен «извел еси ны»; на Вознесение 17/11 и лете изменен «и возлете» и 9/9 судити имать изменен «судит». 99 На Преображение «И буди светлость Господа Бога нашего на нас от ныне и до века», 89/17; 120/8, преподобному: «Пойте Господеви, преподобнии Его, и им поведайте память святыни Его, во всех людех чудеса Его» – 29/5; 95/3. 106 Примечание редактора. При подготовке к публикации данной работы обнаружено отсутствие в рукописях святителя Афанасия одного, по-видимому, первого, раздела, условно именуемого: «Общие величания и псалмы избранные на праздники Господские, Богородичные и святых, поемые идеже их храм или идеже празднование им с полиелеем». Надеемся, что при дальнейшей работе с архивами в Фонде епископа Афанасия (Сахарова) будет найдена и в последующие издания включена в сборник эта интереснейшая работа, содержащая предположительно: Псалом Богородице первый: Возвеселюся и возрадуюся о Тебе... и (или) Псалом Богородице первый: Помяну имя Твое... (Боголюбской ??). Псалом Богородице второй: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое... Псалом Богородице третий: Исповемся Тебе всем сердцем моим... Псалом святителю: Священницы Твои облекутся правдою: Псалом святителю-равноапостолу: Воскликните Богови, вся земля... Величание и псалом общие песнописцу-святителю. Псалом общий священномученику: Священницы Твои облекутся правдою... Величание и псалом князю-мученику, пострадавшему от близких: Вознесох избраннаго от людей Моих... Псалом князю-правителю: Вознесох избранного от людей Моих... Величание и псалом общие князю-юноше. Величание и псалом князю-иноку: Блажен муж, бояйся Господа... Величание всем преподобным Киево-Печерским в Неделю 2-ю Святыя Четыредесятницы и псалом: Соберите Ему преподобных Его... (здесь ссылка см., Триодь Постную, но в Триоди только служба свт. Григорию Паламе ). Величание и псалом песнописцу-преподобному.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Псалом 41-й. Сокрушается верующий о том, что разлучен с Церковию, с верными собратиями своими; жалуется на несчастия и все упование возлагает на Бога. Псалом 43-й. Пророчествуется о гонениях христиан, а паче – первенствующей Церкви. Псалом 44-й. Под именем царя и царицы описывается Христос, Царь неба и земли, и  Церковь , непорочная невеста Его, украшенная дарами Его благодати. Псалом 45-й. Здесь под именем укрепления говорится о Церкви, что она под покровительством Божиим среди всех нападений не подвижится во век. Псалом 46-й. Проставляется Христос, вознесшийся на небо и распространяющий духовное царство Свое на языки, обращая их в веру Свою. Псалом 47-й. Прославляется пришествие Мессии и Церкви красота и величие. Псалом 48-й. Пророчествуется об учении Христовом в притчах, и о воскресении праведных в живот; потом говорится о суете мира и всех видимых благ. Псалом 49-й. Пророчествуется о пришествии Христовом, о начале Евангелия, о избрании верующих и о уничтожении жертвоприношений; наконец осуждаются грешники за неисполнение закона Божия. Псалом 50-й. Давид, сокрушаясь о грехе своем, прибегает к милосердию Божию, представляет первородный грех, и что человек сам собою оправдаться не может; потом просит Бога, чтоб сердце и дух его обновил Духом Своим Святым, и научает какая – жертва приятна Богу. Псалом 52-й. Описывается крайнее развращение рода человеческого, простирающееся даже до безбожия; наконец предвещается искупление и спасение человеков... Псалом 54-й. Описывается развращение жителей градских, вероломство друзей и погибель нечестивых... Псалом 66-й. Молится Пророк о пришествии Мессии и пророчествует, что и язычники познают Его и уверуют. Псалом 67-й. Торжественная песнь о победе Христовой над Его и нашими врагами; далее пророчествуется о распространении царства Христова чрез проповедь Апостольскую. Псалом 68-й. Жалуется Христос на жестокость страданий и на злобу врагов своих; просит у Бога Отца помощи и избавления; ожесточенных в неверии осуждает на вечную погибель и предвещает утверждение и распространение Своея Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Вторую часть составляют кафизмы с полиелеем и Евангелием. Святая Церковь в обеих частях утрени постепенно возводит молящихся от грустно-покаянного настроения к радости, благодарению и восхвалению Господа за Его неизреченные милости, явленные роду человеческому. В третьей части – каноне – вспоминаются или прославляются священные события или угодники Божии, чествуемые в данный день. В четвертой части, состоящей из хвалитных псалмов и великого славословия с ектениями и заканчивающейся отпустом, возносится особое славословие Самому Господу Иисусу Христу. Начало утреннего богослужения обычно возвещается звоном колокола (так называемый 2-й звон; 1-й призывает к вечерне; 3-й – звучит пред чтением Евангелия). Чтец глаголет шестопсалмие (3, 37, 62, 87, 102 и 142-й псалмы) со всяким вниманием и страхом Божиим. Как предначинательный псалом на вечерне, шестопсалмие на утрене пробуждает в верующей душе глубокие религиозные чувства и подготавливает молящегося к великой ектении. Первый из шести псалмов – 3-й – имеет надписание: Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего, указывающее, при каких обстоятельствах псалом был написан. Второй псалом шестопсалмия – 37-й – Псалом Давиду – в воспоминание о субботе. Святой Афанасий Александрийский это надписание разъясняет как просьбу Давида о даровании ему Богом субботства, то есть успокоения от тяготевшего над ним бедствия. Псалом выражает чувства глубокого раскаяния Давида в действиях, причинивших множество бедствий ему самому и его народу. Третий псалом – 62-й – Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей, был написан Давидом в Иудейской пустыне, где псалмопевец спасался от преследований Саула. Четвертый псалом – 87-й – Песнь. Псалом сынов Кореевых. Начальнику хора на Махалаф, для пения. Учение Емана Езрахита. Составителем этого псалма считают Емана, одного из трех знаменитых певцов-левитов, живших во времена Давида. Псалом выражает состояние человека, находящегося в крайнем уничижении и изнеможении. Пятый псалом – 102-й – Псалом Давиду Псалмопевец посвящает благости, неистощимому милосердию и долготерпению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом 4-й. Молится Давид, чтобы Бог защитил его от врагов; потом восстает против нечестия их и учит, что истинное блаженство состоит не в изобилии видимых благ, но в спокойствии совести. Псалом 5-й. Молитва к Богу, чтобы он покушения врагов разрушил и праведных утвердил в непорочности. Псалом 6-й. Давид страшится, чтобы Бог за грехи его не прогневался на него до конца. Почему молится, чтобы простил ему грехи, и тем успокоил бы смущенную его совесть, и защитил бы от врагов. Псалом 7-й. Давид представляет свою невинность и злобу клеветников его, и описывает праведный суд Божий. Псалом 8-й. Проповедует величие Божие, которое открывается наипаче в том, что Бог Отец Иисусу Христу, уничиженному прежде крестною смертию, дал власть на небеси и на земли, посадив Его одесную Себя. Псалом 9-й. Хвалит Давид Господа, что Он избавил его от врагов; потом описывает злобу гонителей добродетели и заключает молитвою о защищении праведных. Псалом 10-й. Давид не отчаивается в гонениях, окружавших его; поскольку уповает, что сколь ни хитры и жестоки враги, Бог защитит его и потребит нечестивых. Псалом 11-й. Жалуется Церковь , что истинных праведников мало, и что истина слова Божия обезображивается лжеучениями человеческими, и наконец просит Бога, чтобы утвердил истину Евангелия. Псалом 12-ги. Здесь содержится образец молитвы человека, борющегося со грехом, и испрашивающего помощи свыше для побеждения его. Псалом 13-й. Описывается крайнее развращение человеческого рода, простирающееся даже до безбожия. Наконец предвещается искушение и спасение человеков. Псалом 14-й. Изъясняется, кто суть праведники и наследники блаженства небесного. Псалом 15-й. Молит Христос небесного Отца, чтобы Он укрепил Его в искушении и в понесении креста и смерти; предвещает об отвержении народа Израильского и об избрании языков. Потом благодарит Бога, зная, что Он не оставит Его в смерти, но воскресит и посадит одесную Себя. Псалом 16-й. Давид гонимый описывает свою невинность, злобу и силу нечестивых; призывает Бога в помощь и утешается надеждою Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Богослужение I. Часослов Сей часослов переведен с Арабского языка в святом граде Иерусалиме в 1852 лето господне. Подлинник его куплен был, мною в 1843 году в Сирийском монастыре, что в Нитрийской пустыне, который с давнего времени принадлежит Коптам. В сем часослове многие молитвы слово в слово сходные нашими. Стало быть они взаимствованы были ранее 451 года, в который Копты отделились от св. православо-кафолической церкви. Эти Христиане твердо верили, что сии молитвы изречены по дару Духа истины, и потому удержали их. Что касается их собственных молитв; то и они, по духу и выражению, весьма хороши. В их замечательны два следующие прошения: 1) в конце утрени: «огради нас силою благословенных младенцев» 2) в молитве полунощной: «помози нам Боже в муках смерти, пред смертию и по смерти». Видно, что Копты признают силу предстательства усопших младенцев пред Богом, и веруют в так называемый частный суд по смерти. Часослов Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь. Начинаем с Богом святым писати часослов арабский, содержащий всенощное и дневное последование. Утреня Начало. Во имя Отца. Слава отцу. Отче наш иже еси на небесех. Благодарим благодетеля и милостивого. Песнь утреняя. Сей день благословенный приношу царю и Богу моему Христу, и уповаю, яко простит грехи моя. Аминь. Псалом 1-й. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Псалом 2-й. Вскую шаташеся языцы, и людии поучишася тщетным. Псалом 3-й. Господи, что ся умножашася стужающии ми. Псалом 4-й. Внегда призвати ми, услыша мя Бог. Псалом 5-й. Глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое. Псалом 6-й. Господи, да не яростию Твоею обличиши мене. Псалом 8-й. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли. Псалом 11-й. Спаси мя Господи, яко оскуде преподобный. Псалом 12-й. Доколе Господи забудеши мя до конца; Псалом 14-й. Господи, кто обитает в жилищи Твоем. Псалом 15-й. Сохрани мя Господи, яко на Тя уповах. Псалом 18-й. Небеса поведают славу Божию, творение же руку его возвышает твердь. Псалом 24-й. К тебе Господи воздвигох душу мою.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иоанн Златоуст , святитель. Творения. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899. На псалом 4. Чью молитву слышит Бог?.. И при праведности нужна молитва, как приносящая великие блага... С каким расположением души нужно приступать к молитве?.. Свойства угодной Богу молитвы, которую Он слышит... Уверенность Псалмопевца в том, что Господь услышит его молитву и почему многие бывают не услышаны? С. 11–36. На псалом 5. Молитва Церкви к Жениху ее... Благодарность Церкви за дарованное ей спасение и молитва ее о божественном руководстве на пути правды... С. 36–48. На псалом 9. Нужно прославлять Бога не только за благодеяния , но и за посылаемые Им бедствия... Молитва Псалмопевца после избавления от бедствий и его увещание славословить Господа... Молитва о божественной помощи несправедливо притесняемым, о вразумлении и наказании самоуправных народов и вообще людей нечестивых... Молитва о прекращении господства беззакония и насилия. С. 109–133. На псалом 48. Не напрасны ли молитвы о святых... С. 231–252. На псалом 112. Хвалить Бога можно и молча. Заповедь Псалмопевца хвалить имя Господне и пророчество об исполнении ее в христианской Церкви. Совершенная же хвала Господу где совершается?.. С. 321–326. На псалом 117. Призыв всех к общей благодарности Богу за непрерывные Его милости... Призыв к прославлению Господа ради Его величия. С. 353–364. На псалом 121. Молитва о благоденствии Иерусалима для славы Божией. С. 375–379. На псалом 122. Молитва о помиловании ради тяжкого перенесения наказания... С. 379–382. На псалом 128. Молитва Псалмопевца о посрамлении врагов Сиона. С. 403–405. На псалом 129. Высокое значение воссылаемой Богу пламенной, сердечной молитвы, ее образцы и плоды... Побуждение к молитве тех, которые обременены сознанием своих грехов... С. 405–410 и др.). Иоанн Златоуст , святитель. Творения. Т. 5. Кн. 2. СПб., 1899. На псалом 131. Молитва об успокоении Ковчега Завета и народа и о благолепии храма... С. 419–425. На псалом 140. Что внушается сравнением молитвы с фимиамом?.. Молитва об избавлении от тайных козней нечестивых... С. 476–494.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

    Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 5. Кн. 1. СПб., 1899.     На псалом 4. Чью молитву слышит Бог?.. И при праведности нужна молитва, как приносящая великие блага... С каким расположением души нужно приступать к молитве?.. Свойства угодной Богу молитвы, которую Он слышит... Уверенность Псалмопевца в том, что Господь услышит его молитву и почему многие бывают не услышаны? С. 11—36.     На псалом 5. Молитва Церкви к Жениху ее... Благодарность Церкви за дарованное ей спасение и молитва ее о божественном руководстве на пути правды... С. 36—48.     На псалом 9. Нужно прославлять Бога не только за благодеяния, но и за посылаемые Им бедствия... Молитва Псалмопевца после избавления от бедствий и его увещание славословить Господа... Молитва о божественной помощи несправедливо притесняемым, о вразумлении и наказании самоуправных народов и вообще людей нечестивых... Молитва о прекращении господства беззакония и насилия. С. 109—133.     На псалом 48. Не напрасны ли молитвы о святых... С. 231—252.     На псалом 112. Хвалить Бога можно и молча. Заповедь Псалмопевца хвалить имя Господне и пророчество об исполнении ее в христианской Церкви. Совершенная же хвала Господу где совершается?.. С. 321—326.     На псалом 117. Призыв всех к общей благодарности Богу за непрерывные Его милости... Призыв к прославлению Господа ради Его величия. С. 353—364.     На псалом 121. Молитва о благоденствии Иерусалима для славы Божией. С. 375—379.     На псалом 122. Молитва о помиловании ради тяжкого перенесения наказания... С. 379—382.     На псалом 128. Молитва Псалмопевца о посрамлении врагов Сиона. С. 403—405.     На псалом 129. Высокое значение воссылаемой Богу пламенной, сердечной молитвы, ее образцы и плоды... Побуждение к молитве тех, которые обременены сознанием своих грехов... С. 405—410 и др.).     Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 5. Кн. 2. СПб., 1899.     На псалом 131. Молитва об успокоении Ковчега Завета и народа и о благолепии храма... С. 419—425.     На псалом 140. Что внушается сравнением молитвы с фимиамом?.. Молитва об избавлении от тайных козней нечестивых... С. 476—494.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010