Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...о восьмом дне – см. примеч. к пс. 6, 1. Ст. 9. Повсюду находятся нечестивые люди и лукавые духи. Но Господь сохраняет верных от падения во грех.   Псалом 12 Псалом дан как молитва всякому верующему среди тяжелых жизненных испытаний. Бог по особенному Домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и меру испытаний (свтт. Василий Великий , Афанасий Великий ). Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1.   Псалом 13 В этом псалме царь Давид оплакивает растление естества человеческого безбожными людьми и пророчествует о будущем Пришествии Господа нашего Иисуса Христа. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 7. Сион – см. примеч. к пс. 2:6; 9:12.   Псалом 14 В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Ст. 1. Пророк Давид спрашивает Самого Бога: «Кто может наследовать Царство Небесное?»   Псалом 15 Надпись на столпе – это надписание встречается также при пс. 55–59. Св. отцы (свтт. Василий Великий , Григорий Нисский ) полагают, что за глубину своих мыслей эти псалмы достойны быть выбитыми на столбах для будущих поколений. Из Второзакония мы знаем, что тексты исключительной важности высекались на камне (см.: Втор. 10:2–3 ). Ст. 4. В этом стихе – отказ от ритуальных кровавых жертвоприношений (ср.: Ис. 1:11 ). Ст. 7. ...ночью – ночь неоднократно упоминается в псалмах как время усиленной внутренней жизни (см.: Пс. 4:5; 6:7; 16:3 ); ...сердце (букв. «почки») – внутренний орган человека, который мыслится как вместилище чувств. Ст. 10. Этот стих в понимании свв. апостолов Петра (см.: Деян. 2:25–32 ) и Павла (см.: Деян. 13:35–37 ) заключает в себе пророчество о Господе нашем Иисусе Христе – на этом основании св. отцы рассматривали весь псалом как мессианский, то есть произносимый от лица Господа нашего Иисуса Христа.   Псалом 16 Ст. 1. Услышь, Господи, правду мою – под правдой подразумевается справедливое прошение человека, терпящего несправедливость. Ст. 4. ...путями трудными пророк Давид называет заповеди Божии, данные нам для благого устроения душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

обычно либо ортодоксально, либо близко к содержанию больших Д. а. а. (докетизм, энкратизм, полиморфизм Христа), но оно по значению в тексте отходит на 2-й план, акцентируется сюжетная интрига, и чем позднее написан текст, тем заметнее это становится. В нек-рых текстах наряду с яркими и фантастическими образами сохраняется скрытое богословское содержание (напр., докетическое в «Деяниях Андрея и Матфия»). Подобная лит. направленность малых Д. а. а. дает намного меньше оснований видеть в тексте реальное предание о деятельности того или иного апостола, чем в больших Д. а. а. Большинство малых Д. а. а. было написано между IV и VII вв. в разных регионах христ. мира, преимущественно на Востоке. Благодаря ортодоксальному богословскому содержанию мн. малые деяния дошли до нас в первоначальном виде (напр., «Деяния Филиппа», «Деяния Петра и Павла», «Деяния Андрея и Матфия») и пользовались нередко большей популярностью, чем их старшие собратья, что доказывает количество сохранившихся рукописей. Впрочем, они также подвергались переработкам в основном в сердневизант. эпоху, как авторским (Никита Давид Пафлагон, блж. Симеон Метафраст), так и анонимным. Подробнее см. статьи Андрея и Матфия деяния , Андрея и Филимона деяния , Павла и Андрея деяния , Петра и Андрея деяния . Д. а. а. в церковном Предании Наибольшим авторитетом Д. а. а. пользовались в ранней Церкви (II-IV вв.). Об этом свидетельствует не только их распространение, но и включение нек-рых из них в состав рукописей НЗ (напр., «Мученичество Павла» входит в состав ркп. Chicago. Jesuit-Krauss-McCormick Lib. Gruber. 152, IX-X вв.; «Жития апостолов» - в Taurin. B V. 8, XIII в.; в стихометрическом каталоге канонических книг из кодекса Claromontanus (Paris. gr. 107, 107 AB, VI в.) между «Пастырем» Ерма и «Апокалипсисом Петра» упом. «Деяния Павла» объемом 3560 строк, что существенно больше объема канонических Деяний святых апостолов). В каноне новозаветных книг Армянской Церкви встречаются «Успение Иоанна» (список Григора Татеваци (1344?-1409) - Матен. 1270, 1292, 1805, 1860) и «Мученичество Павла» (Матен. 1270, 1292).

http://pravenc.ru/text/171796.html

О величине этой недошедшей до нас части деяния мы можем догадываться по двум признакам: 1) по длине второго цельного столбца и 2) по подписям членов собора. Судя по тому, что в прежнее время столбцы часто бывали одинаковой длины, как напр. в том списке сказания об успении пресв. Богородицы, о котором у нас сейчас была речь, можно думать, что первый столбец нашего деяния был одинаковой длины со вторым, длина коего равняется 8 ½ вершкам. Но сохранившиеся до нас отрывки первого столбца все в совокупности имеют в длину только 6 ½ вершков, следов. недошедшее до нас начало деяния было около 2 вершков в длину; и, во всяком случае, не более того, так как часть длины должна быть отнесена на расстояние между 1 и 2, 2 и 3 отрывками (на этом недостающем начале деяния, судя по почерку, которым писано оно, могло быть 8–9 строк). – К такому же результату приводят и находящиеся на обратной стороне столбцов подписи лиц, присутствовавших на соборе. На недошедшей до нашего времени части соборного деяния были только 2 подписи: патриаршая и митрополита Варлаама; а подписи этих 2-х лиц не могли занять много места, особенно если патриаршая подпись была сделана в самом начале деяния 3 . – Потеря начала деяния и плохая сохранность первых отрывков его очень прискорбны; судя по сохранившемуся остатку текста, в начале деяния излагались весьма любопытные сведения о событиях русской церковной жизни середины XVII столетия, повлекших созвание собора. Поэтому находка какого либо другого списка настоящего деяния, с помощью которого мог бы быть восстановлен полный текст его, является весьма желательной. Деяния не имеет даты и в нём нигде не упоминается год созвания собора, который приходится определять составом лиц, присутствовавших на соборе. В числе его членов находим лиц, занявших присвоенные им в деянии должности только в 1649 году, как напр. Варсонофий, архимандрит Владимирского Рождественского монастыря, Варлаам игумен московского Знаменского монастыря и Иоанн игумен московского Данилова монастыря; или наоборот лиц, оставивших свои должности в 1649 году, как Кирилл архим. московского Чудова монастыря 4 . Отсюда следует вывод, что собор, о деянии которого у нас речь, был именно в сем 1649 году. Есть даже возможность указать и более точно его время. Обычай, существовавший в древней Руси, в «Сборное» воскресенье (в 1 неделю Вел. поста, в неделю православия), иметь суждение по делам церковным и указания известной челобитной (о которой речь будет ниже) патр. Иосифа и всего освященного собора на прот. Стефана Вонифатьева о том, что царь «указал 11 февраля 1649 г. быть патриарху и всему освященному собору у государя в середней», дают достаточное основание утверждать, что собор 1649 г. был именно 11 февраля, в Сборное воскресенье 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

     Деяния Священного Собора [Т. 10. Деяния 137–151] … С. 200–214,  234–236.      Было определено: «1) Войти через особую делегацию в Совет народных комиссаров с настойчивым указанием: а) на безусловную недопустимость того способа ликвидации домовых храмов и храмового имущества, какой намечается постановление Комиссариата по просвещению …; б) на необходимость строгого соблюдения, при освобождении храмовых помещений, церковных правил о неприкосновенности святынь для лиц неосвященных…; в) на обязанность передачи священных предметов упраздняемых домовых церквей приходским обществам и братствам на точном основании статьи 13 декрета о свободе совести. 2) В случае безуспешности этих представлений принять все зависящие от Собора меры к осведомлению православного русского народа об отношении советской власти к народным святыням»   (Деяния Священного Собора [Т. 10. Деяния 137–151] … С. 234).      Постановление Св. Собора об обеспечении служащих духовно-учебных заведений, остающихся за штатом [по случаю декрета СНК о передаче этих заведений Наркомпросу], от 17 (30) августа 1918 г.//Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Т. 11. Деяния 152–170/Государственный архив РФ, Новоспасский монастырь. –  М., 2000. С. 22      Деяния Священного Собора [Т. 11. Деяния 152–170] … С. 25, 34, 36.      В своей речи протоиерей А.А. Хотовицкий говорил: «Возьмёт верх инструкция – смерть нашим приходам, всё рассыплется, церковная русская жизнь останется без почвы. Вот где великий ужас для нас, вот где великие надежды и злорадство для гонителей Церкви. Поглядите дальше, как эта инструкция уготовляет нам свободу религиозной совести. Не звоните, колокольни в нашем распоряжении. Если кому из блюстителей инструкции не по душе звон, тревожит его, колокольня может быть упразднена. Уничтожьте проповедническую кафедру в церкви, нет больше того, упраздните все книги своего богослужения, ибо в каждом слове может найтись и в каждой букве может быть усмотрено «выступление против советской власти или против её представителей»… Проще сказать: не читайте и Св. Евангелия, ибо слово Спасителя – это, конечно, противно идеалам этой власти… Крестные ходы? Всегда ли выпросите право на них?.. Вы видите, что Святую нашу Церковь охватили за самое горло, душат её и хихикают: «свобода де совести». Над религиозной душой человека затягивают мёртвую петлю. Мы должны кричать на всю Россию. Мы должны разоблачать эту ужасную, коварную, демонскую систему. Мы должны стать за старый свой приход, мы должны требовать отмены инструкции» (Деяния Священного Собора [Т. 11. Деяния 152–170] … С. 82).

http://bogoslov.ru/article/1241299

Сохранившийся в более или менее оригинальном виде текст «Деяний Фомы» позволяет определить лит. характер больших Д. а. а. и отнести их к разновидности позднеантичного романа и философской аретологии, из к-рых заимствовали множество мотивов (напр., опасности на море, путешествие на край ойкумены, семейная драма) и композиционных приемов (напр., принцип «симметричной композиции»). Однако романную составляющую ( S ö der. 1932) не следует переоценивать: все внешние действия и поступки героев являются некой материальной оболочкой духовных интенций, о чем свидетельствует увеличение доли текста, отведенной речам, в ущерб действию ближе к развязке Д. а. а. Многие из таких «поучительных» эпизодов, напр. полиморфические явления Христа или поощрения к расторжению браков, осуждались церковными писателями за еретический характер. Отношение к каноническим Деяниям святых апостолов Большие Д. а. а., по-видимому, испытали некоторое (в т. ч. жанровое) влияние канонических Деяний святых апостолов , откуда были позаимствованы отдельные формальные элементы композиции, такие как рассказы о собрании апостолов в Иерусалиме перед отправлением на проповедь, о путешествии апостола по Средиземноморью и др., а также богословские установки (напр., христоцентричность), но различий здесь больше, чем сходств ( Bovon. 2003). Д. а. а. содержат крайне мало цитат и аллюзий на Свящ. Писание, учение, к-рое автор деяний влагает в уста того или иного апостола претендует на равный, если не на больший, авторитет, чем есть у канонического. Переработки и редактирование Д. а. а. Вскоре после создания больших Д. а. а. стали исправлять их богословское содержание, чтобы сохранить предание об апостоле, или стилистику текста. Только «Деяния Фомы» остались практически без изменений, сохранив первоначальный текст. Результатом такой переработки могли стать либо новое изложение, в к-ром опущены все «сложные» места (напр., пересказ Григория Турского или «Деяния Иоанна» Псевдо-Прохора - CANT, N 218), либо сюжет, разделенный на части (напр., Мученичества ап. Андрея) или радикально измененный (т. н. Псевдо-Климентины - CANT, N 209)). В IX-XI вв. отдельные крупные писатели (напр., Никита Давид Пафлагон) создали «сглаженные» редакции больших Д. а. а., некоторые редакции вошли в крупные собрания Минологиев (напр., блж. Симеона Метафраста). Епифанием Монахом (815-843) «Деяния Андрея» были переработаны в Житие согласно агиографическим канонам средневизант. эпохи. Многочисленные редакции больших Д. а. а. возникли на вост. почве (напр., вост. «Деяния Петра» - CANT, N 199-207). Подробнее об этом см. статьи Андрея деяния , Иоанна деяния , Павла деяния , Петра деяния , Фомы деяния . К малым Д. а. а.

http://pravenc.ru/text/171796.html

Псалом 61 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...через Идифума – см. примеч. к пс. 38:1. В этом псалме содержится пророчество, относящееся к семейству Маккавеев, которое во II в. до Рождества Христова ожесточенно сопротивлялось проникновению эллинского влияния в иудейский народ и возглавляло войну за независимость Иудеи против сирийского правителя Антиоха IV Епифана. История этой борьбы изложена в трех Книгах Маккавейских. Ст. 5. Гневный протест против лицемерия тех, кто говорит одно, а думает другое, звучит также у пророка Иеремии (см.: Иер. 9:8 ). Ст. 11. Мысль о тщете богатства затем прозвучит в Новом Завете (см.: Мф. 19:23–24 ; Лк. 12:19–21 ). Ст. 13. Утверждение о личной ответственности, воздаянии каждому за его поступки красной нитью проходит через Ветхий и Новый Завет (см.: Иов 34:11 ; Притч. 24:12 ; Иер. 32:19 ; Иез. 33:20 ; Мф. 16:27 ; Рим. 2:6 ).   Псалом 62 Ст. 1. Речь идет о бегстве Давида от Саула (см.: 1Цар. 22–23 ). Скрываясь в пустыне, царь Давид воспел этот псалом, открывающий его чрезвычайную любовь к Богу. Святые отцы воспринимают этот псалом как ликующую песнь души, обретшей Господа. Ст. 6. Умягчится и, словно елеем, напитается душа моя – букв. «наполнится салом и жиром», т. е. станет мягкой. Ст. 10. Имеется в виду Саул с его приспешниками. Ст. 12. Клятва именем Бога дозволялась Законом Моисеевым (см.: Втор. 6:13 ).   Псалом 63 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Этот псалом по содержанию продолжает предыдущий, ибо описывает злоумышления Саула и предсказывает будущее избавление Давида. Он приличен и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (блж. Феодорит Киррский).   Псалом 64 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...песнь Иеремии и Иезекииля – это надписание отсутствует в евр. тексте и в некоторых греч. рукописях, речь в нем идет о возвращении древних евреев из вавилонского плена после указа царя Кира Старшего (538 г. до Рождества Христова); упоминание пророка Иеремии, видимо, ошибочно, поскольку Иеремия не переселялся в Вавилон. В духовном смысле здесь описывается жертвенная любовь Господа нашего Иисуса Христа к Церкви и ниспосылаемое от Него на всю землю благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Порядок возгласов диакона («Премудрость» или «Вонмем») перед прокимном, Апостолом и «Аллилуйа» – разный в разных традициях византийцев (греки, славяне, румыны). Такое разнообразие происходит от разных греческих рукописей, с которых были сделаны переводы и означает, что традиция не была постоянной. Возглас «Премудрость. Прости» перед Евангелием напоминает нам, что чтения слушались сидя (на полу, вероятнее всего) самыми верующими, хотя обычай сидеть только пресвитерам во время Апостола является, вероятно, очень древним. Но сидеть в алтаре – значит сидеть на «синтроне» или горнем месте, что никогда не полагалось диаконам на Востоке; но это не исключало того, что верующие сидели на полу в нефе. Как мы уже говорили, до VIII в. перед Апостолом читался так называемый «Пророк», что не значит, что читался обязательно один из 16 пророков. У евреев Ветхий Завет разделяется на три части: а) Закон – Пятикнижие. b)  Пророки I) «Первые»=Иисус Навин, Судьи, Самуил, Царства и т. д. II) «Последние»=16 пророков (кроме Даниила). с) Премудрость – Иов, Премудрость Соломона, Есфирь, Даниил, Песнь Песней и т. д. Закон читается целиком в течение года по «параше» каждую субботу. Из Пророков читаются только избранные «параши». Из Премудрости читается очень мало и всегда вне службы: Песнь Песней на Пятидесятницу, Есфирь – на праздник «Судьбы» и т. д. Такое разделение употребляется в Евангелии когда говорится о Законе и Пророках. Оно наблюдается и в порядке чтения некоторых традиций в разных обрядах: а) Апостольские Постановления (II кн., 57 гл.; VIII кн., 5 гл.): Закон – Премудрость – Пророки, Деяния или Соборные Послания – Послание Павла – Евангелие. в) Сиро-антиохийская традиция: (как Апост. Постанов.) Псалом, Закон – Премудрость – Пророки, Псалом, Деяния или Соборные Послания, Псалом, Послания Павла, «Аллилуйа», Евангелие. с) Халдейская или сиро-восточная традиция: Закон – Пророки, Псалом, Апостол, «Аллилуйа», Евангелие. d) Apмяhckaя традиция: Псалом, Пророки, Псалом, Апостол, «Аллилуйа», Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– Ум, на что взирает, от того приемлет и образы, и какие последствия сего (55:323–324). – Когда ум станет в области познания истины, тогда не имеет нужды в вопросах, и почему так (55:324). – Надлежит углубляться умом в Священное Писание и в тайны Спасителева домостроительства (55:325). – Каким образом ум восходит к откровениям Духа и как сподобляется созерцания Святой Троицы? (55:326) – О различных созерцаниях ума (55:326–327). – Духовное созерцание предохраняет ум от парения (55:327). – Ум приемлет в себя духовное созерцание по мере возрастания в разумном житии (55:331). – Условия истинного созерцания ума и причина созерцаний мечтательных (55:331–332). – Что бывает, когда ум станет в области любви? (55:333) – Два пути очищения ума и восхождения его к созерцанию откровения тайн (55:333–334). – Какой брани подвергаются монахи тонкого ума? (55:337) – Ум, занятый мирским, не может приблизиться к исследованию Божественного (56:353). – Смущенному уму премудрость не отверзает двери своей (57:359). – Отчего происходит помрачение и смущение ума? (58:377) – Телесные труды без чистоты ума не приносят плода, и почему (58:378). – Чем укрепляется ум, через покаяние недавно вышедший из пут страстей? (58:386–387) – Смехотворство и дерзновенное парение ума есть дело блудного демона, и какой вред от них происходит (68:428). – Чем побеждается парение ума? (72:447) – Слава ума есть истинное созерцание Бога (74:451). – Царство ума есть распятие тела (74:452). – Ум и без дел телесных может совершать доброе (76:463). – Благодать предваряет в уме (тайно), но замедляет (не является) в чувстве (78:471). – Очищение ума совершается откровением тайн (81:479). – Мирская мудрость – источник парения ума (85:494). – Когда умножается в человеке парение ума? (85:496) – В чем начало всех откровений уму? (87:500–501) – Дела телесные без печали ума – бесплодны (89:505). – Печаль ума – драгоценное даяние Божие (89:505). – Кто болен умом? (91:522) Уныние . Откуда рождается уныние? (30, 183; 41:223) – Уныние попускается иногда по Божию смотрению, и какое оружие против него (41:223).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

13 Более подробно об источниках по истории собора см.: Смирнов К. Обозрение источников истории Первого Вселенского Никейского собора. Ярославль, 1888 и Воронов Л. Документы и акты, входящие в состав «Деяний Первого Вселенского собора 325 г.»//Богословские труды. 1973. Сб. 11. С. 90–111. 14 Предполагают, что это мог быть либо Евсевий Кесарийский (Созомен. Церковная история 1,19), либо Евстафий Антиохийский (Феодорит. Церковная история 1,7), либо Осий Кордубский. 15 Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Сергиев Посад, 1914. С. 308. 16 См.: Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Сергеев Посад, 1914. С. 584–624. 17 См.: А.П. Лебедев. О нашем символе веры//Богословский вестник. 1902. Январь, февраль. Также его книгу «Вселенские соборы 4 и 5 века». 18 О сочинениях Аполлинария см.: Спасский А. Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского. Сергиев Посад, 1895. 19 С точки зрения пелагиан человек имеет в себе полноту возможностей для спасения, Христос же дал пример. Пелагиане стремились морализировать христианство. 20 Текст проповеди см.: Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 1. С. 137–142. 21 «Общение свойств» двух природ Иисуса Христа – представление о таком тесном единении во Христе Божества и человечества, при котором становится возможным употребление слов, относящихся к человечеству Христа, применительно к Его Божеству. 22 Переписку Кирилла Александрийского с Несторием см.: Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 142–151. 23 Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 260. 24 См. рецензию В.В. Болотова на книгу Н.Н. Глубоковского о блаженном Феодорите Кирском. 25 Деяния Вселенских Соборов. Т. 1. С. 535. 26 Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 128. 27 Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 129. 28 Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 220. 29 Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 220. 30 На этом соборе мы впервые встречаемся с упоминанием о Никео-Константинопольском символе веры. 31 Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. С. 242.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

Поздравляю всех читателей «Русской народной линии» с наступающим Новым 2023 годом и, прежде всего, с грядущим Рождеством Христовым. Божией помощи всем нам в наступающем нелёгком 2023 году, чтобы справиться со всеми испытаниями. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 2. Консолидация нужна всегда... Нет? В наступающем году необходима консолидация общества вокруг Церкви и власти. Похоже, это верно... Но простите... А реальная " консолидация ВСЕГО общества " без единства в ежедневной ОБЩЕНАРОДНОЙ МОЛИТВЕ принципиально возможна? Я вот о чем... Всенародная молитва Грузии Чада Грузинской Церкви молятся семь раз в течение суток, через каждые три часа, и только ночью делают более долгий перерыв – с полуночи до шести утра, то есть шесть часов. Всенародная молитва Грузии По благословению и святыми молитвами Патриарха-католикоса всея Грузии Илии II в стране возродилась древняя и спасительная грузинская молитвенная традиция. Духовенство и миряне исполняют молитвенное правило согласно строке 118 псалма, где сказано: Всяк день семикратно восхвалял я Тебя ( Молитва совершается в 6, 9, 12, 15, 18, 21 и 24 часа. По благословению Патриарха те, кто в шесть утра не может проснуться или в полночь уже спит, имеет возможность прочитать молитвы, положенные на эти часы, в другое время. В положенные часы совершаются короткие молитвы по установленному порядку. Обязательно в них присутствует «Отче наш», а остальные молитвы варьируются. Чин следующий: 6 утра – молитвы начинаются с Трисвятого по Отче наш, затем 22 псалом и тропарь Кресту Христову; 9 утра – Отче наш, 50 псалом и Богородице Дево, радуйся!; Полдень – Отче наш, 90 псалом и Милосердия двери отверзи нам, Благословенная Богородице!; 15 часов – Отче наш, 142 псалом и тропарь святой Нине; 18 часов – Отче наш, 69 псалом и тропарь святому Георгию Победоносцу; 21 час – Отче наш, 127 псалом и тропарь святому Николаю Чудотворцу; Полночь – Отче наш, 133 псалом и молитва Со святыми упокой.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/28/na...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010