ПСАЛОМ 59 воспевает благодарение Христу Богу за благодеяние - о изменении, обновлении ветхого человека в нового. Пришествие Христово потрясло землю, и Крест - знамение силы Христовой, дал боящимся Его. Бог Отец возглагола во Святем Отроке Иисусе - в Деснице Божества, воссиявшего от колена Иуды от Девы, коноба - селения Своего, утробы Богоматери и утвердившего град ограждения - Церковь Свою. ПСАЛОМ 60 есть молитва к Богу чающих Небесного Отечества. Христос - камень горы Голгофския, яко столп крепости, в селении и криле Божества Своего взошел на Крест и воскрес, и дал еси достояние боящимся имени Его быть чадами Божиими. ПСАЛОМ 61 возглашает надежду на Бога в терпении за Христа Господа, Иже, бесценен Сый, ценою сребреников предан был на вольную страсть и смерть за спасение всего мира. ПСАЛОМ 62 есть и молитва верующего во Христа Господа. Жаждет душа во Святом Отроке Иисусе видеть силу и славу воскресения, и от тука и масти Его - плоти и крови Его, насыщения земли, плоти безводной, десницею Божества Его. ПСАЛОМ 63 есть молитва к Богу Отцу Христа Господа во время Страстей и всех верных Его, праведных и мучеников. ПСАЛОМ 64 дан Духом на вечное хваление Христа Бога. Хвала Христу в Сионе - в земной Церкви и Иерусалиме Небесном. Свят храм Христов - плоть Его, яко селение Божества. Горы - апостолы, в шуме - громе проповеди- возвестили во вселенной вечер Страстей Христовых и утро воскресения. Землю - верного человека - посетил воплощением, упоил водою крещения и обогатил Духом Святым; бразды - ум, сердце, душу - упоил благодатию. Благословиши венец лета благости - воплощение и воскресение Христово. ПСАЛОМ 65 прославляет воскресение и хвалу Богу возсылает за благодеяния. Слава хвале - Божеству Христа, от всей земли - людей верных - пение и поклонение. Море грехов, реки нечестия Бог иссушает и разрушил сеть - грех Адамов, в нем же все человечество погрузилось, и проидохом сквозе огнь и воду в покой - крещением Духом и водою в райские обители Бог вводит. Верные же всесожжения тучна - молитва, пост, богомыслие; волы с козлы - добродетели, приносят Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

Аллилуиа. Думаю, что вступление и начало сего псалма имеет великую связь с концом предыдущего псалма; почему и сей псалом имеет одну и ту же надпись с ним, как часть его. В конце одного говорится: начало премудрости страх Господень; а в начале сего: блажен муж, боящийся Господа. Некоторые, как то: Златоуст и Ориген говорят, что сей псалом содержит 22 буквы еврейского алфавита; и начала стихов сего псалма еврейской псалтири имеют те же начала еврейского алфавита, как и предыдущий псалом, который содержит, как мы заметили прежде, число букв еврейского алфавита, почему и псалом сей, по словам Оригена, называется стиховным, или алфавитным. Поскольку же букв еврейского алфавита 22, а стихов в сем псалме только десять, то потому в каждом стихе первых восьми стихов полагается по две алфавитные буквы, а в двух последних находятся три буквы алфавита, как говорит Литин, и как мы сказали в предыдущем псалме. Кажется, что сей псалом писан по буквам еврейского алфавита потому, что особенно располагает к Слова Феодорита: Сей псалом подает желающим наставление в благочестии. A другие говорят, что сей псалом есть почти изъяснение слов Апостола Павла: благочестие на все полезно; ибо ему принадлежите обетование настоящей и будущей жизни (1, Т. 4, 8); а такие обетования представлены в нем совокупно. Ст. 1. Блажен муж, бояйся Господа. В предыдущем псалме, Давид сказал, что страх Господень делает мудрым того, в ком Он находится: начало премудрости страх Господень; а в сем говорит, что страх Господа делает боящегося Его блаженным: блажен муж боящийся Господа. Впрочем, блажен не тот, который просто боится Бога, потому что так боятся и бесы, но тот, который боится Бога и хранит заповеди Его. Просто страх Божий есть страх слабый и мертвый, а тот страх, который заставляет хранить заповеди Божии, есть деятельный и По словам Великого Афанасия, мужество есть не телесная, но душевная добродетель, где нет различия мужеского и женского пола, но все (души), созданные по образу Божию, носят на себе одно и то же начертание и имеют одну и ту же природу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

200 Псалом 49 49 псалом посвящен изображению Суда Божия. «Бог богов Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. От Сиона, который есть верх красоты, является Бог, грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поедающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю судить народ Свой: Соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве. И небеса провозгласят правду Его, ибо судья сей есть Бог» ( Пс. 49, 1–6 ). В содержании псалма можно усмотреть и буквальный и пророческо-мессианский смысл. Если рассматривать псалом буквально, то в псалме мы увидим изображение суда Божия, грозящего народу еврейскому за его грехи. Толкуя псалом в пророческо-мессианском смысле, толкователи (святитель Иоанн Златоуст , блаженный Феодорит) видели в нем описание Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Говоря о величественной картине Суда Божия, нарисованной в псалме, Блаженный Феодорит восклицает: «Не думайте, что второе пришествие Его будет таково же, как и первое! Тогда велелепие Свое сокрыл он в уничижении и нищете, а теперь всем явственно покажет Свое владычество и царское достоинство, не долготерпением уже водясь, но судя правдиво». 201 Псалом 59 Надписание псалма: «В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: Внегда сожже средоречие сирийское и Сирию совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебре солей дванадесять тысящ». Из надписания следует, что Давид воевал в Сирии, в местности Совал. Совал – сирийская область, расположенная между двумя реками. Об этой войне не рассказывается в исторических книгах. Затем, как предполагают толкователи, в царство Давида с юга вторглись идумеи. Полководец Давида Иоав возвратился из Сирии с частью войска и разгромил их 12-тысячное войско в битве в Соляной долине. Наиболее известное толкование на этот псалом принадлежит преподобному Максиму Исповеднику . Он толкует псалом строго аллегорически. Его экзегеза 59 псалма может служить образцом аллегорического толкования.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Вот таково, в духовном аспекте, состояние человеческого рода, начавшегося от Адама. Более 150 лет назад написано это сочинение святителя Игнатия (Брянчанинова) ; в наше время вышли книги, в которых приводятся более подробные перечни грехов, однако если проследить грехи к их первоисточникам, то мы увидим те же восемь основных страстей, о которых вслед за древними святыми отцами – Макарием Великим , Антонием Великим , Исааком Сириным , Иоанном Дамаскиным , Максимом Исповедником и многими другими преподобными – пишет святитель Игнатий, показывая, объясняя состояния человеческой души, подверженной греху, и пути исцеления от него. 50-й псалом как урок покаяния Помню, когда только начал ходить в храм, я сосредоточился на этом псалме, и мне захотелось выучить его. А тем, кто рукополагается в священники, вменяется в обязанность знать его наизусть. Читается он почти на всех богослужениях: на часах, на кафизмах вечерни и утрени; читает ли священник последование Исповеди – тоже услышим этот псалом, он предваряет покаянные молитвы. И в праздничных богослужениях, и на Страстной седмице, и в тайных молитвах, которые священник читает про себя перед царскими вратами и у алтаря, – есть такой момент в литургии верных, во время Херувимской песни, перед великим входом. Об этом псалме можно очень много говорить. В молитвах перед таинством Исповеди сказано, что Господь дал нам пример покаяния Давида, установил его как образец для всех верующих. Есть два таких образца – покаянное молитвословие царя Манассии, где он исповедуется и кается Богу в своих грехах, и вот этот псалом. Он дан нам не просто как пример искреннего, глубокого покаяния, а и того, что мы должны через нашу исповедь испрашивать у Бога, к чему мы должны стремиться. Чем тяжелее грех , тем труднее, невозможнее бывает родиться покаянию. Только милость Божия своею рукой извлекает грешника из бездны погибели, у него открываются очи, и он видит, как тяжко его падение, как невозможно ему восстать без помощи Божией. Этот псалом раскрывает заложенные Богом духовные основы, составляющие саму суть покаяния. Он написан как псалом и в то же время как покаянная молитва, он начинается с обращения к Богу. Псалом тоже относится к роду молитв, но по своему содержанию стоит выше молитвы даже святого человека, потому что Псалмы вошли в канон священных книг, они написаны Духом Святым. И этот псалом написан псалмопевцем Давидом в то время, когда душа его переживала великое состояние – Давид познал свой грех, преступление перед Богом, и у него в сердце родилось молитвенное излияние, которым запечатлена его исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Отпевание священников бывает с особым погребальным звоном (см. выше). Оно совершается и над архиереями 1299 и отличается, по своему составу 1300 , во многом, от погребения мирских человек 1301 , именно: 1) После 17-й кафизмы «Непорочны» и «тропарей непорочных» с припевом: «Благословен еси, Господи», положенных и при отпевании мирян, – читаются Апостолы, Евангелия. При чтении 1-го Евангелия, обыкновенно, ударяют в колокол однажды. при 2-м – дважды и т. д. 2) Кроме Апостола и Евангелия, положенных при отпевании мирских людей, читаются еще 4 Апостола и 4 Евангелия, и таким образом при погребении священников читаются 5-ть апостолов и 5-ть Евангелий. Чтению каждого Апостола предшествует прокимен, а Евангелию – аллилуиа. Кроме того пред 1-м Апостолом положены тропари и степенны антифоны; пред 2-м Апостолом – седален н псалом: пред 3-м – антифоны, псалом, тропарь и седален; пред 4-м – антифоны, псалом и тропари; пред 5-м – Блаженны. Таким образом степенны антифоны находятся пред Апостолом 1-м (6-го гласа), 3-м (2-го гласа) и 4-м (3-го гласа) – псалмы же пред 2-м Апостолом (22-й псалом: «Господь пасет мя»), пред 3-м – псалом (23-й: «Господня земля»), пред 4-м – 83-й псалом: («Коль возлюблена селения Твоя») 1302 . При пении каждого стиха этих псалмов повторяется «Аллилуиа». Пред 5-м Апостолом поются «Блаженны» с тропарями иными, нежели какие поются на Блаженнах при отпевании мирских людей. Иногда иерей читает Блаженны с тропарями. За каждым чтением Апостола следует чтение Евангелия. После чтения 1-го, 2-го и 3-го Евангелий читается особая после каждого Евангелия молитва об упокоении усопшего. После чтения 4-го Евангелия поются тропари на Блаженны, а после чтения 5-го Евангелия читается 50-й псалом: «Помилуй мя, Боже». Обыкновенно, каждое Евангелие читается особым священником. И читающий Евангелие говорит пред чтением: «Мир всем». А после чтения Евангелия читает молитву. Подобно сему, каждый Апостол читается особым диаконом, если их много при отпевании. И читающий Апостол сказывает прокимен пред ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Скачать epub pdf Псалом 8 Пс.8:1 B конец, о точилех. псалом Давиду – вот надписание восьмого псалма. О значении слова в конец было сказано при объяснении псалмов 4 и 6. Выражение псалом Давиду тоже не раз было объясняемо. Теперь требуется сказать о значении слова о точилех . Если понимать это слово буквально, по значению его на славянском языке (в переводе с греческого языка), то слово точило будет значить пресс, или тиски, коими выжимают из виноградных гроздьев (ягод) виноградный сок, в виноградных кадах, для выделки из него виноградного вина ( Мф. 21:33 ). Некоторые из иудейских раввинов думают, что псалом этот написан Давидом по случаю собрания винограда, когда употреблялись точила для выжимания виноградного сока. Но т.к слово это, о точилех, имеется и в надписаниях многих других псалмов, то нельзя допустить, чтобы оно употреблено было в значении виноградного пресса. По-еврейски здесь употреблено слово gittit (гиттит), которое означает музыкальный инструмент – гефский, т.е. из города Гефа, бывшего в Филистимской, соседней с Иудейскою, землею. Соответственно этому и в издании Псалтири на русском языке надписание о точилех заменено словами: «На Гефском орудии», т.е. псалом 8 должен быть исполнен музыкой на гефском музыкальном инструменте. Пс.8:2 Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Весь псалом этот есть восторженная песнь или хвала величеству, премудрости и благости Божией ко всей твари, в особенности же к человеческому роду. Размышляя о величестве Существа Божия, пророк приходит в удивление, как это столь великий Бог столько возлюбил человека и так благоволит к нему, что удостаивает его Своего посещения, великих милостей и благодеяний, и в этом удивлении восклицает: Иегова, Господи наш! Как величественно имя Твое по всей земли! Ты вознес величие Твое превыше небес! Таково величие Спасителя мира, сидящего одесную Бога Отца! Так чудно имя Господа нашего Иисуса Христа, к Которому лично и непосредственно относятся изречения следующих стихов псалма.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

34 . Псалом 34 изображает моление Христа Господа к Богу Отцу во время пречистых страстей Его. Оружие и щит верных есть вера в Божество Иисуса и слава Креста Его. Христос облачахся во вретище – плоть человеческую, дабы облагодатить и обогатить ее Божеством. Это исповедание – камень веры, возвещается в Церкви по всей вселенной, во всех народах. Да возрадуются и да возвеселятся вернии, яко воистину воскресе Христос, даровавший нам мир Свой. Христианам подобает поучаться в правде закона Божия, в богохвалении и взывании: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». 35 . Псалом 35, как и 17-й, изъявляет Богу Отцу повиновение в кротости, смирении и незлобии даже до смерти крестной за спасение всего мира Отрока Господня – Христа Господа. Христос умножил милость Свою в славном рождестве Своем, и упиются от тука дому Его – Церкви Святой – благодати Его. У Христа Спасителя источник живота, ибо верующие в Него имеют живот вечный. 36 . Псалом 36 вразумляет искать не временных, но вечных благ и не завидовать грешникам, ибо их ожидает бесконечное злострадание, а праведных ожидает блаженство вечное. Пути непорочных – Сам Христос Господь – Аз есмь путь и истина и живот ( Ин.14:6 ), и благословящии Его наследят землю, и праведницы Его наследят жизнь вечную. Спасение же праведных от Господа, и поможет им Господь Христос. 37 . Псалом 37 покаянный, возвещает о субботе, о упокоении вечном, уготованном праведным в Царствии Божием, когда откроется день вечный незаходимого покоя. 38 . Псалом 38 в конец, или о Христе тайну содержащий, Имже верный приходит от суетного мира сего во Отечество Небесное благодатью Христа Господа. Здесь поучение о терпении и хранении сердца в молитве Иисусовой от греха. 39 . Псалом 39 поучает в терпении и молитве ожидать от Христа Бога Отечества Небесного. Евангелие Христово явило песнь нову и камень веры и жертву крестную в Церкви велицей – всех любящих Христа. 40 . Псалом 40 содержит пророчество о пречистых страстях Христовых, о предании Его от злочестивого Иуды, о болезни и нищете Его, егда нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся. Слово смертию умрешь ( Быт.2:17 ) – Адамову клятву понес Христос и даровал воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Святитель Афанасий Великий , приступая к толкованию псалма 118-го, говорит: «В этом псалме пророк описывает жизнь святых, подвиги их, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе с тем и то, чем, святые одерживают победу: Закон, словеса Божии, терпение, помощь свыше, и наконец, что последует за трудами, награды венцы, воздаяния». 288 Блаженный Феодорит так говорит об этом псалме: «Псалма сего достаточно к тому, чтобы желающих совершенной добродетели усовершить в ней, живущих в рассеянии возбудить к тщанию, упадающих в духе воодушевить, нерадивых исправить, одним словом, против различных человеческих немощей дать всякого рода врачевство». 289 Святитель Амвросий Медиоланский писал, что хотя «и другие псалмы содержат нравственные уроки, но те суть, как звезды, рассеянные по небу, а этот как солнце, изливающее в полдень обильный свет». 290 Святитель Феофан Затворник в конце своего толкования на 118 псалом писал: «Все сто семьдесят шесть стихов (псалма 118) говорят о заповедях Божиих и нашем отношении к ним, и говорят ясно. Нет почти ни одного стиха, понимание которого было бы затруднительно и требовало особых пояснений». 291 Псалом 136 Псалом 136, начинающийся словами «На реках Вавилонских…», – один из самых известных псалмов. Этот псалом поется во время подготовки к Великому Посту: на великой утрени Недели о блудном сыне, Недели Мясопустной (о Страшном Суде), Недели Сыропустной (Воспоминание Адамова изгнания). В еврейском масоретском тексте псалом 136 не имеет надписания, указывающего на имя автора. В латинской, греческой и славянской Библии указывается имя Давида. В русский Синодальный текст, переводный с еврейского масоретского, имя Давида внесено в соответствии с греко-славянской традицией. В славянской Библии имеется надпись: «Давиду Иеремием». Содержание псалма представляет сетования евреев, находящихся в Вавилонском плену. Свидетелем этого Давид не мог быть. На послепленный период написания псалма указывают 8 и 9 стихи. Итак, данный псалом написан или пророком Давидом за 400 лет до Вавилонского плена или кем-нибудь другим от лица находившихся в Вавилоне евреев. Надписание «Давиду Иеремием» можно перевести как «Давида, через Иеремию». Эта приписка была известна уже блаженному Феодориту по какому-то греческому тексту. В Септуагинте и в Вульгате псалом в надписании псалма стоит имя Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Псалом 61 В конец, о Идифуме, псалом Давиду. С Евр.: «Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида». «Симмах, – говорит бл. Феод., – перевел так: «Победный от Идифума, песнь Давиду». А сим дает видеть, что псалом принадлежит бл. Давиду, пет же был Идифумом; потому что он, будучи начальником лика в Бож. храме, песнословил Бога всяческих ( 1Пар. 16:41 ). Предвещает же псалом восстания Македонян и злоумышления противу Маккавеев Антиоха Епифана, и учит, какими помыслами надлежит водиться подвижникам добродетели во время нашествия сопротивных». «Псалом сей, – говорит св. Василий В., – преимущественно рассуждает о терпении, которым укрощается душевная раздражительность, а по истреблении всякого высокомерия, усовершается смирение». В духовн. смысле, по св. Афан, «псалом сей пророчествует о будущем избавлении всего рода человеческого домостроительством Спасителя, и о низложении мысленных врагов». 2 . Не Богу ли повинется душа моя? С Евр.: «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое». Порывистые и решительные слова эти дают основание предполагать, что душа псалмопевца сильно была взволнована представлением бедствий, которые или сам испытал, или предвидел в будущем. Пророк находит успокоение в Едином Боге, решившись безусловно покориться Его воле, молчать там, где глаголет Господь, подвергая праведника огню искушений на пользу души его. Уверенность, что от Единого Господа спасение – вот причина этой глубокой покорности и душевного успокоения. Св. Василий В. в словах: от Того спасение – видит «пророчество о грядущей благодати воплощения Господня». По мнению бл. Феод., слова: не Богу ли повинется душа моя – произносят (или должны былн произносить) Иудеи, принуждаемые приносить идолам жертвы и есть свиные мяса; сами себя поощряют, и говорят себе: «Не всему ли предпочтешь ты, душа, служение Богу?» 3 . С Евр.: «Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более». 4 . Доколе належите на человека? Убиваете вси, яко стене преклонене, и оплоту 371 возриновену 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Скачать epub pdf Псалом 97 Псалом сей имеет краткую надпись: Псалом Давиду . В нашей Псалтири на русском языке, изданной Российским Библейским Обществом в начале прошлого, XIX века, он надписывается «Псалом Давидов», причем слово «Давидов» поставлено в скобках. А в Вульгате, при объяснении надписания, сказано, что имя «Давид» в еврейской Библии не принято (см. Scripturae sacrae cursus completus. Т. XV. P. 1289). Из всего этого можно заключить, что псалом сей составлен не Давидом, а только внесен в кодекс псалмов с его именем и присоединен к группе однородных с ним псалмов, в которых говорится об ожидаемом пришествии Мессии. Псалом сей сходен с 95-м псалмом не только по содержанию, но и по многим словам и выражениям. В нем пророк предсказывает, что: 1) по распространении Богопознания во всем мире слава Божия откроется более, нежели как было в прежние времена, 2) что обетования, данные потомству патриархов Авраама и Иакова, исполнятся во всей силе, 3) что спасение людей будет проповедано по всей вселенной, а потому повелевает израильскому народу громко прославлять имя Божие, чтобы быть готовым с радостию встретить грядущего Судию вселенной. Говоря о первом пришествии Христа, пророк касается отчасти и последнего пришествия Его для всемирного Суда. Пс.97:1–2 Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь: спасе его десница его и мышца святая его. Сказа Господь спасение Свое, пред языки откры правду Свою. Пророк-псалмопевец снова (как в 95-м псалме) призывает иудейский народ воспеть Господу Богу новую песнь, причем указывает тут же и причину, побуждающую к сему пению: яко дивна сотвори Господь. Сии дивныя дела Господни, как пророку, ему открыты были Духом Святым еще за многие столетия, и Он не мог не говорить о них, хотя бы в общих чертах. В самом деле, если представим себе всю жизнь Господа Иисуса Христа, от Его рождения до вознесения на небо, то увидим, что вся она – эта жизнь – состояла из одних чудных дел. Бог – Слово Отчее – воплотился и сделался человеком, сожительствующим с человеками, – не чудно ли это? Явившись на проповедь Евангелия, не только учил словом, но и в примерах смирения, терпения, кротости и великодушия, с которыми переносил разные клеветы и оскорбления, в подвигах труда и нестяжательности; по которой не имел где главы преклонити, но показал такие образцы жизни, о которых до того времени не имели люди и понятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010