Псалмы можно разделить по следующим темам. 1 . Молитвенные псалмы – 16, 19, 24, 27, 39, 41, 54 и т. д. 2 . Покаянные псалмы – 6, 31, 37, 50, 101 и т. д. 3 . Хвалебные псалмы – 64, 94 – 99, 110 – 117, 145 – 150. 4 . Исторические псалмы – 77, 194, 105 и др. 5 . Мессианские псалмы21, 109 и др. 6 . Учительные псалмы – 1, 31, 33, 48, 118, 126, 127 и др. 7 . Псалмы паломников («песни восхождения» или слав.: «песни степеней») – 119 – 133. 8 . Алфавитные псалмы – 24, 33, 110, 111, 118 и т. д. Следует сказать, что это разделение весьма условно, так как один и тот же псалом может быть отнесен одновременно, например, к молитвенным псалмам и к учительным или к молитвенным и покаянным и т.п. 8.9. Экзегетика избранных псалмов Перейдем к более подробному рассмотрению некоторых мессианских псалмов. Псалом 2 В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом не имеет в надписании имени царя Давида. Надписание в русском тексте Библии: «Псалом Давида». Оно основано на свидетельстве святых апостолов. После возвращения апостолов Петра и Иоанна с суда Синедриона, апостолы и другие члены первохристианской общины молились словами второго псалма, именуя их «словами Бога, произнесенными устами Давида». «Владыко Боже, сотворивший небо и землю, и море, и все, что в них! Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники и народы замышляют тщетное на Господа и на Христа Его ( Пс. 2, 1–2 .). Ибо поистине собрались в городе сем, на святаго сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему предопределила быть рука Твоя и совет Твой» ( Деян.4:2–5 ). Можно сказать, что эта молитва является первым христианским толкованием псалма. В псалме втором говорится о восстании «царей земли» против Господа и Помазанника (Помазанник по-гречески Христос) Его. Если рассматривать буквальный смысл псалма, то речь в нем идет о Давиде. Царствование Давида было временем постоянных войн. Предполагают, что речь идет об одновременной войне против Давида сирийцев и аммонитян. В псалме предсказывается неудача, которая постигнет врагов. Псалом имеет, как мы уже имели возможность убедиться, и мессианско-прообразовательный смысл. Из древних христианских святых отцов Иустин Философ и Ириней Лионский относили содержание псалма к Господу Иисусу Христу. Афанасий Великий толкует псалом достаточно подробно в мессианском смысле. На псалом второй имеется также толкование святителя Филарета Московского . Характерной его особенностью является тщательный разбор масоретского текста с привлечением прочтений из греческих переводов. 130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Теперь переключим наше внимание с отдельных вырванных из контекста стихов на те псалмы, которые вошли в полном виде в чин погребения священников. При этом необходимо провести следующее разграничение: одни псалмы занимают свое место в чинопоследовании в силу того, что они входят в состав утрени, структуру которой воспроизводит чин погребения, иные встречаются и в других службах погребения и, следовательно, суть характерный элемент всякой службы по усопшим, третьи, наконец, присущи именно чину погребения священников в нынешнем богослужении. Псалмы 148, 149 и 108 встречаются в тексте службы только потому, что это — хвалитные псалмы и как таковые неотъемлемы от утрени непраздничных дней, форма которой повторяется в чине погребения священников, во всяком случае в антифонной части его. Псалом 50, завершающий эту часть, занял здесь свое место, поскольку его читают во всякой утрени перед каноном и он присутствует в любом чине погребения. Он напоминает, что каждый христианин призывается испытать свою совесть перед смертью и что всякая молитва об усопших неизбежно есть молитва покаяния. Псалом этот может рассматриваться как произносимый усопшим за самого себя и одновременно — от лица общины, которая молится за усопшего и вместе с усопшим 19 . Служба погребения священников, как и остальные службы погребения, включает в себя Псалом 118; Блаженны непорочные , охватывающий собой всю 17-ю кафизму, один из 20-ти разделов богослужебной византийской Псалтири. Этот псалом входит также в парастас — утреню, посвященную памяти умерших, которую служат в субботу накануне мясопустной 20 недели и в субботу накануне Троицына дня. Парастас входит и в чин утрени Великой Субботы, когда пение стихов псалма сопровождается тропарями, прославляющими смерть Христа и Его положение во гроб, свидетельствующими о Его сошествии во ад и возвещающими Его близкое Воскресение. В чинопоследованиях погребения этот псалом стал традиционным задолго до XIV века 21 . В нем прославляется Божественный закон и те, кто этому закону следует и любовью к закону и его повелениям доказывает свою любовь к Самому Богу. В утрени Великой Субботы псалом этот должен быть отнесен к Самому Христу, Который пришел, чтобы исполнить закон и Свою любовь к Отцу (Флп 2:5–10). А что касается смысла этого псалма в службе погребения христиан, то он, сопровождавший пением Аллилуиа и Помилуй раба Твоего , может быть объяснен в контексте службы по усопшим как похвала верному христианину, особенно тому, кто в последний раз входит в церковь для расставания с земной общиной, которая своими молитвами должна помочь ему войти в иную форму бытия в ожидании воскресения. Псалом показывает здесь, каким подобает быть всякому крещенному человеку, призванному сообразовываться со Христом в своем послушании воле Отца. Он напоминает также об идеале святости, идеале каждого христианина, о том критерии, который определит участь покойного в вечности.

http://pravmir.ru/smert-svyashhennika-ka...

Аллилуия. С. Аверинцев. ПСАЛОМ 116 С. Аверинцев ПСАЛОМ 116/117 Хвалите Господа, народы все, славьте Его, все племена; ибо крепка над нами милость Его, и верность Господня стоит вовек. Аллилуия! Н. Гребнев. ПСАЛОМ 116 Н. Гребнев ПСАЛОМ 116 Славьте Господа, чья рука Нами движет издалека. Люди, Господа славьте, ликуя, Ибо милость Его велика, Ибо правда Его на века. Аллилуйя! 117-Й ПСАЛОМ Н. Басовский. 117-Й ПСАЛОМ Н. Басовский Славьте Господа, все народы! Восхваляйте века и века! Доброта Его к нам велика, свет Его течёт с небосвода, благо истины нам даруя — аллилуйя! ПСАЛОМ 117 Канонический русский перевод [Аллилуия.] 1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. 2 Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его. 3 Да скажет ныне дом Ааронов: ибо вовек милость Его. 4 Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его. 5 Из тесноты воззвал я к Господу, — и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. 6 Господь за меня — не устрашусь: что сделает мне человек? 7 Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих. 8 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. 9 Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. 10 Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их; 11 обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; 12 окружили меня, как пчелы , и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их. 13 Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня. 14 Господь — сила моя и песнь; Он соделался моим спасением. 15 Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу! 16 Десница Господня высока, десница Господня творит силу! 17 Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. 18 Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня. 19 Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. 20 Вот врата Господа; праведные войдут в них. 21 Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. 22 Камень, который отвергли строители, соделался главою угла: 23 это — от Господа, и есть дивно в очах наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Святой Златоуст об этом    Где милосердие, там спасение, непричастное мучению; где милосердие, там нет суда; где милосердие, там оправдания не требуются (Слово о Давиде пророке и Павле апостоле, на слова Пс. 50: «Помилуй мя, Боже»).    Милость и милостыня — сердце добродетелей (Беседа 48 на евангелиста Матфея, гл. 13).    Если милосердие хотим творить, нужно только благое произволение (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл. 15).    Какими будем к ближним своим, таким и Бог будет к нам (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл 10).    За милосердием все благое последует (Беседа 19 на Послание к римлянам, гл. 11).    Ничто так Богу не любезно, как милосердие (Беседа 4 Послание к филиппийцам).    Милосердный тот, кто свое расточает, и все свое щедро дает (На псалом 3).    Нет никого столь знатного и славного, как милосердный (На псалом 3).    Через милосердие приобретается спасение (На псалом 122).    Милостыня на Суде защитит ее подающего, и не будет ему осуждения (На псалом 3).    Приятнее Богу услышать милостыню, сотворенную нищим, чем песнь Давидову (На псалом 12).    Сила милостыни бессмертна, нетленна, неугасима (На псалом 111).    Руки, оскверненные грабительством, обидой и сребролюбием, очищай милостыней и милосердием (На псалом 140).    Милостыня, убогому поданная, Христу дается (Беседа 88 на евангелиста Матфея, гл 27).    Милостыней все душевные болезни угашаются (Беседа 40 на евангелиста Матфея, гл 1).    Милостыня — вечной жизни ходатайница (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл 15).    Не погибает сокровище, если дашь милостыню: если же не дашь, погибнет (Беседа 20 на евангелиста Матфея, гл 6).    Если даешь милостыню, затвори двери твои: тот, кто приемлет ее, пусть один только и знает о ней (Беседа 72 на евангелиста Матфея, гл. 17).    Беззаконно собрал ты — законно расточи; неправедно собрал — праведно расточи (Беседа 5 на евангелиста Матфея, гл. 1).    Большого удивления будешь ты достоин, если, находясь в нищете, щедрее богатого окажешься (Беседа 64 на евангелиста Матфея, гл. 19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Добрый муж, щедро дающий, он расточил, дал нищим. Правда его пребывает во век века (Пс. 111: 5, 9).   Святой Златоуст об этом Где милосердие, там спасение, непричастное мучению; где милосердие, там нет суда; где милосердие, там оправдания не требуются (Слово о Давиде пророке и Павле апостоле, на слова Пс. 50: помилуй мя, Боже). Милость и милостыня – сердце добродетелей (Беседа 48 на евангелиста Матфея, гл. 13). Если милосердие хотим творить, нужно только благое произволение (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл. 15). Какими будем к ближним своим, таким и Бог будет к нам (Беседа 60 на евангелиста Иоанна, гл 10). За милосердием все благое последует (Беседа 19 на Послание к римлянам, гл. 11). Ничто так Богу не любезно, как милосердие (Беседа 4 Послание к филиппийцам). Милосердный тот, кто свое расточает, и все свое щедро дает (На псалом 3). Нет никого столь знатного и славного, как милосердный (На псалом 3). Через милосердие приобретается спасение (На псалом 122). Милостыня на Суде защитит ее подающего, и не будет ему осуждения (На псалом 3). Приятнее Богу услышать милостыню, сотворенную нищим, чем песнь Давидову (На псалом 12). Сила милостыни бессмертна, нетленна, неугасима (На псалом 111). Руки, оскверненные грабительством, обидой и сребролюбием, очищай милостыней и милосердием (На псалом 140). Милостыня, убогому поданная, Христу дается (Беседа 88 на евангелиста Матфея, гл 27). Милостыней все душевные болезни угашаются (Беседа 40 на евангелиста Матфея, гл 1). Милостыня – вечной жизни ходатайница (Беседа 52 на евангелиста Матфея, гл 15). Не погибает сокровище, если дашь милостыню: если же не дашь, погибнет (Беседа 20 на евангелиста Матфея, гл 6). Если даешь милостыню, затвори двери твои: тот, кто приемлет ее, пусть один только и знает о ней (Беседа 72 на евангелиста Матфея, гл. 17). Беззаконно собрал ты – законно расточи; неправедно собрал – праведно расточи (Беседа 5 на евангелиста Матфея, гл. 1). Большого удивления будешь ты достоин, если, находясь в нищете, щедрее богатого окажешься (Беседа 64 на евангелиста Матфея, гл. 19).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Мы думаем, что во все дни до отдания Пасхи надобно говорить отпуст «Воскресый из мертвых». Это мнение основываем на следующем указании церковного Устава: во вторник вечера отдания Пасхи в конце мы читаем: Ектению «Помилуй нас, Боже» и обычный отпуст глаголет иерей без креста: «Воскресый из мертвых». В среду отдания на утрене – «отпуст без креста». На Литургии – иерей творит отпуст Пасхи со крестом, и прочее все поем, конец Литургии, «отпуст без креста», «якоже указася на самую Пасху». Здесь воскресный отпуст называется обычным и потому предполагается произносимым в дни, предшествовавшие отданию Пасхи, а Пасхальный, как особенный, подобает только на Литургии этого дня. «И тако, – сказано, – отдается праздник Святаго и Живоноснаго Христова Воскресения». Редакция «Тульских епархиальных ведомостей» по поводу тех же недоуменных вопросов высказывает следующие соображения. Предложенное решение первого вопроса автор сам не считает окончательным и потому совершенно справедливо оставляет вопрос открытым. В пользу чтения молитв вечерних и утренних можно привести следующие соображения. 1) Отверстые Царские врата во все время Пасхи не препятствуют чтению этих молитв, так как и в другие праздники в начале всенощного бдения светильничные молитвы по Уставу положено читать, когда еще допевается 103-й псалом, следовательно, еще при отверстых Царских вратах. 2) Светильничные молитвы, а также утренние тайные молитвы приурочены не к 103-му псалму и не к шестопсалмию, а скорее, к великой ектений, так как и вообще все тайные молитвы приурочиваются к ектениям, и возглас, оканчивающий ектению, потому и называется возгласом, или возглашением, что произносится священником, в противоположность тайным молитвам, возгласно. Если нужно искать время для прочтения этих молитв, то приличнее всего – во время великой ектений. 3) Известно, что «светильничными», собственно, называются как 103-й псалом, так и вечерние молитвы; особенно же это название соответствует содержанию молитв. Псалом 103-й во дни Пасхи не читается и не поется, но вместо него поется «Христос воскресе» со стихами «Да воскреснет Бог».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Малая вечерня совершается после 9 часа и начинается со священнического возгласа «Благословен Бог наш…». После этого чтец читает «Приидите, поклонимся» (трижды) и 103 псалом. Если на полной вечерне по Типикону 103 псалом читает предстоятель, то на малой вечерне – чтец. После текста 103 псалма чтец произносит «Слава, и ныне», «Аллилуйя» (трижды). А вместо привычной для вечерни великой ектении с возгласом священника чтец говорит: «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне». Далее следует «Господи, воззвах». К стихам псалмов присоединяются только четыре стихиры. «Свете тихий» и прокимен. Если на воскресной великой вечерне прокимен поется с тремя стихами, то на малой вечерне – только с одним. «Сподоби, Господи», стихиры на стиховне, «Ныне отпущаеши», Трисвятое по «Отче наш», тропарь с богородичным, сокращенная сугубая ектения. Сугубая ектения имеет только 4 прошения и происходит в малой вечерне от «царской» части утрени (эта часть при совершении утрени всенощного бдения не полагается). Завершается малая вечерня малым отпустом и многолетием. После малой вечерни Типикон описывает чин трапезы. Церковь смотрит на принятие пищи как на богослужение. Поэтому существует традиция использования внутреннего притвора храма в качестве трапезного зала, отчего притвор называется также трапезой. В монастырях имеются и специальные трапезные храмы, в которых основную внутреннюю площадь занимает именно внутренний притвор. В древней Церкви существовала устойчивая традиция совершения братских трапез, предшествующих богослужению, Евхаристии – так называемых агап. Говоря о трапезе перед бдением, устав призывает к умеренности в пище. Молитвословия всенощного бдения в будний день. Великая вечерня В начале бдения священник (С) совершает каждение престола, после чего диакон (Д) возглашает: «Востаните». Хор (X): «Благослови». С дает возглас: «Слава святей и единосущней…». X: «Аминь». С: «Приидите поклонимся…». X поет 103 псалом. Во время этого пения С совершает каждение всего храма. Диакон (Д) возглашает великую, или мирную ектенью, после которой X поет «Блажен муж». Двозглашает малую ектенью.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

За славословием следует вторая молитва ко Св. Троице, в которой мы сначала просим помилования от всей Св. Троицы, потом умоляем каждое Лице отдельно, говоря к Богу Отцу: Господи, очисти грехи наша , к Богу Сыну: Владыко, прости беззакония наша , к Богу Духу Святому: Святый, посети и исцели немощи наша , Выражением: имене Твоего ради , мы показываем, что всякую милость от Бога мы получаем по власти, по дару, по силе Св. Троицы. После общего, троекратного моления ко Господу и вторичного малого славословия, читается важнейшая Христианская молитва, которой научил нас Господь наш Иисус Христос и которая есть образец всех наших молитв, молитва Господня. Прибавляемое к ней славословие также предложено Иисусом Христом. После слова: аминь , заключающего и утверждающего молитву и славословие, двенадцать раз повторяется Господи помилуй, в ознаменование 12-ти часов дня, и потом троекратным возглашением: приидите поклонимся... верующие приглашаются воздать поклонение Христу, Царю и Богу. Этим приглашением оканчивается общее молитвенное последование; за ним следует псалом, принадлежащий собственно к Вечерне. Псалом, которым начинается Вечерня, есть 103-й псалом Давидов. Здесь величественною картиною мира возбуждаются в нас чувства благоговения и благодарности к Богу, Творцу мира, а изображением стройности, неизменности, и полной зависимости мирового порядка от Бога, внушается вера в промысл Божий и дается урок все направлять во славу Божию. Поместив 103-й псалом в начале вечерни, учредители Православного Богослужения имели в виду, с одной стороны, представить картину мироздания, так как вечерня изображает собою первые времена существования мира, а с другой–дать благочестивому Христианину приличное выражение тех чувств, которые рождаются в душе его по окончании дня, чувств любви, благодарности и преданности к Богу. Во время чтения 103-го псалма, священник, выйдя из алтаря, становится пред царскими вратами и тайно читает вечерние молитвы, в которых, кроме общих прошений о милости и благодати Божией, священник благодарит Бога за вечерний свет, дарованный нам в светильниках, молится также о ниспослании духовного света и о даровании сна во упокоение немощи нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалом (ст. 20). Благословите Господа вси ангели Его, сильнии крепостию, творящие слово Его, услышати глас словес его. Толк. О небесных силах глаголет Псалмопевец и о человеках равноангельно живущих: понеже смотрением Своим Господь соединил небесная со земными, понеже от ангел слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех, рождеством Христовым и благим Его изволом. Псалом (ст. 21). Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящие волю Его: благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его, благослови душе моя Господа. Толк. Виждь, пророк созывает: вся дела Господня благословите, еже есть – хвалите или величайте Его, яко смотрением своим освятил есть селение свое Вышний на всяком месте. И ты, душе моя, со всеми величай Господа, яко примирил нас к небесным, бывших врагов, сущих отчужденных. Неослабно, окаянная, пой Господа и превозношай Его во веки и вонми песни. – Псалом 83 Псалом (ст. 2). Коль возлюблена села Твоя, Господи сил. Толк. Села оная, в нихже святии веселятся, кому разуметь? Павел Апостол не исповедал, егда восхищен бысть в рай и слыша глаголы неизреченны, ихже нелеть есть языки человеческими глаголати; а ин кто исповедати может оно веселие и радость? Токмо любовию и желанием достизати села она. Псалом (ст. 3). Желает и скончевается душа моя во дворы Господня. Толк. Слыши Псалмопевца, рекша не просто желает, но и скончевается, от желания великого умом вперяяся в жилища она водворитися, идеже гласы неизреченны и неисповедимо веселие. Псалом. Сердце мое и плоть моя возрадовастеся о Бозе живе. Толк. Всяк праведник радуется и веселится упованием будущих благ, залог имея в себе Духа Святого благодать; аще и скорби терпит, не смущается; не зрит видимая, но невидимая осязает умом и веселится, всегда царство небесное имея в себе. Псалом (ст. 4). Ибо птица обрете себе храмину и горлица гнездо себе, идеже положи птенца своя. Толк. На птицы указует пророк, изряднее же на горлицу: ибо та птица печальная егда осиротеет после мужа своего – горличища, потом за иного не посягает и на сыром древе не обитает, но на сухом садится, а и та гнездо имеет к воспитанию птенцов. Сия птица образ носит хотящих наследовати спасение. Всякому правоверному печаловатися паче всего подобает о умершей грехами души своей и сырости ошаятися, еже есть толстых пищ и пития, и ясти и пити толико, еле бы живу быти, токмо птенцы своя полагати всегда во гнезде, еже есть во царствии Божии ум, и мысль, и желание не отложно имети, и расти и питатися словом Божиим. О горлице во Алексиконе писано.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

При всех этих присоединениях в нашей Церкви совершается много тех же самых обрядов, как и в западной; как-то: введение присоединяемого внутрь храма, коленопреклонение его, ограждение его крестным знамением, возложение на главу его руки священнодействующего, чтение клятвенного обещания, и т. п. По римскому требнику священник, входя в дом больного для его благословения, прежде всего приветствует его словами: «мир дому сему и живущим в нем», потом окропляет больного, его одр и комнату св. водою, далее читает какой-нибудь из покаянных псалмов, или псалом 90, малое славословие, молитву Господню, стихи из псалмов, три молитвы о помощи Божией и здравии недужного, и напоследок дает ему благословение. К сему молитвослова священник может присоединить еще, смотря по обстоятельствам времени и состоянию больного, псалом 6 с малым славословием, евангелие от Матвея ( Мф.8:5–13 ), молитву о помощи Божией, псалом 15 с малым славословием, евангелие от Марка ( Мф.16:14–18 ), молитву о исцелении болезни, псалом 19 с малым славословием, евангелие от Луки ( Лк.4:38–40 ), молитву о возвращении больному здравия, псалом 85 с малым славословием, евангелие от Иоанна ( Ин.5:1–14 ), молитву о воодушевлении больного, псалом 90 с малым славословием, молитву о прострении десницы Божией на недужного; после сего, при молении о милосердии Божием, священник возлагает руку на главу больного, читает над ним евангелие от Иоанна ( Ин.1:1–17 ), дает ему благословление и окропляет его св. водою. Все это молитвословие может быть и сокращено по изволению священника. По другому чину благословения недужных священник может прочитать литанию Божией Матери; псалом 6 или 50, или 129, евангелие от Матвея ( Мф.9:1– 8 ), или от Луки ( Лк.4:18–40 ). Для всех вообще больных западная Церковь имеет 104 : а) Чин благословения больных мощами или иконою какого-либо святого, и, в частности, св. Кира. Первый чин состоит из молитвы об избавлении от болезни, евангелия от Луки ( Лк.4:38–40 ), молитвы Господней, стихов из псалмов и молитвы о исцелении болезни; второй чин слагается из молитвы Господней, ангельского приветствия Богоматери, малого славословья, антифонов и благословения мощами или иконою святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010