– Созерцание Божества – и в людях, и в ангелах – бывает не по естеству, но по благодати (18:110). – Когда доступно уму созерцание в Боге? (39:213–214) – О различных признаках духовного созерцания (42:232). – Страсти препятствуют созерцанию (43:233). – Духовного созерцания никто не может достигнуть одним только изучением, но – чистотою сердца (49:273–274). – Благоустроим сердце наше делами покаяния и богоугождения, Господне же (т. е. созерцание духовное) придет само собою, если место в сердце будет чисто и не осквернено (55, 319; 2:40). – Каким образом ум сподобляется духовных созерцаний и созерцания тайн Святой Троицы? (55, 322:326) – Духовное созерцание открывается уму по приобретении душевного здравия (55:324). – Через какие дела человек сподобляется восходить к созерцанию тайн? (55:324–325) – Хранением заповедей сподобляется человек созерцания и откровения Духа (55, 326, 328:331–332). – Стяжание любви вводит нас в созерцание, ибо любовь есть первоначальное созерцание Святой Троицы (55:329–330). – Апостол Павел отверг созерцание без любви (55:329–330). – О различии созерцания ложного и истинного (55:330–331). – Мнимые созерцания внешних философов и еретиков (55, 332, 335:336–337). – Иногда даются созерцания и откровения за горячность веры (55:333–334). – Каких созерцаний сподобился святой апостол Павел? (55:334–336) – Ум самовольно не может восходить к духовному созерцанию (55:335). – Если достигнешь благодати созерцания (зрения) чудес Божиих и видимых тварей, вооружись против духа хулы (56:348). – Когда кто достигнет благодати созерцания (зрения), то сначала удостаивается обильных слез (56:350). – От каких деланий рождается созерцание? (59, 393– 394) – В чем состоит житие духовное, или созерцание? (80:476–478) – Созерцание вещественное и созерцание духовное (80:476–477). – О начале духовного созерцания (87:500–502). Сон. Во время сна должно блюсти целомудрие (40:218–219). – С какими мыслями должно приближаться ко сну (41:224). Спорливость. Почему должно уклоняться от человека любопрительного и желающего поставить на своем слове? (11:84) – Какой вред может быть от сближения с любопрителями? (57:375) – Лучше будь другом убийце, чем любителю споров (89:511).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Жития. Сказания о святых и жития их служат к научению и укреплению в искушениях (6:61–62). – О жизни и наставлениях святых мужей (10, 80–82; 11, 82–84; 12, 84–86; 13, 86–88; 14:88–92). – Должно читать Священное Писание и жития святых, и какая от сего польза (56:352). 3 Зависть . Побеждаясь завистью, зачем борешься со сном? (57:361–362) – Кто обрел зависть, тот обрел с ней диавола (89:507). – С завистливым должно говорить осторожно (89:509). – Обличение из зависти – ядовитая стрела (89:510). Заповеди. Не только за веру Христову, но и за соблюдение заповедей Христовых умирающие суть мученики (5:54). – Предел (исполнения) заповедей – чистота сердца (16:94). – Хранением заповедей Господних совлекается человек греха и сподобляется чистой молитвы (21:146). – Кто исполняет заповеди Божии как должно, в том не может оставаться грех (21:146). – У сохранившего заповеди, Господь сотворяет обитель Себе (21, 146; 55:301–302). – Делание добродетели есть хранение заповедей Господних (34:195). – При оскудении делания заповедей приемлется (вместо них) смирение (34:195). –Для чего Господь узаконил заповеди? (34, 195; 55:302) – Должно сохранять все заповеди Господни, и почему (55:302–303). – Хранят заповеди: а) из страха, б) ради награды и в) по любви; к последнему призывает Господь, и почему (55, 302, 304–305:327). – Для любящих истину, заповеди не тяжки (55:302). – Хотя душевная чистота даруется иным по благодати, однако Церковь учит идти к ней деланием заповедей (55:303). – Делание заповедей выводит человека из ветхого мира страстей и вводит в новый мир Духа (55:303–304). – Свв. Василий и Григорий, по исполнении заповедей между людьми, удалились в пустыню (55:305–306). – Господь заключил совершенство заповедей в двух: в любви к Богу и в любви к ближнему (55:311). – Сокровенное делание заповедей врачует душевную силу; как это совершается? (55:321) – О хранении заповедей и о том, что хранением оных люди сподобляются созерцания и откровений Духа (55:326–328). – Бог дал человеку два закона: первоначально – закон естественный, а по падении – писаный (57:359). – Заповеди Божии выше всех сокровищ мира (57:360). – Заповеди Божии совершаются в скорбях и теснотах (77:466). – Отвергая скорби и тесноты, пренебрегаем и Самим Заповедодателем, и что от сего происходит (77:466–467).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

Псалом 19 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Псалом составлен как бы от лица друзей Давида. Этот псалом толкователи понимают как пророчество о победе иудейского царя Езекии над ассирийским царем Сеннахиримом, когда весь народ вместе с царем Езекией молил Бога о заступлении и помощи (см.: 4Цар. 19:14–19 ).   Псалом 20 В этом псалме толкователи видят продолжение пророчеств об Езекии (см. пс. 19), который в дни смертельной болезни вымолил себе у Бога продление жизни (см.: 4Цар. 20:1–7 ). Святые отцы усматривают здесь торжествующую песнь Церкви о победе Господа нашего Иисуса Христа над грехом, смертью и адом.   Псалом 21 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4, 1; ...о заступлении утреннем – возможно, это надписание означает «о раннем наступлении помощи Божией».В святоотеческой литературе этот псалом понимается как мессианский, как явное пророчество о крестных страданиях Господа нашего Иисуса Христа: ст. 2–12 выражают душевную муку Господа нашего Иисуса Христа, ст. 14–19 говорят о Его предсмертных страданиях. Ст. 2. Начальные слова этого стиха произнес пригвожденный к Древу Спаситель (см.: Мф. 27:46 ; Мк. 15: 34 ). По толкованию свт. Афанасия Великого , Господь наш Иисус Христос, не имея греха, молится от лица всего грешного человечества, берет на себя грехи всего мира. Ст. 8. Ср.: Мф. 27:39 . Ст. 9. Ср.: Мф. 27:43 . Ст. 16. Ср.: Ин. 19:28 . Ст. 17. Ср.: Мф. 27:27 . Ст. 18. Ср.: Лк. 23:35 . Ст. 19. Ср.: Мф. 27:35 ; Мк. 15:24 ; Лк. 23:34 ; Ин. 19:24 . Ст. 22. Единорог – животное очень сильное, непокорное людям (см.: Иов 39:10 ). Мстительное – такова злоба врагов видимых и невидимых. Ст. 23. Ср.: Ин. 20:17 ; Евр. 2:12 . Ст. 30. Не только сам пророк Давид будет прославлять Бога всю жизнь, но и потомство его, рожденное от него по духу (свт. Иоанн Златоуст ).   Псалом 22 Ст. 1. ...пастырь – в Библии: наставник, руководитель (ср.: Ис. 40:11 ; Иер. 23:4 ; Иез. 34:23 ; Ин. 10:11–12 ; 1Пет. 2:25 ). Ст. 5. Святые отцы видят в этом стихе прообраз Тайной вечери. Слова стиха прямо указывают на Таинство св. Причащения.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Недавно я подумал, что память мне изменила, когда я видел пластинку хора Ледковского и там написано «Благослови, душе моя, Господа» моей композиции и написано: 104-ый псалом, когда это 103, а на пластинке 104 стоит. Псалом этот длинный. Там Давид описывает Божье всемогущество и премудрость в сотворении мира яркими прекрасными стихами. Те, кто бывали на Афоне, не теперь, а в добрые старые времена, говорили, что когда они бывали, например, в каком-нибудь монастыре под престольный праздник этого монастыря, то там ко всенощной еще присоединялась непосредственно ранняя литургия. Причем это занимало от 12 до 14 часов, не выходя из храма. И при этом, мне говорили, «Благослови, душе моя, Господа» — предначинательный псалом, пелся, приблизительно час с четвертью, потому что каждую фразу пел солист-головщик, а хор ее повторял. Головщик поет: «Господи, Боже мой, возвеличился еси зело», потом хор повторяет и т.д. И весь этот длинный псалом повторяется два раза, потому что все фразы произносит головщик запевало, а второй раз хор. И вот так неспешным монастырским напевом это занимало час с четвертью. Между прочим, я читал описание, как какие-то благочестивые помещики, которые любили ходить в Божий храм и выстаивали соборные службы, попали не на Афон, а в Оптину Пустынь. В Оптиной Пустыни, как у нас в русских монастырях, такого длительного богослужения не было, как на Афоне. Но службы шли очень долго, по уставу. Приехали эти помещики с семьей, пошли ко всенощной и там как раз час с лишком пели «Благослови, душе моя, Господа». Они с трудом достояли до «Господи воззвах» и ушли спать. Поспали и потом все таки решили пойти в церковь и пришли еще до полиелея. Полиелей выслушали, приложились к иконам и пошли спать опять. Когда служба бывает повседневная, будничная, то тогда этот псалом читается. Он будет петься на великой вечерне, когда она праздничная. Поется этот псалом только на всенощном бдении. Псалом окончен. Дальше идет «Мирная» ектения. Почему она называется «мирная»? Потому что много говорится о мире.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3262...

ПСАЛОМ 37 покаянный, возвещает о субботе, о упокоении вечном, праведным уготованном в Царствии Божием, когда откроется день вечный незаходимого покоя. ПСАЛОМ 38 в конец, или о Христе тайну содержащий, Имже верный приходит от суетного мира сего во Отечество Небесное благодатию Христа Господа. Здесь поучение о терпении и хранении сердца в молитве Иисусовой от греха. ПСАЛОМ 39 поучает в терпении и молитве ожидать от Христа Бога Отечества Небесного. Евангелие Христово явило песнь нову, и камень веры, и жертву крестную в Церкви велицей - всех любящих Христа. ПСАЛОМ 40 содержит пророчество о пречистых Страстях Христовых, о предании Его от злочестивого Иуды, о болезни и нищете Его, егда нас ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся. Слово " смертию умрешь " (Быт.2:17) - Адамову клятву понес Христос и даровал воскресение. ПСАЛОМ 41 выражает усердную любовь ко Христу Богу Человеколюбцу за Его благодеяния. Христос, яко бездна милосердия, покрыл бездну греховную человеческую на Кресте. ПСАЛОМ 42 изъявляет прошение об обновлении человека, ибо Христос - Сын Божий, Свет миру и Истина - вводит в гору святую - Церковь Свою и селения райские. ПСАЛОМ 43 в конец, разумения тайны всемогущества Христова в чудесах египетских. Сыны Кореевы - сыны терпения, ибо " Корей " значит " Голгофа " , место лобное; и Христос распятый - и Десница Божия, и Похвала; и Крест Его - рог спасения. ПСАЛОМ 44 о возлюбленном Отроке Иисусе, о великом изменении во вселенной: " во Христе, нова тварь " (2Кор.5:17), об обращении к вере, покаянию и о славе Богоматери и Церкви. Христос Бог в доброте - в благодати, во всемогуществе, премудрости, утвердил престол, жезл царствия, яко Царь и Царица - Пресвятая Богородица, предста одесную Царя Христа. Вся слава Дщери Царевы - Девы Богородицы - внутри, яко Премудрость созда Себе дом: " Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил " (Мф.1:23), ибо изведет жезл из корене Иессеева, и ублажат Деву вси роды. Она и несекомая гора, и лествица, и врата заключенная, и ковчег Завета, и золотая кадильница, и земля обетования, и руно Гедеоново, и купина неопалимая, Святая святых большая. И вся слава Дщери Царевы яко рясна златые - чистота, вера, любовь, благодать, и Она честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим. Приведутся Ея ради Царю девы в след Ея - души всех чистых и святых. И Богородица - Матерь Божия и Матерь всех христиан, и все верные - сыны Ее. Помяну имя Твое, Богородице, во всяком роде и роде, яко и Сама Пречистая воспела: " Се бо отныне ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мне величие Сильный и свято имя Его " (Лк.1:48-49).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

Ст. 7. Припомни – воздай, накажи; ...сынам Едомским – жителям Идумеи, страны, расположенной к юго-западу от Мертвого моря. Идумеяне постоянно враждовали с древними евреями (см.: Иез. 25:12; 35:5 ). Ст. 8. Дочь Вавилона – жители Вавилона. В 539 г. до Рождества Христова Вавилон был взят войском персидского царя Кира Старшего. Ст. 9. В этом стихе встает хорошо знакомая в древнем мире картина расправы над побежденным народом, когда жертвою оказывались дети и женщины. Псалмопевец взывает здесь к ветхозаветному закону возмездия «око за око, зуб за зуб» (см.: Исх. 21:24 ), который был упразднен в Новом Завете (см.: Мф. 5:38–48 ; Лк. 6:27–29 ). Иносказательное объяснение псалма: под сынами Едомскими св. отцы понимают бесов, воюющих против человека, под Иерусалимом – душу, под Вавилоном – нечестие и грех , подчинившие себе человека, под младенцами – страстные помыслы, под блаженными – тех, кто разбивает помыслы о камень веры.   Псалом 137 Псалом Давида, Аггея и Захарии – надписание говорит о том, что псалом Давида исполнялся в богослужении пророками Аггеем и Захарией. Псалом распадается на три части: сначала Псалмопевец от себя лично возносит хвалу и благодарение Богу (ст. 1–3), затем, охваченный восторгом, зовет присоединиться к этому славословию всех царей на земле (ст. 4–6), в последних двух стихах (ст. 7–8) он снова доверительно обращается к Богу от своего лица. Ст. 2. ...за милость Твою и истину Твою – здесь упомянуты те свойства, о которых Сам Бог говорит в Библии: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» ( Исх. 34:6 ). См. также примеч. к пс. 32:5. Ст. 3. В день – в то время. Ст. 4. ...слова уст Твоих – ср.: Ис. 40:5 . Ст. 6. ...на смиренных взирает – ср.: Ис. 57:15; 66:2 . Ст. 7. ...руку Твою... десница Твоя – образы непобедимой силы.   Псалом 138 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...псалом Захарии, в рассеянии – эти слова отсутствуют в евр. тексте и указывают, вероятно, на то, что псалом был в употреблении у пророка Захарии в вавилонском плену. Псалом прославляет Бога как Всеведущего и Вездесущего, перед Кем человек обнажен во всех своих действиях и мыслях; открытость перед Богом ведет к чувству близости и заставляет восхищаться Его Премудростью, заботой о всей вселенной и о самой малой части ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– И ясно, что таким источником является слух, ибо страшное слово сердце мужа праведна смущает ( Притч. 12:25 )»/ Евагрий Понтийский . 1994, с.123–124/. Речь непосредственно, неотделимо связана со слухом/Флоренский. Т. 2. 1990, с.37/. Ни христианское богослужение, ни обыденную жизнь мирян и монахов невозможно представить без песнопений. Молитвы в православии не просто произносятся, они поются, и это является дополнительным условием, позволяющим настроиться на молитвенный лад и излить свою душу Богу. Афанасий Александрийский († 373 г.) в работе «Об истолковании псалмов» пишет об исцелении души благодаря воспеванию псалмов. При этом он не ограничивается только словесным содержанием Псалтири. В его сознании, как практически и в сознании всего христианского мира, псалмы неразрывно связаны со специфическими ритмо-мелодическими структурами. Это особый жанр гимнографии, ибо псалмы не читаются, но поются особым образом. Мелодическое исполнение псалмов своей напевностью и гармоничностью воздействует на души поющих и слушающих, приводя их в умиротворенное блаженное состояние. Музыкальность псалмов способствует отрешению души от обыденных чувств, страстей, переживаний и ориентирует ее на достижение христианского идеала – спасения для вечного блаженства/Бычков. 1991, с.7/. Известный христианский подвижник IV века Ефрем Сирин так достохвально пишет о псалмах: «Псалом – отгнание демонов. Псалом – оружие против страха ночного. Псалом – успокоение от дневных трудов. Псалом – безопасность младенцев. Псалом – утешение старцам, самое приличное убранство женщинам. Он светлыми делает праздники, он производит печаль по Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы. Псалом – дело Ангелов, небесное жительство, духовное кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он делает людей собеседниками Божиими, радует душу, прекращает суд, смиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами»/ Ефрем Сирин . Т. 3. 1994, с.45–46/. Важность зрения для человеческой жизни трудно переоценить: через него в человеческий мозг поступает около 90 % всей сенсорной информации.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

б) Псалом надписывается, по строгому преложению с Еврейского, Давиду. Некоторые дают сему выражению особливую знаменательность и полагают, что им означается не просто псалом, написанный Давидом, но Псалом Давиду, внушенный от Духа Святаго. в) Псалом песни, по изъяснению св. Златоуста, есть такой род псалма, в котором за песней, воспеваемою гласом и языком человеческим, следует псалом, совершаемый звуком орудий мусикийских . Происхождение Происхождение сего псалма некоторые думали объяснить победой Езекии над Ассирянами. (См. Толкование на Псалтирь.) Но сие происшествие не заключает в себе достаточных оснований к тому, чтобы поставить Давида песнопевцем Езекии. Другие почитали сей псалом песнею победы над Филистимлянами (Clarius inter crit. Sacros ). Но и сему мнению из всего псалма благоприятствует одно имя благовестниц (Пс.67:12). См.: 1Цар.18:6,7. Мнение, что настоящий псалом относится к исшествию сынов Израилевых из Египта, лучше других соглашается с содержанием оного (Пс.67:8,9). (Grotius inter cr. Sacr.). Сие, однако, не препятствует искать особливого случая, которым дух Божественного песнопевца обращен был на сей предмет. Таковым случаем не без основания полагают перенесение кивота Господня в Иерусалим со псалмопением (2Цар.6:5,14). (См. Толкование на Псалтирь.) Догадка сия утверждается на том, что настоящий псалом начинается тем восклицанием, которое употреблял Моисей при воздвижении кивота (Чис.10:34).   Содержание Общее содержание сего псалма есть прославление победоносного и спасительного Царства Божия, которое изображается в нем частью исторически, частью же пророчественно. В сем последнем отношении особенный предмет оного есть превознесение (Exaltatio) Иисуса Христа, как сие изъяснил Апостол Павел (Еф.4:7-10). Расположение Для удобнейшего рассматривания состав псалма разложен быть может на четыре главные части. I) Вступление, в котором открывается случай и начало настоящего пророческого восхищения - ощущение присутствия Божия с его действиями (2-4). II) Предложение. Оно есть воззвание к пению и радованию пред Богом (5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

ПСАЛОМ 132, степень 14 - любовь по Бозе к ближнему. Братия единоутробные - родившиеся в единой купели крещения во вселенной, во единстве веры во Христа Господа, ибо пребывают в обилии благодати Духа Пресвятаго, сходящей на гору Сионскую - Церковь Христову, где пребывает Бог любви, и каждый, пребывающий в любви, в Боге пребывает, и любящий Бога любит и брата своего. Любовь есть союз совершенства. ПСАЛОМ 133, степень 15 - благодарение Богу. Христиане, горне мудрствующе всегда хвалят и благодарят Бога, пленяя всяк разум в послушание Христово. И Творец неба и земли Христос Господь благословляет верных от Сиона Своего - Церкви святой- благодатию Своею. ПСАЛОМ 134 хваление Христу Богу, яко даровал нам свет истинный, и просвещение разума, и богопознание. Все православные христиане, и служащий алтаря, и все верные да благословят Христа Бога на земли и на небеси. ПСАЛОМ 135 прославляет Бога Вседержителя и благодеяния и милости Христа Спасителя; яко Глава святых церквей и всех святых Крестом утвердил землю, демонов и идолослужение сокрушил и всякой плоти - всем верующим во Христа - даровал обожение и спасение. ПСАЛОМ 136 выражает воздыхание и плач, да избавит Христос Бог пленения греховного Вавилона, да дарует обители небесного Иерусалима. Воспевается сила Креста и желание земли чуждей - человеку крещения святаго, и избавления от Вавилона мятежного, и греха- его дщери, благодати, дабы непрестанно призывая Иисуса Христа - камень нашей веры - в помощь, разбивать о Него младенцев - греховные помыслы - и блаженствовать во свете. ПСАЛОМ 137 воспевает созидание храма и силу благодати Христа Бога, яко " Слово плоть бысть " (Ин.1:14), и явися нам Его храм святый, и милость, и истина, и велия слава Господня - в Боговоплощении, в Божественной деснице Его спасая верных. ПСАЛОМ 138 воспевает всеведение Божие и спасительное промышление Христа от начала вселенной. ПСАЛОМ 139 яко молитва Христа, Сына Божия, Сына Человеческого к Богу Отцу и глас святыя Церкви и верного. Праведники исповедают имя Христово, и вселятся с лицем Божиим, и радоваться будут.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

10 . Псалом 10 с написанием «в конец» возвещает о премудрости Христовой, дабы укрепиться в надежде, благодатной помощи против видимых и невидимых врагов, устрашая их Страшным судом Божиим и лютой казнью и вечным мучением. 11 . Псалом 11 возвещает воздавать славу и честь до скончания века Христу Спасителю, когда откроется день осьмой – незаходимый, вечного блаженства. Воистину словеса Господня чиста, очищено седмерицею – семью дарами Духа и таинствами и семью Соборами. Страсти ради наших и воздыхания убогих Христос пострада, умре и воскресе. 12 . Псалом 12 изъявляет глас Адамов и души человеческой от лица праведных – да не замедлится пришествие Христа Спасителя. Лице же Бога Отца есть Христос Господь, спасающий род человеческий, и к Нему молитва: «Призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои, и возрадуется сердце мое о спасении Твоем, Христе Боже наш». 13 . Псалом 13 обличает безумие нечестивых, ибо многие уклонились от правды Божией на дела беззакония, не призывают Бога, Господь же в роде праведных. От Сиона – Церкви Святой, устроит спасение и избавит людей от пленения диавольского. 14 . Псалом 14 вразумляет верующих во Христа, желающих войти в Царствие Небесное, – жить добродетельной жизнью, избегать всякого зла, любить истину и добро. 15 . Псалом 15 Столпописание – то есть выражение премудрости Божией, дабы возвещались великие благодеяния Божии и любовь Божия к человеку. Человек стал достоянием Божиим через дары Духа Святого, и непрестанной молитвой человек может духом своим всегда пребывать с Богом в веселии сердца – Яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ). 16 . Псалом 16 есть молитва Самого Праведника – Сына Человеческого Христа Господа к Богу Отцу от лица человечества. К Нему же Он и Ходатай есть и очищение о грехах наших: не о наших же точию, но и всего мира. Псалом этот и молитва есть Церкви Святой и всякого верного к Богу во избавление от всякого зла и о даровании благ небесных. Десницей Божией в Божественной силе Христа Спасителя, в крове крилу – Животворящего Креста верные находят покой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010